На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок образовательный услуг в ХМАО

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

      Содержание:
Введение____________________________________________________3
1 Анализ  рынка образовательных услуг  в современной России________5
          Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста______________5
          Дошкольное образование______________________  11
          Общее образование___________________________  13
          Начальное профессиональное образование________  14
          Среднее специальное образование_______________  15
          Высшее образование__________________________  15
      Экономические проблемы системы________________________  20
Заключение__________________________________________________    27
Список  литературы___________________________________________   29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Место и роль любой страны в международном  разделении труда, ее конкурентоспособность  на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т. е. применения знаний на практике.
     Потребность в трансформации российской системы  образования объективно обусловлена  социально-экономическими изменениями, происшедшими в России за последние 10 лет. Она вытекает из необходимости  приведения всех систем и подсистем  народнохозяйственного комплекса  в соответствие с требованиями восстановления утраченных экономических позиций  и обеспечения перехода к постиндустриальному  обществу. Главной целью этой трансформации  является создание такой образовательной  системы, в рамках которой молодые  поколения будут овладевать профессиями, пользующимися спросом на рынке  труда, и знаниями, которые помогут  им продуктивно участвовать в  жизни демократического общества.
     В процессе перехода от индустриального  к информационному обществу создание и распространение знаний становится ключевым фактором. Эти процессы в  значительной степени опираются  на использование и развитие образовательной  системы.
     В последние годы принят ряд важных правительственных документов, определяющих перспективы развития отечественной  системы образования. Это и Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., а также ранее принятые программы развития образования. Видное место во всех документов, связанных с реализацией законопроектов, занимают вопросы экономики. И это закономерно, так как именно их решение в современных условиях в значительной степени определяет эффективность функционирования системы образования. Цель данной работы – проанализировав систему образовательных услуг РФ, выявить ее основные экономические проблемы и определить возможные пути их решения. 

 

      1. Анализ рынка образовательных услуг в современной России
1.1 Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста
     Рост  экономики России определяется множеством разнообразных факторов: увеличением  количества ресурсов, повышением их качества и совершенствованием их использования. Подъем благосостояния общества невозможен без создания условий для экономического роста. Это, как правило, требует инвестиций.
     Для достижения устойчивого экономического роста инвестиции в образование (т.е. в человеческий капитал) важны  не меньше, чем вложения в капитал  физический. Многие ученые утверждают, что человеческий капитал особенно важен для экономического подъема в стране, поскольку он обеспечивает обществу положительные внешние эффекты.
     Социальные  выгоды от развития образования оценить  сложно. Считается, что более образованные члены общества являются более осведомленными избирателями, более законопослушными гражданами и приносят значительную выгоду, так как идеи высококвалифицированных  специалистов по совершенствованию  технологий становятся достоянием общества, что даёт возможность каждому  воспользоваться ими. С этим утверждением связана так называемая “утечки  мозгов”, с которой сталкиваются слаборазвитые страны. Экономическое  положение страны, которую покидают квалифицированные специалисты, может ухудшиться. Именно вложения в человеческий капитал, рост ценности человеческого труда становятся важнейшими факторами преобразования экономики, так как человеческий капитал может рассматриваться как запас, который может накапливаться и быть источником более высокого дохода общества в будущем. Образование не только позволяет овладеть старыми, уже накопленными знаниями, но и способствует приобретению новых знаний, а также создаёт условия для развития более совершенных технологий. Таким образом, развитие образования идет вперед и создает предпосылки для будущего прогресса.
     Чтобы проанализировать поведение субъектов  на рынке образовательных услуг, необходимо:
     - во-первых, определить структуру факторов, которые влияют на принятие решений людьми по поводу целесообразности получения образования, а следовательно, и относительно объема инвестиций в человеческий капитал;
     - во-вторых, рассмотреть факторы, которые определяют поведение государства на рынке образования;
     - в-третьих, оценить особенности формирования предпочтений относительно образовательных услуг с учетом региона России;
     - в-четвертых, определить критерий структурирования образования, который тесно коррелирует с возрастом;
     - в-пятых, исследовать поведение других субъектов экономики на рынке образования, которые также являются потенциальными участниками данного рынка и предъявляют спрос на образовательные услуги.
     Под человеческим капиталом экономисты понимают способности человека его умения, знания, навыки. Накопление человеческого капитала происходит как в дошкольном возрасте, так и в школе, техникуме, университете, на курсах переобучения или повышения квалификации. Методы исследования спроса на любом уровне образования или профессиональной подготовки являются одними и теми же.
