На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат А. И. Герцен, создатель русского социализма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Наро?дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.
Зарождение
 
А. И. Герцен, создатель  русского социализма 

Идеология народничества  основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления  в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие  крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма»  были сформулированы на рубеже 40—50-х  годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление  на Герцена, породило у него неверие  в европейский социализм, разочарование  в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права  на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так  возник «русский (или общинный) социализм» Герцена. 

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому  получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего  землевладения, введении крестьянского  общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и  волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая  при этом национальное единство, развить  частные права и сохранить  неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому  его называют основоположником, «предтечей», народничества. 

Идея общинного  социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения. 

Возникнув в 1870-х  гг., этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они — представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.
[править]
Течения 

В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители  умеренного течения стремились к  ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями  Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего  режима и немедленному осуществлению  идеалов социализма. 

Также по степени  радикализма в народничестве  можно различить следующие направления: (1) консервативное, (2) либерально-революционное, (3) социально-революционное, (4) анархистское.
[править]
Консервативное направление 

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно  связано со славянофилами (Апполоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица — Юзова. 

В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу писателя П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением. 

Народные «устои» (общинное начало, артельное начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным  уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно  сказалось новое отношение к  народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так  и в общем и направлении. Стремлением к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика». 

Известная исследовательница  А. Я. Ефименко показала высокий нравственный смысл многих начал, лежащих в  основе русского обычного права. Приблизительно к этому же времени относится образование специальных комиссий в Географическом и Вольном Экономическом обществах для изучения обычного права, общинного землевладения, раскола, артелей и ряд работ (А. С. Посникова, П. А. Соколовского, В. Орлова, С. Я. Капустина, Якушкина, Пругавина, В. Е. Варзара, П. С. Ефименко и др.), посвященных научному констатированию замечательных «особенностей» нашей народной жизни. В этом виде русские «особенности» признавали и противники «деревни».
[править]
Реформистское (либеральное  или легальное) направление[1] 

Оформилось на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Его идеологами выступали  Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, И. И. Каблиц, В. П. Воронцов и др. 

Иванов-Разумник характеризовал реформистское народничество «догматическим», «оптимистическим», «некритическим»  в отличие от «критического» революционного. 

Л. А. Тихомиров в  статье «Что такое народничество?»  хвалил Каблица и Воронцова, отмечал, что в их работах «народничество утратило свой революционный характер». 

В. И. Ленин превалирование либеральной тенденции среди  идеологов народничества относил  к 80-90-м гг. 19 в. 
 

[править]
Либерально-революционное  направление 

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918). 

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии  название «пропагандистского», а в  постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.
[править]
Социально-революционное  направление 

В советской историографии  это направление именовалось  «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества  — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что  самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет  быстро ликвидировать. Для этого  «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить  власть и превратить страну в большую  общину-коммуну.
[править]
Анархистское направление 

Если Ткачев и  его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя  создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость  преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и  П. А. Кропоткин. Оба они скептически  относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее. 

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков  уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации  всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. 

Кропоткин делал  акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум»  народа к созданию коммун, автономий, федераций.
[править]
История революционного народничества 

Нелегальные и полулегальные  народнические кружки начали революционную  работу «в народе» еще до отмены крепостного права в 1861 г. По методам  борьбы за идею эти первые кружки заметно  различались: пропагандистское и заговорщицкое  направления существовали уже в  рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х). 

Пропагандистский  студенческий кружок существовал в  Харьковском университете (1856—1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимым свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием. 

В 1861—1864 наиболее влиятельным  тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко), вдохновленные идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Они ждали её к 1863 — после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее местом распространения печатной продукции (книжным магазином А. А. Серно-Соловьевича и Шахматным клубом) выработало свою программу — передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Однако эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами. 

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863—1866 в Москве выросло тайное революционное общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп. В 1865 входившие в него П. Д. Ермолов, М. Н. Загибалов, Н. П. Странден, Д. А. Юрасов, Д. В. Каракозов, П. Ф. Николаев, В. Н. Шаганов, О. А. Мотков установили связи с петербургским подпольем через И. А. Худякова, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др. Пытаясь воплотить в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать их первым шагом будущего социалистического преобразования общества, они создали в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии. 

К началу 1866 у «ишутинцев» появились небольшое, но сплоченное центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского с каторги (1865—1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д. В. Каракозова, на императора Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания. 

В 1869 в Москве и  Петербурге начала деятельность организация  «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью ее была также подготовка «народной мужицкой революции». Члены организации оказались  жертвами шантажа и интриг ее руководителя. Когда член «Народной расправы»  студент И. И. Иванов выступил против ее руководителя, он был обвинен  Нечаевым в предательстве и убит. Это преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам  Нечаев бежал за границу, но был там  арестован, выдан российским властям  и судим как уголовный преступник. 

1870-е годы выдвигают  на первый план беспредельное  народолюбие; «кающиеся дворяне» (по меткому выражению Н. К. Михайловского) всецело посвящают свою жизнь на то, чтобы загладить перед мужиком вековую вину барства-интеллигенции. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков народнических кружков. Один из них, созданный С. Л. Перовской (1871), влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое М. А. Натансоном[2]. В кружке «чайковцев» (Н. В. Чайковский осуществлял сношения с легальным миром, поэтому название по его имени условно)[3] участвовали такие в будущем известные революционеры как С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, Н. А. Чарушин и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.