Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Менеджмент деловой активности и эффекти- вности деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

1.Введение………………………………………………….
2. Менеджмент  деловой активности и эффекти-
    вности деятельности предприятия……………………..
3. Краткая  организационно-экономическая ха-
    рактеристика ООО «Универмаг»………………………
4. Анализ  эффективности деятельности
     ООО «Универмаг»……………………………………...
5. Факторный  анализ уровней рентабельности,
     оборачиваемости и эффективности  исполь-
     зования капитала ООО «Универмага»………………..
6.  Политика  управления эффективностью
     деятельности работы ООО «Универмаг»…………….
7.  Заключение……………………………………………..
8.  Список  литературы……………………………………..
9. Приложение…………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Успех работы организации во многом зависит  от совершенствования методов управления деятельностью  всех его подразделений, особенно его финансовой сферы. От ее состояния, как и умелого использования финансовых инструментов, в значительной мере зависит  непрерывное функционирование  предприятия и перспектива его развития.
В рыночной экономике возрастает конкуренция, степень риска, реальная самостоятельность предприятия, повышается его ответственность за принятие и реализацию всех решений с учетом  конечной выгоды. Что бы выжить в условиях рынка недостаточно только считать свои доходы и расходы, регистрировать движение денежных средств, необходимо еще умело регулировать  свои хозяйственные и финансовые процессы, выявить взаимосвязи между  различными составляющими. Этой цели и служит анализ эффективности деятельности предприятия. Он представляет собой  своеобразную систему  показателей, которые отражают эффективность использования имеющихся ресурсов предприятия, помогают выявить прорехи в его деятельности и создают ясную картину финансового положения  предприятия, его сильных и слабых сторон, позволяя тем самым, менеджерам и собственникам предприятия принимать верные решения, основанные на точной и достоверной информации.
В последнее  время большинство российских компаний начало уделять огромное внимание формированию и развитию  подразделений, проводящий анализ эффективности  деятельности у себя в структуре, хотя следует отметить, что многие из них делают это бессистемно, обращая внимание лишь на отдельные фрагменты ( те, что заметнее и прибыльнее), например, только на финансовый контроль. Отсутствие полномасштабного анализа деятельности предприятия, как и его усеченный вариант , обычно ведут к утрате контроля над конкурентоспособностью, нарушениями в структуре капитала, из-за факторов внешней среды, возникающих неожиданно. Все, что создает перебои в работе предприятия, снижает эффективность его деятельности.
   Принимаемые в отсутствие анализа деловой активности решения обычно основываются на интуиции руководителей, а не на взвешенных расчетах, ориентированных на долговременные интересы. Но интуиция хороша и оправдана в тех случаях, когда они подкреплены взвешенными решениями. Такие правила и процедуры в отношении анализа, находящиеся в распоряжении предприятия, должны предусматриваться его финансовой политикой.  Следовательно работа в области финансового менеджмента, проводимая целостно и планомерно, обеспечивает нормальное развитие фирмы, обеспечивая ей стабильность на рынке и получение постоянного дохода.
Данная  курсовая работа выполняется на базе предприятия ООО«Универмаг», с использованием их бухгалтерского отчета, отчета о прибылях и убытках, приложения  к бухгалтерскому балансу, вторичной информации.
Целью данной курсовой работы является оценка деловой активности и эффективности  деятельности ООО «Универмаг» за 2003 – 2005 годы.
В  ее рамках будут рассмотрены следующие вопросы: определение менеджмента деловой активности и эффективности деятельности предприятия; краткая  организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Универмаг»; анализ эффективности деятельности ООО «Универмага»; факторный анализ уровней рентабельности, оборачиваемости и эффективности использования капитала  ООО «Универмага»; политика управления эффективностью работы ООО «Универмага».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.МЕНЕДЖМЕНТ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 

