На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы организации и деятельности коммерческих банков в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Негосударственное образовательное учреждение
       высшего профессионального образования
       «Уральский  институт бизнеса» 

       Факультет «Финансы и кредит» 

       Заочная форма обучения 
 
 
 

       Курсовая  работа 

Тема: Принципы организации и деятельности коммерческих банков в России
По дисциплине «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск
2011
 

Содержание 

 

Введение

 
       Любая экономика держится на объективных  экономических законах, одним из которых является закон денежного  обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).
       Несмотря  на то, что в результате жесточайшего банковского кризиса, произошедшего  в России в августе-сентябре 1998 года, который повлек за собой потери в размерах, доходности и устойчивости российской банковской системы, массовые банкротства, в том числе крупнейших банков, постепенно начинается реструктуризация банковской системы под началом государства. Это означает, что банковская система будет продолжать функционировать и развиваться, следовательно, коммерческие банки по-прежнему будут заниматься обслуживанием внешнеэкономической деятельности российских и зарубежных предприятий и организации, а также физических лиц.
       О реформе банковской системы в  России заговорили сразу после кризиса, жертвами которой стали, по данным российской прессы, около 600 банков. Встал вопрос о внесении изменений в банковское законодательство и проведении реформ в этом секторе. Потребовали перемен вопросы банковского регулирования и надзора, все более актуальным становилось введение системы гарантирования вкладов и ответственности за "преступления в банковской сфере". Прошло три года, прежде чем реально приступили к реформированию банковской системы.
       Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства  Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.
       Объектом  курсовой работы являются банки.
       Предметом исследования выступает анализ состояния коммерческих банков их деятельности.
       Цель  работы –  выявить принципы организации и деятельности коммерческих банков в России.
       В ходе работы решались следующие задачи:
      Охарактеризовать сущность и роль банков как элемента банковской системы;
      Рассмотреть роль банковского сектора Российской Федерации;
      Провести анализ развития банковского сектора в России.
       В ходе исследования применялись диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный метод, методы экспертных оценок, графических  интерпретаций рассматриваемых  явлений и процессов, исторический, аналитический, экономико-статистический, формально-логический и структурно-логический методы.
       Структура работы состоит из трех глав.
       В первой главе раскрывается сущность и роль банков как элемента банковской системы Проведенное исследование позволяет перейти ко второй главе «Роль банковского сектора РФ», с помощью этого дается четкое понятие роль деятельности коммерческих банков в России.
       Во  второй главе раскрываем роль банковского сектора Российской Федерации, что дает возможность оценить банковскую систему в целом.
       В третьей главе «Анализ развития банковского сектора России» анализируем развитие банковского сектора в России, что в свою очередь дает нам возможность анализировать проблемы и дальнейшие перспективы развития банковского сектора.
 

