На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Человек и политика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Человек и политика
В политологии  субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.
Взаимоотношения человека и политики в обществе политология  рассматривает с различных точек  зрения. Поскольку человек существо биосоциальное - на первое место может быть поставлены решения политических проблем или удовлетворения биологических потребностей людей, их социальной жизни. Человек находится в гармонии с государством, только в том случае, считал Гегель, если государство провозглашает стремление к свободе высшей формой своей деятельности. В свою очередь человек должен старательно выполнять свои обязанности перед государством.
Таким образом, взаимосвязь гражданина и  государства - это основа политического  развития общества. Государство должно выступать главным гарантом и  регулятором требований личности и  сплоченности общества. Оно должно способствовать формированию сознания и политической активности индивидов.
Субъективной  стороной политизации личности через  государственную принадлежность является: во-первых, осознание существования  государства, его характера и  общественных функций, а также собственной  государственной принадлежности; во-вторых, осознание установленных законом  и политикой рамок для собственных  стремлений и форм активности, прав и обязанностей, статуса гражданина.
Безусловно, так понимаемое государственное  сознание зависит от переплетения сложных  факторов, от степени демократизма государства, статуса социальной группы к которой относится индивид, традиций политической культуры данного  класса и всего общества.
Поворот к человеку, утверждение социальной справедливости, возвышение творческого  труда как важнейшего фактора, определяющего  место человека в обществе, находит  свое выражение в изменении социального  статуса личности, т.е. ее места в  системе общественных отношений.
Социальный  статус человека зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных в обществе, но и от того, насколько эти условия  освоены личностью, от уровня ее сознания, культуры и активности. Эти условия  можно разделить на внешние, т.е. такие, которые от человека не зависят, и какими бы творческими возможностями  он не обладал, они не могут быть реализованы и внутренние условия - это мировоззрение, профессиональные знания, культура, желание работать, компетентность и т.д.
Внутренние  условия формируются под воздействием политики государства, которая должна способствовать развитию творческих начал  личности. С другой стороны сам  человек должен стремиться повлиять на условия, в которых он живет  и действует, а не ссылаться на объективные условия, с помощью  которых нередко оправдывается  бездеятельность, халатность, а то и  просто лень.
Человек, являясь субъектом политики, требует  от нее обеспечить такие условия  своего существования, чтобы он был  свободен. Иногда, в повседневной жизни, под свободой понимается только право  говорить и делать, что захочется. На самом деле свобода предполагает свободную деятельность, возможность  самостоятельно принимать решения  и отвечать за их результаты.
Политика  в отношении к человеку должна руководствоваться принципом: «  не человек для общества, а общество для человека», т.е. личности должны быть представлены возможности защиты от жестких политических решений  против интересов граждан, творческой реализации ее в политической деятельности ибо подлинным субъектом политики человек становится тогда, когда он четко определяет свое место в политической жизни общества и его деятельность отвечает объективным законам общественного развития.
  Человек как субъект и объект политики
  В нормальном,  цивилизованном  обществе  политика  осуществляется  для
людей и через  людей.   Какую  значительную  роль  ни  играли  бы  социальные
группы, массовые общественные  движения,  политические  партии,  ее  главным
субъектом выступает  личность, так как сами эти группы,  движения,  партии  и
другие  общественные  и  политические  организации   состоят   из   реальных
личностей. Только через взаимодействие  их  интересов  и  воли  определяется
содержание и  направленность политического процесса, всей политической  жизни
общества. Активное участие  личности  в  политической  жизни общества  имеет
многоплановое значение.
    Во-первых, через такое участие  создаются   условия  для  более полного
раскрытия  всех возможностей человека,  для его  творческого  самовыражения,
что составляет   необходимую   предпосылку   наиболее  эффективного  решения
общественных  задач.   Качественное   преобразование   всех   сторон   жизни
предполагает всемерную  интенсификацию   человеческого  фактора,  активное  и
сознательное  участие  в  этом  процессе  широких  народных  масс.   Но  вне
демократии,  доверия  и гласности становятся невозможны  ни  творчество,   ни
осознанная активность, ни заинтересованное участие.
    Во-вторых, всеобщее развитие человека как   субъекта  политики  является
важным   условием  тесной  связи  политических  институтов   с   гражданским
обществом,  контроля  за   деятельностью   политико-управленческих  структур
со  стороны  народа,    средством   противодействия   деятельному   аппарату
управления, отделений  функций управления от общества.
    В-третьих,   через    развитие   демократии   общество    удовлетворяет
потребность своих  членов участвовать в управлении делами государства. 
 
