Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость и безработица в Рб

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
                  Введение…………………………………………...…………………   2
    Занятость населения: понятие, виды и формы, сущность……....  4
      Сущность занятости, классификация видов и форм занятости........   4
      Виды и формы занятости………………………………………………   9
      Классический и кейнсианский подходы к проблеме занятости…….  10
    Государственная политика занятости населения и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………… 16
    2.1 Необходимость государственного регулирования занятости………….  16  
    2.2 Сущность, принципы и методы государственного регулирования занятости………………………………………………………………….    18
    2.3 Особенности политики занятости в Республике Беларусь………   23
3. Сущность  безработицы, ее типы и виды, последствия безработицы….  26
4. Безработица  в Республике Беларусь……………………………………..  33
Заключение……………………………………………………………………  39
Список  использованной литературы………………………………............   44
Приложения…………………………………………………………………..   42 
 
 
 
 
 

 

Введение
     Занятость населения является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Переход к рыночной экономике поставил проблему занятости в разряд самых актуальных и в теоретическом, и в практическом плане. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить своё умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьёзный психологический стресс. Учитывая социальные последствия безработицы, такие, как, например, пьянство, наркомания, совершение аморальных, криминогенных поступков, а иногда даже самоубийств, можно сделать выводы о том, что уменьшение уровня безработицы способствует лучшему развитию общества, как в экономическом смысле, так и социальном.
    Этот  вопрос меня заинтересовал потому, что проблема безработицы и неполной занятости очень актуальна для Республики Беларусь.
    Цель  работы – расширить и углубить знания по экономике и оплате труда. Основными задачами курсовой работы являются:
    сжато и доступно дать представление о процессах, происходящих в сфере трудовых отношений;
    разобраться в вопросах организации труда;
    выяснить какое воздействие оказывает государственное регулирование на заработную плату и труд;
    какими особенностями обладает рынок труда в Республике Беларусь.
 
     В связи с переходом к экономике  рыночного типа в Республике Беларусь в сфере труда и социально-трудовых отношений произошли принципиальные изменения. Они коснулись каждого гражданина страны и конечно же, трудящихся, создающих материальные и духовные блага, которыми располагает общество. Прежде, чем приступить к изучению специфики безработицы и занятости в РБ, я решила ознакомиться с основными понятиями и историческими концепциями, которым полностью посвящена первая глава. В ней будет раскрыта сущность классического и кейнсианского подхода к проблеме занятости и основные понятия, связанные с этими теориями. Вторая глава будет раскрывать сущность и необходимость государственного регулирования занятости и ее особенности в Республике Беларусь, особый упор в ней будет сделан на рассмотрение основных методов стимулирования занятости населения. В третьей главе акцент будет  сделан на рассмотрение ситуации с безработицей. Будут выделены основные понятия, виды, а также сущность безработицы. Четвертая глава посвящена способам разрешения проблемы занятости на белорусском рынке труда, а так же проведен анализ показателей по уровню и структуре занятости за последние годы. И в заключение будут подведены некоторые итоги и сделан ряд выводов, касающихся этой многогранной проблемы.
    При этом использовалась различная литература. Основными источниками являются Ванкевич Е.В. «Экономические проблемы становления рынка труда», Головачев А.С. «Экономика и рынок труда», Добсон Л.Р. «Основы экономики», а также статьи различных журналов: «Экономика труда», «Человек и труд», «Национальная экономическая газета» и статистические данные из справочной литературы. 

       
 

 

