На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
                   
                         Специальность 030301 Психология
                      Специализация – Клиническая психология 

                                 Дунякина Галина  Сергеевна 
 
 

                              КУРСОВАЯ РАБОТА 
     
     
     
     

Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией  субъективной картины жизненного пути личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 
 

                                                   УФА 2010 

                                         
                                                ОГЛАВЛЕНИЕ 

  ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности  ………………………………………28
2.3 Методика  социально-психологической адаптации  личности………………..29
3  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты  количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………...44
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49 

                                                      

                                                  
                                                     ВВЕДЕНИЕ 

         В нашем современном мире проблема смысла жизни наиболее важная. Найти универсальный смысл, доказать его существование или отсутствие совершались величайшими мыслителями и философами древности. Этот извечный вопрос переходил из одной эпохи в другую, из поколения в поколение, но XXI век сделал проблему поиска смысла жизни актуальной. Бесспорно, что современный мир способен дать человеку очень многое, облегчить его жизнь, сделать ее комфортной и яркой. Но с другой стороны, человек теряет нечто несоизмеримо большее. Осознание того, для чего он живет, к чему ему стоит стремиться, он теряет смысл жизни. Тогда потеря смысла жизни служит причиной возникновения смысложизненного кризиса. Прогрессивными мыслителями по-разному оценивается роль кризиса смысла в становлении личности. Одни придерживаются мнения о том, что кризис смысла жизни является самостоятельным клиническим симптомом, другие считают смысложизненный кризис состоянием, сопутствующим нарушениям психологического здоровья. Но понятно лишь то, что наличие смысла жизни является признаком нормального развития личности.  Отсутствие же ведет к нарушению психологического здоровья личности, а также к деформации субъективной картины жизни.
  Таким образом, объектом исследования является смысложизненный кризис и его влияние на субъективную картину личности.
Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
 проведено  комплексное эмпирическое исследование связи особенностей смысложизненного кризиса студентов, обучающихся в колледже, с их деформацией картины жизненного пути; установлены субъективные оценки различных сторон жизни, связанные с деформацией картины жизненного пути; на выборке  студентов колледжа эмпирически подтверждены положения Б.Г Ананьева о взаимосвязи смысложизненного кризиса на субъективную картину жизненного пути личности.
Практическая  значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в психологическом сопровождении студентов с субъективной картиной жизненного пути. Особенности смысложизненнного кризиса могут выступать ориентирами желательных изменений в психокоррекционной работе. Полученные данные могут использоваться при подготовке курсов по психологии личности, психологии развития и возрастной психологии.
Гипотеза исследования: существует ли взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины мира жизненного пути личности.
Для исследования представлена выборка студентов  радиотехнического колледжа г. Екатеринбурга в количестве 20 человек. 
 
 
 

                      
 
 
 

   
 
 
 

  1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 

      Психологическая проблема смысла жизни
 
         К раскрытию проблемы смысла жизни обращались многие мыслители философской мысли, но существует немало разногласий в её понимании.
З. Фрейд  пришёл к выводу, что ответа нет на существующий вопрос. Он не пришёл к ответу на этот вопрос. Он старался разрешить на поведении людей, с их жизненными целями и поступками. Люди хотят пребывать в состоянии счастья. Но это состоянием то омрачается неудовольствиям, то состоянием сильных чувств наслаждения. Главное, чтобы быть счастливым, надо испытывать удовольствия и избегать несчастья. Но, наверняка, это сделать невозможно, так как жизнь наполнена различного рода испытаний, и у каждого они свои. Как говорится, под каждой крышей свои мыши. [43,с.46]
  Но  каждый человек всё-таки наполняет  жизнь смыслом. Интересную идею  выдвинул российский философ  Ю.Кудрявцев. Под смыслом жизни он видит в высоком предназначении:  в нравственности, справедливости, честности, идейности. Он отрицательно относился к людям с низкой нравственностью, аморальным людям, которые считают смыслом жизни деньги, женщины и власть.[21,с.223]
В. Франкл, рассматривая проблему поиска смысла жизни человеком, отрицает это. Самореализация вообще важны для человеческой жизни, они достижимы как результат. [37, с.119]. По мнению А. Т. Москаленко и В. Ф. Сержантова [26,с.125], смысл жизни состоит в развитии человека, соответствующем  его собственной  природе. 
Если потребность смысла жизни существует, то свойство индивида, которое обусловливает тот факт, что без возникновения в его жизнедеятельности таких ценностей, которые он признает или может признавать создающими смысл его жизни, он не может правильно воспринимать жизнь. В таком случае его жизнедеятельность не соответствует его возможностям и отрицательно им оценивается в реальности.  [27,с38] 
На протяжении жизненного пути человек стремится обрести смысл жизни. Он испытывает фрустрацию. Это стремление остаётся нереализованным. Осознав свое предназначение, человек может реализовать себя.

