На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы по экономической теории

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Предмет и метод экономической  теории.
Зародилось  в 16 в. Термин в 6 в. до н.э. в трудах Конфуция. Эк-ка – расм-ся как науч. отражение реальных эконом. прогрессов и явлений, т.е. совокупность знаний об эконом. явлениях, процессах выраженных в сис-ме категорий, законов и моделей:
    Отраслевые экон. науки (с/х, л/х, агрономия)
    Функциональные ЭН (маркетинг, менеджмент, БУ, финансы, Э труда)
    «пограничные» ЭН (география, социология,…)
Экон. теория -  общественная наука, кот. исследует отношения м/д людьми, их поведения в процессах про-ва распределения потребления и обмена материальных благ в мире редких рес-в.
Предмет ЭН – экон. отношения м/д людьми по поиску эффективных путей исп-я ограниченных рес-в в целях более полного удовлетворения потребностей каждого чел-ка. Э субъект – субъект  выполняющий экон. ф-и (дом. хоз-во, фирмы, гос-во). Э объект – различные виды рес-в, предметы потребления, материальные условия про-ва, доходы, национ. богатства.
ЭТ –  позитивная (считается неверной любая  теория, основанная на нереальных, не подтвержденных фактами экон. жизни постулатах. Видит факты такими, какие они  есть на самом деле (что есть?)); нормативная (опирается на заранее провозглашенные  определенные положения, кот. определяются политическим, философским и религиозным  мировоззрением. Навязывают оценку того или иного факта и то, каким  он должен быть. Истинность положений  считается бесспорной. Оторван от хоз. жизни, не получил широкого признания (что должно быть?))
Методы:
    диалектический – развитие
    анализ и синтез
    метод науч. абстракции:
абстрагирование означает очищение наших представлений  об изучаемых процессах от преходящего, временного и выделение в них  всего прочного, постоянного. Благодаря  этому методу можно понять сущность явлений и законы. Для правильных выводов надо принимать во внимание всю совокупность явлений, т.к. анализ отдельных фактов приведёт к ложным результатам.
    метод сочетания исторического и логического:
общество  на любой стадии развития представляет целостный организм, все его компоненты находятся в определённой взаимосвязи. Логическая связь показывает в сжатом виде исторический процесс становления  данной системы.  Элементы экономической  системы находятся в постоянном историческом движении.
    метод индукции и дедукции.
    системный метод
    метод моделирования
    экономико-стратегические методы (обработка и анализ данных)
Функции:
    познавательная – изучение сущности экон. явлений и процессов
    теоретическо - методическая – выявление общих принципов экон. поведения субъектов и применение этих принципов при изучении проблем др. экон. дисциплинами
    практическая – использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов хозяйствования и экономикой страны. Цели ЭТ:
    Э эффективность = результат разделить на затраты
    полная занятость
    устойчивый экон. рост
    стабильность цен
    справедливое распределение доходов
    экон. свобода (свобода выбора, предпри-ва, частной собственности)
    равноместный платежный баланс
3 уровня экон. анализа:
1. Микро-уровень  – раздел ЭТ, кот. изучает закономерности функционирования отдельного субъекта или отдельного рынка.
2. Макро-уровень  – раздел ЭТ, кот. изучает закономерности функционирования нац. эк-ки как единого целого и способы воздействия гос-ва на экон. явления и процессы.
3. Мега-уровень  – мировая экономика. 
Знания - обыденные, эмпирические, научные.
    Эволюция  представлений о  предмете ЭТ.
ЭТ –  общ-ная наука. Изначально экономия – наука о д/х. Аристотель использует термины экономия, экономика, рассматривает  происхождение и сущность денег. На последующих этапах развития общ-ва идёт становление политэкономики как  науки, изучающей теоретические  вопросы экономики.
Этапы развития. 1. Меркантелизм  (Манн, Кольбер) Исходили из того, что источник богатства общ-ва - торговля. Предмет исследования – отношения в области торговли.
2. Физеократов. (Кенэ, Тюрго) Акцент исследования переносят в сферу про-ва (ограничена с/х). Кенэ в "Экон. таблицах" рассматривает процесс про-ва как непрерывно повторяющийся и возобновляющийся, т.е. как воспро-во. Впервые обосновал необходимость соблюдения определённых пропорций в развитии пр-ва. Социальная структура общ-ва состоит из 3х классов: про-ного (с/х), соб-ков (владельцы) и бесплодного (все остальные). 3. Школа классической политэкономии (Смит, Рикардо). Осн. объект исследования – про-во, независимо от отраслевой особенности. Смит полагал, что каждый чел-к, стремясь к личному обогащению, удовлетворяет интересы общ-ва в целом. Основа учения - принцип свободной конк-ции. Рикардо считал,  фундамент экон. отношений – закон стоимости. Капитализм – рациональная сис-ма про-ва. 4. Марксизма (К,Маркс) Учение об общ-ных экон. формациях (первобытное, рабовладельческое, феодальное общ-во и т.д.); об элементах экон. формации – производительных силах, про-ных отношениях; продолжено исследование трудовой теории стоимости Смита. Дан анализ эволюции форм стоимости, создана теория  прибавочной стоимости. Но в той форме, в кот. она сложилась в СССР, приобрела ряд негативных черт. Главной задачей была защита социал. строя. 5. Кейнсианство (Кейнс) – исследование депрессии. 6. Монетаризма. (Мильтон, Фридман) Акцент на изменениях в кол-ве денег, находящихся в обращении. Полагали, что существует связь м/д темпом роста кол-ва денег и нац. дохода. Инфляция – опережение темпа роста денег темпом роста про-ва. Деньги – главный фактор рыноч. эк-ки. Для стабилизации эк-ки необходимо поддерживать денежную массу на уровне 3-5 % от ВНП. Современный подход: специфика современной ЭТ – предмет анализа - рыноч. эк-ка, в центре исследования проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экон. рес-в добиться max отдачи от затрат; экон. законы, действующие в общ-ве.
3. Основные проблемы эконом. организации общества. Кривая произ-ных возможностей.
Всякое  про-во требует определённых экон. рес-сов. Экон. рес-сы, или ФП, - капитал, труд, земля, предприн-кий талант. В любом общ-ве они всегда ограничены. Любая страна имеет определённый технический потенциал – станочный парк, технологию, лишь определённое кол-во и качество раб. силы, определённые природные рес-сы, потенциал предприн-кой способности. Задача общ-ва – наиболее рациональное, эффективное использование природных рес-сов. Эк-ка сталкивается с необходимостью выбора, альтернативного использования рес-сов. Эк-ка сдерживается ограниченными рес-сами. Ограниченность рес-сов означает ограниченность выпуска продукции. Общ-во должно определить оптимальную структуру про-ва благ. Преимущество в одной отрасли пр-ва – сокращение в других отраслях. Эту зависимость можно выразить кривой производственных возможностей.
                   Произ-ные альтернативы
товар А В С Д Е
Пицца млн.шт.
0 1 2 3 4
Роботы    шт.
10 9 7 4 0
 
