На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый контроль в системе управления Финансами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ. 
 
 
 
 
 

Курсовая по курсу «Финансы»
На тему «Финансовый контроль в системе  управления
Финансами» 

Выполнила:Хачатурова Маргарита Маратовна
3 курс, специальность:  бакалавр экономики
№зачетки: 09флб01417
Преподаватель: 
 
 

Калуга,2011 

Содержание. 

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Содержание и задачи финансового контроля ………………...……….……….…5
 2.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………………..5
 2.2. Принципы финансового контроля ………………………………………………8
 2.3. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………………9
 3. Виды и методы финансового контроля…………………………………………..16
3.1. Виды финансового контроля…………………………………………………….16
3.2. Методы финансового контроля …………………………………………………24
 4. Организация финансового контроля в РФ ……………………………………....30
 4.1. Организация финансового контроля в РФ …………………………………….30
 4.2. Финансовый  контроль со стороны Счетной палаты РФ ……………………..31
 4.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ …………………………..39
 4.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ ……………………….40
4.5. Негосударственный финансовый контроль ……………………………………41
 5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ ………………………..42
6. Заключение …………………………………………………………………………45
 7.Список использованной литературы ……………………………………………..47 
 
 

1.Введение.
   Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую  значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
   На  ранних стадиях развития государства  не было разграничения между ресурсами  государства и ресурсами его главы
   С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных  финансов, государственного бюджета, государственного кредита
   Государственные финансы послужили мощным рычагом  первоначального накопления капитала.
   Для создания первых капиталистических предприятий  широко использовались государственные  займы и налоги. Важная роль в  создании первоначальных капиталов  принадлежала системе протекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать  на производимые промышленные изделия  высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части  направлялись на расширение производства.
   В условиях капитализма, финансы выражают экономические  отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
   Для государственных  финансов капиталистических стран  характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др.
   Значительное  развитие получило вмешательство государства  в экономику. Оно стало активно  помогать монополиям своей страны в  острой конкурентной борь бе на мировом рынке, предоставляя экспортным фир мам так называемые экспортные премии.
   Вмешательство в процесс воспроизводства и  сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.
   Были  созданы межгосударственные фонды  денежных средств. Появились новые государственные расходы.
   Огромные  расходы вызывают необходимость  уве личения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.  

2. Содержание и задачи  финансового контроля  

2.1. Финансовый контроль  в системе управления  финансами .
  Экономический контроль неотделим  от контроля над всей жизнью людей, ибо,  контролируя средства, нельзя не контролировать и цели. 