  О смысле жизни пишет Б. Братусь. Смысл жизни - это насущная потребность, которая основывается на огромном противоречии между ограниченностью, смертностью, индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. [10,с.56]
 В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни изучается преимущественно под влиянием каких-либо факторов, происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии. Как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [23,с.143].
В. Франкл утверждает, раскрывая эту проблему, что не существует универсального смысла жизни. Смысл жизни всегда уникален для каждого человека. Ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизирующиеся в типичных ситуациях. С ними сталкивается общество или даже все человечество» [38,с.288]. В. Франкл выделяет пути, посредством которых человек может найти смысл своей жизни.  Сделать жизнь осмысленной можно с помощью своих творений, которые он отдает миру. Сделать жизнь с помощью того, что он берет от мира. Сделать жизнь можно с помощью позиции, которую он занимает по отношению к судьбе, изменить которую он не в состоянии. Исходя из этого, можно выделить три категории ценностей: созидательные, переживания и   отношения. 
Когда человек не может уклониться от выбора ценностей, то он принимает решение, какая из имеющихся возможностей достойна реализации, а какая является необходимостью. Когда человек осуществляет смысл и реализует ценности, то он реализует самого себя. Если человек  хочет стать тем, чем хочет стать, то ему надо делать то, что он должен делать. Тогда человек может прийти  к самому себе. [39, с.120]. Человек находит смысл жизни в создании творческого продукта, совершении дела, в переживании истины, добра и красоты, в переживании природы и культуры, во встрече с другим уникальным человеком, в любви. И главное лежит в особенностях взаимосвязи понятий «самоактуализация» и «смысл жизни». Самоактуализация - это лишь результат, следствие осуществления смысла, лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл. Этот смысл он находит во внешнем мире. «Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл актуализации сразу теряется» [40, с.59].

Некоторые авторы утверждают, что ввиду отсутствия актуальной необходимости смысл жизни может недостаточно осознаваться, находясь в потенциальном состоянии. Здесь существуют опасения человека выявить собственную несостоятельность. Но в кризисные периоды возникает потребность осознать смысл  своей  жизни. Понимание своей жизни является необходимым условием полноценного функционирования личности [27,с.38].
 И.  С. Кон отмечает, что целостное осмысление жизни придает ей направленность, обеспечивает преемственность отдельных этапов жизненного пути и насыщая ее содержанием [17,с.34]. В жизненном процессе осуществления намеченной программы человек может испытывать затруднения. Предпринимая определённые действия, изменяющие и жизненную ситуацию, и его самого, и направление собственных мыслей.
  Подробнее остановимся на таком аспекте, что жизненная позиция определяет склонность человека к жизнетворчеству. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый состоит в выборе основного направления жизни, в выявлении ее целей и этапов их достижения, их соподчиненности. Стратегия возникает сначала как идеальный план. Второй признак стратегии жизни состоит в решении проблем, которые возникают при противоречии между намерениями человека и их воплощением в жизнь. Отсюда следует, что с необходимостью разрешения таких противоречий в жизнедеятельности вырабатываются особые качества. Жизненная задача человека состоит в решении возникающих противоречий, в определении пути самореализации, в создании для этого условий, которых нет в наличии. Третий признак стратегии жизни состоит в непрерывном жизнетворчестве, потому что только в процессе жизненного поиска человек постоянно делает для себя открытия. Такое творчество может представлять для человека особую ценность жизни, ее неотъемлемый атрибут. Однако мера подобного творчества может отличаться у разных людей. К. А. Абульханова-Славская рассматривает стратегию жизни в широком ее понимании. Жизненная позиция реализуется в различных жизненных условиях, обстоятельствах. Личность способна к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее продожению и развитию. [3,с.245].  
Интересна мысль, что субъективно-личностный есть аспект смысложизненной рефлексии. Далеко не всегда выбор смысложизненных ориентаций носит рациональный характер. Иногда человеку тесно в перемещениях своего внутреннего мира, в особенности глубинных установок, к которым относятся и смысложизненные. Представления человека, убеждения, вкусы не являются полным результатом самостоятельной «выделки» в соответствии с некоторой сознательно избираемой моделью. Они сложились в итоге длительного предшествующего жизненного опыта. Скорее всего, до юношеского возраста, в котором личность обычно и начинает творить свой жизненный путь и его жизненный смысл осознанно и целенаправленно».[8,с.137]. 
В научной литературе ещё не достаточно изучен субъективно-личностный аспект смысложизненной рефлексии, в частности, наличие смысла жизни во внутреннем мире субъекта. В некоторых исследованиях констатируется, что степень личностной зрелости человека в значительной степени обусловливает его отношение к жизненным инновациям, предопределяет возникновение внутриличностных конфликтов.  В процессе самореализации человек осуществляет смысл, который он вкладывает в понимание своей жизни. Он реализует свое пристрастное отношение к действительности, воплощенное в его системе личностных смыслов. [24,с.18]. Здесь следует учитывать взаимосвязь жизненного пути и онтогенеза в индивидуальном развитии человека.[35,с.15]. 
Итак, самореализация как предмет психологического исследования предполагает, прежде всего, исследование структуры личностных смыслов в образе мира человека, особенностей внутреннего мира лиц с разным уровнем самореализации в различных сферах жизнедеятельности во взаимосвязи с их индивидными и личностными свойствами. 
     В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для личности феномена смысла жизни. Этому вопросу посвящали работы отечественные учёные и зарубежные, а именно, С. А. Чудновский, Д. Леонтьев, В. Рубинштейн, А. Франкл и другие.

