На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ   И  СИСТЕМА
                   КОНСТИТУЦИОННОГО  ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН 

1. Предмет, источники  и система конституционного  права  зарубежных стран
2. Источники конституционного  права    в  зарубежных странах
3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты  и объекты к-п отношений. 

1. Предмет, источники  и система конституционного  права  зарубежных стран  

«Конституционное  право» понимается  в  трех  смыслах: как наука, как учебная  дисциплина, как отрасль права.
    Наука  конституционного права является составной частью юридической науки, которая входит в систему общественных  наук. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук и изучает вопросы государственно-правового характера, связанных с предметом данной  отрасли права. Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства.
  Конституционное право как  учебная  дисциплина – это предмет изучения  в ВУЗе, курс основанный  на  достижениях науки.
  Конституционное право – это   отрасль  права представляющая собой  совокупность правовых  норм, регулирующих  основы конституционного строя  государства, правовой статус  человека  и  гражданина, государственное  устройство, систему  органов государственной власти, местного государственного управления  и самоуправления.
  Конституционное  право   является  ведущей  отраслью  национальной  системы  права  в  любом  государстве. Ведущая  роль  конституционного права   выражается  в следующем :
1.  Все остальные   отрасли  права  регулируют  общественные отношения  в  одной области   ( н-р гражданские, уголовные  и т.д),а КП регулирует отношения   во многих важнейших сферах  жизнедеятельности общества ( политической, экономической, социальной, духовной); Особенность конституционного права и в том, что его  нормы  регулируют  лишь  базовые отношения в каждой  из  указанных сфер
2. КП  устанавливает   в правовой  форме  основополагающие  принципы устройства общества  и государства; 
3. Нормами   конституционного  права  регулируется  сам  процесс  создания права  ( виды  источников права,  законотворческий  процесс,  органы правотворчества и т.д)
       Предметом  конституционного  права    являются общественные  отношения , которые регулируются  его нормами :
       1. основы конституционного  строя;
        2.отношения между человеком и государством;
        3.устройство  государства; форма   правления, политический режим
        4. организация и функционирование  системы  государственной   власти 

Понятие конституционное право зарубежных стран (КПЗС) не обозначает особую отрасль права. Данный термин употребляют,когда речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В любой  системе национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства. В настоящее время в мире более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные  особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:
     — высокоразвитые страны Запада (к этой же группе относится и Япония);
     — государства среднеразвитого капитализма (Португалия,Греция, Турция, Мальта, Израиль и др.);
     — бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия,Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и др.);
     — развивающиеся страны, большинство  из которых были
колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Кения, Индия, Пакистан,  Конго и др.);
     — государства, продолжающие идти по социалистическому  пути развития (Китай (КНР), Вьетнам, Лаос, Корейская Народно-Демократическая  Республика (КНДР), Куба).
     При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.
     В конституционном  праве зарубежных государств принято  выделять
   1.Общую часть, призванную обеспечить целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства государств, основах теории конституции, институтах конституционного права, и
  2. Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики законодательства. Можно сказать, что в Общей части обобщенно изучаются государственно-правовые институты, а в Особенной — основы конституционного права конкретного государства.  

2. Источники конституционного  права    в  зарубежных странах 

     Источники конституционного права  — это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституция (за исключением некоторых, преимущественно мусульманских,стран), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), религиозные источники (главным образом в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств Коран заменяет конституцию или стоит выше ее).
В каждом государстве своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целом.
     В федеративных государствах источники  права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют  свои акты конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.
     Высшей  юридической силой и специфическим  содержанием
обладает  конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права.Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой  системе и оказывает определяющее воздействие на все другие  правовые акты.
     Другим  главным источником данной отрасли  права является  закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом  законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и  устойчивые общественные отношения.
     Различают законы:
     конституционные (в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией);
     органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции;
     обычные (ординарные), регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с конституционными или органическими законами), образующие предмет конституцион-
ного  права (гражданство, статус депутата, выборы президента);
     чрезвычайные, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.
     Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа  власти.
     Источником  конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между
ними  существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных  органов не должны противоречить  актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция).
  К  группе подзаконных актов  относят и акты местного самоуправления (уставы городов, рай-
онов, уездов, регламенты представительных органов  на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударствен-
ных. Последняя  разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования  кон ституционных или политически  значимых отношений. Так, по Конституции Испа-
нии (ст. 145) автономные сообщества могут заключать  друг сдругом соглашения о сотрудничестве, в Австрии основные нормы (ст. 15А) такое право предоставляют землям. США и Канаде  известны соглашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов.
     Отдельные международные договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом,
вступив в действие, имеют приоритет по сравнению с законом.
     В странах англосаксонской системы  права широкое распространение  получил судебный прецедент — образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, офи-
циально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел  как для участников спора (конкретного  дела), так и для нижестоящих  судов. Его характерные
черты состоят в том, что он:
     1) создается только высшими судебными  инстанциями на основе закона; \
     2) непосредственно связан с судебной  практикой и создается в ходе судопроизводства;
     3) в его разработке велика роль  свободного усмотрения;
     4) подлежит официальному опубликованию;
     5) является обязательным не только  для участников данного спора, но и для других судебных органов.В государствах с континентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима.
К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих
официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные  акты конституционными  или неконституционными.
     В англосаксонских государствах, а  также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в  практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санкционируемые государством.
     Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континентальная  система права, роль правового обычая в целом невелика. 

