На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности суицидального поведения у подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
Концепции суицидально  поведения…………………………………………….6
Глава II.
 Особенности  суицидального поведения……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....38
Список литературы…………………...…………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Актуальность исследования:
     Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, отличительные черты психопатологических состояний, специфика профилактики — все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний (Вроно Е.М., 1983)1.
     Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15—24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза; в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте. В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков выросла в три раза и составляет 22 самоубийства на 100 тыс. населения (3 место после Шри-Ланки и Казахстана) (цит. по Старшенбаум Г. В., 2005)2.
     В начале XX века Россия находилась на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (около 3 случаев на 100 тыс. жителей). В послереволюционном 1926 году «отделом моральной статистики» НКВД СССР было зафиксировано возрастание уровня самоубийств до 6 случаев на 100 тыс. жителей. В последующие 6 десятилетий данные были засекречены по идеологическим соображениям, и даже в настоящее время мы располагаем лишь фрагментарными сведениями о реальном уровне самоубийств в СССР.
      По данным Госкомстата, в 1990-1991 годах из 100тыс. россиян 26 человек добровольно расстались с жизнью. В 1992 году численность суицидентов увеличилась до 31, а в 1993 году — до 38 на 100 тыс. населения (Анискин Д.Б.,1996)3. Во второй половине 1990-х годов число суицидов в различных регионах России варьировало от 35 до 45-50 случаев на 100 тыс. населения в год (Амбрумова А.Г., Гилод В.М., Серпуховитина Т.В., Элькис И.С., Андрончинков М.М., 1998)4. В Российской Федерации и Республике Беларусь самоубийство как причина смерти занимало в 1990-х годах четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания (Ласый Е. В., 1999)5.
     Весьма неблагополучна и ситуация с суицидальным поведением подростков. Статистические данные за 2001 год демонстрируют лидирующее положение России среди стран СНГ по этому показателю. За этот период было зарегистрировано приблизительно 22 самоубийства среди подростков 15—19 лет на 100 тыс. населения соответствующего возраста (Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2001).
     Самоубийства являются одной из трех основных причин смерти представителей обоих полов в группах населения в возрасте от 15 до 34 лет. Для общества это означает значительную потерю людей в самом продуктивном возрасте их жизни. Обзор литературы по теме исследования показал недостаточную изученность особенностей суицидального поведения у подростков, что и обусловило актуальность темы исследования.
     Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
     Объект: суицидальное поведение у подростков
     Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
     В исследовании были сформулированы следующие задачи:
    Обзор литературы по изучаемой проблеме.
    Анализ статистических данных распространения суицидального поведения среди подростков.
    Рассмотрение  теорий  суицидального поведения.
    Изучение особенностей суицидального поведения (основные мотивы, причины и способы самоубийств) у подростков практически здоровых в психическом отношении.
    Гипотеза: предположение, что возрастные особенности подросткового
периода влияют на формирование и феноменологию суицидального поведения.
    Теоретико-методологической основой является теория
суицидального поведения, как социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешимого конфликта. (А.Г. Амбрумова, 1978г.)
     В данной работе применялись следующие методы: анализ научной литературы по данной проблеме  и терминологический анализ.
     Теоретическая  и практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в практической работе по купированию суицидоопасных состояний у подростков, а так же их профилактике. 
 
 

     I.Концепции суицидально поведения 

     Еще с давних времен ученые, философы, писатели стремились дать теоретическое обоснование суицидам. Однако в настоящее время по-прежнему единой теории, объясняющей природу суицидов, нет. Можно говорить только об отдельных теоретических концепциях, среди которых условно выделяют три основные группы: психопатологические, психологические и социологические. 

