Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Прокурорский надзор за исполнением законов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ
УРАЛЬСКИИ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИИ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  Прокурорскому надзору
на  тему: Прокурорский надзор за исполнением законов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент Суворов В.А.
группа 1706
Научный руководитель: Г.Н. Екимова  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Екатеринбург 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение……………………………………………………………………3
    Прокуратура – орган надзора за исполнением законов  и  соблюдением законности………………………………………………………………….4
    Виды (отрасли) прокурорского надзора………………………………….7
    Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора………………………………………………………………….....20
    Литература...………………………………………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

    Прокурорский надзор как самостоятельная правовая дисциплина включает в себя прежде всего знания об основополагающих принципах организации и деятельности российской прокуратуры, выработанных и получивших дальнейшее развитие в Конституции РФ и других законодательных актов по вопросам укрепления законности и правопорядка, обеспечения принципов социальной справедливости, охраны прав и законных интересов граждан, усиления прокурорского надзора в РФ. Прокурорский надзор рассматривается как одна из форм государственной деятельности, обеспечивающей точное и единообразное исполнение законов в стране, как одно из условий соблюдения конституционных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
При рассмотрении данного вопроса раскрываются полномочия, компетенция, акты прокурорского надзора  по устранению установленных нарушений закона, их классификация и предъявляемые к ним требования. Показаны особенности деятельности прокуроров по традиционно сложившимся отраслям надзора и иным основным направлениям деятельности органов прокуратуры, указанных в Законе РФ «О прокуратуре РФ».
Главное в деятельности прокуроров — это  повышение эффективности осуществляемого  надзора, его действенность и  результативность. Поэтому мы дадим  понятие эффективности прокурорского  надзора, определим его критерии и пути повышения. При освещении  отдельных сторон деятельности прокуроров делается ссылка на соответствующие приказы и указания Генерального прокурора РФ, которые носят открытый характер, поэтому их в полной мере мы будем использовать в данной работе. Выводы и рекомендации, содержащиеся в данной работе, основаны на положительном опыте работы органов прокуратуры по различным ее направлениям.
При рассмотрении вопроса «Прокурорский надзор в  РФ» необходимо иметь в виду, что  в связи с правовой реформой изменяется и совершенствуется законодательство о прокурорском надзоре. Законотворческая работа будет проводиться и далее. В исторически обозримый период, на основе и во исполнение вновь принимаемых законов будут перерабатываться и действующие приказы Генерального прокурора РФ руководящего характера по традиционно сложившимся отраслям надзора и основным направлениям деятельности органов прокуратуры. Поэтому правильное и полное представление об организации и деятельности прокуратуры можно иметь только с учетом вновь принимаемых законов и подзаконных актов. 
 
 
 
 
 
 

    Прокуратура – орган надзора  за исполнением 
    законов  и  соблюдением законности 

