На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Гражданское право"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Под формой (источником) права принято  понимать способы  придания официальной  юридической силы правилу поведения  и ее внешнее официальное  выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. 
источники) права:
    1. Нормативный-правовой акт
    2. Судебный прецедент
    3. Правовой обычай
    4. Принцип права
    5. Правовая доктрина
    6. Нормативный договор
    7. Деловое обыкновение
Нормативный правовой акт это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.
Судебный  прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.
Признание прецедента источником права позволяет  судебным и административным органам  выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы  права. Тем самым устраняются  противоречия между развивающейся  практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при  отсутствии норм права.
Российская  юридическая практика не признает прецедент  в качестве официального источника  права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.
Правовой  обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.
Правовые  обычаи имеют наибольшее распространение  в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где  роль правового обычая и вообще обычаев  достаточно велика. К ним относится  обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения  в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.
Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.
Правовая  доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах(Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).
В России в  юридической практике широко используются научные комментарии к различным  кодексам, но они применяются как  справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при  разрешении судебных споров и при  обосновании принятых решений нельзя.
Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.
Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".
В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.
Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.
   Итак, проведем классификацию правонарушений.
   Во-первых, по областям регулируемых отношений  правонарушения различаются:
         ·        гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
         ·        трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
         ·        уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.
         ·        административные - правонарушения, за которые установлена административная ответственность.
         ·        процессуальные
   В теории существует также классификация  правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений  общества. В связи с этим различают  три вида правонарушений:
   - в  области экономических отношений  (собственность, труд, распределение,  и другие)
   - в  области социально - бытовых отношений  (семья, быт, общественный порядок)
   - в  сфере управления (деятельность  государственного аппарата, общегражданские  обязанности).
   Можно также различать правонарушения, посягающие на:
         ·        духовные или материальные блага;
         ·        общественные или личные интересы.
   Наиболее  центральным критерием классификации  правонарушений является – общественная опасность. По общественной опасности  правонарушения принято делить на:
         ·        преступления
         ·        иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
   Преступлениями  называются запрещенные уголовным  законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За любые  преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовно-правовые санкции, устанавливающие  значительные ограничения на поведение  и правовой статус лиц, виновных в  их совершении.
   По  своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным  законодательством, правонарушений, квалифицируемых  как преступления, нет и не может быть.
   Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются  меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и  которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер  административного, дисциплинарного  или гражданско-правового воздействия.
   Особенность административных проступков заключается  в том, что они совершаются  в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и  за их совершение предусматривается  административная ответственность. Она  может выражаться в вынесении  предупреждения, наложении штрафа, лишения права управления транспортными  средствами и др.
   Согласно  российскому законодательству, повторность  одного и того же административного  проступка в ряде случаев может  повлечь за собой "трансформацию" административной ответственности  в уголовную.
   Дисциплинарные  проступки представляют собой вредные  для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.
   Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных  ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов  государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные  меры административного воздействия  и в текущем законодательстве. Скажем, Кодексом законов о труде  Российской Федерации предусматриваются  такие дисциплинарные взыскания  за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.
   Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных  и неимущественных отношений, имеющих  интеллектуальную ценность, как для  конкретных лиц, так и для всего  общества. Свое внешнее выражение  гражданские правонарушения находят  в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении  сведений, порочащих честь и достоинство  гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех  или иных лиц либо организаций.
   Гражданское право России, равно как и других стран, устанавливает, наряду с общими принципами гражданско-правовой ответственности, конкретные санкции, применяемые за те или иные гражданские правонарушения. Среди них: возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. При этом в Гражданском кодексе России закрепляется принцип, в соответствии с которым, в частности, "уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором" (п. 1 ст. 396).
   Таким образом, по содержанию объектов правонарушения, урегулированных различными отраслями  права, проступки делятся на:
       - административные  правонарушения (например, нарушение правил дорожного движения),
       - имущественные правонарушения (например, неуплата в установленный срок денежной суммы за взятую в аренду вещь)
       - дисциплинарные правонарушения (например, опоздание на работу).
Гражданско-правовые правонарушения - это вредные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).
Административно-правовые правонарушения - это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).
Дисциплинарные  правонарушения - это вредные деяния, нарушающие правила внутреннего распорядка предприятия, учреждения (опоздание на работу, прогул). 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - предусмотренная  нормами права обязанностьсубъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Вид социальной ответственности. К принципам Ю.о. относятся: а) ответственность только за противоправное поведение, но не за мысли; б) ответственность лишь при наличии вины; в) законность; г) справедливость; д) целесообразность; е) неотвратимость наказания. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: уголовная ответственностьадминистративная ответственностьгражданскаяответственность, дисциплинарная ответственность.
Уголовная ответственность. Санкции предусмотрены только уголовным законодательством (лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение и т.п.).
Гражданскоправовая ответственность. Санкции предусмотрены в основном в гражданском и семейном законодательстве (возмещение имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмена противоречащих закону сделок, денежная компенсация за причиненный моральный ущерб и т.п.).
Административноправовая ответственость. Санкции предусмотрены в нормах административного, финансового, процессуального и других отраслей права (предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест на определенный срок и т.п.)
Дисциплинарная  ответственность. Санкции предусмотрены главным образом законодательством о труде, уставами вооруженных сил (замечание, выговор, увольнение с работы и т.п.).
  представляет  собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов  и иных нормативных актов, решительное  пресечение любого беззакония и наказание  виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма. 
     Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права. 
     Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

