На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Менеджменту"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Понятие управления.

 Управление – процесс/действие, направленный на упорядочение каких - либо процессов/действий.
 3 вида управления:
 - естественное  управление (не зависит от человека; явления природы, дождь, солнце)
 - техническое  управление (включаем чайник)
 - социальное (общение)

 
 
Понятие менеджмента.

 Менеджмент –  наука об управлении в организации.
 Менеджмент –  процесс изготовления и распределения  товаров и услуг, создаваемых  трудом многих людей.
 Менеджмент –  часть науки управления, охватывающее методологию построения, анализа и реализации управляющих, управляемых и информационных систем.

 
 
Менеджмент  как наука и  практика управления. Менеджмент как система.  Основополагающие принципы и основные черты, достоинства и  недостатки, взаимосвязь  и взаимное дополнение различных школ.

 Считается, что  менеджмент возник в США, 1881 г. Джозеф Ван Ден написал первый научный курс для управления в организации. Он стал преподаваться через 35 лет в университете.
 Фредерик Вислоу Тейлор (1856-1915) – основоположник менеджмента, первооткрыватель научной школы управления. В 1991 году он выпустил работу «Принципы научного управления». Основная идея:  при научной системе управления точные методы и научное знание должны сменить традиционные навыки управления. На смену расплывчатым, противоречивым принципам управления, Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рационального использования труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная оплата труда, метод изучения времени и движения (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приёмов, инструктивные карточки. Предпосылки – промышленный прогресс.
 Расцвет школы соответствовал расцвету экономики.
 Объектом исследования школ научного управления является производственный процесс, а основным его элементом – работник и его производственные характеристики.
 Ученик Тейлора, Генри Лоуренс Гант (1876-1919 гг.) интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственным процессом в целом. Он объяснял низкую производительность труда тем, что задачи и методы их решения формулируются на основе того, что сделано ранее, или мнения кого-либо относительно того, как выполнять работу. Гант – первооткрыватель в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия.  Он разработал целую систему планов-графиков, которые позволяют благодаря высокой информированности осуществлять запланированное, составлять календарные планы на будущее.
 Управленческое  решение – решение, принятое в  определённый момент.
 Менеджмент в  Россию пришёл в 30-е гг., но с названием  «управление».
 Мы изучаем:
 -Рыночный менеджмент
 -Производственный менеджмент
 -Финансовый менеджмент
 -Административный менеджмент (административное управление -это управление на высшем уровне – на уровне государства, политики; адмиистративный менеджмент – в организации)
 -Социальный менеджмент
 Гант придумал систему заработной платы (повремённая и сдельная оплата труда). Он подчёркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности.  Считал, что проблема человеческого фактора – одна из проблем менеджмента. Труд – источник не только существования, но и удовлетворения.
 Последователи, супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт  в 20 гг. искали оптимальные способы  при выполнении любой работы с  использованием элементарных движений. Ф.Гилберт первый снимал на камеру и фотоаппарат движения рабочих. Следовательно, самокарты (цикл одновременно выполняемых движений) использовались для исследования движений. Л. Гилберт стала первой заниматься управлением кадров, их научным подбором и расстановкой.
 Гаррисон Эмерсон (1853-1931) написал книгу «Производительность как основание для управления и оплаты труда». Позже написал «12 принципов производительности труда». Считал, что: «Работать напряжённо = прилагать к делу максимальные  усилия. Работать производительно – прилагать внимание». Важен подбор персонала, необходимость управления им.
 Генри Форд (1863-1947). Он первым запустил конвейер, основатель «Форд». Цель: сделать автомашины доступным  для среднего класса. Разработал теорию «Фордизм». Книги: «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра».
 Тейлор разработал определённую организационную механику. Форд разрешил вопрос тейлоризма так, что вместо людей поставил технику. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Форд – последнее слово в тейлоризме. + Форд придумал конвейер, следовательно, появилась безработица.
 Принципы школы  научного управления:
    Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач.
    Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач, и их обучение.
    Обеспечение работников ресурсами для выполнения задач.
    Систематическое правильное материальное стимулирование для повышения производительности.
    Выделение планирования и анализа в отдельный процесс.
    Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной науки.
    Формирование функции менеджмента.
     продолжение в  след. вопросе.

 
 
Принципы  управления Анри Файоля.

     Классическая  и административная школа.
     Появилась, когда  на смену эпохи производства пришла эпоха сбыта. Спрос на основные товары стал близок к насыщению, для деятельности фирм стало необходимым изучать рынки. Ориентация на рынок в организации управления фирмами потребовала разделения труда в самой системе управления. 

