На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Взаимосвязь представлений об успешности у мужчин и женщин с мотивацией достижения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ) 

Факультет психологии, связей с общественностью, рекламы
Кафедра психологии развития личности 

                    Допустить к защите в ГАК
                    Зав. кафедрой психологии развития личности
                    д-р  мед. наук, профессор
                    ___________ М.М. Аксенов
                    «____» ___________ 20___ г. 
                     
                     
                     

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ
Шмаль Ольга  Викторовна 

                    Руководитель
                    канд. психол. наук, доцент
                    ________ Т. Г. Гадельшина 

                    Автор работы
                    _________ О. В. Шмаль 
                     
                     
                     

Томск 2011
 

Оглавление
 

ВВЕДЕНИЕ

     В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансового достатка. В обучающих процессах данное слово приобрело название — «успеваемость», и в смысловом толковании помимо временных характеристик отражает и качество процессов. По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по разновозрастной выборке, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность.
     Понятие «мотивация» очень тесно связано с потребностями человека, его желаниями и целями. Мотивация к достижению понимается как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и достичь определенного уровня в каком-либо деле. В данной работе мы хотим проанализировать взаимосвязь успешности и мотивации к достижению в поведении человека.
     Актуальность данной темы связана с пониманием того, что успешная, результативная деятельность и активность человека не могут быть безвольными и не мотивированными. Основными характеристиками успешности являются: способность и желание изменять имеющуюся ситуацию, способность самостоятельно принимать решения и выполнять их, рациональность, способность активизировать собственные мыслительные процессы. В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то- наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться, самосовершенствоваться и др.
     Поэтому разработка данной темы актуальна для практического применения и для психологии в целом.
     Объектом  данной работы является представления мужчин и женщин об успешности.
     Предметом – мотивация к достижению как важнейший фактор формирования представлений об успешности.
     Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось изучение взаимосвязи представлений об успешности женщин и мужчин и мотивации достижения.
     Задачи: 
     -Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи мотивации к достижению и представлений об успешности.
     -Раскрыть  сущность и структуру мотивации  к достижению, а также сущность  представлений об успешности у лиц как мужского, так и женского полов.
     -Провести  эмпирическое исследование взаимосвязи  мотивации к достижению с успешностью  и ее основными критериями.
     Гипотеза – Существует положительная взаимосвязь между успешностью и мотивацией к достижению.
     Методическая основа исследования. В проведенном исследовании для проверки гипотезы решили применить следующие методики: методики на стремление к успеху и избегание неудачи Т. Элерса, анкетирование (с целью выяснения субъективного представления об успешности каждого респондента)
     Эмпирическая  основа исследования.
     Исследование  проводилось со взрослыми людьми, которые не были заинтересованы в  каких-то конкретных результатах (данные не использовались при оценки профессиональной пригодности и других значимых для  личности целях), поэтому мы считаем, что их самоотчеты могут являться объективными данными при исследовании мотивационной сферы личности.
     Научная новизна. В силу актуальности изучения понятия успешности, данное исследование обладает элементами научной новизны в аспекте изучения субъективного отношения к данному понятию. Кроме этого выявлены половые различия в представлениях об успешности, что может в дальнейшем положить основу в гендерных исследованиях успешности. Исследование дополняет имеющиеся в науке данные о взаимосвязи мотивации и успешности современными сведениями.
     Практическая  значимость. Результаты этих исследований могут быть полезны при прогнозировании социально-экономического развития страны в долгосрочном периоде, при формировании государственной молодёжной политики. Они могут стать ориентиром для педагогов, работающих с молодёжью, для родителей, имеющих намерение воспитать в ребёнке успешную гармоничную личность, для молодых людей, стремящихся состояться в этой жизни.
     Поняв, что есть такое успешность и механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, строить планы на будущее и претворять их в реальность. Также, мой взгляд, данная работа поможет выявить гендерные различия по отношения к успеху (что есть успех для мужчин и для женщин).
     Структура работы. Содержание данной работы изложено в двух главах на 71 страницах, использован 61 источник литературы. 
 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ

1.1. Понятие успешности в трудах отечественных и зарубежных психологов и в представлениях человека

