На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теневая экономика России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования
    1.1 Определение и структура теневой экономики………………………….6
    1.2 Условия формирования теневой экономики…………………………..14
    1.3 Причины развития теневой экономики………………………………..17
Глава 2. Масштабы, роль и области проявления теневой  экономики в России
       2.1 Масштабы теневой экономики в России………………………………22
       2.2 Теневая экономика в различных сферах деятельности общества...…26
       2.3 Роль теневой экономики в Российской Федерации…………………..34
Глава 3. Государственная политика в отношении теневой экономики
       3.1 Законодательное регулирование……………………………………….39
       3.2 Воздействие государства на  теневую экономику….....……………… 42
       3.3 Зарубежный опыт……………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы…………………………………………...53 
 
 
 
 

Введение
Актуальность  исследования. В экономической науке есть  большое количество малоизученных проблем.  Но,  пожалуй, сложно найти иной такой пример, когда масштабы  экономического  явления и степень его изученности были  бы  настолько несопоставимы.  Это проблема теневой экономики, которая охватывает многие сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика представляет собой очень  сложный  для исследования предмет; это феномен, который относительно просто определить,  но  невозможно точно измерить, т.к. большая часть всей информация,  которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной. Теневая экономика представляет огромный интерес, прежде всего с точки зрения всего   влияния   на     большинство    обычных,    “нормальных”, экономических  процессов и явлений:  формирование  и распределение   дохода, торговли, инвестирования  и экономического  роста в целом.  Это влияние теневых отношений в России настолько огромно, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.[7]
Особенно  актуально исследование теневой  экономики в современной России. С одной стороны, современная Россия - переходное общество, которое характеризуется непрочными институтами, а такое состояние институтов является питательной средой для развития теневых отношений. В настоящее время объем теневой экономики в РФ, по некоторым оценкам экспертов, доходит до 40% ВВП. Практика свидетельствует, что существует точка, в которой теневая экономика становится общегосударственной проблемой. Есть основания полагать, что в России теневая экономика и достигает этой точки. Значит, требуется разрабатывать программы государственных действий по отношению к этому явлению.
С другой стороны, перед Россией стоит объективная задача выйти на экономический рост, обеспеченный не мировыми ценами на газ и нефть, а новой структурой экономики с приоритетом наукоемких, перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей, человеческого и интеллектуального капитала. Это - задача укрепления экономической и в целом национальной безопасности на уровне современных требований. Решению этой задачи прямо препятствует значительный размах теневой экономики в РФ.
Изучая  сферу экономических отношений  в России за последние два десятилетия, мы можем отметить, что доля теневого сектора в ней громадна. Причем теневое поведение наблюдается не только в экономике, но и во множестве неэкономических сфер – в политической системе, в СМИ, в сфере правопорядка, в сферах  здравоохранения, образования, культуры и науки и т.д.
Актуальность  изучения теневой экономики обусловлена  также необходимостью ликвидирования преград к достижению обществом стабильного состояния социально-экономической эффективности. Теневая экономика - главная преграда на этом пути, поскольку она стремится сменить собой правовое социально-экономическое развитие, не преследуя при этом национальных интересов легальной экономики и, таким образом, делая отечественную экономику заложником личных и частных интересов «теневиков».
Именно  поэтому изучение процессов, не отраженных в официальной статистике, является животрепещущей проблемой на современном этапе. От решения этого вопроса зависит то, насколько продуктивными будут экономические  изменения и формирование рыночных институтов, которое еще далеко не окончено. 
Цель  данной работы – наиболее широко раскрыть проблему теневой экономики в России, доказать значимость данного вопроса, предложить возможные пути борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1)  сформулировать  понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;
4) предложить пути решения проблемы теневой экономики.
Объектом  исследования выступает система национальных счетов Российской Федерации, предмет исследования – проблемы теневой экономики в России и основные методы их решения.
В работе были использованы следующие методы научного исследования:      1) системный метод, позволивший провести анализ предпосылок возникновения и распространения теневой экономики в России;
2) формально–юридический метод, способствовавший осмыслению нормативно–правового регулирования теневой экономики;
3)     сравнительно–правовой метод, позволивший сравнить законодательство различных стран в области регулирования теневой деятельности;
4)     методы анализа и синтеза, которые помогли всесторонне изучить виды, сущность, опыт применения данного экономического явления;
5)  исторический метод, давший возможность учесть отечественный и зарубежный опыт решения проблемы теневой экономики.
