На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по экономике

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Понятие валютных отношений,  их зарождение и влияние  на воспроизводственный процесс.
      Роль золота в международных валютных отношениях.
      Понятие валютной системы, ее виды и эволюция.
      Элементы национальной и мировой валютной системы, их взаимодействие.
      Европейская валютная система.
      Валютный рынок.
      Экономическая характеристика валютного рынка, его функции и участники.
      Необходимость валютного регулирования и контроля.
      Ответственность за нарушение валютного законодательства.
      Валютный курс, порядок его установления, факторы, влияющие на него.
      Установление режима валютного курса.
      Западные теории регулирования валютного курса.
      Котировка валют.
      Валютная позиция банков (закрытая, открытая, короткая, длинная).
      Особенности проведения валютных операций на ММВБ.
      Валютные сделки спот.
      Валютные свопы.
      Форвардные операции.
      Валютные фьючерсы.
      Арбитражные сделки.
      Валютные опционы.
      Система электронных лотовых торгов на ММВБ.
      Деривативы валютного рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Понятие  валютных отношений,  их зарождение и влияние на воспроизводственный процесс.
Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и  обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире — Древней Греции и Древнем Риме — в виде вексельного и меняльного дела. Следующей вехой их развития явились средневековые «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки. 

Развитие международных  валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей. 

Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, — партнерства и противоречий. Поскольку во внешнеэкономических связях, в том числе валютных, переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях. 

Хотя валютные отношения вторичны по отношению  к воспроизводству, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации хозяйственной жизни усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, зарубежного уровня науки и техники, развития международной торговли, притока иностранных капиталов. Неустойчивость международных валютных отношений, валютные кризисы оказывают отрицательное влияние на процесс воспроизводства. 

Международные валютные отношения постепенно приобрели  определенные формы организации  на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система — форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы. 

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. 

Национальная валютная система неразрывно связана с  мировой валютной системой — формой организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы. 
 
 

2. Роль золота в  международных валютных  отношениях.
 Исторически функция мировых денег стихийно закрепилась за золотом и серебром, а в рамках Парижской валютной системы (1867 г.) - только за золотом. Однако в роли золота произошли существенные изменения под влиянием демонетизации. Демонетизация золота - процесс постепенной утраты им денежных функций. Этот процесс длительный, как и демонетизация серебра, которая продолжалась несколько столетий до конца XIX в. 

Демонетизация золота обусловлена объективными и субъективными  причинами. 

1. Золотые деньги  не соответствуют потребностям современного товарного производства, когда преодолена экономическая обособленность товаропроизводителей в связи с тенденцией к обобществлению и планомерности даже при частной собственности. 

2. С развитием  кредитных отношений кредитные  деньги - банкноты, векселя, чеки - постепенно вытеснили золото вначале из внутреннего денежного обращения, а затем из международных валютных отношений. 

3. Субъективные  факторы - валютная политика США,  государственное регулирование  операций с золотом - ускоряют его демонетизацию. 

Стратегия валютной политики США в отношении золота направлена на дискредитацию его  как основы мировой валютной системы  в целях укрепления международных  позиций доллара. США взяли курс на гегемонию доллара после первой мировой войны, когда финансовый центр переместился из Европы в Америку. После второй мировой войны США, опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал, развернули борьбу за господство доллара под лозунгом «доллар лучше золота».
Под давлением  США в целях сохранения ведущих позиций доллара на протяжении более 35 лет (1934-1971 гг.) поддерживалась заниженная официальная цена золота.
Различаются два  аспекта демонетизации золота: юридический  и фактический. Ямайская валютная реформа  зафиксировала юридическое завершение демонетизации. В измененном Уставе МВФ исключена любая ссылка на золото при определении паритетов и курсов валют, отменены золотые паритеты и официальная цена золота.
Фактически демонетизация  золота не завершена. Вопрос о роли золота решается не законодательными актами и волевыми решениями, а реальными условиями товарного производства, мирового хозяйства и валютных отношений.
Длительность и  противоречивость процесса демонетизации  золота порождают разнобой в оценках  его степени. Одни экономисты полагают, что демонетизации не происходит и золото продолжает выполнять классические функции денег. Другие утверждают, что золото полностью демонетизировано и является лишь ценным сырьевым товаром. Третьи считают, что демонетизация золота происходит активно, но не завершена. 

Рассмотрим основные изменения роли золота в валютной сфере. 

1. Кредитные деньги  вытеснили золото из внутреннего  и международного оборота. Золото  перестало непосредственно обмениваться  на товары, не устанавливаются  золотые цены. Оно перестало непосредственно обслуживать как средство обращения и платежа экономические связи товаропроизводителей.  

2. Функция денег  как средства образования сокровищ  с уходом золота из обращения  характеризуется новыми моментами. 

Постоянным явлением стало хранение части официальных золотых резервов. 

3. В функции  золота как мировых денег также  произошли изменения. 

Во-первых, тенденция  к ограничению международных  расчетов золотом завершилась тем, что отпала необходимость непосредственного  его использования в этой сфере.
Во-вторых, золото выступает как мировые деньги, сохраняя их троякое назначение - служить  всеобщим покупательным, платежным  средством и материализацией  общественного богатства. Золото и  поныне является всеобщим товаром мировых  рынков. Имея золото, можно приобрести на рынках золота необходимые валюты, а на них - любые товары и погасить задолженность. 

Вопреки юридической  демонетизации золота оно играет важную роль в международных валютно-кредитных  отношениях. 