     Анри Файоль – основоположник административной школы управления. Он попытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать некоторые принципы администрирования.
     Функции администрации:
     - предвидение;
     - планирование;
     - организация;
     - координация;
     - контроль;
     + его концепция  организационного планирования.
     Вклад данной школы заключается в том, что  она рассматривает управление как  универсальный процесс, состоящий  из нескольких взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.
     В 30-50 гг. 20 века на Западе получила распространение неоклассическая школа, возникшая потому, что классическая школа не в достаточной степени учитывала человеческий фактор. Возникновение классической школы связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1919). Исследования неоклассической школы приводят к тому, что в 60-е гг. 20 века возникла особая управленческая функция  - управление персоналом.
     В развитие неоклассической  школы внес вклад Маслоу, который придумал «пирамиду потребностей», которую разделил на 5 ступеней (биологические, безопасности, социальные, уважения, самореализации).
 Управлять –  значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать.
 Принципы управления.
 Принципы – основополагающие начала, идеи, руководящие правила, которым следует руководствоваться в деятельности для решения задач, стоящих перед предприятием.
 Принципы управления А. Файоля:
    Разделение труда (вертикальное – по должности, иерархия; горизонтальное – по функциям)
    Полномочия и ответственность. Где есть полномочия, есть и ответственность
    Дисциплина. Предполагает послушание и уважение, достигнутые соглашением между фирмой и её работником.
    Единое начало. Работник получает приказы от одного руководителя.
    Единство направления. Каждая группа внутри организации должна иметь одну цель, одного руководителя, работать по единому плану.
    Подчинённость личных интересов общим.
    Вознаграждение персонала.
    Централизация.
    Скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение.
    Порядок – место для всего и на своём месте.
    Справедливость – сочетание доброты и правосудия.
    Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучка кадров снижает производительность труда.
    Инициатива (придает организации сил и энергию).
    Корпоративный дух. Союз – это сила.

 
 
Методы  управления в менеджменте.

 Если принципы управления можно считать как законы, на которые опирается структура управления, то методы – это технология управления, представляющая собой совокупность действий и приёмов воздействия на объект управления.
 Методы:
 1. Прямое воздействие. Оно воспринимается подчинёнными сразу, немедленно и он на него реагирует. Руководитель воздействует властью и волью на подчинённого и тот сразу реагирует. Совокупность таких действий – административные методы управления.
 2. Косвенное воздействие. Воспринимается и вызывает ответную реакцию не сразу. Подчинённому требуется время, чтобы понять смысл, целевое назначение требования.
 2 группы косвенного  воздействия:
 а)через экономические интересы (материальные потребности), например, премии - экономические методы.
 б) через социальные интересы (психологическое влияние) например, отпуск, повышение по службе - социально-психологические методы воздействия.

 
 
Менеджмент  в системе рыночной экономики.

 Чтобы получить представление о принципиальной структуре менеджмента, необходимо рассматривать основные параметры предпринимательской деятельности  в условиях рыночной экономики.
 3 аспекта:
    Конкуренция - процесс открытия фактов, который без неё или останутся неизвестными, или не будут использованы.Сущность конкуренции - в поиске максимально быстрого решения, быстро приводящего к успеху. В конкуренции нет необходимости, если заранее известен результат.
 Через конкуренцию  менеджмент связан со всеми элементами системы общества: экономический, политический, технологический, правовой
    Сложность системы. Система – целостное образование, состоящее из отдельных взаимосвязанных элементов, имеет новое свойство, которым не обладает ни один из её элементов. Сложность системы – способность систем порождать в заданные отрезки времени большое количество различных состояний и процессов.
    Менеджерская этика - придаёт менеджменту дополнительное общественное измерение. В условиях рыночного хозяйства предпринимательская деятельность ориентируется на достижение успеха.

 
 
Понятие системы.  Виды систем.

 Система – целостное  образование, состоящее из отдельных  взаимосвязанных элементов, имеет  новое свойство, которым не обладает ни один из её элементов.
 - закрытые (имеют  жёсткие фиксированные границы, деятельность относительно независима от среды окружающей системы; источник энергии и существования – внутри системы);
 - открытые (имеют  способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде,  чтобы продолжить своё функционирование (существование), обмениваются с внешней средой информацией, продуктами; питается извне энергией и ресурсами).

 
 
Предпринимательство, бизнес, коммерция.