     Исследование  успеха как одной из ведущих жизненных  ценностей человека давно занимает психологов.
       Многие исследователи называют  историю формирования ориентации  на успех концентрированным выражением  духа западной цивилизации. В  отечественной науке также рассматривались  некоторые прикладные аспекты  этой проблемы, которая волновала людей всегда и связана с социальной природой человека и проявлением его сущностного начала. В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным, при определенных условиях, как то - наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться и др.
     Более того понятие успешности во многом формируется государством, в котором мы проживаем, то есть государство в некотором роде моделирует в нашем представлении критерии успешности, мотивирует нас быть успешными. Сейчас в СМИ, посредством различных коммуникаций активно демонстрируется нам образ успешного человека, которому естественно хочется соответствовать, и именно поэтому у нас формируется некоторая направленность на успех.
     Направленность  на успех - это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей. Согласно устоявшимся представлениям, уровень успешности зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, познавательных способностей, уровня самоосознания, уровня притязаний, уверенности в себе и способностей к самоутверждению.
     Человек крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности. Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни. Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие потребности, более фундаментальные. Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожали землетрясения и наводнения, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться. Поэтому для понимания рассматривать потребности надо в ситуации стабильности и сытости, то есть когда базовые потребности в пище, безопасности и здоровье удовлетворены.
     Идея  успеха должна рассматриваться не как  конечная, а как идея, связанная  с парадигмой поиска эволюцией иных путей развития.
     Что является критерием успеха? У этой проблемы две стороны – внешняя и внутренняя. С внешней стороны критерии успешности – это материальное и социальное благополучие человека. Внутренний критерий успешности – ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие; отсутствие чувства нереализованности. Итак, начальное изучение проблемы успешности привело к выводу, что есть два основных типа успешных людей: делающие акцент на внешний успех (люди карьеры и славы) и ориентирующиеся больше на внутреннее состояние.
     К внешним критериям можно отнести  видимые достижения человека:
      - материальное  благополучие;
      - признание  и известность в профессиональных  кругах;
      - общественное  признание (награды, звания);
      - доступ  к финансовым ресурсам для  реализации своих идей и планов;
      - хорошее  здоровье, физическая привлекательность.
     Внутренние  критерии:
      - удовлетворенность  своей жизнью (работой, семьей, материальным  положением, отношениями и т.д.);
      - творческая  реализация личности;
      - надличностная  реализация (внесение творческого  вклада в культуру, искусство, в развитие общества);
      - ощущение  своей нужности и способности  помогать другим людям, удовлетворять  их потребности,
     Безусловно, главный критерий – чувство удовлетворенности  своей жизнью.
     Внутренние  критерии успешности зависят от субъективной картины жизни. Субъективная картина жизни – это отражение образа жизни в его сознании. Она включает в себя представление человека о наиболее значимых событиях прошлого, настоящего и возможного будущего, а так же о связях этих событий, причинно-следственных и инструментально-целевых. Оптимальными с точки зрения успешного развития личности являются следующие показатели картины мира:
      - адекватное  осознание человеком значимости  событий;
      - их  иерархизация по реальному мотивационному  статусу (количеству причинных и целевых связей);
      - несколько  (но не на много) заниженный  психологический возраст;
      - наличие хронологически дальних (но актуальных) жизненных планов;
      - осмысленность  картины жизни.
     Изучая  современную литературу по достижению успеха, можно выявить, что ключевыми в определении успеха являются скорее не внешние критерии – карьера или финансовое благополучие, – а некие внутренние ощущения: состояние удовлетворенности и благодарности за то, что человек имеет и что его окружает, когда он доволен своей жизнью во всех ее аспектах. Процесс достижения успеха можно назвать универсальным для всех людей – есть определенный алгоритм успеха. Он основан на неизменных принципах и правилах, проверенных многими поколениями.
     Одним из главных качеств успешного  человека, несомненно, является умение и смелость брать на себя ответственность. Концепция индивидуальной ответственности – один из ключевых моментов в достижении успеха.
     Одним из наиболее известных методов регулирования  успешности считается метод «кнута и пряника» который предполагает следствие наград и наказаний по результатам работы. Существует также психологические методы регулирования успешности, часть из которых подразумевает устранение тем или иным способом факторов психики, мешающих успешности, обычно подавленных воспоминаний. В древних традициях считалось, что процессы успешности можно регулировать иными способами. Например, существовало мнение, что успеха можно добиться посредством магии, заговора. Стоит заметить, что привлечение успеха иногда организуется путем устранения соперника тем или иным способом (технический термин: конкурентная борьба, конкурентная разведка). В настоящее время существует огромное количество литературы на тему успешности, проводятся бесчисленные количества тренингов и семинаров.
     Успешный  человек в идеале – гармоничен - он здоров, счастлив, удачлив, стремится реализовать свои способности, что несомненно приносит пользу обществу. Ведь именно реализация талантов граждан двигает общество по пути прогресса и в науках, и в бизнесе, и в искусстве, и в педагогике, и в других сферах. А человек, реализовавший свои таланты и удовлетворивший потребности, есть успешный человек. Таким образом, разносторонняя реализация и гармония личности есть основной критерий успешности в современном обществе.