Теоретико-методологическую основу курсового проекта составляют структурный и комплексный подходы, а также основополагающие общеметодологические принципы изучения теневой экономики. В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ, структуризация, обобщение, а также качественный и количественный (статистический) анализ полученных данных. Информация была получена путем изучения литературы таких авторов, как Завельский М.Г., Аблаев И.М., Латов Ю.В., Глушков В.В. , Барсукова С.Ю. и др., а также посредством анализа статистических данных и нормативных документов.
По  содержанию работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во  введении обосновывается актуальность темы исследования, охарактеризованы его цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
В первой главе «Определение и структура теневой экономики, причины и условия её формирования» рассмотрены теоретические основы и происхождение термина «теневая экономика», предпосылки и причины широкого распространения, а также структура теневой экономики.
Во  второй главе «Масштабы, роль и области проявления теневой экономики в России» дана характеристика масштабам и динамике развития теневой экономики,  рассмотрены основные тенденции распространения теневой экономики в различных отраслях, показана роль теневой экономики в развитии современной России.
В третьей главе «Государственная политика в отношении теневой экономики» охарактеризованы различные подходы для борьбы с теневой экономикой в России, даются определенные рекомендации по решению данной проблемы, а также показан опыт решения проблемы теневой экономики другими странами.
В заключении приводятся основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования. 
 
 
 

Глава 1. Определение и  структура теневой  экономики, причины  и условия её формирования.
1.1 Определение и структура теневой экономики
Стоит сказать, что термин «теневая экономика» пришел к нам из-за границы. Экономика «вне государства» привлекла внимание зарубежных ученых еще в 30-х годах 20 века. В конце 70-х она стала предметом крупных научных исследований, а с 80-х годов – темой разнообразных международных конференций. Понятий сферы экономики «вне государства» насчитывается более десятка – «скрытая», «теневая», «неформальная», «фиктивная», «нелегальная», «криминальная» , «подпольная», и т.д.  Но до настоящего времени так и не существует единого определения «теневая экономика», причем данный термин трактуется по-разному как в разных государствах, так и разными учёными, что, в общем-то, естественно. К определению сущности теневой экономики - термина получившего в последнее время широкую известность, имеется большое количество подходов.[1]
Западные ученые часто видят её как деятельность или уклоняемую от прямого статистического учета, или скрываемую из-под налогообложения. Так, Дж. Блэк рассматривает теневую экономику как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения». Несколько «расширяют» данное понятие Б. Лоуз, К.Пасс и Л.Дэвис, которые теневой экономикой обозначают «деятельность, не учитываемую в исчислении национального дохода потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна».[1]
Отечественные авторы, интерпретируя сущность теневых экономических отношений, опираются, скорее, на признак «неконтролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «скрытыми», или «теневыми». Так, Большой экономический словарь определяет теневую экономику как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть, скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».[2]
Евгений Ясин сравнивает ее с автомобилем на холостом ходу: «Деньги, которые проходят через теневую экономику, используются неэффективно, уводятся от налогов и, стало быть, усугубляют проблемы пенсионеров и бюджетников, не повышают благосостояние страны. Эти финансовые обороты свидетельствуют о хищническом отношении к ресурсам».[2]
Похожее определение предлагают Е.Б.Стародубцева, Б. А. Райзберг и Л.И.Лозовский. «Теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы».[3]
        Таблица 1*
      Определение теневой экономики
Теневая экономика
Легальная экономика (её не фиксируют в контрактах и отчетностях, но она не нарушает действующее законодательство) Внеправовая экономика (она нарушает права других хозяйственных  объектов, но она не регламентирована законодательством) Полуправовая  экономика (она регламентирована законодательством, но периодически выходит за его пределы) Нелегальная экономика (она запрещена законом и по своей сути нарушает его) 
 

* Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности // Нац. проекты. - 2010. - N 12. - с.130-135
Каждая  из приведенных точек зрения по-своему правильна в той или иной степени и отражает различные наблюдающиеся в экономике реальные явления. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и в общем-то не противоречат друг другу. Мы же постараемся, согласно таблице 1, дать более полное определение теневой экономики – это экономическая деятельность, которая подпадает под один из следующих признаков:
1) Легальная  (неофициальная) экономика (legal economy) - экономическая деятельность, которую не фиксируют в контрактах и отчетности; однако она не нарушает ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов.[17] (Пример - натуральное производство домашних хозяйств, поскольку эта продукция прошла мимо государства, "мимо кассы", то ее производство и потребление фактически попадает в категорию теневой экономики; хотя понятно, что такая теневая экономика представляет собой обычное натуральное хозяйство - следствие слабо развитых производительных сил. Никому - ни обществу, ни личности - вреда подобная деятельность не наносит, скорее наоборот. Она помогает снизить напряженность на рынке труда, дает ресурсы к существованию. В целом это признается: налогами товары и услуги домашнего хозяйства не облагаются).