  1. Сущность и роль банков как элемента банковской системы

    1.1. Банки – особые  институты

 
       Чтобы регулировать движение денег, аккумулировать их, и целесообразно направлять, люди создали банки.
       Слово "банк" происходит от итальянского слова "banco", означающего скамью, стоявшую в конторе менялы, проводившего денежные операции в виде обмена одних денег на другие или их размена.
       Банки — это особые институты, которые  аккумулируют и хранят денежные средства, проводят денежные операции, контролируют движение денежных средств, предоставляют кредиты, выпускают в обращение деньги и ценные бумаги.
       Совокупность  различных видов банков страны образует банковскую систему.
       История развития банковского дела свидетельствует  о существовании различных типов  банковских систем:
       -одноуровневая  (нет центрального банка);
       -двухуровневая  (центральный банк и система  коммерческих банков).
       В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая  структура банковской системы. Первый уровень банковской системы образует центральный банк страны, второй — коммерческие банки и специализированные кредитные организации.
       Возникновение центральных банков исторически  связано с централизацией банковской эмиссии в немногих наиболее надежных банках. Такие банки назывались эмиссионными. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным. [20, с. 156]
       Однако  самые первые центральные банки  возникли значительно раньше: шведский Риксбанк — в 1668г., Банк Англии — в 1694 г., Банк Финляндии — в 1811 г. Затем Банк Франции в 1848г., Государственный (центральный) банк России — в 1860 г., Рейхсбанк и Банк Испании — в 1874 г., Федеральная резервная система США (ФРС) в 1913 г., центральный банк Турции— в 1930 г. Совсем юным можно считать Народный банк Китая, созданный в 1948г., хотя полностью функции центрального банка ему были поручены только в 1983 году. С точки зрения собственности на капитал центральные банки делятся на:
       -государственные  — их капитал принадлежит государству (Великобритания, Франция, Германия, Канада, Россия);
       -акционерные  — их капитал находится в  частной собственности, но контролируется  государством (США);
       -смешанные  — акционерные общества, часть  капитала которых принадлежит  государству (Бельгия, Япония).
       Между центральным банком и государством (правительством) существуют тесные связи, обусловленные необходимостью функционирования в одном экономическом пространстве, четкого согласования экономической  политики государства с денежно-кредитной политикой центрального банка.
       Вместе  с тем, для эффективной деятельности центральному банку необходима определенная степень независимости от исполнительной власти. Это важно для ограничения  желания правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита, отдавать предпочтение краткосрочным хозяйственно-политическим целям в ущерб долгосрочным.
       Различают три модели независимости центральных  банков:
       -процедурная  — основана на совокупности  процедур, предусматривающих обсуждение решений центрального банка в средствах массовой информации (США);
       -инструментальная  — предусматривает определение  правительством конечной цели  деятельности ЦБ, который сам  определяет средства ее достижения (Великобритания, Скандинавские страны);
       -нормативная — предполагает, что ЦБ является центральным институтом национальной системы и подчиняется исторически сложившемуся в стране порядку регулирования экономики (Германия).
       Анализ  деятельности центральных банков показывает тенденцию усиления их независимости от государственных управленческих органов.
       В современных условиях центральные  банки выполняют следующие функции:
       -эмиссия  национальных денежных знаков, организация  их обращения и изъятие из  обращения;
       -банк  банков: предоставление кредитов  коммерческим банкам, надзор и контроль за их деятельностью;
       -банкир  правительства: управление счетами  правительства, осуществление зарубежных  финансовых операций;
       -денежно-кредитное  регулирование экономики;
       -хранение  золотого и валютного запасов  страны. [12, с. 186]
       В рыночной экономике ведущую роль играют коммерческие банки. Термин "коммерческий банк" (от английского commerce — торговля) возник на ранних этапах развития банковского  дела, когда банки обслуживали  в основном торговлю. Позже термин "коммерческий" в названии банка утратил первоначальный смысл. Коммерческие банки стали обслуживать всех субъектов хозяйствования независимо от рода их деятельности.
       На  практике функционирует многообразие коммерческих банков, которые можно  классифицировать в зависимости  от того или иного критерия.
       По  форме собственности выделяются государственные, кооперативные, частные, банки с иностранным капиталом  и банки со смешанным капиталом.
       По  организационно-правовой форме банки  делятся на акционерные общества открытого и закрытого типов, общества с ограниченной ответственностью.
       По  характеру выполняемых операций банки можно подразделить на универсальные  и специализированные.
       По  числу филиалов — бесфилиальные  и многофилиальные.
       По  сфере обслуживания — региональные, межрегиональные, национальные, международные.
       По  масштабам деятельности и размерам капиталов — малые, средние, крупные  банки, банковские консорциумы, межбанковские  объединения.
       Современный коммерческий банк способен предложить клиенту 200 видов различных банковских продуктов и услуг. Однако не все банковские операции ежедневно используются в практике конкретного банка. Есть базовые функции, без которых банк не может функционировать. К этим функциям относятся:
       -прием  депозитов;
       -осуществление  денежных платежей и расчетов;
       -выдача кредитов.
       В банковской системе действуют также  банки специального назначения и  кредитные небанковские организации.
       Банки специального назначения выполняют  основные операции по указанию органов  исполнительной власти, являются уполномоченными  банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ.
       Некоторые кредитные организации не имеют  статуса банка, выполняют лишь отдельные  операции. К таким кредитным организациям относятся: лизинговые компании, факторинговые  компании, кредитные кооперативы и др. [7, с. 127]