 

          Раздел I.Личность как первичный субъект и объект политики 
 

    Анализ     места    человека    в    политической    жизни    открывает
крупный   раздел политической науки, посвященный субъектам  политики.  Обычно
под субъектами понимаются индивиды  и  социальные  группы  (слои),  а  также
организации,  принимающие  непосредственное  более или менее сознательное
участие в  политической  деятельности,  хотя  степень  такой  сознательности
может быть различной. Так, известный  американский  политолог  Г.  Алмонд  в
зависимости от осознанности участия  в  политике  различает  три  группы  ее
субъектов. 

                              Группы субъектов 

    1)  субъекты  персональные,  движимые  заботой   о   реализации   своих
непосредственных,  местных,   повседневных   интересов   и   не   осознающие
политических последствий  своего участия, своей политической роли;
    2) субъекты-подданные,  понимающие свою политическую  роль и  назначение,
но  не   видящие   возможности   выйти   за   их   пределы,   самостоятельно
воздействовать  на политическую жизнь;
    3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути
их реализации и использующие для этого институциональные  механизмы  (партии,
движения и т.п.). 

                      Классификация субъектов политики 

    Классификация   субъектов  политики  достаточно  разнообразна.  Наиболее
широко распространено их деление на два основных уровня:
    1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том
числе профессиональные, этнические, демографические и др.).  Сюда  относятся
личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;
    2)  институциональный,  охватывающий  государство,  партии,  профсоюзы,
политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.
    Иногда  выделяется  и  третий,  «функциональный»  уровень,   включающий
социальные  институты,  предназначенные   для   выполнения   преимущественно
неполитических  задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою
и  весьма  существенное  влияние   на   политику:   церковь,   университеты,
корпорации, спортивные ассоциации и т.п. 

                         Первичный субъект политики 

    Первичным   субъектом  политики  является   личность   (индивид).    Как
отмечали еще  древние  (Протагор),  «человек  есть  мера  всех  вещей».  Это
полностью применимо  и к политике. Именно личность, ее  интересы,  ценностные
ориентации  и   цели   выступают   «мерой   политики»,   движущим    началом
политической активности наций, классов,  партий  и  т.д.  Проблема  личности
имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:
    1) личность  как  индивидуальные  психо-физиологические  (эмоциональные,
интеллектуальные  и др.) особенности человека,  его  специфические  привычки,
ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе  личности под  этим
углом зрения основное внимание обычно  уделяется  политическим  лидерам,  от
индивидуальных  особенностей которых часто зависит большая политика;
    2) личность  как  представитель  группы:  статусной,  профессиональной,
социально-этнической,  классовой,  элиты,  масс  и   т.п.,   а   также   как
исполнитель  определенной  политической  роли:  избирателя,  члена   партии,
парламентария, министра. Такой подход к личности  как  бы  растворяет  ее  в
более крупных  социальных образованиях или же  предписанных  ей  ролях и не
позволяет  отразить  автономию  и  активность  индивида  как  специфического
субъекта политики;
    3)  личность  как  относительно  самостоятельный,   активный   участник
политической и  общественной жизни, обладающий разумом и свободой  воли,  не
только общечеловеческими, но и уникальными в своем  роде  чертами,  то  есть
как целостность, не сводимая к ее  отдельным  социальным  (профессиональным,
классовым, национальным  и  т.п.)  характеристикам  и  имеющая  политический
статус гражданина или подданного государства. Именно в  этом  своем  аспекте
человек   обычно   взаимодействует   с   властью,   выполняет   определенные
политические  обязанности  и  выступает  субъектом  и  объектом,   предметом
воздействия политики. 