1.2. Проблемы мотивации к достижению и мотивации деятельности в основных направлениях в психологии.

     Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Активность поведения обусловлена наличием потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность.1 По мнению Ж. Ньюттена «всякий объект потребности является чем-то, что будет, чего нужно достичь, и это образует поведенческое будущее. Таким образом, будущее является временным качеством мотивационного объекта».2
     В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться и др.
     А. Маслоу считал, что человек — существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни».3 
Согласно Маслоу, человеческие потребности располагаются в виде иерархии, то есть появлению новой потребности, обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. 
 


Рисунок 1- Пирамида потребностей человека
     Физиологические потребности: то, что необходимо человеку для поддержания жизни, — еда, вода, пристанище, секс. Эти потребности потому так важны, что без их удовлетворения сама жизнь индивидуума — а значит, и всего человечества — находится под угрозой исчезновения. Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности.
     Потребность в безопасности: к этому уровню относятся чувство защищенности, безопасная рабочая среда, охрана труда, стабильная заработная плата, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях. Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей- то есть социальные потребности.
     Социальные  потребности: человек нуждается  в социальном взаимодействии с другими  индивидуумами, стремится быть частью команды, хочет испытывать любовь и  дружбу других представителей рода человеческого. В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее, и очень часто, невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий
     Потребность в признании: люди хотят чувствовать, что они сами и их деятельность ценятся другими. Это заставляет их искать признания своих заслуг и уважения со стороны посторонних людей.
     Потребность в самовыражении: эта потребность  берет свое начало в поиске смысла существования- человек должен стать тем, кем он может стать, делать то, что приносит ему счастье и удовлетворение. Это называется самоактуализацией - она занимает самый высокий уровень в иерархии Маслоу и может быть достигнута только после удовлетворения всех других ступеней пирамиды потребностей.
     Индивидуум  это интегрированное, организованное целое. В соответствии с этой концепцией удовлетворение потребности освобождает организм от гнета потребностей физиологического уровня и открывает дорогу потребностям социального уровня. Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, если достижение связанных с ними парциальных целей не представляет проблемы для организма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведение человека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению. Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности – 70%, потребность к расположенности группы – на 50%, потребность в уважении, одобрении – на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц. Человек может достичь полной реализации в некоторых из жизненных сфер и быть полностью деградированным в другой. Таков удел многих и многих великих людей, о чем писал Ломброзо в своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство». Большинство же людей получают взамен так называемой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей, попадая в любимую величину «нормального распределения». Впрочем, это еще требует своего пристального изучения.
     Большую часть человеческих потребностей невозможно изолировать, подавляющее большинство из них не имеет локальной соматической основы. Практически ни одна из потребностей не возникает обособленно, в отрыве от других. (Если человек хочет заработать денег, это вовсе не означает, что его радует шорох купюр и звон монет).
     Таким образом, мы видим, что у каждого  индивида свой «комплексный обед», который  он «подбирает» исходя из собственных  желаний. Некоторые предпочитают реализовывать  одни потребности в ущерб другим (успешная карьера - в ущерб счастливой семье и здоровью, или семья в ущерб профессиональной самореализации), другие стараются реализовать весь объем потребностей, иногда в ущерб ярким достижениям.
     В классической зарубежной и отечественной  литературе мотивация имеет различные определения мотивации:
     Мотивация - это процесс побуждения себя и  других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
     Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.
     Мотивация достижения представляет собой большой интерес для психологов-исследователей всего мира уже не первое десятилетие (Д. Аткинсон, 1953; Д. Мак-Клеланд, 1958; Х. Хекхаузен, 1973) . В России проблематика мотивации достижения успеха и избегания неудачи приобрела особенную значимость в последние несколько лет в связи с переходом к рынку, со всеобщей увлеченностью вопросами конкурентоспособности, карьеры и успешности (И.А. Батурин, 1987; М.Ш. Магомед-Эминов, 1991; Н.В. Афанасьева, 1999; С.А. Шапкин, 2000).
     Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен  Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х. Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.
     Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия. А также потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.4 Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. О существовании потребности, согласно Г. Мюррею можно заключить на основе:
    1) эффекта  или результата поведения;
    2) способа  осуществления поведения;
    3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;
    4) выражения  конкретной эмоции или аффекта;
    5) выражения  удовлетворения при достижении  определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут.5
     Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря  собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Однако существуют специфические формы активности, не связанные напрямую с целью таким образом. Относящаяся к достижению деятельность иногда выполняется сама по себе и не имеет своей целью завершение по достижении цели или какой-либо другой внешней причины. С такого рода проявлениями мы встречаемся, например, при решении интеллектуальных заданий (кроссворды, головоломки) или в ручной работе, требующей определенных навыков (вышивка, вязание). Различные сложности, с которыми люди сталкиваются в процессе решения задач такого рода, воспринимаются как приятный и даже стимулирующий опыт. Слишком быстрое достижение цели и успеха может даже разочаровывать. Подобного рода организация целей, связанная с достижением, как и игра, относится к категории «нецелевой активности».
     Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с  течением времени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или даже годы. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий. Так, создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий, которые Мюррей называет «серией» актов, и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов.
     Данные  исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо».6
     Проблемы  психологии мотивации выводят нас  за традиционные рамки, разделяющие  такие психические процессы и  функции, как восприятие, память, мышление и обучаемость. Эти проблемы предполагают гораздо большую взаимосвязь этих функций, чем может показаться, судя по многочисленным психическим явлениям, которые они представляют. Более того, психология мотивации становится все в большей степени экспериментальной. Исследования мотивации достижения, проводимые в последнее десятилетие, как будет показано, являются очевидным доказательством этого факта.
     Мотивация ориентированного на достижение поведения  определенно заслуживает внимания. С одной стороны, она исторически  связана с исследованиями мотивации, проводимыми двумя пионерами немецкой психологии – Нарциссом Ахом и Куртом Левиным. У первого попытки объяснения направленного на достижение, поведения испытуемых его лаборатории, были связаны с концепцией «детерминирующей тенденции», у второго – с использованием понятия «квазипотребности». С другой стороны, и психологи-экспериментаторы, проводившие психодиагностические процедуры, полагались на мотивацию достижения испытуемых в гораздо большей степени, чем на любой другой вид мотивации, при получении ответов в процессе эксперимента. Все это время они провоцировали ее, не учитывая ее собственное влияние, просто соответствующим образом давая инструкцию. Не учитывали они и индивидуальные различия в мотивации достижения, несмотря на очевидность факта, что подобные различия должны существовать. Вместо этого экспериментаторы и психодиагносты, должно быть, посчитали их несущественными или неприемлемыми в качестве переменной, которая может повлиять на поведение испытуемого.
     Именно  поэтому методика измерения мотивации  достижения, разработанная исследовательской группой Дэвида С. Мак-Клелланда, – это «прорыв», значение которого для будущей работы психологов значительно превышает узкую область исследования мотивации достижения.
     В данной работе мы сосредоточили наше внимание только на том типе взаимодействий личности со средой, который включает в себя идею достижения. В эту область входит все, что можно представить как «соревнование с установленными критериями наивысшего качества»