2) Внеправовая  экономика (out-of-law economy) - экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не предусмотренная действующим законодательством страны и находящаяся таким образом во внеправовых зонах. Это "розовые рынки" (rosy markets).[17] (Хрестоматийный пример - финансовые пирамиды середины 90-х годов, которые лишь использовали "дыры" в законодательстве, но от их деятельности пострадали миллионы людей. Сюда же следует отнести нарушения экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйственных субъектов, предоставление "в виде исключения" индивидуальных субсидий и льгот и т.п.)
3) Полуправовая  экономика (semi-legal economy) - экономическая деятельность, по своим целям регламентированная законодательством, но периодически выходящая за его пределы по характеру используемых средств. Это "серые рынки" (grey markets).[17] (В первую очередь они связаны с разными способами уклонения от налогов, включая использование "черного нала", бартерные обмены, работу без лицензии и патента, «нелицензированная деятельность» практикующих адвокатов, врачей, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта, трудовой наем без оформления, вывоз капитала из России по поддельным контрактам.)
4) Криминальная, нелегальная экономика (non-legal, criminal economy) - экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. (Наркобизнес, незаконное производство оружия и незаконная торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы – примеры такой деятельности.) Это "черные рынки" (black markets).[17]
Из раскрытой  выше сущности теневой экономики следует, что это явление имеет весьма разнородный и многогранный характер. В связи с этим возможны различные критерии разделения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный страту, слой, уровень или зону рынка своим цветом.
Белый рынок (официальная зона)  основывается на учтенных операциях в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансах предприятий, налоговых деклараций и т.п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех правил и законов и полностью прозрачны. Последняя особенность важна при вхождении России на мировой рынок и является одним из важнейших факторов привлечения на белый рынок предпринимателей из теневой сферы.[18]
Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, имеющих «статус наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать дешевые кредиты, льготы, работать с особо ликвидными товарами и т.д. Государство представляет собой общественный институт, призванный защищать, безусловно ассоциированные цели, находящие отражение либо в стремлении сохранить общество от уничтожения, либо в попытках обеспечить его наиболее прогрессивное развитие. Однако, являясь институтом власти, государство порождает и свои специфические цели, не попадающие под ассоциированные потребности, что было подмечено еще Н. Бакуниным, который писал, что любые политические деятели всегда будут смотреть на народ "...с высоты "государственной": они будут представлять уже не народ, а себя и свои "притязания" на управление народом".[18]
Похожую оценку государству как экономическому субъекту дает  Я. Корнай: "На самом деле любая правительственная организация склонна без удержу тратить деньги граждан. Нужно приложить большие усилия, чтобы воспрепятствовать этим сильным тенденциям". В случаях же, когда государство выступает субъектом собственности, существующие в нем названные тенденции способны воплотиться в жизнь в полном объеме. Безусловно, для этого требуется соблюдение ряда условий, важнейшее из которых — вывод собственных затрат за границы общественного контроля.[23]
В этой «неприкасаемой» для других зоне действуют так называемые «карманные» фирмы, которым позволено, например, ежегодно закупать миллионы тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на экспорт или переработку, но уже по мировым ценам; фактически даром забирать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.[13]
Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем огромная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод средств в иностранные оффшоры.
Розовый рынок берет свое начало с 20-х  годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной  фабрике А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в России со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным широкую сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых больниц, санаториев для власть имеющих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.[8]
Сегодня наряду с открытой существует и продолжает функционировать закрытая (негласная) форма обмена и распределения средств, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных преференций и льгот (таможенных, налоговых, снабженческих, транспортных, арендных и других) для своих - узкого круга доверенных юридических и физических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.
Серый рынок-зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными  операциями; городские вещевые рынки  без инкассации выручки, вымогательство местными властями у предпринимателей денег на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды.[23]
Этот  рынок базируется на основе деятельности ряда полутеневых организаций, предприятий и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.
