На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Предмет и функции философии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                         Содержание

                                              Введение.

 
    Мы  живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
    В этой ситуации проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.
     В становлении  человека как личности и определении его места в  мире философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.
     Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека.
     С момента своего возникновения она  стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.
     .
     .
     .
     .
     .

1.Предмет  философии.

Место философии в системе  наук и культуре.

 
     Первым, кто попытался объяснить слово «философия», был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вторая половина VI в. — начало V в. до н.э.). Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (520 — 460 до н.э.).
     Но  совсем другого мнения придерживались софисты1. Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.
     Знаменитый  древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
     По  мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия — единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания» [5;35].
     Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: «Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже не. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [2;24].
     В любой теории, как известно, различается  предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
     Одни  мыслители видели суть философии  в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д.
     Все это доказывает, что философию  отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
     Особенно  отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, (человека и человеческого существования). В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
     Однако  это лишь краткая дефиниция, требующая  своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категорий и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия.
      Философия —  это  такая  область  духовной  деятельности  человека,  которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в  основе  именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.
      Да, философия действительно не обладает таким же предметом,  как,  например, естественные науки,  в  том  смысле,  что  предмет  философского  знания  не локализован  в  пределах  той  или  иной   конкретной   области   знания   и действительности, как, например, физика, биология и т.д.  Однако  предмет  у философии есть, и принципиальная невозможность  его  локализации  составляет его специфическую особенность.
      «Предметом  философии являются  всеобщие   свойства   и   связи (отношения)  действительности  -  природы,  обществ,   человека,   отношения объектов действительности и  субъектов  мира,  материального  и  идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи,  отношения,  присущие  как объектам   действительности,   так   и    субъективному    миру    человека»[5;21].
      Количественная  и  качественная  определённость,   структура   и   причинно-следственные связи  и  другие  свойства,  связи  относятся  ко  всем  сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии  является не индивидуальный субъект  с  его  особенными  качествами,  а   субъект  как общее, субъект как универсальная  категория,  противопоставленная  столь  же универсальной категории объекта. В этом смысле  философия рассматривает  не только, скажем, проблему «я», но проблему соотношения этого  «я»  с другими «я», проблему понимания, как одну из центральных проблем теории  познания.
      Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие  свойства и связи (пространство и время, количество и  качество)  существовали,  когда философии ещё и не было. Это та область духовной  деятельности  человека,  в основании  которой  лежит  рефлексия  над  самой   этой   деятельностью   и, следовательно, над её смыслом, целью  и  формами  и  в  конечном  счёте  над выяснением  сущности  самого  человека  как  субъекта  культуры,   то   есть сущностных отношений человека к  миру.  Человек,  его  уникальная  личность, будучи, во-первых, предметом философии,  во-вторых,  единственным  субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и  непременным атрибутом философии.