                     Патерналистская концепция личности 

    Место  человека в политической  жизни  издавна является предметом горячих
споров, которые  не утихли и в наши дни.  Уже  в древности появляются  учения,
по-разному  оценивающие  отношение  личности  к  политике   и   государству.
Наиболее влиятельные  из них — учения Конфуция, Платона  и Аристотеля.  Первый
из   этих   мыслителей   детально   разработал   патерналистскую   концепцию
государства, господствовавшую в мировой политической  мысли на  протяжении
многих веков, а  на Востоке — почти двух тысячелетий.
    Патерналистский  взгляд на политику и личность  исходит  из  неравенства
политического  статуса  людей,  трактовки  государства  как  одной   большой
патриархальной  семьи, в которой вся полнота  власти  принадлежит  правителю-
отцу.  Остальные  же  граждане  делятся  на   старших   —   аристократию   и
чиновничество,  и  младших  —  простой  люд.   Младшие   должны   безропотно
подчиняться  старшим,  которые,  и  прежде  всего  монарх,  в  свою  очередь
призваны заботиться о благе народа.
    В патерналистской  концепции власти  рядовому  человеку  уделяется  роль
простого исполнителя  царской воли,  освещаемой  божественным  происхождением
или  церковным  благословением   монарха.   Индивид   выступает   здесь   не
сознательным  или  полусознательным  субъектом  политики,  не   гражданином,
обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь  парохиальным,  то
есть политически  бессознательным участником политики.  И  лишь  высшие  слои
общества поднимаются  до полусознательного, подданнического  участия.
    В современном  мире патерналистские взгляды  на  соотношение  индивида  и
власти в основном преодолены,  хотя  многие  из  них  и  сегодня  достаточно
широко   распространены   в   развивающихся   странах   с    преимущественно
крестьянским  населением,  в  авторитарных  и   тоталитарных   государствах,
представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого  человека,
а в  какой-то  степени  и  в  демократических  государствах,    где    часть
населения   все    еще    воспринимает  президента    или    премьера    как
главу   единой   большой семьи, а себя — как  маленького человека,  покорного
исполнителя указаний властей.
. Мотивы и  предпосылки политической деятельности
Глава 1 ФАКТОРЫ  ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ.
Участие в демократическом  политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут  развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких  масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого  в человеке.
Глава 2МОТИВАЦИЯ  УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Достижение целей  широкого политического участия  людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется  личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться  с точки зрения общественных интересов  настолько негативной, что не будет  способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию  и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического  участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.
По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.
И в том и  другом случае проблема мотивации политического  участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологичесуим качествам участников политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.
Отмечалось, что  участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном  случае право реалмзовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).
Глава 3 ПРЕДПОСЫЛКИ  ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Активное включение  личности в политический процесс  требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и  политико-правовые. Опыт показывает, что  для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах  и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной  и профессиональной подготовки, общей  и политической культуры.
В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы  рассматривается по крайней мере в трех аспектах.
Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто  демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.
Во-вторых, уровень  благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения  и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).
В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса  профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.
Глава 4 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ.
Значительное  влияние на формирование политических взглядов личности, на становление  ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки  того, сформируются ли у личности демократические  убеждения и ориентация или она  будет отдавать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям  ипрактике.
Особенно сильное  воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает  образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек  стоит вне политики. Это следует  понимать как, что неграмотный человек  стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.
По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем  выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и ,главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.
В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесси что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в
нее; образование  определяет большую вероятность  того, что гражданин будет политически  активен.