      1.   Занятость населения: понятие, виды и формы 

     1.1. Сущность занятости,  классификация видов  и форм занятости 

Сущность  занятости. Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Законодательство Республики Беларусь определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан, как правило, приносящую доход. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом функционирования рынка труда.
     С  точки  зрения  экономических  позиций  общества  занятость  –  это деятельность трудоспособного  населения по  созданию  общественного  продукта или национального дохода. Как  экономическая  категория  занятость выражает производственные  отношения по  поводу   включения   работника   (отдельной социальной группы) в конкретную  кооперацию  труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное  население обеспечено рабочими местами.
Занятость можно рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Качественный аспект занятости характеризует эффективная занятость, означающая распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, позволяющее получить наибольший прирост национального продукта.
  При полной и эффективной занятости решаются две задачи:
      - создается достаточное количество  рабочих мест;
      - обеспечиваются  необходимой рабочей  силой предприятия и организации;
      Первая задача отражает интересы  населения, проживающего на определенной  территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц; полная является целью макроэкономической политики государства.
        Одна из ключевых целей макроэкономической политики - достижение полной и эффективной занятости. Эта задача важна с точки зрения как позитивной, так и нормативной экономической теории. Качественный аспект занятости характеризует эффективная занятость, означающая такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц, а оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.[6, с.15]
     В соответствии с рекомендациями Международной  организации труда (МОТ) выделяют экономически активное население, которое представляет собой рабочую силу и предоставляет свой труд для производства материальных ценностей и услуг. К экономически активному населению относятся всё занятое население и безработные.
     Занятые - это люди старше 16 лет, работающие по найму за плату или работающие на себя (самозанятость), а также находящиеся в отпусках или временно не работающие по причине болезни.
     В численности занятых учитываются  лица, работающие на государственных предприятиях и в организациях, кооперативах всех видов, фермерских хозяйствах, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, занятые предпринимательской деятельностью, военнослужащие, а так же студенты и учащиеся, совмещающие учебу с работой.
     В составе экономически неактивного населения можно выделить также несколько групп. Самую значительную по объему составляют  учащиеся дневных форм обучения с отрывом от производства, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др. В эту группу также входят: занятые на неоплачиваемой общественной работе; лица, оказывающие добровольные, бесплатные услуги. Таким образом, к экономически неактивному населению относят всех не занятых в общественном производстве по тем или иным причинам и не ищущих работу.
     Понятие «полной занятости»  трактуется по-разному, в зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики. Так, в советский период таким критерием для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами.
       В условиях централизованной планово-распределительной  системы полная занятость означала такое состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости был чрезмерным, он наносил ущерб другим сторонам жизнедеятельности и, прежде всего, здоровью людей, семейному воспитанию детей.
     В западной экономической теории и  практике под полной занятостью (как  тождественное используется понятие «оптимальная занятость») подразумевается такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу.
     Возникает вопрос: при каком уровне вовлечённости  в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Видимо, при соответствии рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нём. Об этом говорит наличие вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.
     Под экономически целесообразным понимается продуктивное (обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, гарантирующий нормальное воспроизводство работника и его семьи.
     Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться  соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это будет означать полную занятость.