     Как указывает Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии. Как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Смысл жизни психологами определяется как адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни. Смысл жизни как концентрированную описательную характеристику стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [24, с.18].
 Смысл  жизни - это «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [35, с.3].
   Характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: суть, главное, основное в данном предмете, явлении; личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенны. Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни. Первый признак - «реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни. С одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека. Второй признак - «конструктивность» смысла жизни, то есть, степень его позитивного, или негативного, влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека. [35,с.15]
Быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь - вот что такое для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни. [30,с.643].
   Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни, в теории В.  Франкла, рассматривается как врожденная мотивационная тенденция. Именно мотивация присуща всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Причина многих психических заболеваний и разных видов отклоняющегося поведения - отсутствие смысла. Смысл жизни каждого человека уникален и  существуют смысловые универсалии, ценности. [36, с.114]. По мнению учёного, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких условиях. Смысл жизни всегда может быть найден. Психолог считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями. Это дело, направленное на достижение социально-значимых целей. Это в переживании гуманистических ценностей. Это определенная позиция по отношению к обстоятельствам своей жизни.
      В. Франкл  дал  подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком. Отсюда следует, что невозможно определить готовые решения наиболее успешных целей существования. Это и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того,  ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. Учёный указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация – феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния – свойственен в основном «думающей» молодёжи.  Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи.
    Некоторые из используемых понятий, такие, как смысл жизни, жизненная цель, осмысленность, бессмысленность уже в достаточной степени проработаны, но еще несут на себе груз философских интерпретаций. Наиболее чётким является понятие поиска смысла жизни». [14,с.157] Понятие поиска смысла жизни полагается в качестве интегративного теоретического конструкта в силу нескольких причин. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет индивида. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути. Поиск смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен.
     С позиций психологии человеческого  бытия логично предположить, что  за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути.
     Так как группа испытуемых составляет студентов, рассмотрим основные виды понимания личностью смысла жизни в юности.
     1. Терминальный вид. В целом личность смысл своей жизни видит в конечной реализации жизненных целей, осуществлении сокровенных мечтаний и покорении определенных жизненных высот.
     2. Процессуальный вид. Специфику  понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передают крылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».
     3. Нигилистический вид. Личность  с таким видом понимания обесценивает значение смысла жизни лично для себя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности для человека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет», «потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).
     4. Аксиологический вид. Это такое  понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека).
     5. Гедонистический вид. Общая логика, присущая данному виду понимания, заключается в осмыслении личностью своей жизни через категории удовлетворения – неудовлетворения личных потребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «получении удовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний». В свою очередь осмысленность жизни обусловливается притоком, «валом» всяческих благ.
     6. Аскетический вид. Содержание  данного вида составляют утверждения о необходимость ограничения человеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.
     7. Эвдемонический вид. В данном  случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье.
     8. Глористический вид. Существование  личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознания своей значимости и почтенности.
     9. Деонтологический вид. Деонтологическое  понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным.
     10. Гуманистический вид. Прямым источником  гуманистического понимания смысла жизни явилась направленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других» («ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесение пользы другим.
     11. Виталистический вид. При таком  понимании смысл жизни вкладывается в «борьбу за выживание», «конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо превозмогать.
     12. Фаталистический вид. Понятие  судьбы чаще всего опредмечивается  в неустранимых жизненных обстоятельствах  («рок», «предназначение», «доля») либо в неопределенной группе жизненных обстоятельств, на которые индивид не способен повлиять («тяжелая жизненная ситуация»).[7,с.157]
     Таким образом, поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности. В следующем параграфе рассмотрим особенности смысложизненного кризиса личности. Авторы обращают внимание на различные стороны понятия смысла жизни, по-своему его трактуют, но сходятся в одном. Смысл жизни – это основа человеческого существования, которое необходимо каждой личности для прохождения жизненного пути. Каковы же особенности жизнепонимания, ответим далее.
В определении понятия смысла жизни поможет раскрытие проблемы жизнепонимания.
   Понятия «жизнепонимание» и «миропонимание» широко использовались в философской и формирующейся психологической науке в конце ХIХ — начале ХХ веке. С позиций чувственно-интуитивного подхода  жизнепонимание отождествляется с категорией «жизнесозерцание» такими исследователями, как А.Бергсон Эдв. Гуссерль, Г. Риккерт. Например, «миро- и жизнепонимание, или миросозерцание», встречается у Эдм. Гуссерля [10,с.156], который под жизнепониманием видит чувственный опыт пережитого индивидом. Г. Риккерт отмечает, что ещё Дильтей считал, что «нужно полностью оценивать интуицию понимания, созерцание полноты жизни и связанности жизни. Это как подлинный способ исчерпывающего мировоззрения и понимания исторического хода событий» [10, с. 31]. Интересно, что Дильтей в своих исследованиях применяет «переживание» как основной метод научного познания [12,с.118].
А.Ф.Лазурский [22,с.401], считавшими, что понимание предполагает, прежде всего, субъективное «переживание» и «означение» как осознание отношений с идеальным и предметным миром. Лазурский и Франкл допускают только одно исключение в том, что явление жизнепонимания и миросозерцания тождественны, когда миросозерцание становится общим. Если М.М.Рубинштейн и Эдм. Гуссерль отождествляют понятия жизни и мира в виде системного отношения «жизнемиропонимание», то С.Франк, напротив, распознает их, выделяя «практическое жизнепонимание и теоретическое миропонимание». Можно считать, что миропонимание есть система действий по освоению и осознанию мира, в целях получения естественнонаучной картины мира.
Категория «жизнепонимание» раскрывалась через категорию «смысл жизни», где понимание есть осмысление. Понятие «жизнепонимания» предложил Е.Трубецкой [34,с.232]. Истинная жизнь, по его мнению, и её смысл сосредотачиваются в ином верхнем, потустороннем плане бытия.
Мы проследили различные трактовки определения смысла жизни, но, на наш взгляд, лучшая принадлежит Л.Н.Толстому. Он пишет, что в радостном и прекрасном мире человек должен «сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем”. И ещё одна фраза: “На прекрасной земле – прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья». Действительно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.[9,с180]
Таким образом, авторы придерживаются опредёлённой точки на зрения – жизнепонимание необходимо каждой личности, для того чтобы жить в этом мире, творить, созидать. А смысл жизни должен быть у каждой личности, которая способна уметь преодолевать любые препятствия во имя самой жизни. Смысл жизни должен быть у каждого человека. При этом важна роль смысложизненного кризиса. На это обратим внимание в следующем параграфе. 

