На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внимание

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное бюджетное             учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый  университет) 
 

Кафедра «Прикладная психология» 
 
 
 

Реферат
по  дисциплине «Психология» 

на  тему:
«Внимание» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
студент группы Н-1-2
Николаев  А.В. 

Научный руководитель:
Коробанова  Ж.В. 
 
 
 
 

Москва 2011
 


                                                                      Содержание 

            Введение                                                                                                            3
            1. Понятие внимания и его физиологические  основы                                     5
            2. Виды внимания                                                                                              10 
            3. Свойства внимания                                                                                        13
            4. Способы управления вниманием                                                                 15
            Заключение                                                                                                         18
            Список литературы                                                                                          19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Человек постоянно находится под наплывом различных впечатлений, но замечает лишь самую малую их часть. Существует притча о том, как Шукадева, сын Вьясы, пришел к царю Джанаке, покровителю странствующих философов и отшельников, с вопросом, что такое всепоглощающая сосредоточенность.  В ответ Джанака предложил Шукадеве обойти весь город Митхилу, держа в руках полную чашу с молоком. В пути его должны были сопровождать два стража с обнаженными мечами, и, если бы хоть капля молока пролилась, они отсекли бы ему голову. Когда через несколько часов Шукадева вернулся во дворец, и царь спросил, что он видел, Шукадева ответил, что ничего. На что царь заметил, что это и есть всепоглощающая сосредоточенность. Эта притча показывает, как работает внимание: сосредотачиваясь на чем-либо, мы отвлекаемся от всего остального.
   Внимание  не имеет своего содержания; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании выражается связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем активнее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание - проявление связи сознания и предмета. Говорить о наличии или отсутствии внимания можно только применительно к какой-нибудь практической или теоретической деятельности. Человек внимателен только тогда, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, причем эти направления совпадают.
   Процессы внимания исследуются учёными и психологами много веков. Но мнения многих из них разнятся.
   Одни исследователи утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого процесса или деятельности человека. Другие декларируют внимание как независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, со своими особенностями, несовпадающими с характеристиками других познавательных процессов.
   Действительно, внимание присутствует во всех психических процессах, и отделить его от них невозможно.
   Проблемами  внимания, его свойств и видов занимались такие ученые как А.А. Ухтомский, Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Гальперин П.Я. и др.  Инициалы перед фамилией! Несмотря на расхождения во мнениях, практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.
   Целью данного реферата является изучение видов, свойств и особенностей внимания человека. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
    - изучить теоретические основы внимания, его виды и свойства;
    - рассмотреть способы управления вниманием. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Понятие внимания и его физиологические основы
 