    1.2.Основные  операции банков

 
       Банки осуществляют пассивные и активные операции. С помощью пассивных  операций банк мобилизует ресурсы, а  с помощью активных осуществляет их размещение.
       Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собственным средствам относятся акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Соотношение между собственными и заемными средствами может колебаться в пределах от 1 к 10 до 1 к 100.
       Основная  часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также  контокоррентных и корреспондентских  счетов.
       Под депозитами понимаются все срочные  и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Депозиты бывают двух видов: счета до востребования и срочные счета. Вклады до востребования —это средства на текущих счетах, они могут быть востребованы в любой момент. Это же относится и к контокоррентным счетам. По вкладам до востребования выплачивается низкий процент. В отдельных странах начисление процента по этим видам вкладов запрещено законом. Вклады до востребования в основном предназначены для текущих расчетов. Открыв этот счет, клиент передает банку техническое ведение своих платежных операций. Например, по счету предприятия банком ежедневно делается множество бухгалтерских проводок. Осуществляемые при этом затраты банка возмещаются за счет того, что клиент не полностью использует имеющиеся на счете денежные средства. Образуется так называемый твердый кассовый остаток, который банк может использовать в качестве ссуды на депозитные и контокоррентные счета. С депозитного счета клиент может снять сумму в пределах фактического остатка на нем. Иными словами, он может располагать только собственным вкладом. Контокоррентный счет дает возможность клиенту осуществлять свои финансовые операции не только в пределах размера своего вклада в банке, но и за счет кредита, который банк ему предоставляет, исходя из установленного лимита кредитования. Лимит кредитования зависит как от финансовых возможностей банка, так и от прочности связей клиента с банком. Поэтому на контокоррентном счете возможно образование как положительного, так и отрицательного остатка.
       Банк  может расширить свою ресурсную базу путем не только использования средств в виде твердого кассового остатка, но и создания дополнительных денежных средств на основе системы контокоррентных счетов. [27, с. 132]
       Вторую  форму депозитов составляют срочные  вклады. Коммерческие банки принимают собственно срочные вклады и вклады с предварительным уведомлением об изъятии. Эти вклады в отличие от текущих вносятся на более длительные сроки. Вкладчику выплачивается в этом случае более высокий процент, банк же может располагать этими средствами более длительное время, увеличив доходы от процентов за счет ссуд, выданных под эти вклады.
       Срочные вклады являются промежуточными между  текущими и сберегательными. Их отличие  от сберегательных депозитов состоит  в том, что они имеют строго обусловленный небольшой срок. Особенностью сберегательного вклада является свидетельство о наличии вклада—сберегательная книжка. Сберегательные операции ранее проводились сберегательными кассами (банками). Привлечение сбережений населения сейчас стало одним из важнейших видов операций не только сберегательных касс. Средства, мобилизуемые с помощью этих операций, используются для финансирования отраслей народного хозяйства, а также государства.
       К пассивным операциям относятся  кредиты, полученные от других банков, — привлеченные средства. Кредитные операции можно классифицировать по ряду признаков. По срокам, на которые предоставляется кредит" он подразделяется на краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и онкольные ссуды. В зависимости от обеспечения ссуды бывают бланковые (без обеспечения) и обеспеченные. Последние бывают вексельными (выдаваемые в виде покупки векселя или под его залог), под товарные, под ценные бумаги. По характеру погашения ссуды делятся на погашаемые в рассрочку и погашаемые единовременно. Исходя из вида кредитора, выделяют банковский, государственный, коммерческий кредиты и кредит страховых обществ. Кредит классифицируется также по методу взимания процента, который может удерживаться в момент предоставления ссуды или в момент погашения кредита. В зависимости от размеров кредит подразделяется на мелкий, средний и крупный.
