На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок труда в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Сущность рынка  труда, его типология и структура 
 
 

      1.1 Определение рынка труда 
 

      Рынок  труда, как и рынки капиталов,  товаров,  ценных  бумаг  и   т.д.,
является составной  частью  рыночной  экономики.  На  нем  предприниматели  и
трудящиеся совместно  ведут переговоры, коллективные или  индивидуальные,  по
поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
      На  современном этапе развития экономики  рынок труда представляет собой
систему общественных отношений, отражающих уровень  развития  и  достигнутый
на данный период баланс интересов между  присутствующими  на  рынке  силами:
предпринимателями, трудящимися и государством. Другими  словами, рынок  труда
– это механизм или  институт, сводящий вместе покупателей  (работодателей)  и
продавцов (работников) труда.
      Просто  говоря,  на  рынке  труда   существуют  три   основных   агента
предприниматели,  профсоюзы  и  государство.  Государство  же  выступает   в
качестве  работодателя  на   государственных   предприятиях   и   инвестора,
финансируя крупные  проекты и программы развития. Однако главная его  функция
заключается  в  определении  правил  регулирования  интересов  партнеров   и
противостоящих сил. В результате определяется та  равнодействующая,  которая
служит базой решений  и основой механизма  регулирования  рынка  труда,  куда
включается и система  социальной защиты, и  система  стимулирования  развития
производительных  сил.
      Механизм   регулирования   рынка   труда   охватывает   весь    спектр
экономических,   юридических,   социальных   и   психологических   факторов,
определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему
трудоустройства, включая  широкую сеть бюро  по  занятости,  банки  данных  о
рабочих   местах,   государственные   программы   помощи   в    приобретении
профессиональных  знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать
населению, целевые  программы предприятий,  предусматривающие  переподготовку
кадров в связи  с  планируемой  модернизацией  производства,  проведение  на
предприятии политики стабилизации кадров и т.п.  Все эти составные части
рыночного механизма  регулирования занятости в разных  отраслях  находятся  в
разном соотношении в зависимости от  экономических и исторических  условий
развития данной отрасли.
1.2. Типология и  структура рынка труда 

      Рынок  труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности
населения нужно  выделить ту его часть, которая способна работать  по  найму.
Но способность  работать по найму не  совпадает  с  понятием  «трудоспособное
население», к которому статистика  относит  лиц  определенного  возраста  (у
нас, например, это  мужчины в возрасте от 16 до 60 лет  и женщины  в  возрасте
от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить  2
крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму.
      При  всей схожести развития экономики  и социальных сфер развитых  стран
политика занятости  в каждой из этих  стран  привела  к  формированию  разных
моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно  свести  к  2-м  основным
типам: внешний (или  профессиональный) и внутренний рынки  труда.
    Внешний   рынок  труда  предполагает  мобильность  рабочей  силы   между
фирмами. Внутренний основан на  движении  кадров  внутри  предприятия,  либо
когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное  по  выполняемым
функциям и  характеру  работы  с  прежним  местом,  либо  на  более высокие
должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие  у  работников
профессий, которые  могут быть  использованы  разными  фирмами.  Профессию  и
квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке  труда,  сложнее
использовать на других предприятиях, т.к. они носят  специфический  характер,
обусловленный   работой   на   данной   фирме.   Кроме   того,   особенности
производственных  отношений на внутреннем рынке труда  препятствуют  переходу
работников на другие предприятия.
    Таким  образом, внешний рынок труда  характеризуется  большей   текучестью
кадров  по  сравнению  с  внутренним  рынком  труда,  где  движение   кадров
осуществляется преимущественно  внутри предприятия.
    Тенденции  в  экономическом  развитии,  которые  приводят  к  сокращению
продолжительности  рабочего  времени,   вызывают   к   жизни   новую   форму
функционирования  рынка труда – гибкий рынок  труда.
