На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ и диагностика финансового потенциала

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
   Введение 

   Перед современным предприятием, в наше время, остро стоит проблема сохранения конкурентоспособности и поддержания активности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Данная проблема в совокупности с целым спектром подобных проблем не является для современного предприятия новой. Одной из главнейших причин подобного положения, на мой взгляд, является неумение оценивать и использовать экономический потенциал, находящийся в распоряжении предприятия, и помимо этого, нужно еще уметь управлять его развитием.
     Актуальность  выбранной темы «Анализ и диагностика финансового потенциала» заключается в том, что проводимый анализ дает нам представление не только о деятельности предприятия на рассматриваемый период, но выявляет перспективы развития предприятия в будущем. Также, исследование проблем управления экономическим (финансовым) потенциалом предприятия тесно взаимодействует, во-первых, с условиями внешней среды, во-вторых, - с методами объективной оценки и комплексного анализа финансового состояния, и наконец, в-третьих, - с эффективностью управления собственностью на основе результатов анализа экономического потенциала.
     Основой нормального функционирования любого предприятия есть наличие достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей предприятия для текущей деятельности и развития.
   Следовательно, перед предприятием стоит задача не только не допустить спада и банкротства, но и обеспечить прирост потенциала. В связи с этим, объективная оценка экономического потенциала и использование выявленных в результате анализа резервов, позволит руководству эффективно управлять предприятиями и обеспечит прирост собственности предпринимателям.
   Наиболее  важными целями исследования явились:
   1) определить сущность понятия «экономический потенциал предприятия», его структуризация;
   2) определение последовательности процедур проведения анализа;
   3) систематизация современных методологических подходов к комплексному анализу экономического потенциала и оценка устойчивости финансового положения предприятия;
   4) выявление особенностей оценки элементов экономического потенциала в бухгалтерской отчетности;
   5) выявление фактов, влияющих на финансовый потенциал предприятия;
  6) определение тенденций изменения финансового потенциала предприятия.
   Объектом  данного исследования является экономический потенциал и финансовая устойчивость предприятия ЗАО «Радуга», предмет исследования – факторы, определяющие уровень финансового потенциала предприятия.
   Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, основы функционирования коммерческих предприятий, теорию и практику бухгалтерского учета, экономического анализа и оценку экономического потенциала предприятия.
 

    1. Теоретические основы экономического потенциала предприятия. 