1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности 

     На протяжении жизни у личности возникают особые состояния – это кризисы. Это могут быть несчастные случаи, операция, смерть, утраты, потери. Причиной могут быть не только печальные, но и радостные события: влюблённость, бракосочетание, рождение ребёнка. Но среди пусковых механизмов могут быть ещё и глобальные изменения в политической, экономической или экологической жизни. Внешние характеристики могут быть различные и реакции на критические ситуации для каждого человека будут различные. Здесь важен психологический механизм его возникновения. Как считает Дж. Якобсон, кризис возникает если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами" . Это значит, личностный кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.[8]
Жизненные кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры.
Кризисное состояние как переход личности в новое состояние, которое приводит к запуску в сознание личности новых жизненных ценностей, и оно действительно преобразует её. Пройдёт ли личность экзамен на новую ситуацию или нет. Для этого ей требуется объединение всех сил для решения задач, стоящих перед ней. Личность возрождается тогда, когда  у неё  уже были определённые уроки по преодолению испытаний. Для этого понадобятся и навыки контроля, и саморегуляции. Кризисное состояние – это всегда утрата и разочарованность. У человека были какие-то стабильные, комфортные условия, вещи, состояние организма, но вот он лишается привычных вещей, то есть теряет опору. Но в человеке существует ещё «внутренняя опора»,- внутренняя поддержка, которая успокаивает и настраивает его в трудную минуту. Тогда кризис преодолевается. А если нет этой «внутренней поддержки, личность ищет её во внешней жизни. Кризис – это выход на новые ресурсы, это изменение себя, это честное признание своих ошибок [15]
     У отдельной личности объективная противоречивость человеческого бытия проявляется как переживание внутриличностного конфликта. Внутренний конфликт также является предпосылкой личностного роста, развития. Как ситуация психического направления, внутренний конфликт требует своего разрешения. При этом для успешного его решения человеку необходимо проявить такие качества как умение объективно оценить ситуацию, принять решение, сделать выбор и осуществить его в жизни. Осознание человеком собственной успешности в разрешении проблемы повышает его уверенность в себе, способствует росту уровня притязаний, которые влекут за собой новые цели и задачи.
 Выделяется несколько стадий протекания внутреннего конфликта. На начальной стадии конфликт, как и любое другое затруднение, активирует, приводит к интенсификации усилий личности, которые направлены на разрешение противоречия. На этой стадии продолжается активный поиск решения. Идет пересмотр действий, новый взгляд на ситуацию, происходит замена средств достижения цели или самой цели, которая привела бы к удовлетворительному результату. Привлекаются новые элементы или расширяется контекст восприятия проблемы.
Если  на этой стадии конфликт не разрешился, то он перерастает в хронический. Напряжение усиливается и носит уже разрушительный характер, потому что это приводит к нарушению координации усилий, когнитивной ограниченности, слишком большое сосредоточение на проблеме мешает взглянуть на нее под другим углом зрения, увидеть альтернативы. Также это может привести к эмоциональному возбуждению, что препятствует рациональному процессу мышления и выбора, человек теряет контроль над ситуацией. Все это вызывает чувство тревожности, и, уже как реакция на тревогу приходят в действие защитные механизмы личности. Психологическая защита, как известно, обеспечивает избавление от тревоги, однако, за счет определенного отказа от реальности или ее искажения, что не способствует, и даже препятствует реальному решению конфликта. Наконец, при критическом нарастании аффективного напряжения в сочетании с конституциональной предрасположенностью внутриличностный конфликт может привести к заболеванию неврозом.
Можно сказать, что отрицательная роль конфликта проявляется в том случае, если он относительно длительное время не находит своего разрешения, то он застывает. Пока человек пребывает в состоянии внутреннего конфликта, он не только испытывает психическое напряжение и соответствующие ему эмоциональные переживания, но и не способен двигаться вперёд, совершать реальные действия, достигать конкретных целей. Жизнь с нерешенными конфликтами влечет за собой потерю человеческих сил. Когда человек разделен на части, он не может полностью отдать себя чему–либо, и тем самым, либо распыляет свои силы, либо сводит на нет собственные усилия.
 Можно сказать, что внутриличностный конфликт необходим и неизбежен как ситуация неопределенности, выбора, когда человеку необходимо принять самостоятельное решение, направить течение жизни в том или ином направлении. Это необходимое условие его развития, самореализации. В этом смысле хронический внутриличностный конфликт – явление застоя, отсутствие движения в том или ином направлении, торможение развития, которое может иметь самые негативные последствия для личности. [16,с.102] А выход из кризиса есть. Личность сама полагает, остаться на месте или развиваться дальше.
  Итак, можно утверждать из вышесказанного, жизненный кризис  это испытание, которое каждая личность преодолевает по-разному. Кризис личности необходим, так как он способствует дальнейшему развитию человека. И если личность успешно преодолевает его, то она становится на ступеньку выше прежнего своего состояния. Ведь именно кризис заставляет личность перерождаться, изменяться, становиться мудрее. Перейдём к рассмотрению вопроса о субъективной картине мира жизненного пути личности. 
 

