На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организационная культура и её влияние на организационное поведение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

    Актуальность  данной темы состоит в том, что  реальные взаимоотношения в организации  всегда намного глубже и сложнее  той формальной структуры, в рамках которой они протекают.
    Принято рассматривать три аспекта организационных  взаимоотношений, между:
    - людьми (равными или начальниками  и подчиненными);
    - подразделениями, выполняющими различные  задания;
    - людьми и их технологиями (например, системами, оборудованием, методами).
    Каждый  из этих трех аспектов можно рассматривать  с трех принципиально различных  точек зрения, а именно с позиции  культуры организации - общепринятых правил и норм поведения, реагирования, оценки и мышления.
    Все организации независимо от формы  собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название - культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации.
    Общеупотребимого определения культуры нет, хотя интуитивно ясно, что это такое. Так известный российский писатель М.М. Пришвин писал, что культура - это связь людей, а цивилизация - это сила вещей. А крупнейший отечественный философ П.Л. Флоренский говорил, что культура - это среда, растящая и питающая личность. Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно лишь с оглядкой на это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
    В дополнение к нормам, принятым в  обществе, каждая группа людей, в том  числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые  получили название деловой или организационной  культуры. Можно сказать, что между  сплоченностью группы людей и  уровнем их групповой культуры существует определенная положительная корреляция. Поэтому если мы хотим создавать прочные организации, важно позаботиться о мерах, направленных на формирование их внутренней культуры.
    В последнее время прослеживается тенденция усиления внимания к организационной  культуре, а также к различным  формам демократизации, участия рядовых  работников в прибылях и осуществлении  управленческих функций. Демократизация управления, участие в управлении - это реальность, т.е. демократическим  формам управления принадлежит будущее.
    Практическая  значимость данной темы состоит в  том, что знание основ формирования организационной культуры дает возможность  менеджеру формировать команду  единомышленников, действующих в  интересах организации [9, с. 17]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Организационная  культура.
    1.1 Организационная  культура: ее генезис,  специфика создания  и поддержания 

    Организационные отношения – это взаимодействие, противодействие или нейтральное  отношение элементов организации  внутри или вне её.
    Характеристика  организационной культуры охватывает:
    • индивидуальную автономность – степень  ответственности, независимости и  возможностей выражения инициативы в организации;
    • структуру – взаимодействие органов  и лиц, действующих правил, прямого  руководства и контроля;
    • направление – степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
    • интеграция – степень, до которой  части (субъекты) в рамках организации  пользуются поддержкой в интересах  осуществления скоординированной  деятельности;
    • управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры  обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим  подчиненным;
    • поддержку – уровень помощи, оказываемой  руководителями своим подчиненным;
    • стимулирование – степень зависимости  вознаграждения от результатов труда;
    • идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом;
    • управление конфликтами – степень  разрешаемости конфликтов;
    • управление рисками – степень, до которой работники поощряются в  инновациях и принятии на себя риска.
    Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может  быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных  выше параметров и свойств.
    Обобщая сказанное, дадим более общее  определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
    Формирование  организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации. Следовательно, следует говорить о том, какой должна быть философия и практика управления и на что следует обратить внимание руководству, для поддержания желательной организационной культуры, то есть такой организационной культуры, которая будет поддерживать выработанную стратегию развития компании.
    Здесь можно выделить целый ряд методов:
    1) Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать  с себя. Давно доказано, что люди  лучше всего усваивают новые  для себя образцы поведения  через подражание. Руководитель  должен стать примером, ролевой  моделью, показывая пример такого  отношения к делу, такого поведения,  которые предполагается закрепить  и развить у подчиненных.
    Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления  желательных трудовых ценностей  и образцов поведения большое  значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: "В нашей  организации работают лучшие специалисты!", "Этот год станет переломным для  нашей компании".
    2) Реакция руководства на поведение  работников в критических ситуациях.  Культивируемое в организации  отношение к людям, к их ошибкам  особенно ярко проявляется в  критических ситуациях. Это хорошо  иллюстрируется на примере работника,  ошибка которого обошлась компании  в миллионы долларов. Будучи приглашенным  к руководству, он заранее написал  заявление об увольнении. Каково  же было его изумление, когда  ему было предложено новое  ответственное направление работы. "Ваше обучение обошлось нам  слишком дорого, чтобы мы разбрасывались  такими работниками, " - услышал  он от президента компании.