Тема 13. Политическое лидерство
1.  Политическое лидерство — это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.
2. К основным функциям политического лидерства относятся: 
    определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция); 
    интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция); 
    нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция); 
    социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция);  
    коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция); 
    инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция); 
    легитимация политического строя (функция легитимации).
3. Теории политического  лидерства. 
теория  «личностных черт»  (нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний), (либо интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других).
ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся такие качества как:  
    умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия; 
    способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода; 
    готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации; 
    способность связывать базисные актуальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений; 
    искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет тиражироваться и распространяться во всем обществе; 
    умение внушить нации веру и оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности).
теория  конституентов (решающая роль последователей лидера, «короля играет свита»).
психологические теории лидерства (три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное).
Лидерство следует рассматривать  как многомерное  понятие.
4. Типологизация политических лидеров.
М. Вебер. Традиционное лидерство (основано на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению), харизматическое лидерство (основывано на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя) и рационально-легальное (бюрократическое) лидерство (осуществляется на основе законов и в рамках законов).
М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». Лидеры «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политической системы. Имидж «служителя» формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. «Торговец» — отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер «пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реальной политической практике большинство лидеров используют, все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.
На  основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб формулирует три типа лидеров:
1. «патриарх», по отношению к которому члены общества испытывают одновременно чувство любви и страха;
2. «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;
3. «идеальный» лидер, к которому испытывают симпатии большинство социальных групп.
Интересный подход к типологизации лидерства предлагает французский ученый Ж. Блондель. В основе его классификации два критерия: отношение к традициям и инновациям и объем сферы деятельности лидеров.
5. Стили лидерства — это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Традиционно выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.
Политика и  моральъ
Моральные аспекты политики приобретают в наше время большую актуальность, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. Нередко ставится вопрос, совместимы ли вообще понятия политики и нравственности, не являются ли эти категории взаимоисключающими. Проблема соотношения политики и морали особо обостряется во время избирательных кампаний, борьбы за власть, посты, должности, противоборства с политическими противниками. А в борьбе за политическую власть, дескать, все средства хороши. Именно тогда политические действия развертываются в своеобразном поле напряжения между политикой и моралью. Все это — теневая сторона политики, "изнанка", подрывающая ее нравственный авторитет.
Соотношение политики и морали напрямую зависит от политического режима. В странах с антидемократическими, реакционными режимами, где процветают неправовое насилие, террор, злоупотребление властью, бюрократизм и коррупция, происходит разрыв морали и политики. Напротив, в условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности, пронизывается началами гуманизма и нравственности.
Еще Никколо Макиавелли утверждал, что право и мораль разные и не соприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Его взгляды и рекомендации находят сторонников и сегодня. По этому поводу русский философ В. С. Соловьев в конце XIX в. писал: "Полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века. С точки зрения христианской и в пределах христианского мира эти две области — нравственная и политическая — хотя и не могут совпадать друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между собой связаны".
Современная политическая ситуация в России сложна, противоречива и труднопредсказуема. Основная причина тому — глубокий социально-экономический и духовный кризис в стране. В этих условиях обострились противоречия между политикой и моралью, чему во многом "помогли" крупные ошибки политического руководства, которые усилили безнравственность российской политики, углубили духовный кризис в обществе. Опасность такого пути очевидна. Назрела жизненная необходимость повернуть российскую политику в русло подлинного гуманизма и нравственности. Без этого не может начаться духовное возрождение общества.