      Надзор  за  точным  и  единообразным  исполнением   законов   является
единственным  предназначением органов  прокуратуры.  Прокуратура  и  является тем единственным государственным органом в  стране,  который  выполняет  эти функции.
      Прокурорский надзор представляет  собой одну  из  самостоятельных   форм государственной   деятельности   наряду   с    другими    ветвями    власти:
законодательной, исполнительной и  судебной.  На  это обстоятельство  прямо указывает  Закон  «О  прокуратуре  РФ».  Органы   прокуратуры   осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо  от  федеральных  органов государственной  власти,  органов  государственной  власти   субъектов   РФ, органов  местного  самоуправления,  общественных  объединений  и  в  строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст.  4  Закона).
Прокуратура в механизме государства выполняет  особую,  свойственную  только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не  входит  в структуру власти,  управления  или  правосудия.  Правосудие  и  прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной  деятельности,  осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.
      Для уяснения  сущности  и   специфики   прокурорского   надзора  следует
ограничить  его от других видов надзора  и  контроля,  осуществляемого  иными органами государственной власти. Дело в том,  что  контроль  за  законностью возложен  на  различные  органы  власти  и   управления.   Применяя   термин «контроль», мы имеем в виду, что  он  объемнее,  полнее  надзора,  поскольку включает   в   себя   и   возможность   соответствующего   вышестоящего    и контролирующего органа не только наблюдать за законностью  и ставить  вопрос об  устранении  нарушений,  но  и  устранять  их   своей   властью.   Такими полномочиями  обладают,  например,  органы  местной  власти  и   управления, осуществляя  контроль  за  соблюдением  законности  всеми   государственными органами,  общественными   и   частными   организациями,   действующими   на соответствующей территории.  Такой  контроль  возложен  также  на  различные государственные,  межведомственные  инспекции  (автомобильные,   санитарные, торговые, атомного, горного, котлонадзора и т.д.).
      Прокурорский  надзор  отличают  от  контроля   вышеуказанных   органов
следующие черты.
      Прокуратура не обладает никакими  административными функциями,  поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и  организаторскую деятельность органов,  за  законностью  действий  которых  она  осуществляет надзор, и,  наконец,  не  подвергает  деятельность  и  акты  соответствующих органов  государственного  управления  оценке  с точки зрения  сиюминутной целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем,  чтобы  государственные органы, общественные организации, должностные лица и  граждане  не  нарушали закон.
      Вскрыв нарушение, прокуратура  сама его не устраняет, а   передают  дело
на рассмотрение суда, либо соответствующего государственного органа.
      Исключением из этого общего  правила  является  надзор  прокуратуры  за
исполнением закона при расследовании уголовных  дел и  частично  при  надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает  властными  полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.
      Существенным отличием прокурорского  надзора  является  и  то,  что  он
осуществляется  от  имени  федерального  государства,  поэтому  имеет  самые широкие  границы,  распространяется  на  все  федеральные   министерства   и ведомства, представительные и исполнительные органы  государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления. При  этом предметом и  объектом  надзора  может  быть  и  деятельность  контролирующих органов.
      Таким  образом,  прокуратура   ввиду  специфики  своей   деятельности  и