    Основными принципами законности являются:
      верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;
      соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;
      обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;
      всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;
      единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;
      решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения;
      неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

  Гарантии  законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.
    Среди них можно выделить следующие:
      экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);
      политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);
      идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);
      социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).
 
    Кроме того, существуют и специальные юридические гарантии законности. Это:
      исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации;
      совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;
      установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.);
      установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел;
      точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
      четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
      контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

10.2. Правопорядок
  Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. 
     Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.). 
     Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на "диктатуре" права способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, стать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране. 
     Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

91. Виды правоотношений.  
 1. По  функциям права:
 - регулятивные  правоотношения — возникают в  целях регулирования общественных  отношений;
 - охранительные  правоотношение — возникают,  в целях обеспечения и защиты  установленного правопорядка; способствуют  реализации регулятивных правоотношений.
 2. По  степени определенности:
 - абсолютно-определенные  правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;
 - относительно-определенные  правоотношения, в которых все  стороны отношения конкретно  определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).
 3. По  отраслям права:
 - конституционно  правовые отношения;
 - гражданско-правовые  отношения;
 - уголовно  правовые отношения;
 - уголовно-процессуальные  отношения;
 - административно-правовые  отношения и т.д.
 4. По  структуре правоотношений:
 - простые  правоотношения - отношения между  двумя субъектами, связанные с  реализацией предписания одной  нормы права (отношения по поводу  заключения мелкой бытовой сделки);
 - сложные  правоотношения — отношения между  несколькими субъектами, складывающиеся  в процессе реализации комплекса  юридических норм, объединенных  единым целевым назначением (правоотношения  в сфере правосудия).
   
Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности, а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).
Правоотношения - правовые связи, возникающие на основе норм права, их участники имеют взаимные субъективные права и юридические обязанности. Иначе правоотношения можно представить как общественные отношения (связи между людьми, организациями, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности), регулируемые нормами права
Форма государственного (территориального) устройства.
Форма государственного устройства - способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются наунитарные и федеративныеУнитарное государство - простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) - сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями (более подробно о формах государственного устройства - см.вопрос 5)
Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной и местной властей. Виды форм государственного устройства:
По форме  государственного устройства государства  разделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно - территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом. Признаки унитарного государства: единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;административно - территориальные единицы имеют в основном равный юридический статус по отношению к центральным органам;единое гражданство; единая система права, основу которой составляет единая для всего государства Конституция; единая судебная система; общая для всех административно - территориальных единиц налоговая и кредитная политика.(Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет).
Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самост-ых гос-ых образований в единое государство. Признаки федерации:территория федерации состоит из территории ее субъектов; в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский; наличие двойного гражданства;субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией; субъекты федерации могут иметь свою собственную судебную систему; в федерации используется двух канальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.
Конфедерация - это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Признаки конфедерации: конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей;конфедерация - непрочное, как правило, временное образование;отсутствие единой территории (состоит из территорий входящих в ее состав гос-в); отсутствие единого гражданства; право свободного выхода субъектов из конфедерации; бюджет состоит из добровольных взносов ее членов; в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики); армия состоит из воинских контингентов государств - членов конфедерации.
26. Сделки: понятие,  виды, формы.
Сделками  признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение  или прекращение гражданских  прав или обязанностей. С помощью  сделки юридически оформляются отношения, складывающиеся в сфере: материально-технического снабжения, перевозки, капитального строительства. Признаки: 1.Сделка является правомерным юридическим действием, она совершается в соответствии с требованиями закона. 2.Сделка - это целенаправленное, т.е. волевое действие граждан и организаций. 3.Сделки совершаются субъектами гражданского права и направлены на возникновение исключительно гражданско-правовых последствий. Классификация сделок: А)в зависимости от числа сторон: 1.одно- (для совершения которой достаточно действия одной стороны)2.двух-  3.многосторонние. Б)по соотношению возникающих из сделки прав и обязанностей: 1.возмездные (порождают правоотношения, в которых каждая из сторон вправе требовать от другой так или иначе определенного имущественного предоставления)  2. безвозмездные сделки. В)по моменту совершения сделки: 1. консенсуальные (достаточно волеизъявления сторон по существенным условиям сделки) 2.реальные сделки. Г)по значению основания сделки: 1. каузальные 2. абстрактные сделки. Способ, посредством которого выражается воля сторон при совершении сделки, называется формой сделки. Форма сделок может быть устной и письменной. Воля может быть выражена также путем совершения действий или молчания. Письменная форма бывает простой и нотариальной. По общему правилу, для простых бытовых сделок достаточно устной формы. В простой письменной форме должны совершаться все сделки организаций между собой и с гражданами. Для признания сделки действительной она должна отвечать ряду условий: необходимо, чтобы ее участники были правоспособными и дееспособными; содержание сделки не должно противоречить закону; воля и волеизъявление должны совпадать; сделка должна быть совершена в установленной форме 
 