     Нечто подобное происходит, когда действие, его результат или способность выполнить его, рассматривается, переживается или судится на основе оценок, соотносимых с более или менее жесткими критериями «лучше» — «хуже». Эта область оценок определена различными критериями успешности: от самых общих и абстрактных до конкретных специфических. В своей самой простой форме критерий успешности представляет собой пару противоположностей: успех-неудача; хорошо- плохо. Чаще всего подобная классификация используется только на самых ранних стадиях, поскольку критерии успешности удивительно дифференцируются, если определенное взаимодействие со средой остается ориентированным на достижение в течение достаточно длительного времени. Психология формирования подобных стандартов – критериев успешности – еще не исследована. Более того, критерии успешности могут быть ориентированы на задачу (например, уровень мастерства как результат деятельности), или на человека (например, по сравнению с собственными прошлыми достижениями), или быть ориентированными на других (например, сравнение с достижениями других, как в ситуации соревнования).
     Мотивация достижениятаким образом, может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.
     В конечном счете, успех или неудача в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны и таким образом являются всего лишь преходящими периодическими состояниями по отношению к мотивации достижения. И вне зависимости от того, насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двух частей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный), а другая – неудачу; и эти части отделены друг от друга узкой пограничной областью, если не границей. В зависимости от достигнутых успехов эта граница может перемещаться вверх и вниз по шкале, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Потому невозможно объективно определить для достаточно длительного периода временичто именно для определенного человека будет являться успехом, а что – неудачей.
     Совершенно  другие вопросы возникают и в  связи с изменениями в структуре  самих критериев успешности. Так, например, как это происходит с любой шкалой оценок, – количество градаций и их величина могут изменяться со временем.
     Из  исследования уровня притязаний мы знаем, что успех и неудача расцениваются  как таковые только в области  задач средней сложности; достижение чего-то, что является слишком простым, не рассматривается как успех, а неудача в достижении слишком сложного не переживается как неудача. Если достижение цели становится со временем все проще, то стимул к достижению постепенно уменьшается, пока совсем не исчезнет, хотя внешние условия среды остаются неизменными. То же самое происходит, если что-либо остается недостижимым.
     Успех и неудача присутствуют и во взаимодействиях  личности со средой, не имеющих никакого отношения к достижениям. Но для  экономии времени в дальнейшем изложении понятия успеха и неудачи будут использоваться только в контексте ориентации на достижение. Идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи. Соответственно, в мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения и избегания: «надежда на успех» и «боязнь неудачи».
     У человека есть два разных мотива, функционально  связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив  достижения успеха и мотив избегания  неудачи.7
     Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается  следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой  в деятельности некоторую положительную  цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут та­кой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставлен­ной цели. У таких людей обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
     Совершенно  иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать не­удачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата воз­можностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.
     Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и  обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.
     Люди, мотивированные на успех, проявляют  большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.
     Интересным  представляется еще одно психологическое  различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу,— падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу — избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.
     Значимая, отдаленная во времени цель в большей  степени способ стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом  избегания неудачи.
     Рассмотренные факты показывают, что прямой корреляции между силой мотива достижения успехов и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремления к успехам успехи зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин. Кроме то­го, непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов в деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действий многих других значимых факторов), не носит линейного характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успехов с качеством работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном.
     Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае — в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с моти­вами достижения успехов и избегания неудачи склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т. п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т. п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

