На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Введение и заключение по социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Степень научной  разработанности темы.  

Проблемы коррупции  в органах государственной власти, ее истоки и формы, направления и  методы борьбы с нею в современной  России занимают достаточно большое  место в работах современных  ученых. Многогранность коррупционных  проявлений определяет множественность  направлений исследования с различных  позиций -социально-управленческих, социально-философских, социально-экономических, социально-правовых и т.п. В методологическом аспекте эти направления опираются на многие теоретические положения и практические выводы таких исследователей проблем государства и власти, бюрократии и ее влияния на процессы управления обществом, как П. Блау, М. Вебер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.1.  

Значительный опыт борьбы с коррупцией наработан зарубежными  учеными и практиками государственного управления. Он нашел свое отражение  в многочисленных публикациях, монографиях, выступлениях и докладах2. В России за последние годы также вышло значительное число работ, посвященных непосредственно проблеме коррупции и возможным путям ее решения. Серьезному анализу проблемы коррупции были подвергнуты в трудах В.В. Бакушева, И.Я. Богданова, А.И. Кирпичникова, И.М. Клямкина, В.О. Рукавишни-кова,  

Г.А. Сатарова, JI.M. Тимофеева, A.B. Цаплина и др.3.  

Ценные идеи по практической реализации антикоррупционных мероприятий, основанные на анализе как отечественного, так и зарубежного опыта, содержатся в докладе, подготовленном совместными усилиями Совета по внешней и оборонной политике и Регионального общественного фонда «Информатика для демократии» (Фонда ИНДЕМ).  

В последние годы проблемы коррупции стали объектом конкретных социологических исследований, особенно обращенных к  

1 См.: Вебер М. Избр. произв. - М, 1990; Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М, 1966; Парсонс Т. Система современных обществ. — М, 1998; Blau P. The Dynamic of Bureaucrecy. — Chic., 1955 и др.  

2 См.: Джонсон М. Что может быть предпринято по отношению к укоренившейся коррупции: Пер. доклада на Ежегодной конференции Мирового банка по проблемам развития экономики. - Вашингтон, 1997; Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. -М., 2003; Государственная служба за рубежом. Борьба с коррупцией: проблемы, решения. Реф. бюлл. № 2. - М., 2002 и др.  

3 См.: Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые  аспекты.-М., 2001; Клямкин И.М., Тимофеев JI.M. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. - М., 2000; Рукавишников В.О. и др. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. - М., 1998; Тимофеев JIM. Институциональная коррупция. - М., 2000; Цаплин A.B., Бакушев В.В. Коррупция: тенденции в мире и России. - М., 2000 и др. вопросам организации и функционирования органов государственной власти в Российской Федерации1.  

Острейшие вопросы  коррупции волнуют многих современных  ученых, как отечественных так и зарубежных, что нашло свое отражение в проведении специализированных конференций, публикациях в различных научных сборниках, дискуссиях на страницах периодической печати и т.п.2.  

Однако следует  отметить, что теоретическими вопросами  о коррупции до последнего времени  занимались в основном правоведы  и экономисты. До сих пор бытует такой подход, при котором коррупция  рассматривается лишь как отдельные  проявления, как поступки некоторых  вороватых и нечестных чиновников. В настоящей работе сделана попытка  исследовать коррупцию как многоплановое  негативное социальное явление, поразившее российские органы государственной  власти.  

Объектом исследования являются государственные органы власти Российской Федерации.  

Предмет исследования - коррупция в органах государственной  власти Российской Федерации.  

Цель работы состоит  в разработке теоретических и  практических вопросов коррупции, причин ее распространения в органах  государственной власти и определение  направлений борьбы с ней.  

Достижение основной цели диссертационной работы предполагает решение следующих задач:  

• рассмотреть коррупцию  как социальное явление и источник социальных угроз для государства  и общества;  

1 См.: Коррупция в  современном обществе/ Аналитическая  записка по рез. соц. исслед./Под рук. В.Л. Романова. - М., РАГС, 1998; «Серая» экономика: (Социологический анализ) / Рук. В.Э. Бойков. Социология власти. Инф.-аналит. бюлл. № 3. -М., 2001 и др.  

2 См.: Социология  коррупции. Материалы науч.-практ. конф. 20 марта 2003 г., ИНИОН РАН. -М., 2003 и др.; Россия и мировой опыт противодействия коррупции. Материалы конференции. - М., 2000; Коррупция в России: состояние проблемы. Материалы науч.-практ. конф. МВД России 26-27 марта 1996 г. - М.:, 1996. Вып. 1 и др.  