 

27. Исковая давность.
ИД –  это установленный законом срок в пределах которого управомоченное лицо может путём предъявления иска в компетентный орган требовать принудительной защиты своего нарушенного права. Институт исковой давности в известной   мере облегчает рассмотрение в суде гражданских споров. Меры принудительного характера (судебного )допустимы в пределах исковой давности. Истечение давностных сроков по общему правилу влечет за собой отказ в применении таких мер по отношению к лицу, нарушившему право.  Истечение срока исковой давности по общему правилу погашает возможность принудительного осуществления права через суд или иной компетентный орган. Сроки ИД делятся на общие (на все гражданские отношения) и сокращенные (для отдельных видов требований и только в случаях, прямо предусмотренных законом, например 6 месяце о взыскании неустойки по недостаткам проданных вещей). Течение ИД начинается со дня возникновения права на иск. Согласно закону право на иск возникнет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При обнаружении правонарушителя по истечении срока давности собственник вправе предъявить иск о возврате своего имущества из незаконного владения. ИД течет непрерывно. Приостановление срока ИД состоит в том, что в указанный срок не засчитывается период, в течение которого существовали обстоятельства, препятствующие предъявлению иска. Истечение ИД погашает право на иск в процессуальном смысле.
  Требования, на которые исковая давность не распространяется.
Исковая давность не распространяется на: 1. требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; 2. требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; 3. требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан; 4. требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права. 5. другие требования в случаях, установленных законом.  

71. Рабочее время  и время отдыха.
Конституции РФ предоставляет право на отдых, которое включает установленную  продолжительность рабочего времени, а также выходных и праздничных  дней, оплачиваемого отпуска. Определяется внутренним распорядком. Рабочем временем называется установленное законом время в течении которого, рабочий должен выполнять порученную ему работу. Рабочее время отличается от фактически отработанного времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Существует сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий лиц (несовершеннолетние, учащиеся, работник вредных предприятий, учителей, врачей, инвалидов). Неполное рабочее время может быть как в форме неполного рабочего дня, так и неполной рабочей недели. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени, а при сдельно оплате труда – в зависимости от выработки. Неполное рабочее время может быть установлено любому работнику по его просьбе и при согласии на это работодателя.  Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Основанием является приказ руководителя о привлечении работника к сверхурочным работам или же устное распоряжение кого-либо из руководителей. Компенсируется оплатой в повышенном размере. Работы не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.  Дежурства в нерабочее время – это пребывание работника в организации в нерабочее время в качестве ответственного за порядок и для оперативного решения неотложных вопросов. Дежурства в выходной или праздничный день компенсируются предоставлением отгула в течение ближайших 10 дней. Под временем отдыха понимается период в течении которого работник не привлекается к выполнению трудовых обязанностей. Перерыв для отдыха и питания (30мин –2 часа). Работник использует перерыв по своему усмотрению. 
Выходные  дни (при 5-дневной рабочей неделе – 2, а в при 6-дневной рабочей неделе – 1)+ праздничные дни. Ежегодный основной отпуск – 28 рабочих дней, предоставляется после отработки 6 месяцев. Дополнительный оплачиваемый отпуск – для работников на вредных предприятиях, женщинам имеющим более 1 ребенка (+3). Социальный отпуск – декрет. 
 