1. Учитывая значение  золотых резервов, государства стремятся поддерживать их на определенном уровне на случай экономических, политических, военных осложнений.
2. Центральные  банки используют свои золотые  резервы для сделок «своп», обеспечения  международных кредитов (Италия, Португалия, Уругвай в середине 70-х годов, развивающиеся страны в 80-х годах) в целях покрытия дефицита платежного баланса и оплаты внешних долгов. Периодически часть золота продают для пополнения валютных резервов (например, Банк Англии, МВФ на рубеже XX и XXI столетий).
3. В противовес политике демонетизации ЕВС основана на частичном использовании золота в операциях между центральными банками и ЕФВС, с 1994 г. - Европейским валютным институтом, с 1998 г. - Европейским центральным банком, 20% официальных золотых запасов стран - членов ЕВС служат частичным обеспечением эмиссии ЭКЮ, а с 1999 г. - евро. 

Таким образом, золото и в современных условиях сохраняет  определенные качества валютного металла, т.е. чрезвычайных мировых денег. 
 
 

3.Понятие  валютной системы,  ее виды и эволюция.
Валютная система -- это форма организации отношений  валютного рынка на национальном или международном уровне.
К элементам валютной системы относятся: 

* средства, используемые  как расчетные или платежно-расчетные; 

* органы, осуществляющие  валютное регулирование и контроль; 

* условия и механизмы  конвертируемости валют; 

* режим определения  валютного курса; 

* правила проведения  международных расчетов; 

* режим функционирования  рынков драгоценных металлов; 

* правила получения  и использования кредитных средств в иностранных валютах; 

* механизмы валютных  ограничений.
Характеристика  отдельных элементов валютной системы. 

Средства расчетов и платежей 
Четыре типа: 

1. Валюта -- общепризнанное  средство платежа и расчетов. 

2. Международные  денежные единицы -- выполняют основные функции денег. Существуют только в безналичной форме. Круг лиц, имеющих счета в данных единицах, ограничен. Ограничен характер использования. 

3. Счетные единицы  -- используются для стоимостных  сопоставлений, выражения совместного  бюджета группы государств, определения сальдо межгосударственных требований и обязательств. Выполняют функцию меры стоимости. 

4. Золото -- до 1975 г.  выступало как официальное резервное  и платежное средство.  

Органы, осуществляющие валютное регулирование и контроль 

Определяются межгосударственными  соглашениями или национальным законодательством: с 1945 г. - МВФ; в России - Центральный  банк РФ; в ЕС -- Европейский центральный  банк.  

Условия и механизмы  конвертируемости валют  
Два свойства конвертируемости: 

1. Количество и  сложность валютных ограничений  в стране. 

2. Приемлемость  приобретения валюты участниками  рынка. Свободно, частично конвертируемые  и неконвертируемые валюты. 

Валюты, широко используемые на международных рынках и накапливаемые  центральными банками, называются резервными, или ключевыми.  

Режим определения  валютного курса 

Валютный курс -- цена иностранной валюты в национальных денежных единицах. Функции: 

1) обмен валют  в текущих операциях и операциях  с движением капитала; 

2) сравнение цен мировых и национальных рынков; 

3) сравнение стоимостных  макроэкономических показателей; 

4) переоценка активов  в иностранной валюте. Способ  определения -- рыночный и официальный.  Валютная котировка -- определение  валютного курса одним из способов.  

Валютные ограничения  

Условия и пределы  осуществления валютных операций, связанные  с защитой национальной валюты. Современные  способы валютных ограничений включают: 

а) лицензирование приобретения иностранной валюты и  проведения валютных операций; 

б) дифференциацию (множественность) валютных курсов и валютных счетов; 

в) количественные и временные ограничения на проведение валютных операций. 

Валютные ограничения  связаны с движением валютных ценностей. 

Эволюция мировой  валютной системы выражается в смене  ее основных типов, к которым относятся Парижский, Генуэзский, Бреттон-Вудский, Ямайский, Европейский. Представим краткую характеристику этих валютных систем. 
 

Парижская валютная система. Основана на золотомонетном стандарте  и юридически закреплена межгосударственным соглашением в 1867 г. на конференции промышленно развитых стран в Париже. Для нее характерны фиксированное золотое содержание национальных валют и фиксированные валютные курсы.
Дефицит платежного баланса должен был покрываться  золотом. Но поскольку золотые резервы стран были ограничены, то любые дисбалансы должны были исправляться и могли вести к истощению официальных золотых резервов. Поэтому в период дисбалансов международных расчетов на практике зачастую использовались не перевозки золота из страны в страну, а механизм перелива краткосрочного капитала путем маневрирования процентными ставками.  

Принципы функционирования Парижской валютной системы: 

* валютные единицы  стран имели золотое содержание; 

* конвертируемость  каждой валюты в золото обеспечивалась как внутри, так и за пределами границ отдельного государства; 

* золотые слитки  могли свободно обмениваться  на монеты, а золото свободно  экспортировалось и импортировалось,  продавалось на международных  рынках золота; 

* поддержание жесткого  соотношения между золотым запасом страны и внутренним предложением денег. 

Генуэзская валютная система. Оформлена в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции; была основана на золотодевизном стандарте.
Базовые принципы функционирования Генуэзской валютной системы: 

* за золотом  сохранялась функция окончательных  денежных расчетов между странами; 

* резервной валютой  стал американский доллар, который  наравне с золотом был признан  в качестве меры ценности валюты  разных стран, а также международного кредитного средства платежа; 

* доллар обменивался  на золото центральными банками  и правительственными учреждениями  других стран в казначействе  США по фиксированному курсу.  Правительственные органы и частные  лица могли приобретать золото  на частном рынке. Валютная цена золота складывалась на базе официальной; 

* приравнивание  валют друг к другу и их  взаимный обмен осуществлялись  на основе официальных валютных  паритетов, выраженных в золоте  и долларах; 

* каждая страна  должна была сохранять стабильный курс своей валюты относительно любой другой валюты; 

* новым элементом  мировой валютной системы стало  валютное регулирование, которое  осуществлялось в форме активной  валютной политики, международных  конференций и совещаний. 
 