• изучить особенности  социологического подхода к исследованию ее проявлений в органах государственной  власти современной России;  

• выявить факторы  распространения коррупции в  современных российских условиях;  

• провести социологический  анализ коррупции в органах государственной  власти современной России;  

• определить основные направления и задачи борьбы с  коррупцией на современном этапе.  

Теоретико-методологическую основу работы составили общенаучные  принципы познания социальных явлений, такие, как диалектический метод, конкретно-исторический и системный подходы, структурно-функциональный анализ, социально-философская теория власти и др.  

Особую роль в  исследовании играет социологический  подход в изучении происходящих в  органах государственной власти Российской Федерации социальных процессов  и современного феномена коррупции  государственных служащих. Использование  в ходе исследования указанных методов  позволило провести всесторонний, комплексный  анализ коррупции как многогранного  деструктивного социального явления  в современном российском обществе.  

Источниковой базой диссертационной работы стали Конституция и федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных и региональных органов власти и другие документы, регламентирующие деятельность и поведение государственных служащих, в том числе: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.), указы Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (2002 г.), «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (2004 г.) и др.  

Важными источниками  при разработке темы диссертационного исследования были опубликованные с  начала 90-х гг. XX в. сборники нормативных  документов о борьбе с коррупцией и ее проявлениями в органах государственной власти, данные Российского статистического агентства, материалы научно-практических конференций, а также фундаментальные научные труды и публикации в периодических изданиях по проблемам коррупции в России.  

Эмпирическая база диссертационной работы основывается на материалах социологических исследований, в которых автор принимал непосредственное участие:  

• социологическое  исследование «Актуальные проблемы государственной службы Российской Федерации в оценках населения» (сентябрь 2003 г.); опрошено 1 202 респондента  из числа населения 17 субъектов Российской Федерации; руководитель исследования д.с.н., проф. Магомедов К.О. Индекс в  диссертации: АПГС ОН-2003;  

• социологическое  исследование «Актуальные проблемы государственной службы Российской Федерации в оценках государственных  служащих» (октябрь 2003 г.); опрошено 964 респондента  из числа государственных служащих федеральных и региональных органов  государственной власти; руководитель исследования д.с.н., проф. Магомедов  К.О. Индекс в диссертации: АПГС ОГ-2003.  

Помимо этого, автором  для решения диссертационных  задач были использованы материалы  ряда социологических исследований, проведенных учеными РАГС и других организаций: «Оценка состояния  теоретических основ государственной  кадровой политики и формирование кадрового  корпуса государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти». Проведено в апреле-мае 2001 г. Опрошено 1 434 респондента среди  населения  

17 субъектов Российской  Федерации. Руководитель д.с.н., проф. Турчинов А.И. Индекс: ТО ГКП-2001;  

Аномальные явления  в системе государственной службы в Российской Федерации». Проведено  в феврале 1998 г. Опрошено 509 респондентов из числа населения г. Москвы и 149 экспертов из числа государственных  служащих. Руководитель д.м.н., проф. Романов B.JI. Индекс: АЯ ГС-1998;  

Серая» экономика». Проведено в феврале 2001 г. Опрошено 1 040 работников массовых профессий  и 264 руководителя предприятий. Руководитель исследования д.ф.н., проф. Бойков В.Э. и  др.  

Основные научные  результаты, полученные лично автором, и их новизна состоят в следующем:  

• коррупция рассмотрена  как негативное социальное явление, являющееся источником национальных угроз  для государства и общества, что  проявляется в сращивании коррумпированной части государственных служащих с теневыми криминальными структурами, снижении авторитета государственной  власти у населения, размывании духовно-нравственных основ общества, опасности закрепления  псевдогосударственных и квазигражданских типов социальных отношений в современной России и т.п.;  

• раскрыта социальная природа коррупции, ее негативное влияние  на развитие социально-политических, социально-экономических, социально-культурных отношений, на трансформацию  их нравственных норм и ценностей, корпоративную  культуру государственной службы и  др. Показаны особенности социологического подхода к исследованию конкретных проявлений коррупции в органах  государственной власти в современной  России: интегративность по отношению к теоретическим и прикладным методам других наук; системность и полифункциональность в изучении социальных явлений и процессов; практические результаты могут быть использованы в научно-методической и учебной работе.  