     Таким образом, ситуация, при которой каждому  желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.
     Является  ли полная занятость эффективной? Какими показателями она определяется?
     Полная  занятость может иметь место  и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работающих. Тогда и работники, и государство будут нести как экономические, так и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие их нормальное существование. Государство и общество будут недополучать ресурсы в бюджет, в социальные фонды.
     1.2 Виды и формы занятости.
Виды  занятости  характеризуют распределение  активной  части  трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям,  специальностям  и  т.д.
Структурные виды занятости выделяют по следующим  признакам:
1. По  характеру деятельности:
      . работа на предприятиях всех  видов и общественных организациях;
      . служба в армии;
      . индивидуальная трудовая деятельность;
      . личное подсобное хозяйство  и т.д.
2. По  принадлежности занятых к определенному  классу и социальному слою:
      . рабочие;
      . инженерно-технические работники  и служащие;
      . управленческий персонал;
      . предприниматели;
      . крестьяне.
3. С  учетом  межотраслевых  и   внутриотраслевых  пропорций   в  распределении
   трудовых ресурсов.
4. По  территориальному признаку:
      . по регионам;
      . по областям;
      . экономическим районам  и т.д.
5. По  уровню урбанизации - соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села;
6. По  профессионально – квалификационному  признаку:
      . уровень образования;
      . стаж работы;
      . степень механизации труда и  т.д.
7. По  половозрастному признаку.
8. По  формам организации труда:
      .   соотношение   между   занятыми,   охваченными   индивидуальной   и
        коллективной формами организации  труда.
9. По  видам собственности.
   Формы занятости представляют собой организационно-правовые  способы  и условия использования рабочей силы. В рамках  каждого  вида  занятости  труд людей организуется с  помощью  разнообразных  организационно-правовых  форм, различающимися нормами регулирования продолжительности  и  режимов  рабочего дня:  регулярностью  или   стабильностью   трудовой   деятельности;   местом выполнения работы (на предприятиях  или  на  дому),  статусом  деятельности. Следовательно,  формы  занятости   классифицируются   с   учетом   следующих признаков:
    по форме организации рабочего времени:
     - работа на условиях полного рабочего дня, неполная занятость на условиях сокращенного рабочего дня, недели;
     - неполная (частичная) занятость определяется числом лиц наёмного труда, вынужденно работающих неполное рабочее время (по инициативе администрации, работодателя) по сравнению с нормой рабочего времени, установленной распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников. Различают следующие виды частичной занятости:
            • трудовой контракт с ограниченным сроком действия, то есть на период, меньший, чем минимальный, утвержденный законодательно в той или иной стране;
            • сезонный   труд,   отрегулированный   в   некоторых   странах   законом, установленный на срок до шести месяцев, которым в большинстве случаев заняты мигранты;
    разделённый трудовой контракт, согласно которому, одно рабочее место делится на несколько работников;
    случайная занятость, то есть, например, работа только в выходные или определённые месяцы;
    солидарные контракты, применяемые для оказания помощи трудящимся, например, чтобы заработать лучшую пенсию.
     2) по значимости для работающего:
     - первичная (основная), которая является главным источником дохода для работающего;
     - вторичная занятость, приносящая работнику дополнительный доход;
         3) по признаку стабильности:
          - постоянная занятость; 
          - временная занятость.
        4)форм правового регулирования   использования рабочей силы:
       . основная (реализуется трудовым законодательством);
       .  специальная  (нуждается   в  специальном  трудовом   регулировании, например, занятость  с режимом неполного рабочего  дня,  на  условиях надомничества,  гибкого рабочего времени, разновидности  вторичной  и временной занятости). Таким образом, занятость — интегральная категория, затрагивающая социальные, трудовые, экономические и психологические отношения в обществе. Состояние занятости можно считать барометром социально-политической обстановки в стране, поэтому регулирование процессов, происходящих в этой сфере, является одной из приоритетных задач экономической политики[11 с.51]. 
 

