На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по преддипломной практике в ОАО «Савушкин продукт»

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БЕЛОРУСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  
 

Кафедра   экономики и управления бизнесом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ОТЧЕТ
ПО  ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 5 курса 613-з группы         ________________   Гриб О.Ю. 
 

Научный руководитель от ВУЗа:       ________________   Дзикович Н. Г. 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1  Характеристика ОАО «Савушкин продукт»: история создания, виды деятельности и организационно-правовая форма предприятия: …………..6
2 Организация управления в ОАО «Савушкин продукт»………………….12
3 Финансовые  показатели работы предприятия…………………………….15
4 Производство и реализация продукции, маркетинговая политика предприятия……………………………………………………………………31
5 Анализ форм организации и стимулирования труда на предприятии……42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....42
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    ОАО «Савушкин продукт» – динамично развивающаяся компания агропромышленного комплекса, лидер молочной отрасли РБ и можно с уверенностью сказать, что торговая марка «Савушкин продукт» является визитной карточкой нашей страны.
    ОАО «Савушкин продукт» - крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие Республики Беларусь, которое обеспечивает молочной продукцией не только внутренний рынок, но и рынки ближнего зарубежья. География поставок с каждым годом растет, хорошо налаженная дистрибьюторская система занимается продвижением и поставкой продукции на рынки Российской Федерации, Казахстана, Азербайджана, Украины, Молдовы, также уже сделаны пробные отгрузки в Китай, Алжир, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты.
    На  сегодняшний день ОАО «Савушкин  продукт» занимает 14.7% рынка республики по цельномолочной продукции. Для производства продукции используется высококачественное сырье и упаковка от лучших поставщиков. Производство продукции осуществляется на современном оборудовании последнего поколения.
    Данная  информация свидетельствует о широкой  известности бренда «Савушкин продукт» как в республике, так и за ее пределами, а также и о том, что продукция зарекомендовала себя высококачественной и пользуется популярностью среди потребителей.
    Подтверждением  этому также являются многочисленные медали и дипломы, которые вручаются ОАО «Савушкин продукт» по результатам участия в выставках. 28 января 2011года ОАО «Савушкин продукт» победило в профессиональном конкурсе «Бренд года – 2010" , получив высшую награду – Гран-При – золотую медаль. Значительное внимание уделяется участию в выставках международного уровня. При участии в таких выставках ОАО «Савушкин продукт» ставит своими приоритетными задачами: изучение рынка конкурентов, поиск новых маркетинговых идей, проведение переговоров с потенциальными партнерами с целью заключения договоров на поставку продукции и долгосрочного сотрудничества, достижение максимальной степени узнаваемости и укрепление лояльности потребителей молочной продукции под торговой маркой «Савушкин продукт» с целью стимулирования сбыта.
    Молочная отрасль Республики Беларусь в последние годы развивается очень интенсивно. В 2010 году на предприятия молочной промышленности республики на переработку поступило 4.4 млн. тонн молока, в том числе 276.5 тыс. тонн на ОАО «Савушкин продукт»,  что составляет 6.3% от всего поступившего объема сырья на переработку в РБ.
    Данная  работа посвящена изучению деятельности ОАО «Савушкин продукт», его организационной  структуры, системы управления персоналом, маркетинговой политики, методов управления экономическими процессами.
    Основным  значением преддипломной практики является сбор и анализ материалов для выполнения преддипломной работы, изучение структуры, функций кадровой, маркетинговой, экономической и управленческих служб ОАО «Савушкин продукт».
      Основной целью прохождения преддипломной практики является закрепление теоретических знаний в области менеджмента, маркетинга и экономики и получение практических навыков работы на предприятии. В соответствии с целью прохождения практики основными ее задачами являются:
    сбор и анализ материалов для выполнения дипломной работы;
    анализ основных показателей деятельности предприятия, его положения на рынке и ознакомление с основными видами деятельности;
    ознакомление с организацией управления на предприятии, структурой, функциями персонала;
    изучение производственной и маркетинговой политики предприятия;
    рассмотрение организации планирования и контроля на предприятии;
    приобретение практического опыта и навыков глубокого и всестороннего анализа деятельности предприятия.
    Работа  выполнена на материалах ОАО «Савушкин продукт». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Характеристика ОАО «Савушкин продукт»: история создания, виды деятельности и организационно-правовая форма предприятия. 

