На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подача фактов в информационных жанрах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по теории и практике средств массовой информации
на тему: «Подача фактов в информационных жанрах» 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Омск-2011
Содержание
  Введение……………………………………………………………………….3
  Глава I. Факт в системе информационных жанров
      1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике…………………….5
      1.2. Место факта в информационных жанрах……………………………9
     1.3. Тексты информационных жанров…………………………………...14
             1.3.1. Заметка……………………………………………………..14
             1.3.2. Репортаж……………………………………………………16
             1.3.3. Интервью…………………………………………………...17
  Глава II. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров
      2.1. Факт в заметке………………………………………………….…...19
      2.2. Факт в репортаже………………………………………………..….22
          2.3. Факт в интервью……………………………………........................25  

  Выводы………………………………………..………………………............27  
  Заключение  ………………………………………..……………………….....29  
  Список  литературы………………………………………..………………….30
  Приложение………………………………………..……………………….....32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Актуальность  данного исследования том, что в  настоящее время существует проблема объективности материалов, представленных в прессе. Журналисты, отбирая факты и добавляя в них собственный смысл, способствуют представлению информации в ложном виде, либо представляют ее в нужном им свете. В результате возникает необходимость проверки и переосмысления фактов с целью их объективной подачи в материалах СМИ. Знание основных способов подачи фактов в материалах информационных жанров и их умелое использование позволит более объективно преподносить новость аудитории.
    Цель  исследования: выявить на основе анализа конкретных примеров различные способы подачи факта в материалах информационных жанров.
    Соответственно, задачами выполнения данной курсовой работы являются:
    - Определить понятие жанра журналистского  произведения;
    - Определить понятие информационного жанра;
    - Определить сущность и содержание  понятие факта в журналистском произведении;
    - Определить основные способы  подачи фактов в заметке, репортаже, интервью.
    Основными методами выполнения данной курсовой работы являются методы наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа.
    Объектом исследования являются информационные жанры журналистики.
    Предметом исследования являются способы подачи факта в материалах информационных жанров.
    В качестве основных источников, из которых будет отбираться материал для исследования, являются как газеты, так и журналы общероссийского и регионального характера, это такие печатные издания, как:
    «Российская Газета»;
    «Вечерний Омск»;
    «Домашняя Газета»;
    «Телесемь - Омск»
   Данные  издания выбраны потому что они одни из  наиболее популярных. «Российская газета» - информационно-политическое издание федерального уровня, «Вечерний Омск» - информационно-политическое издание регионального уровня, «Домашняя газета» - информационно-развлекательное издание регионального уровня, «Телесемь - Омск» - информационно-развлекательное издание регионального уровня. Попытка охватить две основные сферы жизни людей – работа и дом.
   Степень разработанности темы: При работе над материалом были использованы труды  следующих авторов: Тертычного А.А,  Белановского С.А, Горохова В.М., Дэнниса Э., Мэррила Дж , Лазутиной Г.В, Поелуеваой Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I. Факт в системе  информационных жанров. 