Кол-во товара от кот. следует отказаться в пользу про-ва доп. про-ва др. товара – альтернатив. издержки, альтернативной стоимостью. 

При анализе кривой исходят из опред. предположений. 1. Предполагается, что  эк-ка функционирует в условиях полной занятости и наибольшей эффективности  про-ва. 2. В общ-ве имеется постоянное по кол-ву и качеству число рес-сов. 3. Неизменность технологии. 4. Предполагается, что общ-во производит 2 продукта
    Товарное  производство и его  эволюция.
Товарное  производство –  сис-ма орг-ций общ. хоз-ва, при кот. продукты создаются путем купли-продажи как товаров на рынке и предназначаются для удовлетворения общ. потребностей.
Условия возникновения тов. про-ва:
    Общ-ное разделение труда – ограничение сферы про-ва одного или нескольких видов продукции. Общ-ное разделение труда возникает на определённом этапе развитя общ-ва (I – появление скотоводческих племён, II – появление ремесла,  III – появление купцов). Товарное про-во зародилось с появлением ремесла, т.к. ремесло порождает необходимость обмена деятельностью, чел-к может специализироваться на про-ве одного продукта, если он от др. получает сырьё и если он обменивает свою продукцию на продукцию других.
2. Экон. обособление товаропроизводителей. Только тогда, когда про-ль  блага становится его собственником,  он обменивает свою продукцию  в форме купли-продажи, про-во  обретает товарный хар-р.
Особенности тов. про-ва:
    открытая сис-ма
    специализированный труд
    косвенные апосредственные связи м/д про-вом и потреблением (товаром обмениваются – потребности удовлетворяются)
Тов. про-во:
      простое – про-во мелких частных про-лей (труд товаропро-ля и членов семьи, цель – удовл-е потребностей товаропро-ля)
      капитал-кое – про-во, при кот. собственник средств нанимает наем. труд (исп-ся наемный труд, цель – получение прибыли)
Оба хар-ся стихийным развитием про-ва и  конкуренцией
8. Капитал, его сущность и виды
первый  – К.Маркс. Он отмечал, что движение капитала начинается с денег. Но сами деньги не капитал, а превращаются в  него в случае использования с  целью получения прибыли. Деньги в качестве капитала совершают оборот (Д-Т-Д1), где Д1 первоначальные авансы Д + приращения ?Д (прибавочная стоимость). Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость.
Капитал:
    основной (ср-ва про-ва длительного пользования, участвуют в про-ве многократно, стоимость переносят в стоимость готового товара по частям в виде амортизации);
    оборотный (СП краткого пользования – сырье, материалы, транспорт, труд работников; участвует в про-ве однократно; стоимость переносится сразу и полностью).
Капитал:
    постоянный (часть капитала, кот. воплощена в ср-вах про-ва)
    переменный (часть капитала, затрачиваемая на покупку раб. силы, изменяет свою величину, поскольку в процессе труда наемные рабочие создают новую стоимость, кот. больше, чем стоимость, затраченная на покупку раб. силы)
Норма прибавочной стоимости – отношение  величины прибавочной стоимости  к переменному капиталу, выраженное в процентах.
  