    3) Обучение персонала. Обучение  и повышение квалификации персонала  призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
    4) Система стимулирования. Принципы  построения системы стимулирования  и ее основная направленность  должны поддерживать именно то  поведение, именно то отношение  к делу, те нормы поведения  и рабочие результаты, в которых  находит наиболее полное выражение  содержание и основная направленность  культивируемой и поддерживаемой  руководством организационной культуры. Непоследовательность и расхождение  слова и дела здесь недопустимы,  поскольку даже однократное нарушение  установленных принципов стимулирования  сразу вызовет резкое падение  доверия к политике, проводимой  руководством.
    5) Критерии отбора в организацию.  Каких работников мы хотим  видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями  и опытом, или же для нас  не меньшее значение имеет  способность нового работника  принять ценности и нормы поведения,  уже сложившиеся в организации  и составляющие ядро ее организационной  культуры?
    6) Поддержание организационной культуры  в процессе реализации основных  управленческих функций. Значительное  влияние на организационную культуру  оказывает то, какое поведение  персонала поддерживается, а какое  угнетается при сложившейся практике  управления. Насколько приветствуются  руководством проявления самостоятельности  и инициативы со стороны подчиненных.
    7) Организационные традиции и порядки.  Известно, что организационная культура  закрепляется и транслируется  в традициях и порядках, действующих  в организации. При этом на  организационную культуру могут  повлиять даже разовые отступления  от установленного порядка.
    8) Широкое внедрение организационной  символики. Опыт лучших организаций  показывает, что широкое внедрение  организационной символики (в  упаковке готовой продукции, в  рекламных материалах, в оформлении  предприятия, транспортных средств,  рабочей одежде, сувенирной продукции)  положительно отражается на отношении  персонала к компании, повышает  приверженность работников своей  организации и чувство гордости  за свою организацию.
    Рассмотрение  путей формирования желательной  организационной культуры предполагает восприятие организации не только как  технико-экономической, но и как  социальной системы. Решающее влияние  на процесс формирования организационной  культуры представителей высшего руководства повышает их ответственность за те последствия, которые может иметь для организационной культуры их стиль управления и особенности их поведения.
    Понимание роли и значения организационной  культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей и умение "выстраивать", выращивать, формировать желательную  организационную культуру является важнейшим условием успешных организационных  изменений. Российские компании только тогда смогут реально конкурировать  с западными компаниями, когда  смогут сравняться с ними не только по технической оснащенности, но и  по искусству управления социальной структурой, составляющей ядро организации [7, с. 87]. 

    1.2 Организационная культура личности 

    Человек составляет основу любой организации, которая и сама создается для  человека. Спектр организационной культуры, которую приносит человек в организацию, весьма широк, он определяется уникальностью  каждого человека. Чем же объясняется  уникальность личности? Каждый человек  имеет единственный и неповторимый набор ген. Ген – это единица  наследственного материала, ответственная  за формирование какого-либо элементарного  признака. Совокупность всех ген организма  составляет генотип человека. Гены весьма устойчивы и сохраняют  свои свойства в нескольких поколениях людей. Генетическая база уникальна  для каждого индивида и объясняет  некоторые различия людей.
    Индивиды, попадающие в круговорот различных  сред, субкультур и институтов, могут  менять отдельные генные коды временно, постоянно или эпизодически. Эти  воздействия оказываются более  сильными для одних и слабыми  для других. Они действуют в  прямых и противоположных направлениях. Влияние на гены оказывают различия в организационном окружении, в  системах вознаграждения, дизайне работы, стиле руководства и т. д.
    Особенности организационной культуры человека в том, что это функция от индивидуальности личности и окружающей среды. Кроме  того, поведение, личность и окружающая среда оказывают взаимное влияние  друг на друга.
    Строение  личности анализируется в различных  публикациях в разных аспектах:
    1) как непосредственное, независимое  непостоянство. В основе поведения  стоят наиболее приоритетные  личные интересы, не совпадающие  с приоритетами интересов организации;
    2) как индикатор изменений. Индикатор  меняет силу или направление  влияния, которое независимое  изменение оказывает на зависимое. Реакция подчиненного на управленческие воздействия в формальной или неформальной организации служит обратной связью, которая может усиливать или ослаблять характер влияния;
    3) как зависимые изменения. Длительное  нахождение под влиянием сильных  организационных сил оказывает  влияние на изменение людей.  Личность близка к преувеличенному  стереотипу; так, например, когда  человек длительное время вынужден придерживается строгих правил, формируется расположенность к ним;
    4) как часть динамической системы  взаимных влияний. Влияние окружающей  среды может впоследствии существенно  отразиться на поведении человека  в положительном или отрицательном  направлении. Люди, которые осуществляют  большее саморуководство и гибки интеллектуально, более склонны искать и достигать высоких уровней самосовершенствования в естественном развитии набора ген.
