На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Петровские реформы и российское общество. Итоги и цена петровских реформ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная  часть. Петровские реформы и российское общество. Итоги и цена петровских реформ………………………………………………………………5-20
    Реформы органов власти и управления……………………………………..5
    Военная реформа……………………………………………………………..8
    Экономические преобразования……………………………………………10
    Финансовая политика……………………………………………………….13
    Церковная реформа………………………………………………………….14
    Реформы в области культуры и быта………………………………………16
    Итоги  и цена петровских реформ………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………21
Библиография………………………..……………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Петр I Великий [30 мая (9 июня) 1672 г., Москва — 28 января (8 февраля) 1725 г., Санкт-Петербург], российский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император (с 1721 г.), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
  В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям: ни к Черному, ни к Балтийскому, - через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
  Между старыми родовитыми боярами и  служивыми людьми — дворянами  шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные  восстания крестьян и городских  низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.
  Россия  ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.
  То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в  преобразовательном движении такую  позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смерти Алексея Михайловича управление страной оказалось в руках  кучки бездарных и алчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, Львом Кирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но "гораздо среднего ума". Он окружил себя такими же боярами  — без государственного ума и  безразличных к судьбам страны, способным  лишь растаскивать и разорять государство.
  Среди них выделялся умный и дальновидный боярин Голицын. Он способствовал сближению  молодого Петра с иностранцами Гордоном и Лефортом, что имело значительные последствия для формирования личности царя и его западнических настроений.
  В последующее время, в период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными.
  У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались  постепенно, и одна порождала другую, решая наиболее назревшие проблемы в стране на тот момент. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. Каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.
  Реформаторская  деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно  и с крайней жестокостью. По меткому  определению Пушкина его указы  были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".
  В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот  недовольства, с другой — в духовной жизни народа отразился положительный  образец Петра – преобразователя  в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе.
     Считаю, что исследуемая мной тема особенно актуальна и в наше время, т.к. современная политика нашего государства также включает в себя много разных реформ. Это военная реформа, реформа в области управления, экономики, здравоохранения, образования и т.д. Многие преобразования также заимствованы у западных стран. Некоторые из них играют положительную роль в развитии нашего государства, а некоторые «тормозят» его прогресс. Одни придуманы и выдерживают проверку временем, а другие несвоевременны и вызывают двоякое отношение у российских граждан. Это свидетельствует о том, что у нашего правительства также нет четкого плана реформ, а у власти имеют место быть люди, безразличные к судьбе страны и способные разорять государство.
    Целью своего реферата считаю наиболее полно раскрыть содержание реформ Петра I и их влияние на российское общество, а также выявить основные итоги петровских преобразований.
      Содержание книг "Петр Великий и его время" Буганова В.И. и "Очерки из истории Петра Великого и его времени" Князькова С.  позволяют вникнуть в сущность петровских реформ, а также более подробно раскрывают проблемы их проведения. В книге «Время петровских реформ» Анисимов Е.В. показывает нам необходимость реформ с позиций Петра Великого и определяет место и значение петровских реформ для российского общества.
    Исследовательскую  деятельность  проводил через изучение сущности петровских реформ, выявлении их сильных и слабых сторон; раскрыл итоги проведения реформ логическим методом и методом анализа. 
 
 