       Социологическая концепция
     Эмиль Дюркгейм (1898, рус. пер. 1912)6 считал, что в основе суицидального поведения лежит «снижение и неустойчивость социальной интеграции», а частота самоубийств зависит от того, в какой степени индивид интегрирован в обществе. По мнению Дюркгейма, самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, при этом социальные факторы, несомненно, играют ведущую роль.
     Согласно классификации Э. Дюркгейма (1912), выделяются три основные категории самоубийств:
    Эгоистическое самоубийство характерно для индивидов, утративших связь со своей социальной группой и не ощущающих социального, семейного и религиозного контроля с ее стороны.
    Альтруистическое самоубийство — акт самопожертвования, при котором человек сознательно отдает свою жизнь ради блага социальной группы. Оно диаметрально противоположно эгоистическому самоубийству.
    Аномическое самоубийство наблюдается среди живущих в обществе, где недостает «коллективного порядка», поскольку оно находится в стадии коренных перемен и переживает кризис. «Аномия освобождает желания от всякого ограничения, широко открывает дверь иллюзиям, а следовательно, и разочарованию».
              В США рейтинг суицида был низким во время Первой и Второй мировой войн, когда безработица была мала. Напротив, частые случаи суицидального поведения отмечались в течение Великой депрессии 1930-х годов, характеризующейся широким распространением безработицы. Иногда люди совершают суицид в знак протеста против произвола правительства. Массовые суициды, при которых большое количество людей убивают себя одновременно, чрезвычайно редки. Наиболее известный массовый суицид произошел в 73 году н. э. в Массаде (в настоящее время юг Израиля), когда 960 евреев убили себя в знак протеста порабощения их Римом; в 1978 году в Джейстауне, Гвинея, больше 900 членов культа совершили суицид по требованию их лидера, Джима Джонса. В подобных случаях, считал Э. Дюркгейм, причины самоубийства могут сочетаться — например, аномия с альтруизмом.
     Современные суицидологи не отрицают того факта, что социальные факторы занимают видное место среди причин суицидального поведения, но объяснение всей проблемы самоубийств лишь с точки зрения влияния на человека социальной среды является односторонним и непродуктивным. Главный недостаток этой концепции — недооценка роли личности во взаимоотношениях с социальной средой. 
 
 
 
 