Бреттон-Вудская  валютная система. Оформлена соглашением стран на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (штат Ныо-Хэмп-шир, США). Основана на ряде структурных принципов: 

* введение унифицированной  системы валютных курсов в  соответствии с установленным паритетом; 

* официально установленные  фиксированные паритеты валют  к доллару США, который, в  свою очередь, конвертировался  в золото по фиксированному  курсу; 

* определена официальная  цена золота на 1 июля 1944 г. на  уровне 35 долл. за тройскую унцию золота или 1 долл. за 0,88571 г золота; 

* созданы условия  для конвертируемости двух резервных  валют -- доллара США и фунта  стерлингов -- в золото по официальному  курсу. 

Бреттон-Вудская  система была золотодевизной системой с фиксированными валютными курсами. США брали на себя обязательство по первому требованию обменивать доллары в золото без каких-либо ограничений, а остальные страны должны были зафиксировать курс своей валюты к доллару. 

По решению Бреттон-Вудской  конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ), основные цели которого следующие: 

* оказание содействия  стабильности валютных курсов, платежных  соглашений и избежание конкурентной  девальвации валют; 

* содействие организации  многосторонней платежной системы  по текущим операциям; 

* устранение валютных  ограничений между странами -- участницами  фонда; 

* предоставление  краткосрочных кредитов для урегулирования  платежных дисбалансов; 

* оказание содействия  международному сотрудничеству  на основе постоянных совещаний и консультаций по международным валютным проблемам. 

Противоречия Бреттон-Вудской  валютной системы, прежде всего между  национальным характером доллара и  использованием его как международного платежного средства, постепенно расшатали  ее по мере укрепления экономики стран Западной Европы и Японии. В конце 60-х годов наступил кризис Бреттон-Вудской валютной системы, сущность которого заключалась в противоречии между интернациональным и глобальным характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию (преимущественно доллара). Причинами валютного кризиса стали: 

* мировой циклический  кризис, охвативший экономику различных  стран с 1969 г.; 

* усиление инфляции  и различия в ее темпах в разных странах, что оказало влияние на динамику курсов валют и создало условия для курсовых перекосов; 

* хронический дефицит  платежных балансов одних стран  и активное сальдо других, усилившие  резкие колебания валют в соответствующих  направлениях; 

* по мере ослабления экономических позиций США увеличивалось покрытие дефицита платежного баланса данной страны национальной валютой, приводящее к росту внешнего долга. В результате краткосрочная задолженность США возросла в 8,5 раз за 1949--1971 гг., а официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза. В итоге была подорвана устойчивость основной резервной валюты; 

* рынок евродолларов, первоначально поддерживавший позиции  американской валюты, поглощая избыток  долларов, в начале 70-х годов стал  источником «горячих» денег, которые, переливаясь из страны в страну, обостряли валютный кризис; 

* сыграли свою  дезорганизующую роль и крупные  транснациональные корпорации. Обладая  огромными активами в разных  валютах, они активно участвовали  в валютных спекуляциях, придавая им грандиозный масштаб. 

Ямайская валютная система -- современный международный  валютный механизм. Эта система оформлена  соглашением стран -- членов МВФ в  январе 1976 г. в г. Кингстон на Ямайке, в котором формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в апреле 1978 г. во второй поправке к Соглашениям МВФ. Эти принципы, которые продолжают действовать и сегодня, заключаются в следующем: 

* узаконена демонетизация  золота, т.е. утрата им денежных  функций, благодаря реальной ценности золота за ним сохранилась роль чрезвычайных мировых денег и резервного актива; 

* золотодевизный  стандарт был заменен стандартом  СДР, который формально объявлен  основой валютных паритетов, но  на практике не стал эталоном  стоимости, главным платежным и резервным средством; 

* вместо фиксированного  валютного курса страны официально  с 1973 г. перешли к режиму  плавающих валютных курсов, но  при этом получили возможность  выбора фиксированного или плавающего  валютного курса. 

Противоречия в  Ямайской валютной системе очень быстро проявились в несовершенстве плавающих валютных курсов, а финансовые и валютные кризисы поставили вопрос о мерах по искусственной поддержке валютных курсов, реальной и завышенной оценке активов, неудовлетворительном банковском надзоре, недостатке финансовой информации.  

Необходимость координации  действий стран для преодоления  кризисных явлений заставила  мировое экономическое сообщество по-новому оценить роль МВФ и МБРР в согласовании политики стран в  области валютных отношений.
Правительства ряда стран, находящихся в полосе потрясений, перешли к реструктуризации всей системы валютного регулирования. 

Основные составляющие современного международного валютного  механизма сводятся к следующему: 

1. Функция золота  в качестве меры стоимости и точки отсчета валютных курсов упразднялась. Золото утрачивает денежные функции и становится обычным товаром со свободной ценой на него; в то же время оно остается особым товарным ликвидным активом. В случае необходимости золото может быть продано, а полученная валюта использована для платежа. 

