Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции государства и его механизмы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Факультет: Экономики и управления
Кафедра: Финансы и кредит 
 
 
 
 

Реферат 
 

По  учебной дисциплине: «Правоведение » 
 

Тема: «Функции государства и его механизмы» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          Защищена: 

      «___»_________2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тверь  2011 
 
 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………….............. ...…..…….3
    Основные признаки и черты государства.......................……….................……..4
    Основные функции государства......................... .................................................5
    Понятие механизма (аппарата) государства..........................................................9
Заключение…………………………………………………………....…..………...…...22
Литература……………………………………………………………………….........…23
Приложения...........................................................................................................24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
       Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
       Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства. Функции делятся на внутренние внешние.
       К внутренним функциям, охватывающим сферу  внутренней, самостоятельной жизни  государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся  следующие виды функций: охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, экологическая (природоохранительная).
       К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства  в мировом обществе, относятся: защита государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; борьба с международной преступностью, участие в международной охране окружающей среды1.
       Реализация функций осуществляется через механизмы государства, различными государственными организациями. входящими в структуру государства. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.    
      От  того, как организована и как реализуется  государственная власть, зависят  эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж  и стабильность правительства, состояние  законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства  имеет весьма существенный политический аспект.
      Основной  целью данной работы является рассмотрение функций государства, характеристика механизма государства, через организации и деятельности государственного аппарата. 

      Основные признаки и черты государства
 
     Как отмечает ряд ученых, главным признаком государства является публичная власть, опирающаяся на механизм принуждения, правовые санкции, деятельность особого слоя лиц, профессией которых является государственная служба.
     Во-вторых, это принудительность. В современных  цивилизациях социальная сущность человека реализуется в государственных структурах: принадлежность к государству есть социальная необходимость, что получает свое формально-правовое выражение как во внутренних законодательствах, так и на уровне международного права. Государство располагает специализированными органами принуждения, применяемого в ситуациях, определяемых законом. Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.
     В-третьих, суверенность. Суверенность государства означает, что оно обладает наивысшей властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип. Сфера суверенности современных государств ограничивается международными экономическими, политическими и военными взаимосвязями.
     В-четвертых, всеобщность. Государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, включая и граждан других государств. Право выступает как «техника» деятельности государства и одновременно как создаваемый государством регулятор отношений социального общежития.
     В-пятых, только государство располагает  правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих  общеобязательный характер. К признакам государства относится его территория, которая подтверждается на формально-договорной основе всеми пограничными государствами, и население, на которое распространяется его власть.2 
 
 