 Предпринимательство – основный вид самостоятельной хозяйственной деятельности, осуществляемый физическими и юридическими лицами – предпринимателями.
 Предпринимательство направлено на получение прибыли путём наилучшего использования капитала и дохода. Предпринимательство предполагает свободу и самостоятельность субъектов в различных направлениях.
    Выбор вида и сферы предпринимательской деятельности.
    Выбор направления и методов деятельности.
    Принятие хозяйственных решений и выбор средств их реализации.
    Формирование финансовых программ, выбор источников финансирования, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых ресурсов.
    Выбор каналов и методов сбыта.
    Установление системы и размеров оплаты труда.
    Установление уровня цен и тарифов.
    Распоряжение прибылью и доходами.
 Юр. лицо – носитель имущественных, правовых обязанностей, выступает от своего имени и существует независимо от лиц, в него входящих – коллективное предпринимательство.
 Физ. лицо – инд. предприниматель – может быть собственником капитала, вложенного в имущество; может не иметь собственного имущества и капитала, а привлечь заемные. Может нанять управляющего или управлять сам.
 Предприниматель (человек) – лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию  дела и принимает на себя личный риск, связанный с получением результата. Он выступает стороной договора (сделки) с другими участниками рыночных отношений.
 Предприниматель имеет право:
 - создавать любые  виды фирм;
 - приобретать  имущественные права у других  фирм;
 - сдавать имущество  в аренду;
 - использовать  по соглашению сторон имущество  других физ. и юр. лиц  на условиях аренды и подряда;
 - нанимать работников на основе контракта или договора;
 - открывать на  своё имя или имя фирмы счета  в банке;
 - получать неограниченные доходы от своей индивидуальной деятельности.
 Предприниматель обязан:
 - заключить договоры  по найму работников, оплачивать их труд;
 - обеспечивать надлежащее качество товаров и услуг;
 - соблюдать законные  требования и права потребителей;
 - обеспечивать  надлежащие условия труда (санитарные и т.п.);
 - вносить в  пенсионные и страховые фонды лиц, работающих по найму;
 - осуществлять меры по экономической безопасности.
 Предпринимательство – индивидуальная ответственность  за результаты.
 Бизнес – деловая  активность, направленная на решение  задач, связанных с осуществлением на рынке операций обмена товара и услуг между экономическими субъектами.
 Бизнес – ради получения прибыли от результатов  деятельности в различных сферах: производстве, банковском и страховом деле.
 Бизнес - совершение любых сделок (единичных, разовых, коммерческих) в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода.
 Системы:
 - закрытые (имеют жёсткие фиксированные границы, деятельность относительно независима от среды окружающей системы; источник энергии и существования – внутри системы);
 - открытые (имеют способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжить своё функционирование (существование), обмениваются с внешней средой информацией, продуктами; питается извне энергией и ресурсами).

 
 
Функции менеджмента.

 Функции менеджмента:
 Принятие решений - способ, помощью которого менеджмент выполняет весь комплекс  мер или функций.
 Функция (действие) применительно к управлению характеризует  виды управленческой деятельности. В  любом виде управления можно выделить задачи управления и входящие в них  процессы и операции. 
 Принятие управленческих решений - первичная функция менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.
    Прогнозирование и планирование - предполагает определение целей деятельности фирмы, основных направлений деятельности и средств их достижения (составление бизнес плана – основного документа, по которому работает любая организация, составляется на время от года до 5 лет).
    Организация (от слова «организовывать») - создание и совершенствование структуры фирмы, обеспечение рационального взаимодействия и координации её подразделений для достижения поставленных целей.
    Мотивация (важнейшая функция) - личное побуждение работника к труду. Мотивировать – значит заинтересовать работников, знать потребности, ради которых работник пойдёт работать в фирму. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работника к эффективной  деятельности в соответствии с их обязанностями с учётом  экономических и психологических аспектов.
    Контроль, учёт и анализ - определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректив в деятельность фирмы.
     (Бухучёт, анализ  и аудит  - это функция контроля в менеджменте).

 
 
Структура менеджмента.

    Производственный менеджмент – управляющая система, обеспечивающая производство товара в определённом количестве, должного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах. Объектом управления являются:
     – запасы (сырье и материалы)
     - качество  продукции
     - упаковка  продукции
     - отгрузка продукции.
    Рыночный менеджмент (маркетинг) - управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок и подчинённой требованиям рынка. Менеджер пор маркетингу отвечает за реализацию стратегии фирмы в области деловой активности. Деловая активность включает:
      изучение запросов рынка;
      выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них;
      формирование рынка (спроса);
      выдачу заданий научно-техническим подразделениям, производственным и сбытовым подразделениям;
      Организация сбыта и послепродажное обслуживание потребителей;
    Финансовый менеджмент - обеспечивает формирование и поддержание оптимальной структуры финансовых средств фирмы. Финансовый менеджер отвечает за реализацию стратегии фирмы в области привлечения и эффективного использования  финансовых ресурсов с целью достижения устойчивого высокого дивиденда и роста курса акций.
    В структуре финансового  менеджмента выделяют:
 - анализ инвестиций  риска;
 - управление  долгосрочными и краткосрочными  финансовыми ресурсами;
 - политику в области дивиденда;
    Социальный менеджмент - управление человеческими ресурсами, т.е. персоналом (все работники любой организации, включая производственный и управленческий персонал. Управленческий персонал - руководители и специалисты–менеджеры).
    Административный менеджмент

 
 
Управление  человеческими ресурсами  и персоналом.

