На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные учения В. И. Вернадского о "ноосфере"

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 2
Основные положения учения о ноосфере. Единство биосферы и человека 3
Наука как основной фактор ноосферы 3
Задачи по созиданию ноосферы 3
Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 3
Заключение 3
Список литературы 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Ноосфера  обладает удивительным свойством: оставаясь  областью мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке  планеты. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в  ходе своего проявления, в конце  концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.
     В. И. Вернадский писал о необходимости  выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю  область жизни и выходит в  космос. Человек соединяет в себе два мира, две «сферы» - мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль  человеческая неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе трудовой деятельности и сам, в свою очередь, управлял работой человеческого  организма.
     Разум подобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют  творения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса...
     Но  не вернее ли будет сказать о том, что создания человека воплощают  не только его разум, но и чувства, волю, умение, силу, сноровку? Одним  лишь напряжением ума невозможно сдвинуть даже спичку. Разум выполняет  роль организатора, руководителя, провидца. Он совершенно необходим, но недостаточен для изменения материальных процессов. И все-таки главная отличительная  черта человека - разум, бесконечно увеличивающий возможности людей. «...Все человечество, вместе взятое, - писал Вернадский, - представляет ничтожную  массу вещества планеты. Мощь его  связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом  и направленным этим разумом его  трудом... Ноосфера есть новое геологическое  явление на нашей планете. В ней  впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и  должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни...»

Основные  положения учения о ноосфере. Единство биосферы и человека

 
     Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В своих работах В. И. Вернадский раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в  развитии человечества. Это позволяет  понять место и роль исторического  развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
     Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории о ноосфере, является то, что  человек не является самодостаточным  живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это  единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и  человека. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается  не только на среде жизни, но и на образе мысли.
     Но  не только природа оказывает влияние  на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо  глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно  активизировались планетарные геологические  силы. «...мы все больше и ярче видим  в действии окружающие нас геологические  силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния  биосферы - ноосферы - и является одной  из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в последнее  время резко меняется отражение  живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так  как в процессе эволюции появилась  новая геологическая сила. По словам В. И. Вернадского: «Эволюция видов  переходит в эволюцию биосферы». Здесь естественно напрашивается  вывод о том, что геологической  силой является собственно вовсе  не Homo Sapiens, а его разум, научная  мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский отметил: «Мы как раз  переживаем ее яркое вхождение в  геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается  интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного  человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и  человеческого труда биосфера переходит  в новое состояние - в ноосферу». Мы являемся наблюдателями и исполнителями  глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной  человеческой мыслью посредством организованного  труда вряд ли является стихийным  процессом. Корни этого лежат  в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося  в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет». Отсюда можно заключить, что высказывания о самоистреблении  человечества, о крушении цивилизации  не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль - порождение естественного  геологического процесса - противоречила  бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки  научной мыслью переходит в новое  эволюционное состояние – ноосферу, заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику. Человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение  различных частей биосферы.
     Причем  вместе с расширением области  жительства человечество начинает представлять все более сплоченную массу, так  как развивающие средства связи - средства передачи мысли окутывают  весь земной шар. «Этот процесс - полного  заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду  на планете». При этом человек впервые  реально понял, что он житель планеты  и может и должен мыслить и  действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной  личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном  аспекте. Он, как и все живое, может  мыслить и действовать в планетном  аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой  он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой  всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые  мы находимся в условиях единого  геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. И с каждым днем социальная, научная  и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно».
     Результат всех вышеперечисленных изменений  в биосфере планеты дал повод  французскому геологу Тейяр де Шардену  заключить, что биосфера в настоящий  момент быстро геологически переходит  в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором  человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую  мощную геологическую силу. Это совпало, видимо, не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю  планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и  научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам  в технике и связи.
     Таким образом:
     1. Человек, как он наблюдается  в природе, как и все живые  организмы, как всякое живое  вещество, есть определенная функция  биосферы, в определенном ее пространстве-времени;
     2. Человек во всех его проявлениях  представляет собой часть биосферы;
     3. Прорыв научной мысли подготовлен  всем прошлым биосферы и имеет  эволюционные корни. 
     Ноосфера - это биосфера, переработанная научной  мыслью, подготавливающейся всем прошлым  планеты, а не кратковременное и  переходящее геологическое явление. Вернадский неоднократно отмечал, что  «цивилизация культурного человечества» - поскольку она является формой организации новой геологической  силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное  явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она  всеми корнями связывается с  этой земной оболочкой, чего раньше в  истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».
     Многое  из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его  мысли о целостности, неделимости  цивилизации, о единстве биосферы и  человечества. Переломный момент в  истории человечества, о чем сегодня  говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Он видел  неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и  историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода  по-иному видятся и современные  болевые точки развития мировой  цивилизации. Варварское отношение  к биосфере, угроза мировой экологической  катастрофы, производство средств массового  уничтожения - все это должно иметь  преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном - планетном аспекте.