       Сущность понятия экономического потенциала.
     Потенциал в общем понимании рассматривается  как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
     Потенциал (от лат. potentia - сила, мощь) в широком смысле - средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.
     В отечественной литературе экономический  потенциал трактуется по-разному - от чрезвычайно узкого его понимания как годового объема производства до таких всеобъемлющих категорий, как социально-экономическая система. Экономический потенциал является многоуровневым и многоаспектным объектом исследования, т. е. по признаку обособления производственных сил экономический потенциал можно разделить на потенциал страны, потенциал отрасли, потенциал региона, потенциал предприятия. Экономические потенциалы разных уровней различаются составом и размерами обособления ресурсов, которые определяются спецификой производства и спросом на продукцию.
     Экономический потенциал – совокупная способность  производить продукцию различного назначения, оказывать услуги населению. Он зависит от количества трудовых ресурсов, качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей предприятия, отраслей, а также степени развития отраслей производственной сферы, достижений науки и техники, ресурсов.
     Наиболее  полная и достоверная информация о потенциале предприятия по состоянию  на определенную дату и процессе его  формирования за определенный промежуток времени в денежном измерении представлена в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     До  недавнего времени потенциал  предприятия сводился исключительно и в лучшем случае к исследованию производственного потенциала. Между тем, на мой взгляд, невозможно отожествлять производственный потенциал с экономическим или совокупным потенциалом предприятия, так же, как и функционирование современного предприятия - только с производством продукции и оказанием услуг.
     По  мнению И.А. Гуниной, под потенциалом  предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.
     Л. С. Сосненко рассматривает экономический потенциал как совокупность ресурсов и резервов, т. е. наличие активов, обеспеченных соответствующими источниками финансирования, или как способность предприятия обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей на основе использования системы наличных ресурсов.
     Профессор В. В. Ковалев при разработке методики оценки и анализа экономического потенциала коммерческого предприятия  дает следующее его определение: «Экономический потенциал предприятия - это совокупность имущественного и финансового потенциалов предприятия». В свою очередь, под имущественным потенциалом понимается совокупность средств предприятия, находящихся под контролем; а финансовый потенциал - это характеристика финансового положения и финансовых возможностей предприятия.
     Понятие потенциала в бухгалтерской интерпретации И. Н. Богатая сформулировала следующим образом: «Потенциал предприятия представляет собой активы и источники образования активов (ресурсный потенциал), и их способность в ходе осуществления производственно-финансовой деятельности приносить определенные финансовые результаты».
     В большом экономическом словаре под экономическим потенциалом понимается совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать новую продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.
     Н.Ф. Риффа интерпретирует экономический  потенциал как совокупность ресурсов и выявленных резервов осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
     Кроме того, как показал анализ экономической литературы, экономический потенциал можно рассматривать и как материально-технические и организационно-экономические возможности организации, и как совокупную способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный исторический момент.
     Рассмотрим  основные виды или составляющие компоненты экономического потенциала предприятия.
     По  мнению И.А. Гуниной, экономический потенциал предприятия, представляет собой систему, включающую в себя совокупность кадровых, финансовых, производственных, инновационных, информационных и др. потенциалов (возможностей), направленных на обеспечение долгосрочного экономического развития предприятия на основе принятых к реализации стратегий.
     Экономический потенциал (как и входящие в его  состав элементы), а также механизм его развития, который необходим для поддержания конкурентоспособности предприятия, в отличие от совокупного потенциала предприятия отвечает за исследование и развитие предприятия с экономических позиций. В то же время в рамках совокупного потенциала предприятия могут быть исследованы (помимо экономического) правовой, экологический и другие виды потенциалов.
     Потенциал трудовой (кадровый) - основная часть экономического потенциала, характеризующаяся количественным и качественным составом трудовых ресурсов предприятия, их соответствием уровню используемой техники и технологии, а также способностью к перспективному развитию в соответствии с целями предприятия.
     Финансовый  потенциал - раскрывается через исследование количества и качества финансовых ресурсов, определяющих возможности функционирования и развития предприятия. К факторам, характеризующим финансовый потенциал предприятия, относятся: достаточность оборотных средств на предприятии, стоимость имущества предприятия, норма накопления прибыли, размер внешнего и внутреннего долга и т.д., во многом определяет инвестиционную конкурентоспособность предприятия, кредитоспособность, экономическую независимость.
     Под производственным потенциалом следует понимать имеющиеся и потенциальные возможности производства к выпуску конкурентоспособной продукции при эффективном использовании основных факторов производства на основе обеспеченности основными видами ресурсов.
     Уровень производственного потенциала во многом определяется потенциалом рынка, т. е. абсолютным (относительным) объемом товаров, которые могут быть закуплены или потреблены тем или иным сегментом рынка за определенный временной период.
     Научно-технический  потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных, инновационных и организационных ресурсов, предназначенных для достижения стоящих перед предприятием целей стратегического развития и поддержания конкурентоспособности.