    Структурная  перестройка экономики, сокращение  удельного веса  занятости
в промышленности и  увеличение  сферы  услуг  с  ее  возможной  организацией
нестандартных  форм  занятости,  непрерывное  обновление  материальной  базы
производства, постоянное изменение объема и структуры  спроса  на  товары  и
услуги изменили потребности предприятий  в  количестве  и  качестве  рабочей
силы. Жесткая  регламентация  условий  труда  у  работников  на  стандартных
режимах   занятости,   направленная   на   максимизацию   занятости,   стала
препятствием гибкости производства, ведет к  снижению  конкурентоспособности
предприятия. Становлению  гибкого рынка  труда  способствовали  и  социальные
факторы: меняющиеся потребности работников в условиях  труда  на  протяжении
трудовой жизни, необходимость  в периодическом обновлении знаний,  расширение
профессионального профиля, возможность выбора  подходящего  режима  рабочего
времени.
    Сфера,  где  формируется  этот  труд,  изначально  предназначенный   на
продажу,   является   фактически   составной   частью   рынка   труда.   Это
потенциальный рынок  труда, без  которого  другие  элементы  рынка  труда  не
могут  существовать.  Экономическая   функция   этой   части   рынка   труда
заключается в том, что здесь лишь формируется наемный  труд.
    Существует   множество   факторов,   вследствие   которых    происходит
непрерывное увольнение наемных работников с огромного  числа  предприятий  в
любой  стране  с   развитой   рыночной   экономикой.   Происходит   массовое
перемещение наемных  работников с одних рабочих мест,  предприятий,  отраслей
на  другие.  В  ходе  такого  перемещения,  а  также  при  выходе  из  сферы
потенциального рынка  труда образуются перерывы  в  работе  по  найму  разной
продолжительности. Следовательно, в каждый данный  момент  времени  какая-то
часть наемных работников находится между выходом из  одних  и  включением  в
другие части рынка  труда. Это состояние как  раз  и  есть  состояние,  когда
работники предлагают  свой  труд,  перемещаясь  между  предприятиями.  Здесь
труд, как и любой  другой товар, циркулирует в качестве объекта  торговли.  А
сфера торговли есть сфера обращения товаров и  денег,  которая  находится  за
пределами сферы  производства товара. А  в  сфере  обращения  продавец  этого
товара постоянно  перемещается между  предприятиями  в  поисках  покупателей,
как бы циркулируя между  ними. Эта сфера и  называется  циркулирующим  рынком
труда, где начинается его купля-продажа.
    Существует  также рынок труда отдельных  профессий.  Здесь  речь  идет  о
колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано  с  научно-
техническим  прогрессом  и  структурной  перестройкой  экономики.   Западные
специалисты  выделяют  5  групп  работников,  имеющих   различные   гарантии
занятости и материальной обеспеченности:
.  высокопрофессиональные  работники  с  высоким   социальным   статусом   и
  стабильной занятостью.  Уровень  оплаты  и  условия   труда  соответствуют
  мировым стандартам. Таких работников меньшинство,  и рост их доходов,  как
  правило, выше, чем рост общего экономического  уровня и уровня инфляции.
. работники, конкурирующие  между собой на рынке труда,  но  все  же  имеющие
  гарантии занятости  и не подверженные массовой  безработице.  В  их  число
  входит большинство  квалифицированных работников, и  рост их доходов  равен
  росту уровня  инфляции.
. работники, занятые  физическим трудом, преимущественно  в обрабатывающих  и
  добывающих  отраслях  промышленности.  Их  профессии исчезают  вместе  с
  сокращением  самих отраслей. Уровень зарплаты  поддерживается  профсоюзными
  организациями,  а занятость защищена коллективными  договорами.
. работники тех  профессий, которые имеются в  избытке на  рынке  труда.  Это
  сфера услуг  с низкой производительностью  труда. Уровень  зарплаты  у   них
  низок, и их  занятость не гарантирована.
. контингент населения,  более или менее отстраненный  от  рынка  труда.  Это
  молодежь и  те, кто долгое время являлся  безработным.
Наряду с международным  рынком товаров, услуг и  капиталов  все  большую
силу приобретает  теперь и  международный  рынок  рабочей  силы,  который  не
просто является системой национальных рынков,  а  представляет  собой  новое
качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся  процессов
интернационализации   производства,   роста   интеграции   между    нациями.