Наука как основной фактор ноосферы

 
     В. И. Вернадский рассматривал науку как  геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется  единство биосферы и человечества. Особое место Вернадский отводит  науке XX столетия. Именно в это время  наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества. Наука становится вселенской, мировой  наукой, охватывающей всю планету. Он обращал большое внимание на гуманистическое  содержание науки, на ее роль в решении  задач человечества, на ответственность  ученых за применение научных открытий. Эти и многие другие его идеи о  роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют  актуальное значение для нашего времени.
     Как уже указывалось, Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму  абстрактной, имеющей свое независимое  существование сущности. Наука - создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой  ими картиной мира: в основе она  главным образом состоит из научных  факторов и их эмпирических обобщений, и главным - живым содержанием  является в ней научная работа живых людей...» Таким образом, наука - социальное всечеловеческое  образование, в основе которого лежит  сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого  разума.
     Мы  наблюдаем, как наука все сильнее  и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль  является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической  силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь  научной мыслью Homo Sapiens, переходит  в свое новое состояние - в ноосферу.
       История всей научной мысли  - суть история создания в биосфере  новой геологической силы - научной  мысли, ранее отсутствующей. И  этот процесс не случаен, он  закономерен как всякое природное  явление. «Биосфера XX столетия  превращается в ноосферу, создаваемую,  прежде всего ростом науки,  научного понимания и основанного  на ней социального труда человечества».  Необходимо подчеркнуть неразрывную  связь создания ноосферы с  ростом научной мысли, являющейся  первой необходимой предпосылкой  этого создания. Ноосфера может  создаваться только при этом  условии. 
     Значение  происходящих на планете в XX веке изменений  настолько велико, что равные по роли процессы можно найти разве  только в далеком прошлом. В настоящий  момент вряд ли возможно оценить всю  научную и социальную важность этого  явления, потому что научно понять - значит поставить явление в рамки  реальной космической реальности. Но то, что мы можем увидеть - это  то, что наука перестраивается  на наших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли реально  смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только через сотни лет. Появление  разума и результата его деятельности - организация науки - важнейший факт в развитии планеты, возможно даже превышающий  все, наблюдаемое до настоящего времени. Научная деятельность сейчас приобрела  такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубину  исследований, мощность проводимых преобразований. Это позволяет предвидеть научное  движение, размаха которого в биосфере еще не было.
     Но  еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике науки. Здесь  вследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали одновременное  изменение самых основ нашего научного познания, понимания окружающего. Такими совершенно неожиданными и новыми основными следствиями новых  областей научных фактов являются вскрывшиеся  перед нами неоднородность Космоса, всей реальности и неоднородность нашего познания. Вернадский писал, что необходимо различать три реальности: 1) реальность в области жизни человека, то есть наблюдаемую реальность; 2) микроскопическую реальность атомных явлений, не наблюдаемую  человеческим глазом; 3) реальность в  глобальном космическом масштабе. «Различение  трех реальностей имеет неоценимое значение как для понимания связи  человечества с биосферой, так и  для анализа закономерностей  развития науки».
     Человек неотделим от биосферы, он в ней  живет и только ее, и ее объекты  может исследовать непосредственно  своими органами чувств. «За пределы  биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного  свода и изучением, в биосфере же отражений космических излучений  или попадающего в биосферу космического внеземного вещества...» Таким образом, научная мысль человечества, работая  только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным  научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.
     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы:
     1. Научное творчество человека - сила, изменяющая биосферу.
     2. Изменение биосферы - неизбежный  процесс, сопровождающий научный  рост.
     3. Но это изменение биосферы - стихийный  природный процесс, происходящий  независимо от человеческой воли.
     4. Вхождение в биосферу нового  фактора ее изменения - человеческого  разума есть природный процесс  перехода биосферы в ноосферу.
     5. Постоянно совершенствуясь, наука  может продвинуться все дальше  в изучении окружающей среды.
     Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного  вещества. Эти науки имеют также  первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия  соединяют науки о природе  с науками о человеке. Центром  такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о  биосфере.
     В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение  научной разработки проблем биогеохимии.

