На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гражданское общество и государство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ ВПО  «Академия права и управления (институт)»
Пермский филиал
юридический факультет
кафедра государственно-правовых дисциплин 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория государства и права»
Тема: Гражданское  общество и государство  

Вариант № 28
Зачетная книжка № 03с – 10/088 
 

Выполнил: студент – заочник 1 курса 1 группы
                          Пастухова Наталья Николаевна
            Бульвар Гагарина 73-3
        Тел. 8-902-800-11-75
                                                    Научный руководитель: К.Ю.Н Каминский Б.Б. 
 
 
 

Пермь 2011
 

СОДЕРЖАНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ

     Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере. Однако, довольно часто взаимодействие гражданского общества и государства характеризуется рядом отрицательных явлений, наносящих вред и обществу, и самой государственной системе.
     Проблема  соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства, с тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Эта проблема актуальна и сейчас. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России продолжает формироваться гражданское общество, основанное на свободе граждан. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.
     Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства  на примере России.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
     1) рассмотреть понятие, сущность, структуру и признаки гражданского общества;
     2) изучить особенности развития и становления гражданского общества на примере России;
     3) выявить характер соотношения гражданского общества с государством;
     4) изучить проблемы развития гражданского общества в России и возможные пути их преодоления.
     Объектом  исследования в работе является гражданское общество, предметом исследования – особенности его развития в Российском государстве.
     Решение поставленных задач в работе осуществляется на основании метода непосредственного изучения литературы по обозначенной тематике.
 

1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1. Гражданское общество и развитие учения о нем

     Рассматривая  особенности развития учений о гражданском  обществе, стоит отметить, что на протяжении всей  своей  истории  наиболее  прогрессивные,  мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального  общественного устройства, где царили бы разум,  свобода,  благополучие  и  справедливость.
     Формирование    гражданского    общества    увязывалось     с     проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Античные мыслители  не  разделяли  «Общество»  и  «Государство». 
     Отделение государства от общества  и  превращение  его  и  общества  в относительно  самостоятельные  феномены  произошло   только   в   результате буржуазных революций и утверждения  полного  господства  обменных  отношений как  средства,  связующего  людей  в   общественные   организмы.   Общество, освободившееся   от   тирании   государства   и    объединившее   отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского1.
     В результате  развития  общественных  отношений  трансформировались  и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.  Руссо уже мотивировалось  соответствие  гражданскому  обществу   не   всех,   а   лишь прогрессивных, по их мнению, форм  государственного  устройства,  основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж.  Локк  считал, что  абсолютная  монархия несовместима  с  гражданским  обществом  и, следовательно, не  может  вообще  быть  формой  гражданского  правления.
     Макиавелли  полагал наилучшей  формой  государства  смешанную,  состоящую  из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых  призвана  сдерживать и оберегать другие.
     Характеризуя  гражданское общество, И.Кант  главными  считал  следующие идеи о том, что: человек все должен создавать собственными силами и должен  отвечать за созданное; столкновение  человеческих  интересов  и  необходимость  их  защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; гражданская  свобода,  законодательно  обеспеченная  правом,  есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и  возвышения человеческого достоинства.
     Эти  идеи  легли  в  основание  теории  гражданского  общества.  Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их  саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что  для  человечества величайшей проблемой, разрешить  которую  его  вынуждает  природа,  является достижение всеобщего правового гражданского общества.
     Важную  роль в формировании представлений  о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу  действия  частного  интереса.  Сюда  же  он включал семью, сословные отношения,  религию,  право,  мораль,  образование, законы и вытекающие из них  взаимные  юридические  связи  субъектов.  Особую роль Гегель отводил противостоящим  друг  другу  индивидам.  Согласно Гегелю, в  гражданском обществе “каждый для  себя  -  цель,  все другие  для него  ничто.  Но  без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема  своих  целей”. Гражданское  общество,  по  Гегелю,   -   отнюдь   не   высшая   форма "всеобщности" (коллективности). Оно результат разложения  кровнородственных связей и объединения людей на иной - обменной - основе  в  народ,  в  нацию2.
     Чтобы наиболее полно раскрыть понятие  гражданского общества, необходимо определить основные его отличия от общества обычного. Стоит отметить, что общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей  ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.
     Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности3. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество, в некотором роде, представляет собой продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
     В гражданском обществе в отличие  от государственных структур преобладают  не вертикальные (подчиненности), а  горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
     Также гражданское общество можно определить, как закономерный этап, высшую форму самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа.
     Важно отметить, что обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
     Некоторые авторы определяют гражданское общество как объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия4. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы.
     Таким образом, сущность гражданского общества заключается в возможности граждан пользоваться своей экономической свободой и в соблюдении ими установленных норм поведения, которые рассматриваются в качестве общепринятых и недопустимых к нарушению. Для того, чтобы наиболее полно понять содержание гражданского общества, необходимо изучить его признаки и структуру.