       Психологические концепции
     Согласно другим теориям, в формировании суицидальных тенденций личности ведущее место занимают психологические факторы. Наиболее значимыми среди них представляются психодинамическая, экзистенциально-гуманистическая и поведенческая модели суицидального поведения.
     Психодинамическая модель суицидального поведения 3. Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может выражаться в аутоагрессии. Два основных влечения — Эрос и Танатос — борются на протяжении человеческой жизни. С возрастом сила Эроса убывает, а сила Танатоса растет. По Фрейду, суицид и убийство являются проявлением разрушительного влияния Танатоса, то есть агрессии, направленной против спроецированного внутрь себя объекта либидо (Фрейд З, 1990)7.
     Теоретические психоаналитические положения о самоубийстве содержатся в работе «Печаль и меланхолия». Анализируя меланхолию, Фрейд писал, что в этом состоянии отмечается регрессия либидо по отношению к объекту привязанности. Тень объекта падает на Эго, которое начинает рассматриваться как оставленный объект. Таким образом происходит нарциссическое отождествление. К объекту любви, служащему заменой (то есть к Эго), проявляется ненависть, вследствие которой этот объект унижается, оскорбляется и ему причиняется страдание. Благодаря этому страданию ненависть получает садистическое удовольствие. Фрейд писал, что «только этот садизм разрешает загадку склонности к самоубийству, которая делает меланхолию столь интересной и столь опасной». И далее: «Ни один невротик не испытывает стремления к самоубийству, не исходя из импульса убить другого, обращенного на самого себя... Эго может убить себя только тогда, когда благодаря обращению привязанности к объектам на себя оно относится к самому себе как к объекту; когда оно может направить против себя враждебность, относящуюся к объекту и заменяющую первоначальную реакцию Эго, к объектам внешнего мира» (Фрейд З.,  2001,).8
     Позже, основываясь на концепциях 3. Фрейда, К. Меннингер (1950, рус. пер. 2000)9 рассматривал суицид как отрефлексированное убийство, результат гнева на другого человека, который интровертировался, то есть «обратился против себя». Он также описал суицид как инстинкт к смерти. Им же были охарактеризованы три компонента враждебности при суициде:
    Желание убить. Активный процесс, при котором это желание очевидно. Деструктивный инстинкт проявляется в двух направлениях: ауто- и гете-родеструкции. Внешняя агрессивность и направленная на себя аутоде-струкция формируются с момента рождения. Обычно, за исключением криминального развития, внешняя агрессия подавляется, но она может проявиться во время расширенного суицида, при котором человек из альтруистических соображений убивает наиболее близких, а потом себя.
    Желание быть убитым. Может реализовываться в провокации разнообразных ситуаций, представляющих опасность для жизни.
    Желание умереть — освободиться от чего-то, прекратить участие в жизни.
     Если не представлены все три компонента, то попытка не является серьезной: она рассчитана на внешний эффект и связана со стремлением запугать кого-то, шантажировать, получить таким образом какие-либо дивиденды.
     К К. Меннингеру восходят и современные концепции саморазрушающего поведения, поскольку он первый отнес наркотическую и алкогольную зависимости к одной из форм самоуничтожения. Кроме того, он ввел понятие «частичное самоубийство» для некоторых форм невротического членовредительства: трихотилломании (вырывание и поедание собственных волос), онихофагии (грызение ногтей), удаление зубов, ампутации (пальцев, конечностей, полового члена). Во всех этих случаях, по мнению К. Меннингера, суицидальный импульс сосредотачивается на отдельном участке тела, являющемся для пациента своего рода заменой целого, подлежащего уничтожению.
     Важный вклад в психоаналитическое объяснение суицидального поведения внесла ученица 3. Фрейда и К. Г. Юнга С. Шпильрейн, которая обнаружила в сексуальном влечении деструктивный компонент, связь сексуальных желаний и стремление к смерти, то есть амбивалентность сексуального влечения (иными словами, не антагонизм, а своеобразное сосуществование Эроса и Танатоса). Она писала, что «направленная против себя любовь ведет к самодеструкции, так, например, к самоумерщвлению плоти, мученичеству, да и полному уничтожению собственной сексуальности, как при кастрации. Это лишь различные формы и степени самоуничтожения» (Шпильрейн С.Н. 1999)10.
     Таким образом, сторонники «ортодоксального» психоанализа считают, что самоубийство — это преобразованное (направленное на себя) убийство, а в подтверждение правильности своей точки зрения ссылаются на обратное численное соотношение убийств и самоубийств, действительно существующее в ряде стран, а также — на снижение самоубийств во время войн. В целом психоаналитики считают и анализируют самоубийство как проявление дисфункциональных механизмов психологической защиты и в значительно меньшей мере рассматривают его в социальном плане.
     К. Г. Юнг (1991)11, касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать причиной смерти от собственных рук. Это стремление связано с актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы:
       - идеи метемпсихоза (переселения душ), когда жизнь продлевается чередой различных телесных воплощений;
       - идеи перевоплощения, предполагающего сохранение непрерывности личности и новое рождение в человеческом теле;
     -идеи воскрешения – восстановления человеческой жизни после смерти в состоянии нетленности, так называемого «тонкого тела»;
     - идеи возрождения – восстановления в пределах индивидуальной жизни с превращением смертного существа в бессмертное;
     - идеи переносного возрождения путем трансформации, происходящей не прямо, а вне личности.
     Современные психодинамические теории суицидального поведения придают большое значение исследованию фантазии суицидентов о том, что могло бы случиться и что было бы с их сознанием, если произойдет суицид. Эти фантазии часто включают жажду мщения, могущества, контроля, наказания; жажду искупления и жертвы; желание убежать или заснуть либо спастись, возродиться, воссоединиться с помощью смерти в новой жизни. Суицидальные фантазии возникают чаще при потере любимого, близкого человека. У депрессивных больных возникают фантазии об избавлении от депрессии с помощью суицида.
     Экзистенциально-гуманистический подход к проблеме суицидального поведения
     Представители экзистенциально-гуманистического направления в психологии К. Роджерс и Р. Мэй подчеркивали роль тревоги и эмоциональных расстройств в формировании суицидального поведения. Так, К. Роджерс (1994)12 полагал, что основная тенденция жизни состоит в актуализации, сохранении и усилении Я, формирующегося во взаимодействии со средой и другими людьми. Если структура Я ригидна, то несогласующийся с ней реальный опыт воспринимается как враждебный, как угроза жизни и искажается либо не воспринимается. Не признавая реальный опыт, человек заключает себя в темницу. При этом, не переставая существовать, опыт отчуждается от Я, в результате чего теряется контакт с реальностью. Таким образом, вначале не доверяя собственному опыту, впоследствии Я полностью лишается доверия к себе. Это приводит к осознанию полного одиночества, утрате веры в себя, появлению ненависти и презрения к жизни, в то время как смерть идеализируется, что приводит к суицидальным тенденциям. Р. Мэй (1999) полагал, что основная причина самоубийств — утрата смысла жизни.
     По мнению большинства сторонников экзистенциально-гуманистического направления, психологический смысл суицидального поведения — символический «крик о помощи», а также попытка привлечь внешнее внимание к своим проблемам. 
 
 
 

       Когнитивно-поведенческая теория суицидального поведения
     Когнитивно-поведенческая теория исходит из понятия «рефлекса цели». И. П. Павлов писал: «...Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас … жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не считаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, если цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение... рефлекса цели».
     Современные представители когнитивной школы, изучая процесс обработки человеком информации, подчеркивают роль негибкого мышления и «когнитивных искажений») (например, «жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть»), которые ведут к невозможности выработки решений своих проблем (Бек А, 2003)13. В рассуждениях сторонников этой концепции много интересного, но все они страдают односторонностью. 
 