     3. Конституционно-правовые  отношения 

     Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами,
конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные  нормами ведущей отрасли права. Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной
власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как  политический  характер и массовость. Конституционные отношения, целями
которых выступают социально-экономические  и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права.
     Для возникновения, изменения и прекращения  конституционно-правовых отношений  необходим определенный юридический  факт или их совокупность (например, достижение 35-летнего возраста для  кандидата на пост Президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции).
     Конституционным отношениям присущи как общие  черты, свойственные всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют  единую для всех правоотношений структуру: субъект,объект и содержание (субъективное право и юридическая обя-
занность), — но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических  связей между участниками данных общественных отношений.
     Объектом  конституционных отношений выступают  материальная или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношения данные субъекты. Это власть, суверенитет, свобода и достоинство личности. Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямойили опосредованный интерес относительно публичной власти.
Можно утверждать, что конституционные  отношения определяются во многом характером властеотношений, т. е. отношениями  по поводу или в связи с осуществлением власти. Их
политическая  направленность несомненна. Нередко  реализация конституционных норм сопровождается возникновением
управленческих, имущественных и некоторых иных отношений.
     Субъекты  конституционного права
     Субъектами  конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Эти отношения порождаются нормами ведущей отрасли права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.
Субъекты  конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.
     К физическим лицам (индивидам) относятся:
1) граждане (подданные);
2) иностранцы (иностранные граждане);
3) лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны;
4) лица  без гражданства (апатриды).
     К государственным образованиям относятся:
    1) государство в целом (например, при конституировании своей национальной государственности);    2) составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Типичный пример — участие данных государственных  образований в конституционных отношениях при проведении
крупных административно-политических и правовых реформ,направленных на федерализацию или централизацию государственности.
       1) центральные (общенациональные) органы  государственной власти (парламент,  глава государства, правительство, конституционный суд и т. д.);
     2) региональные органы, органы государственной  власти
субъектов федерации;
     3) государственные органы местного  управления.
  Отчетливо  выраженный конституционный характер  носят отношения между главой  государства и парламентом в следующих распространенных случаях:
     1) при созыве заседания представительного (законодательного) органа государственной власти;
     2) при формировании правительства;
     3) при отставке правительства в  целом или его отдельных членов;
     4) при роспуске представительного органа.
     К негосударственным объединениям относятся:
     1) общности людей — народ, нации  и иные этнические груп-
пы, население  региона, автономии, административно-террито-
риальных  единиц и муниципальных образований;
     2) органы местного самоуправления и управления;
     3) ассоциации граждан и коллективы  публичного характера.
В ряде государств имеются субъекты конституционного (государственного) права, не характерные  для других стран. Так, в недалеком  прошлом в ряде афро-азиатских  государств субъектами конституционно-правовых отношений были центральные и местные органы правящей политической партии (движения). В ряде государств Востока особый привилегированный статус  имеют национальные религиозные организации и церковь.
Объектом    конституционно-правовых отношений выступают социальные блага и интересы, на которые направлена деятельность  их участников, осуществляемая в процессе  реализации ими своих прав  и обязанностей.
 Объектом  могут быть предметы  материального  мира (государственная территория);продукты духовного творчества (образование, культура, искусство);
Социальные институты(государственная  власть, свобода личности), деятельность органов  государственной власти.
Только  конституционно-правовым отношениям  свойственны такие  объекты как  суверенитет, гос.территория, гражданство, свобода  личности. 
 
