На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Авторское право

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Санкт-Петербургский государственный университет информационных 
технологий, механики и оптики
 
 
 
 
 
Дисциплина:
 
Основы интеллектуальной собственности
 
 
Реферат на тему: 
Объекты авторского права. Возникновение авторского права” 
 
                                                                        
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                                                     
 
 
 
 
 

 выполнил: студент 2-го курса , группы 2443 
                                                                                                                Коваленко Александр 
 
 
                                                                       
 
 

Санкт-Петербург 
2011

Содержание: 

    История возникновения
 
    Понятие авторского права
 
    Объекты и  признаки авторского права
- Легальные  критерии охраноспособности объектов авторского права
- Критерии творческой деятельности
- Объективная форма произведения
- Виды объектов авторского права 

    Сферы действия авторского права
 
    Заключение
 

  История возникновения 

  Авторское право есть продукт позднейшего  времени. 

  Основной  проблемой для авторского права  в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции 

  Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.  

  Однако  автор произведения оставался как  бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью. 

  Лишь  в конце XVII в. был принят первый законодательный  акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г  

  Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationer’s Company на издание и распространение книг 

  Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право  первоначально возникло как право  на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений. 

  В России регулирование отношений, связанных  с воспроизведением и распространением литературных произведений, также возникло не в целях защиты интересов издателей  и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.  

  До 1771 г. книгоиздательское дело считалось  в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального. 

  Доминирующее  положение государства в сфере  книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший  права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава. Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст.420 т.X ч.1., но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати. 

  Экономические интересы правительства России и  отсутствие хорошо организованных авторских  обществ, которые в свою очередь, могли бы защищать экономические  интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей 

  В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности. 

  Событием  и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском  праве. Новый закон, по замечаниям его  современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада». 

  В первые годы после Октябрьской революции  явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве»  принятым 29 декабря 1917 г., специальной  комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов. 

  В период нэпа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права  авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование поизведений только по договору с автором. 

  Законодательство  СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР. 

  К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ ("Авторское право"), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав. 

  9 июля 1993 года был подписан президентом  РФ Закон «Об авторском праве  и смежных правах», который  продолжает действовать и сейчас (с изменениями и дополнениями  от 19 июля 1995 г.), являясь центральным актом авторского права Российской Федерации. 
 
 

  Понятие авторского права 

  Авторское право раскрывается посредством  ряда определений.  

  Авторское право – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений. 

  Авторское право, как это следует из международных  соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. 

  Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности. 

  Авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права. 

  Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.  

  Таким образом, авторское право – «право имущественно-лично-общественного  свойства»[  

  Объекты и признаки авторского права 

  Действующее законодательство не содержит легального определения понятия объекта авторского права, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.
  Объектом  права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.
  Объекты, охраняемые авторским правом, относятся  к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они  очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.  

  1. Легальные критерии  охраноспособности  объектов авторского  права 

  Закон устанавливает два общих легальных  критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права. 

    Авторское право распространяется  на произведения науки, литературы  и искусства, 

    Во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. 

    Отсутствие любого из названных  критериев не позволяет говорить  о наличии произведения как  объекта авторского права. 

  При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно. 

  2. Критерии творческой  деятельности 

  Творческой  обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам. 

    Разумеется, творчество - субъективный  критерий. Для одного научный  вывод является результатом большого  творческого напряжения, а для  другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности. 

    Следует признать, что на практике  критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов. 

    Подтверждение подобной трактовки  критерия творчества можно найти,  в частности, в постановлении  № 8 от 18 апреля 1986 г. Пленума Верховного  Суда СССР "О применении судами  законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений". 

  В данном постановлении Верховный  Суд подчеркивал, что составители  сборников не охраняемых авторским  правом произведений имеют авторское  право на эти сборники, если они  подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений, самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий "творчество" и "самостоятельное создание" не вызывает сомнений. 

    В случае, если имело место  пиратское копирование, орган,  рассматривающий конфликт, прежде  всего суд, может назначить  экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора. 

    Трактовка творчества как акта  самостоятельного создания произведения  тем более оправданна, что для  авторского права безразличны  собственно научные, литературные  или художественные качества  произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением.
  Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права. 

    С точки зрения авторского  права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой  результат умственной деятельности  признается творческим и подпадает  под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т. е. существовало в какой-либо объективной форме. 

  3. Объективная форма  произведения 

  Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной  форме: 

 
    письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и  так далее);
    устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
    изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
    звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
    объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее)
 
  В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью  различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и  т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты. 

    В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП  прямо подчеркивается, что авторское  право не связано с правом  собственности на материальный  объект, в котором произведение  выражено. И естественно, "передача  права собственности на материальный  объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте". Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП 

    Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. 

    Например, некоторые поэты записывали  стихи на манжетах, папиросных  коробках или обрывках газет  Поэт В Высоцкий писал черновики  отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли.
  Если  кто-либо попытается опубликовать эти  стихи под своим именем и плагиат  будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены. 

    Юридически безразличным является  и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское  право распространяется как на  обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т. е. выпущенный в свет, роман. 

    Сказанное относится к любой форме обнародования, т. е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.
  Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение. 

    Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом. 

    Прежде чем определить публичный  характер показа, исполнения или  передачи в эфир, необходимо пояснить  их смысл как таковых. 

    Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала  или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме. 

    Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). 

    Передачей в эфир признается  сообщение произведения посредством  его передачи по радио или  телевидению. 

    Для того чтобы показ, исполнение  или передача в эфир трактовались  как обнародование произведения, они должны носить публичный  характер, т. е. делать произведение  потенциально доступным неопределенному  кругу лиц. Поэтому, скажем, первый  показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения. 

    Публичный показ, публичное исполнение  или сообщение произведения для  всеобщего сведения понимаются  как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. 

  4. Виды объектов авторского права 

  Исходя  из того, что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный  перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества. 

    
 
 
 

  По  закону РФ "Об авторском праве  и смежных правах" в число  объектов, охраняемых авторским правом, входят:  

    литературные  произведения;
    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    хореографические произведения и пантомимы;
    музыкальные произведения с текстом или без текста;
    аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и теле- произведения);
    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
    производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
    сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;
 
  Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они  основаны или которые они включают. 

  Этот  перечень открытый, что способствует свободе творчества. 

  Каждый  из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован  по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и тому подобного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем. 

  Законодательством установлены те объекты, которые  не являются объектами авторского права. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.
  Однако  есть и такие произведения, которые  обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в  силу прямого указания закона:
            - официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; (Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.
   - Символы и знаки государственного назначения, такие как гербы, флаги, ордена, денежные знаки, следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения; (Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде "автор закона, герба, флага" следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.)  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.