 Рыночная  экономика в России набирает силу. Вместе с ней усиливается и конкуренция, как механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентноспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движениями финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении.
   Любые ресурсы ограничены и  добиться максимального эффекта  можно не только за счет  регулирования их обьема, но прежде  всего путем оптимального сочетания  различных видов ресурсов. На  современном этапе развития экономики  областью размещения и использования ресурсов занимается финансовый менеджмент, который  представляет гибкий механизм управления, ориентированный на быстрое изменение во внешней и внутренней среде хозяйствования, максимальное удовлетворение интересов собственников и персонала хозяйствующего субъекта. Менеджмент предполагает использование новых информационных технологий, инициативы и умения руководителей и служащих предприятия работать в динамичной рыночной среде.
      Финансовый менеджмент представляет  собой весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска, с целью выполнения предприятием своих функций.
      С практической точки зрения финансовой менежмент – это искусство управления финансами предприятия в условиях действия внутренней и внешней среды, то есть денежными отношениями, связанными с образованием и расходами их доходов ( выручки), прибыли, капитала и денежных фондов в рамках принятой стратегии и тактики.
      Как вид деятельности финансовый  менеджмент включает:
        - разработку и реализацию финансовой  политики фирмы с использованием  различных финансовых инструментов,
       - принятие решений его финансовых вопросов, их конкретизация и доработка методов реализации,
       - составление и реализация финансовой  отчетности фирмы,
       - оценку инвестиционных проектов  и формирование портфеля инвестиций, оценку затрат на капитал,
       - финансовое планирование и контроль,
       - организацию аппарата управления  финансово-хозяйственной деятельностью  фирмы,
      Финансовый менеджмент призван  помочь руководству предприятия 
ответить  на следующие вопросы:
      - какой финансовый ресурс необходим  для успешной работы хозяйствующего субьекта в условиях конкурентной среды,
     - из каких источников можно  получить эти финансовые ресурсы  и какова их рациональная структура  ( соотношение собственными, привлеченными  и заемными средствами)
      - каким образом осуществлять оперативное управление финансовыми ресурсами и капиталом для обеспечения финансовой устойчивости, доходности и платежеспособности в краткосрочном и долгосрочном периодах.
       Финансовый менеджмент наиболее  тесно связан с денежными отношениями по поводу формирования и использования денежных фондов, капитала, доходов, вовлеченных в производственную деятельность. Например, к такому капиталу относятся:
        - средства нераспределенной прибыли,
        - средства амортизационных отчислений,
        - доходы от выпуска ценных  инвестиционных бумаг,
        - средства кредитов коммерческих  банков,
        - иные денежные ресурсы (средства  кредитов и займов юридических  лиц, кроме коммерческих банков, средства иностранных инвесторов  и т.д.).
        Основной задачей финансового менеджмента является достижение максимального дохода при сохранении достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, то есть оптимального режима предпринимательской деятельности.
        Финансовый менеджмент призван разрешить противоречие, которое возникает между целями деятельности предприятия и финансовыми возможностями их достижения на различных этапах его развития.
        Финансовый менеджмент реализует  сложную систему управления совокупной  стоимостной оценкой средств, участвующих в воспроизводственных процессах, и денежным капиталом, обеспечивающими финансирование предпринимательской деятельности.
        Финансовый менеджмент как наука  об управлении финансовыми ресурсами  и денежными потоками предприятия имеет свою цель и задачи. Главная цель финансового менеджмента заключается в максимизации благосостояния собственников, т. е. владельцев предприятий о текущем и будущем периодах. Данная цель находит конкретное выражение в обеспечении роста рыночной стоимости  его капитала. Достижение подобной цели зависит от ряда факторов:
          -ожидаемого дохода,
          - надежности этого дохода,
          - выбора подходящего момента  времени для получения прибыли,
         - эффективности использования заемных средств,
         - политики выплаты дивидендов.
          Следует отметить, что понятие   благосостояния и максимизации  прибыли не одно и тоже, так  как оптимизации рыночной стоимости  капитала предприятия не всегда  можно достигнуть за счет увеличения прибыли. Дело в том , что прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, может быть полностью направлена на потребление. В результате не остается реального источника финансирования программ развития предприятия, что приведет в конечном счете к падению его рыночной стоимости. Кроме того , высокий рост прибыли может быть получен за счет роста уровня предпринимательского и финансового риска,что также может привести к снижению рыночной стоимости предприятия.
          Поэтому, в хозяйственной системе   максимизация прибыли может быть признана, как  одна из важных задач финансового менеджмента, но не ключевая цель.
          Задачи финансового менеджмента  на предприятии состоят в следующем:
           - обеспечение формирования достаточного финансового роста ресурсов, необходимых для производственного и научно –технического развития,
           -  достижение эффективного использования  сформированного роста финансовых  ресурсов по важнейшим направлениям  хозяйственной деятельности,
           - оптимизация денежных потоков,
          - максимизация прибыли в условиях  допустимого уровня коммерческого  риска,
          - обеспечение минимизации коммерческого  риска при заданном росте прибыли,
          - достижение финансовой устойчивости  и платежеспособности в процессе развития,
          - оптимизация налоговых платежей  в бюджетную систему государства  и т.д.
         Результатом решения этих задач  является обеспечение сбалансированности  денежных и материальных потоков,  формирование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения запланированной деятельности предприятия и выполнение всех обязательств и условий договоров.
         Как и любая система, финансовый  менеджмент на предприятии строится  на основании следующих принципов:
         - взаимосвязь  с общей системой управления,
         - комплексный характер принимаемых  финансовых и инвестиционных  решений,
       - высокий динамизм финансового  управления,
      - вариантный характер подхода  к разработке и реализации  управленческих решений,
     - ориентация на стратегические цели развития,
      - учет фактора риска при принятии  решений.
Финансовый  менеджмент тесно связан с производственным и инвестиционным менеджментом, управлением  персоналом, маркетингом, политикой  в сфере приобретения материальных ресурсов.     
        Любое управленческое решение  непосредственно влияет на формирование  и использование финансовых ресурсов  и увеличение денежных потоков  предприятия. Например, принятие  решений о реализации крупного  инвестиционного проекта может  вызвать значительный отток денежных средств из текущей деятельности в форме изъятия нераспределенной прибыли и сумм амортизационных отчислений. Ориентация на стратегические цели предприятия предполагает разработку не только оперативных и текущих, на и  перспективных финансовых планов, определяющих ресурсный потенциал на будущее ( на период- свыше одного года). Подобные финансовые планы должны соответствовать финансовой политике предприятия. Финансовая политика является важным элементом финансового менеджмента. Она представляет собой целенаправленное использование финансовых ресурсов для реализации предприятием стратегических и тактических задач, установленных учредительными документами. В том числе финансовая политика помогает решать следующие задачи: усиление его позиций на рынке товаров, работ, услуг,
Достижение  устойчивого роста продаж, прибыли, рентабельности и ликвидности бухгалтерского баланса, возрастания благосостояния собственников. Для применения управленческих решений в области
финансовой  политики используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности, в оперативном и управленческом учете, которая служит главным источником данных для определения для определения показателей, применяемых в финансовом анализе, внутрифирменном планировании и контроле. Деятельность финансового менеджера непосредственно связана  с применением финансовых и инвестиционных решений, которые могут быть связаны:
          - с уставным капиталом – решения  по дополнительной эмиссии с  целью его увеличения,
          - с добавочным капиталом – решения по отражению его в составе результатов переоценки основных средств,
          - с резервным капиталом – решения  по формированию и использованию  части его на покрытие убытков   и последующему использованию  его за счет чистой прибыли и других источников,
           - с чистой прибылью -   решения  по выплате дивидендов и по  ее инвестированию на расширение  производства и другие цели. Кроме  того к долгосрочным финансовым  решениям  относят решения, связанные  с долгосрочными обязательствами по финансированию внеоборотных активов, а к краткосрочным – связанные с краткосрочными обязательствами – по формированию оборотных активов. Текущие краткосрочные финансовые решения связаны с пополнением оборотного капитала за счет:
          -  использования собственных оборотных средств ( чистого оборотного капитала),
         - привлечения краткосрочных кредитов  и займов,
         - увеличения кредиторской задолженности.
       Долгосрочные  финансовые решения  определяются необходимостью: формирования собственного капитала, привлечением долгосрочных кредитов и займов, получением целевого финансирования, эмиссии собственных акций, использование финансовой аренды, привлечения прочих источников долгосрочного финансирования.
          Принятие всех этих решений основывается на данных, полученных  в стадии проведения финансового анализа, который помогает оценить финансовое состояние предприятие, выяснить все минусы и плюсы его деятельности. К системе показателей, используемых для анализа и оценки хозяйственной и финансовой деятельности предприятий относят следующие коэффициенты:
          коэффициент устойчивости,
          коэффициент платежеспособности,
          коэффициент ликвидности,
          коэффициент деловой активности,
          коэффициент рентабельности. 
     Данные коэффициенты характеризуют финансовое равновесие и структуру капитала предприятия. Они также отражают степень защищенности инвесторов и кредиторов, а также способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Данные коэффициенты также имеют рекомендуемое  значения, на которые можно ориентироваться в процессе финансового анализа. Коэффициенты платежеспособности и ликвидности  позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Общее правило платежеспособности – оборотные активы должны быть больше краткосрочных обязательств. Удовлетворительная платежеспособность предприятия определяется такими формальными признаками как:
      