Биография открытого акционерного общества «Савушкин продукт» ведет отсчет с 1939 года, когда был введен в действие Брестский гормолзавод. Завод перерабатывал 7 тонн молока в сутки. В 1976 году было построено новое здание молочного комбината, мощность которого составила 560 тонн молока с цехом сушки 10 тонн в смену. Первую продукцию Брестский молочный комбинат выпустил в декабре 1976 года. В 1994 г. Брестский молочный комбинат был преобразован в ОАО «Брестский молочный комбинат».
      Открытое  акционерное общество «Брестский молочный комбинат» создано на основании приказа управления по разгосударствлению и приватизации госимущества Брестского облисполкома «Брестоблимущество» от 31.10.1994 года № 109 путем преобразования государственного предприятия «Брестский молочный комбинат» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
25 марта  2005 года на основании решения  общего собрания акционеров ОАО  «Брестский молочный комбинат»  переименовано в ОАО «Савушкин  продукт». 8 апреля 2005 года Брестский областной исполнительный комитет зарегистрировал ОАО «Савушкин продукт» в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 13 апреля 2005 года ОАО «Савушкин продукт» было выдано свидетельство о государственной регистрации.
Сейчас  ОАО «Савушкин продукт» - один из крупнейших и наиболее известных  на территории Республики Беларусь производителей натуральной молочной продукции. Производственные мощности позволяют перерабатывать более 2000 тонн молока в сутки. Сегодня  на предприятии производится сотни наименований натуральной молочной продукции, а также соковая продукия, которая способна удовлетворить самый изысканный вкус. Благодаря знаниям и мастерству квалифицированного персонала предприятие зарекомендовало себя надежным и солидным партнером не только на внутреннем рынке страны, но и на внешних.
ОАО «Савушкин  продукт» осуществляет свою производственно  хозяйственную деятельность на основании Устава. В соответствии с данным уставом предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
    переработка молока, кроме консервирования, и производство сыров;
    производство пряностей и приправ;
    производство безалкогольных напитков.
    производство столярных изделий;
    брошюровочно-переплетная и отделочная деятельность;
    производство тепловой энергии тепловыми, самостоятельными котельными. прочими источниками;
    земляные работы;
    строительство инженерных сооружений и прочие строительные работы;
    санитарно-технические работы;
    деятельность агентов по торговле сельскохозяйственным сырьем, живыми животными и т.д.
    оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами и другими продуктами;
    розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия;
    предоставление услуг прочими местами для проживания, столовыми при предприятиях и учреждениях;
    деятельность автомобильного грузового транспорта;
    и многое другое.
Основным  видом деятельности ОАО «Савушкин  продукт» является переработка молока и производство молочной продукции  и соковой продукции. На данном предприятии производится более 200 видов продукции: цельномолочной продукции (стерилизованное молоко в ассортименте, кисломолочная продукция, ряженка, сметана в ассортименте, творога, творожные изделия, десерты, йогурты, зерненый творог), твердые сыры, сухое молоко, масло в ассортименте, соки, нектары и морсы.
Для предприятий, производящих продукты питания, главной  задачей является обеспечение качества. На предприятии осуществляется постоянный многоступенчатый контроль качества производимой продукции. Действующая на предприятии программа производственного контроля за качеством и безопасностью продуктов обеспечивает выработку натуральных молочных продуктов с более длительными сроками годности.
  Высокой  гарантией стабильного качества  выпускаемой продукции является то, что предприятие первым в молочной отрасли Республики Беларусь получило сертификат системы качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года, а с 2001 года предприятие внедрило версию системы менеджмента качества ИСО серии 9001. В 2003 году получен сертификат соответствия системы качества принципам ХАССП (Анализ Рисков и контроль критических точек) на всю номенклатуру продукции, выпускаемой ОАО «Брестский молочный комбинат». 
Принципами работы ОАО «Савушкин продукт» являются:
    удовлетворение потребностей покупателя в качественной продукции;
    индивидуальный подход к каждому клиенту;
    бесперебойная доставка продукции в любом количестве независимо от сезона;
    помощь в продвижении продукции в местах продаж;
    информационная и консультационная поддержка;
    обеспечение рекламными материалами.
Основными целями деятельности предприятия являются:
    получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственников имущества;
    удовлетворение общественной потребности в продукции на основе эффективных методов хозяйствования;
    наращивание ассортимента и объемов реализации продукции;
    вхождение продукции под торговой маркой «Савушкин продукт» в ведущие сетевые магазины города;
    расширение клиентской базы;
    формирование лояльности и узнаваемости торговой марки;
    повышение производительности, экономии материальных и энергетических затрат, улучшение условий труда.
Для достижения поставленных целей необходимо следующее:
    проведение эффективных рекламных и маркетинговых мероприятий (выставки-дегустации, статьи в печатных изданиях и сетевых каталогах, распространение листовок, реклама на телевидении);
    расширение ассортимента продукции за счет выведения на рынок еще не представленных в регионе продуктов под торговой маркой «Савушкин продукт» и выпуска новых видов продукции;
    постоянный анализ цен конкурентов и своевременное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;
    постоянное присутствие в регионе, посещение магазинов, встречи с торговлей и конечными покупателями для организации обратной связи.
Организационно-правовая форма предприятия – открытое акционерное общество. Цель деятельности Общества – хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли. Уставной фонд Общества на момент регистрации определен в размере 1 768 192 500 (один миллиард семьсот шестьдесят восемь миллионов сто девяносто две тысячи пятьсот) рублей. Управление в Обществе осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Уставный фонд предприятия по состоянию на 1 января 2011 г. сформирован в размере 151,268 млрд. бел. руб. и делится на 1 537 000 акций номинальной стоимостью 98 418 рублей каждая. Между акционерами общества уставный фонд распределен следующим образом см. рис. 1.1. 