   На  протяжении всей человеческой жизни  происходит постоянное обновление информации. Вся совокупность этой информации об образах, предметах, явлениях, мыслях и чувствах упорядочена благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.
   В отличие от восприятия, мышления, памяти внимание не считают особым психическим процессом. Оно проявляется внутри этих процессов.
   Внимание  позволяет на более качественно  высоком уровне воспринимать окружающий мир. Значимость внимания возрастает в моменты повышения активности деятельности субъекта в процессе познания или отражения объективной реальности.
   Внимание  – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, выражающая преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена. Внимание всегда направлено на что-либо. Под направленностью понимают избирательный характер психической деятельности. В понятие направленности включается и временный характер деятельности, т.е. ее сохранение на определенный промежуток времени. Под вниманием также подразумевается сосредоточенность, углубленность в деятельность. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. В результате цель деятельности достигается, т.е. внимание обеспечивает еще функцию  контроля и регуляции деятельности.
   Внимание  является связью сознания с объектом деятельности.
   Часто внимание выражается в движениях, мимике, позе. В том случае, когда внимание направлено  на мысли и образы, находящиеся в сознании человека, говорят об интеллектуальном внимании. Моторное внимание проявляется, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания, а лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Загадочность и противоречивость внимания привлекла к нему интерес многих ученых, по-разному объясняющих его происхождение и сущность. Н.Н. Ланге выделил основные подходы к проблеме природы внимания:
    - внимание - результат двигательного приспособления;
    - внимание - результат ограниченности объема сознания;
    - внимание - результат эмоции;
    -внимание - результат апперцепции (апперцепция - одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности);
    - внимание - особая активная способность духа;
    - внимание - усиление нервного раздражителя;
     - внимание с т.з. теории нервного подавления.
   Приверженцы первого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без движений, т.к. именно движения позволяют органам чувств  наилучшим образом воспринимать происходящее.
   По  второй теории считается, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
   Третья  теория, развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Четвертая теория интерпретирует внимание, как результат жизненного опыта индивида.
   Некоторые психологи считают, что внимание является первичной и активной способностью, происхождение которой необъяснимо.
   Согласно  шестой гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
   Седьмая теория пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
   П. Я. Гальперин [7] предложил свою трактовку внимания. Ниже представлены основные положения его концепции.
  1. Внимание - один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющий собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  2.    Функция внимания - контроль за этим содержанием.
  3.    Деятельность контроля (внимания), не имеет особого результата.
  4.    Внимание как самостоятельный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится сокращенным,  а не только умственным.
  5.  Контроль осуществляется с помощью  критерия, образца, меры, что позволяет сравнить и уточнить результаты.
  6.    Произвольное внимание – внимание по плану, т.е. контроль осуществляется по нормативу.
  7.  Для формирования новых приемов  произвольного внимания необходимо  проверять ход и результаты  деятельности.
  8. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания будут являться результатом формирования новых умственных действий.
   В настоящее время общепринято  следующее определение: внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на    определённых объектах или определённой деятельности.
   Внимание, с одной стороны, создает благоприятные условия для психической деятельности, а с другой стороны, помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.
   Остановимся более подробно на физиологических  основах внимания.
   Внимание  представляет собой сложное психическое  явление, которое можно объяснить только на основе физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П. Павлова [1] и А.А. Ухтомского [2].
   И.П. Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Потом придет оценка важности наступившего события. В дальнейшем индивид в зависимости от оценки примет то или иное решение. Представление И.П. Павлова об ориентировочных рефлексах содержит предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания.
   Е.Н. Соколов утверждает, что ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (поворот головы, глаз), так и изменения чувствительности определенных анализаторов (изменяется характер обмена веществ, дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции), т.е. происходят вегетативные изменения и изменение электрической активности мозга.
   Физиологические механизмы активного внимания включаются только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
   В своих работах И.П. Павлов дал  понятие рефлекса, которое он очень  метко назвал рефлексом «что такое?».
   Прежде всего, это ориентировочный рефлекс, представляющий врожденную реакцию организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, что-то упало со стола, и человек вздрогнул и посмотрел в сторону звука. Или же, скрипнула дверь, и спящая собака подняла голову.
   Однако  для объяснения избирательного характера внимания необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражения из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам относят настройку органов чувств. Прислушиваясь к чему-либо, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, в результате чего повышается ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. По мнению Д. Е. Бродбента [3], внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В результате было доказано, что входные или периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Найссер назвал эти механизмы предвниманием, т.е. относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, отслеживание внезапных изменений во внешнем поле и т.д.).
   Концентрация  психической деятельности достигается  благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения  и торможения в коре больших полушарий  головного мозга. Возникший очаг возбуждения в коре больших полушарий  вызывает торможение в других участках коры. Таким образом обеспечиваются оптимальные условия для восприятия объекта внимания.
   С представлениями И.П.Павлова о физиологических механизмах внимания сочетается принцип доминанты, выдвинутый русским физиологом А.А. Ухтомским, считающим, физиологической основой акта внимания  в коре полушарий принцип доминанты [2].
   В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает  очаг возбуждения. Этот очаг подчиняет  себе остальные участки. Внешним  выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. Доминанта проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме - в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой деятельности. Доминанта - устойчивый очаг возбуждения.
   Широкую известность приобрела теория Т. Рибо [8], утверждающая, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма, связано с эмоциями и вызывается ими.
   Несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о его природе.                                   
   Ниже  рассмотрим различные виды внимания.
  Антон, я очень сомневаюсь, что Вы читали Ухтомского, Павлова, Найссера, и уж тем более Рибо  (по антиплагиату оригинального текста – 54 %, обнаружена чужая курсовая работа).   Сократите материал по физиологическим основам внимания. Добавьте еще 1-2 определения внимания.
                                               
  2. Виды внимания 

   В современной психологии выделяют несколько основных видов внимания, представленных на рис. 1.

                                     Рис.1 Виды внимания
     Еще Аристотель различал произвольное  внимание, сознательно сосредоточенное  на чем-либо, и непроизвольное  – обращенное на стимул бессознательно.
   Непроизвольное  внимание является наиболее простым видом внимания. При непроизвольном внимании направленность психической деятельности на определённые объекты не вызывается постановкой сознательной цели и не связана с волевыми усилиями. Непроизвольное внимание легче останавливается на том, что связано с интересами и увлечениями, потребностями и ожиданиями, целями и задачами человека. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних факторов (особенностей предметов и явлений)  и внутренних  (отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными).
   Проходя мимо газетного киоска, взрослый вряд ли заметит, что там продаются  еще и игрушки, а ребенок подумает, что игрушки и являются основным продуктом торговли.
   Среди внешних причин непроизвольного  внимания большую роль играет интенсивность  раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах заставляют обратить внимание на предмет соответствующего качества. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителей и, особенно, контраст между ними.
   Привлекает  внимание все необычное, движущееся. Вот почему рекламу или знаки, предупреждающие об опасности, часто делают пульсирующими. Подобная закономерность была известна еще в античности. Оратор знал, если аудитория отвлекается, надо сделать паузу.
   Вторая  группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, замерзший и тепло одетый человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о камине.
   Третья  группа причин связана с общей  направленностью личности. Увидев какого-то человека, модельер обратит внимание на его костюм, а врач – на цвет лица.
   К четвертой группе относятся чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо эмоциональным.
   Если  непроизвольное внимание стихийно, бесконтрольно, обусловлено происходящим вовне  и представляет собой естественную реакцию человека на окружающее, то произвольное – результат сознательного выбора. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности.
   Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.  Уровень развития такого внимания характеризуют, кроме направленности интересов человека, и его личностные качества. Оно включается только тогда, когда мы ставим перед собой цель сосредоточиться на чем-либо и прилагаем к этому определенные усилия.
   На организацию произвольного внимания влияют и внешние условия. Необходимо устранить сильные посторонние раздражители.
   Основной  функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные. Примечательно, что, раз установившись, произвольное внимание далее функционирует как непроизвольное. По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.
   В отличие от подлинно непроизвольного  внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
   Внимание  в значительной степени зависит  от уровня развития основных процессов  высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста, и вызывает у него различные реакции.
   Все известные теории опираются на реальные факты, однако, правильно понять сущность и уникальность внимания можно лишь проанализировав его свойства.
     В параграфе нет ни одной ссылки на источник.
  3. Свойства внимания 