  1.3 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности 

     Этой проблеме уделили внимание многие учёные. А.А. Кроник дает следующее определение рассматриваемому явлению. Субъективная картина жизненного пути – это «психический образ, отражающий социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего), его этапы, события и их взаимосвязи» [18,с.149]. Этот образ выполняет функции долговременной регуляции и согласования жизненного пути личности с жизнью других, прежде всего, значимых для нее людей. Значит, субъективная картина жизненного пути выступает как система, которая включает в качестве структурных элементов прошлое, настоящее и будущее личности. Прошлое, настоящее и будущее выступают событиями жизни в их взаимосвязи.
Ш. Бюлер  и ее сотрудниками в Венском психологическом институте было предпринято изучение закономерностей жизненного пути. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что существуют закономерности в сроках наступления оптимумов жизни. Это зависит от соотношения духовных, «ментальных» и биологических, «витальных», тенденций. Даны также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного развития духовных целевых структур самосознания. [23,с.156]
     В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. Они выступили с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности. Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, которые проводились им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн рассматривал психологические вопросы биографии, развивая проблему самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.
     Б. Г. Ананьев обосновал проект науки  о целостном развитии человека в  едином жизненном цикле. Эта наука, онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, определяющие главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез - это развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями. [6,с.115]
     В «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути. Жизненный путь есть некоторая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь – это не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление. Каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю. [28,с.643] Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни является вопрос, сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. [1,с.28] Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия своего решения.
     Разрешение противоречий жизни способствует развитию личности, считает К.А. Абульханова-Славская. Она это видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека. Она пишет, что зрелость проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Это и определяется способностью осуществлять это соединение. Автор рассматривает жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Абульхановой-Славской предложила понятие "жизненная стратегия». Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни. [2,с.304]
    В. Н. Дружинин показывает, что «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Это могут быть стереотипы, выработанные семьёй или обществом, бессознательно воспринимаемые человеком. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира, социальной среды, зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее, а индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Несомненно, становление личности будет зависеть оттого, какой вариант жизни будет выбрано [13,с.12].
 Качественно определенный вариант жизни – это способ осуществления личностью своего жизненного пути. В этом способе соединяются определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. Понятие «вариант жизни» - синоним устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.
     Вариант «Жизнь начинается завтра» – это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, который реализует этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге, подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.
     Вариант «Жизнь как творчество» здесь личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всего ведет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл ее творчества - это показать бесполезность усилий, направленных на достижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основная ставка делается на преображение жизни внутренней, на очищение души.
     Вариант «Жизнь как достижение» – личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое где-то на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.
     Вариант «Жизнь есть сон» – личность уходит от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, провозглашающий данный вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. Очень часто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ, при помощи которых достигается эффект дереализации. Это ощущение нереальности «внешней» жизни» и одновременно ощущение реальности единственно желанной «внутренней» жизни».
     Вариант «Жизнь по правилам» – высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях – поощрению. По мнению В. Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого беремени выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данный вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.
     Вариант «Жизнь – трата времени» – основное  занятие личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Этот вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Большую часть жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени. Этот вариант жизни нередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к «среднему классу». Время жизни по преимуществу тратится впустую.
     Вариант «Жизнь против жизни» - основная движущая сила – это борьба за выживание. Человек становится на «тропу войны» против всех. Жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть. Это может быть более закрытая форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жесткое соперничество. Данный вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития. [11,с.76]