     Управление  человеческими ресурсами (УЧР) рассматривает людей как достояние организации, как ресурс, который надо эффективно использовать для достижения целей. Цель менеджмента человеческих ресурсов – принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, повышение уровня их подготовки.
     УЧР включает в себя понятия:
     -Подход к человеку, как к главному фактору реализации целей организации;
     -Подход к человеку, как к источнику доходов при статье инвестиций;
     -Анализ потребностей организации в человеческих ресурсах;
     -Анализ ситуации с человеческими ресурсами во внешней среде;
     -Формирование человеческих ресурсов организации;
     -Создание системы взаимодействия работников и их взаимоотношений;
     УЧР включает ряд ключевых моментов, которые вместе образуют цикл менеджмента УЧР (социальный менеджмент):
     -отбор
     -оценка профессиональных  качеств;
     -вознаграждение;
     -повышение  квалификации;
     УЧР включает в себя:
     -анализ рынка труда и управление деятельностью фирмы;
     -отбор, приём и адаптация работников в организации;
     -планирование карьеры кадров, организация их административного и профессионального роста;
     -анализ результатов и затрат труда;
     -обеспечение рациональных условий труда,  создание социально-психологического климата;
     -разработка системы мотивации работника,  участие в переговорах с профсоюзами;
     -разработка социальной политики организации (пенсионная политика);
     -разрешение  конфликтов;

 
 
Административный  менеджмент.

Административный  менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль над их выполнением. Администратор – лицо, которое организует достижение цели организации (в фирме это директор). Административное управление – на уровне государства, политики и т.п. Административный менеджмент – в организации.
    Основные функции администратора:
      установление целей управления бизнесом на данном этапе выявления проблем.
      обоснование лучших средств решения этих проблем.
      распределение заданий между исполнителями с учётом их возможностей.
      контроль выполнения заданий.
      координация работы подчинённых, их обучение в процессе работы.
      создание благоприятного климата в коллективе, оценка работы сотрудников, их стимулирование или замена.
      совершенствование структуры управление, его информационной и технической базы.

 
 
Организация, виды организаций.

 Организация – это группа лиц (больше 2х человек), взаимодействующая друг с другом ради достижения их целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий.
 Организация –  это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения значимой для всех членов группы общей цели или целей.
Виды организаций:
 1. По происхождению
 - естественные, которые возникают сами собой;
 - искусственные,  создаются по определённому плану  .
 2. По узаконенности  государством:
 - официальные
 - неофициальные (т.е. не зарегистрированные в установленном порядке)
 3. По механизму  функционирования
 - формальные (деятельность  которых регламентирована правилами)
 - неформальные (включают  совокупность незапрограммированных  контактов между людьми).

 
 
Признаки  организации.

    Наличие цели – конкретная направленность деятельности всех участников.
    Обособленность – отличие от других фирм, наличие границ.
    Разделение труда на составляющие компоненты – каждый работник выполняет свои функции.
    Наличие связей между отдельными элементами (подразделениями, цехами, отделами), обеспечивающих их взаимную поддержку и дополнение. Связи могут быть экономические, технологические, управленческие, информационные и социальные.
    Признак саморегулирования - самостоятельное решение любых проблем внутри организации.
    Организационная культура (корпоративная культура)- совокупность ценностей, традиций, норм поведения и символов.
 Организация –  это всегда система, всегда имеет структуру (она придает устойчивость организации, способность функционирования и развития в условиях внешних и внутренних воздействий).
 Техническая структура  организации - здания, сооружения, технические средства, оборудования.
 Социальная структура  - человеческие ресурсы и человеческий потенциал.
 Социотехническая структура - наличие рабочих мест, соотношение между технической и социальной структурой, соблюдение санитарных норм.

 
 
Жизненный цикл организации.

 Жизненный цикл – период существования организации.
    Зарождение – принятие решения о создании организации.
    Рост и занятие определённого места в соответствующей сфере.
    Поиск новых направлений и форм деятельность одновременно с развитием и совершенством существующих.
    Зрелость.
    Завершение деятельности.

 
 
Законы  организации.