Национальные  рынки  труда  все  больше  утрачивают  свою  обособленность  и
замкнутость. Между  ними возникают  транснациональные  потоки  и  перемещения
рабочей силы, которые  приобретают  постоянный  и  систематический  характер.
Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду  с  движением  капитала
образует верхний  международный уровень  рынка  рабочей  силы.  Международный
рынок  труда  можно  определить  как  наднациональное  образование,  где  на
постоянной основе выступают покупатели и  продавцы  рабочей  силы  в  рамках
межгосударственного регулирования спроса и предложение  рабочей силы.
    Образование  международного рынка труда осуществляется  двояко:
. через миграцию  труда и капитала;
. путем постепенного  слияния национальных рынков  труда, когда  окончательно
  устраняются   юридические,  национально-этнические,  культурные   и   иные
  преграды между  ними.
    Таким  образом рынок труда как социально-экономическая категория – это
сложное и динамичное явление, связанное как с  макроэкономическим  развитием
страны, так и с  мотивацией действий самого работника.  Это  понятие  выходит
за рамки понятий  «занятость» и  «незанятость»,  которые  характеризуют  лишь
состояние элементов  рынка труда на данный период.
    Разумеется рынок труда имеет свою специфику, особенности:
    1) Специфика  товара (будет рассмотрена ниже).
    2) Спрос  на труд является производным  от спроса на товары.
    3) Рынок  труда несовершенен по степени  симметрии информации,  работники
       пытаются завысить рентную ставку (их самооценка).
1.3 Рынок труда  и заработная плата. 

      Заработная  плата определяется и в широком,  и  в  узком  смысле  этого
слова, что связано  с неоднозначной  трактовкой  понятия  «труд».  В  широком
смысле заработная плата – это оплата  труда работников  самых различных
профессий, будь то неквалифицированные  рабочие,  или  люди  профессий,  труд
которых   требует   больших   затрат   на   образование   (врачи,    юристы,
преподаватели), или  работники сферы услуг. При таком  подходе  к  определению
заработной платы  в нее включаются и доходы в  виде гонораров, премий  и  иных
вознаграждений.
      В   узком  смысле  понимается  ставка  заработной  платы,  т.е.   цена,
выплачиваемая  за  использование единицы труда в течение   определенного
времени. Это позволяет  отделить общий доход от заработной платы.
    Различают   номинальную  и  реальную   заработную   плату.   Номинальной
заработной платой является сумма денег, которую  получает  наемный  работник
за свой труд в  течение определенного периода  времени.  Реальная  заработная
плата – это те товары и  услуги,  которые  можно  приобрести  на  полученные
деньги.
Современное состояние  рынка труда в России 
 

      Формирование  в России рынка  труда   диктует  необходимость  разработки
политики   занятости,   учитывающей    специфику    переходной    экономики,
национальные   особенности,   менталитет   населения.   Это   не   исключает
использование некоторых  принципов  и  подходов,  характерных  для  стратегий
занятости в странах  с рыночным хозяйством, что, однако,  возможно  лишь  при
условии их адаптации к российским реалиям.
  2.1 Специфика  трудовых отношений 

      В  России трудовые отношения   как  контекст  политики  занятости   имеют
специфику, которая  определяется рядом факторов.
      Рыночные  отношения в сфере труда находятся  в процессе становления.
      Непосредственным  следствием  спада  производства  становится  не  рост
безработицы,  как  это   происходит   в   условиях   развитого,   эффективно
функционирующего   рынка   труда,   а   нарастание    внутрипроизводственной
незанятости.  Анализ  работы  предприятий  последних  лет  показывает,   что
скрытая безработица  увеличивается значительно более  быстрыми  темпами,  чем
открытая.  Резкое  сокращение  производства  не  сопровождается   адекватным
высвобождением рабочей  силы. Если за период  с  1990  до  середины  1995  г.