структуры объединяет усилия контролирующих органов: местных, региональных  и центральных,  а  также  деятельность   органов   исполнительной   власти   – федеральных  и  региональных,  поскольку  прокурор  осуществляет  надзор  за исполнением всех законов, действующих на  территории  России.  Это  особенно важно,   когда   в   стране   резко   увеличилось    количество    субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна  иерархическая  структура  органов исполнительной  власти  не  может  оптимально  функционировать  при  наличии только контроля вышестоящих  органов  за  исполнением  законов  нижестоящими учредителями. Такой контроль дополняется надзором за  соответствием  законам деятельности,  а  также  правовых  актов  каждого  звена  данной  структуры, осуществляемым соответствующим по  уровню  органом  единой  централизованной прокурорской   системы.    Взаимодействие    ведомственного    контроля    и
прокурорского надзора остается надежным средством  обеспечения  законности  в стране.   Прокуратуру,   в   известной   мере,   можно   рассматривать   как системообразующее,   саморегулируемое   ядро   государственного    контроля. Надзирая   в   пределах   своей   компетенции    за   исполнением    законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их  деятельность, способствует  преодолению  местных   и   ведомственных   влияний   на   них, воздействия  криминальных  структур,  их  очищению  (в   том   числе   путем привлечения   к   уголовной   ответственности)   от    недобросовестных    и коррумпированных чиновников.
      Для  того  чтобы   прокурорский  надзор  за  точным  и   единообразным
исполнением  законов  осуществлялся  в  полном   объеме,   необходимо   дать правильное определение понятия законности, как социального явления.
      Отдельные  правоведы  сводят  понятие  законности  лишь  к  законам  и
подзаконным актам, не  учитывая  того,  что это лишь  один  из  элементов,
составляющих  содержание законности.
      Но если законы не будут  проводиться в жизнь, а  оставаться  только  на
бумаге, воля законодателя останется только  пожеланием.  Поэтому  исполнение закона является непременным условием соблюдения законов.
      Государство  создает  систему   гарантий,   обеспечивающих   исполнение
законов. Наиболее существенной гарантией  является  прокурорский  надзор  за точным и единообразным исполнением законности. Это также является  составным элементом понятия законности.
      Государство   устанавливает   различного   рода   ответственность   за
допущенное  нарушение закона в зависимости  от  степени  опасности  нарушения.
Ответственность может быть уголовной, административной,  дисциплинарной  или материальной,  но  она   должна   неотвратимо   наступить.   Известно,   что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.
      Таким образом, содержание понятия  законности образуется  из  следующих элементов:
    - законы и подзаконные акты;
    - исполнение законов т.е. проведение  их в жизнь;
    - надзор за точным и единообразным  исполнением законов;
    - ответственность за допущенное  нарушение законов.
      Право и законность  необходимо  рассматривать  как  мощный  социальный регулятор,  обеспечивающий  решение  сложных  политических,   экономических, социальных,  национальных  и  культурных   проблем.   Законность   в   нашем государстве  - это мощный организующий и дисциплинирующий фактор,  требующий строгого  соблюдения  государственной   и   трудовой   дисциплины,   четкого выполнения каждым своих обязанностей, способствует росту активности  граждан и в то же время удерживает их от произвола и беззакония.
      Важное значение в укреплении  законности  принадлежит  Конституции  РФ.
Принцип законности обозначен  Конституцией  как  непременное  условие  жизни нашего общества, успешной деятельности государственных  органов,  различного рода общественных  образований,  должностных  лиц  и  поведения  граждан.  В статье 15 Конституции  провозглашено,  что  органы  государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их  объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы. 
 