    На  организационную культуру человека оказывают влияние привычки и  склонности, потребности и интересы, политические взгляды, профессиональные интересы, моральные ценности, темперамент.
    Стабильной, постоянной чертой характера человека является упрямство. Одни люди более  упрямы, чем другие. Можно ли измерять этот или другой параметр личности? На сегодняшний день еще нет единиц измерения, но можно оценить их проявление в сравнении с другими людьми.
    Наиболее  часто для оценки личностных особенностей используется метод самоотчета по вопросам анкеты и ее экспертная оценка. Вопросы анкеты могут быть следующего плана:
    Чувствуете  ли вы необходимость окончить читать какую-либо книгу, как только вы начали ее читать?
    Если  ваше занятие чем-либо прервано, возвращаетесь  ли вы к нему быстро или в зависимости  от интереса к нему?
    Раздражает  ли вас ситуация, когда вам приходится отложить начатое дело?
    Важнейшая черта личности – честность и  порядочность, которые имеют значительный диапазон проявлений. Полагают, что  человек, который проявляет большую  честность при уплате подоходного  налога, будет также более честен при сдаче экзаменов, заполнении заявления о приеме на работу, при  игре в карты.
    ОК  человека базируется на следующих качествах  личности:
    позитивная  реакция на лиц, имеющих власть. Власть – обязательное явление в организациях. Чтобы работать эффективно, руководитель должен иметь подход к личности во избежание отрицательной реакции на тех, кто имеет власть. Личность должна уважать власть как обязательный атрибут руководства;
    желание конкурировать. Ограниченные ресурсы  – обычное явление в организации. Работники на всех инстанциях должны конкурировать с другими аналогичными работниками в нахождении наилучшего решения в распределении ресурсов: персонала, материалов, бюджета, оборудования. Конкуренция может проявляться  при продаже продукции, переговорах, лоббировании, дебатах;
    умение  убеждать. Роль личности требует, чтобы  человек часто выражал свои мысли, выступал публично. Он должен быть убежден  в своих идеях и мнениях, это  дает возможность к проявлению влияния;
    стремление  играть роль неформального лидера. Личность должна стремиться выделяться среди других в различных сферах деятельности. Человек должен играть роли. Чем больше ролей может освоить  личность, тем выше ее уровень организационной  культуры;
    терпимость  к рутинной административной работе. Позиции управления любого ранга  требуют, чтобы человек уделял определенное внимание подсчетам, бумажной работе, представительским функциям, прочтению  корреспонденции и ответам на нее и телефонные звонки. Человек  может быть недоволен такими обязанностями, но должен воспринимать их как необходимую  обязанность. Проявлением отрицательного состояния личности может быть фрустрация, т.е. стойкая дезорганизация сознания и поведения человека (спонтанная агрессивность), которая наступает  при длительных репрессиях на базовые  потребности человека. Состояние  фрустрации преодолевается только с  помощью психологов.
    Сформировать  позитивный набор качеств можно, обучаясь этому.
    Однако  существует набор ограничительных  ситуаций, препятствующих достижению этой цели. Среди них:
    - неизменность межличностного окружения человека и социальных групп,
    - обязанность соблюдения определенных правил поведения,
    - низкий устойчивый уровень культурного окружения людей и социальных групп,
    - особенности географической среды. 

    1.3  Виды организационных культур 

    В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макро подход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации.
    Субкультура - это совокупность ценностей, отличающих ту или иную подгруппу в рамках организации.
    Классификация организационных субкультур может  проводиться по разным основаниям:
    1) По степени совпадения ценностей субкультуры с ценностями организационной культуры в целом можно выделить:
    «передовую субкультуру» - как правило, это субкультура центрального аппарата управления (который больше всего и влияет на доминирующую культуру), где приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется сильнее, чем в других частях организации;
    «неконфликтующую субкультуру», где ключевые ценности доминирующей в организации культуры принимаются членами группы наряду с набором других ценностей, не конфликтующих с общепринятыми. Чаще всего «неконфликтующая» субкультура существует в отдаленных от центра подразделениях организации (территориальных или функциональных). Именно так субъекты организации приспосабливаются к специфике деятельности или местным условиям;
    «контркультуру» — носителями этого типа субкультур являются члены организации, отвергающие ценности доминирующей в организации культуры. Как правило, «контркультуры» можно расценивать как выражение недовольства индивидов или групп тем, как центральный управленческий аппарат организации распределяет организационные ресурсы. Не имея возможности открыто противостоять прямым указаниям руководства, носители «контркультуры» выражают несогласие с существующими условиями деятельности путем формирования и культивирования особой системы ценностей и правил поведения, противоречащей доминирующей в организации культуре.