объем ВВП упал на 40%, а промышленного  производства  -  на  51%,  то  общее
снижение занятости  достигло, по  данным  официальной  статистики,  9%,  а  в
промышленности -  23,2%.  Согласно  обследованию  промышленных  предприятий,
проведенному Центром  исследований рынка труда  Института  экономики  РАН,  в
1995 г. излишки рабочей  силы на предприятиях оценивались  их  руководством  в
среднем на уровне 26,2% против 18% в 1992 г. Об избытке  работников  в  1995
г. заявили 35,5% руководителей.
      Преобладание  нерегистрируемой  и  скрытой   безработицы  выдвигает  на
первый план  проблему  расчета  ее  уровня  и  структуры.  Строить  политику
занятости исходя из официальных данных, отражающих лишь  верхушку  айсберга,
нецелесообразно.  В  качестве  методики   исчисления   фактического   уровня
безработицы можно, на наш взгляд, использовать сложный  индекс,  предложенный
известным деятелем МОТ Г.  Стэндингом.  В состав  индекса включены  помимо
официально зарегистрированных безработных также  и  фактически  безработные,
по  тем  или  иным  причинам  не  подлежащие  регистрации,   лица,   занятые
сокращенный рабочий  день  (неделю)  или  имеющие  рабочее место,  но  из-за
отсутствия работы не работающие, пассивно безработные. Уровень  безработицы,
рассчитанный  по  такой методике,  в Великобритании,  например,  превышает
официальный на 25%. В России  расхождение с официальными  данными должно
быть, на наш взгляд, еще более значительным.
      Инфляция  и  экономический  хаос  оказывают   двоякое  воздействие   на
заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без  того низкой  реальной
заработной платы, особенно в государственном  секторе,  и  возрастает  отрыв
величины вознаграждения за труд от его результатов, качества и сложности.  В
результате заработная плата утрачивает свойственную ей в рыночной  экономике
функцию  распределения  труда  между  различными   секторами   экономики   в
соответствии со  спросом.  Это приводит  к нарастанию  диспропорций  между
структурами  спроса  на  труд   и   его   предложения   в   профессионально-
квалификационном,   отраслевом,   территориальном   и    других    аспектах.
Консервации структурных  диспропорций способствует искусственное  поддержание
завышенного спроса на рабочую силу.
      В  сравнении со средствами, имеющимися  в  распоряжении  центральной  и
местной власти в  развитых  странах,  финансовые,  материальные  и  кадровые
ресурсы,  которыми  располагают  соответствующие  государственные  органы  в
России для разработки и проведения политики  занятости,  крайне  ограничены.
Поэтому качественно  иное значение приобретает правильный выбор приоритетов.
      С  учетом вышесказанного рассмотрим  некоторые стратегические принципы  и
конкретные подходы  и программы  в  области  политики  занятости  в  развитых
странах с точки зрения полезности их использования в российских условиях.
2.2 Цели и задачи  политики занятости 

      Политику  занятости нельзя сводить лишь  к помощи безработным,  как   это
наблюдается сегодня  в России, где все разговоры  вертятся вокруг адаптации  к
рынку традиционных контингентов риска,  испытывающих  трудности  в  процессе
поиска  работы   или   находящихся   под   прямой   угрозой   высвобождения.
Теоретической  базой  для  столь  упрощенного  взгляда   является,   видимо,
вульгарная  трактовка  пространства  рынка  труда  как  сферы,  охватывающей
исключительно безработных  и вакансии, а  не  всю  совокупность  отношений  в
области занятости.
      В   мировой  науке  и  практике  уже  давно  сформировалось   и   нашло
практическое  воплощение  понимание  политики  занятости   как   инструмента
наиболее полной реализации и развития трудового  потенциала населения.  Меры,
направленные на помощь  безработным,  составляют  органическую  часть этого
более  широкого  контекста.  Так,  документ,  подготовленный   Международным
центром экономического роста, ставит в один ряд  с  сокращением  безработицы
следующие стратегические цели политики занятости:
. более полное  использование недоиспользуемой  рабочей силы;
. создание возможностей  продуктивной и хорошо оплачиваемой  занятости;
. инвестирование  в человеческий капитал в целях   увеличения  индивидуальной
  производительности  в сочетании с адаптированием технологических процессов
  к возможностям  работников;
. стимулирование  механизмов адаптации к  требованиям   рынка  (прежде  всего
  содействие развитию  производственной и социальной  инфраструктур)2.