Реформы органов власти и  управления
    В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
     С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления:
    вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора;
    в 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями (Первоначально Сенат призван был замещать монарха во время его многочисленных отлучек из столицы, но постепенно превратился в постоянно действующий высший административный, контрольный, судебный и законосовещательный орган государства);
    взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Первоначально было 9 коллегий:
    ведомство флота - иностранных дел, воинская, адмиралтейская;
    ведомство государственных доходов - юстиц-коллегия, камер-коллегия;
    ведомство государственных расходов - штатс-коллегия;
    ведомство финансового контроля - ревизион-коллегия;
    ведомство торговли и промышленности - коммерц-, берг- и мануфактур-коллегии [2, с.23].
    Присутствие каждой коллегии состояло из одиннадцати членов, решавших дела большинством голосов (президент, вице-президент, четыре советника, четыре асессора, один иностранец в чине советника или асессора). Подобного рода "коллегиальный" способ обсуждения вопросов считался более эффективным, предотвращающим появление непродуманных решений и служебных злоупотреблений. Впоследствии состав, названия и количество коллегий менялись неоднократно.
     Введение коллегий положило начало перестройке всего государственного аппарата на новых принципах. Разрабатывались многочисленные инструкции-регламенты новых учреждений, появлялись новые должности. От каждого учреждения Петр требовал четкого упорядочения их действий. И надо всем стоял Генеральный регламент (1719 - 1724), определявший общие принципы деятельности всего государственного аппарата.
    Кроме коллегий были созданы конторы, канцелярии, департаменты, приказы, функции которых были также четко разграничены.    
    В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
    Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
    Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
    Для повышения надежности государственного управления Петр I создал разветвленную систему надзора за деятельностью чиновников. Наблюдение за порядком в Сенате поручалось генерал-прокурору - "оку государеву". Эту должность, заимствованную из Франции, занял ближайший сподвижник Петра П.И. Ягужинский. Генерал-прокурору были подчинены прокуроры в коллегиях и судебных учреждениях. Они осуществляли гласный надзор над административными органами, имели право вмешиваться в ход дел с целью предотвращения неправильного их решения. Негласный надзор в центре и на местах осуществляли созданные еще в 1711 г. фискалы. Они не вмешивались в деятельность чиновников, но тайно доносили о замеченных злоупотреблениях. Для поощрения судебного рвения фискалов было принято решение, что половина полученной по доносу суммы должна оставаться у них.
    Управление городским торгово-промышленным населением при Петре было выделено из ведомства общих областных управителей - губернаторов и воевод. Еще в 1699 г. города получили право выбирать бурмистров, составлявших ратушу, в которой они поочередно председательствовали, ведали городским судом и расправой, собирали различные подати с городских торгово-промышленных обывателей. Ратуши областных городов подчинялись Бурмистерской палате (Ратуше Москвы). К концу царствования Петра I ратуши были преобразованы в магистраты. В 1720 г. по царскому предписанию Сенат учредил в Петербурге образцовый магистрат, получивший название Главного, который руководил магистратами в областных городах. Члены городского магистрата избирались из почетных и знатных горожан. Функции магистратов были значительно шире, нежели прерогативы ратуш: они вели городское хозяйство, заботились о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве городов, решали гражданские и уголовные дела и т. д. Результатом петровских административных реформ стала невиданная ранее централизация и бюрократизация управления. Новая государственная машина в целом работала гораздо эффективнее старой, однако в нее была заложена "мина замедленного действия" - отечественная бюрократия.
    Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.  

Военная реформа
     Огромное место в жизни России и самого Петра заняла война. Не успела закончиться в 1700 г. турецкая кампания, как началась Северная война со Швецией за выход к Балтийскому морю, длившаяся 21 год. Кроме того, была еще недолгая, но кровопролитная война с Турцией (1711 г.). Ништадский мирный договор 1721 г. принес стране мир лишь до весны 1722 г., а затем Петр начал Персидскую войну. Для успешного ведения всех этих войн стране нужна была большая, хорошо вооруженная и обученная армия, созданию и укреплению которой Петр уделил значительное внимание.
    Посредством ряда нововведений старая армия, страдавшая отсутствием четкой организации, управления и обеспечения войск, была заменена на регулярную. Теперь воинская повинность распространялась посредством рекрутских наборов на неслужилые классы (холопов, тяглых людей, вольных - гулящих и церковных). Кроме того, изменилось положение дворянства в целях поддержания его служебной годности: военная служба сословия была отделена от гражданской (инструкция герольдмейстеру от 5 февраля 1722 г.), вводилась обязательная учебная подготовка дворянства как к военной, так и к гражданской службе (указ от 20 января 1714 г.), определялся порядок отбывания обязательной службы сословием (указ 1714 г. о непроизводстве в офицеры дворян, не служивших рядовыми в армии; Табель о рангах 1722 г. разделял все военные, гражданские и придворные должности на 14 чинов, при этом независимо от происхождения начинать государственную службу можно было лишь с низших рангов), устанавливалась неделимость недвижимых дворянских имений (указ о единонаследии от 23 марта 1714 г.).
    В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский (1716 г.) и Морской уставы (1720 г.), в разработке которых участвовал Петр I.
     Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.
     В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.
     В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. Флот состоял из 48 линейных кораблей, около 800 галер с 28 тыс. человек экипажа.
  К концу царствования Петра I в регулярных полках, основой которых стали гвардейские Семеновский и Преображенский полки, выросшие из потешных, числилось до 212 тыс. человек, в нерегулярном (казачьем) войске - до 110 тыс. человек. Содержание всех сухопутных и морских сил обходилось казне в 6,5 млн. рублей, что составляло более 2/3 всего государственного дохода.  