 

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИИ
ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН 

1. Понятие и сущность  конституции
2. Виды конституций
3. Порядок принятия  и изменения конституций
4. Понятие конституционного  надзора (контроля). Статус органов конституционного надзора   и контроля 
 

1. Понятие и сущность  конституции
 Термин «конституция» (от лат. constitutio— устанавливаю, учреждаю) стал употребляться еще в ан-
тичные  времена; так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся
народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в  конце XVIII в. (США — 1787 г., Франция  — 1791 г., Польша - 1791 г.). Представители разных политических и правовых школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, напри-
мер, последователи  школы естественного права видят  в ней своего рода общественный договор; нормативисты — высшую, основную норму, венчающую пирамиду правовой системы
государства; сторонники марксизма-ленинизма —  продукт классовой борьбы и закрепления  ее результатов.
     Сущность  конституции как политико-правового документа определяют как отражение баланса основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание конституционной сущности как проявления социального плюрализма, политического компромисса.
     В современной науке конституционного права термин  «конституция» употребляется  в двух основных смыслах: конституция  фактическая и юридическая.
     Фактическая конституция — это реально существующие конституционные отношения в той или иной стране.
     Юридическая конституция — это правовой акт (или совокупность правовых актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы статуса и организации государственной власти и взаимоотношений государства и личности.
     Содержание  конституции зависит от многих факторов — времени и обстоятельств ее создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т. д.
Однако  обязательной составляющей любой конституции  являются прежде всего те нормы и  институты, которые закрепляют  положения  о народном суверенитете, юридические  основы ста-
туса  личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.
     Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции:
1) основополагающий  характер;2) учредительность;3) народность;4) стабильность;
5) легитимность.
Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и в известном смысле (более чем закон) — нечто первичное, основное. Это единственный
национальный  правовой акт, который  сам определяет свою особую юридическую  силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более изменять или отменять ее
положения. Трактовку конституции как основного  закона развивал в середине XIX в. видный немецкий юрист и политик  Фердинанд  Лассаль (1825—1864).
     Основной  закон обычно включает в себя краткую  преамбулу, разделы, главы, статьи, также  содержит заключительные и переходные положения (в основном это нормы, регламентирующие сроки вступления отдельных частей конституции в силу, порядок замены старых политических и государственных институтов новыми). Иногда в конституцию помещается текст присяги (клятвы) президента или другого главы государства.
Неотъемлемой  частью конституционного текста являются поправки к ней.
     В основном законе закреплены объекты  конституционно-правового регулирования. На современном этапе фундаментальные  нормы регламентируют не только статус высших (верхов-
ных) органов  государственной власти и некоторые  вопросы правового положения  граждан (подданных), как это было в конце XVIII — начале XX в., но и  достаточно обширный круг дру-
гих вопросов: основы общественного строя, начала внешней и социально-экономической политики, избирательную систему, достаточно подробную номенклатуру социальных, экономических, культурных прав. Можно констатировать расширение объектов и сферы конституционного регулирования, что особенно характерно для основных законов стран Запада, принятых после 1945 г., и новых постсоциалистических конституционных  документов стран Восточной и Центральной Европы 90-х гг.  XX в.
     Обычно  конституция вступает в силу с  момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Ее переходные положения могут предусматривать, что отдельные нормы начинают применяться позднее — обычно после наступления какого-либо события (выборов, вхождения в состав государства отдельной террито-
рии). 