 

    Рисунок 1.1 - распределение уставного фонда предприятия между акционерами 

    Общество  имеет 7 филиалов в РБ и несколько  представительств по стране и за рубежом.
    ОАО «Савушкин продукт» несет ответственность по обязательствам в пределах своего имущества, находящемся на самостоятельном балансе, не отвечает по обязательствам концерна. Источниками формирования имущества предприятия являются:
    доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
    кредиты банков и других кредиторов;
    капиталовложения и дотации; 
    иные источники, незапрещенные законодательством РБ.
    Чистая  прибыль предприятия поступает  в его распоряжение и по решению собрания акционеров направляется на формирование фондов, в том числе резервного. Предприятие самостоятельно определяет необходимость создания, порядок формирования и расходования этих фондов. Дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли предприятия только по размещенным акциям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Организация управления в ОАО «Савушкин продукт» 

    Немаловажную  роль в успешном функционировании предприятия  играет организация структуры управления. Система управления предприятием формируется под действием многих факторов: характер объекта управления производственного процесса, ориентации предприятия (на изделия, рынки, территории), положение предприятия в общей системе производства. Структура системы управления определяется организацией производства и структурой производственного процесса. Особое место в системе занимает проблема выбора организационной структуры управления. Структура управления может значительно отличаться в разных компаниях. Выделяется, главным образом, две структурные системы управления: централизованная и децентрализованная.
    На  ОАО «Савушкин продукт» действует  децентрализованная система управления. В прямом подчинении у генерального директора комбината находятся зам. генерального директора по снабжению и сбыту, помощник  ген. директора, начальник отдела кадров, юрисконсульт, инженер по гражданской обороне, начальник производственной лаборатории, главный инженер, зам. генерального директора по экономике и финансам, директор низового завода (таковым является Каменецкий сырзавод) и директора торговых филиалов в областных центрах. Каждый из них несет ответственность за функционирование подведомственного ему участка, обеспечивает его работоспособность и осуществляет полное управление и контроль над ним (Приложение А).
    Во  многом организационная структура  верхнего звена управления зависит  от организационно-правовой формы предприятия.
    ОАО «Савушкин продукт» - предприятие, организованное в форме акционерного общества, поэтому управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, генеральный директор. Контроль за деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор). Высшим органом управления является собрание акционеров. Оно призвано определить основные направления долгосрочной стратегии предприятия, порядок и условия его ликвидации, а также избирать или назначать руководство комбината (генерального директора), которое фактически и выполняет функции главного управленческого органа. Кроме этого к компетенции собрания относятся: определение организационной структуры и правил процедуры Общества; определение основных направлений деятельности Общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении; принятие решений о приобретении и отчуждении Обществом ценных бумаг, им выпущенных, участии Общества в финансово-промышленных и иных хозяйственных группах, объединениях юридических лиц и некоторые другие.
    Наблюдательный  совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров. Наблюдательный совет выполняет следующие функции: созывает собрание, организует выполнение его решений; назначает на должность и освобождает от должности директора; определяет количественный состав дирекции, согласовывает назначение на должность и освобождение от должности членов дирекции; утверждает смету расходов на содержание органов управления и контроля Общества; осуществляет контроль за деятельностью дирекции, директора, не вмешиваясь при этом в их оперативно-распорядительную деятельность; определяет условия оплаты труда директора; привлекает аудитора для проверки деятельности Общества и устанавливает размер оплаты его услуг; согласовывает сдачу в аренду зданий и помещений Общества на срок свыше 1 года, а также выполняет некоторые другие функции.
    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют дирекция и генеральный директор. Они подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров.
    По  организации подчинения и распределения  функций выделяются четыре типов оргструктур управления - "линейная", "функциональная", "штабная" и "матричная".
    На  ОАО «Савушкин продукт» управление построено на основе линейно-функциональной оргструктуры (Приложение А). Применение на предприятии такой организационной структуры позволяет специалистам принимать более качественные и правильные решения в подведомственных вопросах, знать все сильные и слабые места управляемых ими подразделений и вместе с тем быть высококвалифицированными специалистами в своей области.
    Основные задачи отдела маркетинга:
    Разработка  краткосрочной,  среднесрочной  и   долгосрочной   стратегии маркетинга.
    Исследование   факторов,    определяющих    структуру    и    динамику потребительского  спроса  на  продукцию  предприятия,   конъюнктуры   рынка.
    Изучение  спроса  на  продукцию  предприятия  и   разработка   долгосрочных, среднесрочных  и   краткосрочных   прогнозов   потребности   в   выпускаемой продукции.
    Исследование   потребительских   свойств   выпускаемой   продукции   и предъявляемых к ней требований со стороны производителей.
    Ориентация  разработчиков  и  производства  на  выполнение   требований потребителей к выпускаемой продукции.
    Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 Финансовые показатели  работы предприятия 