Экономические преобразования
    В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  Существовали крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
     В сельском  хозяйстве возможности  совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в сырье для российской промышленности привели к широкому  распространению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.
     В Петровскую эпоху происходит  резкое разграничение страны  на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и  плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению барщины.
     Также усиливались государственные  повинности крестьян. Их силами строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.
    Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государства (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).
     В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможенный устав 1724 г.)
     Российская мануфактура, хотя  и имела капиталистические черты,  но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
     Государственные казенные заводы  использовали труд  государственных  крестьян, приписных крестьян, рекрутов  и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали  тяжелую промышленность  -  металлургию,  судоверфи, рудники. На купеческих  мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессионные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
     Протекционистская политика  Петра   вела к появлению мануфактур  в самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в России впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот:  металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные [4, с.293]. 
     Возникают мануфактуры  во  многих отраслях - стекольной,  пороховой,  бумагоделательной,  парусинной, полотнянной,  шелкоткацкой, суконной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других.  Огромный вклад в развитие металлургической  промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс.  пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2 млн. пудов.
     К концу царствования Петра  в России существовала развитая  многоотраслевая промышленность  с центрами в Петербурге,  Москве, на Урале. Крупнейшими  предприятиями  были Адмиралтейская верфь,  Арсенал, петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства.  Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
     Тысячи россиян  проходили   в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
     В результате  Петровской  политики  в  экономической  области  за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью обеспечить  военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. 

Финансовая  политика
     В поисках необходимых для ведения войны денег Петр I провел налоговую реформу. Вместо старой единицы обложения - "двора" была введена подушная подать. Все мужское население страны, включая грудных детей, было переписано в "ревизские сказки" и обложено ежегодным налогом. Почти сразу податная реформа стала полицейской акцией. Проверка "сказок" - ревизия - показала огромное количество беглых, ушедших с прежних мест жительства. Поэтому борьба с беглыми превратилась в одну из центральных задач финансовой реформы. Никогда ранее Россия не знала столь свирепого законодательства по борьбе с беглецами и такого грандиозного масштаба этой борьбы. С мест поднимали сотни тысяч людей, в т. ч. тех, кто покинул прежние жилища или своего помещика в незапамятные времена. Эти меры правительства привели к резкому усилению бегства в южные районы страны (на Дон) и за границу (в Польшу). Новые подати, которые были значительно тяжелее старых, и постоянные рекрутские наборы повлекли за собой экономический упадок государственного крестьянства. Ухудшилось также экономическое и правовое положение частновладельческих крестьян. По распоряжению правительства в "ревизские сказки" были записаны в качестве налогоплательщиков и помещичьи рабы - холопы, что вызвало постепенное слияние категорий зависимого населения, "охолопьевание" крепостного крестьянства.  