m1 – норма прибавочной стоимости
более строгое определение капитала может  быть таким: капитал – запас благ (богатства) в денежной или неденежной форме, кот. принося доход своему владельцу на основе самовозрастания.
5. Теория стоимости и предел. полезности.
Труд. теорию стоимости в 19 в., заложенную Смитом и Риккардо,  завершил Маркс. Он рассматривал товар и его хар-ки с позиции про-ля. Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи и обладающий 2-мя хар-ми: потреб-ой стоимостью (способность товара удовлетворять какую-либо потр-сть чел-ка) и стоимостью (общ. св-во товара, воплощенный в товаре общ. труд (к стоимости подходим ч/з меновый трудспособность товара обмениваться на др. товар в опред. пропорциях)). Двойственность товара обусловлена двойственным хар-ром труда, с одной стороны конкр. труд создает потреб-ую стоимость, с другой – труд это затраты раб. силы. В этом смысле труд абстрактный и создает стоимость. Конкретный труд выступает как частный и лишь на рынке труда проявляется как общ-ный  создатель стоимости. Величина стоимости опр-ся кол-вом труда, кот. опр-ся рабочем временем, произ-стью и интенсивностью труда. Разные товаропро-ли затрачивают на про-во одинаковых товаров разное кол-во времени из-за различий в орудиях труда, навыков, опыте, т.е. их индив. затраты не одинаковы, но поскольку стоимость есть общ. св-во товара, то ее величина должна опред-ся не индив-ми, а общ-но необходимыми затратами труда. Они отражают время, затраченное на про-во товара при средних условиях. Так действует закон стоимости: про-во и обмен товаров осущ-ся в соответствии с их общ. стоимостью. Недостатки: затратно (про-во ради про-ва), неточное определение стоимости.
Субъективный  подход к стоимости реализован теорией предел. полезности. Товар рассм-ся с позиции покупателя как экон. благо, обладающее ценностью и пол-тью. Ценность опр-ся редкостью. Различают абстрактную (способность приносить пользу вообще) и конкретную (полезность данного блага для конкр. покупателя) полезность. По мере потребления блага каждая доп. единица приносит потр-ю доп. предел. полезность. Сумма предел. полезностей составляет общую полезность блага. Согласно закону убыв. предел. полезности каждое последующее благо обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. Теория стоимости и предел. полезности отражает односторонний подход к товару и его хар-ром. А.Маршал предложил ценовую теорию товара: полезность выступает хар-кой спроса, а затраты хар-ют предложение товара на рынке.
6. Деньги: сущность, функции.  Особенности современных  денег.
Этапы в развитие появления  денег:
    товар обменивается на товар
    товар посредник Т-т-Т (соль, пряности,…)
    редкий товар (длительность хранения, прочность, портативность, делимость) Т-Д-Т
Деньги  – специфический товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Сущность  денег проявляется в их функциях:
    мера стоимости (деньги выступают в роли общ. эквивалента и выражают стоимость всех товаров)
    средства обращения (купля-продажа товаров при помощи денег)
    средства накопления (сбережения)
    средства платежа (в долг, кредит, под долговые обязательства,…)
    мировые деньги (благородные металлы)
Виды  денег:
Полноценные и символические / металлические  и бумажные / наличные, кредитные, безналичные, электронные.
Закон денежного обращения:
где
КД –  требуемое кол-во денег в обращении
СЦТ –  сумма цен реализованных товаров  и услуг
К – сумма цен товаров проданных в кредит
П – платежи, срок по кот. наступил
ВП –  взаимопомогающие платежи
О –  скорость обращения денег
Уравнение обмена (А.Маршал, И.Фишер):
, где
M – денежная масса
V – скорость обращения денег
P – общий уровень цен
Q – объем товаров, произведенных на рынке (объем нац. про-ва)
7. Капитал, его сущность и виды
первый  – К.Маркс. Он отмечал, что движение капитала начинается с денег. Но сами деньги не капитал, а превращаются в  него в случае использования с  целью получения прибыли. Деньги в качестве капитала совершают оборот (Д-Т-Д1), где Д1 первоначальные авансы Д + приращения ?Д (прибавочная стоимость). Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость.
Капитал:
    основной (ср-ва про-ва длительного пользования, участвуют в про-ве многократно, стоимость переносят в стоимость готового товара по частям в виде амортизации);
    оборотный (СП краткого пользования – сырье, материалы, транспорт, труд работников; участвует в про-ве однократно; стоимость переносится сразу и полностью).
Капитал:
    постоянный (часть капитала, кот. воплощена в ср-вах про-ва)
    переменный (часть капитала, затрачиваемая на покупку раб. силы, изменяет свою величину, поскольку в процессе труда наемные рабочие создают новую стоимость, кот. больше, чем стоимость, затраченная на покупку раб. силы)
Норма прибавочной стоимости – отношение  величины прибавочной стоимости  к переменному капиталу, выраженное в процентах.
  