1.3. Классический и кейнсианский подходы к проблеме занятости.
     При анализе проблемы занятости современная  макроэкономика выделяет следующие основные теоретические подходы: классический и  кейнсианский.

     В основе классической теории занятости  лежат два главных понятия. Во-первых, утверждалось, что ситуация, при  которой уровень расходов будет  недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости, вряд ли возможна. Во-вторых, даже если бы уровень общих расходов и оказался недостаточным, довольно быстро включатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата (в том числе ставка процента), в результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов.

     Отрицание классической теорией возможности  недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сэя. Согласно закону Сэя процесс производства товаров создает доход равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке. Предложение порождает свой собственный спрос, а сбережения - усложняющий фактор. Однако в таком простом понимании закона Сэя есть явный изъян. Хотя факт, что производство продукции обеспечивает соответствующую сумму денежного дохода, и общепризнан, нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Какую-то часть дохода можно сберечь (не израсходовать), и поэтому она не найдет отражения в спросе. Сбережения вызывают нарушение, утечку в потоках доходов и расходов и, соответственно, подрывают эффективное действие закона Сэя. Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате — непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение доходов.

           Экономисты-классики утверждают, что  на самом деле сбережения не  приводят к недостаточности спроса, ибо каждый сбереженный доллар будет инвестирован предпринимателями. Инвестирование якобы и происходит, чтобы компенсировать любую недостаточность потребительских расходов; инвестиции заполняют любой «пробел» в потреблении, вызванный сбережениями. В конце концов фирмы не намерены продавать всю свою продукцию потребителям, а склонны производить значительную долю продукции в виде средств производства для реализации друг другу. Итак, если предприниматели намереваются инвестировать столько же, сколько домохозяйства рассчитывают сберечь, то закон Сэя будет действовать и уровень производства и занятости останутся постоянными. Сможет или нет экономика достичь и сохранить уровень расходов, необходимый для обеспечения производства продукции и дохода при полной занятости, будет зависеть от того, намерены ли предприниматели произвести достаточное инвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств. Доказывая, что полная занятость – норма рыночной экономики классики утверждали, что уровень производства зависит не только от уровня расходов, но так же и от уровня цен на продукцию. И любое снижение общих расходов должно компенсироваться пропорциональным снижением уровня цен. Чтобы снижение цен не уменьшило доходы предпринимателей, должна снижаться и заработная плата, и она будет снижаться, пока предпринимателю не будет выгодно нанимать всех трудоспособных. Следовательно, в такой ситуации вынужденная безработица невозможна. По мнению классиков, колебание процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы могут поддерживать полную занятость в рыночной экономике. Отсюда делается вывод: рыночная экономика может саморегулироваться. [10,с.97]
     В противовес Сэю и неоклассикам, считавшим, что проблема спроса (т. е. реализации общественного продукта) не является существенной и разрешается сама собой, Кейнс поставил ее в центр своих исследований, сделал исходным пунктом макроанализа.
     Основное  положение общей теории занятости  сводится к следующему. Кейнс утверждал, что с увеличением занятости  растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается «стремление к сбережениям». «Основной психологический закон, – пишет Кейнс, – состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход». Следовательно, по Кейнсу, психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.
     Недостаточное развитие потребительского спроса может  быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции, т.е. увеличением производственного потребления, ростом спроса на средства производства. Общий объем инвестиций играет решающую роль в определении размеров занятости. По Дж. М. Кейнсу, объем инвестиций зависит от побуждения к инвестициям. Предприниматель расширяет инвестиции до тех пор, пока снижающаяся «предпринимательская эффективность» капитала (рентабельность, измеряемая нормой прибыли) упадет до уровня процента. Источник трудностей заключается в том, что, по мнению Кейнса, рентабельность капитала снижается, а уровень процента сохраняет устойчивость. Это создает узкие границы для новых инвестиций и, следовательно, для роста занятости. Снижение «предельной эффективности капитала» Кейнс объяснял увеличением массы капитала, а также психологией капиталистов-предпринимателей, их «склонностью» терять веру в будущие доходы.[10,с.102]
     Согласно  теории Кейнса, общий объем занятости  определяется не от движения заработной платы, а от уровня производства «национального дохода», т.е. от эффективного совокупного спроса на потребительские и капитальные блага. Последний же, имеет тенденцию к отставанию, к неуравновешенности, что делает полную занятость в условиях капитализма явлением исключительным.
     Дж.М.Кейнс  много работал чтобы доказать ошибочность использования заработной платы как способа лечения безработицы. Касательно экономических последствий сокращения заработной платы Кейнс считал:
     во-первых, спрос на труд и уровень занятости  определяется реальной, а не номинальной  заработной платой, как учили экономисты-классики;
     во-вторых, снижение номинальной заработной платы  всегда сопровождается эквивалентным  снижением реальной, поскольку цены в условиях конкуренции определяются прямыми граничными затратами, которые в краткосрочном периоде состоят исключительно из трудовых затрат;
       в-третьих, поскольку реальное  потребление это функция только  реального дохода и реальная  склонность к потреблению у  работников меньше единицы, они  после снижения заработной платы  будут тратить на потребление  меньше, чем раньше;
       в-четвертых, хотя трудовые затраты  и цены снизились, следующее  снижение ставки процента будет  неспособным стимулировать инвестиции, поэтому снижение заработной  платы приведет только к снижению  совокупного спроса, а безработица  или увеличится, или, в лучшем случае, останется на том же самом уровне.
       Вот почему, утверждает Кейнс,  уменьшение заработной платы,  даже если это можно сделать,  не способно уменьшить безработицу.  Практически такая ситуация невозможна, поскольку работники не будут  жертвовать собственной заработной платой ради трудоустройства какого-то неизвестного безработного. «Самая разумная политика, – пишет Кейнс, – заключается в поддержании стойкого общего уровня денежной заработной платы».[10,с.114]
     Убийственный  вывод кейнсианской теории лежит в том, что при капитализме не существует ни одного механизма, который бы гарантировал полную занятость. Кейнс утверждает, что экономика может быть сбалансированной, т.е. может достичь равновесия совокупного объема производства при высоком уровне безработицы и инфляции. Дж. Кейнс признает, что безработица – органически свойственно капитализму явление, которое «неизбежно сопровождает современный капиталистический индивидуализм» и обусловливается органическими недостатками системы свободной конкуренции.
     Полная занятость (скорее, случайная, чем закономерная) не обеспечивается автоматически. Эффективный спрос, сочетающийся с полной занятостью,— это специальный случай, реализующийся только при условии, если склонность к потреблению и стремление инвестировать находятся в определенном соотношении. Но оно может существовать лишь тогда, когда текущие инвестиции (случайно или преднамеренно) обусловливают спрос, как раз равный излишку совокупной цены предложения продукции по сравнению с затратами общества на потребление в условиях полной занятости.
 