      Политика  занятости  призвана  задействовать   весь   круг   факторов,
определяющих  успех трудовой  деятельности  человека,  критериями  которого
служат обычно размер  заработков,  стабильность  занятости,  продвижение  по
службе и т.д. Некоторые  из этих факторов  зависят  от  свойств  и  установок
самого человека, другие находятся вне его. К первым  относятся качественные
параметры рабочей  силы (уровень образования и  профессиональной  подготовки,
состояние здоровья, наличие позитивной  трудовой  мотивации),  ко  вторым  -
состояние экономической  конъюнктуры,  прежде  всего  структура  и  динамика
рабочих мест.
Главным инструментом достижения стабильности экономического  положения
каждого члена общества и страны в целом считается  накопление  и  сохранение
человеческого капитала, проведение  в  жизнь  стратегий,  побуждающих  людей
поддерживать, совершенствовать и модифицировать  свои  навыки  и  умения  на
протяжении   всей   жизни   посредством   образования   и   профессиональной
подготовки.  Во  многих  странах  бытует   точка   зрения,   что   повышение
образовательного  уровня  малоимущей  части  населения  поможет  не   только
значительно увеличить  доходы этих  слоев  и  тем  самым  сократить  масштабы
экономического  неравенства,   но   и   сформировать   мотивацию   к   более
содержательной творческой работе.
      Однако  экономическая ситуация, сложившаяся  в 70-80-х  годах  в  США   и
распространившаяся впоследствии на другие  развитые  страны,  показала,  что
образование является источником  роста  эффективности  труда  работников  (а
вместе с тем  и их личных доходов) и национального  дохода страны лишь  в  том
случае,  когда  созданы  условия   для   его   реального   производительного
использования.
      Всплеск   безработицы  среди   высококвалифицированных   работников   в
середине 70-х  годов,  последствия  которого  приобрели хроническую форму,
привел  к  осознанию  того,  что  рост  качества  предложения  труда  должен
сопровождаться  ростом  качества  спроса.  Таким  образом,  в  поле   зрения
политики  занятости  попала  задача  улучшения   структуры   рабочих   мест.
Разрабатываются  программы,  направленные   на   оптимальное   использование
потенциала работников. Основой таких программ в  западноевропейских  странах
является индивидуальный подход к каждому занятому  в  фирме,  предоставление
возможностей повышения  квалификации  на  рабочем  месте  по  индивидуальному
плану и консультирование по вопросам карьеры.
      Улучшение   качества  рабочих   мест   с   точки   зрения   перспективы
профессионального  роста,  оплаты  труда  и  обогащения  его  содержания   -
ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости.
Подобная  концептуальная  направленность  этой  политики  в   развитых
странах, на наш взгляд,  может  быть  взята  на  вооружение  при разработке
стратегии занятости  в  России.  Казалось  бы,  экономический  спад,  угроза
резкого роста  безработицы,  обнищание  и  социальное  расслоение  населения
выдвигают на первый  план  менее  амбициозную  задачу  скорейшей разработки
системы социальных амортизаторов,  отодвигая  проблемы  обогащения  труда  и
развития  работника  до  лучших  времен.  Однако,  как  нам  представляется,
ситуация в этом плане далеко не столь однозначна.
      Преимуществом  России по  сравнению,  например,  со  странами  третьего
мира, к которым  она близка по ряду социально-экономических, экологических и
других параметров, является отвечающий мировым  стандартам  высокий  уровень
образовательного  и профессионально-квалификационного  потенциала  населения.
По  качеству  подготовки  кадров  по   ряду   профессий   и   специальностей
(теоретическая   физика,  математика  и  др.)  Россия  до  недавнего  времени
занимала одно из ведущих мест в мире.  Однако  быстрое  снижение  заработной
платы и падение  престижа большого  количества  профессий  и  специальностей,
требующих труда высокого качества,  приводит  сегодня к тому,  что страна
теряет накопленный  человеческий капитал.