m1 – норма прибавочной стоимости
более строгое определение капитала может  быть таким: капитал – запас благ (богатства) в денежной или неденежной форме, кот. принося доход своему владельцу на основе самовозрастания.
8.  Место собственности в эконом. системе. Виды и формы собственности.
Собственность хар-ет системы эконом. и юрид. отношений по поводу обладания имуществом, присвоения и использования материальных условий и их результатов.
Первоначально соб-ность практиковалась как правовое отношение, включающее: владение, пользование, распоряжение. По мере развития общ. про-ва и появление различных форм предприн-кой деятельности, соб-сть приобретает значение и в эконом. аспекте, и рассматривается как эконом. отношения м/д людьми по поводу присвоения и использования средств про-ва и произведенной продукции.
Собственность это прежде всего присвоение. Главная форма присвоения - произ-во, но присвоение шире про-ва, присвоить можно и не производя (налоги, дар, наследство). Процесс противоположный присвоению -  отчуждение. Оно состоит в том, что для опред.  лиц средства про-ва и произведенный продукт выступают как чужая собственность.
Отношения соб-ти включает субъект и объект     соб-ти. Объект – имущество. Субъект  – собственник. Отношения м/д субъектом и объектом соб-ти хар-ет меру обладания объектом и ф-ю субъекта, а отношения м/д различными субъектами соб-ти касаются форм распределения имущества, доходов и ценностей м/д соб-ками. Экон. форма соб-ти не существует вне юрид. распоряжаться имуществом можно и не имея его в соб-ти (аренда, траст, концессия). Соб-ть экономически реализуется когда приносит доход собственнику.
Формы соб-ти:
Частная, групповая, общая (гос-ная) – эти  формы базовые. Кроме них сущ-ет смешанная соб-ть – это сочетание нескольких базовых форм (акционерное общество).
9. Эконом. система. Виды эконом. систем.
Эконом. сис-ма - совокупность всех эконом. процессов, совершающих в общ-ве на основе действующих в нем имущественных отношений и способов регулирования экон. жизни.
Признаки  экон. сис-м:
      Господствующая форма собственности
      Способ принятия экон. решений по основным вопросам экономики
Элементы  экономической  системы:
1. Социально-экон. производственные отношения, которые  сложились на основе форм собственности  на экон рес-сы и результаты  хоз.деятельности.
2. Хоз.  механизм-способ регулирования экон. деятельности на макроуровне. 
3. Конкретные  экон. связи м/д хоз. субъектами. Экон.  сис-ма имеет трудовые, природные рес-сы, средства про-ва, научно-технические рес-сы, образовательные. В эконом.  системе имеется общ-ое разделение труда и специализация про-ва.
Экон. системы:
    Нерыночные: традиционные, командные
    Рыночные: рыночная экономика свободной конкуренции, современная смешанная экономика.
Типы  экон. сис-м (зависит  от формы соб-ти):
      экон. система с централизованным управлением: функционирует в условиях гос. соб-ти при полном отсутствии частной. Гос-во – распорядитель высшего уровня (чиновники);   государствено – административная бюрократия – распорядители; раб. сила - пользователи -  про-ли
      рыночная сис-ма: функционирует на основе частной соб-ти и ее модификаций, пользование объектами кот. формирует про-ля, имеющего высокий про-ный интерес.
      смешанная экономика: ограничение экон.    ф-ий гос-ва. 
Современной рыночной сис-ме присуще смешанная  экон. сис-ма.
    10Эконом. субъекты и их взаимодействие.
Экон. субъектсубъект, выполняющий экон. ф-ции. Простые – (чел, дом, фирмы), Комплексные – отрасли эк-ки и гос-во. Дом. хоз-во получает доход, предоставляя ФП, цель – потребление. Бизнес – цель – максимизация прибыли, увеличение масштабов про-ва. В процессе их деят-ти возникает экон. явление. Причинно-следственные связи, возникающие м/д экон. явлениями в процессе их развития, наз-ся экон. механизмами.  Закон возвышения потребностей – экон. потребности бесконечны и не имеют предела. Потребности личные (первой необходимости и роскоши) и про-ные. Форма проявления экон. потребностей – экон. интересы: личные, коллективные, общ-ные. Экон. стимулы – факторы, усиливающие желание получать экон. выгоду. Конкуренция – соперничество экон. субъектов за право использования благ. Чел-к – экон. мах результат при min затратах, он обладает рациональностью (полная и ограниченная) и эгоизмом  (сильная, полусильная, слабая).
11. Экон. объекты. Экон. блага и ресурсы.
Объекты - экон. блага. Это средство, кот. прямо или косвенно удовлетворяет потребность чел-ка. Выделяют две группы: 1. Экон-кие – те, кот. явл-ся  результатом хоз. деят-ти чел-ка. 2. Свободные или дарованные - блага созданные природой. Экон. благо обладает полезностью (с его помощью удовлетворяются потребности людей), редкостью (оно произ-тся в ограниченном кол-ве), ресурсоемкостью (использование ФП и процесс их создания). С точки зрения вещественного содержания экон. блага делятся на материальные (продукты) и нематериальные (услуги, здоровье, проф мастерство и т.п.). Материальные блага бывают длительного и разового пользования. Услуги делятся на коммуникационные – транспорт, связь;  распределительные – торговля, сбыт; деловые – финансовые услуги, страховые, аудита, маркетинга и т.п.; общ-ные – услуги органов гос. власти; социальные – образование, здравоохранение, культура… По назначению экон. блага делятся на потребительские и про-ные. По хар-ру потребления на частные  (единица может быть потреблена только одним или обменяться им по наследству) и общ-ные (про-тся для совместного потребления). Блага делятся на взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Все блага делятся на нормальные (с увеличением дохода потребление их растет) и низшие (наоборот).
 Рес-сы  делятся на природные (земля,  леса), трудовые (кол-во трудоспособного  населения, которое участвует  в создании благ), про-ные (капитал), предпринимательские способности  (способности к орг-ции и комбинированию  ФП), информация. Все они редкие, нужна  экон. эффективность. Все они взаимодополняют  и замещают друг друга. Они  мобильны, но степень мобильности  разная. Меньше - природные, больше - трудовые. Кругооборот рес-сов и  экон. благ: товары и услуги (потребляют) -  домохозяйства – экон. рес-сы  – фирмы / товары и услуги (поставляют) – фирмы.
12. Эконом. законы, их система и особенности действия.
Экон. законы – сущностные устойчивые, постоянно  повторяющиеся связи м/д экон. явлениями или процессами. Они отличаются 2 признаками: имеют причинно-следственный характер, условны, т.к. действуют только в том случае, когда соблюдены определённые условия. Экон. законы выражают существенные, внутренние, глубинные, необходимые, повторяющиеся, причинно-следственные  взаимосвязи в общ-ном про-ве м/д процессами и явлениями, взаимодействия м/д людьми. Экон. законы возникают и действуют в результатете про-ной деятельности людей. Экон. законы объективны (независимы от воли и сознания людей).
Экон. законы:
1.Всеобщие  – действуют во всех экономических  сис-мах (возвышающихся потребностей; общ-ного разделения труда; повышения  производительности труда и др.)
2 . Общие  экон. законы – действуют при  наличии общих социальноно-экон. условий (товарно-денежные отношения): а) стоимости; б) спроса и  предложения; в) денеж. обращения  и тд.  3. Особые ЭЗ – в  тех исторических эпохах, где  сохраняются условия их действия.
Экон. законы познаваемы и отражаются в сис-ме теоретического знания и в форме  законов экон. науки. Они не работают автоматически, они приводятся в  действие  потребностями и интересами экон. субъектов. В процессе выявления  и обобщения закономерностей  хоз. жизни экономисты выдвигают  гипотезы, если она доказана, то это  теория. Если на основе теорий строятся схемы их реализации, то это модели. Но они не могут использовать все  сведения и базируются на допущениях. Таким образом, в результате открытия и познания экон.  законов развиваются  экон. теории. 
 