Задачи  по созиданию ноосферы

 
     Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно  несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие  перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С  позиций этих задач он отмечал  беспочвенность суждений о возможности  крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы  развития человечества с точки зрения Вернадского.
     Нерушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:
     1. Человечество стоит на пути  создания  ноосферной оболочки  Земли, все больше укрепляя  свои связи с биосферой. Человечество  становится Вселенской категорией.
     2. Человечество в своем развитии  стало единым целым благодаря  тому, что интересы всех, а не  отдельных лиц, становятся государственной  задачей.
     3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование  размножения, продление жизни,  победа над болезнями, начинают  решаться.
     4. Ставится задача распространения  научного знания на все человечество.
     Вернадский  писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено  это движение не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они  не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания». Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной  остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают  значение совместного решения задач  сознательного направления организованности ноосферы.
     Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни  общества, о влиянии государства  на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование  единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая  являлась бы решающим фактором в ноосфере, и создавало бы для ближайших  поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос  о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного  распределения богатств, связанный  с сознанием единства и равенства  всех людей, единства ноосферы»; идея о  государственном объединении усилий человечества.
     Поражает  созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного  регулирования процесса созидания  ноосферы чрезвычайно актуальна  для сегодняшнего дня. К этим задачам  он также относил искоренение  войн из жизни человечества. Так  же большое внимание было уделено  решению задач демократических  форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.

Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность

 
     Анализируя  геологическую историю Земли, Вернадский утверждает, что наблюдается переход  биосферы в новое состояние - в  ноосферу под действием новой  геологической силы, научной мысли  человечества. Однако в его трудах нет законченного и непротиворечивого  толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В  одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще  не наступила), в других в настоящем (мы входим в нее), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической  деятельности человека, он ещё не употреблял понятий «ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной  работе «Научная мысль как планетное  явление», но преимущественно с точки  зрения истории науки.
     Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского  позволяют более обоснованно  ответить на поставленный вопрос, поскольку  в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления  и существования ноосферы. Такими условиями являются:
     1. Заселение человеком всей планеты.
     2. Резкое преобразование средств  связи и обмена между странами.
     3. Усиление связей, в том числе  политических, между всеми странами  Земли.
     4. Начало преобладания геологической  роли человека над другими  геологическими процессами, протекающими  в биосфере.
     5. Расширение границ биосферы и  выход в космос.
     6. Открытие новых источников энергии.
     7. Равенство людей всех рас и  религий.
     8. Увеличение роли народных масс  в решении вопросов внешней  и внутренней политики.
     9. Свобода научной мысли и научного  искания от давления религиозных,  философских и политических построений  и создание в государственном  строе условий, благоприятных  для свободной научной мысли.
     10. Продуманная система народного  образования и подъем благосостояния  трудящихся. Создание реальной возможности  не допустить недоедания и  голода, нищеты и чрезвычайно  ослабить болезни.
     11. Разумное преобразование первичной  природы Земли с целью сделать  её способной удовлетворить все  материальные, эстетические и духовные  потребности численно возрастающего  населения.
     12. Исключение войн из жизни общества.
     Проследим, насколько выполняются эти условия  в современном мире, и остановимся  более подробно на некоторых из них.
     1. Заселение человеком всей планеты.  Это условие выполнено. На Земле  не осталось мест, где не ступала  бы нога человека. Он обосновался  даже в Антарктиде.
     2. Резкое преобразование средств  связи и обмена между странами. Это условие также можно считать  выполненным. С помощью радио  и телевидения мы моментально  узнаём о событиях в любой  точке земного шара. Средства  коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности,  о которых недавно трудно было  мечтать. И здесь нельзя не  вспомнить пророческих слов Вернадского:  «Этот процесс - полного заселения  биосферы человеком - обусловлен  ходом истории научной мысли,  неразрывно связан со скоростью  сношений, с успехами техники  передвижения, с возможностью мгновенной  передачи мысли, её одновременного  обсуждения на всей планете». Рост и развитие сети Internet, совершенствование  вычислительной и коммуникационной  техники идет сейчас подобно  тому, как идет размножение и  эволюция живых организмов. На  это в свое время обратил  внимание Вернадский: «Со скоростью,  сравнимой скоростью размножения,  выражаемой геометрической прогрессией  в ходе времени, создается этим  путём в биосфере всё растущее  множество новых для нее косных  природных тел и новых больших  природных явлений». «...Ход научной  мысли, например, в создании машин,  как давно замечено, совершенно  аналогичен ходу размножения  организмов».
     3. Усиление связей, в том числе  политических, между всеми странами  Земли. Это условие можно считать  если не выполненным, то выполняющимся.  Возникшая после второй мировой  войны Организация Объединtнных наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.
     4. Начало преобладания геологической  роли человека над другими  геологическими процессами, протекающими  в биосфере. Это условие также  можно считать выполненным, хотя  именно преобладание геологической  роли человека в ряде случаев  привело к тяжёлым экологическим  последствиям. Объем горных пород,  извлекаемых из глубин Земли  всеми шахтами и карьерами  мира, сейчас почти в два раза  превышает средний объем лав  и пеплов, выносимых ежегодно  всеми вулканами Земли.
     5. Расширение границ биосферы и  выход в космос. В работах последнего  десятилетия жизни Вернадский  не считал границы биосферы  постоянными. Он подчеркивал расширение  их в прошлом как итог выхода  живого вещества на сушу, появления  высокоствольной растительности, летающих  насекомых, а позднее летающих  ящеров и птиц. В процессе перехода  в ноосферу границы биосферы  должны расширяться, а человек  должен выйти в космос.
     6. Открытие новых источников энергии.  Условие выполнено, но, к сожалению,  с трагическими последствиями.  Атомная энергия давно освоена  и в мирных, и в военных целях.  Человечество явно не готово  ограничиться мирными целями, более  того - атомная (ядерная) сила вошла  в наш век, прежде всего,  как военное средство и средство  устрашения противостоящих ядерных  держав. Вопрос об использовании  атомной энергии глубоко волновал  Вернадского ещё более полувека  назад. В предисловии к книге  «Очерки и речи» он пророчески  писал: «Недалеко время, когда  человек получит в свои руки  атомную энергию, такой источник  силы, который даст ему возможность  строить свою жизнь, как он  захочет... Сумеет ли человек воспользоваться  этой силой, направить ее на  добро, а не на самоуничтожение?  Дорос ли он до умения использовать  ту силу, которую неизбежно должна  ему дать наука?» 
     7. Равенство людей всех рас и  религий. Это условие если не  достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом  для установления равенства людей  различных рас и вероисповеданий  было разрушение в конце прошлого  века колониальных империй.
     8. Увеличение роли народных масс  в решении вопросов внешней  и внутренней политики. Это условие  соблюдается во всех странах  с парламентской формой правления.
     9. Свобода научной мысли и научного  искания от давления религиозных,  философских и политических построений  и создание в государственном  строе условий, благоприятных  для свободной научной мысли.  Трудно говорить о выполнении  этого условия в стране, где  еще совсем недавно наука находилась  под колоссальным гнётом определённых  философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений  свободна, однако из-за тяжелого  экономического положения в российской  науке многие учёные вынуждены  зарабатывать себе на жизнь  ненаучным трудом, другие уезжают  за границу. Для поддержания  российской науки созданы международные  фонды. 
     10. Продуманная система народного  образования и подъем благосостояния  трудящихся. Создание реальной возможности  не допустить недоедания и  голода, нищеты и чрезвычайно  ослабить болезни. О выполнении  этого условия трудно судить  объективно. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы  в ноосферу не может происходить  постепенно и однонаправлено, что  на этом пути временные отступления  неизбежны. И обстановку, сложившуюся  сейчас в нашей стране, можно  рассматривать как явление временное  и преходящее.
     11. Разумное преобразование первичной  природы Земли с целью сделать  ее способной удовлетворить все  материальные, эстетические и духовные  потребности численно возрастающего  населения. Это условие, особенно  в нашей стране, не может считаться  выполненным, однако первые шаги  в направлении разумного преобразования  природы во второй половине XX века, несомненно, начали осуществляться. В современный период происходит  интеграция наук на базе экологических  идей. Вся система научного знания  дает фундамент для экологических  задач. Об этом также говорил 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.