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на методологических семинарах  и заседаниях кафедры государственной  службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при  Президенте РФ. Отдельные теоретические  выводы были представлены в выступлениях и научных сообщениях автора на:  

- межвузовской конференции  «Творческое наследие В.Г. Афанасьева  и современность» (Москва, РАГС, апрель 2004 г.);  

- научно-практической  конференции «Актуальные проблемы  государственной и муниципальной  службы Российской Федерации» (С.Петербург,  СЗАГС, июнь 2003 г.);  

- межвузовской научно-практической  конференции «Идеи A.A. Богданова  и современность» (Москва, РАГС, апрель 2003 г.);  

- научно-практической  конференции «Социология коррупции» (Москва, ИНИОН, март 2003 г.).
Заключение:  

Основные выводы и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования.  

1. Коррупция - это  негативное социальное явление,  источник экономических, политических  и социальных угроз для российского  социума. Прежде всего, разрушительное  действие коррупции проявляется  в падении престижа и авторитета  власти на всех уровнях, разрушении  нравственных основ общества, сращивании  коррумпированной части государственных  и муниципальных служащих с  теневыми криминальными кругами,  опасности развития псевдогражданских социальных отношений.  

2. Социальные аспекты  коррупции проявляются в политической, экономической, культурной и др. сферах жизнедеятельности российского  общества в масштабах, близких  к критическому показателю. Влияние  коррупции на административную  и социальную среду государственных  служащих, трансформацию их нравственных  норм и ценностей, корпоративную  культуру государственной службы  сегодня очень велико.  

3. К условиям и  факторам роста коррупции в  государственных органах власти  в современной России в первую  очередь относятся недопустимо  слабая правовая база и неразработанность нормативных документов по борьбе с коррупцией, а также очень ограниченное распространение правоприменительной практики уже имеющихся законодательных и нормативных актов в отношении конкретных должностных лиц. Активно способствуют распоространению коррупции в России и падение нравственности в обществе, низкая профессиональная культура государственных служащих, высокая степень гражданской толерантности большей части населения к коррупционным проявлениям.  

4. Социологический  анализ состояния проблемы коррупции  в органах государственной власти, основанный на материалах авторского  и многих других исследований  в рамках диссертационной тематики, выявил высокую степень оценки  распространенности коррупции и  со стороны населения, и со  стороны государственных служащих. Проблемой, связанной с распространением  коррупции в современных российских  условиях, можно назвать достаточно  широкую социальную базу для  ее воспроизводства в среде  государственных служащих. В большей  степени это проявляется на  федеральном уровне. Важное значение  имеет и мнение участников социологических исследований о недостаточности только правовых мер по преодолению коррупции и необходимости разработки комплексного подхода к решению вопросов по ее преодолению.  

5. Основные направления  и задачи борьбы с коррупцией  в государственных органах власти  Российской Федерации должны  быть сформированы в комплекс  мер правового, экономического, организационного, воспитательного характера в  отношении профилактики коррупционных  действий государственных служащих, включая развитие общей культуры  отношений власти в российском  обществе. Должна быть принята  реальная государственная программа  борьбы с коррупцией, в которой  необходимо не только декларировать  необходимость принятия различных  мер к коррумпированным чиновникам, но и показать правовые, экономические,  организационные и социальные  механизмы минимизации коррупции  в органах государственной власти, а также профилактики коррупционных  действий государственных служащих.  

6. Сегодня преодоление  негативных последствий коррупции  невозможно без тесного взаимодействия  законодательной, исполнительной  и судебной ветвей власти, активизации  деятельности правоохранительной  системы. Для этого прежде всего необходимо, наконец, принять атикоррупционное законодательство и вывести проблему коррупции на уровень отдельного законодательного регулирования, что не только позволит расширить правоприменительную практику в отношении коррупционеров, но и будет способствовать активизации работы правоохранительных органов и повышению ответственности чиновников за коррупционные действия.  

В заключение следует  отметить, что, исследуя коррупцию в  нашей стране, обязательно нужно  принимать во внимание, каково современное  состояние общества и какой тип  государства возник в результате проведенных за последние 10—15 лет  преобразований. Если в процессе дальнейшего реформирования общества и государства удастся отделить собственность от власти, а закон будет защищать конкурентные секторы экономики от неправомерного и чрезмерного вмешательства государства, если вмешательство государства в экономическую деятельность своих граждан и юридических лиц, а также частную жизнь граждан будет ограничено рамками закона, тогда условия для распространения коррупции будут минимизированы.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

В современных условиях становления России как правового  и социального государства, необходимости  преодоления кризисного состояния  в различных сферах общества очень  актуальной является проблема коррупции  в органах государственной власти.  