2. Странам предоставлялось  право выбора любого режима  валютного курса. Валютные отношения  между странами стали основываться  на «плавающих» курсах их национальных  денежных единиц. Колебания курсов  обусловлены двумя основными факторами: 

* реальными стоимостными  соотношениями, покупательной способностью  валют на внутренних рынках  стран; 

* соотношением  спроса и предложения национальных  валют на международных рынках. 

3. К началу 90-х  годов в связи с реализацией  системы «плавающих» курсов возникла довольно сложная схема организации МВС на основе следующих элементов: 

* подбираются главные  опорные единицы, с которыми  отдельные национальные валюты  сохраняют свои отношения, точнее -- свой валютный курс; 

* степень колебания валютных курсов неодинакова, диапазон колебаний широк. При этом поддерживается валютный курс лишь в отношении некоторых валют в рамках определенного диапазона, в отношении же остальных валют он свободно меняется. 

4. Вводится стандарт  СДР -- «специальных прав заимствования» {special drawing rights) с целью сделать их основным резервным авуаром и уменьшить роль резервных валют. Однако СДР как коллективная резервная валюта не смогла занять того места, которое отводилось ей при ее создании. Она не поколебала существенно позиции доллара. В свою очередь, определенные резервные функции приобрели другие валюты промышленных стран: марка ФРГ, швейцарский франк, японская иена. 

Европейская валютная система. С 1 января 1999 г. Европейский  союз вступил на новую ступень развития региональной валютной системы, когда безналичные расчеты стали осуществляться на основе новой европейской валюты -- евро. Котирование курса евро к доллару и к валютам стран, не входящим в ЕС, осуществляет Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне. С 1 января 2002 г. введена в обращение евровалюта при наличных расчетах, евробанкноты и евромонеты стали единственным законным платежным средством в странах ЕС. 

Единая европейская  валюта стала важным фактором стабильности ЕС, облегчив борьбу с инфляцией, повысив конкурентоспособность товаров и услуг государств ЕС. [12, c. 25] Введение евро привело к тому, что рынок этой валюты стал важнейшим сегментом мирового валютного рынка. В настоящее время единая европейская валюта на равных соперничает с долларом и иеной. Новая денежная единица позволила также ликвидировать значительные расходы, связанные с переводом одной валюты в другую между странами Европы. 

Современная валютная структура экономических отношений. Параллельное существование двух международных валютных систем -- Ямайской и Европейской -- обусловило изменение валютной структуры экономических отношений. Структурные сдвиги затронули такие сегменты, как валютные инвестиции, вложения в долговые и производные ценные бумаги, иностранные банковские пассивы, внешнеторговые расчеты, официальные золотовалютные резервы и др. 
 
 
 

4. Элементы национальной и мировой валютной системы, их взаимодействие.  

Национальная валютная система характеризуется некоторыми основными элементами.
Основу национальной валютной системы составляет установленная законом денежная единица государства - национальная валюта.
Назначение национальной денежной единицы (НДЕ) - обслуживать  внутренний платежный оборот страны. Национальные валюты небольшой группы промышленно наиболее развитых государств используются одновременно и в международных экономических отношениях, выполняя в качестве иностранных валют функции международного платежного и резервного средства для всех других стран мира.
Именно эти валюты (доллары США, немецкие марки, английские фунты стерлингов, японские иены, французские франки) вместе с золотом составляют основу официальных резервов, сосредоточенных в центральном банке и финансовых органах страны. Страны - члены МВФ дополняют свои официальные золотые и валютные резервы счетом в СДР (специальные права заимствования). 

Степень, или условия, конвертируемости национальной валюты, т.е. их размена (обратимости) на иностранные  валюты, является следующим элементом  национальной валютной системы.
В зависимости  от условий конвертируемости, определенной и закрепленной нормативными документами государства с учетом валютного регулирования в стране, различают:
• свободно конвертируемые валюты (СКВ), которые без ограничений  обмениваются на иностранные валюты в любой форме и во всех видах операций;
• ограниченно (или  частично) конвертируемые валюты (ОКВ) - это валюты стран, где валютное регулирование и валютный контроль ограничивают операции с иностранными валютами главным образом резидентов и по отдельным видам обменных операций;
• неконвертируемые (или замкнутые) валюты - это валюты стран, где существует запрет обмена НДЕ на иностранные валюты, используются ограничения или вообще запрещается  ввоз и вывоз национальной валюты, а также установлены ограничения  по другим видам операций с иностранной валютой и золотом.
 Паритет НДЕ  представляет собой официально  установленное соотношение между  двумя валютами (например, 1 доллар  США = 4 литовских лита; 1 марка  ФРГ = 8 эстонских крон) и является  основой валютного курса. 

Режим валютного  курса является одним из самых важных элементов национальной валютной системы. Некогда единый для всех стран - членов МВФ , в настоящее время режим валютного курса самостоятельно определяется валютными органами страны. Различают фиксированные курсы, которые колеблются в узких пределах; плавающие курсы, которые колеблются в зависимости от рыночных условий без установленных пределов, и их отдельные разновидности. 

Важной характеристикой  национальной валютной системы является наличие (или отсутствие) валютных ограничений. Уставом МВФ допускается возможность для стран - членов фонда в отдельных случаях вводить валютный контроль для преодоления затруднений с платежным балансом. Правда, одновременно подчеркивается, что валютные ограничения противоречат природе текущих платежей и движению капиталов и по своему характеру являются исключением. С одной стороны, в Уставе МВФ запрещается практика ограничения текущих международных платежей, множественности валютных курсов и дискриминационных мер в области валютного регулирования, а с другой стороны, страны - члены Фонда наделены правом сохранять на переходный период те ограничения, которые у этих стран существовали до вступления в МВФ. 