 
 
 
 

2. Виды (отрасли) прокурорского надзора 

      Прокурорский надзор за  точным  и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной,  общественной  и  частной деятельности.  Их  разнообразие   объективно   обуславливает   необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений. При этом  единый  в  конечном  счете  объект надзора   –   законность   соответствующей   деятельности    видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной  деятельности  поднадзорного объекта     (структуры),     например,      соблюдение      природоохранного
законодательства, надзор в местах заключения и т.д.
      Таким образом, в общем виде  направления  прокурорского   надзора  можно определить  как  специализированные   участки   деятельности   прокуратуры, обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно  присущими им особенностями.
      В целом можно отметить стабильность  основных направлений прокурорского надзора с момента его возникновения до настоящего времени.
      С учетом сказанного и в  соответствии с третьим разделом  статьи Закона
«О  прокуратуре  РФ»,  именуемом   «Прокурорский  надзор»,  мы  можем  четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора. 

      Надзор за исполнением законов
      В соответствии со статьей  21 Федерального Закона  «О  прокуратуре   РФ»
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему  прокуроры  осуществляют надзор  за исполнением   законов    федеральными    министерствами    и    ведомствами, представительными  и  исполнительными  органами   субъектов   РФ,   органами местного самоуправления, органами военного  управления,  органами  контроля, их  должностными  лицами,  а  также  соответствие  законам,  издаваемых  ими правовых актов.
      В  предмет  прокурорского надзора включается   проводка   законности
деятельности  органов хозяйственного управления  предприятиям,  учреждениями, организациями,  вне   зависимости   от   их   подчиненности,   общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.
      Надзор за исполнением  законов   местными  представительными   органами, органами исполнительной власти, управления и контроля,  юридическими  лицами общественными объединениями, должностными лицами, а также  за  соответствием законам  издаваемых  ими  правовых  актов   является   одним   из   основных направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором.
      В этой отрасли прокурорского  надзора  наиболее  рельефно  раскрывается
сущность  и назначение надзора за точным и единообразным исполнением  законов в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными  ему прокурорами.
      Наименование этой отрасли –  «Общий надзор»  -  является  традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской  прокуратуры  в 1922  году.  Оно как бы  ограничивает  эту отрасль   от   иных   отраслей прокурорского  надзора  –  за  исполнением  законов  органами   дознания   и предварительного следствия, в уголовном и  гражданском  судопроизводстве,  в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.
      Ныне действующий закон «О  прокуратуре РФ»  термин  «общий  надзор»  не использует, что, однако, не препятствует применению его  для  характеристики деятельности прокуратуры в рассматриваемой области,  а  также  в  научных  и публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.
      Сущность и назначение общего  надзора главным образом составляет  надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в  органах и сфере государственного управления. В этой  сфере  чаще  всего  допускается местничество, противодействие органам  прокуратуры  в  устранении  нарушений закона,  вмешательство  в  их  деятельность  по  установлению  и  устранению нарушений закона. Именно в этой области государственного  управления  должно быть обеспеченно действительно  точное  и  действительно  единообразное  как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны  твердо проводиться в жизнь, не смотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.
      Задачи  прокуроров,  осуществляющих  общий  надзор,  сформулированы  в Конституции  РФ,  в  законе  «О  прокуратуре  РФ»,  а   также   в   приказах
Генерального прокурора РФ №  7  от  11.03.1992  года  «  О  задачах  органов
прокуратуры, вытекающих  из  закона  РФ  «О  прокуратуре  РФ»,  и  №  20  от 28.05.1992 года «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ».
      Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор с тем, чтобы  правовые  акты,  издаваемые  органами  государственного управления и власти и  общественными  организациями,  а  также  должностными лицами, соответствовали Конституции РФ, иным  законодательным  актам  РФ,  а также постановлениям Правительства РФ.
      Другая задача в сфере общего  надзора состоит в том,  чтобы   обеспечить
точное  и единообразное исполнение законов  должностными лицами и гражданами.
      Деятельность прокуроров в сфере  общего надзора весьма многогранна.  Но при  всем  многообразии  поднадзорных  объектов  и  проблем  по   соблюдению законности  прокуроры  должны  избирать  те  из  них,  которые  существенным образом отражаются в режиме законности в государстве.
      Полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных  ему  прокуроров  в области  общенадзорной   деятельности  весьма  широки.  Прокурор  вправе  по предъявлении   служебного   удостоверения   беспрепятственно   входить    на территории и в  помещения  поднадзорных  органов  и  организаций.  Он  имеет доступ ко всем документам  и  материалам,  с  которыми  считает  необходимым познакомиться  в  связи  с  поступившими  к   нему   сведениями   о   фактах правонарушений.  Прокурор  может  требовать  от   руководителей   и   других должностных   лиц   представления   необходимых   документов,    материалов, статистических  и  иных  сведений;  выделять  специалистов   для   выяснения
возникающих вопросов,  проведения  проверок  по  поступившим  в  прокуратуру материалам   и   обращениям,   ревизий   деятельности   подконтрольных   или подведомственных им предприятиям и организаций, вызывать должностных  лиц  и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.
      Установив факт преступного   нарушения  закона  либо  административного правонарушения закона, прокурор возбуждает уголовное дело  или  производство об административном правонарушении,  требует  привлечения  виновных  к  иной установленной законом ответственности.
      Прокуроры участвуют в  заседаниях  коллегий  министерств  и  ведомств,
заседаниях  представительных органов, органов  местного  самоуправления.  Само это участие используется в целях профилактики правонарушений,  предупреждает подчас принятие министерствами  и  другими  органами  противоречащих  закону актов.
      Прокуратура проверяет также   законность  административного   задержания граждан и применения соответствующими органами  и  должностными  лицами  мер воздействия  за  административные  правонарушения.  Установив   незаконность применения  таких  мер,  прокурор  освобождает  своим  постановлением   лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию.
      На  выявления  нарушения   законов   прокурор   реагирует   посредством
определенных  актов. Характерными признаками всех  этих  актов  является  то, что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности  прокурора  по проверке исполнения закона.
      Законом «О прокуратуре РФ»   применительно  к  рассматриваемой   отрасли надзора названы следующие акты: протест, представление, постановление. 