       Кредитные операции выступают в виде контокоррентного кредита, операций с векселями и  учетного кредита. Контокоррентный  кредит—текущий счет, на котором учитываются  все операции банка с клиентом. Представляет собой сочетание ссудного счета с текущим. Может иметь дебитовое или кредитовое сальдо. Операции осуществляются по поручению клиента. [24, с. 87]
       Вексель — это платежное средство. Лицо, передающее вексель с помощью  передаточной подписи, совершает таким образом платеж. Вексель может быть учтен в банке. Продажа векселя банку имеет форму учетного кредита. Его цена будет равна сумме требований по векселю за вычетом процентов, комиссионных платежей и прочих накладных расходов. Эту сумму владелец векселя получает наличными или в виде перечисления на счет. Покупка векселя — кредитная операция, так как банк предоставляет векселедержателю кредит на срок векселя, как правило, не превышающий 90 дней.
       С векселем связан также акцептный  кредит. При акцептном кредите банк сам является плательщиком по векселю. Банк акцептирует выставленный на него клиентом переводной вексель, если клиент представит банку покрытие векселя до наступления срока платежа по нему.
       Когда кредит предоставляется под залог  легко реализуемого имущества или прав, то имеет место ломбардный кредит. Это краткосрочная фиксированная по размерам ссуда. При ее осуществлении залог оценивается только по части его стоимости, в зависимости от вида движимого имущества. Такая оценка связана с рисками, возникающими при реализации залога. К видам ломбардного кредита относятся: ломбардный кредит под залог ценных бумаг, под залог товаров, под залог драгоценных металлов, под залог требований.
       В банковской практике встречаются случаи, когда сумма кредита или размер риска не позволяют одному банку осуществить ссуду. При этих обстоятельствах создается консорциум банков, осуществляющих совместные операции. В банковском консорциуме имеется головной банк, который ведет переговоры с клиентами. При заключении кредитного соглашения этот банк мобилизует средства банков-членов консорциума и передает их заемщику. Подобным же образом он распределяет проценты, получая как головной специальное вознаграждение.
       В последние годы стали распространенными  такие банковские операции, как лизинг и факторинг.
       Лизинг—это  сдача в аренду предметов длительного  пользования. В операции факторинга участвуют: фактор, первоначальный кредитор (клиент фактора) и должник, получающий от клиента товары с отсрочкой  платежа. Факторская компания, или фактор, покупает требования у первоначального кредитора и в последующем сама получает платежи по ним.
       Следующим видом операции банков являются банковские услуги. Для банков они служат важной частью рекламы. Существуют три вида банковских услуг: управление имуществом (доверительные или трастовые операции); операции по выпуску, размещению и хранению ценных бумаг, а также управление ими; платежный оборот, операции с валютой и драгоценными металлами, инкассация векселей и чеков. Под платежным оборотом понимается осуществление банками за счет клиентов или за их собственный счет наличных и безналичных платежей.
       Банк  может проводить операции за собственный  счет. Однако этот вид операций не всегда можно отделить от других операций банков. Такие операции могут быть активными и пассивными. К ним относятся операции на денежном рынке, операции с ценными бумагами, операции с валютой и драгоценными металлами.
       В современных условиях получила распространение  банковская операция андеррайтинг, т.е. гарантированное размещение на рынке облигационного займа или пакета акций на согласованных с эмитентом условиях за специальное вознаграждение.
       Проводя свои операции, банки получают операционные доходы, образующие их валовую прибыль. После вычета из валовой прибыли  расходов по осуществлению операций, выплаты зарплаты сотрудникам банка, процентов вкладчикам и других расходов образуется чистая прибыль банка. Из этой прибыли выплачиваются налоги, дивиденды, отчисляются средства в резервный капитал. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка представляет норму банковской прибыли. [18, с. 165]
 