- наличия  свободных денежных средств, на  расчетных, валютных и иных  счетах в коммерческих банках;
- отсутствие  действительной просроченной задолженности(  менее трех месяцев) поставщикам,  коммерческим банкам, бюджетам, государственным  фондам  и иным кредиторам;
- наличие  собственных оборотных средств  (чистого оборотного капитала) на начало и конец расчетного года.
 Низкая  платежеспособность может быть  как случайной, так и длительной. Последний тип задолженности   может привести организацию к  банкротству.
 Высшим  типом финансовой устойчивости  и платежеспособности  является  способность предприятия развиваться преимущественно за счет собственных источников финансирования. Для этого оно должно иметь гибкую структуру  финансовых ресурсов  и возможность  при необходимости привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным. Платежеспособность  выражают как правило через коэффициент ликвидности.
Для того что бы провести правильные и точные расчеты основных показателей деятельности предприятия необходимо обладать достаточной  и правдивой информацией. Система  информационного обеспечения финансового менеджмента состоит  из внутренних источников: бухгалтерского учета и отчетности, налогового учета, управленческого учета, операционных и финансовых бюджетов  и отчетов об их использовании, оперативного финансового учета, статистической отчетности, нормы и нормативы  разработанные предприятием; и внешней финансовой информации: сведения государственных органов финансовой системы, сведения Центрального банка РФ, данные с фондовых и валютных бирж, обзоры министерства экономического развития и торговли РФ и т.д. использование всей этой информации  позволяет создать предприятию комплексную систему обеспечения финансового менеджмента. Данная система ориентирована на принятие краткосрочных и долгосрочных решений и на формирование собственной системы финансового мониторинга.
В последнее  время большинство российских компаний начало уделять огромное внимание формированию и развитию  финансового менеджмента  к себя в структуре, хотя следует  отметить, что многие из них делают это бессистемно, обращая внимание лишь на его отдельные фрагменты ( те, что заметнее и прибыльнее), например, только на финансовый контроль. Отсутствие финансового менеджмента, как и его усеченный вариант , обычно ведут к утрате контроля над конкурентоспособностью, нарушениями в структуре капитала, из-за факторов внешней среды, возникающих неожиданно. Все, что создает перебои в работе предприятия, снижает эффективность его деятельности.
   Принимаемые в отсутствие финансового  менеджмента решения обычно основываются  на интуиции руководителей, а не на взвешенных расчетах, ориентированных на долговременные интересы. Но интуиция хороша и оправдана в тех случаях, когда они подкреплены взвешенными решениями. Такие правила и процедуры в отношении финансового анализа, находящиеся в распоряжении предприятия, должны предусматриваться его финансовой политикой.  Следовательно работа в области финансового метода, проводимая целостно и планомерно, обеспечивает нормальное развитие фирмы, обеспечивая ей стабильность на рынке и получение постоянного дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия   «Универмаг».
   2.1. Статус предприятия «Универмаг» и структура аппарата управления.
   Филиал  «Универмаг» является филиалом Климовского  райпо и входит в его единую структуру без права юридического лица. Филиал в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами Российской Федерации, Уставом Климовского райпо. «Универмаг» зарегистрирован по адресу  Брянская область  п.г.т. Климово ул.Ленина,6.
   Филиал  « Универмаг» действует на условиях внутреннего хозрасчета и отвечает за бесперебойное обеспечение населения  товарами народного потребления, предназначенными для удовлетворения личных потребностей граждан, оказания услуг. Филиал осуществляет право по владению, пользованию, распоряжению предоставленного  в его владение имущества, является плательщиком всех налогов от финансово-хозяйственной деятельности.
   Имущество филиала «Универмаг» образуется из средств, закрепленным за ним обществом, а также денежных и материальных средств, приобретенных в ходе его  хозяйственной деятельности, учитываемых  как на его отдельном балансе, так и на балансе общества. В своей деятельности филиал руководствуется действующим порядком установления цен на товары и услуги. Он имеет право самостоятельно утверждать свободные цены на товары и услуги, кроме тех, цены на которые регулируются государством. Также он в праве приобретать любые товары оптом и в розницу и в торгующих организациях, независимо от форм собственности, и у частных лиц по согласованию с райпо.
   Являясь подразделением потребительского общества, филиал действует на основании утвержденного  обществом положения.
   Основной  целью  филиала является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и населения. Для выполнения этой цели  «Универмаг»  осуществляет розничную торговлю (реализацию продукции  научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных и промышленных товаров),заготовительную, перевозочную деятельность.
   Филиал  «Универмаг» входит в состав Климовского  районного потребительского общества с кооперативным участием. Структура  органов управления и контроля за деятельностью филиала осуществляется рядом подразделений. Рисунок 1 

          Собрание общества
              
          Совет общества
 
          Правление общества
 
             Директор
 
       Главный    бухгалтер
      Товаровед   Экономист
 
   Рис.1. Ортанизационно-управленчская структура филиала «Универмаг»  

   Высший  орган управления – Собрание общества. К исключительной компетенции  Собрания общества относят:
      Принятие устава, внесение в него дополнений и изменений
      Определение основных направлений деятельности общества
      Утверждение годовых отчетов и балансов
      Реорганизация и ликвидация общества
    В период между собранием общества управление в обществе осуществляет Совет общества, который является представительским  органом. В пределах своих полномочий  Совет имеет право
    -  Принимать пайщиков
    - Назначение  и увольнение руководителей предприятий, учреждений, структурных подразделений
    -  Утверждение бюджета и т.д.
    Исполнительным  органом общества является Правление  общества.
   Управление  филиалом осуществляет директор филиала. Директор управляет всей деятельностью  «Универмага» по доверенности. Представительствует от имени райпо, в пределах своих полномочий по делам филиала в органах власти, судебных и арбитражных инстанциях. Директор в пределах своих полномочий вправе:
      Издавать приказы
      Открывать текущий счет в банках, распоряжаться текущим счетом, производить все операции, предусмотренные правилами банка
      Принимать и увольнять работников филиала в соответствии с действующим законодательством
      Утверждать правила внутреннего распорядка
      Утверждать по представлению руководителей подразделений положения о ценах, отделах, службах, должностные инструкции работников
   Бухгалтер ведет всю отчетность предприятия  и несет за нее персональную ответственность. Экономист составляет финансовые планы  предприятия. Товаровед отвечает за ассортиментный набор и поиск поставщиков.
   Все документы денежного, имущественного, расчетного характера, отчеты и балансы подписываются директором и главным бухгалтером, которые несут персональную ответственность за своевременность, достоверность, полноту оформления и представления указанных документов и направляются в райпо. Наем на работу и увольнение руководителя и главного бухгалтера производиться единолично участником общества.
 Аппарат управления «Универмага» представляет собой линейно-функциональную структуру. Особенностью данной структуры является то, что функциональные руководители не являются прямыми руководителями всего персонала предприятия и руководят только деятельностью своих функциональных подразделений. Поэтому предусматривается, что они могут отдавать распоряжения всему персоналу лишь по кругу своих профессиональных вопросов. Достоинствами этой структуры являются ее простота и привычность, а также четкость распределения функций управления между руководящим персоналом. Серьезным же ее недостатком являются слабые связи между функциональными подразделениями, а также то, что персонал получает множество указаний как от линейных, так от функциональных руководителей.
   Трудовые  отношения в филиале «Универмаг»  регулируются законодательством Российской Федерации о труде, Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» и настоящим положением. Предприятие  обеспечивает  гарантированный  законом  минимальный  размер  оплаты  труда, условия  труда  и  меры  социальной  защиты  работников. Размеры  оплаты  труда  работников  предприятия  установлены  согласно  штатному  расписанию. 
     2.2. Основные экономические показатели хозяйственной деятельности.
   Хозяйственно-финансовая  деятельность предприятия «Универмаг»   характеризуется  следующими  данными (Приложение Б,Д)
 


Таблица1
Основные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности «Универмага» за 2003-2005годы.
Показатели  Ед. из.
2003 2004 2005 Отклонение 2005 года от Темп  роста 2005 к,%
факт 
Сопос.  ценах
2003
Сопос. ценах
2004
2003 года 2004 года 2003 году 2004 году
факт сопос. ценах.
факт сопос. ценах.
факт сопос. ценах.
факт сопос. ценах.
1   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Товарообо рот
Тыс. руб
21677 25636 33296 26638 29755 11619 4961 7660 4119 153,60 122,87 129,88 116,07
Индекс цен
Ед. 1 1,117 1,119 - - - - - - - - - -
Выручка от реализации
Тыс. руб
18575 21968 28532 22827 25498 9957 4252 6564 3530 153,60 122,87 129,87 116,07
Себестои- мость
Тыс. руб
17397 17046 21704 17364 19396 4307 -33 4658 2350 124,76 99,81 127,33 113,79
Валовый доход:
-сумма
-уровень
 
Тыс. руб
Ед.
 