     Совокупность  инновационного и информационного потенциалов характеризуется в основном своевременностью периодического обновления производства, сменой или усовершенствованием технологий, разработкой новых продуктов, а также возможностью качественной обработки и анализа проходящей информации.
     Информационный  потенциал предприятия выражается в оптимальности использования и быстроте прохождения информационных потоков на предприятии. Степень отлаженности информационного механизма напрямую воздействует на производственный процесс. Помимо этого быстрота реакции на внешнюю информацию и способность эффективно и своевременно ее использовать в настоящее время позволяют не только предприятиям выжить, но и значительно укрепить свои позиции.
     Анализируя экономический потенциал конкретного предприятия в ряду отраслевых предприятий по основным его элементам, можно выявить уровень его конкурентоспособности и, таким образом, свести анализ экономического потенциала предприятия в рыночных условиях к анализу его конкурентоспособности.
     Таким образом, конкурентоспособность предприятия напрямую связана с повышением уровня развития его потенциала и его основных составляющих, и невозможно было бы сводить исследование экономического потенциала предприятия исключительно к отдельным функциональным потенциалам. Поскольку предприятие функционирует в рыночной макросистеме, то очевидно, что развитие каждой составляющей экономического потенциала необходимо рассматривать вкупе с потенциалом рынка (характеризующимся емкостью, отлаженностью, уровнем и темпами развития), потенциалом конкурентов и государственным потенциалом.
     По  мнению Л. С. Сосненко, наиболее полная и достоверная информация о потенциале предприятия по состоянию на определенную дату в процессе его формирования за определенный промежуток времени в денежном измерении представлена в бухгалтерской отчетности.
     В основе оценки экономического потенциала лежит стоимостная характеристика имущественного потенциала, который в бухгалтерском балансе представлен в виде активов и пассивов.
     Активы  представляют собой экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие имеет перед кредиторами. В целом, имущественное положение предприятия оценивается наличием и размещением экономических ресурсов (активов) и источников финансирования активов (пассивов). Сопоставление стоимости экономических ресурсов, которыми располагает экономический субъект на определенную дату, с величиной источников формирования этих ресурсов характеризует финансовое состояние. Кроме того, сопоставление имущественного потенциала с доходом предприятия за анализируемый период позволит аналитику определить возможности развития бизнеса. Однако оценить возможности развития предприятия с учетом особенностей внутренней и внешней среды по данным российской бухгалтерской отчетности не представляется возможным, тогда как международные стандарты финансовой отчетности в определенной степени предусматривают такую возможность, поскольку информация формируется с учетом профессионального мнения бухгалтера.
     Если  количественной характеристикой экономического потенциала является наличие активов и источников их финансирования, то его качественная сторона - это устойчивость финансового положения предприятия. Финансовые возможности предприятия определяются, прежде всего, наличием у него собственного капитала. Необходимо оценить, какой суммой собственного капитала располагает предприятие, и в какие активы вложен собственный капитал. Определение структурных показателей источников формирования активов позволяет оценить степень зависимости предприятия от заемных источников. Высокая степень зависимости предприятия от кредиторов ограничивает возможности дальнейшего развития предприятия, а увеличение такой зависимости, как правило, приводит к банкротству для предотвращения банкротства и обеспечения развития предприятия требуется своевременная оценка финансового состояния и эффективное управление устойчивостью положения предприятия.
     Предлагаемая  методика анализа результата финансово-хозяйственной деятельности основана на дедуктивном подходе. Рассматривается достигнутый экономический потенциал предприятия как результат финансово-хозяйственной деятельности. Развитие экономического субъекта понимается как процесс наращивания экономического потенциала. Увеличение экономического потенциала - это комплексная задача. Воздействие отдельно на составляющие экономического потенциала в конечном итоге может привести к отрицательному результату.
     Большинство подходов к оценке экономического потенциала предприятия носят ретроспективный анализ, т. е. оценка дается за истекший период времени, и при этом выявляются не возможности предприятия в будущем, а только неиспользованные резервы.
     Следует заметить, что все вышеуказанные определения экономического потенциала:
     - не в полном объеме дают  определения экономического потенциала собственно предприятия, рассматривая его как один из факторов, влияющих на экономический потенциал всей страны, области или региона;
     - не дают понятия комплексной оценки экономического потенциала предприятия, включая влияние только внутрифирменных либо только внешних факторов, в то время как и те, и другие в совокупности могут дать реальную оценку положения предприятия, а также определить его возможности при наличии определенного потенциала;
     - нет взаимоувязки между показателями, подобранными для оценки этого понятия.
     Предлагаю под экономическим потенциалом предприятия понимать степень возможностей предприятия включаться в новые меняющиеся внешние условия среды с имеющимися на данный момент организационно-экономическими, материально-техническими и трудовыми ресурсами.
     Кроме того, что оценку данного понятия нельзя рассматривать как отдельный изолированный процесс, не связанный с системой управления персоналом на предприятии. Ведь до недавнего времени при оценке потенциала предприятия приоритет был за основным капиталом (машинами, оборудованием и др. Целесообразно после исчерпания возможности повышать эффект от технического фактора, приоритетность закрепить за способностями сотрудников, т. е. человеческим потенциалом. Проблема же управления трудовым потенциалом, и особенно вопрос его оценки в составе экономического потенциала, мало изучены и требуют дополнительного исследования.
 

