На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика главных политических течений в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

1. Идейно-политическая  борьба вокруг проблемы путей  дальнейшего 
 развития России  во второй половине XIX-начале ХХ  вв………………..3
2. Характеристика  главных политических течений  в России……………...6
2.1. Консерватизм……………………………………………………………..6
2.2. Либерализм……………………………………………………………….8
2.3. Народничество…………………………………………………………..10
Тест…………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….15 

1. Идейно-политическая  борьба вокруг проблемы путей  дальнейшего развития России  во второй половине XIX-начале ХХ  вв. 

Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители  разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное [8].
Революционно-демократическое  направление в русском освободительном движении середины 60 - начала 70-х годов XIX в. было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном университетских, городов.
Наиболее значительным из них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-1866 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Николай Ишутин. В кружок вошли его двоюродный брат Дмитрий Каракозов и члены пензенского землячества, учившиеся в Московском университете; в их числе был и будущий знаменитый историк В.О. Ключевский. В Петербурге действовало отделение кружка под руководством литератора и фольклориста И.А. Худякова. Ишутинцы считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовать разного рода производственно-бытовые артели. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, воскресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. В 1865 г. ишутинцы пришли к мысли о необходимости более активной деятельности и в феврале 1866 г. создали тайное общество под названием «Организация». Член кружка Дмитрий Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра II: 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора у Летнего сада в Петербурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, остальных членов кружка - к разным срокам каторги и ссылки [6].
В пореформенной  России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А.И. Герценом – «предтечей» русского народничества.
Идея общинного  социализма, сформулированная Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским. Но в  отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, она призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения [8].
Оппозиционное движение в стране представляли либерально настроенные  писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские деятели. Либеральная оппозиция выступала против административного произвола, требовала «усовершенствования» государственного строя (введения гласности, представительного правления, даже конституции), но боялась социальных потрясений, считала, что разрешить насущные социальные и политические проблемы необходимо сверху, мирным путем. Либерально-оппозиционные настроения и требования нашли свое выражение в периодических изданиях — газетах «Голос» и «Земство», журналах «Вестник Европы», «Юридический вестник» и «Русская мысль».
В 80-90-х годах XIX в. в России возникает ряд марксистских групп и объединений, на основе которых стали складываться социал-демократические партии.
Первые марксистские кружки в России подготовили почву  для возникновения более широких  социал-демократических объединений. Наиболее значительным из них был образованный в 1895 г. в Петербурге В. И. Лениным при содействии Л. Мартова.
Марксистами были не обязательно революционеры, но и  лица, не разделявшие крайних выводов  Маркса - ликвидации эксплуататорского строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты». К ним принадлежали видные философы - П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, которые впоследствии отошли от марксизма (в 1909 г. они выступили как авторы знаменитого сборника «Вехи»), экономисты Н.Ф. Даниельсон и М.И. Туган-Барановский. Они подчеркивали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного мирного развития страны по пути ее демократизации [4; 6].
Однако не сдавало  своих позиций и народничество, несмотря на понесенные в результате репрессий потери. 90-е годы — время  возрождения различных неонароднических объединений и групп. В 1902 г. в процессе объединения различных неонароднических кружков левого направления складывается революционно-демократическая партия «социалистов-революционеров» (эсеров). Главным идеологом и лидером партии стал В.М. Чернов. Вместе с А.Р. Гоцем он создал в 1901 г. заграничную группу социалистов-революционеров, которая явилась ядром складывавшейся партии эсеров. Видными деятелями партии эсеров были Н.Д. Авксентьев и Г.А. Гершуни. Эсеры ориентировались на социалистическую революцию, главной движущей силой которой считали крестьянство [6].
Таким образом, во второй половине XIX века в России существовало три основных политических течения: консерватизм, либерализм и народничество, о которых более подробно пойдет речь в следующем параграфе. 