 
1178 0,0543
 
 
4922 0,192
 
 
6828 0,205
 
 
5463 0,205
 
 
6102 0,205
 
 
5650 0,15
 
 
4285 0,15
 
 
1906 0,013
 
 
1180 0,013
 
 
579,63 377,72
 
 
463,75 377,72
 
 
138,72 106,82
 
 
123,97 106,82
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Издержки  обращения -сумма
-уровень
 
Тыс. Руб
Ед.
 
 
572 0,026
 
 
3937 0,153
 
 
4491 0,134
 
 
3593 0,134
 
 
4013 0,134
 
 
3919 0,109
 
 
3021 0,109
 
 
554 -0,018
 
 
76 -0,018
 
 
785,14 510,94
 
 
628,15 510,94
 
 
114,07 87,83
 
 
101,93 87,83
Прибыль от реализации
-сумма
-уровень
 
Тыс. Руб
Ед.
 
 
606 0,028
 
 
985 0,038
 
 
2337 0,070
 
 
1870 0,070
 
 
2088 0,070
 
 
1731 0,042
 
 
1264 0,042
 
 
1352 0,032
 
 
1103 0,032
 
 
385,64 250,71
 
 
308,58 250,71
 
 
237,26 182,81
 
 
211,98 182,81
Сальдо  про- чих дохо-
дов
и расходов
Тыс. руб
-93 -112 -136 -109 -121 -46 -16 -24 -9 146,24 117,20 121,43 108,04
Прибыль от финансовой деятельности Тыс. руб
601 984 2250 1800 2011 1649 1199 1266 1027 374,38 299,50 228,66 204,37
Сальдо  по внереализа-
ционным
доходам и 
расходам
Тыс. руб
- - - - - - - - - - - - -
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Прибыль до налогообло-
жения
- сумма
-уровень
 
 
Тыс. Руб.
Ед.
 
 
 
508 0,023
 
 
 
872 0,034
 
 
 
2114 0,064
 
 
 
1691 0,064
 
 
 
1889 0,064
 
 
 
1606 0,064
 
 
 
1183 0,040
 
 
 
1242 0,029
 
 
 
1018 0,029
 
 
 
416,24 271,37
 
 
 
332,87 271,37
 
 
 
242,43 186,76
 
 
 
216,63 186,76
Налог на на прибыль Тыс. руб
401 603 513 410 458 112 9 -90 -145 127,93 102,24 85,07 75,95
Чистая  прибыль -сумма
-уровень
 
Тыс. Руб
Ед.
 
 
107 0,0049
 
 
296 0,0105
 
 
1554 0,0467
 
 
1243 0,0467
 
 
1389 0,0467
 
 
1447 0,0418
 
 
1136 0,0418
 
 
1285 0,062
 
 
1120 0,0362
 
 
1452,34 953,06
 
 
1161,93 953,06
 
 
577,70 44,76
 
 
516,36 444,76
 
 
 
 


Товарооборот  торгового предприятия «Универмаг»  в 2005 году составил 33296 тыс.руб., что  на  11619 тыс.руб. больше показателя 2003 года и на 7660 тыс.руб. больше значения 2004 года. За минусом воздействия инфляции, индекс которой в 2003 году был равен 1,117 ед., а в 2004 году – 1,119 ед., физический рост товарооборота в 2005 году относительно 2003 года составил 4961 тыс.руб., а относительно 2004 года – 4119 тыс.руб. В динамике товарооборот 2005 года оказался выше  2033 года на 53,60% и 22,87% в сопоставимых ценах, а в сравнении с 2004 годом этот рост в действительных ценах достиг 29,88%, а в сопоставимых – 16,07 %.
Выручка от реализации за 2005 год превысила  значение 2003 и 2004 года на 9957 тыс.руб. и 6564 тыс.руб. соответственно и составила 28532 тыс.руб. В сопоставимых ценах  данный показатель за 2005 год достиг относительно 2003 года 17364 тыс.руб., а  относительно 2004 – 19396 тыс.руб.. Рост выручки от реализации за анализируемый период составил 53,6%.
Показатель  себестоимости в 2005 году достиг 21704 тыс.руб., что в фактических ценах  на 4307 тыс.руб. и на 4658 тыс.руб. больше соответствующих показателей за 2003 и 2004 годы. В сопоставимых ценах 2003 года показатель себестоимости за 2005 год составил 17364 тыс.руб., а в ценах 2004 года – 19396 тыс.руб. Следует отметить, что в фактических ценах показатель себестоимости 2005 года выше значения 2003 года на 4307 тыс.руб., но в сопоставимых ценах этого года  он составил 17364 тыс.руб., что на 33 тыс.руб. меньше показателя 2003 года. Из этого можно сделать вывод о том, что за исследуемые годы рост себестоимости в 24,76% был вызван действиями инфляции.
Валовой доход торгового предприятия «Универмаг» в 2005 году в сумме составил 6828 тыс.руб., что на 479,63% и 38,72% больше значений  2003 и 2004 годов.  Физический рост валового дохода в 2005 году относительно 2003 года составил 4285 тыс.руб., а в сравнении с 2004 годом он возрос на 1180 тыс.руб. Динамика роста сохраняется и  в показателе уровня валового дохода, который в 2005 году достиг  0,205 ед, в то время как в 2003 году он был равен 0,054 ед.,а в 2004 году – 0,192ед. За анализируемый период уровень валового дохода  возрос на 277,72%. Причем значительная доля роста приходится на период с 2003 по 2004 годы, так как за это время уровень валового дохода достиг 0,192ед. против 0,0543 ед. Рост данного показателя свидетельствует об организованной работе предприятия в области ценообразования и создает достаточные средства на покрытие расходов предприятия и получения желаемой прибыли.
Показатель  издержек обращения в 2005 году составил в фактических ценах 4491 тыс.руб. данный показатель превысил по сумме значение 2003 года на 3919 тыс.руб., значение 2004 года – на 554 тыс.руб. В сопоставимых ценах издержки обращения 2005 года сократили динамику роста. Относительно 2003 года увеличение составило 3021 тыс.руб., а в сравнении с 2004 годом – 76 тыс.руб. Несмотря на рост данного показателя в суммарном выражении, уровень издержек обращения за 2005 год сократился относительно 2004 года на 0,019 ед.  и составил 0,135 ед.. Но в сравнении с 2003 годом его значение увеличилось на 0,109 ед. Этот рост в значительной мере относится на период 2003-2004 годы и является в большей степени результатом внедрения на торговом предприятии нового оборудования, изменения внутреннего и внешнего дизайна, замены и пополнения ассортимента, а не следствием нерационального использования ресурсов. Что касается  снижения уровня издержек  в 2005 году на 0,019 ед. относительно 2004 года, то это явное свидетельство того, что «Универмаг» стабилизирует свою деятельность в области затрат и увеличивает эффективность использования имеющихся средств.
Результатом всех вышеперечисленных тенденций явилась прибыль  от реализации в 2005 году в размере 2337 тыс.руб.  это значение превышает показатели 2003 и 2004 года в фактических ценах  на 1731 тыс.руб. и 1352 тыс.руб. соответственно. В динамике этот  разрыв составляет 285,64% и 137,26%. В сопоставимых ценах 2003 года прибыль от реализации  в 2005 году возросла на 1264 тыс.руб. или 208,58%, а в сопоставимых ценах 2004 года – на 1103 тыс.руб. или 111,98%. Тенденция роста прибыли от реализации нашла продолжение в уровне  прибыли от реализации. По сравнению с 2003 годом  этот показатель увеличился на 0,042 ед, а относительно 2004 года на 0,039 ед. подобный рост уровня прибыли от реализации явный признак активизации деятельности торгового предприятия в отчетном периоде, рассчитанной на будущую перспективу.
Сальдо  прочих доходов и расходов  во всех годах отрицательно, что означает превышение расходов  над доходами «Универмага». В 2003 году это превышение расходов составило 93 тыс.руб., в 2004 году – 112тыс.руб., а в 2005 году 136 тыс.руб. Причем следует отметить нарастающую тенденцию развития расходов, что весьма нежелательно для предприятия, так как это втягивает дополнительные средства и занижает  значение конечной прибыли.
Прибыль от финансовой деятельности в 2005 году составила 2250 тыс.руб., что на 1649 тыс.руб. больше 2003 года и на 1266 тыс.руб. выше показателя 2004 года.
Внереализационные расходы и доходы в исследуемом  промежутке времени отсутствовали.
Прибыль до налогообложения в 2005 году  по сумме равна  2114 тыс.руб. Относительно 2003 года этот показатель возрос на 316,14 %, а в сравнении с 2004 годом на 142,43%. Следует отметить, что прибыль до налогообложения  в 2005 году в сопоставимых ценах также  сохранила тенденцию роста. Она превысила 2003 год на 232,87 % и  на 116,63 %  значение 2004 года., составив в ценах 2003 года 1691 тыс.руб., а в ценах 2004 года 1889 тыс.руб. уровень данного показателя также растет в динамике, причем этот рост весьма значителен. В сравнении с уровнем 2003 года рост составил 171,37 %, а относительно 2004 года 86,76%.
Налог на прибыль в анализируемом периоде  развивался в различных направлениях. В период с 2003 по 2004 год налог на прибыль возрос на 202 тыс.руб., а с 2004 по 2005 он сократился  на 90 тыс.руб. и составил 513 тыс. руб. В  первую очередь  это связано со снижение налоговой ставки налога на прибыль, произошедшее в 2005 году.
В результате всех вычетов чистая прибыль в 2005 году  по сумме составила 1554 тыс.руб. по сравнению с 2003 годом она возросла  на 1352,34 %, а с 2004 годом – на 477,70%. Подобный стремительный рост чистой прибыли всего за три года позволяет дать высокую оценку работе предприятия по всем направлениям его деятельности. В сопоставимых ценах данный показатель также значительно возрос: в сопоставимых ценах 2003года он составил 1243 тыс.руб, а в сопоставимых ценах 2004 года – 1389 тыс.руб., что означает большой физический прирост показателя.
Уровень чистой прибыли 2005 года составил 0,047 ед, что на 853,06% больше уровня 2003  года, и на 344,76% - 2004 года. Рост  уровня чистой прибыли подтверждают ранее сделанные выводы о росте эффективности работы «Универмага» в 2005 году, о ее стабилизации и наличия реальной перспективы на будущее.
Филиал  «Универмаг» обладает рядом ресурсов и у него имеются следующие  данные об их использовании.(Приложение Ж). Расчеты оформим в таблицу 2.
Таблица 2.
   Показатели  эффективности использования ресурсов филиала «Универмаг» за 2003-2005 годы
Показатели Ед Из.
2003 2004 2005 Отклонение 2005 Темп  роста 2005,5
От 2003 От 2004 К 2003 К 2004
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Товарооборот Тыс. Руб.
21677 25636 33296 11619 7660 153,60 129,88
Балансовая  прибыль Тыс. руб.
508 872 2114 1606 1242 416,14 242,43
Среднесписочная численность работников
Чел. 72 72 70 -2 -2 97,22 97,22
Расходы на оплату  труда
-сумма
-уровень  
 