      Если  сравнить структуру рынка труда  -  объекта  политики  занятости   в
развитых  странах  со  структурой  рынка труда,  формирующегося  в России,
нетрудно заметить, что за исключением  двух  крайних  сегментов3  российская
ситуация представляет собой зеркальное отражение ситуации в  государствах  с
рыночной экономикой. В России в отличие от стран  Запада работники  с  высшим
образованием представляют одну из наименее социально  защищенных  групп  (об
этом можно судить как по  уровню  их  оплаты,  так  и  по  имеющимся  у них
гарантиям  занятости).  Сравнительно   высокодоходной,   а   потому   быстро
набирающей  престиж  категорией  рабочей  силы  являются  занятые  в   сфере
торговли  и  услуг  на  работах,  не  требующих  или  почти   не   требующих
образования  и  профессиональной  подготовки.  В  развитых  же  странах  эта
категория занятых  составляет наименее благополучный  сегмент (если  отбросить
лиц, утрачивающих связь  с рынком).
Сегодня политика занятости  в России направлена на помощь  традиционным
группам  риска  и  лицам,  которым  грозит  высвобождение   с   промышленных
предприятий. Проблемы же  наиболее  ценной  с  точки  зрения  долговременной
экономической отдачи части трудового потенциала  остаются  нерешенными.  Тем
временем обесценение  и  растрата  человеческого  капитала  набирают  силу  в
результате перехода квалифицированных работников на лучше  оплачиваемую,  но
не требующую навыков  и знаний работу, а также за счет “утечки мозгов”.  Этот
процесс усугубляется тем, что  молодежь  все  чаще  отдает  предпочтение  не
получению  образования  и  приобретению   квалифицированных   профессий,   а
примитивным видам  занятий, быстро приносящих значительные доходы.
      Многие  выпускники  вузов  в  течение   длительного   времени   лишены
возможности трудоустройства  по специальности, многие  же  сами  устраиваются
на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой  степени  является
отражением социально-экономической  дестабилизации. В здоровом обществе,  где
с высокой вероятностью можно  на  несколько  десятилетий  вперед  рассчитать
ожидаемые результаты того  или  иного  выбора,  значительная  часть  молодых
людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на  начальных  порах,
но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний  и
опыта и  соответствующего  профессионального  продвижения.  В  России  же  в
условиях нестабильности  преобладает ориентация  на  получение максимально
возможных благ уже  сегодня.
      Деградация  структуры  занятости  и   оскудение  человеческого   капитала
является, на наш  взгляд, не менее важной  проблемой,  чем  угроза  массового
всплеска открытой безработицы.
2.3 Перспективные  направления политики занятости 

      Безработица  в 6-7% (по оценке МОТ) в России, где на протяжении 70  лет
господствовала  идеология  полной  занятости,   воспринимается   болезненно.
Ситуация  усугубляется  в  связи  с  неотработанностью   механизмов   помощи
безработным и скудостью  ресурсов, которые государство может  выделить на  эти
цели. Однако по  международным  стандартам  подобная  норма  безработицы  не
является катастрофической.  Кроме  того,  вопрос  заключается  не  в  уровне
безработицы как  таковой, а в том, какие процессы и  тенденции  он  отражает.
За  одинаковым  синтетическим  показателем  может  скрываться  принципиально
различная ситуация в сфере занятости.
      В  условиях активного рынка труда  сравнительно большое число лиц  по тем
или иным причинам  попадает  в  течение  года  в  ряды  безработных,  однако
продолжительность  таких   периодов   невелика.   Примером   являются   США,
удерживающие первое место в мире  по  числу создаваемых ежегодно  рабочих
мест. Динамизм американского  рынка труда способствовал формированию  “нового
взгляда”  на  безработицу  как  на  распространенное,   но   кратковременное
явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены  низким  качеством
новых рабочих мест. Проблема  их  “обогащения”  является  сегодня  одной  из
ключевых в американской политике занятости.
      Иная  ситуация  сложилась  в  Европе  и  Австралии,   где   характерны
концентрация  безработицы  в  определенных  сегментах  рынка  и  возрастание
численности и удельного  веса  длительно  безработных,  постепенно  теряющих
связь с рынком и  утрачивающих свои знания и навыки.  Угроза  формирования  у
этих слоев “культуры  безработицы” побуждает правительства  повысить  внимание
к их реабилитации.