13. Сущность рынка и механизм его функционирования.
Рынок – это сис-ма экон. отношений, кот. складывается м/д продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров при помощи денег по ценам устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.
Элементы  рыноч. механизма: спрос (О), предложение (S), цена (Р), конкуренция (К).
Основной  причиной формирования рынка явл-ся условия самого товарного про-ва.
Учение  о рынке - А.Смит. Он сформировал «принцип невидимой руки» - «дай им то, что  им нужно, и получишь то, что нужно  тебе».
Признаки  свободного рынка (конкурентного):
    большое кол-во продавцов и покупателей (свободный вход и выход на рынок; покупатель может купить необходимые товары, опираясь на свой доход).
    абсолютная мобильность всех рес-в (необходимо движение рес-в от менее к более эффективному про-ву).
    свободный доступ всех экон. субъектов к   инф-и (позволяет участнику рыноч. отношений сделать правильный выбор м/д несколькими вариантами рыноч. отношений: куда выгоднее вложить деньги, купить или продать акции)
    абсолютная однородность товаров (применение специальных знаков отличия товаров какой либо фирмы от др. товаров и фирм явл-ся неприемлемым). 
    отсутствие возможностей у продавца или покупателя влиять на цену.
Ф-и рынка:
      связующая (связывает продавцов и покуп-лей).
      инф-ная (ч/з биржи, инфраструктуры можно получить много инф-и).
      регулирующая (регулирует пропорции про-ва)
      стимулирующая (цены отражают желания покупателя => про-ль снижает цены)
      санирующая (очищение) (рынок может сам освободиться от неэффективных про-лей).
14. Преимущества и недостатки рынка. Функции гос-ва в рыночной экономике.
Преимущества  рынка:
    эффективное распределение рес-в (конк-я распределяет рес-сы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребителей, т.е. издержки общества становятся минимальными)
    способность удовлетворять разнообразные потребности населения (рес-сы достаются более сильным про-лям => конк-я заставляет повышать кач-во товаров, расширять ассортимент)
    свобода действия всех субъектов (легкий вход и выход)
    гибкость и адаптированность к изменяющимся условиям
    способность рынка сделать экономику бездефицитной (любая платежеспособность удовлетворяется)
Рыночный  механизм не явл-ся самодостаточным, в  некоторых случаях рынок не в  состоянии координировать экон. процессы и обеспечивать эффективное использование  рес-в - фиаско рынка:
    Рынок не может регулировать денежное обращение (обеспечение экономики нужным кол-вом денег явл-ся монопольной ф-ей гос-ва)
    Про-во общ. благ и услуг (неудовлетворение потребностей необходимых для общ-ва в целом – в основе некоммерческий интерес: расходы на гос. управление, правопорядок, нац. оборону, сис-му коммуникаций,…)
    Наличие «внеш. эффектов» (эф-ты направленные на 3-х лиц, могут быть положительными (строится дом – территория облагораживается) и отрицательными (выбросы вредных веществ в атмосферу)).
    Рынок обеспечивает действенной мотивации для развития фундаментальной науке (пред-ль вкладывает деньги в развитие таких проектов, кот.  имеют небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности)
    Дифференциация доходов и уровня жизни в общ-ве (рынок отбирает только сильных про-лей и квалифицированную раб. силу)
«Болезни» рыночного механизма: монополизм, инфляция, безработица, если они превышают  допустимый уровень для нормального  функционирования рынка. Чрезмерное вторжение  гос-ва в экономику тормозит экон. рост.
15. Спрос и величина спроса. Закон спроса.
Спрос – платежеспособная потребность (желание и способность потребителя приобрести товары и услуги в опред. месте в опред. время). (D)
Объем спроса – ф-я от цены: Qd = f(Р)
Закон спроса:
Чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот.
Кривая  спроса:
Обратная зависимость м/д ценой и объемом спроса вполне объяснима:
    Здравым смыслом (по низкой цене больше спрос)
    Принципом убыв. предел. полезности (каждая последующая единица блага приносит меньше удовольствия – цену нужно снижать)
    Эффектом замещения (при уменьшении цен на товар и сохранении прежних цен на др. товары покупатель будет стремиться заменить этим дешевым товаром потребления др. более дорогие товары)
    Эффектом дохода (цена снижается – спрос расширяется, при снижении цены покупатель чувствует себя более состоятельным и может расширить спрос на этот или др. товары)
Неценовые факторы:
Qd = f(Р, нецен. ф-в)
    Вкусы, предпочтения, реклама,…
    Доходы покупателей
    Ожидания потребителей
    Кол-во покупателей
    Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняемые)
Закон спроса не действует (связано  с поведением индивидов):
    Повышение цен на товары первой необходимости. Эффект Гиффена – с ростом цены спрос на товар возрастает.
    Ажиотажный спрос, вызываемый ожиданием повышения цен.
    Повышение цен на дорогие товары, когда покупатель покупает престиж.
    Для некот. редких и дорогих товаров (золото), кот. явл-ся средством вложения денег.
16. Предложение и величина предложения. Закон предложения.
Предложение – желание и готовность про-ля произ-ти опред. кол-во товара и предложить его на рынке в зависимости от возможной цены. (S)
Закон предложения: Чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот.


Qs = f(P)

Прямая связь  предложения и уровня цен объясняется  законом убыв. произ-ти ФП. Изменение цен приводит к изменению величины предложения.

Неценовые факторы:
    Число продавцов на рынке
    Ожидания производителей
    Цены на рес-сы
    Технология про-ва
    Цены на др. товары, удовлетворяющие одну и туже потребность
    Налоги и дотации (то, что дается про-лю из бюджета)



17. Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия.

в т. Е интересы совпадают спрос = предложению.

Равновесие означает такое состояние рынка, кот. хар-ся равенством спроса и предложения при данной цене.

Ф-и равновесной цены:
    инф-ная
    распределительная
    уравновешивающая
    стимулирующая

В реальности спрос  и предложение постоянно колеблются вокруг цены и равновесия, и если цена складывается выше равновесной, то на рынке избыток => конкуренция  заставляет про-ля снижать цены. Если цена складывается ниже цены равновесия величина спроса превышает величину предложения => дефицит товара.