  1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике.
  Жанр - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками [13; 169].
  В жанрах закреплены лучшие технологии работы с информацией и наборы интеллектуальных операций, используемые как журналистами и их источниками  информации, так и аудиторией.
  Жанры в журналистике – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными  признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, способ отображения [18; 115].
  Знание  жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и  зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.
  В формировании набора характеристик  публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения  действительности [17; 56].
  Способ отражения действительности в каждом жанре предопределяется, прежде всего, познавательными задачами, решаемыми публицистом – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Содержание предопределяет форму материала: система аргументации и способ сопоставления фактов, способ изложения аргументов создают целостность публицистического текста [18; 116].
  В журналистике существует три главных  способа, отображения:
    Фактографический способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло).
    Аналитический способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
    Наглядно-образный нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.
  На  основе этих способов выделяются три  группы жанров:
    информационные,
    аналитические,
    художественно-публицистические.
  Перед каждой группой жанров журналистика ставит свои задачи [17; 67].
  Далее, для того чтобы лучше разобраться с осмыслением факта, мы рассмотрим основные виды жанров журналистики, природу и место факта в журналистском произведении.
Информационные жанры.
  Информационные  жанры – материалы средств массовой информации, опубликованные или вышедшие в эфире и отвечающие на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? [12; 45].
  Главная задача информационных жанров ? оперативное  информирование аудитории о наиболее важных для неё событиях, явлениях, связанных с базовыми, наиболее актуальными  её потребностями: способствовать формированию у читателя максимально объективной картины окружающей действительности [18; 119].
  Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, ? сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт - новость). Это ? основа основ, без фактов журналистика немыслима.
  Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.
  Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
    оперативность;
    релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;
    декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;
    очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
    краткость информации [11; 139].
  Выделяют следующие виды информационных жанров:
    Заметка;
    Информационная корреспонденция;
    Информационный отчет;
    Информационное интервью;
    Блиц-опрос;
    Вопрос – ответ;
    Репортаж;
    Некролог [17; 75].
  Основа  текстов данной группы жанров ?  новость, то есть сообщение, содержащее информацию ранее неизвестную аудитории. Суть новости ? факт ? событие, имевшее место во времени и  пространстве. Информационный повод ? это факт плюс его оценка журналистом сквозь призму социальной значимости [11; 141].
Аналитические жанры.
  Аналитические жанры  – в отличие от информационных жанров, где тексты содержат ответы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда?», в аналитических жанрах добавляются ответы на вопрос «Почему?», таким образом, в них содержится анализ, обобщение, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной   контекст для установления причинно-следственных связей, оценок и выводов [12; 54].
  Основное  отличие аналитических жанров журналистики заключается в том, что журналист-аналитик не ограничивается простой констатацией фактов. Он стремится анализировать  их и сопоставлять с другими, оценивает  явление, предлагает свое видение решения  проблемы. Поэтому фактический материал аналитических жанров шире, в отличие от информационных жанров. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, журналист стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы.
  Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе.
  По  сравнению с информационными  жанрами, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений [3; 68].
  Художественно-публицистические жанры.
  Художественно-публицистические жанры – очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра [12; 110].
  Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в допустимости только домысла, но не вымысла.
  Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая  место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. В  рамках это жанра можно рассматривать  и документальный рассказ [8; 153].
  Главное же отличие этих жанров заключается в подаче фактов. Конкретный, документальный факт отходит на второй план. На первый план выходят впечатления автора от факта, его оценка и авторские мысли. Основные жанры – очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фельетон и памфлет.
  Из  всего выше сказанного можно сделать  следующий вывод: жанровая система  журналистики весьма разнообразна. Она  представлена различными группами жанров. Однако же в современной журналистике деление жанров на три обозначенные группы, на наш взгляд, стало условным. Это объясняется тем, что жанры очень подвижны.  

  1.2. Место факта в информационных жанрах.
  Природа и назначение факта  в журналистском произведении.
  Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события [14; 45]. Подыскивая ключ к пониманию этого вопроса, автор обращается к теории отражения и в качестве опорной мысли придерживается того положения, что «отражение оригинала не является самим оригиналом».                
  В качестве объекта журналистского отражения  может быть и сама действительность, и социальные явления и процессы, и человек. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская субъективность. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна» [15; 90].  
  Для журналистов объективное освещение  событий означает строгое следование фактам. Если в хроникальной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку [15; 101].  
  Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией [7; 65-67].
  Факт  в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативность [9; 126].
  Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические. Факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью [9; 127].
  Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом, чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность [1; 153].  
  Использование статистических данных относится к  традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
  Использование научных фактов в журналистских  материалах носит самый разнородный  характер: от простой констатации  до развернутых положений. Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов [1; 157].  
  Наряду  с научными фактами журналисты используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего [5; 118].
  Подобного рода факты используют тогда, когда  необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события. Ценность обыденных фактов состоит в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.
  В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов – в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события [5; 120].  
  Назначение  фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
  Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности [5; 125].  
  Назначение  информационных жанров ? оперативно сообщать о важных событиях, основу которых составляет факт. 