      2. Государственная  политика занятости  населения и ее  особенности в  Республике Беларусь
     2.1. Необходимость государственного  регулирования 
           занятости
     Под государственной политикой занятости понимают систему принципов  и мер государства, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.
     Необходимость государственного регулирования занятости  населения в условиях  рыночной экономики была доказана еще в тридцатых годах прошлого столетия и сегодня практически не подлежит оспариванию. Это говорит о том, что все страны в той или иной мере придерживаются взглядов Кейнса и пытаются построить (или уже построили) модель социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает заботу о населении. Основная цель социально ориентированной рыночной экономики - поддержание и улучшение жизненного уровня населения, а это в свою очередь предполагает стимулирование занятости и недопущение высокого уровня безработицы.
      Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости с другими направлениями экономической политики. Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.
      Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма — конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
      Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание  такой структуры производства, которая  позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.
      Другим  аспектом антимонопольной политики государства и поддержания работоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.
      Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).
      В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.
      Таким образом, в развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов. 
 

                  2.2.Сущность, принципы и методы государственного регулирования занятости 

     Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и в сфере занятости.
     Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
     Макроэкономическая  политика предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
     Политика  в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
       В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:
     -обеспечение  равных возможностей всем гражданам  страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
     -содействие  продуктивной  занятости.  Общественно   приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека;   является   экономически   целесообразной   и   производительной;
     -добровольность  труда, в соответствии с которой  занятость основана на свободном волеизъявлении граждан; 
     -содействие  трудовой мобильности. Соблюдение  этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом  общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований   к   качествам   работника   в   условиях   рыночной   экономики, а   также   с   формированием   в   психологии   людей   ориентации   на непрерывное   совершенствование    профессионального   мастерства, поиск    наиболее    подходящей    сферы    для    приложения    своих способностей,    готовность    к    переобучению    в    случае    необходимости;
     -обеспечение  социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
     -единство  ответственности. Означает наличие  четырех условий координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного  управления;   межреспубликанское  и   международное сотрудничество   в   решении   проблем   занятости,  включая   профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность  иностранных граждан в стране.[7,с.152]
     Государственные    национальные    и    региональные    программы занятости должны предусматривать:
     -содействие  структурной перестройке экономики и создание условий ля направления высвобождаемых работников в первую очередь читабельные производства и в развивающиеся отрасли; совершенствование системы   воспроизводства   рабочей   силы   в увязке  с  развитием  рабочих  мест,   подготовкой,   переподготовкой и повышением квалификации,  профессиональной  ориентацией  населения,    повышением    эффективности    использования    трудовых ресурсов; обеспечение занятости  отдельных категорий  населения, трудоустройство которых затруднено;
      -повышение   экономической   заинтересованности   предприятий   и организаций  в     развитии  рабочих     мест,     гибких     форм     занятости;
      -совершенствование организационной  структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[7, с.154]
     Методы  и меры по регулированию занятости  делятся на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.
     Меры  активной политики занятости включают:
          1. Стимулирование совокупного  спроса  за  счет  средств  госбюджета 
            2.Вмешательство    государства    в    экономические    процессы:
          2.1. Организационные меры государства  по устранению диспропорций в спросе-предложении рабочей силы. Представляют собой фактор улучшения ее качества и являются средством приближения предложения рабочей силы к структуре спроса на нее.
    2.2. Законодательные и финансовые меры государства, направленные на ограничение роста безработицы.
          2.2.1. Прямое стимулирование занятости.  Оно предусматривает расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий. Средства вкладываются в трудоемкие отрасли: строительство, транспорт, ремонт дорог, сферу услуг и т. д.
          2.2.2. Меры косвенного воздействия  на рост занятости. Они включают: инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капвложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения.
         2.2.3. Меры по сокращению предложения  на рынке труда. К ним относятся: репатриация иностранных рабочих; стимулирование досрочного выхода на пенсию; увеличение продолжительности школьного образования (например, до 18 лет);увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком; снижение границы пенсионного возраста.
         2.2.4.  Система  пожизненного  найма   (используется  в   Японии) Работники   нанимаются   непосредственно   из   учебных   заведений после испытательного срока  приобретают статус  постоянного  работника и гарантии занятости до пенсии (55 лет), для них ежегодно производится   увеличение   заработной   платы   за   выслугу   лет предоставляются другие материальные выгоды.
          2.2.5. Конверсия  оборонных  предприятий.  Реорганизация  оборонных заводов в гражданские ведет к росту рабочих мест.
          2.2.6.Содействие в развитии мелкого  и среднего бизнеса
       3. Гибкая система занятости. Ее функционирование связано с усилением производственной гибкости, в результате чего происходит диверсификация производства, рост мелких производственных единиц, рост числа мобильных малых предприятий ориентированных на потребителя, развитие подрядных форм труда. В рамках этой системы широко применяются различные размеры заработной платы как на уровне предприятий, так и между предприятиями. Важное значение имеют гибкость использования рабочей силы, ее подвижность между предприятия внутри предприятия, между профессиями.[7,с.156]
     Пассивная политика занятости предусматривает два подхода, к организации материальной помощи безработным: создание систем социального страхования и материальной помощи безработным. В первом случае помощь оказывается работникам, временно уволенным в связи со структурными изменениями или спадом производства, во втором — лицам, по тем или иным причинам незанятым общественном производстве или испытывающим трудности с устройством на работу, в том числе и безработным с длительны периодами безработицы. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, а система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.[7, с.157]
     2.3 Особенности политики занятости в Республике Беларусь.
В настоящих  условиях развития нашей страны приоритетной задачей государства является разработка и осуществление такой политики занятости населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность общества, повышение эффективности труда, смягчение последствий безработицы и приведение ее к естественному уровню. Реализация данных задач возможна лишь путем совершенствования налоговой политики хозяйственного и других регулирующих механизмов.
       Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система государственного регулирования оплаты труда имеет ряд существенных недостатков и нуждается в серьезном реформировании. К числу основных задач, требующих решения, относятся:
      в хозрасчетной сфере: усиление стимулирующей роли оплаты труда в наращивании объемов производства и повышении его эффективности. Вместе с тем необходимо надежно противодействовать устремлениям производителей увеличивать объемы средств, направляемых на потребление, за счет завышения монопольных цен на выпускаемую продукцию, а также стимулировать использование полученной прибыли на инвестиции в целях развития производства;
      в бюджетной сфере:
        преобразование действующего механизма скачкообразной корректировки оплаты труда на основе периодических пересмотров норматива минимальной заработной платы, который в условиях инфляции регулярно приводит к созданию дисбалансов в экономике и регулярно повторяющемуся относительному снижению уровня жизни получателей дохода из государственного бюджета. Кроме того нужно более тесно увязать изменение заработной платы в бюджетной сфере с динамикой оплаты труда в хозрасчетных отраслях, усилив заинтересованность работников бюджетной сферы в повышении благосостояния всего общества;
        и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.