     Все вложения в образование производятся с надеждой на их высокую окупаемость  в будущем. Поэтому при принятии решении об инвестициях в образование сравниваются выгоды и издержки. Оценка основывается на ожиданиях всех субъектов экономики. Строго говоря, ожидаемые выгоды являются основным фактором при принятии решения. Кроме того, норма отдачи от образования для общества отличается от нормы отдачи для индивидуума, так как издержки и выгоды от образования для общества и индивидуума рассчитываются по-разному.
     Чтобы оценить ожидаемые выгоды от инвестиций в человеческий капитал с точки  зрения индивидуумов, необходимо выявить  те факторы, которые влияют на стремление людей предъявлять спрос на образование. Их можно условно подразделить на краткосрочные и долгосрочные.
     Долгосрочные  факторы (приоритеты):
     1) высокий уровень заработной платы  в течение последующей жизни;
     2) большое удовлетворение от избранной  работы в течение жизни (моральные  выгоды);
     3) достижение более высокого социального  статуса. Предполагается, что в  современном обществе можно подняться  из низов на самый верх, и  для этого нужны только усилия. Существуют так называемые "лифты"  социальной мобильности, одним из которых является образование;
     4) широкий доступ к более перспективной,  интересной работе;
     5) представления родителей о будущем  детей, что является определяющим  фактором в выборе жизненной  стратегии вследствие традиционной  системы семейного воспитания  в России;
     6)уровень  образования и социальный статус  родителей, которые влияют на  ориентацию своих детей (преемственность  поколений, продолжение профессии  родителей). Для родителей высшее  образование ребенка выступает  как доказательство жизнеспособности  семьи, состоятельности ее материальных  и социальных ресурсов;
     7) выбор профессии, сделанный друзьями  или знакомыми;
     8) престиж того или иного вида  и уровня образования.
     Краткосрочные факторы (приоритеты на настоящий момент):
     1) высокая оценка нерыночных видов  деятельности и интересов, которые  связаны с получением образования  (процесса обучения, общения с  друзьями, школьной или студенческой  жизни);
     2) стремление юношей поступить  в любой вуз для того, чтобы  отсрочить службу в армии;
     3) стремление девушек поступить  в вуз, вызванное желанием удачно  выйти замуж.
     При прочих равных условиях вероятность  поступления в техникум или вуз  людей, ориентированных на текущий  момент меньше, чем у людей, ориентированных  на будущее.
     Теперь  рассмотрим выгоды, которые получает общество от инвестиций в образование. Они выше индивидуальных.
     Общая выгода общества рассчитывается без  подоходного налога на заработную плату, так как общество в целом выигрывает от услуг, предоставляемых за счет налогов. Если рассматривать образование  как определенный “сигнал” для  рынка труда, то социальная отдача от образования заключается в том, что оно помогает “сортировать”  работников в соответствии с их производительностью. Богатство общества в целом рассматривается  как совокупность человеческого  и материального капитала. Высокие  инвестиции в образование повышают производительность.
     Выгоды  от инвестиций в образование получают и фирмы. Институты образования  обеспечивают работодателей механизмом отбора. Многие работодатели при приеме претендентов на работу ориентируются  на их дипломы. Возможно, уровень и  качество образования являются инструментом менее дорогостоящим, чем любой  другой, которым фирмы могли бы воспользоваться.
     Выгоды, получаемые высшими учебными заведениями. Для поддержания и повышения  своего статуса вуз стремится  привлечь наиболее талантливых и  работоспособных выпускников школ и других общеобразовательных учреждений. Для их выявления создается система сложных вступительных испытаний. Данная стратегия позволяет поднять уровень подготовки выпускников, что является важным фактором, повышающим престиж данного вуза.[3]
     Ряд исследований, проведенных в России, показывает, как формируются ожидания в отношении будущих заработков выпускников школ. В частности, они  свидетельствуют о том, что средние  доходы, получаемые недавними выпускниками школ, оказывают сильное влияние на решения молодых людей и их родителей относительно продолжения образования или выхода на рынок труда.
     По  результатам опросов ВЦИОМ, различия в заработной плате оказывают влияние на выбор будущей профессии и, следовательно, учебного заведения. Продолжение образования – это возможность хорошего трудоустройства, перспектива хороших заработков. Стремление к образованию связано также со стремлением к продвижению по служебной лестнице.[5]
     Опросы  населения подтверждают высокое  стремление к получению высшего  образования. Большинство родителей  и детей ориентированы на высшее образование. Установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, практически не зависящей от социальной среды учащихся. Существует не только высокий престиж во всех социальных группах, но и достаточно высокая мотивация на его получение у жителей села, а также в социальных группах, традиционно считающихся социально уязвимыми (многодетные, с безработными родителями, с низким среднедушевым доходом).