1.3. Специфика потребностно- мотивационной сферы и представлений об успешности у мужчин и женщин

     Проблеме  мотивации достижения посвящено  большое число теоретических  и эмпирических исследований, как  в зарубежной, так и в отечественной  психологии. Феномен мотивации достижения и его взаимосвязь с поведением и деятельностью изучали многие авторы. В том числе и социальный немецко-американский психолог К.Левин, современные российские психологи Ю.М. Орлов, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.В. Шипилина и др. В сфере социализации и гендерных различий в процессе деятельности работал социальный психолог, доктор психологических наук Р.Л.Кричевский. Мотивация достижения рассматривалась также как структурное образование, мотивы которой достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих. В этой области работали американские психологи Д. Мак-Клелланд и его ученик Дж. Аткинсон и немецкий ученый Хайнц Хекхаузен.
     Проблема  выявления психологических факторов и гендерных различий в мотивации  достижения и успешности изучалась  мало. Данное исследование направлено на преодоление этого пробела.
     Основываясь на различные современные исследования8, можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно вопроса профессиональной успешности у представителей разных полов. Рассмотрим подробно каждую из этих точек зрения.
     Половая принадлежность работника как фактор его профессиональной успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике управления. Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из различных профессиональных сфер (банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной, сферы власти и т. п.), можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно данного вопроса:
     1. мужчина эффективнее и успешнее женщины, как в управлении, так и в исполнительской деятельности;
     2. женщина успешнее мужчины;
     3. мужчина и женщина равным образом успешны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их успешность зависит от многих других условий;
     4. половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда и профессиональную успешность.
     Каждая  из указанных выше точек зрения о  влиянии пола работника на его  успешность, распространенных в отечественной  деловой практике, аргументирована и имеет право на существование. Особенно если учесть, что возникновение этих позиций в общении служащих и руководителей связано с их индивидуальным профессиональным опытом, то можно говорить о следующих критериях успешности и тенденциях в выборе точки зрения на «фактор пола».
     1. Если деловой мужчина уверен в себе и чаще встречает в своей работе успешных женщин-профессионалов, то, как правило, он придерживается третьей или четвертой позиции.
     2. Если же мужчина испытал излишне директивный стиль управления, несправедливо негативную оценку со стороны женщины-руководительницы или пережил тяжелый конфликт в работе с женщиной-коллегой, то он выражает первую точку зрения. Более того, при поиске новой работы он стремится избежать ситуации, в которой ему бы пришлось работать под началом женщины-руководительницы или в коллективе, состоящем только из женщин.
     3. Так же и женщина. Если на своем профессиональном пути она встретила достойных мужчин-руководителей или мужчин-коллег, имеющих высокую квалификацию и не отрицающих ее способности успешно трудиться, она лояльно относится к мужчине и стремится к сотрудничеству с ним.
     4. Если же в своей работе она столкнулась с мужским шовинизмом, негативной оценкой своего труда только по половому критерию успешности, то она стремится конкурировать с мужчинами и провозглашает, что женщина всегда и везде более эффективна, нежели мужчина.
     И последнее замечание. Очевидно, что  менее выраженная профессиональная успешность женщин связана не столько  с их детородной функцией, сколько  с тем, что женщины имеют более  низкую самооценку и более низкий уровень притязаний, нежели мужчины. Женщины чаще смиряются с более низким должностным положением, с меньшей заработной платой за труд, одинаковый с мужчиной, с меньшими карьерными перспективами и более жесткой критикой со стороны руководства.