Тыс. руб
Ед.
 
 
1266 2,49
 
 
1834 2,11
 
 
2764 1,31
 
 
1498 -1,18
 
 
927 -0,8
 
 
218,34 52,61
 
 
150,46 62,21
Среднемесячная  заработная плата Тыс. руб.
1,47 2,13 2,52 1,05 0,39 171,43 118,31
Производительность  труда
Тыс. руб 301,07 356,06 475,66 174,59 119,60 157,99 133,59
Среднегодовая стоимость основных  фондов
Тыс. руб - 59,5 375 - 315,5 - 630,25
Оборачиваемость основных  средств
Об. - 430,8 88,8 - -342 - 20,61
Капитало- вооруженность
Ед. - 0,07 5,38 - 5,31 - 7685,71
Фондоотдача Ед. - 14,66 5,64 - -9,02 - 38,47
Торговая  площадь М   1174,8 1174,8 976,5 -198,3 -198,3 83,12 83,12
Товарооборот  на 1 м  торговой
площади
Тыс. руб.
на м
18,45 21,82 34,1 15,65 12,25 184,82 156,28
Среднегодовая стоимость оборотных средств
Тыс. руб
1520,5 3811,5 5375,5 3855 1564 353,54 141,03
Оборачиваемость оборот- ных средств
Об. 14,3 6,7 6,2 -8,1 0,5 43,36 92,54
Рентабельность  оборотных средств
Ед. 0,33 0,23 0,39 0,06 0,16 118,18 169,56
 
   Данные  таблицы 2 свидетельствуют о следующих тенденциях в развитии предприятия:
   Товарооборот  в отчетном периоде составил 33296 тыс.руб., что на 53,60% больше показателя 2003  года и на 29,88% - 2004 года. Прибыль  до налогообложения по годам  также  возросла с 508 тыс.ру. за 2003 год до 2114 тыс.руб. за 2005 год.
   В  анализируемом периоде среднесписочная численность  работников сократилась на 2 рабочих места и составила 70 чел. в 2005 году. При этом важно отметить тот факт, что производительность труда увеличилась в динамике к 2003 году на 174,59 ед., а к 2004 году на 119,60 ед.
   В 2005 году «Универмаг» увеличил расходы  на оплату труда на 1498тыс.руб. относительно 2003 года и на 927 тыс.руб.  в сравнении  с 2004 годом., в результате чего увеличилась  и среднемесячная заработная плата  в 2005 году на 1,05 тыс.руб. или 71,43% по отношению к 2003 году, и на 0,39 тыс.руб. или 18,31% - к 2004 году.
   Среднегодовая стоимость основных фондов в 2005составила 375 тыс.руб., против 59,5 тыс.руб. 2004 года. в 2003 году основные фонды отсутствовали.
   Но  несмотря на рост стоимости основных средств показатель оборачиваемость в 2005 году снизился относительно 2004 года 79,39 %, составив лишь 88,8 об, в сравнении с 430,8 об за 2004 год.
   При этом важно отметить рост капиталовооруженность, которая увеличилась в 2005 году относительно 2004 года на 5,31 ед. или 7585,71%.  И составила 5,38 ед.
   Показатель  фондоотдачи в 2005 году оказался ниже  показателя 2004 года на 9,02 ед. и составила 5,64 ед. против 14,66 ед. за 2004 год, что свидетельствует  об ухудшении эффективности использования  данного вида ресурса.
   Торговая площадь филиала «Универмаг» в 2005 году сократилась с 1174,8 м до 976,5 м.  но не смотря на это товарооборот на 1 м торговой площади по годам возрастает: в 2003 году он составил 18,45 тыс.руб., в 2004 году – 21,82 тыс.руб, а в 2005 – 34,1 тыс.руб.
Неблагоприятная динамика наблюдается в развитии показателя оборачиваемоти оборотных средств, которая замедлилась на 8,1 оборота за исследуемый промежуток времени и составила  в 2005 году 6,2 оборота в против 14,3 оборота в 2003.
   Показатель  рентабельности оборотных средств в отчетном периоде составил 0,39 ед, что значительно выше  показателя за 2003 год.
   Таблица 3
   Анализ  материально-технической базы «Универмага» за 2003 – 2005 годы.
Наименование  2003 2004 2005 Отклонение  2005 года от
2003 2004
1 2 3 4 5 6
Машины  и обору дование,тыс.руб.
- 176 509 - 333
Транспортные  средства, тыс.руб - - 422 - -
 