      Однако  во  всех  случаях  политика   занятости   подчинена   ключевой
стратегической  задаче  -  предоставлению  каждому   трудоспособному   члену
общества не просто любой работы, а возможности в  наибольшей степени  развить
и   реализовать   свой   потенциал,   получая    соответственно    достойное
вознаграждение  за  свой  труд.   Политика   помощи   безработным   является
органической  частью  общей  стратегии  и   это   определяет   ее   основные
направления. Особое внимание уделяется,  во-первых,  длительно  безработным,
поскольку речь идет о возможной утрате накопленного  человеческого  капитала
(ведущей составляющей  национального  богатства   любой  страны),  во-вторых,
молодежи, так как  здесь потенциал приобретения и  эффективного  использования
человеческого капитала может быть не  реализован,  в-третьих,  специалистам-
профессионалам как  наиболее дорогостоящей и ценной категории работников.
      Что  касается  России,  то  для   нее  реальную  опасность   представляет
деградация структуры  рабочих мест и человеческого  потенциала  в  результате
сокращения занятости  в отраслях, требующих труда высокого качества, и  роста
занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно  в  рамках
неформального  сектора.  Кроме  того,   происходит   нарастание   длительной
застойной безработицы.
На данных проблемах  и должна, на наш взгляд, сосредоточиться  политика
занятости.  Представляется,  что  можно  заимствовать   отдельные   меры   и
программы,  используемые  в  странах   с   развитой   рыночной   экономикой.
Большинство  из  них  (за  исключением  Швеции)   большую   часть   средств,
отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного  характера -
выплату пособий  по  безработице.  Вместе  с  тем  отчетливо  просматривается
тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все  из  них  могут
быть широко использованы в России.
      Так,  активные меры, направленные  на  регулирование  спроса  на  труд,
требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение  в  российских
условиях возможно лишь в очень ограниченных  масштабах  в  районах  очаговой
безработицы.
      Речь  идет, в частности, о выплате  предприятиям, предоставляющим работу
определенным контингентам рабочей  силы,  в  течение  ограниченного  периода
времени субсидий, покрывающих  часть заработной платы  этих  работников.  Как
правило,  подобная  мера  применяется  для  стимулирования  найма  длительно
безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к  созданию
на предприятиях дополнительных рабочих мест, но  содействует  занятости  тех
контингентов,  перспективы  которых  наименее  благоприятны.  В   результате
улучшается соответствие структур спроса и предложения  труда,  что  понижает
естественную норму  безработицы.
      Привлекательной,    но    дорогостоящей    мерой    являются    прямые
государственные вложения в  создание  новых  рабочих  мест.  Безусловное  ее
преимущество - адресный характер. При наличии хотя  бы  минимальных  средств
такие  программы  наиболее  рационально   использовать   на   финансирование
инфраструктурных  проектов  (дорог,  мостов),  в  том   числе   в   сельской
местности. Это не  только  позволяет  предоставить  людям  работу,  но  дает
импульс развитию хозяйственной  деятельности  региона,  что  в  свою  очередь
может создать дополнительные возможности занятости.  Прямые  государственные
вложения в создание рабочих мест целесообразно направлять также  на  целевые
программы   содействия   занятости   инвалидов   и   лиц   с    ограниченной
трудоспособностью.
Значительно лучшую перспективу в российских  условиях  могут,  на  наш
взгляд, иметь  активные  меры,  направленные  на  комплексное  регулирование
спроса и предложения  труда. Ключевое место среди них  занимает  рациональное
использование гибких форм  занятости.  На  Западе  в  последнее  десятилетие
гибкая  занятость  развивается  очень  быстро.  Появились  новые   категории
работников,  традиционно  работающие  в определенной  фирме,   но   занятые
неполное рабочее  время или работающие временно по гибкому графику на  разных
работодателей.  Этот  процесс,  однако,  неоднозначен  и  нередко  протекает
достаточно  болезненно.  Поэтому  необходимо  проанализировать   последствия
распространения гибких форм  занятости  в  России  и  выработать  адекватные
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.