1.2. Признаки и структура гражданского общества

     Удалось определить, что гражданское общество представляет собой общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Также гражданское общество - это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Кроме того, гражданское общество обладает рядом признаков, которые отличают его от обычного общества. Схематично данные признаки отображены на рисунке 15.
     Также стоит отметить, что основная функция гражданского общества заключается в наиболее полном удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д. 


     Рисунок 1 – Признаки гражданского общества 

     В рамках выполнения этой основной функции  гражданское общество выполняет  ряд важных социальных функций6:
     1) на основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур;
     2) на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления;
     3) гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций;
     4) институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
     5) гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.                           
     Гражданское общество выполняет также функцию  социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
     Гражданское общество имеет и свою структуру, составляющими которой являются различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные оказывать влияние на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.
     Структуру современного гражданского общества можно  представить в виде пяти основных систем (рисунок 2)7.
     Рассмотрим  данные виды систем более подробно.

     Рисунок 2 – Структура гражданского общества 

     Социальная  система гражданского общества охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах. Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
     Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы - социальной.
     Политическую  систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между  ними. Индивид политически выступает  в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования8. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.
     Духовно-культурная система образуется из отношений  между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих  материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием.
     Информационная  система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно  и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
     Суммируя  все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства.
 

2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ

2.1. История развития и современное состояние гражданского общества в России

     Рассмотрение  истории развития гражданского общества в России следует начинаться с 1985 г. когда проводимые преобразования имели целью формирование самих предпосылок гражданского общества. Важную роль здесь отводится процессу приватизации. Стоит отметить, что перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля9.
     Отношения между государством и обществом  развиваются в современной России на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с другой - неспособностью или нежеланием правящей элиты создать новые "правила игры" в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.
     В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрения творческой инициативы обнаруживают антисоциальные формы, когда существующую роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включённым в активную экономическую деятельность, так как не были своевременно принятые необходимые для этого решения правительства. Обесценение денежных вкладов населения из-за инфляции. Отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.
     На  пути формирования гражданского общества в России присутствовали и другие трудности:
     1) устойчивые стереотипы;
     2) система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические;
     3) социальные и культурные предпосылки гражданского общества.
       Частная собственность, неравенство,  конкуренция, рынок порождали психологический дискомфорт. Вследствие ошибок и просчётов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, осознание необходимости и ценности этих принципов было крайне затруднено.
     Что касается современного состояния развития гражданского общества в России, в последнее время гражданские движения переживают настоящий бум. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства - иерархии.
     Также стоит отметить, что сегодня основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и малого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово-промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор «второй (малой) экономики», а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти.
     Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массового характера, а стержнем гражданских отношений  выступают персонифицированные  отношения собственности («частная собственность»). Чем большее число людей втянуто в эти отношения и является собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. Показателем этого является удельный вес «среднего класса» в социальной структуре (по оценкам экспертов, его доля должна составлять до 60% населения)10. В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится.
     Сегодня, в условиях прошедшего мирового кризиса, рост организаций гражданского общества объясняется не только продолжением становления частной собственности и рыночной экономики, что сделало их появление необходимым, но и созданием важных условий, которые делают развитие гражданского общества возможным. Речь идет о демократизации общественно-политической жизни в стране.
     Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в  России зафиксированы в ее Конституции. Она провозглашает, что Россия является демократическим правовым государством. В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности Каждый гражданин согласно Конституции имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (статья 34).
     В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется  в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
     Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением  общества, возрастанием социальных, в  том числе межнациональных, конфликтов. Эти негативные явления становятся тормозом в становлении гражданского общества. В современных условиях на первый план выступают проблемы социальной защищенности населения и реализации принципов социальной справедливости. Во главу угла политики государства необходимо поставить такие принципы, как гуманизм, демократия, свобода личности, равенство возможностей. Только таким образом можно обеспечить движение нашей страны к гражданскому обществу.
     Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления  современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.
     В своём послании 2007 года Президент  России В.В. Путин отметил, что о государстве "судят не только по политическим успехам и развитию экономики, но прежде всего, по людям, по уровню их личной свободы. По тому, насколько влиятельно там гражданское общество". Он обратил внимание на то, что в России гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным.
     В целом, общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.