     2. Основные функции государства 

     Государство, будучи органом управления делами общества, осуществляет многообразную деятельность. Ее предметом выступают экономические, политические, социально-культурные и иные отношения и процессы. Не все, чем занимается государство, имеет первостепенное значение для него и общества. Поэтому возникает необходимость выделить главные, основные направления деятельности государства, чтобы определить его действительную роль в управлении делами общества, цели такого управления, а также социальные и иные ценности, охраняемые и защищаемые государством.
     Основные  направления деятельности государства называются функциями. Для них характерны следующие черты.
     Функции государства характеризуют его устойчивую предметно-практическую деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Для государства такая деятельность рассматривается в качестве жизненно необходимой в силу социальных, политических, экономических и иных причин. Невыполнение им той или иной функции порождает негативные последствия как для общества, так и для государства.
     Поскольку деятельность государства по управлению делами общества является сложной и многообразной, то государство выполняет одновременно не одну, а несколько функций. Каждая функция осуществляется применительно к определенной сфере общественных отношений — экономике, политике, военному строительству, экологии и др. Система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется под воздействием условий, в которых действует государство, а также применительно к задачам, решаемым им в тот или иной исторический период. Задачи государства определяют направленность его действий на решение каких-либо социально значимых и жизненно необходимых проблем.
     Призванное  обеспечивать прогрессивное развитие общества, повышение благосостояния народа, охрану прав и свобод личности, государство выделяет какую-либо совокупность проблем в качестве наиболее важных и сосредоточивает на них свое основное внимание и усилия. Соответственно, меняются и приоритеты в основных направлениях деятельности. На первый план выходит функция государства, направленная на решение соответствующей задачи. С выполнением поставленной задачи функция утрачивает приоритетное значение либо исчезает вовсе.
     Функции осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов. Прежде всего выделяют два вида форм реализации функций государства — правовые и организационные.
     Правовые  формы реализации функций государства  необходимы для проведения мер, требующих  участия всего населения или большей его части. В этих случаях в форме закона или иного нормативно-правового акта государство придает своей воле общеобязательное значение и доводит эту волю до всех заинтересованных лиц и всего общества. Государство стремится реализовать свою волю в конкретных отношениях, используя в этих целях правоприменение и правоохрану. Словом, весь механизм правового регулирования выступает формой реализации функций государства.
     К неправовым формам осуществления функции государства относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную) и иные виды государственной деятельности, которые используются государством в процессе управления обществом и обеспечения его функций.
     Весьма  многообразной предстает и система методов осуществления функций государства. Каждая функция, как правило, реализуется особыми, присущими ей методами. Так, функция охраны правопорядка осуществляется современным государством при помощи методов убеждения и принуждения, воспитания, формирования установок на правомерное поведение. К лицам, нарушающим действующие нормы права, применяются меры государственного принуждения в виде наказания и принятия правообеспечительных мер, конфискации орудий и объектов преступлений или административных проступков.
     В процессе реализации экономических функций государство также использует методы убеждения и принуждения, но их явно недостаточно в этой сфере. Поэтому государство широко применяет характерные для управления экономикой методы: экономическое прогнозирование, планирование, государственные субсидии, льготное кредитование, налогообложение и др. специфические методы используются государством и при осуществлении остальных функций, поскольку специфика предметной сферы порождает и своеобразие методов воздействия на нее.
     Таким образом, функции государства представляют собой основные направления его деятельности, соответствующие главным задачам определенного исторического этапа, проявляющие его сущность и дающие ему тем самым определяющую социально политическую характеристику.
     Функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости  от направленности решаемых государством целей и задач, а также - на основные и неосновные - в зависимости от важности и социальной значимости тех  или иных направлений деятельности государства.
     Внутренние  функции государства представляют собой основные направления разнообразной  внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения  стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают  практически все сферы жизни  общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого государство  зачастую решает задачи, далеко выходящие  за пределы одной, отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сфер.
     Среди них, например, называются в различных  источниках такие внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе; охрана права собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социальных услуг; функция обеспечения  народовластия; культурно-воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция финансового контроля; другие функции.
     Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные  с решением стоящих перед ним  на международной арене целей  и задач. Внешними функциями государства, называют такие, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка; внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности3.
     Таким образом, классификация функций  государства по сфере их действия раскрывает реальнее и важные связи  между отдельными функциями и способствует их дальнейшему изучению.
      Таким образом, государство - это определенный способ организации общества, а также  организация публичной политической власти, распространяющаяся на все  общество, выступающая его официальным  представителем и опирающаяся в  необходимых случаях на средства и меры принуждения. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
      Функции современного Российского государства  осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных  между собой государственных  органов. Вместе с тем от функций  государства зависит структура  государственного механизма - они непосредственно  влияют на возникновение, развитие и  содержание деятельности тех или  иных органов государства. Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь (приложение1). 
 
 
 
 
 