   Данные  таблицы показывают, что предприятие  в свое распоряжении на конец 2005 года  имело машин и оборудования на 509 тыс.руб. и транспортные средства на 422 тыс.руб. в 2003 году данные виды средств отсутствовали. Проведенный анализ основных показателей деятельности предприятия «Универмаг» показал, что в целом его работа за исследуемые три года была эффективной,  о чем свидетельствует прирост прибыли по годам. Но все же имеется ряд отрицательных моментов в использовании основных и оборотных средств, снижающих их эффективность. На это и следует обратить внимание «Универмагу» организуя свою работу в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Анализ эффективности деятельности предприятия «Универмаг» 

Торговое  предприятие «Универмаг» занимается розничной реализацией товаров населению. Основным показателем характеризующим его работу является показатель розничного товарооборота. Объем продажи товаров влияет почти на все количественные и качественные показатели деятельности торговой организации.
   Анализ  товарооборота служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий  период определения рентабельности организации и ее финансового состояния. Важным моментом анализа товарооборота является изучение его динамики, для чего целесообразно провести погодовой анализ, используя формулы цепных базисных темпов роста 

    Tpц = TOn/TOn-1*100%                                                                                      (1)
   где  Трц – цепные темпы роста
           ТОn – товарооборот за n - ый период
            ТОn-1 – товарооборот за предыдущий n году период 

Tpб=TOn?TOб*100% (2)
   где Tpб – базисные темпы роста
          TOб – товарооборот за базисный период 

   У филиала «Универмаг» имеются  следующие данные о товарообороте  за 2003-2005 годы. На основании расчетов составим таблицу.
   Данные  таблицы 3 показывают, что за последние  три года цепные темпы роста товарооборота  увеличиваются: в 2004 году рост товарооборота по отношению к 2003  составил 18,26%, а в2005 году к 2004 – 29,88%. В целом же за три года товарооборот предприятия «Универмаг» увеличился на 53,60%. Из этого следует, что работа на предприятии за исследуемый период была собрана и продумана, были приняты решения, которые и позволили всего за три года увеличить товарооборот предприятия «Универмаг» более чем на 50%.
Таблица 4.
   Динамика  товарооборота филиала «Универмаг»  за 2003 – 2005 годы.
 Годы Фактический товарооборот,тыс. руб Цепные темпы  роста, % Базисные темпы  роста, %
1 2 3 4
2003 21677 100 100
2004 25636 118,26 118,26
2005 33296 129,88 153,60
 
    Анализ розничного товарооборота  необходимо начинать с принятия  во внимание изменения цен,  которое могло произойти за  анализируемый период. Снижение  или рост цен на реализуемые  товары существенно влияет на размер розничного товарооборота и искажает показатель реального выполнения прогнозируемого объема продаж. Следовательно, если в течении анализируемого периода изменились розничные цены на товары, то  следует провести анализ товарооборот не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.
   Товарооборот  в сопоставимых ценах  может быть исчислен с помощью следующей  формулы 

TOв соп.ценах=TO в фактических ценах /I                                                       ()
где I – индекс цен 

 Влияние изменения цен на товарооборот характеризуется данными таблицы.
Фактический товарооборот «Универмага» в 2005 год  в сопоставимых ценах составил 29755 тыс.руб. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен  на товары: в 2003 году индекс цен состпвил 1,117ед, в 2004 году составил 1,119 ед.), товарооборот торгового предприятия увеличился на 3541 тыс.руб.  товарооборот в сопоставимых ценах за 2003и 2004 годы составил соответственно 21677 тыс.руб. и 22950 тыс.руб.
Таблица 4.
   Влияние изменения цен на товарооборот «Универмага».
 Показатель 2003 год
2004  год
2005 год
Отклонение 2005 от Темп  изменения 2005 от, %
2003 2004 2003 2004
1 2 3 4 5 6 7 8
Товарооборот, тыс. руб
21677 25636 33296 11619 7660 118,26 129,88
Индекс  цен 1 1,117 1,119 0,119 0,002 111,9 100,18
Товарооборот  в сопоставимых
ценах,тыс. руб
21677 22950 29755 8078 5805 105,87 129,65
       
   
Физический  объем товарооборота за 2005 год  в динамике по сравнению с предыдущими  годами возрос на 8078 тыс. руб. относительно 2003 года, и на 5802 тыс.руб. относительно 2004 года. превышение физического роста товарооборота над влиянием ценового фактора является положительной тенденцией в деятельности филиала.
 Важным  моментом анализа товарооборота  является исследование его охвата населения поселка. Этот анализ можно провести , составив таблицу. 

Таблица 5.
 Информация  об участии филиала «Универмаг»  в торговле за 2003 -2005 годы
Показатель 2003 год
2004 год
2005 год Отклонение 2005 от
план факт % вы- полнения
плана
2003 2004
1 2 3 4 5 6 7 8
Товарооборот, тыс. руб
21677 25636 30487 33296 109,21 11619 7660
Численность населения,
тыс.чел
14554 14231 14198 14215 100,12 -339 -16
1 2 3 4 5 6 7 8
Товарооборот  на душу  населения,
тыс. руб/чел
1,49 1,81 2,15 2,34 108,84 0,85 0,53
 
На основании имеющихся данных можно говорить о том, что несмотря на сокращение численности населения в 2005 году  по отношению к 2003 году на 339 чел., и по отношению к 2004 году на 16 чел., план товарооборота  на 2005 год оказался перевыполненным на 9,21% или в стоимостном выражении на 2809тыс.руб. Что касается величины обслуживаемого населения, то данный показатель по годам,  вопреки снижению численности населения на 339 чел.за анализируемый период, в динамике возрос на 0,85 тыс.руб. в сравнении с 2003 годом  и на 0,53 тыс. руб. по отношению к 2004 году и составил в отчетном году  2,34 тыс.руб., превышая таким образом плановый показатель на 8,84%. Подобную тенденцию роста товарооборота на душу населения при снижении  численности населения можно объяснить ростом доходов жителей поселка, а также расширением ассортимента, реализуемых товаров, и улучшением качества обслуживания.
Также филиал «Универмаг» осуществляет некоторую  долю оптовой торговли и имеет  отдел общественного питания. Поэтому  логично проанализировать товарооборот филиала по трем основным видам деятельности и определить долю каждой из них в общем товарообороте.
Из данных таблицы  следует, что товарооборот всех трех основных видов деятельности предприятия «Универмаг» в сумме в сравнении с 2003 годом возрос на 11619 тыс.руб. и на 7660 тыс. руб в сравнении с 2004 годом.
Товарооборот  «Кафетерия»за исследуемый период сократился на 151 тыс.руб. но следует  отметить, что динамика снижения показателя в данному виду деятельности по годам  ослабевает. Так если показатель товарооборота  за 2004 год оказался ниже значения 2003 года на 136 тыс.руб, то уже в 2005 году он сократился по отношению к 2004 году только на 15 тыс.руб. 
Таблица.
Товарооборот  по основным видам деятельности филиала  «Универмаг» за 2003 – 2005 годы.
Вид деятель- ности
2003 год 2004 год 2005 год Отклонение 
Факт, Тыс.
Руб.
Уд. Вес,
%
Факт, Тыс.
Руб.
Уд. Вес,
%
Факт, Тыс.
Руб.
Уд. Вес,
%
Факта 2005 от Уд.веса 2005 от
2003 2004 2003 2004
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
«Кафетерий» 1133 5,23 997 3,89 982 2,95 -151 -15 -2,28 -0,94
Оптовая торговля 1398 6,45 1830 7,14 2680 8,05 1282 850 1,6 0,91
Розничная торговля 19145 88,32 22808 88,97 29634 89 10489 6826 0,68 0,03
Всего 21677 100 25636 100 33296 100 11619 7660 - -
 