    2)  По тому, какие подразделения в организации являются носителями той или иной субкультуры, выделяются:
    субкультуры территориальных подразделений организации, например субкультуры национальных представительств международных компаний (во многом обусловленные необходимостью привлекать для работы местный персонал) или филиалы организаций в странах с большой территорией;
    субкультуры различных функциональных подразделений организации.
    3) По степени вовлеченности носителей субкультуры в управленческие процессы в организации можно выделить:
    субкультуру топ-менеджмента компании;
    субкультуру руководителей среднего звена;
    субкультуру рядовых сотрудников организации.
    В процессе своего развития различные  субкультуры определенным образом  позиционируются относительно друг друга: они либо изолируются, либо одна субкультура вытесняется другой, более сильной, либо взаимодействуют, налаживая связи и видоизменяясь.
    Отсутствие  внимания со стороны руководителей  организации к различным субкультурам превращает обозначенные различия в  противоречия и открытые конфликты, препятствующие эффективной работе и достижению корпоративных целей. Например, часто бывают случаи, когда  субкультура одного отдела перевешивает культуру другого и, что еще хуже, культуру организации в целом. Таким  образом, из единого организма компании получается несколько подразделений, не имеющих общей системы ценностей  и не воспринимающих общих целей  руководства.
    В качестве одного из методов управления организационной культурой с  точки зрения устранения противоречий между отдельными составляющими  ее субкультурами можно назвать  усиление контактов между носителями разных субкультур (например, этого  можно добиться во время обучения сотрудников: если отправлять на учебу  сотрудников из разных подразделений, они не только приобретают нужные знания, но и начинают больше общаться между собой).
    Феномен субкультур требует к себе внимания со стороны руководителей. Для эффективного управления организацией руководитель должен хорошо представлять, какие  субкультуры существуют в его  организации, уметь адекватно оценивать  влияние, которое они могут оказать  на достижение организационных целей, а также управлять ими.
    В случае если та или иная субкультура  начинает представлять угрозу для функционирования и развития организации, необходимо принятие жестких административных мер по исправлению ситуации: перевод  сотрудника, являющегося вдохновителем  «контркультуры», в другое подразделение  организации и т.п. Чаще всего  речь идет не о «примирении», а об устранении субкультур, способных причинить  вред организации.
    В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет  отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
    Сильная и слабая культура. Необходимо различать  сильную и слабую культуру. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (понятий) среди своих членов, имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны постоянно поддерживаться.
    Каким образом культура влияет на эффективность  организации? Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в  соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка  и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами  развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при  стабильном окружении. Она более  успешна, когда культура организации  предусматривает ответственный  контроль, минимизирует риск и конфликты.
    Таким образом, различные организации  тяготеют к определенным приоритетам  в организационной культуре. Организационная  культура может иметь особенности  в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого  положения на рынке или в обществе. Существует предпринимательская организационная  культура, государственная организационная  культура, организационная культура лидера, организационная культура при  работе с персоналом и др.
    Например, фирма IBM в рамках организационной  культуры использует следующие принципы при работе с персоналом:
    передача специалистам максимально необходимого набора полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю полноту ответственности за свои действия по их осуществлению;
    привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;
    создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;
    разделение (ОСУ) на ячейки, функционирование каждой из которых может автономно обеспечиваться одним человеком;
    проведение постоянных институциональных (структурных) изменений. Одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается любая организационная система, является то, что в определенный момент времени она оказывается неспособной справиться с изменением рынка и соответственно вынужденной отказаться от устаревших структурных форм организации. Каждые несколько лет меняются структура организации, процедуры утверждения решений и т.д. При этом возможные негативные последствия реорганизаций ослабляются, как правило, в результате изменений отдельных функций не одновременно, а в разное время. Практика постоянной реорганизации, например в компании IBM, показывает, что выгоды, связанные с этой системой, огромны. Система позволяет перетасовывать структуру организации, усиливая ее или удаляя из нее лишнее, а также предоставляя возможность множеству людей расширить свой профессиональный опыт. Самое важное, что удается избавиться от “слипаний”, которые неизбежно накапливаются в любой организации, в том числе решить проблему выявления сотрудников, достигших уровня собственной некомпетентности, и обеспечить возникновение новых инициатив;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.