    1.3.Особенности  современной банковской  системы

 
       Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода, управление которой осуществляется в соответствии с основными банковскими законами: Законом 65-ФЗ от 26.04.1995 г. "О Центральном банке РФ" и Законом 17-ФЗ от 3.02.1996 г. "О банках и банковской деятельности".
       В соответствии с российским законодательством  банковская система России разделена  на два уровня: первый охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень состоит из коммерческих банков и иных кредитных организаций, задача которых — обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система России содержит элементы рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито.
       В современных условиях функционирование российской банковской системы характеризуется  следующими тенденциями.
       Во-первых, сокращением численности действующих  кредитных институтов, что свидетельствует о том, что закончился период экстенсивного, т.е. количественного роста и начинается период интенсивного, т.е. качественного развития, характеризующийся усилением банковской конкуренции, отсевом слабых банков, укрупнением банковских структур.
       Во-вторых, произошла рекапитализация банков, т.е. восстановление утраченного в  период кризиса капитала и его  дальнейшее наращивание.
       В-третьих, сократилось количество проблемных банков.
       В-четвертых, наблюдается процесс расширения масштабов банковской деятельности, что выразилось в росте активов банковской системы, увеличении доходов, прежде всего процентных, расширении кредитования экономики, в т.ч. реального сектора, усилении интенсивности оттока капитала через банковскую систему за рубеж, восстановлении доверия населения к банкам.
       В-пятых, происходит увеличение перечня предоставляемых  новых банковских продуктов и  технологий (расчетно-кассовое обслуживание, лизинговые, доверительные, консультационные, брокерские, экспертные, аудиторские услуги, выдача гарантий и поручительств, инкассация и хранение ценностей и т.д.). [25, с. 291]
       Перспективными  направлениями развития банковской системы России можно считать:
       -усиление  дифференциации банков и банковской  конкуренции;
       -расширение  кредитования отечественной экономики и рост спроса на кредит со стороны реального сектора;
       -увеличение  депозитов населения, связанное  с ростом его доходов, и использование  этих средств в качестве кредитных  ресурсов;
       -снижение  интенсивности оттока капитала  через банковскую систему за рубеж. [8, с. 76]
 