В число элементов  национальной валютной системы входит регламентация правил использования аккредитивной и инкассовой форм расчетов, банковских гарантий, кредитных средств обращения и платежа, с которыми неразрывно связаны международные расчеты и финансирование внешней торговли. 

Режим национальных рынков валют и золота, операций с драгоценными камнями как элемент национальной валютной системы определяется нормами валютного законодательства страны и находится в прямой зависимости от характера валютного регулирования и контроля. 

Важным институциональным  элементом национальной валютной системы  является система национальных органов, обслуживающих и регулирующих валютные и расчетные отношения страны с зарубежными государствами. Как правило, ведущую роль играет центральный банк страны; в ряде государств валютный контроль наряду с центральным осуществляют уполномоченные банки, а также министерство финансов, министерство торговли или специально созданные государственные органы. 

Мировая валютная система (МВС) — глобальная форма  организации валютных отношений  в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.
МВС включает, с  одной стороны, валютные отношения, с другой, — валютный механизм. Валютные отношения — это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках для осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный механизм — правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях. 

Современная МВС  не выступает как нечто обособленное, а формируется исходя из взаимосвязи  и взаимодействия национальных и  международных валютных систем. С  ростом интернационализации хозяйственной  жизни грани между этими валютными  системами постепенно стираются. Сбой отдельной национальной валютной системы может оказать негативное воздействие на региональные и мировую валютные системы. 

В мировую валютную систему входят следующие элементы: 

1)      международные платежные средства; 

2)      механизм установления и поддержания  валютных курсов; 

3)      порядок балансирования международных  платежей; 

4)      условия конвертируемости (обратимости)  валют; 

5)      режим работы валютных и золотых  рынков; 

6)      права и обязанности межгосударственных  институтов, регулирующих валютные  отношения. 

Национальная валютная система неразрывно связана с  мировой валютной системой — формой организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы. 

Хотя мировая  валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет  особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютных систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. 
 
 
 

5 ЕВС 

Европейская валютная система (англ. European Monetary System, EMS) – форма  организации валютных отношений  между странами членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), выработанная в соответствии с рядом соглашений и действовавшая с 13 марта 1979 года (дата начала расчётов ЭКЮ)[1]. Европейская валютная система сыграла роль моста между основанной на долларе Бреттон-Вудской системой и валютным союзом. На смену Европейской валютной системе пришёл Европейский валютный союз (англ. European Monetary Union) 

Поиски новых  форм валютной интеграции привели к  новому соглашению о создании Европейской  валютной системы, которая начала действовать  с марта 1979 года. Решение о создании Европейской валютной системы было принято в 1978 году на встрече канцлера ФРГ Гельмута Шмидта и президента Франции Валери Жискар д’Эстена[2]. Формирование ЕВС было направлено на достижение валютной стабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара. 

Основу Европейской валютной системы составили [4]:
Создание механизма  валютных курсов (англ. Exchange Rate Mechanism, сокр. ERM).
Создание европейской  валютной единицы (англ. European Currency Unit – ECU) – ЭКЮ. Экю представляла собой международную расчётную единицу, определяемую на основе корзины валют стран-членов ЕЭС.
Образование Европейского фонда валютного сотрудничества (англ. European Monetary Cooperation Fund), создаваемого за счёт взносов стран-участниц. Средства фонда предназначались для предоставления временной финансовой поддержки с целью финансирования дефицита платёжного баланса и для осуществления расчётов по валютным интервенциям, которые осуществляли центральные банки для поддержания валютных курсов в установленных пределах. 

Первоначально в  ЕВС участвовали 8 государств: Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург и Италия (последняя в 1992 году вышла из системы и вернулась обратно в 1996 году). Позднее к ЕВС, по мере его расширения, присоединились: Испания (в 1989 году), Великобритания (в 1990 году), Португалия (в 1992 году), Австрия (в 1995 году), Финляндия (в 1996 году), Греция (в 1998 году). 

Центральным элементом  системы являлась европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой  установления курсовых соотношений  между валютами стран - членов ЕЭС, а также использовалась для расчётов между их центральными банками и как счётная единица в специализированных учреждениях и фондах ЕЭС. Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент. 

Механизм валютных курсов (англ. Exchange Rate Mechanism, сокр. ERM) был  направлен на поддержание устойчивых, хотя и корректируемых соотношений  с учётом опыта "валютной змеи". Для 7 валют (марка ФРГ, французский  франк, гульден, бельгийский франк, датская крона, ирландский фунт, люксембургский франк) предел колебаний был установлен ± 2,25% их центрального курса, а для итальянской лиры ±6% ввиду нестабильности валютного положения страны. Позднее режим колебаний ±6% был установлен и для испанской песеты (Испания присоединилась к ЕВС в 1989 г.). Поддержание согласованных курсов осуществлялось с помощью валютной интервенции центральных банков стран-участниц. 

Европейский фонд валютного сотрудничества был составной  частью системы и был предназначен для предоставления центральным банкам стран ЕВС кредитов на покрытие временных дефицитов платёжного баланса и осуществления валютных интервенций для поддержания курсов валют в заданных пределах. 

В целом механизм формирования валютных курсов действовал, однако, тем не менее, в 1980-1983 гг. курс ряда валют (итальянской лиры, французского франка, ирландского фунта, датской кроны) понижался, а курс сильных валют (марки ФРГ, голландского гульдена) повышался . В 1992 году правительства Великобритании, Испании и Италии не смогли поддерживать курс своих валют на уровне выше минимального совместного колебания и перешли к плавающим курсам. В августе 1993 года допустимый предел взаимных колебаний валют ЕВС был расширен до ± 15%. 