  Фридрих Август фон Хайек
  Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
  Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной  власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных  образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целелесообразности проводимой финансовой деятельности.
  Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Одним из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для страны финансового рынка. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.
  Требование  соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и  использованию денежных фондов государства  и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
  Контроль  за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
  Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется  весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой  сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
  Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации.
  Финансовый  контроль - неотъемлема составная  часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями  финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения  стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.
  Финансовый  контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных  учреждений контроля и контролеров - аудиторов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а  также за целесообразностью и  эффективностью их финансовых операций.
  Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.
  Финансовый  контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
  Финансовый  контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и  его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
  Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
  В последние  годы в российской практике все шире используются специальные приемы управления финансами, такие, как факторинг, франчайзинг, селенг и др., в основе которых  лежат производные финансовые инструменты.
  2.2. Принципы финансового  контроля.
  Финансовому контролю как неотъемлимой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно - правовых актах.
  Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс  создания, распределения и использования  фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
  Принцип гласности при осуществлении  финансовой деятельности проявляется  в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью  СМИ, содержания проектов различных  финансово - плановых актов, принятых отчётов  об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.
  Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся  финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и  субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
  Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
  Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению  с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.
  Объективность и компетентность подразумевают  неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий  профессиональный уровень работы контролёров  на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля.
  Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при  формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
  Для осуществления  финансового контроля создаются  особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.
  Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели как  прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены  различные формы ответственности  за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
  Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и т.п.).
  Субъекты  контроля могут быть различными. В  их число входят органы государственной  власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и  специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.
  Необходимым условием эффективности финансового  контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность  и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического  лица. Только при таком условии  результаты финансового контроля дают возможность для анализа и  объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки  хода реализации финансов на определенный период развития как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.
  Цель финансового  контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.
  В мировой  практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская  и французская. Если в англосаксонской  модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.
  Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации  и в случае обнаружения недостачи  либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника, либо имущества его поручителей и правопреемников.
  Для каждого  вида контроля и контролирующего  органа предусмотрен соответствующий  регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.
  Обязательный  контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в  соответствии с действующим законодательством  в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые  проверки, обязательный аудит годовой  финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.
  Инициативный  контроль проводится соответствующими органами хозяйствующих субъектов  и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
  Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных  организаций, учреждений. Он предусматривает  оценку обоснованности показателей  различных финансовых планов, в том  числе, бюджетов всех уровней. Данная форма  контроля позволяет предупредить возможное  нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных  доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
  Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Рассматривает  не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных  операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
  Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов  по завершении отчетного периода  и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.
  Государственный контроль проводится органами государственной  власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит  в соблюдении интересов государства  и общества в целом при реализации финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового  контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов состоит в  проверке правильности и достоверности  данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
  Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и  ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются  самими министерствами и ведомствами.
  Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и  экономическими подразделениями предприятий  и организаций. Цели и задачи осуществления  данного контроля формулируются  органами управления хозяйствующих субъектов.
  Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством  и нормативными актами, регламентирующими  осуществление аудиторских проверок.
  Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:
  · проверка;
  · обследование;
  · надзор;
  · анализ финансового состояния;
  · наблюдение (мониторинг);
  · ревизия.
  Проверка  производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
  Обследование  предполагает более полное изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью  определения их финансового состояния  и возможных направлений развития. При этом определяется финансовое положение  хозяйствующего субъекта, перспективы  развития. Обследование может проводиться в виде анкетирования и опроса.
  Надзор  представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
  Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
  Анализ  финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности  использования его капитала. Он проводится по периодической или годовой  отчетности. При этом выявляется уровень  выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, соблюдение финансовой дисциплины и т.д.
  Ревизия выступает в виде наиболее распространенного  и всеобъемлющего метода финансового  контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.
  Полная  ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с  целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной  деятельности ряда однотипных экономических  субъектов с целью выявления  типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности. Комплексная ревизия  включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе, вопросов сохранности и эффективности  использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности. По степени  охвата финансовых и хозяйственных  операций в процессе ревизии различают  сплошные ревизии, заключающиеся в  проверке всех операций, всей первичной  документации на определенном участке  деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части  первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и  выборочной ревизиями применяются  и комбинированные ревизии, заключающиеся  в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что  позволяет ускорить проведение ревизии  и обеспечить высокий уровень  охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии.
  Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о  деятельности организации и принимаются  последующие управленческие решения. Ответственность за точность его  составления несет ревизор. В  акте ревизии должны содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
 