     Этот  основной вывод подтвердил репрезентативный опрос семей по России, выполненный фондом “Общественное мнение” в 2008-2010 гг., в котором приняли участие 9 020 респондентов. При этом 62 % опрошенных респондентов имели детей, 38 % - не имели. Высшее образование у членов семьи опрошенных было у 35 % респондентов, среднее специальное у 26 %, среднее техническое, ПТУ – у 13 %, среднее общее – у 13 %, незаконченное высшее – у 5 %, неполное среднее – у 5 %, начальное или ниже – у 2 %, затруднялось ответить 2 % респондентов.[5]
     В семьях, где родители имеют высшее образование, чаще всего говорят  о важности его обучения. Реже других в этом убеждены представители тех семей, наивысший образовательный уровень в которых – среднее общее или более низкое образование. Первые в 4 раза чаще вторых заявляют о “безусловной важности” высшего образования, а также о своей готовности к материальным затратам на его получение детьми. Среди респондентов, имеющих такую установку, несколько чаще встречаются руководители разного уровня и специалисты (т.е. люди, сами имеющие высшее образование или работающие на должностях, предполагающих его наличие).
     Высшее  образование, по мнению и старшеклассников, и их родителей, стало основным и  практически единственным условием для успешной реализации на рынке  труда, тогда как образование  в объеме 9 классов, как правило, считается  менее привлекательным. По данным опроса, семьи первокурсников официально потратили  больше всего средств: на оплату услуг  репетиторов (в 9 раз больше месячного  дохода на члена семьи); на оплату обучения в платных школах или классах (в 4 раза больше месячного дохода на члена семьи); на платные подготовительные курсы (в 3 раза больше месячного дохода на члена семьи). Размер неофициальных затрат составляет примерно 4,5 месячного дохода на одного члена семьи.[3]
     Родители, считая, что деньги, вложенные в  образование, окупаются в большинстве  случаев идут на многое, чтобы дать детям высшее образование экономят, берут ссуду в банке, оплачивают дополнительные образовательные услуги, дают взятки.
     Поскольку ожидаемый уровень затрат влияет на решение об инвестициях в образование, необходимо прежде всего определить, какие затраты в этом случае несут  все агенты в экономике.
     Индивидуальные  затраты на получение образования:
     1) оплата за обучение и расходы  на приобретение учебников и  канцелярских товаров;
     2) расходы на смену места жительства;
     3) упущенный заработок, так как  часть времени направляется на получение дополнительной единицы человеческого капитала;
     4) расходы на неофициальные (теневые)  образовательные услуги. К ним  относятся: затраты на репетиторов  при поступлении в престижную  школу, вуз, на платные вступительные  экзамены, платные подготовительные  курсы, на неофициальную помощь  при зачислении ребенка.
     Социальные  издержки общества на образование включают:
     1) финансирование дошкольного образования,  системы общего среднего и  профессионального высшего образования  государством;
     2) затраты государства в сфере  высшего образования. Избыточность  специалистов определенных профессий  по отношению к их оптимальному  числу увеличивает расходы государства  (например, на педагогическую практику, на лабораторные исследования и т.д.);
     3) издержки фирм на общую профессиональную подготовку работников.
     Основными участниками рынка образовательных  услуг, которые предъявляют спрос  на тот или иной уровень образования, являются:
     • семьи, имеющие детей;
     • фирмы, заинтересованные в росте  производительности;
     • государство, целью которого является экономический рост и повышение  благосостояния общества;
     • высшие учебные заведения, заинтересованные в повышении собственной репутации.
     Посмотрим, как меняется поведение всех агентов  на рынке образовательных услуг  в зависимости от ступени образования.[3] 

1.2 Дошкольное образование
     Приведем  основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
     За  последние несколько лет в  Ханты-Мансийском автономном округе принят ряд основополагающих документов по направлениям образовательной политики округа, в том числе по развитию системы дошкольного образования: о региональном нормативе обеспеченности населения автономного округа дошкольными  образовательными учреждениями, о компенсации  части родительской платы за содержание детей в учреждениях дошкольного  образования, о расширении услуг  по предоставлению общедоступного дошкольного  образования и развитию групп  присмотра и ухода за детьми дошкольного  возраста, программа о развитии образования  Югры и другие, определившие основные инициативы и стратегические планы, направленные на повышение качества дошкольного образования. 