      С  течением  истории  конкретное  наполнение  этой  общей специфики философского предмета неоднократно  обновлялось,  наполнялось  всё новыми и новыми  смысловыми  нюансами,  но  всегда  в  глубине  философского знания лежала  именно  эта  исходная  установка  на  выяснение  связи  между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и  способов познания и преобразования мира человеком.
      Философия, таким образом, — это не просто особая научная дисциплина,  а  ещё и специфический тип мышления и даже своего рода «философский» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы  погружаясь в это «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о  смысле и цели человеческой истории.
Место философии в системе  наук:
     «Непосредственной целью  науки  является  описание,  объяснение  и предсказание процессов и явлений действительности,  составляющих предмет ее изучения,  на основе открываемых ею законов»[2;38]. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.
     Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности  своих выводов.
      Европейская традиция,  восходящая  к античности,  высоко ценившая единство разума и нравственности,  вместе с тем прочно связывала философию  с  наукой.  Еще  греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного,  а порой и просто легковесного мнения.  Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности,  в том числе и для философии. 
      Первую попытку обрисовать круг задач философии,  перед лицом  существующих  и только начинающих формироваться конкретных наук,  в свое  время предпринял Аристотель.  В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах,  первопринципах,  самых общих  началах бытия.  Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение.  Он  назвал  эту область знания «госпожой наук»,  считая, что другие науки,  как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное  для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась  в течение многих веков.  Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук»[2;44].
      В Древней Греции философия зародилась  в  качестве  всеобъемлюще науки  - само слово «философия» означает «наука».  Эта наука была направлена на все,  что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.  Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия,  при дифференцированном состоянии отдельных  наук,  становилась отчасти  органом,  соединяющим  результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни.
      В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.  В  это время  возникло  и  приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность,  одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки»[2;45]. В позитивизме был сформирован вывод о том,  что философия  это  суррогат науки,  имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.  На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.  Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий.
      Ко всему  прочему отличием философского знания от других является то,  что философия - единственная из наук объясняет, что  такое  бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Место и роль философии  в культуре:
     Каждый  из нас слово «философия» так  или иначе, увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между  ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность
     Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами– философия рефлексирует над основаниями культуры. При всем разнообразии подходов к пониманию философии, никто не оспаривает тот факт, что философия представляет собой одновременно и знания, и ценности.
     Именно  благодаря этой особенности философия была определена великим немецким философом Гегелем как «квинтэссенция самосознания исторической эпохи» или «эпоха, схваченная в мыслях»[1;47]. Философия передает знания и ценности грядущему поколению в специфической рациональной, то есть в мысленной форме, вырабатывая «мысли о мыслях». Перед философией калейдоскопичный, мозаичный мир предстает в опосредованном мыслями виде. «Философское знание не является знанием о фактах. Эта размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве»[4;42].
      Философия связана с жизнью, либо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью, так или иначе, располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления.
      По  мнению Альберта Швейцера2, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». «Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей»[3;29].
     Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного.
Культура  – мера человеческого в человеке.
      Что касается «философии», то ее, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем.
     .
     .
     .