Понижении цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – повышение предложения над спросом. Если спрос превышает предложение и он не удовлетворяется, образуется избыточный спрос, или дефицит. Осн. признаками дефицита явл-ся сокращение товарных запасов и появление очередей в отраслях, не имеющих товарных запасов (сфера услуг). Товарные запасы – фонды товаров, уже про-ные и готовые к продаже. Продавцы держат часть товара в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменение спроса. Когда запасы умен. ниже запланированного уровня, продавцы пытаются заполнить их, наращивая выпуск. К этому их стимулируют высокие цены, установившиеся на дефицитный товар. Увеличение объемов про-ва и предложения несколько снижает рыночную цену и позволяет потр-лям приобрести большее кол-во товара. В результате рынок приходит в равновесие.

18. Общественные блага и их особенности.

Экон. блага делятся  на частные и общ-ные.

1. Частные блага – каждая единица кот. может быть продана по рыночной цене, и будучи потреблены одним лицом не могут быть потреблены другим. Потребители конкурируют за приобретение таких благ – чистые частные блага. 2. Общ-ные блага – предоставление их одному лицу невозможно без предоставления их другим, причем без доп. затрат. Они делятся на: 1) Чистые общ-ные – потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет, оно неконкурентное в потреблении. 2) Исключаемые – не очень конкурентные, те, на кот. можно назначить цену и ограничить доступ (ВУЗ). 3) Перегружаемые – могут потребляться всеми, если они имеются в достаточном кол-ве (дороги). 4) Ограниченные – не являются ни чисто общ-ными, ни чисто частными. Оптимальный объем про-ва чистого общ-ного блага достигается тогда, когда предельная общ-ная выгода от потребления объема блага равна предельным издержкам его пр-ва MSB=MC. Если рынок не может обеспечить предложение общ-ных благ в соотношении с потребностью, то это делает гос-во.

19. Эластичность предложения.

Эластичность  предложения отражает степень реакции про-ля на изменение цены.

 



>1      S - эластично

<1      S – неэластично

=1      S – имеет единичную эл-ть



Рис. 1 – краткосроч. период, предложение абсолютно не эластично.

Рис. 2 – краткосроч. период (период в рамках кот. нельзя изменить про-ные мощности, но можно изменить интенсивность их использования), предложение не эластично.

Рис 3 – долгосроч. период (период, в рамках кот. можно изменить про-ные мощности), чем дольше период, тем эластичней предложение.

Значение  эластичности в микроэкон. анализе:

В хоз-ной практике анализ элас-ти позволяет:

определять размеры  про-ва отдельных товаров услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в  краткосрочном и долгосрочном периоде  для max-ии прибыли и min-ии убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах про-лей в связи с изменением цен на товары и услуги.

20. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.

Полезностьпоказатель степени удовлетворения, вызванная потреблением какого-либо набора товаров и услуг или отдельным товаром.

Подходы к измерению полезности:
    Кардиналистский предпологает абсолютно точное кол-ное определение величины полезности («ютиль» - единица измерения полезности).

Кардинализм опирается  на 2 взаимоисключающих начала:
    Связи с абсолютно точным измерением полез-ти.
    С крайне субъективной трактовкой полезности.

Этот подход не отражает реальности.

2. Ординалистский означает, что каждый чел-к может ранжировать (выстраивать в опред. порядке) свои потребности. Основано на 3 предпосылках:
    Потребитель знает и сформировал свои потр-ти и ранжирует их по степени значимости.
    2 набора благ всегда можно сопоставить с 3-им.
    Большее кол-во товара предпочитается меньшему, даже если оно не предназначается потребителю, его можно обменять на др. благо.

С точки зрения ЭТ потребителя интересуют 2 оценки полезности: Общая полезность – мера общего удовлетворения от потребления товаров и услуг за данный период. Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменениями в потреблении данного товара или услуги на единицу при условии, что потребление др. товаров остается неизменным.

, где 

MU – предельная полезность; ?TU – приращение общей полезности; ?Q – приращение кол-ва товара.

Уменьшающаяся предельная полезность – увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности (первая единица товара приносит больше удовлетворения, чем вторая).

Закон уменьшающейся предельной полезности:

Если потребление  всех др. товаров остается фиксированным, то предельная полезность товара будет  умен-ся по мере увеличения его потребления.

Кривая предел. полезности имеет отрицательный наклон. Изучение теории полезности логически обуславливает познание зависимости м/д ценой товара и купленным его кол-вом. Желание приобрести доп. единицу товара опр-ся не только потреб. предпочтением, но и суммой получаемого дохода. 

21. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия.

Анализ потребительского спроса основан на теории общей и  предельной полезности.

Современный вариант  модели потребительских предпочтений основывается на следующих предпосылках:
      потребитель знает и сформировал свои потребности и может их ранжировать. Способность ранжировать товары не определяет решение об их покупке. Ранжирование не означает выбор и не зависит от цен.
      Транзитивность предложений, т.е. 2 набора товаров и услуг всегда можно косвенно сопоставить с 3-им .

Основным элементом  анализа потреб. выбора служат кривые безразличия и бюджетная линия.

Кривые  безразличия –  совокупность всех точек кривой, на кот. расположена комбинация 2-х товаров приносящих одинаковое удовлетворение и к выбору из кот. покупатель безразличен.
набор А В
  c d
i
f
12 6
4
3
2 4
6
8

Особенности кривых безразличия:
    Отражает субъективный подход, т.е. оцен-ся предпочтения отдельного покупателя.
    Чем дальше от начала координат, тем большую полезность она отражает.
    Кривые безразличия никогда не пересекаются.
    Кривая всегда нисходящая, вогнутая во внутрь, это значит, что потребитель получает удовлетворение от 2 товаров при условии, что он увеличивает потребление товара А и отказывается от товара В, сохраняя общий уровень полезности.
    Отрицательный наклон отражает величину предельной нормы замещения.