    Проанализируем  имущество ОАО «Савушкин продукт» и дадим характеристику источникам средств предприятия, а также оценим влияние результатов анализа на величину полученной прибыли.
    Актив баланса позволяет дать общую  оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия, а также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобильные) средства. Имущество – это основные фонды, оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражена в балансе. Общая оценка актива бухгалтерского баланса и его основных разделов приведены в таблице. (Приложение Б)
    Данные  таблицы 1 Приложения Б. показывают, что общая сумма средств ОАО «Савушкин продукт» увеличилась на 29109 млн. руб. или на 65,92%, что свидетельствует о темпе роста финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Савушкин продукт». Активы организации увеличились за счет роста внеоборотных и оборотных активов. Распределение средств между внеоборотными и оборотными активами на начало года составляло 57,53% и 42,47%. На конец года произошли существенные изменения в этих группах средств, как в абсолютной форме, так и в структуре. Прирост внеоборотных активов составил 12581 млн. руб., а оборотных активов 16528 млн. руб., удельный вес внеоборотных активов на конец 2010 года снизился на 4,88%, а оборотных – увеличился соответственно на 4,88%. Поэтому распределение между активами организации на конец 2010 года выглядит следующим образом: оборотные активы 47,35% и внеоборотные активы 52,65%. Таким образом, удельный вес между активами организации распределен почти равномерно.
    В таблице 1 Приложения Б приведена информация о доле основных групп оборотных средств в общей стоимости имущества. Ее изучение говорит о том, что на начало года запасы и затраты составляли 10,88% от стоимости всего имущества и около 25,61% от стоимости оборотных активов. Налоги по приобретенным ценностям составили 6,93% от стоимости всего имущества и около 16,32% от стоимости оборотных активов.
    Доля  дебиторской задолженности в  общей сумме имущества на начало года составляла 16,81%, а на конец года 18,51%. Негативное влияние на деятельность предприятия оказывает ежегодное возрастание задолженности покупателей за отгруженную им продукцию. Так на 1.01.2010 года дебиторская задолженность составила 9465 млн.руб. (на 1.01.10 г. – 6178 млн.руб., из нее за отгруженную продукцию собственного производства – 295 млн.руб., в том числе свыше 3-х месяцев 97 млн.руб., свыше 6 месяцев – 85 млн.руб., свыше 1 года – 80 млн.руб.; на 1.01.2009 г. – 5070 млн.руб.,  из нее за отгруженную продукцию собственного производства -  3858 млн.руб., в том числе свыше 3-х месяцев 49 млн.руб., свыше 6 месяцев – 45 млн.руб., свыше 1 года – 3 млн.руб.) из нее за отгруженную продукцию собственного производства – 5393 млн.руб. По состоянию на 1.01.2010 года сумма просроченной дебиторской задолженности составила 339 млн.руб.  Из-за неспособности покупателей рассчитаться с предприятием за полученный товар возникает нехватка денежных средств, которая приводит к появлению кредиторской задолженности, которая  на 1.01.2010 год составила 13801 млн. руб., на 1.01.2009 год – 12002 млн.руб. и на 1.01.2008 год – 6179 млн.руб.
    Организация может приобрести внеоборотные активы за счет собственных и заемных  источников. Их предварительная оценка на основании пассива баланса  представлена в таблице 2. (Приложение В)
Данные  таблицы 2 Приложения В показывают, что общий прирост источников средств составил 29109 млн. руб. или 65,92%. Этот прирост получен в основном за счет долгосрочных кредитов и займов, которые увеличились на 8,61%, что в денежном выражении составило 8931 млн. руб. Также стоит отметь, что наблюдается негативная тенденция к снижению количества собственных средств на 6,66%, что составило в денежном выражении 5921 млн. руб.