  3. Виды и методы финансового контроля
  3.1. Виды финансового  контроля 
  а) Государственный  финансовый контроль в Российской Федерации
  Состав  органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового  аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и  функциями отдельных государственных  органов, закрепленными в Конституции государства 
  Существует  государственный и негосударственный контроль.
  Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной  власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями. Государственный  финансовый контроль осуществляется, прежде всего, за финансовой деятельностью  органов исполнительной власти. Он предусматривает правовое регулирование  финансовых отношений в Российской Федерации, прежде всего, охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения  Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие  структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.
  Финансовый  контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания Федеральных  законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального банка.
  Определенные  функции финансового контроля выполняет  Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента РФ от 24 мая 1994г., которое подчиняется  непосредственно Президенту, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти.
  В Совет  входят председатель банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных  органов. К работе Межведомственного  совета могут привлекаться представители  Генеральной прокуратуры и силовых  структур. Совет возглавляет министр  финансов Российской Федерации.
  Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ занимают Министерство финансов РФ и его структурные подразделения, наделенные контрольными функциями. Прежде всего, Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного  контроля; контролирует направление  и использование государственных  инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
  По результатам  контроля Министерство финансов вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий  и организаций при наличии  у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
  Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
  Необходимо  отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления, которые сами несут  ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
  Недополучение доходов бюджета, обострение бюджетного кризиса, возрастание бюджетного дефицита привели к созданию централизованной системы органов Федерального казначейства, подчиненных Минфину РФ.
  Органы  Федерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу в процессе контроля.
  Органы  Федерального казначейства имеют право  выдавать предписания о взыскании  в бесспорном порядке государственных  средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления и непоступления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
  Наряду  с указанными выше государственными органами финансового контроля отдельные  функции государственного финансового  контроля выполняют и другие государственные  органы. К ним относятся: Министерство по налогам и сборам, Федеральная  налоговая служба, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.
  В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы имеют  право проверять финансовые документы  юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), применять меры принудительного воздействия в  отношении должностных лиц и  граждан, включая изъятия соответствующих  документов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения  финансовой дисциплины последними. Контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке, является одной из важнейших функций налоговых органов.
  Таможенные  органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса  осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.
  Центральный банк Российской Федерации наделен  значительными полномочиями в области  государственного и финансового  контроля. В его структуре функционирует  специальный контрольный орган  — Департамент банковского надзора, на который возложены функции  проверки соблюдения коммерческими  банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности.
  б) Негосударственный  финансовый контроль
  В настоящее  время наряду с государственным  финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: (а) внутрифирменным  контролем, (б) контролем со стороны  коммерческих банков за организациями, (в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового  контроля едины и заключаются  в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности  распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.
  Если главной  задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством  обеспечения соблюдения финансового  законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования  бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности  использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение  достоверности показателей финансовой отчетности.
  в) Внутрифирменный (корпоративный) контроль
  Финансовый  контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового  менеджмента за финансово-хозяйственной  деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.
  Службы  внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных  средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.
  Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.
  Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.
  Стратегический  финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию  финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность  и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.
  По закону коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями –  клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует целевое использование  выданной ссуды, платежеспособность и  ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с  причитающимися процентами в установленный  срок. Такой контроль со стороны  банка – важный элемент управления кредитным риском
    г) Аудиторский  (независимый) контроль
  Это новый  вид финансового контроля, возникший  в Российской Федерации с конца 80-х годов XX века. С переходом к  рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также  к объективности при оценке их финансового состояния.
  Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных  хозяйственных операций, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.*
   Основные  задачи аудиторского контроля - установление  достоверности бухгалтерской и  финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
  Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской  отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности; обучение работников бухгалтерских  служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
  Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке  во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ oт 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
  Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных  и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные  Правительством РФ. Обязательная аудиторская  проверка может быть проведена и  по поручению государственных органов  — прокуратуры, казначейства, налоговой  службы. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской  проверки либо препятствовать ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
  Аудиторские проверки могут проводить как  отдельные граждане, прошедшие государственную  аттестацию и зарегистрированные в  качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе, иностранные). Они могут  иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
  Специалистов  по аудиту в разных странах называют по-разному: в США - общественными  бухгалтерами, в Великобритании и  англосаксонских странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами  по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги  и т. д. Несмотря на различия в названии, все аудиторы занимаются одним и  тем же делом: проверкой бухгалтерской  и финансовой отчетности хозяйствующих  субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
  У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты  и задачи. Вместе с тем, у них  есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.
  Все аудиторские  услуги платные. Отношения аудиторской  фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам. Если аудиторская  проверка производится на основе поручения  судебных органов при наличии  уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации  по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности  — зa счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
  3.2. Методы финансового контроля.
  Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка.
  Цель любой  ревизии или проверки – осуществление  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
  Ревизия представляет собой сплошную документальную и фактическую проверку всех финансовых и хозяйственных операций, совершенных  объектом контроля за определенный (как  правило, за ранее необревизованный) период времени. Конт-рольные действия при ревизии заключаются в документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
  Проверка, в свою очередь, являет собой единичное  контрольное действие или исследование конкретного вопроса по одному или  нескольким участкам деятельности. От ревизии проверка отличается тем, что  носит выборочный характер
   и,  следовательно, предполагает возможность  пропуска, исключения из поля  зрения субъекта контроля каких-либо  фактов, способных повлиять как  на результаты самой проверки, так и на оценку деятельности объекта контроля.
  По своему содержанию проверки делятся на:
  оперативные (направлены на улучшение финансово-хозяйственной  деятельности объекта учета);
  тематические (направлены на один или несколько  конкретных вопросов финансово-хозяйственной  деятельности – проверка правильности учета объектов основных средств, начисления заработной платы, уплаты налогов и  др.);
  углубленные (охватывают широкий спектр проверяемых  вопросов, определяемых планом проверки);
  в рамках проведения проверки вышестоящего учреждения (проводятся по отдельным вопросам, а результаты проверки включаются в  акт проверки вышестоящего учреждения).
  Организуемые  ревизии и проверки можно классифицировать по некоторым признакам:
  полноте (широте) охвата – полные (проверяются  все направления и стороны  деятельности учреждения) и частичные (отдельные направления и стороны  деятельности), комплексные и тематические;
  глубине проведения – сквозные (проводятся одновременно в вышестоящих и  нижестоящих учреждениях по одинаковым или взаимосвязанным вопросам) и  локальные (проводятся на одном объекте  контроля или на нескольких, но по различным  вопросам);
  отношению к плану – плановые и внеплановые (проводятся при выявлении фактов допущенных нарушений или по требованию правоохранительных
   и других  уполномоченных структур);
  степени охвата – сплошные (проверяются  все операции и данные на определенном участке деятельности и за весь ревизуемый период), выборочные (проверяется часть  документов согласно произведенной  выборке за определенный период времени) и комбинированные (отдельные участки  деятельности или стороны деятельности проверяются сплошным методом, другие – 
   выборочным);
  месту проведения – камеральные (без выезда к месту  нахождения объекта контроля) и выездные (проводятся непосредственно в учреждении или органе, являющихся объектами контроля);
  очередности исследования одних и тех же вопросов – первичные (проводятся по определенным вопросам впервые), дополнительные и  повторные (при выявлении факта  неполного проведения ревизии или  проверки, допущенных при проведении контрольных мероприятий нарушений, по требованию следственных и иных уполномоченных органов);
  характеру проверяемого материала – документальные (на основе первичных учетных документов, регистров учета и др.) и фактические.
  Основной  задачей ревизии (проверки) является проверка финансово-хозяйственной  деятельности организации по следующим  направлениям:
  соответствие  осуществляемой деятельности организации  учредительным документам;
  обоснованность  расчетов сметных назначений;
  исполнение  смет расходов;
  использование бюджетных средств по целевому назначению;
  обеспечение сохранности денежных средств и  материальных ценностей;
  обоснованность  образования и расходования государственных  внебюджетных средств;
  соблюдение  финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
  обоснованность  операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных  и кредитных операций;
  полнота и своевременность расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами;
  операции  с основными средствами и нематериальными  активами;
  операции, связанные с инвестициями;
  расчеты по оплате труда и прочие расчеты  с физическими лицами;
  обоснованность  произведенных затрат, связанных  с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
  формирование  финансовых результатов и их распределение.
  Предварительный внутренний финансовый контроль осуществляется путем проверок сметно-плановых, расчетных  и других документов в процессе финансового  планирования, финансирования, начисления заработной платы, назначения пенсий, пособий, социальных и компенсационных  выплат, регистрации штатных расписаний до совершения финансово-хозяйственных  операций, проектов договоров на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) и др.
  Последующий внутренний финансовый контроль осуществляется путем ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности по учетным и отчетным данным, первичным учетным и другим документам после совершения финансово-хозяйственных операций, проверки фактического наличия денежных средств, ценностей и бланков строгой отчетности.
  В зависимости  от темы ревизии (проверки) в ходе контрольных  мероприятий проводится комплекс действий по изучению:
  соответствия  деятельности учредительным документам;
  расчетов  сметных назначений;
  исполнения  смет доходов и расходов;
  использования средств бюджета, в т. ч. на приобретение товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  использования средств бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из соответствующего бюджета  организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
  исполнения  бюджетов субъектов Российской Федерации  в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также контроля за их исполнением;
  соблюдения  требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из бюджета, гарантий Правительства РФ и иных органов;
  использования средств государственных внебюджетных фондов;
  поступления и расходования средств от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности;
  обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  использования государственного (муниципального) имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления  в федеральный бюджет доходов  от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности  бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
  Срок проведения контрольных мероприятий не может  превышать нормативного значения, определенного  соответствующими нормативными правовыми  актами. Как правило, срок ревизии (проверки) не превышает 45 дней.
  В каждом конкретном случае срок ревизии (проверки), а также перечень проверяемых  вопросов определяются графиком проверки (заданием на проверку), утверждаемым вышестоящим  уполномоченным руководителем (начальником).
  По результатам  любой ревизии (проверки) оформляется  акт проверки, один из экземпляров  которого передается руководителю объекта  контроля. 