     
     2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО  – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ. 

     2.1 Юридический статус и природно-климатическая характеристика условий производственной деятельности. 

     Хозяйство, являющееся объектом исследования данной курсовой работы, ЗАО «Радуга» расположено в южной части Адыгеи.
      Хозяйство является - юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства РФ,  имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения, штампы, бланки, собственную эмблему, а так же зарегистрированный в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания).
      ЗАО «Радуга» представляет собой современное многоотраслевое предприятие, основным видом деятельности является тепличное и садоводческое производство сельхозпродукции, дополнительными направлениями деятельности хозяйства являются свинопоголовье и растениеводство. Центральная усадьба – п. Совхозный, который находится в 10 км от г. Майкопа, в 145 км от г. Краснодара и на расстоянии 356 км от г. Ростова-на-Дону. Хозяйство организовано в 1994 году в результате бывшего совхоза « Майкопский №10», тем самым, было образовано 5 самостоятельных предприятий. Основные приемные пункты сельскохозяйственной продукции расположены на территории колхоза в 2 км от п. Совхозного. Связь центральной усадьбы с районными и областными центрами, а также с пунктом сдачи с/х продукции осуществляется по асфальтным дорогам.
     Территория  хозяйства расположена в зоне предгорного влажного климата, относительная влажность воздуха  минимальна в апреле и августе, а высока в январе и декабре. Снег выпадает обычно  в январе - самый холодный месяц, тает - начиная с марта. Часто снег сходит зимой обнажая поля.  Такие оттепели быстро сменяются морозами без снега, что отрицательно влияет на перезимовку озимых культур. Летом часто наблюдаются почвенные засухи, иногда длительностью до месяца. Однако на летние месяцы приходится большое количество ливневых осадков с грозами и иногда градом до 370 - 450мм. Самый жаркий месяц – июль, его средние температуры воздуха +21, +23?C, максимальные достигают +35, +38?C . Кроме высоких температур сильно снижают урожай сильные ветры. Наибольшая повторяемость ветров наблюдается ранней весной, они приносят значительный ущерб сельскому хозяйству. Они вызывают полегание посевов, осыпание плодов, поломку деревьев. Кроме того, в зимний период или ранней весной, сильный ветер высушивает верхний слой почвы, когда она оголена. Территория хозяйства расположена в предгорьях южной части Адыгеи, вдоль горной реки Белой. Реки также типично горные: имеют быстрое течение и летом из-за засухи теряют много воды, мелеют. Питание рек происходит за счет родников, природных осадков и таяния ледников.
     ЗАО «Радуга» находится в зоне предкавказских черноземов с супесями и суглинками. Почвы обладают высоким естественным плодородием, имеют хорошие водо- и воздухопроницаемость, значительную влагоемкость. Однако в результате нарушения агротехники, севооборотов происходит ухудшение структуры пахотных горизонтов, увеличивается эрозия почв.
     Все эти агроклиматические особенности  зоны расположения хозяйства и определили основное направление его деятельности, которого является тепличное, садоводческое и животноводческое производство сельхозпродукции. 
 
 
 

     2.2 Анализ размера предприятия, объема  и специализации производства. 

     Размеры предприятия характеризуются данными о производстве валовой и товарной продукции, прибыли (форма 2 годового отчета), наличии сельскохозяйственных угодий (форма 9-АПК), среднесписочной численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве (форма 5-АПК), численности поголовья животных (форма 15-АПК) и др. 

    Таблица 2.1 – Показатели размера предприятия  и объема производства 

Показатели 2007 г. 2009 г. Отклонение  отчетного от базисного года
Абсолют. Относит.,%
Показатели  размера предприятия
Общая земельная площадь, га 544 882 338 62,1
в том числе:        
площадь сельскохозяйственных угодий, га 518 864 346 66,8
площадь пашни, га 409 752 343 83,9
Среднегодовая численность работников, чел. 158 177 19 12,0
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 57805 63990,5 6185,5 10,7
Наличие энергетических мощностей, л.с. 3189 3604 415 13,0
Численность поголовья свиней, гол: 756 664 -92 -12,2
Показатели  объема производства
Валовая продукция основного производства в оценке по себестоимости, тыс. руб. 38447 56899 18452 48,0
Валовая продукция растениеводства в  оценке по себестоимости, тыс. руб. 31571 52962 21391 67,8
Валовая продукция животноводства в оценке по себестоимости, тыс. руб. 4825 4365 -460 -9,5
Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур, ц  3126 10059 6933 221,8
Валовый сбор овощей закрытого грунта, ц 8751 16540 7789 89,0
Среднесуточный  привес свиней, г 283,5 286,3 2,8 1
 
С 2007г. по 2009 г. наблюдается рост практически всех показателей размера и объема производства предприятия, а именно – общая земельная площадь увеличилась на 62,1 %, площадь пашни на 83,9 %; среднегодовая численность работников увеличилась на 12% (на 19 человек); валовой сбор зерновых и зернобобовых культур увечился в 221,8%, а овощей закрытого грунта на 89%. Рост этих показателей говорит об эффективной деятельности предприятия. С увеличением посевной площади, возрастают и объемы производства с-х продукции, а также и потребность в работниках. Среднесуточный привес увеличился в отчетном году 1% в сравнении с базисным. Однако снижаются показатели отрасли животноводства такие как, численность поголовья свиней на 12,2 %, и валовая продукции животноводства в оценке по себестоимости на 9,5%,  это связано с возросшими издержками содержание животных. 