73. Трудовая дисциплина.
Дисциплина  труда обеспечивает порядок в  организации, четкое взаимодействие участников трудового процесса. Для обеспечения трудовой дисциплины устанавливается трудовой распорядок.  Дисциплина регулируется трудовым кодексом, законами, иными нормативно-правовыми актами, правилами внутреннего распорядка. Правила внутреннего распорядка содержат разделы: 1. общие положения; порядок приема и увольнения; 3.права и обязанности сторон; 4.режим работы и время отдыха; 5. меры поощрения и взыскания. В некоторых отраслях действуют уставы и положения о дисциплине. Метод укрепления трудовой дисциплины: воспитание и принуждение. 
 

77. Рассмотрение трудовых  споров.
Трудовые  Споры - разногласия м/д субъектами  ТП  по применению трудового зак-ва,  поступившие на разрешение  юрисдикционного органа. Делятся на  индивидуальные (применение норм о труде – исковый характер, изменение индивидуальных условий труда) и коллективные (изменение условий труда, изменение коллективных договоров – неисковый характер). Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам и судом. КТС – первичный орган, рассматривает все кроме: восстановления на работе; изменение причины и даты увольнения; переводом на другую работу; - это рассматривает суд. Если КТС не рассмотрела дело, то суд.  Рассмотрение коллективных ТС состоит из проведения примирительных процедур: примирительная комиссия, рассмотрением с участием посредника, трудовой арбитраж.   Примирительная комиссия формируется из представителей коллективного ТС, при не достижении согласия -> рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию. Посредник — это нейтральный третий орган по отношению к спорящим сторонам. Рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия — составлением протокола разногласий ->. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган для разрешения конкретного КТС. Он создаётся сторонами спора и Службой. Формируется составе трёх трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами КТС. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. При не достижении соглашения возможна забастовка, при этом запрещается локаут.  
 

78. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Надзор  осуществляют: 1. государственный надзор – государственные органы и инспекции; 2. Профсоюзы. Органы государственного надзора: 1. Роструд-инспекция, 2.Госгортехнадзор (требование по безопасному ведению работ в промышленности), 3. Госэнергонадзор, 4.Госсанэпидемнадзор.
Функции Рострудинспекция: 1. надзор за соблюдением законодательства РФ о труде; 2. защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда; 3. разработка предложений по совершенствованию законодательства; 4. контроль за расследованием и учетом несчастных случаев. Представители – государственные правовые инспекторы труда. Общественный контроль – профсоюзы (содействие для здоровых и безопасных условий труда, контроль за соблюдением прав  трудящихся, предоставление интересов рабочих в различных организация). Ответственность должностных лиц: 1.Дисциплинарная, 2. Административная (наложение штрафов, на лиц виновных в нарушении законодательства об охране труда), 3.Уголовная (до 5 лет), 4. Меры общественного воздействия. 
 

30. Понятие, признаки  и структура правоотношений: Правоотношения - это отношения между людьми, урегулированное нормами права.
Состав  правоотношения: Правоотношения имеют сложный состав. Его элементами являются: субъекты, т.е. участники; содержание; объекты – материальные и нематериальные блага либо поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение (вещи, имя, честь, достоинство, продукты интеллектуального творчества, действия лиц и др.)
Субъектами  правоотношения могут быть: индивиды, организации, государство в целом. Что бы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным, дееспособным и деликтоспособньш.
Правоспособность - это способность в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности, (она возникает с рождения и прекращается смертью).
Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности, (у государства как субъекта права и организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования). Дееспособность индивидов возникает в отличии от правоспособности постепенно и зависит от нескольких факторов:
дееспособность зависит  от возраста правоспособного субъекта;
на дееспособность оказывает влияние состояние  здоровья;
близкое родство  субъектов также может ограничить дееспособность;
фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов;
религиозные убеждения  позволяют отказаться от осуществления  ряда прав и обязанностей, которыми обладают граждане государства.
В юридической науке  выделяется и такое качество субъекта права как деликтоспособностъ, т.е. способность лица отвечать за свои поступки. В принципе ее можно было бы считать элементом дееспособности (обязанность отвечать - это разновидность обязанностей). Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.
Юридические факты - это такие конкретные жизненные обстоятельства-, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать по видам:
по связи с волей  участников правоотношений: события  и действия. События не связаны  с волей людей (наводнения, стихийные  бедствия), действия зависят от воли участников правоотношения и бывают правомерными и неправомерными; по характеру наступающих последствий: правообразующие (прием на работу), правоизменяющие (перевод на другую работу) и правопрекращающие (увольнение с работы).
Нередко для возникновения  правоотношения или его прекращения  необходим не один юридический факт, а их совокупность. Тогда речь ведут  о фактическом составе. 
 
