На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бессознательное в структуре психики человека

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ «Мурманский гуманитарный институт»
Факультет психологии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА №1 

По  дисциплине общая  психология
На тему: «Бессознательное в структуре психики человека» 
 

Дата  сдачи работы:                                                   Исполнитель:
________________                                                    Платонова М.С.  группа 1С 

Дата  проверки работы:                                             Научный руководитель:
________________                                                    Табейкина М.Ю. 

 
                                                                                     Оценка: ______________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики……………………6
Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека…………………10
               2.1. Изучение бессознательного…………………………………….10
               2.2. Бессознательное в психике  человека…………………………..12
               2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация…14
               2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических  
                      Процессов………………………………………………………….25 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Существенное  отличие человека от животных состоит  в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать  его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
     Проблема  сознания и бессознательного давно  и интенсивно разрабатывается как  в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают  различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение  бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
     Часто, совершив определенный поступок, человек  не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, нужно особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.
     Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
     Понятие сознания является одним из центральных  в психологии, философии и во всех антропологических науках.
     Вследствие  этого проблема сознания и его  взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.
     К. Юнг в книге “Сознание и  бессознательное” рассматривает отношение между “эго” и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.
     В книге А. Г. Спиркина “Сознание и  самосознание” анализируется проблема соотношения сознательного и  бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.
     В книге А. Н. Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность” процесс осознания  связывается с опредмечиванием  представлений, с тем, что “Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной” (стр. 30), а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.
     Л. С. Выготскому мы обязаны необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и изложен кратко на заключительных страницах его основной монографии “Речь и мышление”.
Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый “сгусток смысла”.
     Несмотря  на множество публикаций, в истории  психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных.
     Цель  данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
     Объектом  исследования является психика человека.
     Предметом исследования – бессознательное  в структуре психики человека.
     Задачами  являются:
      Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека;
      Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики 

     Понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у  разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего.
     Одно  из определений сознания дал советский  психолог А. Г. Спиркин: сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. [4]
     В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более  или менее установившимся и совпадающим  у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом: [4]
     1. Человек, обладающий сознанием,  выделяет себя из окружающего  мира, отделяет себя, свое “я”  от внешних вещей, а свойства  вещей – от них самих.
     2. Способен увидеть себя находящимся  в определенном месте пространства  и в определенной точке временной  оси, связывающей настоящее, прошлое  и будущее.
     3. Способен увидеть себя в определенной  системе отношений с другими  людьми.
     4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.
     5. Отдает отчет в своих ощущениях,  мыслях, переживаниях, намерениях и  желаниях.
     6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.
     7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и  оценивать их последствия, т.е.  способен к осуществлению преднамеренных  произвольных действий.
     Все эти признаки противопоставляются  противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
     Обязательным  условием формирования и проявления всех указанных выше специфических  качеств сознания является язык. В  процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание” – как отметил А. В. Петровский. – “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием”. [1, с.314]
     А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие  основные характеристики:
     - Сознание есть совокупность знаний  об окружающем мире. В структуру  сознания входят важнейшие познавательные  процессы, с помощью которых человек  постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
     - Закрепление в сознании различий  субъекта и объекта. Человек,  впервые в истории органического  мира выделившийся из него  и противопоставивший себя окружающему,  продолжает сохранять в своем  сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
     - Обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
     - Включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
     Обязательным  условием формирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык - это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становиться реальным сознанием этого человека.
     Низший  уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. [1, с.324] Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.
     В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека. [1, с.329]
     Таким образом, сознание – это наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека 

     2.1. Изучение бессознательного 

     Общая идея о бессознательном встречается  еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие  трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной.
     Проблема  бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать.
     Иное  освещение вопрос приобрел в концепции  Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы.
     Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.
     В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. [4]
     Кант  связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.
     В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника, прежде всего, художественного творчества. Шопенгауэр, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание.
     В иррациональном духе трактовал бессознательное  и Ф. Ницше. Он считал, что вера в  человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может  исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно.
     Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт  и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него.
     Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь  законов логического развития мысли  с бессознательными явлениями, утверждал  существование не только осознаваемого, но и неосознанного “Мы”.
     Существенным  толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.
     Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное.
     Павлов  связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной  возбудимостью.
     Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось. [4] 
 

     2.2. Бессознательное в психике человека 

     Наряду  с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.
     Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление, мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое. [4]
     С физиологической точки зрения бессознательные  процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
     Человеческий  разум нес бы на себе непомерно  тяжелый груз, если бы он вынужден был  контролировать каждый психический  акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.
     Как зарождается бессознательное? –  этот вопрос также достоин внимания. [4] Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.
     Существует  известный психологический механизм, делающий возможным распределение  психологического материала между  сознательным и бессознательным.
     При столкновении двух антогонистов, например, при противопоставлении любви и  ненависти, когда оба чувства  направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие  процессы душевной жизни.
     Таким образом, бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.
     Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. 

     2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация 

     Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы. [3, с.149]
Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
     В свою очередь, в первый класс —  неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
     Под неосознаваемыми автоматизмами  подразумевают обычно действия или  акты, которые совершаются без  участия сознания, как бы «сами  собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние — состояние «свободной головы» — и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу.
     Одни  процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться  в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту  группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка.
     К их числу относятся: сосательные  движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.
     Вторая  группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или  навыками. К этой группе действий относятся  те, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии  сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. [3, с.150]
     Процесс формирования навыков имеет фундаментальное  значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с простого — с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.
     Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно.
     Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действии, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.
     Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания нестабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.[3, с.150]
     Следует отметить, что именно в изменении  степени представленности действий в сознании состоит отличие навыков  от автоматических действий, которые  при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. Необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка.
     В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высокой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли представители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия.
     В советской психологии этой проблеме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н. А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. [3, с.151]
     Если  говорить в обобщенной форме о  соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.
     Автоматизмы существуют также и в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека. Например, бегло читая какой-либо текст, человек не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки. [3, с. 151]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.