На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

      Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы, возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.
     Однако  данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности  или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.                                                                                                                                                                                                                
      Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой  можно представить  все многообразие подходов по регулированию экономики  любого государства.
      Тема  этой работы – дефицит бюджета – на сегодняшний день не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняется актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к нему. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета успешно преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторяется в будущем.
      Объект  курсовой: дефицит государственного бюджета.
      Предмет курсовой: влияние бюджетного дефицита на экономику государства.
      Цель  курсовой работы – изучение бюджетного дефицита и его последствий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственный бюджет и его структура
      Понятие и функции государственного бюджета
 
     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона, финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении  правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
       Государственный бюджет - это экономические  отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций1.
     Через бюджетную систему реализуются  функции бюджета: распределительная  и контрольная.
     Распределительная  функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.    Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.
     Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил, здравоохранения, образования, выплаты  социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации.
     Бюджет  современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических  интересов различных групп и партий.
     Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации. На их долю в  федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов.
     Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно - территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель и др.)
     К бюджету относятся также различные  внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Это пенсионные фонды, внебюджетные фонды и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.
  Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: аэропортов, гидроэлектростанций и др. крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.
     Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.
1.2. Принципы бюджетной  системы
 
     Бюджетным кодексом РФ (Глава 5)2 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
  - единства бюджетной системы Российской  Федерации;
  - разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  - самостоятельности бюджетов;
  - полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  - сбалансированности бюджета;
  - эффективности и экономности  использования бюджетных средств;
  - общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;
  - гласности;
  - достоверности бюджета;
  - адресности и целевого характера  бюджетных средств.
     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета РФ, местных бюджетов.
     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
     Принцип самостоятельности бюджетов означает:
     - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
     - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;
     - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
     - право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
      Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке.
      Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.
     Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
      Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений.
      Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории.
     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
1.3. Бюджетная классификация,  доходы и расходы 

     Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и  источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов3.
     Согласно  БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает4:
    - классификацию  доходов бюджетов РФ;
    - функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ;
    - экономическую  классификации расходов бюджетов  РФ;
     - классификацию источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов  РФ;
     - классификацию источников внешнего  финансирования дефицита федерального бюджета;
     - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
     - классификацию видов государственного  внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
    - ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета. 
      Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
     Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
      Помимо  собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней  выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные  или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты  субъектов или местные бюджеты  на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).
     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).
      При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого  уровня на безвозмездной и безвозвратной  основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов5.
      Законодательством РФ установлены предельные размеры  дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций.
2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
2.1. Понятие бюджетного  дефицита и теоретические подходы к нему. Виды бюджетного дефицита 

      Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления  и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
      Характер  бюджетного сальдо – дефицит или  излишек – определяется состоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (на оборону, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода6. Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.
    ГРАФИК  ДЕФИЦИТА И ИЗЛИШКОВ БЮДЖЕТА
             T, G
                                            сбалансированный
                                                                        бюджет
         
                                 бюджетный Т
      дефицит  

                                                                                          G         
                                                                                                                               
      E                                    бюджетный
                                                                                                               излишек                                                                                                            
                     
                                                       QE    ВНП 

    T – государственные расходы,
    G – налоговые поступления,
      При ВНП, равном QE , бюджет сбалансирован, при ВНП, меньшем Q , бюджет будет сводиться с дефицитом (G>T); при ВНП, большем Q , возникает излишек (G<T).
      Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.
      Фактический дефицит – это отрицательная  разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государства.
      Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
      Циклический дефицит – это дефицит, вызванный  спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.
    ГАРФИК  ФАКТИЧЕСКОГО, СТРУКТУРНОГО И ЦИКЛИЧЕСКОГО БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
    
             T,G 

          T
      c a                                   
      G
      d
          b
          e 

    
               QQВНП  
 
 

T – государственные расходы,
G – налоговые поступления,
      Если  в условиях полной занятости ВНП  равняется Qp, то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов  дефицит бюджета равен  ab. При уровне производства, равном Q1, той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактический дефицит будет равен ce, в том числе, cd – это структурный дефицит, а de – циклический – результат падения объемов производства (Q1 меньше Qp). 
        В зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.
      Активный  дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
      Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
      Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.
      Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь  влияние на кредитно-денежное хозяйство  и функционирование экономики в  целом. В условиях  существования  бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.
      Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.
      Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между  бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера. 

2.2. Причины дефицита государственного бюджета 

      Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается  как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство  стремится ежегодно принимать бездефицитный  бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
      Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного  характера. Наиболее часто - из-за невозможности  мобилизовать необходимые доходы в  результате спада темпов производства, низкой производительности труда и  других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно - кредитная политика. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.
      Причин  бюджетного  дефицита  много:  экономический  спад; рост  предельных  издержек  общественного  производства;   массовый   выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы;  возросшие затраты на  финансирование  военно-промышленного комплекса;   значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери  и т.д7.  В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
      - дефицит  может  быть  связан  с  необходимостью  осуществления   крупных государственных вложений  в развитие экономики;
      - дефицит  возникает  в   результате  чрезвычайных  обстоятельств  (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
      - дефицит может отражать кризисные  явления  в  экономике,  неэффективность  финансово-кредитных  связей,   неспособность   правительства   держать   под контролем финансовую  ситуацию в стране. Только в последнем случае  он  может рассматриваться  как  явление  чрезвычайное,  требующее  принятия   срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.
      Однако  бюджетный дефицит не может служить  показателем, характеризующим состояние  экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
    2.3. Методы преодоление  дефицита государственного бюджета 

      Мировая практика  знает пять основных способа  решения проблемы бюджетного дефицита8:
      - сокращение  бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества;
      - изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные  суммы доходов фирм и граждан, а значит и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен;
      - выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования  государственных расходов.  Самый легкий  и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете  - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную  зарплату.  Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам,  отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией;
      - одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.  Подобно  гражданину  или  хозяйственной  организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка  (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны;
    - выпуск госзаймов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
      Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.