 
 
 
 
 
 

       Интегративная концепция суицидального поведения
     Концепция социально-психологической дезадаптации  личности в условиях переживания неразрешенного конфликта (Амбрумова А.Г. 1978)14.
     Автор выделяет объективные (конкретные причины) и субъективные (психологические переживания) стороны дезадаптации, которые взаимосвязаны, но не обязательно соответствуют друг другу. Дезадаптация всегда обусловлена конфликтом, который имеет как внешний (экстраперсональный), так и внутренний (интроперсональный) критерии. Автор вводит также понятие «порог дезадаптации». Конфликт, превышающий порог дезадаптации, именуется кризисом. Личность со всеми ее индивидуальными особенностями представляет собой стержневую основу для понимания суицидального поведения как проявления социально-психологической дезадаптации. Имеется последовательная связь между социальными и личностными факторами, конфликтом, социально-психологической дезадаптацией, крахом ценностных установок и суицидом.
     Естественно, что личность в экстремальных условиях по-разному ведет себя в конкретной ситуации. Это зависит, с одной стороны, от силы действующих социальных факторов, с другой — от личности, реагирующей на эти объективные трудности. Подобная зависимость еще более усложняется в подростковом возрасте, когда формирование личности еще не окончено, и в силу этого оценка объективных трудностей подростком и реакция на них часто бывают неадекватными. 
 
 
 

     II. Особенности суицидального поведения
       Отношение к жизни и смерти 

     Е. Шир (1984), Планк (Planck, 1977), Е. Ланге, Ф. Пикер (Lange, Picker, 1980) и др. считают, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11 — 14 годам, то есть только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти. Поэтому термин «суицид» и «суицидальное поведение» для раннего возраста мало-приемлем.
     По данным Е.М. Вроно трактовка ребенком или подростком феномена смерти на разных возрастных этапах неоднозначна и изменчива. Формирование представления о смерти на протяжении детства проходит в несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти  до формального знания о ней и знакомство с атрибутами ухода из жизни ( понятие траура, похорон и т.п.). Знание о смерти не соотносится у ребенка ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаянье, быть свидетелем собственных похорон  раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии ребенка. К периоду адолесценции вместе с проявлением  относительной зрелости и социализированности личности мы наблюдаем становление адекватного представления о смерти как о необратимом прекращении жизни. У подростков формируется страх смерит, которых, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка и в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения. 

       Личностные особенности и ситуационные реакции у подростков
     Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А. Г. Амбрумова (1983)15 основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т. д.).
       А. Е. Личко  к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:
    потерю любимого человека;
    состояние переутомления;
    уязвленное чувство собственного достоинства;
    разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;
    отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
    различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
     Д. Д. Федотов и соавт. (1978) отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
     А. А. Султанов (1983)16, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов:
     1. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний.
    Конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения.
    Алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
     Л.Я.Жезлова 17 изучая причины суицидальных проявлении у подростков с клинической позиции выделила следующие причины:
    Причины, непосредственно связанные с психопаталогическими особенностями клинической картины заболеваний, и, в частности, с его ведущим синдромом;
    Причины, обусловленные нарушением механизмов реагирования при патологических изменениях личности;
    Причины, связанные с возрастной эмоциональной неустойчивостью, незаконченностью процессов социально-психологического созревания личности.
 
     Известно, что импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость характерны для большинства подростков. У них обостряется чувство самоанализа. Молодые люди склонны к «переоценке ценностей», мучительно ищут свое место в обществе, пытаются уяснить «смысл жизни». Бескомпромиссность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, усиливают реакцию протеста, усугубляют конфликт между еще не сформировавшимся, легкоранимым Я и жестоким, несправедливым, по их мнению, обществом.
     А. Е. Личко (1983)18 указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом акцентуации характера. По данным автора, при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы, 32% — эпилеп-тоидный и эпилептоидно-истероидный и лишь 18% — другие типы акцентуаций характера. В то же время суицидальные покушения в большинстве случаев совершались лицами с сенситивным (63%) и циклоидным (25%) типами акцентуации.
     По данным В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнова (2004)19, среди подростков, покончивших с собой или покушавшихся на самоубийство, 24% имели шизоидный тип, 20% — сенситивный, 18% — психастенический, 15% — возбудимый и эпилептоидный, 13% — эмоционально-лабильный и 10% — остальные типы особенностей характера.
     А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно (1985)20, исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, показали, что для большинства из них характерна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями. Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя, быстром «вживании» в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т. п.
     Указанные личностные особенности, выявленные авторами у подавляющего большинства подростков-суицидентов, создают, по их мнению, определенную суицидальную предиспозицию личности в подростковом возрасте. Нельзя оставить без внимания тот факт, что описанные А. Г. Амбрумовой, Е. М. Вроно личностные особенности суицидентов в известной степени свойственны любому подростку, чем и объясняется, по утверждению самих же авторов, высокий процент ситуационных реакций и реактивных состояний, формирующих пресуицидальный период в подростковом возрасте.
     По мнению Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я еще одной особенностью суицидального поведения у детей и подростков следует считать несерьездность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми суициденты объясняют свои попытки самоубийства. Этим обусловлены особые трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих слуаев.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.