   К основным свойствам внимания относятся  избирательность или селективность, устойчивость, подвижность или неустойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение, переключение и объем внимания.
   Избирательность внимания можно сравнить с действием фильтра, который пропускает только определенную информацию, а прочую задерживает. Например, шум дождя не мешает читать интересную книгу.
   Как долго внимание может быть приковано  к одному предмету, зависит от его  устойчивости. По способности к длительной сосредоточенности люди сильно различаются. Далеко не все, например, выдерживают штудирование учебника несколько часов подряд. Исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.
   Колебания внимания легко наблюдать при  зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений (рис. 2).
   Что изображено на рисунке: ваза на черном фоне или два профиля на белом? В силу вступают колебания внимания: изображение пульсирует - мы видим то вазу, то профили. Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, то углубленной. Устойчивость внимания характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степени трудности материала и знакомства с ним, его понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также индивидуальных особенностей личности.
     
 
 
 
 
 

                                 Рис. 2 Примеры колебания внимания
   Подвижность или неустойчивость внимания (отвлекаемость) является противоположным устойчивости свойством. Оно выражается в частом непроизвольном отвлечении от необходимой деятельности на посторонние предметы и возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.
   Следующее свойство внимания – концентрация или сосредоточенность внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности.
   Под распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Например, слушать и записывать объяснения преподавателя, да еще следить за тем, что он показывает на мониторе компьютера. Некоторые люди наделены исключительными способностями в этом плане. Исторические источники сообщают, что Юлий Цезарь одновременно читал, делал записи и выслушивал донесения гонцов. Наполеон  параллельно формулировал и диктовал секретарям несколько важных государственных дипломатических документов. Обычный же человек способен выполнить несколько видов сознательной психической деятельности только в том случае, если они доведены до автоматизма.
   Еще одно свойство внимания – переключение – способность сознательно и осмысленно перемещать внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Иногда переключение совершается быстро, иногда требует больших усилий, особенно если приходится отвлекаться от чего-то интересного. Легче внимание переключается на то, что наиболее значимо для нас. Так, мы чутко улавливаем свое имя и имена близких. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Сознательное переключение внимания помогает во многих ситуациях. В некоторых клиниках рожающих женщин специально обучают перемещать внимание с болевых ощущений на ритм дыхания, мысли о ребенке. Болевые ощущения при этом уменьшаются. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она часто способствует временному отдыху организма, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.
   Следующее свойство внимания – это его  объем. Под объемом внимания понимается количество простых впечатлений, стимулов или объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Обычно воспринимается 5 – 7 простых объектов. Между объемом и степенью внимания существует обратная зависимость. Чем выше интенсивность внимания, тем меньше объем.
   Расставьте  ссылки.
                               4. Способы управления  вниманием 

   Неспособность сосредоточиться, отвлекаемость, рассеянность  превращают любую деятельность в  бесконечную борьбу с самим собой. Нарушения внимания подстерегают нас на каждом шагу. Причин множество: переутомление, усталость, плохое самочувствие, сильное эмоциональное возбуждение и т.д. Каким же образом можно управлять вниманием?
   Самым важным фактором являются условия, в  которых человек пытается сконцентрироваться. Замечено, что протекание данного процесса быстрее всего происходит в привычном месте, где человек обычно работает. Важны и внешние раздражители: если в соседнем кабинете слышны громкие голоса, играет музыка, то шансы сосредоточиться весьма малы. Но, как ни странно, стерильная обстановка тоже может помешать. Физиолог И.М.Сеченов вспоминал, как в библиотеке оборудовали комнаты для занятий наукой и куда не проникали звуки снаружи, а внутренние звуки поглощала обивка. Но продуктивно никто работать не мог: люди засыпали.
   Сосредоточиться помогает интерес к делу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.