Замедление  темпов падения товарооборота свидетельствует о том, что предприятие осуществило работу по стабилизации данного показателя в этом виде своей деятельности. Не смотря на сокращение разрыва показателя товарооборота в 2005 году по отношению к 2003 и 2004 годам, удельный вес товарооборота «Кафетерия» в общем товарообороте торгового предприятия «Универмаг» сократился в сравнении с 2003 годом на 2,28% и на 0,94% по отношению к 2004 году снижение удельного веса «Кафетерия» означает, что его работа в исследуемом периоде  была непродуктивной и товарооборот данного структурного подразделения оказался менее значимым в общем объеме товарооборота предприятия «Универмаг».
Оборот  оптовой торговли в 2005 году составил 2680 тыс.руб., что на 1282 тыс.руб. больше показателя 2003 года и на 850 тыс.руб. больше значения 2004 года. показатель удельного веса данного вида деятельности также растет по годам и в 2005 году но достиг 8,05 %, что на 1,6% и 0,91% больше значений за 2003 и 2004 годы соответственно.
Основным  видом деятельности «Универмага» является розничная торговля. В стоимостном выражении данный показатель за исследуемые годы значительно возрос с 19145 тыс. руб. 2003 года до 29634 тыс. руб. 2005 года. Но анализ удельного веса розничной торговли за 2003-2005 годы показал, что розничный товарооборот возрос лишь на 0,68% в общем товврообороте предприятия. На основании этого можно говорить о том, что «Универмаг» в своем основном виде деятельности работает стабильно и планомерно  расширяет свою деятельность, выполняя поставленные цели.
Торговое  предприятие «Универмаг» обеспечивает население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому в данной ситуации возникает необходимость анализа товарооборота по отдельным структурным подразделениям филиала «Универмаг». Цель данного анализа заключается в установлении удовлетворения спроса населения на отдельные виды товаров в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом. Для оценки структуры товарооборота филиала «Универмаг» составим таблицу.
Данные  таблицы свидетельствуют о том, что показатель товарооборота в разрезе структурных подразделений  предприятия «Универмаг» на протяжении анализируемого периода развивался неравномерно.
В большинстве  отделах торгового предприятия  «Универмаг» показатель товарооборота  развивается в положительную сторону. Следует обратить внимание на  значительный рост товарооборота в магазине «Одежда». Если в 2003 году товарооборот донного подразделения составлял 268 тыс.руб., то уже в 2004 году он достиг 4174 тыс.руб., что на  1457,84% больше значения 2003 года. подобный стремительный рост показателя товарооборота за столь небольшой промежуток времени (1 год) в первую очередь можно объяснить полным обновлением ассортимента, предлагаемых товаров, который стал более расширенным, качественным и соответствующим тенденциям современной моды. По динамике роста товарообороту магазина «Одежда» уступает второй отдел, характеризующийся высоким темпом роста, «Уют». Его товарооборот в
Таблица.
Информация  о динамик ассортимента и структуры  товарооборота филиала «Универмаг» за 2003 – 2005 годы.
Товарная  группа
2003 год
2004  год
2005 год
Отклонение  Темп  роста  2005 к  сумме,%
суммы 2005 от Уд.веса 2005 от
2003  2004
сумма тыс.
руб.
Уд. Вес,
%
сумма тыс.
руб.
Уд. Вес,
%
сумма тыс.
руб.
Уд. Вес,
%
Сум мы 
2003
Сум мы 
2004
Уд. веса
2003
Уд. веса
2004
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
«Кафетерий» 1133 5,23 997 3,89 982 2,95 -151 -15 -2,28 -0,94 86,67 98,49
«Продукты» 2115 9,76 1551 6,05 2597 7,8 482 1046 -1,96 1,75 122,80 167,44
«Галантерея» 2484 11,46 2451 9,56 2910 8,74 426 459 -2,72 -0,82 117,15 167,44
«Сувениры» 4879 22,51 5325 20,77 6802 20,43 1923 1477 -2,08 -0,34 139,41 127,74
«Детский мир»
1957 9,03 2148 8,38 2913 8,75 956 765 -0,28 0,37 148,85 135,61
«Книги» 421 1,94 482 1,88 605 1,82 184 123 -0,12 -0,06 143,78 125,52
«Обувь» 429 1,98 349 1,36 369 1,11 -60 20 -0,87 -0,25 86,01 105,73
«Одежда» 268 1,24 2161 8,43 4175 12,54 3907 2014 11,3 4,11 1557,84 193,20
«Уют» 1175 5,42 3151 12,29 5094 15,30 3919 1943 9,88 3,01 433,53 161,66
«Товары для дома»
4415 20,37 4509 17,59 5513 16,56 1098 1004 -3,81 -1,03 124,87 122,27
«Хоз. Товары» 665 3,07 674 2,63 406 1,22 -259 -268 -1,85 -1,41 61,05 60,24
«Строймате- риалы»
1287 5,94 1072 4,18 665 2,00 -622 -407 -3,94 -2,18 51,67 62,03
«Овощи» 440 2,03 777 3,03 - - - - - - - -
«Автоматы» - - - - 259 0,78 - - - - - -
Итого 21677 100 25636 100 33296 100 11619 7660 - - 153,60 129,88
 