, т.е. готовность замещать А на В

На индив. выбор  оказывают влияние доходы, т.к. наши покупки ограничены бюджетом.

Бюджетная линия – линия, показывающая разные комбинации 2 товаров, кот. покупатель может приобрести на свой фиксированный доход.
доход А, Р=1,5 В, Р=1
12 12
12
12
12
8 6
4
2
0
0 3
6
9
12

 
 
 


Особенности бюджетной линии:
    отражает объективные возможности потребителя, обусловленные доходами и ценами.
    чем дальше линия от начала координат, тем выше доход.
    наклон бюджетной лини зависит от соответствия цен на 2 товара.



Потребитель должен отказаться от 2 единиц товара А для потребления 3 единиц товара В.

Путем наложения  карты безразличия на бюджетную  линию выбираем тот набор товаров, где бюджетная линия касается кривой безразличия. Именно в этой точке  потребитель максимизирует свою полезность.

 Оптимальный выбор должен  удовлетворять следующим условиям:
    Потреб. выбор находится на бюджетной линии, т.е. весь доход должен быть истраченным.
    выбранный набор 2 товаров должен приносить максимально возможную полезность.
    в т. касания (т. X) наклон КБ = наклону БЛ.



т. W не доступна потребителю, у него нет такого дохода. т. Z и Y отражают наборы 2 товаров, приносящих меньшее удовлетворение. т. X отражает оптимум потребителя в статике, когда доходы неизменны. На самом деле доходы возрастают бюджетная линия смещается и оптимум достигается в точках на др. кривых безразличия, т.е. повышается уровень жизни и уровень потребления. Все точки оптимального выбора в динамике отражают кривую уровня жизни и закон Энгеля: с ростом дохода повышается уровень потребления и прежде всего растет спрос на товары повышенного качества.

22. Эластичность спроса.

Эластичность  спроса по цене степень реакции потр-ля на изменение цены, - отношение %-ого изменения спроса к %-ому изменению цены на него





- спрос эластичный, т.е. даже  при незначительном изменении  цены, объем продаж изменяется  значительно. (рис 1)  

- спрос имеет единичную эластичность. %-ные изменения в цене соответствуют %-ому изменению спроса.  (рис 2).

- спрос не эластичен, т.е.  значительное изменение цены  не приведет к значительным  изменениям в спросе.



Вне зависимости от цены величина спроса не меняется. В этом случае спрос  абсолютно неэластичен (рис 4). Абсолютно  эластичный спрос – при падении  цены ниже опред. уровня нет предела  процессу реализации товара (рис 5). 


Факторы неценовой эластичности спроса:
    Наличие заменителей данного товара. При повышении цены на осн. товар, покупатель может перейти на более дешевый аналогичный товар.
    Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, эластичен.
    Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место продукт занимает в доходе потребителя, тем при прочих равных условиях эластичность спроса на него будет выше.
    Временные рамки, временные рамки в пределах которых принимается решение. Спрос на коротком пром-ке времени менее эластичен, чем за длительные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией к новому спросу потребителей и про-лей.

Эластичность  спроса по доходу:


    Если с  ростом дохода растет спрос на товар, то эластичность спроса по доходу положительна спрос эластичный, а товар нормальный.
    Если с ростом дохода спрос снижается, то эл-сть спроса по доходу отрицательная спрос не эластичен, а товар – низшее благо.
    товар – предмет роскоши – высшее благо.

Перекрестная  эл-ть – позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на товар x при изменении цены на товар y.


    Если Еxy > 0, то x и y взаимозаменяемые товары.
    Если Еxy < 0, то x и y взаимодополняемые товары.
    Если Еxy = 1, то товары незавичимы.

Значение  эластичности в микроэкон. анализе:

В хоз-ной практике анализ эластичности позволяет:

определять размеры  про-ва отдельных товаров услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в  краткосрочном и долгосроч. периоде  для max-ии прибыли и min-ии убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах про-лей в связи с изменением цен на товары и услуги.
    23. Кругооборот капитала: основной и                              оборотный капитал. Амортизация.

Капитал, вкладываемый в про-во, начинает свое движение с  авансирования опред. суммы денег (Д) на приобретение ср-в про-ва (СП) и  раб. силы (РС), кот. исп-ся с целью про-ва (П) опред. товаров, включающих прибавочную стоимость к товарной форме (Т1). После реализации созданных товаров капитал возвращается к владельцу, принося прибавочную стоимость в денежной форме (Д1). Описанное движение капитала, включающее аван-ние, применение в про-ве, реализацию товаров и возврат к исходной денежной форме, образует кругооборот:

Д – Т –  СП  … П … Т1 – Д1

         \-  РC

Оборот  капитала – кругооборот капитала, расм-емый как постоянно повторяющийся процесс.

Время оборота капитала – время, в течении кот. первоначально авансированная стоимость, проходя сферу про-ва и обращения, возвращается к исходной форме, возросшей на величину прибавочной стоимости.

Скорость  оборота кап-ла – число оборотов  за год.

Основной  кап-лчасть произ-ого капитала (здания, сооружения, машины, оборудование и др. ср-ва труда), кот. целиком участвует в про-ве и переносит стоимость на вновь создаваемый продукт по частям.

Оборотный капитал – часть произ-ого капитала (предметы труда и раб. сила), кот., целиком участвуя в про-ве, переносит всю стоимость на вновь создаваемый продукт сразу.

В процессе исп-я  осн. капитал подвергается физическому (процесс утраты элементами осн. капитала своей потребительской стоимости. Опр-ся продолжительностью и интенсивностью исп-я оборудования, происходит под воздействием сил природы) и моральному износу (утрата основным капиталом части своей стоимости, кот. не успевает переносится на стоимость создаваемого продукта вследствие ускорения научно-технич. прогресса).