      Протест прокурора.
      Условия  и  порядок  принесения  прокурором  этого   правового   акта,
предъявляемые к нему требования и его  реквизиты,  определяются  законом  «О прокуратуре РФ», а также ведомственными указаниями  генеральной  прокуратуре РФ. Протест приносится  на  противоречащий  или  не  соответствующий  закону правовой  акт,  изданный  органом  государственной  власти  или  управления, общественной организацией или объединением,  органами  государственного  или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными  прокурору,  а также должностными лицами.
      Протест в порядке общего надзора  приносится как прокурором, так  и его
заместителем. Прерогатива прокуроров определяется приказом Генерального
прокурора РФ №20 от 28 мая 1992 г. в зависимости от компетенции прокуроров различных звеньев органов прокуратуры. Протесты вправе приносить те прокуроры, на которых возложено осуществление надзора за исполнением законов государственными органами и общественными организациями, а также должностными лицами. Так, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур вправе в пределах своей компетенции принести протест на незаконные правовые акты, принятые местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями и должностными лицами, действующими в пределах территории, поднадзорной специализированной прокуратуре города, района.
      Прокуроры краев, областей и  приравненные к ним прокуроры приносят
протест соответственно на незаконные правовые акты, принятые краевыми
органами  исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями и должностными лицами, действующими в масштабе края и области.
      Право опротестования правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежит лишь Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
      При этом следует иметь в  виду, что вышестоящему прокурору принадлежит право принести протест на незаконный правовой акт в пределах своей компетенции. Так, прокурор области вправе принять на себя функции районного или городского прокурора и принести протест на правовой акт, изданный местными, т.е. районными или городскими представительными органами.
      Принесение протеста на противоречащий  закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет
главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест, он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта.
      В протесте прокурор излагает  требования об отмене правового акта или
приведении  его в соответствие с законом, прекращении незаконного действия должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав.
      В соответствии со ст. 23 Закона  “О прокуратуре РФ” протест  подлежит
обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
      Если в соответствии с ранее  действовавшим законодательством  о прокурорском надзоре протест прокурора, принесенный в порядке общего
надзора, мог быть отозван с рассмотрения как его автором, так и вышестоящим прокурором, то в настоящее время это право сохранено лишь за автором протеста. Это способствует повышению правовой самостоятельности прокуроров, приносящих общенадзорные протесты, и в тоже время способствует повышению их ответственности за качество приносимых протестов.
      Протест прокурора как правовой  документ должен отвечать определенным требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать Закону “О прокуратуре РФ” (ст. 23 – “Протест прокурора”). Протест содержит:
наименование  опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста. 

      Представление прокурора.
      Представление прокурора (ст. 24 Закона  “О прокуратуре РФ”) – это
правовой  акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или
должностному  лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.
      Направляя представление соответствующему  органу или должностному лицу, прокурор, исходя из требований Закона “О прокуратуре РФ”, сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом, например, коллегией министерства или комитета, ему должно быть сообщено о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие.
      Представление, как правило, направляется  тем государственным и
должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и
принятие  мер по их предупреждению. В вышестоящие  государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято
неправильное  решение.
      Представление по своей форме  должно соответствовать определенным
требованиям: наименование акта определяется ст. 24 Закона “О прокуратуре
РФ” –  “Представление прокурора”.
      Представление содержит: материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и т.д.); наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения; изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению; предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении их к ответственности; требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностное положение и классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись автора представления. 