  Место факта в информационных жанрах.
    Факт, то есть знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике – актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.
  Основу  информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями, взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование [17; 56].    

  Итак, рассмотрев сложную природу факта  и его назначение в журналистском  произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста заключается в том, что не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.
  1.3. Тексты информационных жанров.
  1.3.1. Заметка.
  Заметка ? краткое, в несколько строк информационное сообщение, отвечающее на вопросы Что? Где? Когда? Почему? и Зачем?
  В хроникальной заметке новость может  быть отражена в каком-либо факте  или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события. Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события, так и после его завершения. В таких заметках используются один или два опорных факта, которые даются без комментария или какой-либо подробности [17; 84].  
  Иногда журналист может прокомментировать то, что кроется за фактами, тем самым выявив суть описываемого явления. В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Выделяют два варианта информирования: «жесткое» и «мягкое». В первом случае журналист оперативно информирует читателей о состоявшемся событии. «Жесткая» новость представляет краткий, сжатый вариант, в котором излагается только суть события. В «мягких» новостях оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь. «Мягкая» новость рекомендуется при пониженной значимости события или когда необходим иной тон разговора, когда ослаблены или вовсе отсутствуют оперативный либо информационные поводы.
  Говоря  о значимости события, нужно всегда помнить о степени аутентичности фактов. Таковыми будут считаться только те из них, которые максимально приближены к событию по времени и пространству [19; 74-76].
  Таким образом, в основе хроникальной информации лежат один или два опорных факта. В зависимости от степени их аутентичности выбирается «жесткое» или «мягкое» информирование.  
 
 

  Жанровые  виды заметки
  Существуют  разные виды заметок, которые могут  быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них.
    Событийная заметка. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. В качестве предмета отображения в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.
    Анонс. Заметки, представляющие собой сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах.
    Мини-история. Этот тип заметок в настоящее время широко распространен в изданиях, предназначенных для семейного чтения и готовящихся по «европейскому стандарту». Заметки такого типа ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии. Главной основой для выделения мини-истории в качестве самостоятельного жанра выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
    Мини-совет. Информационные публикации такого типа представляют собой заметку, основным содержанием которой является программная информация. Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям извещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но отнюдь не претендуют на анализ, на развернутое обоснование, на серьезное аргументирование правильности излагаемого совета [14; 105]. 
 
 
 
 
 
  1.3.2.Репортаж.
  Репортаж  ? информационный жанр журналистики, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора-очевидца или участника события [17; 90]. 
  Позиционирование фактов в репортаже. Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям. В ткань репортажного описания могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее.
  Большая роль в репортаже отводится автору. Он – главный распорядитель всего  действия. Именно от автора зависит, в какой очередности будут преподнесены факты, какая картина действительности будет «высвечена» наиболее зримо, как будет выстроена сюжетно-композиционная структура репортажа. Присутствие автора в материале может быть выражено по-разному: через внутренние монологи, размышления, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п. Все эти средства хороши для достижения «эффекта присутствия». Таким образом, в репортаже, в отличие от заметки, журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах [17; 91-93].    
 
 
 
 
 

  1.3.3.Интервью.
  Интервью  ? литературный пересказ беседы с  человеком, мнения и взгляды, соображения  и предположения которого по определенным вопросам имеют общественный интерес [17; 95].  
  Журналисты  обращаются к интервью тогда, когда им нужно со ссылкой на авторитетное лицо осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определенных фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробности из его личной или общественной жизни. Факты, приводимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. Нужно учитывать и различие устной и письменной речи. В устном разговоре респондент может вольно или невольно отвлекаться на другие темы, уклоняться от поставленных вопросов, говорить не по существу вопроса, нарушать логику рассуждения различными отступлениями и т.п. В письменной речи подобного рода вольности недопустимы. Поэтому журналист комбинирует различные куски беседы, исходя из основного замысла. Так «монтируются» блоки интервью, состоящие из вопросов и ответов [17; 97].  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.