    Жизнь человека проходит по определённой программе, которую он составляет сам, по- своему усмотрению, то есть свой сценарий о счастье - жизненная программа, которая уточняется в определённых целях и определённых следствиях. Конкретизация, конечно, личность находит в субъективной картине жизненного пути.[7,с.210] И только пройденный промежуток времени покажет, насколько верен этот жизненный путь. Субъективная картина жизненного пути выполняет отражательную и регулятивную функции.[19,с.136] Не всегда поставленные цели, как показывает жизнь, в жизненной программе личности выполняют регуляторную и энергетическую функции. Можно предположить, что наличие желательности цели и отсутствие активности по ее достижению вызвано рассогласованием утверждения вербальной значимости цели и ее не значимости на уровне бессознательного. Можно предположить то, что это несоответствие в значимости цели на разных уровнях осознания, есть несоответствие между линиями адаптации и самореализации, которые могут не совпадать. Можно сказать, успешная жизнь в обществе не всегда способствует к самореализации. И цели жизненной программы личности не побуждают к активным действиям по их достижению. Цели в жизненной программе не способствуют к самореализации, а способствуют лишь к адаптации. Это может проявиться в том, что наличие успешной адаптации к социуму, социально значимых достижений, по критериям общества, не приводят к переживанию удовлетворенности процессом жизни. Видимо, необходимо различать две жизненные программы. Условно обозначим их как «внешняя» и «внутренняя». Цель внешней программы - социально-психологическая адаптация к социуму, где личность осуществляет свои проекты. Цель внутренней программы – самореализация, в которой личность делает саму себя, удовлетворяет свои потребности.
Далее рассмотрим, как может существовать в обществе человек, как в нём  адаптируется. Ю.Ф. Шрейдер раскрывает два способа существования человека. Один - отвечающий за необходимость выживания, воспроизводства жизни, другой – в стремлении к свободе человеческого духа, нравственности. Для стабильности государства, общества необходимы конформные личности, несмотря на то, что официально декларируется воспитание творческой личности. А творческие личности необходимы для развития общества. Необходимость одновременно стабильности и развития социальных систем включает противоречие в развитии общества и личности. Баланс конформных и творческих личностей в обществе является одним из условий его позитивного эволюционного развития. Несомненно, адаптация косвенно может способствовать самореализации. Это приводит личность к определенным достижениям, способствуют косвенно к самореализации человека. Во-первых, ответственность перед кем-то. Во-вторых, финансовая заинтересованность, как способ удовлетворения других потребностей. Источником может стать и радость творения, достижения, сам процесс и результат. Творческая самореализация зачастую требует изменения своего образа жизни. Этот образ может быть сформирован при активном участии других. Ведь именно в обществе человек обретает свою адекватность. Это может быть связано с нарушением существующих социальных норм, традиций, которые могут привести к статусу «чудака» или наоборот быть признанным гением. Можно сказать, что потеря Я - образа всегда осложнена кризисами. И существующие психологические защитные механизмы блокируют творческую самореализацию. [44,с.208]
Два пути обретения смысла в жизни выделяет Д.А.Леонтьев. При переживании бессмысленности и неудачи в самореализации: путь адаптации – приведение смысла своей жизни в соответствие с реальностями жизни, и путь самореализации – приведение жизни в соответствии со своим смыслом. [21,с.174]
  В поисках смысла жизни личности приходится выбирать или программу адаптации, или программу самореализации, или метаться между двумя программами. Не часто кому удается гармонично сочетать оба типа жизненных программ.
Исходя  из представленного материала, можно выделить две жизненные программы личности. Одна программа - социально-психологическая адаптация к социуму, поощряемая обществом. Другая – самореализация, не всегда совпадающая с программой социально-психологической адаптации личности к социуму. Программа самореализации зачастую может и не осознаваться личностью. Но ясно одно, что личность не может раскрыть весь свой потенциал вне общества. Отсюда и вытекает проблема: как гармонично сочетать эти две жизненные программы адаптации и самореализации, как сочетать активность, направленную на адаптацию с творчеством в самореализации в конкретно заданных условиях социума.
     Подводя итоги теоретического исследования, можно сказать, что учёные отдают должное внимание проблеме смысложизненного кризиса, рассматривают варианты поиска смысла жизни, отслеживают всевозможные картины жизненного пути личности. Какой бы жизненный сценарий не складывался у личности, и если он наполнен творческим миропониманием, то такая жизненная картина будет благодатной почвой для созидания, будь то воспитание детей или создания какого-нибудь закона. Далее проанализируем методики исследования личности, по которым мы сможем практически увидеть взаимосвязь этих сюжетных линий.
                         2  МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 

2.1 Использование методики смысложизненных ориентаций (СЖО) 

     В данной работе нами был использованы три методики исследования личности с целью установления взаимосвязи смысла жизненного кризиса с деформацией субъективной картины мира личности.
   Для выявления эмпирических данных  основных жизненных установок, мы использовали диагностику СЖО.
 Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста "Смысл в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Это методика, разработанная для определения особенностей жизненных установок человека. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов. Каждый пункт представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. При интерпретации учитываются баллы, набранные испытуемым по пяти отдельным шкалам и общее количество баллов. Результаты по шкалам разделяются на следующие группы: цели, удовлетворённость сегодняшним днём, довольство прошлым, локус-контроля - Я, локус-контроля - жизнь. Данная методика даёт достаточно полную картину основных жизненных установок человека.  
 