Церковная реформа
    Весьма своеобразно складывались отношения Петра с церковью. Некоторые поступки царя заставляли людей сомневаться в истинности его веры, побуждали современников видеть в нем атеиста и даже антихриста. Однако по сохранившимся документам той эпохи можно со всей определенностью утверждать, что Петр был религиозен, но слишком рационален, и это обстоятельство значительно сближало его с протестантизмом. В его церковной политике самым главным было стремление подчинить церковь власти государства. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. царь решил повременить с выбором патриарха и в декабре того же года местоблюстителем патриаршего престола назначил Стефана Яворского, одного из своих сподвижников.
    В январе 1701 г. был учрежден Монастырский приказ - светское учреждение по управлению церковными вотчинами. Деньги с монастырских крестьян и промыслов потекли теперь в государственную казну. Реформа церковного управления была теоретически обоснована в Духовном регламенте 1721 г., написанном сподвижником Петра I архиепископом Феофаном Прокоповичем и его помощниками. В этом документе доказывалась недопустимость существования какой-либо духовной самостоятельной силы, кроме государственной, самодержавной. Ссылками на историю авторы пытались доказать преимущества коллегиального управления церковью в отличие от патриаршей власти. С этих времен начинается т. н. синодальный период истории Русской православной церкви, которая полностью подчинилась светской, самодержавной власти. Петр сделал очень много для этого: начиная с "селекции" церковных иерархов, среди которых ценились только послушные ему, и заканчивая организацией управления церковью.
     Образованный в 1721 г. Святейший Синод (Духовная коллегия) не имел президента, и вплоть до 1917 г. главой Русской православной церкви считался император. Кроме того, в 1722 г. были утверждены штаты священнослужителей и все, оказавшиеся за "штатами", записывались в подушный оклад. Это означало, что живущие на помещичьих землях становились крепостными. Весь мощный церковный аппарат использовался для пропаганды петровских идей. Церковь стала восприниматься в качестве инструмента перевоспитания подданных в духе регулярного государства.
     Петр редактировал духовные книги, проповеди, был цензором церковных изданий. Однако особое значение царь придавал посещению прихожанами церкви. Для него это был не добровольный акт проникнутого верой человека, а обязанность подданного. С точки зрения веры и свободы Петр I совершил кощунство: указом от 17 мая 1722 г. Синод обязывал священников открывать властям тайну исповеди, если в признаниях прихожан обнаружится состав государственного преступления. Таким образом, священник становился тайным агентом политической полиции. Эта практика не прекратилась, как известно, со смертью Петра и даже с отменой синодального управления церковью в 1919 г. Все эти меры, включая притеснение монашества, превращение монастырей в госпитали и дома престарелых для отставных солдат, преследовали единственную цель - поставить под контроль государства не только церковь, но и глубоко личную сферу человеческого существования, уничтожить любую возможность идеологической, религиозной, просто человеческой независимости или хотя бы автономии от всемогущей, всепроникающей и бесцеремонной силы государства. Все эти меры административно ограничили и законсервировали Русскую православную церковь.
     Значительно укрепилась в России и монархическая власть. Законодательно неограниченность царской власти выражалась в 20-м артикуле "Воинского устава": "монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог повелевает". В 1721 г. Петр I принял титул императора и наименование "Великий". Это был осознанный выбор Петра, который абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где предусматривалась автономия общества от власти. И если в целом государство модернизировалось в соответствии с новыми задачами, то своей деспотической сущности оно не изменило. В руках царя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и духовной власти. При этом деспотизм единоличной власти даже увеличился, поскольку царь активно вмешивался во все сферы общества и в повседневную жизнь людей. Поэтому систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Российский абсолютизм обладал рядом специфических особенностей: особой расстановкой сил в господствующем классе (боярство-дворянство), сложной внешнеполитической обстановкой, обострившейся социальной рознью (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и т. д.), опытом и примером развития Западной Европы (успехи в науке, экономике, военном деле), сложностью управления государством на обширных территориях России [3, с.127].  

Реформы в области культуры и быта
    Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
     Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.
      Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.
    Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".
     С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.
     В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.
    С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.