Эта система  начала функционировать еще в советское время, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на базе бартерных операций, особенно в секторе обращения дефицитных товаров и услуг - в строительстве, торговле, снабжении, транспорте и других отраслях. Растущий дефицит услуг и товаров в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой для создания серого рынка.
Другая  составляющая серого рынка - это достигшее значительных размеров хищение государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, во-первых, позволяющие фиктивно выполнять издаваемые сверху невыполнимые планы, а во-вторых, - скрывать воровство оборудования и материалов, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном планировании и управлении ошибки в распределении ресурсов.
В современных условиях сложился новый вид серого рынка, на котором властные структуры, используя свои полномочия, заставляют бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться откупами или взятками за право не платить оброк. Взамен власти не замечают правонарушений бизнесменов.
Черный  рынок - (криминальная зона) включает операции и сделки в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство услуг и товаров на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных структурах, или выпуск  неучтенной продукции на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, проституцию, контрабанду, наркобизнес, рэкет и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» услуги врачей, репетиторство, деятельность теневых банков, черная касса).
Черный  рынок-это своеобразный оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, скрытая от налогообложения. Однако существуют своего рода трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».[18]
Вся же теневая экономика организована по принципу пирамиды. На ее вершине  стоят криминальные структуры, а в основании - «рабочая сила»: торговцы оружием и наркотиками, бандиты, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры, грабители и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов управления и власти. Через них «черный рынок» соединяется с розовым, например, когда возникает необходимость перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам экспертов, эта группа коррупционеров составляет от5% до 20% численности всей пирамиды.
Вторая  группа формирует среднюю часть пирамиды и включает в себя «теневиков-хозяйственников» (банкиры, коммерсанты, предприниматели), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует указать, что многие участники как черного, так и серого рынков могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что затраты их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.
Третья  группа, также как и вторая, формирует среднюю часть пирамиды, она представлена наемными работниками умственного и физического труда, для которых неофициальная деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является незаконным, но в силу разного рода обстоятельств (экономических и правовых) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние госслужащие, в доходах которых до 60% составляют взятки.
Всего данная пирамида, по подсчетам Росстата, включает около 30 млн. чел. экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП.[41]
1.2 Условия формирования теневой экономики
Почему  теневой сектор до сих пор не утратил значительной роли в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие функционированию теневой экономики в сегодняшней России.
Разрушение  командно-административной системы во время перестройки способствовало количественному и качественному изменению теневой экономики в России. В процессе преобразований советская номенклатура получила шанс использовать результаты распада системы СССР в интересах узкой группы лиц. В результате произошло формирование нового класса капитализированной элиты чиновников, к которым кроме традиционной функции управленцев добавилась новая роль бизнесменов. Раздел ресурсов среди узкого круга лиц заставил номенклатуру скрыть свою принадлежность к этому явлению за ширмой криминальных элементов. Допуск организованной преступности к управлению повлек за собой не только сокрытие результатов приватизации госсобственности, но и привел к криминализации социально-экономических явлений в государстве, охватив все ее сферы: от финансов до производства.[11]
В результате трансформационных преобразований под воздействием преступных элементов в Российской Федерации сложилось «теневое» государство, характеризующееся определенными особенностями, черты которого сохраняются и по настоящий день. Остановимся более подробно на каждой из тенденций, способствующих созданию особого вида государства:
- Срастание органов государственной власти с криминальными элементами, что способствует разрушению государственности и принятию решений в ущерб интересам населения и страны в целом. Управленческая верхушка, которая должна обеспечивать безопасность и высокий уровень жизни населения, преобразилась в паразитическую прослойку, которая вкупе с криминальными элементами стала варварски грабить достояние и народ страны.
- Возникновение тесных неофициальных связей предпринимателей и чиновников. Значительный масштаб коррупции в стране привел к двойному налогообложению: с одной стороны – государство (налоги), с другой – чиновники (взятки). Таким образом, коррумпированное налогообложение ложится непомерным грузом на бизнесменов, способствуя еще большему его уходу «в тень».
- Огромная доля участия государства в экономике страны и распространение разных форм монополизма, в том числе и государственного. Вмешательство государства в экономику страны ведет к искусственному неравенству в положении отдельных предприятий, что заставляет частный капитал обращаться к госчиновникам за компенсацией невыгодного положения, либо склонять чиновника к выбору вариантов, наиболее благоприятных для предпринимателя.