2. Роль  банковского сектора  Российской Федерации

    2.1 Взаимодействие государства  и коммерческих  банков

 
       Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа государства  от управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период как никогда важной становится  возможность контроля за ходом реформ, и в этом большую роль играют коммерческие банки. Стабилизация экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.
       На  сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором  последней инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные, инвестиционные.
       Особое  место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает  внешний долг РФ и Банк реконструкции  и развития - занимается финансированием  правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, трастовые операции.
       В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на него задачами являются:
       - устойчивость работы и укрепление  финансового положения КБ
       - ориентация и стимулирование  деятельности банка в областях  кредитования направленных на  выполнение приоритетных задач  экономики
       - научная организация денежного  обращения в народном хозяйстве.
       Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления банковской системой в основном экономические:
       - изменение норм обязательного  резервирования в ЦБР
       - изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по ним
       - проведение операций на открытом  рынке с ценными бумагами и  валютой. [9, с. 89]
       В соответствие с инструкцией №1 ЦБР  образован резервный фонд кредитной  системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
       ФОР при необходимости обеспечивает возможность коммерческим банкам своевременно выполнять обязательства за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя нормы обязательного резервирования, влияет на кредитную политику КБ и изменение денежной массы в стране.
       Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны ЦБР через КБ, а также кредитование самих банков.
       Но  в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком ликвидности, нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться административные меры.
       Управление  и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных нормативов.
       - Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.
       - Н2-минимальная текущая ликвидность  - отношение суммы активов к  сумме обязательств банка по  счетам до востребования более  половины ликвидных активов представлено остатками по счету “Операции с государственными ценными бумагами”.[1, с. 16]
       - Н3-норматив мгновенной ликвидности  банка-отношение суммы высоколиквидных  активов к обязательствам банка  до востребования.
       - Н4-максимальный риск по долгосрочным  кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.
       - Н5-минимальное соотношение ликвидных  и суммарных активов. Соотношение  ликвидных активов и суммарных  активов. Суммарные активы рассматриваются  как активы-нетто.
       - Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.
       - Н7-максимальный размер риска  по крупным кредитам - соотношение  совокупной величины крупных  кредитов и 50% гарантий к капиталу  банка.
       - Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.
       - Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру  - отношение совокупной суммы  кредитов и гарантий, выданных  одному заемщику-акционеру, к капиталу банка.
       - Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных  инсайдеру. Отношение совокупной  суммы кредитов и гарантий, выданных  инсайдерам, к капиталу банка.
       - Н11-максимальный размер привлеченных  вкладов населения. Соотношение общей суммы вкладов граждан и капитала банка.
       - Н12-максимальное использование собственных  средств для приобретения акций  одного юридического лица. Процентное  соотношение инвестируемых и  собственных средств.
       Кроме того, существуют методики, позволяющие определять риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным договором срок - кредитный риск. Это необходимо при формировании кредитного портфеля, показывающего общую картину кредитов, выданных банком в отчетный период (как правило, квартал). Исходя из степени риска ссудную задолженность подразделяют на 5 условных групп риска. Оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также количества дней просрочки по ссуде. Существуют также ограничения по крупным кредитам - кредитам, выдаваемым одному заемщику, и составляющем 20 и более процентов от уставного капитала банка.
       Попытки государства контролировать банки в переходный период не новы: они предпринимались еще в период НЭПа. Способность банка обеспечить своевременность своих обязательств, находилась в центре внимания кредитной политики в середине 20-х годов. Тогда ликвидность советских банков достигалась через сбалансированность их активов и пассивов, а государственное регулирование их платежеспособности осуществлялось путем установления пропорций между величиной обязательств банка и его собственными средствами, ограничение разовой выдачи кредита одному клиенту и другими способами. Деятельность кредитных учреждений с 1921 по 1928 г. ограничивалась, как правило, десятикратной величиной их собственного капитала. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. были созданы коммунальные банки, в Уставе которых указывалось, что “общий итог принятых банком сумм во вклады и на текущие счета переучтенных ими векселей и всяких других сумм принятых на себя денежных обязательств не должен ни в коем случае превышать более чем в десять раз собственный капитал банка, основной и запасной”. Аналогичное требование было включено в уставы Центрального сельскохозяйственного банка, акционерного банка по электрификации “Электробанк”. Для обществ сельскохозяйственного кредита сумма принимаемых на себя обязательств, включая поручительства, не должна превышать более чем в 20 раз их собственные капиталы. Переход к кредитному планированию долгосрочных и краткосрочных кредитов в конце 20-х годов, противопоставление плана и рынка привели к отказу от регулирования деятельности отраслевых банков в целом. В интересах соблюдения ликвидности банков и клиентов в 20-х годах уставами и положениями кредитных учреждений также ограничивалась выдача кредита одному заемщику. Так, в Уставе коммунального банка предусматривалось, что кредит, открываемый каждому из отдельных клиентов, не мог превышать сумму, равную 1/10 доли основного капитала. Несмотря на изменение экономической ситуации в стране такие требования актуальны и по сей день.