     В молодые годы за юношами и девушками закрепляется полоролевой стереотип в условиях социального ожидания окружающих. Так, отмечается, что юноши в три раза чаще проявляют агрессию и стремление к делинквентному поведению, нежели девушки. При этом, несмотря на то, что девушки реже нарушают социальные нормы, если факт нарушения все же имеет место, у девушек он более остро выражен, нежели у юношей. Тем не менее, девушки, в свою очередь, чаще склонны к тревожности, депрессивным переживаниям и страхам, нежели юноши.
     Следует специально отметить, что различия в степени агрессивности поведения мужчин и женщин связаны не столько с особенностями их биологической природы, сколько с тем, что в период взросления женщины чаще подавляют свою агрессивность. В тех условиях, в которых женщины уверены в своей правоте и не боятся наказания, они становятся не менее агрессивными, нежели мужчины.
     Мужской стиль поведения понятен и  предсказуем — это активный, умный  и сильный стиль. Женский стиль  поведения в настоящее время  непонятен. Поэтому женщина сама должна решить, какой на работе и в жизни она будет — сильной или слабой, умной или подчеркнуто глупой, активной или пассивной. Следовательно, женский стиль поведения менее предсказуем, нежели мужской.
     Для взрослых мужчин и женщин характерно, что математическая и формальная логика больше развита у мужчин, а вербальная логика — у женщин. В общении женщины имеют больший словарный запас, нежели мужчины, проявляют больше активности и ясности в изложении своих мыслей.
     В межличностных отношениях мужчины  чаще проявляют экстраверсию, а женщины — дружелюбие, мужчины ориентируются на критерий социальной справедливости, а женщины, чаще проявляя эмпатию, — на заботу о других. Причем в течение своей жизни мужчины учатся чувствовать другого человека (обучаются эмпатии), а женщины, наоборот, «разучиваются», поскольку она мешает психологической адаптации.
     Поведение мужчин в стрессовой ситуации характеризуется  тем, что они не концентрируются  на проблеме, пытаясь переключиться  на другую деятельность или физическую активность. Женщина чаще фокусируется на проблеме с целью все тщательно обдумать, с чем и связана ее большая уязвимость к стрессу, нежели у мужчины.
     Мужчины имеют более развитую способность  к пространственной ориентировке, нежели женщины, что одни исследователи  связывают с гипотезой о функциональной асимметрии мозга, а другие — с социальными условиями воспитания.
     Таким образом, мы видим, что четких, проверенных  специальными исследованиями различий между успешностью мужчин и женщин совсем не много. При этом можно с  уверенностью говорить именно о доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в критериях успешности мужчин и женщин (профессиональной успешности).
     Можно выделить три фактора успешности личности - внеличностные, межличностные, и внутриличностные. Внеличностные факторы зависят не столько от самого человека, сколько от ситуации, в которой он находится, то есть от ситуации на рынке труда, экономической и политической ситуации, условий труда, целей трудовой деятельности. Межличностные факторы – стадия развития межличностных отношений, уровень и характер конфликтности, умение регулировать процесс, взаимодействовать с окружающей средой, структура взаимоотношений в той области деятельности, которую человек обозначил как приоритетную. Внутриличностные факторы включают в себя способности, знания, умения, черты характера, свойства личности, образование, кругозор личности, уровень его потребностей и мотивации, физическое и психическое здоровье.
     Таким образом, профессиональная успешность, а также и успешность мужчин или женщин вообще, зависит от очень многих факторов. Не только от половой принадлежности, не только от стиля поведения в конкретных ситуациях, но и от воспитания, образования, уровня мотивации, личностных потребностей, экономической и политической ситуации в стране, где приходится жить и работать.
     Основываясь на данные исследования, мы предполагаем, что и у мужчин, и у женщин существует взаимосвязь представлений об успешности с мотивацией достижения. При этом в достижении успеха женщины ориентируются на внутренние критерии успешности, а мужчины стремятся к внешним критериям успешности. И при этом достигают равных по значимости успехов.