    Закон синергии (возможности организации, как единого целого, превышают сумму возможностей отдельных её частей).
    Закон дополнения организационных процессов и функций противоположно направленными.
    Закон поддержания пропорциональности между всеми элементами и процессами организации.
    Закон композиции. Требует, чтобы деятельность всех участников была подчинена общей цели (основная цель – миссия организации)
    Закон информированности (каждый работник должен знать, что происходит в организации).
    Закон необходимого разнообразия элементов и процессов, протекающих в организации.
    Закон самосохранения. Организация всегда стремиться сохранить себя как единое целое.
    Закон онтогенеза. Жизнь любой организации имеет 5 фаз (от зарождения до завершения).

 
 
Внешняя и внутренняя среда  организации.  Разделение труда в управлении.

 Внутренняя среда  организации – совокупность присущих ей конкретных характеристик, которые придают ей определённое лицо. Характеристики:
 А) Разделение труда  – это обособление различных  видов деятельности и закрепление  их за субъектами, справляющимися с ними наиболее успешно.
 -вертикальное разделение труда (между руководителями и исполнителями)
 -горизонтальное разделение труда (по видам деятельности).
 Б) Технологии - связь между отдельными видами работ.
 В) Дифференциация – распределение работ между участниками трудового процесса.
 Г) Интеграция – сотрудничество исполнителей.
 Д) Организационный  порядок – совокупность автоматически  действующих норм и правил поведения  внутри организации.
 Е) Взаимоотношения участников организации.
 Внешняя среда  организации – совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих влияния на её деятельность. Организация полностью зависит от внешней среды: получает ресурсы и отправляет отходы (отходы и продукция).
 Цель – конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив в результате своей деятельности.

 
 
Миссия  организации как  её основное предназначение.

 Миссия организации - основная общая цель организации, чётко сформулированная причина  её существования. Миссия определяется руководством и реализуется через её стратегию. Миссия формируется годами и очень редко меняется.
 На формирование миссии влияют:
    Собственники фирмы
    Сотрудники фирмы
    Покупатели продукции фирмы
    Деловые партнёры
    Внешняя среда организации
 Миссия это  не конкретное указание, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учётом её внешних и внутренних условий. Миссия влияет на прогноз действия фирмы или организации, которая определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы.
 Цели, стоящие  перед фирмой, бывают:
 - качественные 
 - количественные 
 А также:
 - долгосрочные
 - краткосрочные.
 Разработка долгосрочных целей фирмы – это стратегическое планирование.

 
 
Понятие организационной  структуры.

 Любая организация  состоит из отделов, цехов, подразделений. Независимо от правовой формы у организации есть организационная структура.
 Организационная структура – упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений  организации, обособившихся в результате внутреннего разделения труда.
 Подразделения объединяют официальные группы работников, ответственных  за выполнение конкретного набора финансовых, производственных, управленческих и  иных функций.
 Организационные структуры –
    жёсткие (в течение длительного времени в их рамках имеет место быть:
    -постоянный состав  подразделений и их частей,
    -неизменность  границ и связей).
    гибкие (легко видоизменяются и приспосабливаются к новым условиям и задачам.
      Размытость внешних и внутренних границ
      Неопределённость состава подразделений и обязанностей работников
      Незначительная регламентация деятельности
      Хорошо развитые горизонтальные коммуникации)
      Такие организационные  структуры являются преобладающими.

 
 
Виды  организационных  структур.

    Линейная организационная  структура.
 
 Это самый распространённый вид орг. структуры иерархического типа.
 За конечный результат  в целом отвечает линейный руководитель организации.
 Преимущества:
    Простота построения
    Единство и чёткость распорядительства
    Согласованность действий исполнителей
    Полная персональная ответственность за результаты работы
    Быстрота реакций на прямые указания
Вертикальное разделение труда. Используется только в малых  организациях.
    Линейно-функциональная структура.
  
 Достоинства:
    Привлечение к руководству более компетентных специалистов
    Оперативность в решении нестандартных ситуаций
    Быстрый рост профессионализма функциональных руководителей
    Получение непротиворечивых заданий
    Полная персональная ответственность за результаты работы
 Недостатки:
    Трудность координации действий всех подразделений
    Большая нагрузка на общего руководителя и его аппарат по оперативным вопросам производства и управления.
    Линейно-штабная организационная структура.

 Штаб – отдел  специалистов, высококвалифицированных  менеджеров. Занимается сбором, обработкой информации. Вспомогательный отдел. Занимается предложением информации, с научной точки зрении помогает директора. Штаб в управлении участия не принимает.
 Предполагает  образование в помощь линейным руководителям, специализированных функциональных подразделений  – штабов, для решения тез или иных задач.
 Штабы не наделяются распорядительной функцией, а готовят  рекомендации, предложения, проекты  для руководителя.
 Линейно-штабная  структура сохраняет достоинства линейно-функциональной, но дополнена более высоким качеством решений, подаваемых линейными руководителями на основе разработок штабных подразделений.
    Дивизиональная организационная структура.
     