Амортизация – процесс постепенного перенесения на производимую продукцию стоимости капитала по мере его износа. Нормальная амортизация - отношение суммы амортизационных отчислений к стоимости осн. капитала, выраженного в процентах. К моменту износа вещественных элементов осн. капитала в амортизационном фонде накапливается сумма денег, обеспечивающая замену износившегося осн. капитала или его капит. ремонт.    

24. Теории фирмы: традиционная, поведенческая, эволюционная.

Фирма – субъект  рыноч. эк-ки. В своей деят-ти руководствуется интересами, определяющими её поведение для достижения целей. Эти цели по-разному рассматривают различные теории фирм.

Традиционная  теория. Она объясняет поведение фирмы стремлением к max-ии прибыли. Основывается на: 1. Соб-ник осуществляет операционный контроль и управляет фирмой. 2. Желание фирмы – max-ть прибыль путем равенства предельных издержек и предельного дохода. Обычно не используется марджинальный подход к оценке своей деятельности, т.к. подсчёт предельных издержек и дохода сложен, сложно выяснить динамику кривой спроса на продукцию фирм под воздействием эластичности спроса по ценам и доходам. В современной рыноч. эк-ке соб-ник привлекает для управления менеджеров. Поэтому теория не в состоянии в соответствии с реалиями объяснить поведение фирмы.

Поведенческая Управление осуществляется не соб-ком, а профессиональным менеджером. Цель менеджера – max-я объема продаж и поступающего дохода. Такой подход отражает современную реальность, т.к. в условиях АО владельцы акций явл-ся лишь формальными соб-ками, а управление перепоручается менеджерам. Эта теория реалистична, т.к. зарплата менеджера прямо зависит от выручки. С ростом выручки статус менеджера повышается, т.к. это позволяет внедрять новые методы, расширять её штат.

Эволюционная Целью фирмы явл-ся max-я роста фирмы. Соб-ники преследуют цели личного обогащения, стремятся к росту активов. Норма нераспределённой прибыли: вся прибыль фирмы распадается на две части, одна выплачивается в виде дивидендов, др. остаётся нераспределённой и образует фонд развития про-ва. Отношение нераспределённой части прибыли к распределённой образует норму удержания прибыли. Если распределить большую долю прибыли в виде дивидендов, акционеры будут довольны, рыноч. курс акций будет расти, что предохранит фирму от скупки акций конк-тами. Низкая норма накоплений не будет давать возможности для роста фирмы. Если осн. часть прибыли оставить нераспределённой, то дивиденды будут низкими, акционеры недовольны, но возможность для роста фирмы увеличивается. В этом случае акционеры могут начать продавать акции, их курс начнёт падать, появится угроза поглощения фирмы конкурентами. Задача – удерживать max прибыль при достаточной выплате дивидендов.

25 Сущность издержек и прибыль: экон. и бухгал. подход.

Согласно бухгалтерскому подходу издержки классифицируются по элементам затрат, бух. издержки представляют собой себестоимость продукции, а бух. прибыль = выручка от реализации – себестоимость (бух. издержки). Ограниченность этого подхода проявилась в начале прошлого века, т.к. бухгалтер не проводил анализ изменения издержек про-ва зависимости от объемов про-ва, а также учитывал только те затраты, кот. связаны с поставкой рес-в от  внеш. поставщиков.

Фирма может  исп-ть в про-ве и те факторы, кот. находятся в его соб-ти (накопленный денежный капитал, свое помещение и др.), а значит эти затраты в реальности нигде не отражаются. Преодолеть эту ограниченность позволило понятие экон. (альтернативных) издержек.

Экон. издержки:
    бухгалтерские явные внеш. издержки -  сумма платежей на оплату используемых ФП.
    неявные внут., в т.ч. нормальная прибыль -  затраты рес-сов, являющихся соб-стью фирмы. 

Нормальная  прибыль – min вознаграждение, кот. согласен получать пред-ль для того, чтобы остаться в данном бизнесе. Она должна быть не меньше упущенной прибыли в др. отраслях и сферах деятельности. Фирма получая нормальную прибыль лишь покрывает свои издержки, но не получает экон. прибыли.

Экон. прибыль = выручка  – экон. издержки = бух. прибыль – внут. издержки.  


 

26 Понятие краткосрочного и долгосрочного периода. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.

Краткосрочным явл-ся период, в рамках кот. объем про-ва может регулироваться только с помощью изменения объемов переменных затрат при неизменных постоянных затратах.

FC (постоянные издержки) – это затраты, связанные с приобретением постоянного про-ва (оплата аренды, ком. услуги). Не зависят от объема про-ва.

VC (переменные издержки) – затраты, связанные с приобретением переменных факторов про-ва (з/п, закупка сырья).

С расширением  про-ва фирме требуется больше рес-сов, VC возрастает и начинает действовать «закон убывающей отдачи»: нельзя в про-ве увел. кол-во переменных фак-в, при неизменном кол-ке постоянных. С опред. момента присоединение доп. единицы переменного рес-са дает меньший предельный продукт. Этот закон отражает изменение совокупного продукта (ТР), среднего продукта (АР), предельного продукта (МР)

ТР (совокупный продукт) – общее кол-во продукта, производимое общим кол-вом переменного ФП.

АР (средний проодукт) – среднее кол-во продукта, приходящееся на единицу переменного рес-са.

       N – кол-во про-ва

МР – доп. продукт, производимый доп. единицей переменного рес-са.

 

Кривая отражает закон убывающей отдачи. 
 
 


В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие и валовые  издержки (TC).

FC + VC = TC

Деление издержек FC и VC необходимо для анализа деятельности фирмы и принятия решения о продолжении деятельности в случае убыточности или объявления банкротства.

Фирма не может  заплатить VC – фирма банкрот.

Фирма банкрот, т.е. ее ожидаемый доход не покрывает  даже переменных издержек.

Экономист для  анализа издержек рассчитывает ср. величины:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.