2. Характеристика  главных политических течений  в России 

2.1. Консерватизм 

Консерватизм (фр. сonservatism) – политическое течение, сторонники которого были приверженцами всего устоявшегося, противодействовавшего новому, имели консервативные убеждения [1].
Принципы консерватизма  были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. - министр народного просвещения), это – «православие, самодержавие, народность». За «народность» ратовали тогда все направления общественной мысли - от консервативной до леворадикальной, но вкладывали в это понятие различное содержание. Леворадикальное (речь идет о представителях революционной демократии 40-50-х годов) рассматривало «народность» в плане демократизации национальной культуры и просвещения народных масс в духе передовых идей, видело в народных массах свою основную опору в борьбе за социальные преобразования. К «народным началам» апеллировали славянофилы [2].
Консервативно-охранительное  направление в условиях роста  национального самосознания тоже апеллировало к «народности», которая трактовалась ими как приверженность народных масс к православию и самодержавию.
Теория «официальной народности» стремилась доказать «исконность» и «законность» самодержавно-монархической формы правления в России и существующего в ней социального строя (крепостничества). Идеологи официальной народности, и, прежде всего, С.С. Уваров, объявляли крепостное право «нормальным» и «естественным» состоянием, одним из важнейших устоев России, «древом, осеняющим церковь и престол». Для теории «официальной народности» характерны противопоставление патриархальной, «спокойной», без социальных бурь и потрясений, России «мятежному» Западу, насаждение казенного оптимизма, в духе которого предписывалось создавать литературные и исторические произведения [1; 3].
В научно-литературном журнале профессора русской истории  М.П. Погодина «Москвитянин» и в  трудах этого ученого исторически  и теоретически обосновывались принципы «официальной народности»: они выводились из особенностей исторического развития России, национального характера русского народа в сравнении со странами и народами Западной Европы. В России, считал он, сложился особый тип власти, основанный «на единении царя и народа, на всестороннем попечении власти о благе народа». В России были «отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка». Доказывая отсутствие в России в течение всей ее истории сословной вражды, он выводил из этого и невозможность в ней революционных потрясений. Он писал об исконности в России самодержавия, начиная с Рюрика. По его мнению, Россия, приняв христианство от Византии, установила благодаря этому «истинное просвещение». С Петра Великого Россия должна была многое заимствовать от Запада, хотя, к сожалению, заимствовала не только полезное, но и «заблуждения». Теперь «пора возвратить ее к истинным началам народности». С утверждением этих начал «русская жизнь наконец устроится на истинной стезе преуспеяния, и Россия будет усваивать плоды цивилизации без ее заблуждений» [6].
Теоретики консерватизма  доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный  с требованиями религии и «политической  мудрости». Крепостное право хотя и  нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального (то есть, с их точки зрения, положительного), «хороший» помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они могли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше положения западноевропейского рабочего.  

2.2. Либерализм 

Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников  буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм –  это система взглядов, согласно которым  социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности  путём обеспечения достаточной  свободы индивида в экономике  и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо  якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей).
В России либерализм возник как идеология в период кризиса феодально-крепостнического строя (конец XVIII - первая половина XIX в.), сложился в общественно-политическое течение в годы революционной ситуации 1859-1861 гг. и Крестьянской реформы 1861 г., организовался в политические партии накануне и в ходе Революции 1905-1907 гг. [9].
В либерально-оппозиционном  движении 60-70-х годов существенное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования опровергают сложившееся ранее представление о том, что после реформы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильства, превращения его в исключительно реакционное направление. В действительности именно в пореформенное время активизировалась либерально-оппозиционная деятельность славянофилов, направленная на решение задач, поставленных процессами социально-экономического развития России. На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, которые активно участвовали в подготовке и проведении крестьянской и других реформ 60-70-х годов. В пореформенный период широко развернулась деятельность публициста и журналиста-издателя И.С. Аксакова, редактора газет «День», «Москва», «Москвич», «Русь», которые неоднократно подвергались цензурным преследованиям. Славянофилы не стояли в стороне от животрепещущих проблем политического и социального устройства пореформенной России, они предлагали свою программу реформ местного и центрального управления, развития просвещения, строительства железных дорог в России, эксплуатации недр, учреждения банков и коммерческих предприятий [6].
Играя значительную роль в общественном движении середины XIX - начала XX вв., русский либерализм никогда не был решающей силой  в политической борьбе. Находясь в  оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преимущественно  легальными средствами, постоянно колеблясь  между правительством и революционным  движением. Будучи слабее, нерешительнее, трусливее западноевропейского  либерализма, он был умереннее в  политических требованиях, терпимее к  абсолютизму и более склонен  к компромиссам с ним. Оппозиционность  русского либерализма, возрастая в  периоды революционного подъема  в стране, резко падала с получением от правительства незначительных уступок; при наступлении реакции дружественный  нейтралитет либерализма к революционерам сменялся попытками оправдать правительственные  репрессии. Относительная прогрессивность  русского либерализма постепенно после 1861 г. убывала, а с 1905 г. он стал контрреволюционной силой [6; 7].
Социальная база русского либерализма была неоднородной; она включала буржуазию, помещиков, интеллигенцию. Своеобразие русского либерализма и его место в  общественном движении определялись социально-экономическими и политическими условиями развития России: запоздалой по сравнению со странами Западной Европы ликвидацией  крепостного права; поздним, но бурным развитием капитализма; сохранением  самодержавно-сословного строя и  пережитков крепостничества; политической дряблостью русской буржуазии; значительным влиянием на общество более прогрессивных  революционных идеологий (революционно-демократической, а затем социал-демократической) и наличием развитого революционного движения (разночинского и пролетарского).
Идеи либерализма, распространившиеся в среде русского дворянства со второй половины XVIII в. под влиянием французского Просвещения, первоначально носили неопределенный характер свободомыслия (вольнодумство, вольтерьянство). Назревавшие задачи буржуазных преобразований выражались в критике крепостничества и самодержавия ранними русскими просветителями (С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.П. Куницын и др.), в конституционных и экономических проектах конца XVIII- начала XIX вв. (Н.И. Панин и Д.И. Фонвизин, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, М.Ф. Орлов и др.) развивались в общем русле дворянской революционности [2].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.