     Специализация производства – это ограничение деятельности предприятия на производстве узкой номенклатуры продукции.
     В анализе специализации может  быть использован коэффициент специализации (Кс) или коэффициент товарного сосредоточения. Он рассчитывается по формуле:
                                                    (1)
     где
     Дi – удельный вес i – ого вида товарной продукции, %;
     n – порядковый номер i – ого вида товарной продукции в ранжированном ряде в порядке убывания удельных весов (ранг).
     В оценке по коэффициенту товарного сосредоточения классификацию специализации предприятий  производят следующим образом:
     при Кс<0,35 – предприятие с низкой степенью товарного сосредоточения.
     при Кс=0,35-0,5 – средняя степень товарного сосредоточения.
     при Кс=0,5-0,6 – глубокая степень товарного сосредоточения.
     при Кс>0,6 – углубленная степень товарного сосредоточения.
      Источниками информации для анализа специализации  являются следующие отчетные документы: отчет по форме № 9 – АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», раздел «Реализовано продукции растениеводства» и отчет по форме № 13-АПК отчет «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства», раздел «Реализовано продукции животноводства». Номенклатуру продукции необходимо определить самостоятельно на основе данных отчетов. Исходные данные для анализа целесообразно представить в виде таблицы 2.2. 

Таблица 2.2 Анализ специализации производства 

Вид продукции Выручено  от реализации продукции Ранг(n)
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % Год 1 Год 2 Год 3
Зерновые и зернобобовые 473 1,29 263 0,52  
1566
2,30 4 4 4
Подсолнечник 820 2,24 47 0,09 114 0,17 3 6 6
Овощи закрытого грунта 32409 88,71 44408 87,29  
60406
88,67 1 1 1
Плоды семечковые и косточковые 319 0,87 1536 3,02  
1904
2,80 5 3 3
Прочая  продукция растениеводства 44 0,12 - -  
213
0,31 6 х 5
Продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде - - 209 0,41  
-
- х 5 х
Итого по растениеводству: 34065 93,25 46463 91,33 64203 94,25 х х х
Продано на мясо:                  
Свиней 2467 6,75 4392 8,63 3918 5,75 2 2 2
Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде - - 20 0,04  
-
- х 7 х
Итого по животноводству:  
2467
 
6,75
 
4412
 
8,67
 
3918
 
5,75
х х х
Всего по хозяйству:  
36532
 
100
 
50875
 
100
 
68121
 
100
х х х
 
КС (2009)=
     Таким образом, в ЗАО «Радуга» главной  отраслью является овощеводческая продукция, следовательно, направление специализации – растениеводческое. Значит, все остальные отрасли растениеводства и животноводства можно считать дополнительными. Рассчитав коэффициент специализации видно, что хозяйство имеет углубленный уровень товарного сосредоточения.
 

     
3. Анализ и диагностика финансового потенциала предприятия 

3.1 Анализ и  диагностика прибыли от продаж  продукции 

      Анализ  динамики прибыли  от продаж продукции  растениеводства.
      Наглядно изменение прибыли (убытка) от продаж продукции растениеводства в отчетном в сравнении с базисным годом можно увидеть в таблице 3.1. Источник информации для заполнения таблицы отчет «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства» по форме № 9-АПК.
      В таблице прибыль (убыток) от продаж продукции:
                      (2) 

     Таблица 3.1 – Динамика прибыли (убытка) от продаж продукции растениеводства 

Продукция растениеводства 2007 2009 Отклонение
тыс. руб. тыс. руб. Абс. Отн., %
Зерновые  и зернобобовые -324 -535 -211 65,1
в том числе:        
пшеница -300 -320 -20 6,7
ячмень -24 -215 -191 795,8
Подсолнечник -221 -239 -18 8,1
Овощи закрытого грунта 5398 15085 9687 179,5
Плоды семечковые и косточковые -1264 -1624 -360 28,5
Прочая  продукция растениеводства 8 -339 -347 -4337,5
Итого: 3597 12348 8751 243,3
 