    Для организаций, функционирующих в  условиях развитых рыночных отношений, нормальным положением, обеспечивающим достаточно стабильное положение в глазах инвесторов и кредиторов, считается отношение собственных источников к общей их сумме на уровне 60%.
    Отношение собственных источников к их общей  сумме называется коэффициентом собственности. Этот коэффициент характеризует соотношение интересов собственников организации, заимодавцев и кредиторов. На ОАО «Савушкин продукт» он равен  33,23%, что указывает на зависимость от внешних кредиторов. Также стоит отметить, что на 2011 год предприятие нацелено существенно сократить кредиторскую задолженность. Кредиты в основном брались предприятием на развитие филиалов.
    Задача  анализа ликвидности баланса  возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
    Коэффициент текущей ликвидности (К1), в общем виде представляет собой отношение всех текущих активов и краткосрочной задолженности, характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия, и рассчитывается по формуле (3.1.):
                              ,                                             (3.1.)
где  А2 – итог раздела II бухгалтерского баланса “Оборотные активы”;
       П9 – итог раздела V  “Расчёты”;
       П11 – долгосрочные кредиты и  займы.
    Для более обоснованной оценки ликвидности  предприятия необходимо учитывать различную степень ликвидности текущих активов. Поэтому и рассчитываются и другие показатели ликвидности.
    Коэффициент быстрой ликвидности (К2) – характеризует долю текущих обязательств, которая может быть погашена за счёт наличности и ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, и определяется по формуле (1.2.), как отношение оборотных активов без учёта производственных запасов к краткосрочной кредиторской задолженности:
                              ,                                               (3.2.)
где А2 – итог раздела II бухгалтерского баланса “Оборотные активы”;
       А3 – производственные запасы;
       П9 – итог раздела V “Расчёты”;
       П11 – долгосрочные кредиты и займы.
    Дополняет предыдущие показатели коэффициент  абсолютной ликвидности (К3). Он определяется по формуле (3.3.), как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Этот коэффициент отражает долю текущей задолженности предприятия, которую можно погасить за счёт наиболее ликвидной части активов – денежных средств. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов.
                               ,                                                  (3.3.)
    где А6 – краткосрочные финансовые вложения;
          А7 – денежные средства;
          П9 – итог раздела V “Расчёты”;
          П11 – долгосрочные кредиты и  займы.
    В дальнейшем, исходя из размера рассчитанных коэффициентов, определяется класс заёмщика. В банках принимают условную разбивку заёмщиков по классам, и в зависимости от класса кредитоспособности банк устанавливает режим кредитования. Первоклассным клиентам кредит предоставляется на льготных условиях, кредитополучателям второго класса – на общих условиях. Отнесение предприятия к третьему классу кредитоспособности означает, что кредит оно может получить только на особых условиях. Рассчитанные показатели ликвидности и условная разбивка по классам представлена в таблице 3.1:
Таблица 3.1. Расчёт основных показателей ликвидности предприятия
Показатели 2007 г. 2008 г. 2010 г. Норматив Классность показателя
Коэффициент текущей ликвидности (К1) 0,728 0,77 0,74 более 1,7 3
Коэффициент быстрой ликвидности (К2) 0,046 0,057 0,069 более 0,2 3
Коэффициент абсолютной ликвидности (К3) 0,049 0,062 0,021 более 0,2 3
 