Коррупция чревата  тяжёлыми последствиями для всех слоёв российского общества, она  деморализует граждан и разрушает  их доверие к государству, превращая  его из средства сбалансированного  обеспечения потребностей всех социальных слоёв в орудие беззастенчивого  отстаивания интересов лишь отдельных  узких групп за счёт остальной  части общества.  

Нет ничего удивительного  в том, что в обществе, освободившемся от безраздельного властвования государства  во всех сферах экономики и культуры, но не освободившемся духовно, методы права неэффективны и недостаточны, и коррупция выступает в роли механизма управления. Более того, и это самое страшное: она устраивает многих граждан. Пока коррупция воспринимается значительной частью населения страны как вредный, но неизбежный элемент  общественной жизни, борьба с ней  бесперспективна.  

Проведённое диссертационное  исследование ещё раз доказывает важность и насущную потребность  в изучении, глубоком, всестороннем анализе и поиске эффективных  мер борьбы с коррупцией, которая  являет собой высшую форму организованной преступности, направленную на обогащение преступных кланов, включающих в себя в равной степени представителей криминального мира, государственного аппарата, правоохранительных органов, коммерческих структур, политических деятелей и рядовых исполнителей, для достижения полного господства в политике, управлении государством и экономикой.  

Становление новой  политической и экономической системы, развитие рыночных отношений, повлекших  за собой проблемы безработицы и  занятости, трансформацию нравственных ценностей и ориентиров, усиление правового нигилизма в переходный период к демократическому обществу требует поиска новых методов  борьбы с коррупцией, основанных прежде всего на глубоком понимании сути проблемы, а также на координации усилий и государства, и правоохранительных органов, и населения.  

Настоящая работа позволяет  вскрыть взаимозависимость внутренних и внешних сторон такого сложного явления, каким является коррупция; обнаружить зависимость сторон этого  феномена от интересов и потребностей общества; определить, насколько эффективно ведётся борьба с организованной преступностью и пр.  

Основываясь на широкой  теоретической и эмпирической базе, настоящее диссертационное исследование способствует более полному раскрытию  коррупции как социального, правового  и экономического явления жизни  нашего общества. Использование результатов  ряда социологических исследований, в том числе и исследования, проведённого учёными РАГС, позволило  вскрыть взаимозависимость различных  факторов коррупции и существенно  обогатить знания о сущностных чертах изучаемого явления.  

В процессе доказательства правомерности и полезности различных  подходов к исследованию проблемы коррупции, определению её сущности и особенностей, свойственных именно России, была выявлена важность осознания того, что человеческое сообщество не может быть органической системой, строго детерминированной  в своём развитии, ибо в обществе есть неорганический элемент, и этот элемент - свобода.  

Именно поэтому  оказались бесперспективными попытки  решения государственных и общественных проблем путём жесткого администрирования. Общим для этих усилий было стремление к одномоментному решению сложнейшей социальной задачи путем издания  репрессивных законов, упрощения процедуры  привлечения к ответственности, создания комиссий, призванных в кратчайший срок решить проблему, и всё это  без учёта реальной экономической  и социальной обстановки и нравственно-психологического состояния российского общества.  

Необходимо также  отметить, что попытка изучения и  глубокого исследования коррупции  как многоаспектного социального явления была предпринята с целью акцентирования внимания именно к социальным последствиям коррупции для государства и общества. Ранее коррупция рассматривалась в основном в социальном аспекте с социально-экономических и социально-правовых позиций, что в настоящий момент уже проявилось в виде ограниченности применяемых к анализу коррупции подходов.  

В работе на доказательном  уровне показано, что в сложившейся  в Российской Федерации ситуации уместно говорить не отдельно о проблеме коррупции, а о ее взаимосвязи  с проблемой дееспособности и  эффективности всей системы власти и государственного управления, с  состоянием политической системы и  способности высшей политической власти проявить волю в вопросах искоренения  коррупции, прежде всего в государственных  органах власти. Необходимо отметить, что борьба с коррупцией, обеспечение эффективности деятельности государственных органов власти всех уровней является сутью и основным смыслом конституционной и законодательной системы любого современного демократического государства, к состоянию которого сегодня стремится Россия.  

Проделанный анализ показывает, что какими бы сложными ни были вопросы исследования различных  сторон проблемы коррупции, они должны опираться на серьёзную теоретическую  базу и развернутую эмпирическую основу. Как показывает опыт научного анализа сложнейших негативных социальных явлений и процессов, знание закономерностей, причин возникновения, социальной обусловленности, содержания, условий и факторов развития исследуемого явления позволяет  избежать многих ошибок в его оценке и выработке практических мер  по преодолению.  