 Достоинства:
    Обеспечение более тесной связи с потребителем
    Существенно ускоряется реакция на изменения во внешней среде
 Дивизионы могут строиться:
 - по продукту
 - по региону
 - по потребителю
 - по рынку  сбыта
 Недостатки:
 - рост иерархии вследствие формирования промежуточных структур, что усложняет координацию работ
 - рост затрат на содержание аппарата управления
 - снижение контроля за принимаемыми управленческими решениями.
    Матричная организационная структура.

РП – руководитель проекта
ИП – исполнитель  проекта
ИпоПр – исполнитель  по проектам
ФП – функциональное подразделение
 Это современный, эффективный тип организационной  структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух типов – линейной и программно-целевой.
 Такая структура помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры (каждодневная деятельность) и временных групп (проекты).
 Матричная структура  сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структуры. Она  нацелена на взаимную согласованность  всех подразделений организации для достижения целей различных проектов.
 Недостаток:  двойное подчинение, т.е. можно запутаться, кто кому подчиняется.

 
 
Понятие мотивации и её значение для обеспечения  эффективной деятельности в достижении целей  организации.

 Мотивация - одна из функции менеджмента.
 Мотивация –  процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
 Мотив – побуждение человеческого поведения, базирующегося  на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов.
 4 ступени мотивации:
    14-15 % когда работа важна и интересна, независимо от оплаты.
    12 % - работа признаётся делом важным, но не настолько, чтобы заслонить другие стороны жизни.
    65 % - работа как источник средств к существованию.
    4-5 % - работа, как неприятная обязанность.
 Чтобы всесторонне рассмотреть понятие мотивации, следует рассмотреть 3 аспекта этого явления:
    что в деятельности человека находятся в зависимости от мотивационного воздействия
    соотношение внешних и внутренних сил, воздействующих на человека.
    как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
 Потребность –  нужда в чём-либо, то, что возникает  и находится внутри человека.
 Мотив – то, что  вызывает определённые действия человека с того момента, как появляется потребность. Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
 Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено действие.
 Поведение человека определяется обычно не одним мотивом, а их совокупностью, в которой  мотивы могут находиться в определённом отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.
 Побуждение поведения  человека в организации.
    Материальные(деньги, вещи, физические условия труда)
    Личные нематериальные возможности  для престижа и личной власти.
    Желаемые физические условия работы.
    Духовные (гордость мастерства, чувство ответственности).
    Общие стимулы (привлекательность работы, условия труда, навыки работы)
 Мотивация –  процесс, который состоит из нескольких стадий:
    Возникновение потребностей. Потребность появляется в конкретное время и требует от человека, чтобы он предпринял шаги для её удовлетворения.
    Поиск пути устранения потребностей.
    Определение целей (направления) действий. Увязка 4х моментов:
-Что я должен получить, чтобы устранить потребность.
 -Что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю.
 -В какой мере я могу добиться того, что желаю.
 -Насколько то, что я могу получить, устранить потребность.
 4. Осуществление действий. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которое должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.
 5. Получение вознаграждения за совершенное действие.
 6. Устранение  потребности.

 
 
Основные  теории мотивации. Пирамида потребностей Маслоу.

Потребность в самовыражении
 Потребность в  уважении
 Социальные (потребности  в общении)
 Потребность в безопасности.
 Физиологические.
 Маслоу считал, что:
    Люди постоянно испытывают потребности.
    Люди испытывают определённый набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определённые группы (5 групп)
    Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
    Потребности побуждают человека к действию. Удовлетворённые потребности не мотивируют людей.
    Если одна потребность удовлетворяется, то на её месте появляется другая неудовлетворённая потребность.
    Обычно человек испытывает несколько неудовлетворённых потребностей одновременно.
    Потребности у основания пирамиды требуют первостепенного удовлетворения.
    Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека только после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. А потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов.
 Существует 5 групп  потребностей: физиологические, безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении.
 Основная задача этой теории показать, как те или  иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности.
 Недостатки теории Маслоу:
 -Потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, пол, возраст, положение в организации, и т.п.)
 -Необязательно жёсткое следование одной группы потребностей за другой.
 -Удовлетворение верхней группы потребностей необязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Исключением является потребность в самовыражении (две верхних группы).
 Теория приобретённых потребностей. (Концепция Мак-Клелланда)
 Мак-Клелланд делит  потребности на 3 группы:
    Потребность достижений
    Потребность соучастия (стремление к общению, к работе с людьми)
    Потребность властвовать (1-ради самой власти и 2-достижения цели).
 Мак-Клелланд считает, что для достижения успеха менеджера, наибольшее значение имеет потребность властвования второго типа – власти ради достижения цели. Поэтому важно, чтобы с одной стороны работа руководителя давала менеджеру удовлетворять потребности, а с другой стороны способствовала развитию этих потребностей.
 Теория Альдерфера.
 Он тоже делит  потребности на 3 группы:
    Потребность существования (безопасность, физиологические)
    Потребности связи (принадлежность к группе, общение)
    Потребности роста (потребности к признанию и самовыражению)

 
 
Организационная культура.