    3. Понятие механизма (аппарата) государства
    В настоящее время под механизмом (аппаратом) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То есть изучение механизма государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
    Механизм  государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством. Наличие системы органов государственной власти означает, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а совместно и этим взаимодействием обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека. Система власти состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня, и представляет собой вертикальный и горизонтальный механизм властвования.
    Рассмотрим  механизм государства через принцип разделения властей, а также через форму государства, через три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим (приложение).4
    Рассмотрим принцип разделения властей. Для осуществление функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги сдерживания и контроля. В государственном механизме Российской Федерации выделяют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В совокупности эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства.
    Конкретное  содержание принципа разделения властей  состоит в следующем: 1) законы должны обладать высшей юридической силой  и приниматься только законодательными (представительными) органами; 2)исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и лишь ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной  главе государства и только в  некотором отношении парламенту; 3) между законодательными и исполнительными  органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесения  центра властных решений, а тем более  всей полноты государственной власти на одну из ветвей государственно власти; 4) судебные органы должны быть независимыми в пределах своей компетенции  действовать самостоятельно; 5) ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться  в сферу компетенции другой ветви  власти, а тем боле сливаться с  ней; 6) споры о компетенции органов  власти должны решаться  только конституционным  путем с соблюдением правовой процедуры, иначе говоря, Конституционным  Судом РФ; 7) конституционная система  должна предусматривать правовые способы  сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать  способы их взаимного влияния.
    Органы  законодательной власти Российской Федерации включают в себя Федеральное  Собрание РФ и законодательные органы субъектов Российской Федерации. Законодательные  органы одновременно являются представительными  органами. т.е. органами власти, представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы обладают исключительным правом на принятие законов. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, что всегда служит гарантией широкого народного представительства. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении государственных должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.
    Органы  исполнительной власти наиболее разветвлены  и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов Президента РФ, издают большое количество организационно-распорядтельных актов. Органы исполнительной власти не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти почти нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства). Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Так, например, некоторые из них подчинены Президенту РФ (Министерство обороны РФ и другие силовые органы), другие - Председателю Правительства РФ.
    Орган судебной власти включает в себя федеральные  суды и суды субъектов РФ. Цель деятельности этих органов - осуществление правосудия. Однако в Российской Федерации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В тоже время эти органы действуют в соответствии с Конституцией России и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К  числу таких органов относятся: Прокуратура РФ; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Центральная  избирательная комиссия РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ.
    Рассмотрим  первую составную часть структуры  формы государства – форму правления. Рассмотрим эти две формы правления: монархию и республику.
    При монархической (греческое слово  monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь – в Лихтенштейне. Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.
      Кратко рассмотрим схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. В ранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченная деспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма монархия выступала первоначально как раннефеодальная монархия, принимая иногда форму феодальных империй; затем – как монархия феодальной раздробленности, характеризующаяся слабой центральной властью; за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. В результате буржуазно демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (ограниченной). Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистической монархии к парламентской.
    Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института. В современном мире существуют два исторических типа монархий – абсолютная и конституционная. Конституционная монархия существует в двух видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической (Ватикан).
      Второй  формой правления является республика (лат. res – дело, publicus – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия. Республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.
      Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными  полномочиями и несут ответственность  за их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно  готовятся, обсуждаются по соответствующей  процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается  принятым, если за него проголосовало  квалифицированное или простое  большинство. Республиканское правление  основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд  властей: законодательную, исполнительную, судебную.5
      В республиканской форме правления  принято различать республику президентскую, парламентскую и смешанного типа.
      Юридически  отличительными чертами президентской  республики (США, Мексика, Казахстан  и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент  является одновременно главой государства  и исполнительной власти. Он формирует  исполнительную администрацию или  правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).
      Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется  тем, что парламент является полновластным  органом, который формирует политически  ответственное пред ним правительство  и избирает президента, являющегося  главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может  уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское  большинство. В этом случае президент  имеет право по предложению правительства  распустить парламент и объявить досрочные выборы.
      Третьей разновидностью республиканской формы  правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).
      По  ряду формально-юридических признаков  к республике смешанного типа можно  отнести и Российскую Федерацию. Особенностью формы правления в  РФ является то, что в силу своего федеративного характера она  имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции  РФ 1993 года, республика в составе  РФ является государством, имеющим  свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской федерации, называет республики в составе РФ суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а также имеют право свободного выхода из состава РФ. Если РФ относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.
      В Российской Федерации большую роль играет власть президента. Ее трудно отнести  к исполнительной или законодательной  власти. Это особая форма, самостоятельная  власть, вытекающая из статуса главы  государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и  созданием при президенте специальных  органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических  центров, аппарата представителей и  т.д.), содействующий президенту РФ в  осуществлении его полномочий главы  государства, гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.
      Таким образом, определяются две основные формы правления — монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.
      Вот как определил основные различия между монархией и республикой  проф. П.А.Сорокин: "В чем же главная разница между монархией и республикой. Она заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.