2005 году  составил 5094тыс.руб., что на 333,53% больше 2003 года. в данном отделе рост  товарооборота явился следствием  не только изменения ассортимента , но и внедрением в торговую практику продажи товаров в кредит до 6 месяцев, что сделало возможным покупать населению дорогостоящие товары, которые не были им доступны при единовременной оплате.
Но не все отделы «Универмага» успешно  функционировали в исследуемом временном периоде. Так в магазинах «Кафетерий», «Стройматериалы», «Хозтовары» имело место падение показателя товарооборота. Но следует отметить, что тенденция снижения товарооборота во всех этих отделах развивалась по разному.
В отделе «Кафетерий» наблюдается замедление темпов снижения товарооборота, так если  этот показатель в 2004 году был ниже значения 2003 года на 136 тыс.руб., то в 2005 году он снизился относительно 2004 года на 15 тыс.руб. что касается отдела «Хозтовары», то здесь наблюдается ухудшение работы отдела в 2005 году, так как, в 2004 году товарооборот данного подразделения превысил значение 2003 года на 99 тыс.руб., но в 2005 году показатель товарооборота оказался ниже не только  уровня 2004 года, но и 2003 года на 268 тыс.руб. и 259 тыс. руб. соответственно.
Неблагоприятная ситуация складывается и в отделе «Стройматериалов», где на протяжении трех лет динамика снижения товарооборота  растет. Если в 2004 году товарооборот был  ниже значения 2004 года на 215 тыс. руб., то в сравнении с 2004 годом его значение за 2005 год снизилось уже на 407 тыс.руб. в результате чего товарооборот данного отдела за 2003-2005 годы снизился на 48,33%.
Если  же рассмотреть структуру общего товарооборота торгового предприятия  «Универмаг» за три прошедшие года удельный вес  его отделов сократился, кроме  магазинов «Одежда», «Уют», где на протяжении исследуемого временного периода имел место рост  удельного веса. Так удельный вес  отдела «Одежда» в 2003 году составил 1,24 %, то в 2005 году он достиг 12,54 %. Что же касается магазина «Уют», то его удельный вес  увеличился с 5,42 % до 15,30 %.
Следует отметить, что в 2004 году был ликвидирован отдел «Овощи» и открыт новый  – «Автоматы», который принес «Универмагу» в 2005 году 259 тыс.руб.
Данные  таблицы 8 свидетельствуют о том, что реализация товаров в отчетном периоде, практически по всем отделам «Универмага» в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, за исключением магазинов «Продукты» и «Обувь», где  имеет место снижение показателя товарооборота на 178,6 тыс.руб. и 6,7 тыс.руб. соответственно. Возможными причинами подобного спада могут быть недостаточный ассортимент продукции и появления конкурентов вблизи филиала. Что касается этого же показателя в сопоставимых ценах, то уже в четырех отделах «Универмага» имеет место снижение товарооборота: в «Кафетерии» на 50 тыс.руб., «Продукты» на 321,5 тыс.руб., «Обувь» на 38,8 тыс.руб., «Стройматериалы» на 94,5тыс.руб. В результате чего, можно сделать вывод о том, что из-за увеличения цен филиал не дополучил реального физического товарооборота на общую сумму в 504,8 тыс.руб.
Успешность  работы торгового предприятия оценивается  показателем товарооборота, зависящего от многих факторов, которые могут  как повысить, так и занизить его  значение. На основании этого в дальнейшем мы рассмотрим основные факторы , повлиявшие на развитие товарооборота.
   Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных запасов
   Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и  наиболее полного удовлетворения  спроса покупателей на складах должны быть определенные  товарные запасы. Поэтому товарные запасы являются важным фактором, от которого зависит объем товарооборота торгового предприятия. Зависимость товарооборота от товарных запасов можно представить в виде формулы 

   ТО = ТЗср * Д / Тдн          (16)
   Где ТЗср – средние товарные запасы
           Д – количество дней в анализируемом  периоде(360 дней)
          Тдн – товарооборачиваемость  в днях 

   Для  анализа влияния товарных запасов на показатель товарооборота составим таблицу 14.
Таблицу 14.
   Информация  о средних товарных запасах по филиалу «Универмаг» за 2003-2004 годы
Показатель 2003 год 2005 год Отклонение
1 2 3 4
Товарооборот,тыс.руб 21677 33296 11619
Средние товарные запасы,тыс.руб 4181,2 4372,4 191,2
Товарооборачиваемость,дн 69,44 47,27 -22,17
 
   В 2003 году товарооборот составил 21677 тыс.руб. Если бы в 2005 году товарооборачиваемость  осталась на уровне 2003 года, а средние  товарные запасы соответственно оказались  равными 4372,4 тыс.руб, то значение товарооборота за отчетный период достигло бы 22668 тыс.руб.
   Следовательно за счет роста средних товарных запасов  на 191,2 тыс.руб товарооборот в 2004 году увеличился на 991 тыс.руб. Но товарооборачиваемость  в  отчетном году  ускорилась и составила 47,27 дн. Ускорение товарооборачиваемости позволило увеличить  товарооборот в 2005 году на 10628 тыс.руб, что является весьма желательным  и положительным явлением в деятельности филиала «Универмаг», так как это высвобождает оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие товарные расходы, сохраняется качество товаров, улучшается  обслуживание товаров.
   На  динамику товарооборота большое  влияние оказывают состояние, развитие и эффективность  использования материально-технической базы. Под материально-технической базой прежде всего имеются ввиду основные средства. В торговле по принадлежности  они подразделяются на собственные и арендованные. Но в процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности.
   Для анализа эффективности использования  материально-технической базы в  филиале «Универмаг» составим таблицу 15.
Таблица 15.
   «Информация об обеспеченности и эффективности  использования материально-технической  базы филиала «Универмаг» за 2003-2005 годы»
Показатель 2003 год 2004 год 2005 год Отклонение 2005 от 2004
1 2 3 4 5
Товарооборот,тыс.руб 21677 25636 33296 7660
Средняя стоимость основных средств, тыс.руб
- 59,5 375 315,5
Фондоотдача,руб - 14,66 5,64 -9,02
 
   Товарооборот  в 2004 году по сравнению с 2003 годом  вырос на 6741 тыс.руб.
   Фактороми, которые повлияли на динамику товарооборота  в 2004 году , стали: средняя стоимость основных фондов , составившая в отчетном периоде 3934 тыс.руб,  фондоотдача основных фондов, равная 5,73 руб и обратняй ей показатель – фондоемкость основных фондов, достигшая в 2004 году 0,17 руб.
   Зависимость товарооборота от среднегодовой  стоимости основных средств и  фондоотдачи можно выраить следующей  формулой 

   ТО = Ст * Фот           (17)
   где Ст – среднегодовая стоимость  основных фондов
          Фот – фондоотдача 

   Товарооборота в 2004 году составил 15802 тыс.руб. В результате роста       показателя фондоотдачи в 2004 году, по сравнению с 2003 годом на 1,41 ед, при условии сохранения значения среднегодовой стоимости основных фондов на уровне 2003 года, товарооборот отчетного периода достиг бы только 20955 тыс.руб. Следовательно из-за роста значения фондоотдачи товарооборот 2004 года увеличился на 5153 тыс.руб. При этом важно отметить, что рост  показателя фондоотдачи в деятельности предприятия является положительной тенденцией, свидетельствуя об эффективности и рациональности использования основных фондов. Но так как в 2004 году средняя стоимость основных фондов также возросла на 277 тыс.руб, то товарооборот 2004 года составил 22543 тыс.руб,из чего следует, что результатом роста среднегодовой стоимости основных фондов является рост товарооборота на 1588 тыс.руб. Результатом роста показателя фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов стал рост товарооборота по отношению к прошедшему году на 6741 тыс.руб.
   Далее необходимо изучить рациональность использования площадей торговых предприятий, установить возможности  расширения торговой площади за счет сокращения подсобных и складских помещений, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимальностью размещения в нем товаров. Использование материально-технической базы филиала «Универмаг» непосредственно связано с режимом работы и, в частности, со сменностью, временем начала и окончания рабочего дня. У филиала «Универмаг» имеются следующие данные о режиме его работы. 

   Таблица 16.
   Информация  о режиме работы филиала «Универмаг»  за 2003-2005 годы
Показатель 2003 год 2005 год Отклонение
1 2 3 4
Торговая  площадь, м? 1174,8 976,5 -198,3
Количество  рабочих дней,дн 307 310 3
Средняя продолжительность ра- бочего  дня,ч
8,2 8,2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.