 Организационная культура (корпоративная культура).
 Это один из 6 признаков  организации.         
 Культура организации  – сложный набор важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами организации.
 Включает 3 момента:
 1.Базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях.                                  
 2.Ценности, которых могут придерживаться члены организации в принятии решения. Ценности помогают ориентироваться в том, какое поведение следует считать допустимым (не допустимым).
 3.Символика. Через неё ценностные ориентиры передаются всем членам организации. 
 Организационная культура – образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосознанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение.
 Организационная культура – совокупность обычаев и способов поведения.
 Впервые термин «организационная культура» стал употреблять немецкий философ и истореограф Пуффендорф (17 в.) Специально орг. культурой занялись в 1980 г. в США, когда изучали теорию организации
 Культура организации  системна. Охватывает все стороны  жизни организации и имеет  несколько  уровней:
    Поверхностный. Образует правила поведения людей и вещественные атрибуты (эмблемы, дизайн, униформа, язык и т.п.)
    Промежуточные. Составляют укоренившиеся ценности и верования, которые переходят из поколения в поколение.
    Глубинный уровень - философия организации.
 По отношению  к организации, культура выполняет  следующие функции:
    Охранная. Состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничения, нормы, правила поведения и формирование специфической логики мышления.
    Интегрированная функция. Объединяет людей и формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации, что привлекает к организации других лиц.
    Регулирующая. Поддерживает необходимый социально-психологический климат, правила и нормы поведения людей, осуществление контактов с внешним миром. Это функция считается основной.
    Коммуникационная. Играет важную роль в установлении контактов между людьми. Облегчает взаимопонимание.
    Адаптивная функция. Облегчает взаимное приспособление людей к организации,  друг к другу и к внешней среде.
    Ориентирующая функция.  Направляет деятельность участников в требуемое русло. Придаёт общий смысл их поведению.
    Мотивационная функция. Создаёт необходимые стимулы для деятельности в организации.
    Воспитательная функция. 
    Ассимиляционная функция. Позволяет использовать только всё самое полезное для организации и отвергает всё негативнее.
    Создание имиджа организации – образ организации в глазах окружающих.
 По степени  влияния на организацию, выделяют несколько  типов орг. культур:
    Бесспорная. Характеризуется небольшим числом неукоснительно соблюдаемых общих норм, которые при необходимости сознательно корректируются. Она не допускает спонтанного влияния извне. Является закрытой.
    Слабая. Практически не содержит общих ценностей и норм.
    Сильная культура. Содержит множество норм и ценностей, открыта любом у влиянию из вне. Допускает диалог между всеми участниками организации и посторонними лицами. 
Сила культуры определяется  тремя моментами:
1. Глубиной её проникновения в организационные отношения;
2. Широтой распространения  и степенью охвата членов организации; 
3. Ясностью провозглашаемых  приоритетов.
 Культура состоит  из отдельных элементов. Элементы бывают субъективные и объективные.
 Субъективные:
    Организационные ценности (экономические, политические, социальные)
    Философия (система ключевых ценностей, которая отвечает на вопрос, что является для организации самым важным)
    Обряд (т.е. стандартные, повторяющие меры принятия, проводимые в определённое время)
    Ритуал – совокупность мероприятий (обрядов), оказывающие психологическое влияние на членов организации. С целью укрепления преданности.
    Легенды и мифы. Представляют собой образно-словесное отражение в нужном свете и в закодированной форме.
    Обычаи - формы социальной регуляции деятельности и отношений людей.
    Нормы и стиль поведения в организации.
    Лозунги, призывы (в краткой форме отражают основные задачи организации)
    Менталитет – образ мышления всех членов организации, определяемый традициями и ценностями.
 Объективные:
    Эмблема
    Символика
    Товарный знак
    Цвет
    Униформа
    Внешний вид помещений, офисов и т.п.
 Имидж – одна их важнейших характеристик организации и одна из форм проявления организации.
 Функции имиджа:
 - Адаптивная (облегчает фирме адаптацию в той или иной среде)
 - Демонстративная  (облегчает показ достоинств)
 - Рекламная (привлекает внимание к организации)
 Имидж:
 - внутренний (неосязаем, ощущения и впечатления)
 - внешний (отражает восприятие организации окружением: качество продукции, политика цен, реклама, стиль деловых и личных отношений с партнёрами)
 К имиджу нужно  бережно относиться и нельзя жертвовать им ради достижения краткосрочных целей.
 Признаки организационной  культуры:
    Отношение членов организации к новому и переменам.
    Степень делового риска.
    Ориентированность на решение личных проблем и инструментальных задач.
    Степень централизации принятия решений.
    Социально-допустимая дистанция между руководителем и подчинённым.
    Степень формализации и регламентированности деятельности, подчинение планам, правилам и процедурам.
    Соотношение коллективизма и индивидуализма.
    Отношение к женщинам и слабым.
    Характер отношений между работником и организацией.
    Стиль управления.
    Ориентация людей на сотрудничество или соперничество.
    Источник власти.
    Принцип оценки и вознаграждения.