    По  данным таблицы 3.1., можно сделать вывод о том, что все коэффициенты ликвидности ниже нормативных значений, и предприятие будет получать кредит на особых условиях, так как относится к третьему классу кредитоспособности. Так, коэффициент текущей ликвидности за три последних года ниже норматива. Это означает, что предприятие не достаточно обеспечено в общем объёме оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения краткосрочной задолженности. Коэффициент быстрой ликвидности, также как и коэффициент абсолютной ликвидности за три года ниже нормативного значения, это означает, что предприятие не способно рассчитаться с краткосрочными обязательствами своими наличными денежными средствами и краткосрочными вложениями.
    Следует отметить, что сам по себе уровень  коэффициента абсолютной ликвидности ещё не является признаком плохой или хорошей платёжеспособности. При оценке его уровня необходимо учитывать скорость оборота средств в оборотных активах и скорость оборота краткосрочных обязательств. Если платёжные средства оборачиваются быстрее, чем период возможной отсрочки платёжных обязательств, то платёжеспособность предприятия будет нормальной. В то же время постоянное хроническое отсутствие денежной наличности приводит к тому, что предприятие становится хронически неплатёжеспособным, а это можно расценить как первый шаг на пути к банкротству.
    Для характеристики соотношения собственного и заёмного капитала заёмщика рассчитывают коэффициенты финансовой устойчивости и платёжеспособности. Они показывают долю заёмного капитала в общем капитале заёмщика. Чем выше доля заёмного капитала, тем ниже финансовая устойчивость предприятия, при этом если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заёмных средств, то это свидетельствует об ослаблении его финансовой независимости.
    Одним из основных показателей кредитоспособности является коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости и рассчитывается по формуле (3.4.), как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и внеоборотными активами предприятия к фактической стоимости его оборотных активов:
                             
,                                           (3.4.)

где П1 – итог раздела III бухгалтерского баланса “Источники собственных средств”;
      П6 – итог раздела IV бухгалтерского баланса “Доходы и расходы”;
      А1 – итог раздела I “Внеоборотные активы”;
      А2 – итог раздела II “Оборотные активы”.
    Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами5) характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов, и рассчитывается по формуле (3.5.), как отношение всех своих финансовых обязательств к валюте баланса:
                              ,                                                    (3.5.)
    где П9 – итог раздела IV “Расчёты”.
    Коэффициент финансовой независимости6) представляет собой отношение собственного капитала предприятия к общей сумме пассивов (валюте баланса), и показывает, насколько средства предприятия реально ему принадлежат. Этот коэффициент особенно важен для кредиторов и инвесторов предприятия, так как характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия. Рассчитывается по формуле (3.6.):
                             ,                                                    (3.6.)
    где П1 - итог раздела III бухгалтерского баланса “Источники собственных средств”;
           П6 – итог раздела IV бухгалтерского баланса “Доходы и расходы”;      
    Коэффициент финансовой устойчивости7) показывает долю собственного капитала в формировании имущества и рассчитывается по формуле (1.7.), как отношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств к валюте баланса:
                                ,                                            (3.7)
    где П1 - итог раздела III бухгалтерского баланса “Источники собственных средств”;
           П6 – итог раздела IV бухгалтерского баланса “Доходы и расходы”;
           П11 – долгосрочные кредиты и займы;      
    Коэффициент привлечения средств8) отражает долю краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия в отношении оборотных активов и рассчитывается по формуле (3.8.), как отношение всех обязательств предприятия к оборотным активам:
                                 ,                                                           (3.8.)
    где П9 – итог раздела V “Расчёты”;
          А2 – итог раздела II “Оборотные активы”.
    Коэффициент финансового расчёта9) отражает долю финансовых обязательств предприятия в отношении величины собственного капитала и рассчитывается по формуле (3.9.), как отношение финансовых обязательств предприятия к собственному капиталу. Данный коэффициент считается одним из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше вложения данного капитала в данное предприятие, то есть долги не должны превышать размер собственного капитала:
                             ,                                                   (3.9.)
    где П9 – итог раздела V “Расчёты”;
           П1 - итог раздела III бухгалтерского баланса “Источники собственных средств”;
           П6 – итог раздела IV бухгалтерского баланса “Доходы и расходы”.
    Если  финансовое состояние по показателям ликвидности и финансовой устойчивости, а именно, доля собственного капитала в формировании оборотных активов меньше норматива, признаётся неудовлетворительным, то рассчитывается коэффициент восстановления платёжеспособности (К10) за период, равный шести месяцам. При этом главным образом используется значение коэффициента текущей ликвидности (К1) на начало и на конец отчётного периода, рассчитывается по формуле (3.10.):
                      ,                                  (3.10.)
    где К1Фкон. – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в конце отчётного периода;
           К1Фнач. - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчётного периода;
           К1норм. – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
           6 – период восстановления платёжеспособности;
           Т – отчётный период, мес.
    Если  значение данного коэффициента (К10) получится больше 1, то это свидетельствует, что у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платёжеспособность в ближайшее время, и наоборот, если К10 меньше 1, то у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платёжеспособность в ближайшее время.
    Расчёт  данных показателей представлен  в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Расчёт показателей финансовой устойчивости
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Норматив
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К4) -0,44 -0,41 -,42 Более 0,3
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К5) 0,55 0,6 0,67 Не более 0,85
Коэффициент финансовой независимости(К6) 0,448 0,397 0,335 Более 0,5
Коэффициент финансовой устойчивости К7) 0,473 0,451 0,472 Более 0,6
Коэффициент привлечения средств (К8) 1,44 1,41 1,48 Не более 0,6
Коэффициент финансового рычага (К9) 1,26 1,51 1,90 Меньше 1
Коэффициент платёжеспособности (К10) 0,69 0,7 0,68 Больше 1
 