Глава 2. ЭМПИРИИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЗИ УСПЕШНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ

2.1. Программы и методы исследования

     В соответствии с целью исследования были изучены следующие стороны личности: успешность, критерии успешности, мотивация к успеху и мотивация к избеганию неудачи. В связи со спецификой задач исследования и особенностями контингента исследования в качестве метода исследования использовалось опрос и тестирование.
     Было проведено исследование по изучению мотивации достижения успеха и избегания неудач у мужчин и женщин различного возраста.
     В нём принимали участие мужчины и женщины различных возрастов.
     Количество  испытуемых: 50 

     Таблица 1. Выборка испытуемых, принявших участие в исследовании 

Испытуемый, № Пол Возраст Образование Семейное положение Сфера деятельности
1 Ж 31 Среднее специальное Замужем Сфера услуг
2 Ж 26 Среднее специальное Не замужем IT-технологии
3 Ж 22 Н /высшее Не замужем Студентка
4 Ж 21 Н /высшее Не замужем Студентка, подрабатывает
5 Ж 22 Н /высшее Замужем Студентка, работает по в сфере образования
6 Ж 24 Н/ высшее Гражданский брак Менеджер, имеет  собственное дело
7 Ж 21 Н /высшее Не замужем Студентка
8 Ж 26 Н /высшее Гражданский брак Продавец
9 Ж 22 Н /высшее Не замужем Студентка
Продолжение таблицы № 1 - Выборка испытуемых, принявших участие в исследовании
Испытуемый Пол Возраст Образование Семейное положение Сфера деятельности
10 Ж 28 Высшее Не замужем Администратор
11 Ж 26 Высшее Не замужем Продавец-консультант
12 Ж 23 Высшее Гражданский брак Менеджер по продажам
13 Ж 24 Высшее Гражданский брак Сфера услуг
14 Ж 32 Высшее Замужем Менеджер по кадрам
15 Ж 28 Высшее Замужем Юрист
16 Ж 25 Высшее Гражданский брак Специалист  техподдержки
17 Ж 26 Высшее Не замужем Специалист  техподдержки
18 Ж 42 Высшее Замужем Бухгалтер
19 Ж 47 Высшее Замужем Директор
20 Ж 46 Высшее Замужем Коммерческий  специалист
21 Ж 50 Высшее Замужем Заместитель директора
22 Ж 24 Высшее Гражданский брак Секретарь- референт
23 Ж 48 Высшее Не замужем Бухгалтер
24 Ж 40 Высшее Замужем Товаровед
25 М 21 Н /высшее Не женат Студент
26 М 22 Н /высшее Не женат Студент
27 М 22 Н /высшее Не женат Студент, торговый представитель
28 М 21 Н /высшее Не женат Студент, бармен
29 М 23 Н /высшее Женат Менеджер по работе с ключевыми клиентами
30 М 32 Среднее специальное Женат Технолог
31 М 24 Среднее специальное Не женат Водитель
Продолжение таблицы № 1- Выборка испытуемых, принявших участие в исследовании
Испытуемый, № Пол Возраст Образование Семейное положение Сфера деятельности
32 М 19 Среднее специальное Не женат Курьер
33 М 34 Среднее специальное Женат Охранник
34 М 41 Среднее специально Женат Ключник
35 М 26 Среднее специальное Гражданский брак Продавец-грузчик
36 М 23 Среднее специальное Гражданский брак Бригадир монтажных  работ
37 М 23 Высшее Не женат Региональный  представитель
38 М 24 Высшее Не женат Частный предприниматель
39 М 24 Высшее Гражданский брак Оператор техподдержки
40 М 25 Высшее Не женат Специалист  службы техподдержки
41 М 30 Высшее Женат Директор магазина
42 М 35 Высшее Гражданский брак Маркетолог
43 М 37 Высшее Женат Коммерческий  директор
44 М 42 Высшее Гражданский брак Начальник отдела развития
45 М 48 Высшее Женат Инженер
46 М 50 Высшее Женат Частный предприниматель
47 М 54 Высшее Женат Научный сотрудник
48 М 55 Высшее Женат Начальник смены(охрана)
49 М 29 Высшее Не женат Монтажник
50 М 34 Высшее Женат Инженер
 
     Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса и методика диагностика потребности в достижении успеха, а также методика диагностики избегания неудачи Т.Элерса. Первый опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению цели к успеху. Испытуемым предлагалось ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом. Мотивация к достижению цели считается высокой при числе баллов больше или равном 22; средней — 11-21; невысокой — меньше или равной 10. А также методика тестирования «Потребность в достижении успеха». Испытуемым предлагалось ответить на 22 вопроса. Обработка проводилась следующим образом:
     За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
     Следующим методом исследования является анкетирование. Оно проводится с целью узнать о личных предпочтениях, жизненных  ценностях респондентов. Анкетирование используется с целью получения информации(в данном случае психологической), социологические и демографические данные имеют вспомогательную роль. Контакт психолога и респондента сведен к минимуму.
     Анкета  является одним из условий получения  объективно значимых результатов в различных опросах населения. В представленной работе имела место быть необходимость выяснить представления мужчин и женщин об успешности, а также, какие существенные факторы мотивации для них существуют. При разработке программы исследований, в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые нам предстоит решить в ходе психологического исследования.
     Анкета  заполняется респондентом самостоятельно. Контакт психолога и респондента сведен к минимуму, поэтому конструкция анкеты, все ее комментарии должны быть предельно ясны для всех опрашиваемых. Последовательность смысловых разделов нашей анкеты такова:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.