      Постановление прокурора.
      В зависимости от характера  и тяжести допущенного должностным  лицом или гражданином нарушения закона прокурор в соответствии со ст. 25 Закона “О прокуратуре РФ” выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или необходимости привлечения правонарушителя к материальной ответственности.
      Постановление, выносимое прокурором, по своей форме должно отвечать
определенным  требованиям. При возбуждении уголовного дела, прокурор,
руководствуясь  ст. 112 УПК, выносит об этом постановление, в котором должно быть указано время, место его вынесения, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам
которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. При возбуждении производства об административном правонарушении в постановлении указываются: наименование постановления с указанием времени, места, кем оно составлено; содержание правонарушения; правовые обоснования ответственности должностного лица; указание на нарушенный закон; предложение прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщение прокурору о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.
      Постановление прокурора о возбуждении административного производства подлежит рассмотрению в порядке ст. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору. 

      Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
      Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и
правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.
      Осуществляя надзор, прокуратура  занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими
правоохранительными органами и в первую очередь с  судами, действующими в качестве органа правосудия. Подчеркивая это обстоятельство, Ю.Скуратов справедливо отмечает, что при возросшей роли суда “...в защите основных прав и свобод человека и гражданина, нельзя согласиться с тезисом о том, что суд – единственное средство такой защиты. По крайней мере, сегодня ситуация следующая: число обращений в прокуратуру в десять раз превышает число заявлений о защите прав граждан, направляемых в суд. Прокуратура в своей деятельности удачно восполняет некоторые изъяны судебной формы защиты прав (усложненный порядок, длительные сроки рассмотрения дел, удорожание правовых услуг и др.)...”, граждане “... должны иметь выбор способа защиты, что прямо вытекает из идеи правового государства, конституционных положений о приоритете прав и свобод человека и гражданина”.
      Предметом надзора является соблюдение  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
      В ходе выполнения указанной  задачи прокурор рассматривает  и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба. При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны его деятельности по общему надзору.
      При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.
      Правовыми актами реагирования  прокурора в этой области его деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит
протест на акт, нарушающий права человека и  гражданина, органу или
должностному  лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством  Российской Федерации.
      Во всех иных случаях нарушения  прав и свобод человека (когда  это не
связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или
должностному  лицу представление об устранении допущенного  нарушения.
      Подробная и обстоятельная регламентация  указанной надзорной
деятельности  прокуратуры содержится в приказе  Генерального прокурора РФ №30 от 22 мая 1996 г. “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”. В нем с особой значимостью подчеркивается, что основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
      Надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие.
      В системе отраслей прокурорского  надзора эта отрасль занимает  особое
место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.
      Исходя из этого, предметом  надзора являются: соблюдение прав  и свобод
человека  и гражданина; установленный порядок  разрешения заявлений и
сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона “О прокуратуре РФ”.
      Полномочия прокурора в этой  области надзора устанавливаются  уголовно-процессуальным законодательством  и другими законодательными актами Российской Федерации, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, Федеральным законом “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. К ним же относятся и Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования. Они также являются обязательными для исполнения всеми органами расследования.
      К предмету надзора отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность
проводится  органами внутренних дел, государственной  безопасности, пограничной охраны, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции. Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур, является упоминавшийся выше Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”. В целях борьбы с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности осуществляют многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наблюдение, наведение справок, исследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. Естественно, что в процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод, установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и других переговоров, должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства, эти действия производятся до получения судебного решения “с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов”.
      В процессе осуществления надзора  за исполнением законов при  проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.
      В случае нарушения органом  (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность, прав и законных интересов  граждан,
юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 31 Закона).
      Полномочия прокурора по надзору  за исполнением законов органами
дознания  и следователем определены ст. 25, 116, 211–217 УПК РФ. Согласно
этим  нормам прокурор обязан во всех стадиях  уголовного судопроизводства
своевременно  принимать предусмотренные законом  меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы, и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования, установлении лиц, совершивших преступления, отменяет незаконные и необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.