     2. Виды конституций
     Современная конституция имеет форму основного  закона,т. е. является консолидированным  систематизированным актом,обладающим высшей (максимальной) юридической  силой и выступающим базой  для других законов. Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно
классифицировать  по различным признакам.
     По  времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям:
     — первого поколения — это первые в истории человечества и ныне действующие конституции (США — 1787 г., Норвегия —1814 г., Бельгия — 1831 г., Люксембург — 1868 г.);
     — второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Мексика — 1917 г., Ливан  — 1926 г., Ирландия — 1937 г.);
     — третьего поколения — послевоенного  периода (Япония —1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франция — 1958 г.);
     — четвертого поколения — постсоциалистические (Болгария, Македония — 1991 г., Чехия, Словакия — 1992 г., Польша —1997 г.).
    В отдельную группу можно объединить новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 и 2000 гг.
     По  сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. В их тексте указывается период действия  или определены условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие такие акты принимались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например,конституции Гаити, Боливии, Южно-Африканской Республики).Абсолютное большинство конституций — постоянные, в них не устанавливается срок действия. Однако отсутствие указания  на срок действия конституции не означает их вечности, а свидетельствует лишь о намерениях законодателя.
В зависимости от формы  различаются два вида конституций:писаные и неписаные.
             Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему, — Швеция, Израиль). Неписаные конституции — редкое явление в политической практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Своеобразием характеризуется Конституция Австрийской Республики. Она не кодифицирована, ее важнейшей основой является Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г., однако фундаментальные нормы содержатся в многочисленных обычных законах.
     Юридически  и фактически неписаная конституция — это совокупность основополагающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Так же как и писаные конституции, они содержат нормы,определяющие форму правления, государственное устройство,систему органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т. д.  Однако эти базовые положениясодержатся не в едином документе, а в большом количестве  источников разнопланового характера, различающихся также и по времени принятия.
     В зависимости от происхождения конституции подразделяются на оригинальные и заимствованные. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания,Франция, ФРГ, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в
послевоенный период. Формально основополагающие документы таких государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституции их бывшей метрополии.
Можно подразделять конституции в зависимости  от формы правления (конституции республиканских или монархических государств) и формы государственного устройства (конституции унитарных или федеративных государств).
     3. Порядок принятия  и изменения конституций
По порядку  принятия конституции зарубежных стран  подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламен-
том); одобренные на референдуме.
     Октроированные  конституции (от фр. octroyer — жаловать, даровать) — основополагающие документы, дарованные единоличной властью монарха без участия представительных органов (Катар, Кувейт, Малайзия). Это наименее демократический способ принятия основного закона. Они были распространены в период перехода от абсолютизма к конституционной монархии. В XX в. известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в республиках (например, в Пакистане в 1962 г. Конституция была октроирована Президентом этой страны, а в Фиджи в 1990 г. — правительством). Первая японская Конституция, принятая в 1889 г., также относится к этой группе.
     Способ  принятия конституций  представительным органом, которым может быть как учредительное собрание (конституционный конвент, учредительный конгресс, конституционное собрание), так и парламент, образованный на основании предшествующих легитимных актов, сегодня является широко распространенным. В новейшей истории подобный способ применялся в Италии — 1947 г., Индии — 1950 г., Греции — 1975 г.Учредительное собрание — это специально формируемый с  целью выработки и (или) принятия конституции высший государственный орган, избранный народом. Данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового основного закона. Так, еще в 1791 г. во Франции одна из первых конституций принималась созванным Учредительным собранием. В последние годы посредством Учредительного собрания были разработаны и приняты подобные основополагающие документы Болгарии, Камбоджи, Бразилии, Колумбии и ряда других стран.
Этот  способ в юриспруденции получил  наименование конституанты.
     Принятие  конституции законодательным органом  — парламентом страны осуществляется в особом усложненном порядке. Как правило, для этого требуется квалифицированное большинство голосов депутатов. Большинство конституций социалистических государств принимались на специальных заседаниях национального парламента.
     Во  многих странах одобрение проекта основного закона представительным органом не является заключительным этапом, так как после этого проект конституционного текста вы-
носится на референдум, как это было во Франции  в 1946 г. Однако общенациональное голосование может быть использовано недемократическими силами. Так, конституционный
референдум  применялся после захвата власти военными в Турции в 1961 г., Греции —  в 1968 г., Чили — в 1980 г.
     Конституции, одобренные на референдуме, по праву считаются  демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум получил распространение в послевоенное время. Конституционный проект разрабатывается либо специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. — Четвертой Республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. — Пятой Республики), после чего выносится на референдум. На референдуме принимались такие документы в Ирландии, Дании, Испании, на Филиппинах.
     В условиях демократического правления  применяется сочетание двух способов: одобрение конституции представительным органом и окончательное утверждение на референдуме.
     По  способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются, прежде всего, неписаные конституции, а также конституции государств с монархиеской формой правления (Княжество Монако, ряд государств Ближнего Востока). К жестким относятся те конституции, для  внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен  особый усложненный порядок. Жесткость конституций может  обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия,Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва
(Греция); утверждением поправок субъектами  федерации (ФРГ,США).
     Характерные черты конституций  стран Запада,принятых в послевоенный период
После Второй мировой войны были приняты  конституции: Японии — 1946 г., Италии — 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франции — 1958 г., Греции — 1975 г., Португалии — 1976 г., Испании — 1978 г., Швейцарии — 1999 г., Финляндии — 2000 г.Несмотря на серьезные различия, обусловленные историческими, национальными и географическими факторами, данные демократические конституционные документы объединяют общие черты. Эти конституции:
     1) основываются на традиционном  европейском варианте конституционализма, вобравшем западные либеральные ценности;
     2) закрепляют базовый принцип разделения властей. Во всех этих государствах существуют самостоятельные ветви власти:законодательная, исполнительная, судебная;
     3) исходят из концепции суверенитета народа и устанавливают широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод;
     4) устанавливают обязательства государства по проведению
социальной  политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей. Скандинавские государства, ФРГ, Италия достигли значительных успехов в социально-экономической сфере, в нормализации отношений между работодателями, с одной стороны, и профсоюзами и наемными работниками—с другой;
     5) признали принципы политического, идеологического плюрализма и многопартийности. В этих странах отсутствует единая, официальная идеология. Допускается деятельность оппозиционных политических партий, движений, профсоюзов. Существует огромное число общественных объединений (ассоциаций), действующих на общенациональном, региональном и
муниципальном уровне;
     6) прямо и четко закрепили не  только государственную и
частную собственность, но и  другие виды собственности: акционерную, муниципальную, кооперативную, предприятий с иностранным участием;
     7) зафиксировали новые подходы к проблеме соотношения национального и международного права. При коллизии между ними приоритет отдается, как правило, общепризнанным нормам и
принципам международного права.
     Основные  законы ФРГ и Японии разрабатывались  при активном участии властей  оккупационных держав (прежде всего  США). В них содержатся демократические  положения об отказе от войны, политики силы и агрессии на международной арене, запрет на возрождение фашизма и милитаризма. Конституции Греции, Португалии и Испании принимались  в 70-е гг. после краха авторитарных режимов. 