 
 
Управленческие  решения, виды управленческих решений.

 Решение – выбор, который делает человек из нескольких осознанно.
 Решение (управленческое) принципиально отличается от решения человека в повседневной жизни:
- управленческое решение диктуется производственной необходимостью организации; неуправленческое решение диктуется личными желаниями и интересами;
- управленческое решение должно быть обязательно принято, иначе руководитель не выполнит своих служебных обязанностей; неуправленческое – не должно;
 - управленческое  решение – лучшее из возможных; неуправленческое – диктуется личными соображениями;
 Виды управленческих решений.
        По степени влияния на будущее организации:
- стратегические (принимаются  на высшем уровне управления организации, вплоть до собрания акционеров)
- тактические (направлены на реализацию принятой стратегии). При неизменной стратегии, фирма часто меняет тактику. Поэтому тактика - краткосрочная стратегия. Например, решения в области управления запасами: качество, сервис, ремонт и т.д.
- оперативные (в  процессе повседневной жизни)
 2. По степени  самостоятельности:
 - инициативные (принимаются  руководителем под воздействием обстоятельств)
 - предписанные (конкретизируют  решения сверху: указания, приказы)
 3. По масштабам:
 - глобальные (затрагивают  всю организацию)
 - локальные
 4. В соответствии  со временем:
 - перспективные  (последствия ощущаются длительное время)
 - текущие (в  конкретный момент времени)
 5. В зависимости  от продолжительности периода реализации:
 - долгосрочные (имеют  прогнозный характер, на период свыше 5 лет)
 - среднесрочные  (от года до 5 лет, обязательный для исполнителя план)
 - краткосрочные  (оперативные распоряжения, до года)
 6. В зависимости от степени предопределённости результата:
 - вероятностные (принимаются в условия неопределённости)
 - детерминированные (однозначные)
 7. По степени  регламентированности:
 - контурные (предоставляют  широкую свободу исполнителю)
 - структурированные  (допускают инициативу во второстепенных  вопросах)
 - алгоритмизированные  (инициатива исключена).
 8. По направленности  воздействия.
 - внешние (связаны  с внешней средой)
 - внутренние (внутри  организации)
 9.
 -декретные решения
 -ориентирующие решения.
 11. По функциональному  предназначению.
 - организационные
 - координирующие
 - регулирующие
 - оптимиирующие
 - контролирующие
 12. По степени охвата проблемы.
 - выборочные (касаются 1 или нескольких аспектов)
 - сплошные (вся проблема).
 13. По степени  сложности.
 - простые
 - сложные
 - уникальные
 14. В зависимости  от числа работников.
 - индивидуальные
 - коллективные
 15. По широте охвата.
 - общие
 - специальные  (относятся к узким проблемам,  присущим одному субъекту).
 Прежде чем  приступить к подготовке управленческого решению, то есть поиску альтернатив, руководитель должен отчётливо представлять требования к управленческому решению.
 К основным требованиям относятся:
    Осуществимость
    Результативность
    Своевременность
    Экономическая эффективность
Принятие управленческого  решения связано с затратами (силы, время, деньги). Т.о., в ходе подготовки управленческого решения необходимо точно определить величину затрат, величину конкретных ресурсов (особенно, время) и источники их покрытия.
 Для качественной оценки используются показатели экономической  эффективности – частные и  общие.
 Частные характеризуют эффективность решений с одной стороны (эффективность использования живого труда, оборотного и основного капитала. Такие показатели используются для анализа).
 Выбор показателей экономической эффективности требует применения показателей сравнительной экономической эффективности (коэффициент годовой экономической эффективности при использовании 1 альтернативы)

 
 
Методы  принятия управленческих решений.

 Метод Дельфи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.