- Перераспределение  национального дохода в угоду  паразитарного потребления узкой  прослойки лиц и вывоз капитала за границу (бегство капитала). Вследствие нестабильной экономической и политической ситуации владельцы крупного бизнеса увозят капитал из страны, лишая ее необходимых для развития и роста ресурсов.
- Общее  состояние экономики: нарушение хозяйственных связей, инфляция, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках
- Несовершенство  налоговой системы - до сих пор в Российской Федерации взимается в бюджет и различные государственные фонды до 40% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (расчеты специалистов показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);[34]
- Продолжающиеся  долгие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по оценкам экспертов, отмывается и расхищается через теневую экономику от 11 до 21 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных проектов и программ, а также прибыли государственных предприятий);
- Слабая  и в огромной степени коррумпированная система судебных и правоохранительных органов (в отличие от развитых стран, наши 'правоохранители' не борются с профессиональной преступностью - это опасно, трудно и не денежно, а охотятся на граждан, неосторожно или вынужденно нарушающих закон);
- Недоверие  граждан к государственным институтам, особенно к бюджету страны (большинство граждан небезосновательно считают, что в РФ функционирует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата труда работников бюджетных организаций);
- Деградация  культуры, пропаганда культа вседозволенности и криминалитета, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.
Вывод: несомненно, указанные особенности пересекаются между собой, однако только таким образом можно кратко раскрыть многомерность проявления теневой экономики в сформированном к началу XXI века Российском государстве. На сегодняшний день проблема теневой экономики выглядит не столь пессимистично. Во время нахождения у власти В.Путина и Д.Медведева выстраивание вертикали власти и укрепление государственности оказало на теневую экономику сдерживающее воздействие. Экономический рост на фоне благоприятной конъюнктуры сырьевых товаров, экспортируемых Россией, уменьшил остроту социальных проблем, а стабильная политическая обстановка повысила инвестиционную привлекательность России. Впервые за 10–15 лет в Российской Федерации подняли вопрос национальной идеи, заговорили о выработке национальной стратегии, соблюдении Конституции и борьбе с теневой экономикой, открылись масштабные инвестиционные программы, что позволяет сказать о начале процесса расширенного производства в нашем отечестве. Однако при столь положительных социально-экономических сдвигах рано говорить о снятии проблемы теневой экономики: никуда она не исчезла, а приняла более цивилизованные формы, т.е. эволюционировала вместе с развитием производственных отношений в России. Вместе с тем указанные отличия сложившегося «теневого» государства сохраняют свои тенденции, трансформируясь под воздействием существующих реалий.[11]  

1.3  Причины развития теневой экономики
Причины теневой экономики многообразны. Мы выделяем их в шесть основных групп: антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические.[36]
Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Недаром религиозные учения исходят из того, что человек является ареной борьбы добра и зла, где добро не всегда побеждает. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.
Ко  второй группе причин, порождающих теневую экономику, мы относим экономические факторы. По своей сущностной природе рыночное хозяйство носит стихийный характер. Известно, что для рыночной экономики характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития. Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. Была проведена «незавершенная либерализация», иначе говоря, из всего набора «экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (так же необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России «комплекс гиперприватности» - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. Также причинами ухода малых предприятий в теневую экономику являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д.[36]
В третью группу причин мы выделяем факторы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев - молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. Основная часть непосредственных исполнителей собственно  преступных экономических действий также формируется в этой среде. Далее низкий уровень жизни  населения способствует  развитию  скрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на  получение доходов любым способом; растущая безработица, невыплаты заработной платы, массовая иммиграция из стран третьего мира, дополняемая оттоком сельского населения в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и "горячих точек", именно поселения мигрантов и становятся, как правило, анклавами теневой экономики, и т.д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т.д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т.д. Если же говорить о внешней конкуренции, то следует отметить, что не приток товаров, в частности из Турции, Китая, Саудовской Аравии, Польши, содействует распространению неформальных отношений. Связь скорее обратная: неформальная экономика на своих плечах, трудом сотен тысяч "челноков" принесла поток этих товаров в Россию.[33]
К четвертой  группе факторов, объясняющих феномен теневой экономики, мы относим несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере. Несовершенство законодательства, недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности, несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью, незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.
В пятую группу факторов мы включаем все, что можно считать слабой этической основой предпринимательства. Особо хотелось бы выделить противоречия между законодательством и морально-этической составляющей предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические ценности определенного времени. Однако интересы государства, реализуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства общества, а подчас находятся в противоречии с ними.
Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе и чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуется прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает качественно новые черты теневой экономике. Дело не только в том, что под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона они малоуязвимы, но по существу эти деяния следует относить к разделу теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою очередь ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.[33]
Вывод: таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать и хозяйственной жизни. Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой экономики и причинами ее роста или, напротив, угасания в определенные исторические периоды. 

Глава 2. Масштабы, роль и  области проявления теневой экономики  в России
2.1 Масштабы теневой  экономики в России 
Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов  является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит  скрытый  характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения  используются различные, преимущественно  косвенные методы. Рассмотрим современное  состояние и масштабы теневой  экономики в России и различных  странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт".[20]
Всего в мире в теневом секторе создается  как минимум 8 трлн долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.[16]
            Таблица 2*
         Уровень теневой экономики в  разных странах
Страна Уровень теневой  экономики, в % от ВВП
Греция 29%
Италия 25-30%
Испания 24%
Бельгия 23%
Франция, Канада, Германия 14,9-16,3%
Австрия 9,1%
США 10-15%
Швейцария 8%
Нигерия 76%
Таиланд 71%
Египет 68%
Боливия 66%
Панама 62%
Грузия 43-51%
Азербайджан 34-41%
Украина 35-50%
Македония, Хорватия, Болгария 40%
Албания 80%
Россия 20-50%
                                                  
* Коррупция в России и в мире // anti-corr.ru/
  
Как видно  из Таблицы 2, в странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 2010 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (25-30%), Испания (24%) и Бельгия (23%). Среднее положение занимают Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (10-15%) и Швейцария (8,0%).
Наибольших  масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах. Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.
Согласно  различным исследованиям, наибольшее значение среди постсоциалистических стран в начале 21 века теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и Украины (35-50%).[16]
В Восточной  Европе наибольший масштаб теневая  экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика  практически полностью функционирует  в теневой сфере.
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую  экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой  региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 20% ВВП страны.[24]
         Таблица 3*
      Доля теневой экономики в различных  сферах деятельности
Сектор  экономики Теневая доля в %
Торговля 34,3%
Строительство 10,1%
Транспорт и связь 9,2%
Обрабатывающее  производство 8,9%
Коммунальные, социальные и персональные услуги 4,6%
Рынок недвижимости 3,2%
Гостиницы и рестораны 2,3%
Сельское  хозяйство более 60%
     
        *Экономика. «Теневая экономика: как её считать»// ruseconomy.ru/nomer1_ 200101/                             
Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Анализируя Таблицу 3, можно сделать вывод, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчётам более 60%). По общемировым объёмам теневой экономики большая часть выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.[44]
С другой стороны, в понятие "теневая экономика", по методологии Госкомстата, не входят производство и распространение  наркотиков, проституция, контрабанда. Не учитываются преступления против личности и имущества (например, взятки и грабежи), а также национализация и приватизация, поскольку такие  акции сказываются лишь на стоимости  активов и никак не отражаются на добавленной стоимости и ВВП. В этом, собственно, и состоят  самые большие расхождения в  оценке теневой экономики Госкомстатом и Всемирным Банком.
Вывод:  теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Около трети всей внешней торговли России осуществляется армией челноков, перевозящих огромную массу товаров из соседних стран. Российская теневая экономика, вопреки западным стереотипам относительно "русской мафии", производит в основном вполне легальную продукцию и услуги. На криминальные группировки приходится всего 3% теневого сектора. Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе. Если учитывать эту особенность, можно получить сильно отличающуюся от официальной картину доходов российских граждан.[27] 

2.2  Теневая экономика в различных сферах деятельности общества
Теневая экономика и коррупция - сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает  коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой  экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько  взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая  экономика формирует коррупционные  отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит  ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую  экономику оставаться в тени и  вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для  формирования новых сфер и видов  теневой экономики. В-пятых, теневая  экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.[43]
В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений  в России и выработки основ  государственной политики противодействия  коррупции и теневой экономике  должны решаться как единая комплексная  задача.
Коррупционные процессы широко проникли в среду  должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую  политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения  в сфере экономики, в том числе  касающиеся вопросов перераспределения  собственности, движения капиталов, использования  бюджетных средств, выделения крупных  кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в  обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены  интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с  криминальными структурами и  преследующих корыстные цели.
Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется  и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные  связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное  имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты  и субсидии, занижая реальную стоимость  государственной собственности  в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц  осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических  решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой  экономики, поскольку только она  может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.[43]
Учитывая  это, коррупционную связь следует  рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как  неотъемлемую составляющую теневой  экономики. По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры  тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти  средства также наполняют капиталы теневой экономики. При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.
Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты  злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении  уголовных дел, сращивание с криминальными  структурами, противоправное участие  в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном  бизнесе и контрабандных сделках.  Проблема коррупции не обошла и такие  общественные институты, как медицина и образование. Чтобы получить качественное обслуживание в больнице зачастую приходится платить огромные деньги, несмотря на тот факт, медицина в России –  бесплатная; что же касается образования, то около 30% людей с высшим образованием в Российской Федерации попросту купили диплом.[22]
В финансовой и банковской сферах развитию теневой экономики способствует несколько условий экономического и нормативно - правового характера. К таковым нужно отнести следующие:
1. Хозяйствующие  субъекты имеют свободный доступ  к наличным средствам в условиях  незначительного контроля за  расходованием денежных средств клиента.
2. В настоящий момент принято недостаточно мер финансового и административного контроля за нарушения организациями, предприятиями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в России, включая ответственность[15]:
-  за  осуществление расчетов наличными  денежными средствами с юридическими  лицами выше установленного в  Российской Федерации предельного  объема расчетов наличными деньгами  в двустороннем порядке; 
-  за  несоблюдение согласованных с  кредитной организацией условий  использования на месте поступающих в кассу предприятия наличных средств, а также их расходования без согласования с обслуживающим банком;
-  за  препятствование предприятиями  проведению проверок кредитными  организациями соблюдения установленных  условий работы с денежной  наличностью; 
-  за  ненадлежащее оформление и ведение  первичных бухгалтерских документов  по учету кассовых операций  и (или) их отсутствие.
3. Организации  и предприятия имеют возможность  открывать множество счетов в  банках (расчетные, текущие, бюджетные,  депозитные, аккредитивные, ссудные,  валютные, по капитальным вложениям  и другие), что создает дополнительную  возможность нарушения очередности  платежей.
4. Существуют  широкие возможности эмиссии  денежных суррогатов, в частности  долговых обязательств.
6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
7. Отсутствует  единая база данных о юридических  и физических лицах, причастных  к совершению экономических преступлений  или правонарушений.
Сохраняется тенденция распространения мошеннических  операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с  незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением  разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.
Следует отметить, что Банк России, последовательно  реализуя свои законодательно установленные  функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию теневой экономики в  финансовой и банковской сфере.[31]
Банк  России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены "Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации". В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.[31]
Следует отметить, что стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого) обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и интеллектуальных ресурсов.
Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретает товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих товарных ресурсов.
Значительная  часть неучтенного валютного  оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в  целях уклонения от уплаты необходимых  таможенных сборов и налогов фактические  объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону  занижения. Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.[30]
Российские  участники внешнеэкономической  деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают  к методу существенного занижения  цен главным образом на вывозимые  энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы  между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных  партнеров, совместных или оффшорных  компаний. По оценке ВЭК России ежегодный  ущерб, причиняемый государству  от занижения контрактных цен  экспортируемых из Российской Федерации  одних только лесоматериалов, нефти  и нефтепродуктов, достигает 1,2-1,6 млрд. долларов.[30]
Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных характеристик  ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается  в хозяйственный оборот за рубежом  без всякой компенсации для России.
Наиболее  значительное непоступление валютных средств в предусмотренные законодательством  сроки по данным ГТК России имеет  место по поставкам природного газа, чугуна, проката, лома и отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам и сырой  нефти, включая газовый конденсат.
Также характерной формой проявления теневой  экономики во внешнеэкономической  сфере является уход от налогообложения  неорганизованной торговли так называемых "челноков". На долю неорганизованной торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.[30]
Серьезный ущерб национальной экономике наносят  также осуществляемые чрез страны СНГ  операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно-банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн. долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн. долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.
Масштабный  характер приобрели операции по незаконному  вывозу значительных партий морепродуктов  за пределы Российской Федерации.
Теневая экономика проникла и в такую, сравнительно новую для России сферу  деятельности, как страховое дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь относятся  осуществление нелицензированной  деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой  выплаты. Особо опасными являются такие  правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценировка страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.