Исследование показало, что, руководствуясь комбинированной  системой научных подходов, можно  интегрально рассматривать негативные социальные феномены, такие, как коррупция. Это позволяет не только выявить  его сущностные черты и особенности, но и разработать теоретические  и прикладные основы в процессе активной и целенаправленной борьбы с этим общественно опасным явлением.  

Все это позволило  осветить существующие тенденции и  закономерности развития феномена коррупции, выявить его социальную сущность и особенности, на основе применения сравнительного анализа, ряда научных  подходов и различных методов  анализа сделать соответствующие  выводы, оценить правомерность и  целесообразность применения тех или  иных форм борьбы с коррупцией, а  также дать прогноз относительно дальнейших перспектив этой борьбы.  

Проведённый анализ сущности и содержания феномена коррупции, рассмотрение вариантов выхода из создавшейся  в стране критической ситуации будут  в определённой степени полезны  для более глубокого исследования этой проблемы и помогут развитию научных подходов к изучению этого явления и выработке практических мер по ее преодолению.  

Следует подчеркнуть, что в современных российских условиях исключительное значение имеют  вопросы становления новой нравственности, особенно в среде профессиональных управленцев — государственных  и муниципальных служащих. Необходимо создавать такие нравственные ориентиры  и императивы, которые в полной мере способствовали бы недопущению  развития негативных процессов в  обществе в целом и в отдельных  социально-профессиональных категориях, которые могут быть вовлечены  в коррупционные действия. В первую очередь это относится к руководящим  кадрам высшего звена государственного управления.  

Как подтверждает проведённый  в ходе диссертационного исследования анализ различных источников статистической, оперативной правоохранительной, экономической, социологической информации, латентность  преступлений высших должностных лиц  значительно выше латентности преступного  поведения других групп управленческих работников. Сегодня сложилась ситуация, когда высокая государственная  должность становится защитой чиновника  от ответственности за коррупционное  поведение, а в статистику коррупционных  правонарушений чаще всего попадают должностные лица низового уровня.  

Необходимо также  отметить, что на данный момент не сложились  еще необходимые условия для  практического претворения в  жизнь тех позитивных наработок, которые уже выработаны отечественной  наукой и практикой относительно такого сложного явления, как коррупция. Этому есть множество причин:  

• недостаточность  имеющейся законодательной базы;  

• неготовность многих государственных органов, особенно высших, к принятию антикоррупционных мер и должному пониманию их необходимости;  

• отсутствие регулярной и оперативной информации о реальном состоянии различных сторон этой проблемы;  

• снижение реального  уровня профессионализма кадрового  состава правоохранительных органов, вызванное уходом наиболее подготовленных специалистов в коммерческие структуры, нередко связанные с криминалом;  

• неразработанность мер и механизмов экономической, профессиональной и моральной мотивации государственных служащих к отказу от коррупционных действий и пр.  

Таким образом, существующие сегодня в обществе социальные противоречия, вызывающие негативные последствия, разрыв между теорией и практикой, высокий  уровень коррумпированности органов  государственной власти не позволяют  перейти к конкретному решению  сложных общегосударственных проблем.  

Поэтому целями и  задачами настоящего диссертационного исследования стало рассмотрение некоторых  наиболее актуальных проблем теоретического и прикладного анализа коррупции  как социального явления и  его влияния на государство и  общество, а также определение  направлений преодоления коррупции  в современных российских условиях.
Список литературы:  

1. Конституция (Основной  закон) Российской Федерации.  М.,1993.  

2. Об основах государственной  службы Российской Федерации.  Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г.  

3. О системе государственной  службы Российской Федерации.  Федеральный закон Российской  Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. 31 мая. №  103.  

4. О государственной  гражданской службе Российской  Федерации. Федеральный закон  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.  

5. О Совете при  Президенте Российской Федерации  по борьбе с коррупцией. Указ  Президента Российской Федерации  от 24 ноября 2003 г. № 1384.  

6. О федеральной  программе «Реформирование государственной  службы Российской Федерации  (2003-2005 годы)». Указ Президента  Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336.  

7. Концепция реформирования  системы государственной службы  Российской Федерации от 15 августа  2001 г. № Пр-1496.  

8. России надо  быть сильной и конкурентоспособной.  Послание Президента Российской  Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации. М., 2002.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.