Понятие политической идеологии

    Политическая  идеология- «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической»*).
    В океане разнообразных политических интересов, настроений и чувств, невозможно было бы ориентироваться и тем  более добиваться их реализации, если бы по мере их выявления не происходила  их непрерывная конденсация вокруг различных узловых политических идей. Совсем не одинаковые интересы связываются  в блоки на основе однотипности, взаимной дополняем ости или сопряженности. Общим знаменателем каждого такого блока становится политическая идея- идея того или иного совершенствования  или переустройства управления общества или даже власти для удовлетворения объединенных блоков интересов, настроений и чувств.
    Так, в обобществление заводов заинтересованность дополняется стремлением к установлению общественной собственности на землю  и сопрягается с расширением  функций и усилением руководящего центра, а общим знаменателем такого блока интересов становится идея приоритета общественных интересов  над индивидуальными. Дополнением заинтересованности в частной собственности на средства производства является стремление обеспечить свободу предпринимательства, что сопряжено с соответствующими функциями руководящего центра, а общий знаменатель этого блока - идея приоритета индивидуальных интересов.
    Политические  интересы, чувства и настроения систематизируют  идеологи. Они формулируют общий  знаменатель - принципы или основные ценности каждого направления, являющиеся концентрированным выражением приоритетных интересов. Идеологи дают им различные  эмоциональные, этические, философские, научно- теоретические и религиозные  обоснования. На основе изучения возможностей и опыта ими вырабатываются также  политические концепции - представление  о путях и средствах реализации соответствующих политических интересов, настроений и чувств, в различных  конкретных условиях.
    Так появляются разнообразные идейно- политические направления, совокупность которых  составляет политическую идеологию  общества. В любом обществе одно из идейно- политических направлений  оказывается преобладающим, господствующим, а другие с различным успехом  конкурируют с ним и между  собой.
    Подчинение  политики и власти идеологии- особенно утопической- разрушает их связь с реальностью и обрекает в конечном счете на крушение. Это делает очевидной опасность призывов утвердить в России господство какой-то одной новой идеологии и сделать власть ее орудием.
    Как бы ни были важны в политической жизни феномены политической психологии и массового сознания, идеология  занимает одно из ведущих мест в структуре субъективного фактора политической деятельности. Вопрос о соотношении идеологии и социально- политической и духовной жизни в настоящее время приобрел особую остроту. Уже несколько лет в литературе и политике имеет хождение концепция деидеологизация.
    Действительно, история еще не знала ни одной  политической системы, которая бы ни была связана с идеологическими  ценностями.
 

    

Типы  политических идеологий

    В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:
    Коммунистическая (марксизм- ленинизм);
    Социал – демократизм;
    Неолиберализм;
    Неоконсерватизм.
    Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.
    Социал-демократическая  идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал- демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Время показало, что социал-демократизм с самого начала своего возникновения был обусловлен уровнем экономического развития западноевропейских стран и спецификой их демократических и культурных традиций. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости».
    Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.
    Неолиберализм- идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же- на слои предпринимателей, защищая прежде всего их интересы. Программная цель либерально- демократической партии- создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений.
    Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает  любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления.
Политическая  культура: понятие, структура, функции
Понятие политической культуры становится сегодня одним  из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.
В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и  идеях;
б) аффективную  ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении  политических объектов;
в) оценочную  ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые  обычно предполагают использование  применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.
В данном определении  выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).
Данная концепция  политической культуры призвана объяснить  тот факт, что сходные по форме  политические системы и их институты  в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.
Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура  политического сознания Культура  политического поведения Культура  функционирования политических институтов
Политические  представления и убеждения Культура политического  участия Культура электорального процесса
Политические  ценности, традиции, обычаи и нормы Культура политической деятельности Культура принятия и реализации политических решений
Политические  установки   Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов
Политическая  культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым  главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:
    фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
    является продуктом естественно-исторического развития общества;
    имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
    характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Политическая  культура выполняет в обществе определенные функции:
    идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
    ориентации, объясняя смысл политических явлений;
    адаптации и социализации через приобщение к навыкам политического поведения;
    интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
    коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.