 

Правоспособность  и дееспособность граждан.
Правовые  отношения – основная часть общественных отношений; носят волевой характер (осознанное поведение, содержание –  нормы права, наличие субъективных прав и юридических обязанностей; гарантируются гос-вом и охраняются в необходимых случаях его  принудительной силой).
Правоотношения - это отношения между людьми, урегулированное нормами права.
Субъектами  правоотношения могут быть: индивиды, организации, государство в целом. Что бы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным, дееспособным и деликтоспособньш.
Правоспособность - это способность в силу норм права иметь субъективные права  и юридические обязанности, (она  возникает с рождения и прекращается смертью).
Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности, (у государства как субъекта права  и организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования). Дееспособность индивидов возникает в отличие  от правоспособности постепенно и зависит  от нескольких факторов:
дееспособность  зависит от возраста правоспособного  субъекта;
на дееспособность оказывает влияние состояние  здоровья;
близкое родство  субъектов также может ограничить дееспособность;
фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов;
религиозные убеждения позволяют отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми обладают граждане государства. 

35. Общая характеристика  судебной власти  в России.
  Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная  власть самостоятельна и действует  независимо от законодательной и  исполнительной властей.
Судебная  власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.
  Законодательство о судебной системе.
Судебная  система Российской Федерации устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным конституционным  законом.
Единство  судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
соблюдения  всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения  всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов  Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
?Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Конституцией на Президента возложено: принятие мер по охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Президент как глава  государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и  прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет и обладающий избирательным правом. Выборы Президента назначаются Советом Федерации в случае истечения срока полномочий Президента, досрочного их прекращения (например, в случае отставки) или отрешения Президента от должности. Выборы Президента проводятся на основе Федерального закона от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента рф. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу по мажоритарной избирательной системе. Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если Вступая в должность Президент РФ приносит присягу на верность народу, в которой обязуется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, служить народу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Президент обладает полномочиями, которые закреплены в ст. 83-89 Конституции РФ Полномочия в сфере организации государственной власти: назначение выборов Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуры Генерального прокурора РФ; назначение судей федеральных судов; назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров по  предложению Председателя Правительства РФ;
Президент РФ может  использовать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Полномочия в сфере  нормотворчества: внесение законопроектов в Государственную думу; подписание и обнародование федеральных  законов; Полномочия в сфере международных  отношений : осуществление руководства внешней политикой РФ; ведениё переговоров и подписание международных договоров РФ; Полномочия в сфере обороны и безопасности страны: утверждение военной доктрины РФ; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ. Президент обладает полномочиями чрезвычайного характера, к числу которых относятся право введения военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии и право введения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, чрезвычайного положения.
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии  выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства  РФ.
Право собственности есть совокупность юридических норм, закрепляющих и сохраняющих принадлежность материальных благ определенным лицам или коллективам, предусматривающих объем и содержание прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, способы и пределы осуществления этих прав. Кроме этого объективного понятия права собственности существует понятие права собственности как права конкретного лица (собственника) владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом (вещами, ценными бумагами, денежными знаками) в пределах, установленных законом, т.е. субъективного права. Владением называется обладание вещью, отношение к ней, как к своей. Владеть вещью может собственник, а может и не собственник (например, можно взять велосипед напрокат, снять дачу на срок и т.д.). Пользованием называется удовлетворение с помощью вещи какой-либо потребности, в том числе и получение от ней доходов. Распоряжением называется определение фактической и юридической судьбы вещи: продажа; дарение, обмен, передача кому-либо вещи во временное пользование и т.п. Этим правом обладает только собственник. Право наследования имущества гражданина признается и охраняется государством. Право на труд. Гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Труд свободен, принудительный труд запрещен.
? Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим законодательным и представительным органом государственной власти страны. В силу выборности оно стоит во главе системы представительных органов РФ. Федеральное Собрание - Парламент федеративного государства. Это накладывает отпечаток на порядок его формирования и работы, состав, структуру, компетенцию. Правовой статус Федерального Собрания устанавливается конституцией и рядом нормативных актов, которыми регламентируются различные вопросы организации и деятельности парламента. Законом о выборах устанавливаются условия и порядок формирования одной из палат. Регламентами определяется процедура деятельности Федерального Собрания и его палат.
Федеральное Собрание - двухпалатный орган. Его палаты неравноправные, что выражается в порядке их формирования, составе, полномочиях. Государственная  Дума избирается сроком на 4 года и состоит  из 450 депутатов. Совет Федерации  не избирается, а формируется. В его  состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ; главы законодательных и исполнительных органов государственной власти. Численный состав Совета Федерации обусловлен количеством субъектов (ст.65 Конституции РФ). Сегодня Совет Федерации включает 178 человек.
В Федеральном Собрании действует принцип несовместимости, содержание которого различно для депутатов  Государственной Думы и для членов Совета Федерации. Депутаты Государственной  Думы работают на постоянно профессиональной основе и не могут находиться на иной государственной службе, в том  числе и в качестве члена Совета Федерации. 