     В настоящее время в автономном округе действует более 440 дошкольных образовательных учреждений всех типов  и видов. Более 73 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачены услугами дошкольного образования, что составляет почти 60% от общего числа нуждающихся. Большая часть неохваченных дошкольным образованием – это дети до 3 лет. Доля детей от 3 до 6 лет, получающих услуги дошкольного образования, стабильна  и составляет 79%. Этот показатель выше российского (68%).[6]
     Однако, число детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, по-прежнему, остается значительным. В целом по округу на получение места в детские  сады зарегистрировано около 55 тыс. детей.
     Этот  показатель ежегодно увеличивается  в связи с тем, что в очередь  на получение места в детском  саду ребенка ставят сразу же после  его рождения.
     С целью повышения доступности  дошкольного образования осуществлялась реализация программ автономного округа: "Развитие материально-технической  базы дошкольных учреждений Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры на период 2007-2010 годы", "Развитие материально-технической  базы учреждений социальной сферы Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры на период 2006-2012 годы", "Развитие образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры на 2004-2010 годы.
     В рамках реализации данных программ за 2006-2010 годы введено 34 новых объекта  дошкольного образования на 5 026 мест.[6]
1.3 Общее образование
     Школьная  система закладывает фундамент  в общий процесс формирования будущей квалификации. И здесь  под углом зрения потребностей экономики  просматривается несколько общих  задач.
     Первая  задача – это содержание самих  программ преподавания, которые должны отражать существенные изменения в  экономической жизни. Данный вид  образования должен закладывать  ту основу знаний, которая может  быть использована при любом последующем  варианте карьеры. На первое место уже на этом этапе выходит развитие творческих способностей и талантов, ознакомление с разными профессиями и овладение навыками информационной технологии как общей основы современного образования и бизнеса.
     Вторая  задача – качество преподавания, которое  в свою очередь должно отвечать реалиям  жизни, современной технологии и  социальным потребностям и которое  зависит от престижа и статуса  преподавательского труда, его оплаты, условий, уровня подготовки самих преподавателей. Во многих странах учителя обладают сейчас все большими знаниями о рынке  труда и экономике, многие из них  стали учителями, пройдя перед этим другую профессиональную карьеру.
     Третья  и наиболее сложная задача - эффективное  обучение детей и подростков. Ведь недостатки в реализации первых двух задач приводят к формированию "группы риска", состоящей из неконкурентных работников, вчерашних школьников, наименее подготовленных к активной творческой работе.
     Система образования, работая на реформу  российского общества, должна преследовать цель более полного удовлетворения потребностей в образовательных  услугах со стороны как отдельной  личности, так и общества в целом. Появление широкого спектра образовательных  услуг, а также наличие учебных  заведений различных форм собственности  создают здоровую конкурентную среду, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных  услуг и адресному их потреблению.[1]
     По  общим данным в округе 380 школ ( включая негосударственные учреждения), в них обучается 179308 учащихся.[6] 

     1.4 Начальное профессиональное образование
     На  начало 2011 года в ХМАО функционирует 5 учреждений начального профессионального  образования, в них обучается 1842 человека.[6]
     Особенность рынка услуг профессионального  образования всех ступеней состоит  в его неоднородности. Он включает множество сегментных, взаимосвязанных  рынков, которые формируются под  влиянием различных обстоятельств: уровня и ступени образования, типа учебного заведения, профиля подготовки, характера специальности, пола, возраста, семейного положения и других факторов.
     Спрос на услуги профессионального начального образования крайне низок. Видимо, на планы подростков и их родителей  относительно обучения в ПТУ влияет дальнейшее трудоустройство выпускников  этих заведений. Отличительными особенностями  представителей данной социально-демографической  группы является их низкая конкурентоспособность  на рынке труда из-за отсутствия достаточной квалификации, производственного  стажа и практического опыта  работы.
     Чтобы изменить ситуацию, необходима четкая программа по регулированию рассмотренных  проблем. Существует объективная потребность  общества в рабочих кадрах. Необходимо реализовать меры, которые приведут к возрастанию роли профессионального начального образования, которое является ступенью в системе непрерывного образования и многоуровневой системе подготовки специалистов.[1] 

     1.5 Среднее специальное образование
     Система среднего специального образования  призвана готовить рабочие кадры  по специальностям широкого профиля, пользующимся спросом на рынке труда. Уровень  дохода семей поступающих в ссузы - низкий и ниже среднего. Большинство студентов ссузов - это дети рабочих, служащих, технических специалистов.