 

2.2 Методика самоактуализации  личности (САТ) 

Для получения  эмпирических данных по актуализации в жизни личности, используем диагностику САТ.
     Методика «Самоактуализационный тест» (CAT) состоит из 126 пунктов. Каждый пункт включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям
Методика  CAТ измеряет по двум базовым шкалам и ряду дополнительных шкал. Базовыми является шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков — по две в каждом. Для исследования используем содержание базовых шкал.
Шкала Компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале  свидетельствует, во-первых, о способности  субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки (I) – самая большая  шкала теста - 91 пункт – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя - внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.  

2.3 Методика социальной  адаптированности (СПА) 

      Методика  СПА  был разработан  К.Роджерсом  и Р.Даймондом в  1954  году
для  выявления  степени   адаптированности-дезадаптированности   в   системе
межличностных  отношений.   В  качестве  оснований   для   дезадаптации   он
предполагает  ряд  разнообразных  обстоятельств:  низкий  уровень принятия
себя,  низкий  уровень  принятия  других,  то  есть  конфронтация  с   ними,
эмоциональный дискомфорт, который может быть  весьма  различным  по  природе, сильную  зависимость  от  других,  то  есть  экстернальность,  стремление   к доминированию.
      В  данном  исследовании  мы   использовали   русифицированный   вариант
опросника СПА, адаптированный А.К.Осницким , 101 вопрос.
     1.   Шкала    “Самоприятие”.     отражает   степень   дружественности-
враждебности по отношению к собственному “Я
     2.    Шкала   “Приятие  других”.   Отражает  уровень   дружественности-
враждебности  к окружающим людям, к  миру.  
      3.    Шкала    “Эмоциональная   комфортность”.    Отражает    характер
преобладающих эмоций  в  жизни  испытуемого.  
      4.    Шкала  “  Интернальность”.  Отражает,  в какой степени человек
ощущает себя  активным  объектом  собственной  деятельности,  и  в  какой  -
пассивным объектом действия других людей и  внешних  обстоятельств.    
    5.     Шкала     Стремление   к   доминированию.    Отражает   степень стремления  человека  доминировать  в  межличностных  отношениях.         Представленные методики диагностики дают возможность проанализировать показатели, по которым можно будет отследить уровни адаптированности, актуализации и осмысленности жизненной картины личности.
Таким образом, представленные методики исследования САТ, СЖО и СПА помогут нам практически доказать представленную в работе гипотезу: имеется ли взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины мира жизненного пути личности. 
 
 
 
 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, САМОАКТАУЛИЗИЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ 

3.1 Результаты количественной и качественной обработки эмпирических данных по диагностическим методикам 

   Проведём количественную и качественную  обработку данных по трём диагностическим  методикам: СЖО, САТ И СПА
                Результаты эмпирических  данных по методике  СЖО
 Результаты  исследования по методике СЖО представлены в таблице 1
Таблица 1. Общие результаты исследования по методике СЖО
№ испыт. ож Цели жизни Процесс жизни Удовлетв. самореал Локус-контроля Управляем.жизнью
1 125 30 29 30 27 34
2 60 19 28 22 25 23
3 110 38 31 28 18 38
4 120 34 31 32 28 30
5 124 42 40 35 34 37
6 100 33 38 30 30 38
7 85 20 29 21 15 24
8 102 38 37 29 30 35
9 117 37 39 38 32 38
10 85 20 29 21 15 24
11 110 40 30 25 29 34
12 100 30 32 28 27 31
13 120 23 30 25 16 26
14 112 22 32 27 29 28
15 70 23 19 28 13 21
16 115 34 29 24 25 32
17 120 38 39 32 32 33
18 110 37 30 28 20 32
19 127 26 30 19 19 22
20 60 12 15 14 12 9
Среднее знач. 98.6 29.9 30.8 26.8 23.8 28.3
Таким образом, можно заключить, что общий  показатель осмысленности жизни  в группе, показатель по шкале цели в жизни, по шкале процесс жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, управляемость  жизни - находится в границах выше среднего значения нормы
Разделив  группу студентов на тех, у кого низкий и высокий уровень ОЖО, мы получили следующие результаты, что покажем в таблице 2.
Таблица 2       Результаты с низкими значениями СЖО
№ испыт. ОЖ Цели  в жизни Процесс жизни
Удовлетв. Локус-контроля Управляемос.
2 60 19 28 22 25 23
7 85 20 29 21 15 24
10 85 20 29 21 15 24
15 70 23 19 28 13 21
20 60 12 15 14 12 9
Ср.знач. 72.0 18.8 24.0 21.2 16.0 20.2
 Из таблицы 2 видно, что все показатели по тесту имеют низкие значения. В группе испытуемых с высоким уровнем ОЖ, показатели по другим шкалам также отмечены высокими значениями  в таблице 3.
Таблица 3 Результаты с высокими значениями СЖО
ОЖ Цели жизни прогресс Удовлетв.л Локус-контроля Управляемость98.
1 125 30 29 30 27 34
3 110 38 31 28 18 38
4 120 34 31 32 28 30
5 124 42 40 35 34 37
6 100 33 38 30 30 38
8 102 38 37 29 30 35
9 117 37 39 38 32 38
11 110 40 30 25 29 34
12 100 30 32 28 27 31
13 120 23 30 25 16 26
14 112 22 32 27 29 28
16 115 34 29 24 25 32
17 120 38 39 32 32 33
Продолжение таблицы 3
18 110 37 30 28 20 32
19 127 26 30 19 19 22
Среднее зн. 87.6 33.4 31.8 28.6 24.6 33.2
 