 


  4. Организация финансового  контроля в РФ.
  4.1 Организация финансового контроля в РФ
  В соответствии с российским законодательством  государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.
  Финансовый  контроль государственных организаций  – это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных  предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный  контроль возложен на следующие государственные  органы – Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных  органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений  бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных  показателей по формированию и использованию  бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства. Текущий  контроль опирается на первичные  документы оперативного бюджетно-бухгалтерского учета и отчетности.
  Оперативный контроль предупреждает возможные  злоупотребления при получении  и расходовании, средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и  своевременности осуществления денежных расчетов.
  К деятельности органов государственного контроля примыкает контрольная деятельность органов представительной власти, а  также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и  принятии законов и прежде всего  при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.
  Понятие финансового контроля негосударственной  сферы экономики и граждан  со стороны государства затрагивает  сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед государством следующих денежных обязательств:
  1) уплата  налогов и других обязательных платежей;
  2) соблюдение  установленных законодательством  правил организации денежных  расчетов, ведения учета и отчетности.
  4.2. Финансовый Контроль  со стороны Счетной  палаты РФ.
  Важное  место в системе государственного финансового контроля принадлежит  Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием  в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной  палаты определен Конституцией и  Федеральным законом "О Счетной  палате Российской Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает  на должность Председателя Счетной  палаты, Совет Федерации – его  заместителя; половина состава аудиторов  назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его  назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.