4. Понятие конституционного  надзора (контроля). Статус органов  конституционного  надзора   и  контроля
     Положение о высшей юридической силе конституции  по отношению к другим источникам права лежит в основе концепции  конституционной законности. В соответствии с ней любой
закон, договор, судебный или административный акт должен соответствовать конституции  государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то
она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, поэтому  является недействительной.  Теория конституционного контроля в современном  понимании впервые появилась в США в деле У. Мербери против  Дж. Мэдисона в 1803 г. При рассмотрении данного дела Верховный суд США взял на себя полномочия по осуществлению конституционного контроля, которые в последующем никогда не  оспаривались.
     В юридической литературе применяют  два термина: конституционный надзор и конституционный контроль.
     Конституционный надзор заключается в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган надзора не правомочен отменить его.
     Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Эта форма контроля предполагает, что соответствующие органы, должностные лица, обнаружив нарушающий конституционные нормы акт, правомочны своей властью отменить его. Признание закона (или его части) неконституционным приводит к отмене или объявлению его недействующим.
     Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти — правительственные декреты, указы президента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В ряде зарубежных  стран орган конституционного контроля (надзора) оценивает  конституционность деятельности политических партий (Федеральный конституционный суд Германии, Конституционный  трибунал Республики Польша).
     В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы  разграничения  компетенции между  союзом и его субъектами; разрешение спо-
ров между  субъектами федерации. В некоторых  субъектах зарубежных федераций для этого созданы органы специальной   юрисдикции.
     Субъектами  конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные   правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах этим правом обладают  органы государственной власти соответствующего субъекта.  Анализируемые органы внесли существенный вклад в развитие теории федерализма и в дело защиты прав и свобод человека и гражданина.
     По  содержанию конституционный  контроль (надзор) может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (выясняется содержание законов  и других нормативных актов с точки зрения соответствия их  смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по  инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).
     По  времени проведения в практике современных государств  выделяются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).
               При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.
     При предварительном конституционном контроле (надзоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении  парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т. е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции,Франции, Финляндии).
            Орган конституционной юрисдикции  может признать оспариваемый  акт либо противоречащим конституции (неконституционным) полностью или частично, либо соответствующим ей.
     В первом случае акт теряет юридическую  силу и перестает применяться  всеми судами страны, а также другими  государственными органами. Вынесенное решение является окончательными может  быть пересмотрено только этим же органом.
       Статус органов  конституционного  надзора  и контроля
     Обязанность органов конституционного надзора (контроля) —не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих конституционным предписаниям, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих основные нормы, если таковые уже вступили в законную силу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.