21 Правительство - это высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Оно возглавляет систему органов государственного управления и является органом власти общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство практически обеспечивает осуществление Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Правительство РФ — орган коллегиальный. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры.
Состав Правительства, его структура, порядок формирования и компетенция, а также отношения  с другими государственными органами определяется Конституцией РФ, федеральным  конституционным законом, федеральными законами, нормативными указами Президента.
Председатель Правительства  Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы правительства. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (четыре года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В случае отставки Правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, оно (по поручению главы государства) продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации несет ответственность за свою деятельность перед Президентом и Государственной Думой. Президент и Правительство обеспечивают совместное осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны, создавая территориальные органы исполнительной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ. В Конституции также предусмотрены конкретные формы парламентского контроля за деятельностью Правительства, осуществляемого Государственной Думой. Регламент Государственной Думы, федеральные законы предусматривают и такие формы парламентского контроля, как вопросы и запросы депутатов; депутатские расследования и т.д.
Полномочия: 1) право  законодательной инициативы 2) финансовые законопроекты. Главной задачей  Правительства РФ является организация  и осуществление  государственного  управления.  Для  этого  оно разрабатывает программы экономического развития; создает условия для свободного развития предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществляет управление федеральной собственностью; проводит единую политику цен, рационального природопользования; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает программы социального развития; реализует в РФ единую государственную политику в области здравоохранения, науки, образования, способствует развитию культуры; руководит социальным обеспечением; предпринимает меры по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет меры по  Комитеты, федеральные службы, российские агентства   федеральный надзор, департамент и др. и структуры исполнительной власти обладают функциональной или смешанной компетенцией, осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в их ведении, специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не всегда входят по должности в состав Правительства. Комитеты, федеральные службы, российские агентства не входят в состав министерств и государственных комитетов. Руководители министерств и государственных комитетов координируют деятельность этих органов по вопросам, относящимся к их совместной компетенции, в соответствии с положениями о каждом из них. 

31.Недействительность  сделок. Правовые  последствия недействительных  сделок.
  Недействительная сделка - это сделка, которая не порождает желаемого сторонами правового результата, а при определенных условиях влечет возникновение неблагоприятных для сторон последствий.
Недействительные  сделки делятся на оспоримые и ничтожные. Различия между ними следующие:
• оспоримые  сделки недействительны в силу признания  их таковыми су-лом, а ничтожные - вне  зависимости от такого признания;
• требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено  только лицами, указанными в ГК, а  последствия недействительности ничтожной  сделки могут быть применены по иску любого заинтересованного лица либо по инициативе суда;
• ничтожная  сделка всегда недействительна с  момента заключения, тогда как оспоримая сделка может быть признана судом недействительной на будущее и считаться недействительной с момента вынесения судебного решения;
• иск о  применении последствий недействительности сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение, а иск о признании недействительной оспоримой сделки - в течение года со дня прекращения насилия или  угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда  истец узнал или должен был  узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает ее оспоримости (ст. 168 ГК).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.