.2.Основные разделы философии

(краткая  характеристика).

 
     Разделы философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, социальная философия, философская антропология.
     «Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытие, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия»[3;53]. Термин «бытие» был введен Р. Гоклениусом3 только в 1613 г., уже в античности сформировались различные варианты онтологии как учения о бытии как таковом, которое связано с различением подлинного бытия и неподлинного сущего. В поздней схоластике делается поворот от метафизики бытия к региональным онтологиям, которые ставили вопрос о бытии объектов того или иного рода, например, универсалий, чисел и др. «Центральная задача философии Нового времени - проблема онтологического статуса объектов научного знания»[3;53]. Исходная установка новой онтологии выражена Декартом4 в тезисе о том, что этот мир может быть создан лишь так, как это вообразил субъект. В философии Спинозы5 возрождается метафизика бытия, учение о бытии как таковом - бытию приписываются такие характеристики как самодетерминация, самодостаточность и всеблагость. Возражая Спинозе, Лейбниц6 создает вариант плюралистической онтологии, исходным принципом которой являются «монады» - «духовные атомы», дискретные идеальные первосущности.
     По  Канту7, онтология как учение о бытии как таковом, вне его соотнесенности с теоретическим знанием, с поступком человека, со способностью оценки, вообще лишена смысла.
     В XIX веке онтология подвергается критике  со стороны позитивизма, в частности, за некритическое авансирование автономии понятиям науки. В XX веке делается важный поворот к утверждению онтологии как центральной части философии; происходит осознание историчности человеческого бытия, провозглашается необходимость «очищения» сознания от разного рода привнесений и отождествлений, с целью достижения чистоты, позволяющей непосредственно созерцать бытийственные сущности; тем самым, сознание понимается как средство прорыва к бытию.
     «Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, выявляются всеобщие предпосылки и условия истинности познавательного процесса. В каждом направлении современной философии есть своя гносеология»[3;54].
     Гносеология - это прежде всего теория познания как таковая (теория распредмечивания мира). Здесь ставятся и обсуждаются вопросы о природе знания, его источниках, о самом процессе познания, его формах. К числу основных вопросов в теории познания относится вопрос, что есть истина?
     «Логика (греч. logos - учение; слово; понятие; рассуждение; разум) – в значении «формальная логика» (основоположником которой был Аристотель) - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания»[3;54]. К общезначимым формам мысли относят: понятия; суждения; умозаключения. К общезначимым средствам мысли относят: определения; правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений; правила перехода от одних умозаключений к другим как следствиям из первых; законы мысли, обосновывающие такие феномены как системное мышление. Логика, в качестве основания корректного мышления, является наукой о мышлении. В этом амплуа, логика - лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности его содержания. Задача формальной логики - каталогизация правильных способов рассуждений, позволяющих из истинных посылок получать истинные суждения. Логика в формальном ее выражении определяется дедуктивным и индуктивным процессами мысли. В настоящее время логика распадается на множество направлений: метафизическая; психологическая; теоретико-познавательная (трансцендентальная); семантическая; предметная; неосхоластическая; логика как методология и логистика.
     «Этика - философское учение о нравственности, морали»[3;55]. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение «практической философии», стремящейся ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы выход из данной ситуации сделать нравственным. При этом этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности могут быть выявлены не только в ситуации, но в самой личности. Таким образом, этика способствует пробуждению оценивающего сознания в человеке.
     Мораль  как объект изучения этики есть один из основных способов нормативной регуляции человека и доминирующая в конкретном обществе форма общественного сознания. В современной философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей; социальная этика; христианская этика. При этом этика, основанная исключительно на позитивных ценностях (к примеру, христианских заповедях), представляет собой скорее моральную теологию, чем философскую этику.
     «Эстетика - философская дисциплина, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей»[3;57]. Причем, данные сферы эстетического связаны настолько, что их невозможно развести как автономные, хотя они, и обладают известной самостоятельностью. Так, эстетика как проявление ценностного отношения человека к миру рассматривает природу и своеобразие эстетического, закономерности дифференциации эстетических ценностей и т.п. В свою очередь, эстетика как сфера художественной деятельности людей изучает художественную деятельность, ее генезис и динамику, структуру и своеобразие художественного, место художественного в культуре и т.п. Однако эстетика все же не столь ограничена сферой эстетического и художественного освоения мира, чтобы данные элементы исчерпывали ее содержание. Эстетика, кроме всего прочего, еще вырабатывает и своеобразную программу становления эстетического как такового. Другими словами, эстетика это учение не только о прекрасном, но и эстетически важном. В зависимости от философских взглядов и методологических установок ученых, занимающихся эстетикой, различают: эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную, спекулятивную эстетику.
     «Социальная философия – раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы функционирования и развития общества»[3;57]. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен. В общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.
     «Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества»[3;58].
     «Философская антропология – раздел философии, исследующий наиболее общие и существенные проблемы человека»[3;58]. Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.
     Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука.
     .
     .
     .
     .
     .
     .
     .
     .

3.Функции философии: мировоззренческая, 

методологическая, рефлексивно - критическая и интегративная.

 

     Вопрос  о функциях философии – это  вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего, используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции:
1. Мировозренческая  функция.
     Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни.
«Существуют различные виды мировоззрений:
1. Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.
2. Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.
3. Стремление  решать проблемы рационально приводит к формированию научного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.)»[2;56].
     Мировоззрение людей образуется под влиянием самых  различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.
     Средствами  разработки мировоззрения является философские размышления. В создаваемых философами системах обобщаются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Поэтому идеи философов получают признание и распространение в обществе.
     Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих вопросов.
     «Мировоззрение человека, не знающего философии и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно страдает неустойчивостью или догматичностью, ему свойственны несогласованность и внутренняя противоречивость»[1;63-64].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.