Весь период существования  Европейской валютной системы (EMS-1) до перехода к валютному союзу (англ. European Monetary Union) можно разделить на несколько этапов[2]:
1979-1982. Период узкого  коридора колебаний валютных  курсов (± 2,25%). Симметричные действия  стран-участниц.
1982-1993. Ориентация  на марку ФРГ, которая выполняла роль “якоря”.
1993-1999. Расширение  коридора валютных курсов до  ± 15%.
с 1999 года. Переход  к валютному союзу (EMS-2). Введение единой валюты евро. 
 
 
 

6. Валютный рынок.  

Валю?тный ры?нок  — это вся совокупность конверсионных  и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами — участниками валютного рынка. 

Валютные рынки  можно классифицировать по следующим  признакам: 

По виду операций. Например, существует мировой рынок  конверсионных операций (в нём можно выделить сегменты конверсионных операций типа евро/доллар или доллар/иена), а также мировой рынок кредитно-депозитных операций. 

По территориальному признаку. Принято выделять следующие  крупные рынки: европейский, североамериканский, азиатский. В них выделяют крупные международные валютно-финансовые центры: в Европе — Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж и т.д.; в Северной Америке — Нью-Йорк; в Азии — Токио, Сингапур, Гонконг. Можно говорить о существовании национальных валютных рынков (например, внутренний валютный рынок РФ), для которых свойственны те или иные валютные ограничения на покупку, продажу, кредитование и проведение расчётов в иностранной валюте. 

Как пересечение  территориальных рынков и рынков по видам операций. Например, правомерно говорить о существовании европейского рынка долларовых депозитов или азиатского рынка конверсионных операций евро/японская иена. 
 
 
 

7. Экономическая характеристика валютного рынка, его функции и участники.  

Валютный рынок  выполняет определенные функции, по которым определяется его назначение и экономическая роль. Основными его функциями являются: 

•          обеспечение условий и механизмов для реализации валютной политики государства; 

•          создание субъектам валютных отношений  предпосылок для своевременного осуществления международных платежей по текущим и капитальным расчетам и содействие благодаря этому развития внешней торговли; 

•          обеспечение прибыли участникам валютных отношений; 

•          формирование и уравновешение спроса и предложения валюты и регулирование валютного курса; 

•          страхование валютных рисков; 

•          диверсификация валютных резервов. 

Названные функции  реализуются через выполнение субъектами рынка широкого круга валютных операций. Под валютными операциями обычно понимают любые платежи, связанные с перемещением валютных ценностей между субъектами валютного рынка. 

Эти операции классифицируются по нескольким критериям. 

1. За сроку осуществления  платежа по купле-продаже валюты: 

•          кассовые, или операции с немедленной поставкой; 

•          срочные. 

2. За механизмом  осуществления операций: 

•          операции спот; 

•          форвардные операции; 

•          фьючерсные операции; 

•          опционные операции. 

3. По целевому  назначению: 

•          операции с целью получения валюты для осуществления платежей по международным расчетам; 

•          операции с целью страхования  от валютных рисков (операции хеджирования); 

•          операции с целью получения прибыли  или спекулятивные операции. 

4. По форме осуществления: 

•          безналичные; 

•          наличные. 

5. За масштабами  операций: 

•          оптовые (осуществляются между банками); 

•          розничные (осуществляются между банками  и их клиентами). 
 

Основными участниками  валютного рынка являются: 

Центральные банки.
 В их функцию  входит управление государственными валютными резервами и обеспечение стабильности обменного курса. Для реализации этих задач могут проводиться как прямые валютные интервенции, так и косвенное влияние - через регулирование уровня ставки рефинансирования, нормативы резервирования и т.п. 

Коммерческие банки.
Они проводят основной объём валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка  и осуществляют через них необходимые  для своих целей конверсионные  и депозитно-кредитные операции. В банках концентрируются совокупные потребности товарных и фондовых рынков в обмене валют, а также в привлечении/размещении средств. Помимо удовлетворения заявок клиентов, банки могут проводить операции и самостоятельно за счёт собственных средств. В конечном итоге, международный валютообменный рынок (форекс) представляет собой рынок межбанковских сделок. Наибольшее влияние оказывают крупные международные банки, ежедневный объём операций которых достигает миллиардов долларов. Объём одного межбанковского контракта с реальной поставкой валюты на второй рабочий день (рынок спот) обычно составляет около 5 млн. долларов США или их эквивалент. Стоимость одного конвертационного платежа составляет от 60 до 300 долларов. Кроме этого, приходится нести затраты до 6 тыс. долларов в месяц на межбанковский информационно-торговый терминал. Из-за этих условий, на Форексе не проводят конвертаций небольших сумм. Для этого дешевле обратиться к финансовым посредникам (банку или валютному брокеру), которые проведут конвертацию за определённый процент от суммы сделки. При большом количестве клиентов и разнонаправленных заявках регулярно возникает ситуация внутреннего клиринга, когда посреднику не требуется обращаться к стороннему контрагенту (не нужно проводить реальную конвертацию через Форекс). Но свои комиссионные посредники получают с клиентов всегда. Именно из-за того, что на Форекс попадают не все клиентские заявки, посредники могут предложить клиентам комиссионные, которые существенно ниже стоимости прямых операций на Форексе. В то же время, если устранить посредников, стоимость конвертации для конечного клиента неизбежно возрастёт. 