    На  основании  данных таблицы 3.2., можно сделать следующие выводы, что все показатели ниже норматива. Так, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет отрицательное значение за последние три года и это означает, что предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами, необходимыми для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К5) соответствует нормативу 0,85 и означает, что предприятие имеет способность рассчитаться со своими финансовым обязательством после реализации активов. Коэффициент финансовой независимости (К6) ниже норматива 0,5 и означает, что средства предприятия реально ему полностью не принадлежат в общей стоимости имущества. Коэффициент финансовой устойчивости (К7) ниже норматива 0,6 и означает, что в формировании имущества предприятия недостаточно собственного капитала. Коэффициент привлечения средств (К8) не соответствует нормативу (не более 0,6) и означает, что недостаточно оборотных средств для погашения своих обязательств предприятия. Коэффициент финансового рычага (К9) не соответствует нормативу (не более 1) и означает, что доля обязательств предприятия превышает величину собственного капитала, следовательно высокий риск вложения данного капитала в данное предприятие. Коэффициент платёжеспособности (К10) ниже норматива (больше 1) и означает, что у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платёжеспособность в ближайшее время, а также недостаточно оборотных активов для погашения краткосрочных обязательств.
    Чтобы определить эффективность использования  как отдельных статей активов, так и совокупных активов предприятия определяют коэффициенты деловой активности (оборачиваемости).
    Таким образом, анализ деловой активности предприятия дополняет оценку показателей ликвидности и финансовой устойчивости, а также позволяет сделать более обоснованное заключение о финансовом состоянии предприятия. Например, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счёт увеличения краткосрочной дебиторской задолженности. Если при этом снижается выручка от реализации продукции, ухудшается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия.
    В практике финансового анализа в качестве основных показателей деловой активности предприятия используются следующие коэффициенты.
    Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности11) отражает скорость реализации годовой продукции в оборотах за год и рассчитывается по формуле (3.11.) путём отношения выручки от реализации к сумме дебиторской задолженности:
                             ,                                                     (3.11.)
    где Выр. – выручка от реализации;
           ДЗ – дебиторская задолженность.
    Коэффициент оборачиваемости  мобильных активов12) показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за год, и рассчитывается по формуле (3.12.) как отношение выручки от реализации к величине оборотных активов:
                               ,                                                      (3.12.)
    где Выр. – выручка от реализации;
           А2 – итог раздела II “Оборотные активы”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.