3. Структура политической  власти

Политическая  власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних  другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум  две стороны. На одной стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государст- венный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности, Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто  властвует, а объект - те, кто подчиняется  власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референ- думы). Во-вторых, политическое управление обществом - это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законо- дательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Суть представительной демократии хорошо выражена в "Декларации независимости США", где "отцы-основатели" Американской республики записали: "Мы считаем самоочевид- ным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых"
Да, народ в  демократическом обществе есть субъект  власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо- кратических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти.
Разумеется, в  обществах с недемократическими политически- ми режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ" можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.
Субъект и объект политической власти - это два важных ее компонента, но в ее структуре  есть еще одно слагаемое - ресурсы  власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект  политической власти осуществляет воздействие  на деятельность и поведение граждан (объект).

Законодательная власть и её органы

 
В соответствии с концепцией разделения властей  первое место среди ветвей государственной  власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви  власти хотя и имеют свою сферу  деятельности, но действуют от имени  и во исполнение закона.
Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия, но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".
Термин "парламент" происходит от французского "парле" - говорить.
Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем  принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими другими полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры и т. д.
Структура парламента. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного  парламента. Палаты парламента имеют  разные названия (нередко - палата депутатов  и сенат), но их принято называть нижней и верхней.
Верхняя палата может быть либо слабой, когда она  в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку  ее вето - отказ согласиться с  решением нижней палаты - может быть преодолено последней (UK, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в UK иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член - в палате общин. Тенденция последних десятилетий - установление фиксированной численности палат.
Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены  верхней палаты - сенаторами.
Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно  гражданами, либо путем многостепенных выборов (Китай). В некоторых странах  резервируются места для сторонников  определенных религий и национальностей, а также для женщин.
Верхняя палата формируется различными способами, путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности  и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по 2 от штата), в Бразилии (3), в Италии (не менее 7 от области) и многих других странах. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных органов. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде. В UK места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. - и женщины), а также лица, которым такой титул пожалован королевой по представлению кабинета министров (титул и место в палате не передается ими по наследству), епископы и архиепископы.
Своеобразно избирается верхняя палата в Норвегии, Исландии: ее избирают из своего состава члены  нижней палаты (1/4, 1/3 состава). В федерациях верхняя палата либо формируется  на паритетной основе, т. е. каждый регион делегирует одинаковое число сенаторов, либо представительство это зависит  от числа жителей.
Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней же палате часто применяется принцип ротации: палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года) Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша).
Прекращение полномочий палат и органы, замещающие парламент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как  только этот состав приступит к работе. Он может быть распущен досрочно, обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент.
Роспуск парламента ограничен рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен в  условиях военного или чрезвычайного  положения, за несколько месяцев  до окончания срока его полномочий и т.п. Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям: при выражении  недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок или начать пленарные заседания  и т.п.
Глава государства  может распустить парламент, но не обязан делать этого. Он может, например, уволить  в отставку правительство или  при неутверждении бюджета ввести в действие бюджет прошлого года. В дуалистических монархиях и полупрезидентских республиках глава государства, распуская парламент, действует по своей воле, а в конституционных монархиях и парламентских республиках - по указанию правительства.
Если парламент  не функционирует (парламентские каникулы, межсессионный период, роспуск), его  могут замещать, хотя и не полностью  некоторые другие высшие органы государства. В странах тоталитарного социализма ими являются государственные советы, постоянные комитеты, президиумы, избираемые парламентом. В Швейцарии парламент  в определенной степени замещает правительство.