Фирмы,
 осуществляющие  внешнеторговые операции. Суммарные  заявки от импортёров формируют  устойчивый спрос на иностранную  валюту, а от экспортёров - её  предложение, в том числе в форме валютных депозитов (временно свободных остатков на валютных счетах). Как правило, фирмы прямого доступа на валютный рынок не имеют и проводят конверсионные и депозитные операции через коммерческие банки. 
 

Международные инвестиционные компании, пенсионные и хеджевые фонды, страховые компании.
 Их основная  задача - диверсифицированное управление  портфелем активов, что достигается  размещением средства в ценные  бумаги правительств и корпораций  различных стран. На дилерском  сленге их называют просто фондами (англ. funds). К данному виду можно отнести также крупные транснациональные корпорации, осуществляющие иностранные производственные инвестиции: создание филиалов, совместных предприятий и т.д. 

Валютные биржи.
В ряде стран функционируют  национальные валютные биржи, в функции которых входит осуществление обмена валют для юридических лиц и формирование рыночного валютного курса. Государство обычно активно регулирует уровень обменного курса, пользуясь компактностью местного биржевого рынка. 

Валютные брокеры.
В их функцию входит сведение покупателя и продавца иностранной  валюты и осуществление между  ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. За своё посредничество брокерские фирмы взимают брокерскую комиссию в виде процента от суммы сделки. Но сумма этой комиссии зачастую меньше, чем разница между ссудным процентом банка и ставкой по банковскому депозиту. Банки так же могут выполнять эту функцию. В этом случае они не выдают кредит и не несут соответствующие риски. 

Частные лица.
Граждане проводят широкий спектр операций, каждая из которых невелика, но в сумме могут формировать существенный дополнительный спрос или предложение: оплата зарубежного туризма; денежные переводы заработной платы, пенсий, гонораров; покупки/продажи наличной валюты как средства сбережения; спекулятивные валютные операции. 
 
 

8. Необходимость валютного регулирования и контроля.
Органами валютного  регулирования  являются Центральный  банк и Правительство РФ.  

Целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.  

Органами валютного  контроля являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.  

Агентами валютного  контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. 

Уполномоченные банки – банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций.  

Основными направлениями  валютного контроля являются: 

а) определение  соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству; 

б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; 

в) проверка обоснованности платежей в инвалюте; 

г) проверка полноты  и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. 

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей  компетенции: 

·        осуществляют контроль за проводимыми  в РФ резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; 

·        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов. 

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением: 

1) валютных операций  движения капитала; 

2) купли-продажи  иностранной валюты и чеков  (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки. 

Валютные операции движения капитала делятся на 2 группы: 

а) регулируемые Правительством РФ; 

б) регулируемые ЦБР. 

Валютные операции движения капитала, регулируемые Правительством:  

1. Расчеты и  переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 3 лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Они осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. 

2. Расчеты и  переводы между резидентами и  нерезидентами на условиях предоставления  резидентами нерезидентам отсрочки  платежа на срок более 5 лет  за производимые резидентами  за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ. Они осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. 

3. Расчеты и  переводы между резидентами и  нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности (за исключением случаев из п.1, 2). Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. 

4. Расчеты и  переводы между резидентами и  нерезидентами при предоставлении  резидентами нерезидентам коммерческих  кредитов на срок более 180 календарных  дней в виде предварительной  оплаты в связи с осуществлением  внешнеторговой деятельности, за исключением случаев п.5.  Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. 

5. Расчеты и  переводы между резидентами и  нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 3 лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры ВЭД.  Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. 

6. Расчеты и  переводы при приобретении резидентами  у нерезидентов долей, вкладов,  паев в имуществе (уставном  или складочном капитале, паевом  фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами. Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством по согласованию с ЦБР и может предусматривать только:  установление требования об использовании специального счета резидентом; установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 % суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.  

Валютные операции движения капитала, регулируемые ЦБР. 

Валютные операции движения капитала между резидентами  и нерезидентами регулируются ЦБР, который может устанавливать  только требование об использовании  специального счета и требование о резервировании. 

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБР при регулировании следующих валютных операций:  

1) расчетов и  переводов при предоставлении  кредитов и займов в инвалюте  резидентами нерезидентам;  

2) расчетов и  переводов при получении кредитов  и займов в инвалюте резидентами от нерезидентов;  

3) операций с  внешними ценными бумагами, включая  расчеты и переводы, связанные  с передачей внешних ценных  бумаг (прав, удостоверенных внешними  ценными бумагами); 

4) исполнения резидентами  обязательств по внешним ценным  бумагам; 

5) операций кредитных  организаций, за исключением банковских  операций. 
 

9. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
Общим основанием ответственности для всех её видов  является правонарушение. На сегодняшний  день отсутствует законодательное определение валютного правонарушения. Однако на основе анализа правовых норм, регламентирующих валютную ответственность, можно выделить следующие объективные и субъективные признаки, наличие которых следует признавать необходимым и достаточным для признания того или иного деяния валютным правонарушением.
Основным признаком  такого деяния (действия или бездействия) является его валютная противоправность, т.е. несоответствие положениям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Объектом посягательства такого деяния являются охраняемые законом общественные отношения в сфере выполнения требований валютного регулирования в России.
Так, если экспортер  не обеспечил возврат экспортной выручки на территорию Российской Федерации, то объектом правонарушения будут отношения, возникающие между экспортером и государством по поводу выполнения экспортером обязанности зачислить экспортную выручку в полном объеме на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
Особенностью ответственности за нарушения валютного законодательства является то, что если объектом валютного правонарушения являются одновременно и общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, т.е. валютное правонарушение одновременно нарушает таможенные правила либо посягает на нормальную деятельность таможенных органов России, то ответственность наступает в соответствии с таможенным законодательством (ст. 201 Таможенного Кодекса РФ).
Объективную сторону  валютного правонарушения составляют конкретные действия (или бездействия) резидента, выразившиеся в нарушении валютного законодательства, которые могут заключаться в следующем:
-в неисполнении  обязанностей, налагаемых валютным  законодательством;
-в нарушении  установленных им условий и  процедур проведения валютных операций (например, нарушения порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России);
-в препятствовании  осуществлению органам и агентам  валютного контроля предоставленных  им прав (например, отказ в предоставление  документов, необходимых для осуществления валютного контроля).
В том случае, если содержанием требований законодательства, определяющих надлежащее поведение  лица, являлось совершением лицом  тех или иных действий, то противоправное поведение этого лица выразится  в бездействии. Если, напротив, закон требовал, чтобы лицо воздержалось от тех или иных действий, то нарушением требований закона будет являться их совершение, т.е. действие как таковое. 

Субъектом валютного  правонарушения могут быть физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты. Закон формулирует понятия “резидент” и “нерезидент”, тем самым разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на эти две категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделения последних от операций внутрихозяйственных. 

Общая ответственность  предусмотрена в Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”  и распространяется на всех субъектов  валютных правоотношений: резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов.
Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”  предусмотрены основания общей  ответственности за валютные правонарушения и санкции за данные нарушения, приведенные  в  

Основания ответственности 

1. Совершение недействительных  в силу Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” сделок  --- Взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам  

2. Необоснованное  приобретение не по сделке, а  в результате незаконных действий --- Взыскание в доход государства всего полученного по такой сделке  

3. Отсутствие учета  валютных операций --- Штраф в пределах суммы, которая не была учтена  

4. Ведение учета  валютных операций с нарушением  установленного порядка ---- Штраф в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом  

5. Непредставление  либо несвоевременное представление  органам и агентам валютного  контроля запрашиваемых документов  и информации --- Штраф в пределах суммы, по которой документы и информация не были представлены в установленном порядке. 
 

Специальная ответственность  за валютные правонарушения - это установленная  нормами валютного законодательства ответственность определенных субъектов, на которых возложено исполнение той или иной обязанности.
Специальную ответственность  за валютные правонарушения можно подразделить на следующие виды:
I. Ответственность  резидентов - участников внешнеторговой  деятельности;
II. Ответственность  уполномоченных банков.
1. Ответственность  экспортеров включает:
а) Ответственность  экспортеров за незачисление валютной выручки организациями-экспортерами на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации предусмотрен штраф в размере всей суммы сокрытой валютной выручки в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте (
б) Организации-экспортеры несут ответственность за своевременную и полную реализацию части экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, в установленном действующим законодательством порядке.
Однако меры ответственности  за данное нарушение не определены, т.к установлен порядок, который обеспечит продажу части экспортной выручки в течение 14 дней уполномоченным банком без волеизъявления экспортера.
в) Ответственность  за необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых  в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки, несут организации-поставщики экспортной продукции, осуществляющие обязательную продажу части выручки самостоятельно, а также посреднические организации по обязательной продаже части полученного от нерезидентов комиссионного вознаграждения либо по обязательной продаже части экспортной выручки по поручению своих клиентов.
2. Ответственность  импортеров
За невыполнение или ненадлежащее выполнение импортером предписаний органа валютного контроля по обеспечению ввоза товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них валютных средств, либо возврату этих средств в течение 180 дней с даты оплаты применяется следующая мера ответственности. 

К уполномоченным банкам за ненадлежащее выполнение функций  валютного контроля за внешнеторговыми операциями применяется общая и специальная ответственность за нарушения валютного законодательства.
Совместной Инструкцией  Банка России и ГТК РФ № 86-И  определено, что за ненадлежащее выполнение функций валютного контроля за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров к уполномоченным банком применяются общие меры ответственности в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле".
В тоже время за невыполнение уполномоченными банками  функций валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары была установлена специальная ответственность (раздел 11 Инструкции № 30 Банка России).
За нарушение  уполномоченными банками функций  агентов валютного контроля, Банк России применяет помимо валютной ответственности  также ответственность в соответствии с Федеральным законом “О Центральном  банке РФ (Банке России) ". Согласно ст.75 данного акта в случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Банк России имеет право требовать от уполномоченных банков устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. 

10. Валютный курс, порядок его установления, факторы, влияющие на него.
Важным элементом  валютной системы является валютный курс. Валютный курс необходим для:  

взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную  валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;  

сравнения цен  мировых и национальных рынков, а  также стоимостных показателей  разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;  

периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.  

Валютный курс-»цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ). Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, которая определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.  

Производители и  покупатели товаров и услуг с  помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления  выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом.  

В связи с резким увеличением международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют  по отношению не только к товарам, но и финансовым активам.  

Рассмотрим факторы, которые влияют на валютный курс. Среди них можно выделить следующие:  

1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной  способности (паритет покупательной  способности), отражая действие закона  стоимости, служит своеобразным  хребтом валютного курса. Поэтому  на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценивание денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет.  

Зависимость валютного  курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен.  

2. Состояние платежного  баланса. Активный платежный баланс  способствует повышению курса  национальной валюты, так как  увеличивается спрос на нее  со стороны иностранных должников.  Пассивный платежный баланс порождает  тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.