 Проведём качественный анализ эмпирических данных по методике СЖО.
      1.  Цели в жизни.  Баллы   по  этой  шкале  характеризуют   наличие  или
остутствие  в жизни  испытуемого  целей  в  будущем,  которые  придают  жизни
осмысленность, направленность и временную перспективу., что составило соответственно 15 чел. и 5чел. 75% - 25%, среднее значение 33.4
      2. Процесс жизни или  эмоциональная   насыщенность  жизни.   Содержание
этой  шкалы совпадает с известной  теорией  о  том,  что  единственный  смысл
жизни  состоит  в  том,  чтобы  жить.   Этот  показатель  говорит   о   том,
воспринимает  ли  испытуемый  сам  процесс  своей  жизни   как   интересный,
эмоционально  насыщенный и наполненный смыслом – 15 чел. -75%,  Низкие баллы по  этой  шкале -  признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем - 5 чел, 25%, среднее значение 31.8
      3.    Локус  контроля -Я   (  Я -  хозяин  жизни ).   Высокие   баллы
соответствуют представлению  о  себе  как  о  сильной  личности,  обладающей
достаточной  свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в  соответствии 
с целями и представлениями об её смысле, 15 чел, 72%.  Низкие баллы -   человек   не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни - 5 чел,25%, среднее значение 24.6
      4.   Локус  контроля - жизнь   или управляемость жизни.   При  высоких
баллах  -  убеждение в том, что человеку  дано  контролировать  свою  жизнь,
свободно  принимать  решения  и  воплощать  их  в  жизнь- 15чел,75%.  Низкие  баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна  сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, бессмысленно  загадывать на будущее - 5чел,25%, среднее значение 33.2
      Общий показатель осмысленности  жизни считается суммированием  баллов по всем субшкалам теста СЖО, среднее значение 87.6
    Представим сравнительную таблицу 4 в процентных отношениях средних и высоких значений у студентов:
Таблица 4 Сравнение средних и высоких значений СЖО
значения Количество  чел. % значений
средние 5 25%
высокие 15 75%
 
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что  студентов с высоким значением больше, чем со средним. Большинство студентов 75% управляют своей жизнью, видят в ней смысл, у них ясные цели в осуществлении будущего, они адекватно оценивают свои поступки. У студентов осознанное жизнепонимание, они оптимистичны и наполнены целостным содержанием полноты созидания. Меньшая часть 25% студентов не представляют своих жизненных целей, живут в кризисном состоянии. Эти личности находятся в стадии  застоя, зачастую не находящие выхода из него. Зачастую  пагубные привычки уводят из реальной жизни, и тогда им требуется психологическая помощь, чтобы вновь обрести уверенность и радость бытия.
                   Результаты эмпирических данных по методике САТ
Результаты  по методике САТ показаны по двум шакалам: «Ориентация во времени» и « Поддержка».
     Представим  результаты в Т-баллах по шкале «Ориентация во времени» и по шкале « Поддержка» в таблице 5:
Таблица 5 Результаты по шкалам: «Ориентация во времени» и «Поддержка»
№ испытуемого Т-баллы шкала  ориентация во времени Т-баллы по шкале  поддержки
1 12 52
2 5 40
3 16 57
4 15 62
5 15 57
6 11 48
Продолжение таблицы 5
8 12 7
9 14 59
10 8 40
11 12 55
12 14 63
13 15 62
14 15 57
15 8 38
16 14 55
17 12 59
18 13 64
19 9 43
20 6 34
Средние значения 17.5 49.5
 
 Средний показатель по шкале ориентации во времени 17,5, а по шкале поддержки 49,5.
     Затем распределим группу студентов на низкие баллы и высокие, покажем в таблице 6:
Таблица 6   Распределение группы на низкие и высокие баллы   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.