Права и привилегии членов парламента. В большинстве  стран члены парламента являются профессиональными парламентариями  и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны (в  Бразилии 150 тыс. $ , в США - 133 тыс., в UK - 31 тыс. ф.с. в год). Размер такого вознаграждения периодически изменяется, но последняя 27 поправка к конституции США запрещает парламентариям увеличивать себе жалование (повышение действует только со следующего состава парламента).
В странах тоталитарного  социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, он выполняет свои обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое  как возмещение депутатских расходов.
В подавляющем  большинстве стран депутаты и  сенаторы имеют так называемый свободный  мандат. Они рассматриваются как  представители всего народа, а  не только своего избирательного округа., и поэтому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть досрочно отозваны ими. В тоталитарных странах депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказы избирателей.
Во многих странах  члены парламента обладают депутатским  иммунитетом. Это означает, что депутат  не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное  дело без согласия палаты, членом которой  он является.
В целом тенденция  развития конституционного права в  демократических странах характеризуется  ослаблением депутатского иммунитета, т. к. он возник и был необходим  во времена противостояния парламентов  и монархов.
Депутат обладает также депутатским ИНДЕМНИТЕТОМ. Это слово имеет два значения. Первое - неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия потом будут признаны противоправными. В торое значение - депутатское вознаграждение, о котором было сказано выше.
Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом вопроса или запроса к  высшим должностным лицам государства  на заседании парламента или вне его. Депутат имеет право на оплаченных за счет государства помощников, секретарей (в США на конгресс, состоящий из 635 членов, работает около 31 тыс. государственных служащих), а также на бесплатный транспорт, служебную переписку, телефонные переговоры, на оплачиваемое государством жилище и др.
Обязанности депутата. Депутат обязан присутствовать на сессиях  парламента, участвовать в пленарных  заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов). Во многих странах  все парламентарии обязаны состоять в какой-либо одной комиссии, иногда депутаты состоят в какой-либо одной  комиссии, иногда в нескольких.
В подавляющем  большинстве стран депутатам  и сенаторам не разрешается состоять на государственной службе, хотя разрешается  иногда занимать министерские посты. Парламентариям запрещается : участвовать в сделках с государственным имуществом; состоять в руководстве частных фирм, государственных предприятий с иностранными инвестициями; получать вознаграждение иное, чем за педагогическую, научную, творческую деятельность. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании. Эти нормы и неписаные правила часто нарушаются. Парламентарий должен ежегодно, а также после избрания и прекращения срока полномочий подавать декларацию о доходах. Эти правила в большинстве государств жестко соблюдаются.
Внутренняя организация  парламента и его палат. В парламенте и его палатах формируются  различные органы. Одни из них имеют  определенную компетенцию, предусмотренную  в конституциях (председатель), другие представляют собой вспомогательный  аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (хозяйственные органы). Кроме того, парламент создает  отдельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения  парламента, отчитываются перед ним (например, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Парламент может  в любой момент обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных  лиц. Они иногда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что  служит им определенной гарантией.
Заседаниями палат  и однопалатного парламента руководит  председатель (спикер в англосаксонских  странах) либо коллективный орган (бюро в Испании, организационный комитет  в Чехии). Председатель однопалатного  парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей. Председателя парламента при двухпалатной структуре  парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании  палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).
Руководящий орган  палат парламента может быть избран либо на срок их полномочий, либо на период одной сессии. В большинстве стран  считается, что председатель однопалатного  парламента должен быть политически  нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит из нее на время  председательствования. В других странах  он сохраняет партийную принадлежность (в США это лидер парламентского большинства).
Бывает сильный  и слабый председатель. В первом случае (Великобритания) он толкует  правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей  комиссий и др. Слабым является, например, председатель палаты лордов в той  же Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время  для выступлений не ограничено.
К внутренним органам  парламента относятся партийные  фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной  партии (блоку) или к нескольким, близким по своим программам. К  фракциям могут примыкать и отдельные  беспартийные депутаты.
Для создания партийной  фракции (а фракция имеет определенные преимущества - свое помещение в  парламенте, право выступать от имени  фракции предоставляется вне  очереди и т. п.) необходимо иметь  определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате Франции). Фракция пропорционально  представлена в комиссиях палат  и объединенных комитетах парламента. Обычно представитель наиболее крупной  фракции избирается председателем  палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции  делят между собой посты председателей  постоянных комиссий палат.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.