       Начиная с 30-х годов банковская система, основанная на государственной форме собственности, работала в основном с государственными предприятиями и организациями. Преобладание государственности в народном хозяйстве означало, что по обязательствам заемщиков перед кредитными институтами, в конечном счете, отвечало государство в лице министерств и ведомств. Это привело к тому, что банки в своей работе не ощущали риска. Безграничные платежеспособность и ликвидность государства в условиях неконвертируемости национальной валюты и закрытой экономики ограждали банки от рисков, делали излишней работу кредитных институтов по поддержанию ликвидности. [4, с. 96]
       В результате были утрачены опыт и навыки распознавания, оценки и контролирования  кредитных рисков. Новый экономический  механизм, приведенный в действие законами о государственном предприятии, о кооперации в СССР, изменения в формах собственности потребовали адекватных изменений в банковской сфере. Возникновение специализированных, коммерческих и кооперативных банков, основанных на разных формах собственности, вызвало децентрализацию кредитных ресурсов, отделило эмиссионную деятельность от кредитной, изменило облик Госбанка и других кредитных институтов. Появление элементов рыночных отношений сделало деятельность банков сопряженной с рисками.
       Более чем полутора вековой банковский опыт позволил определить классические рычаги воздействия со стороны Центрального банка на другие кредитные институты с целью поддержания их платежеспособности и регулирования денежно-кредитных отношений в целом. Это, прежде всего, ограничение задолженности одного заемщика, система резервирования средств, обязывающая коммерческие и другие банки хранить в Центральном банке определенную долю от общей суммы вкладов, система рефинансирования и процентных ставок по рефинансированию или учету банковских векселей в Центральном банке, операции Центрального банка с ценными бумагами на рынке, контроль за достаточностью капитала. Самым сильным методом регулирования деятельности коммерческих банков является система рефинансирования со стороны Центрального (эмиссионного) банка. Большая часть кредитов, выдаваемых коммерческими банками, покрывается за счет рефинансирования.
       Вообще, банк - это организация, выполняющая  определенные экономические и общественные функции. Причем, эти функции разнятся в зависимости от экономического строя. В условиях жесткой централизации и планирования банки являются частью государственного аппарата управления и контроля за деятельностью хозяйства. При этом надзор, сигнализация о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях становятся одним из основных направлений их деятельности. В такой ситуации банк может толковаться как элемент надстройки. Основная функция банка в рыночной экономике - перераспределение денежных средств в этих условиях базируется не на рыночной конъюнктуре, а на директивах высшего руководства, принцип “один банк для клиента” не дает основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. А это в свою очередь, не способствует развитию новых форм банковской деятельности, ведет к ее застою. Действительно, при реформе банковской системы стало, очевидно, что отечественный уровень банковских операций ни количественно, ни качественно не соответствует зарубежному. То, что имелось, к примеру, операции с векселями - забыто, а новые виды банковских услуг не сформированы.
       Но, и в нынешней Российской экономике  коммерческие банки продолжают участвовать  в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей основной деятельности.
       Нельзя  не отметить, что банки также могут  воздействовать на государство путем:
       -предоставления  или не предоставления кредитов  правительству
       -изменения  объемов операций с валютой  и государственными ценными бумагами
       -изменением  своей кредитной политики по  отношению к отечественным товаропроизводителям.
       Наконец, у банковского сообщества в России существует представительный орган - Ассоциация Российских Банков, на последнем съезде которой рядом ведущих банкиров была высказана серьезная озабоченность существующем положением дел в экономике. [19, с. 162]

    2.2. Роль банков в привлечении инвестиций

 
       Ситуация  в экономике, сложившаяся к настоящему времени делает особенно актуальным вопрос об инвестициях. Признаки экономической  стабилизации налицо. Падение ВВП  и промышленного производства в  целом существенно замедлилось. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере. Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции, существенного снижение доходности государственных ценных бумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основанный на использовании имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики.
       Важную  роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще  не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут.
       Во-первых, остаются запредельно высокими риски  вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.
       Во-вторых, падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные возможности  банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт и связь.
       В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается  на инвестиционном климате. Это влияние  проявляется как в подрыве  доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма ’’запуска’’ инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.
       В-четвертых, большинство предприятий не готовы к приему инвестиций. Имеется в  виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой ’’прозрачности’’ предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.