     Чем выше уровень образования членов семьи и уровень ее дохода, тем  выше общие годовые затраты на обучение ребенка в ссузе. Самые  высокие затраты на обучение в  данном случае - оплата учебы в платных  ссузах. На треть ниже расходы на занятия с репетиторами по программе  ссуза и еще на треть - затраты  на аренду жилья для студентов  ссузов. Чем выше уровень образования  членов семьи, или их должностной  статус, или уровень семейного  дохода, тем выше расходы на обучение ребенка в ссузе. Следует отметить, что существенных различий по регионам и типам населенных пунктов по данному показателю не прослеживается. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра имеется 14 ссузов, в которых обучается 14372 студента.[6] 

1.6 Высшее образование
     Высшая  школа в современный период оказалась  в очень сложной ситуации, обусловленной  в первую очередь переходом к  рыночным отношениям в сфере образования, в том числе сокращением бюджетного финансирования высших учебных заведений  и отказом от обязательного государственного распределения выпускников. В условиях снижения финансовых поступлений из бюджета вузы вынуждены искать новые  источники финансирования; наиболее очевидный источник - введение платы  за обучение, образование коммерческих факультетов, отделений, курсов. Кроме того, вузы идут на предоставление своих площадей и территорий в аренду, сокращают расходы на приобретение нового оборудования и штаты работников. Такие изменения не могут не влиять на учебный процесс и качество подготовки специалистов.
     Кардинальные  изменения в системе трудоустройства  выпускников потребовали от вузов  разработки экстренных мер: в отсутствие системы государственного распределения  выпускников, чтобы не потерять абитуриентов, вузу нужно предоставить если не гарантии, то хотя бы надежду на то, что выпускник  найдет подходящую работу. Это означает, что вуз должен дать специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, дать образование, позволяющее адаптироваться к требованиям рынка, и предоставить услуги по содействию трудоустройству  выпускника. Только при соблюдении этих условий репутация вуза сможет устоять в жесткой конкурентной борьбе предприятий, организаций, фирм и учебных заведений за молодого человека, определяющего свой жизненный  выбор, и поддержать свое собственное  существование в рыночной экономике.
     Основная  проблема трудоустройства выпускников  вузов заключается в том, что  возрастающий спрос на высшее образование  неадекватен количеству рабочих  мест соответствующей квалификации в экономике. Если бы в нашем обществе, как в странах с развитой рыночной экономикой, более высокий уровень  образования давал бы большие  гарантии хорошего трудоустройства  и высокого уровня жизни, обеспечивал  бы защиту от безработицы, то, возможно, спрос на более высокий уровень  образования увеличился. Один же из парадоксов ситуации, сложившейся в  России, заключается в том, что  оплата труда специалистов не соответствовала (да и сейчас не всегда соответствует) ни затратам на их подготовку, ни уровню их требований. Такое несоответствие обусловило появление неоправданно большого числа специалистов с высшим образованием, работающих на рабочих  должностях и вообще не по специальности.[1]
     Потребность в услугах образования как  общественного блага выражается через механизм общественного выбора, в виде принимаемых решений: поступить  в то, или иное учебное заведение, на тот или иной факультет, в соответствующее престижное учебное заведение. Такая потребность сильно зависит от мнения родителей и знакомых. Она может сдерживаться правилами приема в учебное заведение, уровнем требований качеству знаний поступающих, а также может деформироваться соответствующей политикой государственной поддержки студенчества.
     Потребность в высшем образовании приобретает  выраженную социальную окраску, так  как получение высшего образования  рассматривается как символ высшего  потребительского стандарта и образа жизни среднего класса. В высшем образовании реализуются также  возрастающие социальные потребности  людей в своем дальнейшем духовном, интеллектуальном развитии. Потребность  в высшем образовании зависит  от масштабов развития других звеньев  образования и качества подготовки на предшествующих ступенях образования. Возникает так называемый "внутренний образовательный рынок", где качество обучения играет роль своеобразной "валюты".[2]
     Особенность услуг образования состоит в  том, что эффект, который получает человек и общество, трудно количественно  оценить. Неопределенность конечных результатов  качественных аспектов образования  создает трудности для студентов:
     - в правильном выборе профиля  подготовки и специальности, для  преподавателей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.