      Анализ  динамики прибыли от продаж продукции  растениеводства выявил увеличение прибыли в целом по растениеводству на 8751 тыс. руб.  или 243,3%, это вызвано снижением себестоимости продукции растениеводства и увеличением ее объемов в 2009 г., что привело к росту выручки от продаж.
      Прибыль от продаж овощей закрытого грунта увеличилась в отчетном году на 179,5% (9687 тыс. руб.) по сравнению с базисным. Однако прибыль от продаж зерновых и зернобобовых в отчетном году снизилась на 65,1 %
(- 221тыс. руб.) по сравнению с базисным годом; а именно снижение прибыли от продажи пшеницы на 20 тыс. руб.; на 191 тыс. руб. снизилась прибыль от продажи ячменя. Это можно объяснить тем, что предприятие имеет собственную кормовую базу, т.е. часть зерна идет на корм для животных. Также снизилась прибыль от продажи подсолнечника на 8,1% (на 18 тыс. руб.), прочей продукции растениеводства  на 347 тыс. руб. в отчетном году по сравнению с базисным. Как видно из таблицы, основу финансового потенциала хозяйства в оценке по прибыли составляют овощи закрытого грунта, поскольку отмечен наибольший рост прибыли от продаж данных культур. 

      Анализ  динамики прибыли (убытка) от продаж продукции  животноводства.
      Источник  информации для анализа отчет «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства» по форме № 13-АПК.
     Таблица 3.2 – Динамика прибыли (убытка) от продаж продукции животноводства 

Продукция животноводства 2007 г. 2009 г. Отклонение
Тыс. руб. Тыс. руб. Абс. Отн., %
Скот  в живой массе, свиньи
-1522 -702 820 -53,9
Итого -1522 -702 820 -53,9
 
      Отрасль животноводства остается убыточной для хозяйства, однако в 2009 г. наблюдается рост прибыли в сравнении с 2007г. на 820 тыс. руб.
      Виден прогноз, что предприятие, все же, вскоре окупит затраты и начнет получать прибыль от отрасли животноводства.  

      Факторный анализ динамики прибыли (убытка) от продаж продукции растениеводства в отчетном в сравнении с базисным годом.
      В развернутом факторном представлении  прибыль (убыток) от продаж продукции  может быть представлена уравнением:
                                (3)
      Цед. – среднереализационная цена единицы продукции, тыс. руб./ц;
      Сед. – полная себестоимость единицы продукции, тыс. руб./ц;
      ОР – объем продаж (реализации) продукции, ц.
      Прибыль (убыток) от продаж продукции зависит от трех факторов:
      - фактора «Среднереализационная  цена единицы проданной продукции»;
      - фактора «Полная себестоимость  единицы проданной продукции»;
      - фактора «Объем продаж продукции». 

      Таблица 3.3 - Исходные данные для выполнения факторного анализа прибыли от продаж 

Продукция           растениеводства Цед., тыс. руб./ц Сед., тыс. руб./ц ОР, ц
базис. год отчет. год абс. откл. базис. год отчет. год абс. откл. базис. год отчет. год абс. откл.
Зерновые  и  зернобобовые
0, 546 0,325 -0,221 0,921 0,436 -0,485 865 4816 3951
в том числе
пшеница 0,518 0, 374 -0,144 0,977 0,508 -0,469 758 2398 1640
ячмень 0,299 0,275 -0,024 0,523 0,364 -0,159 107 882 775
Подсолнечник 0,990 0,838 -0,152 1,257 2,595 1,338 828 353 -1181
Овощи закрытого грунта 3,713 3,652 -0,061 3,095 2,740 -0,355 8727 16538 7811
Плоды семечковые и косточковые 0,400 1,188 2,97 1,988 2,202 0,214 796 1602 806
 
      Источник  информации для заполнения таблицы  отчет «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства» по форме № 9-АПК.  

      В таблице:
      - среднереализационная цена единицы  продукции:
       ;                                        (4)
      - полная себестоимость единицы  продукции:
       ;                  (5)
      - объем реализации (ОР) – «Количество. 

      Расчетные условия для выполнения факторного анализа:
      - первое расчетное условие:
       ;                                  (6)
      - второе расчетное условие:
       ;                                 (7)
      - третье расчетное условие:
       ;                               (8)
      - четвертое расчетное условие:
                                       (9) 

     Таблица 3.4 – Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж продукции растениеводства в отчетном в сравнении с базисным годом 

Продукция растениеводства
РУ 1 РУ 2 РУ 3 РУ 4 Изменение прибыли от продаж, тыс. руб.
за  счет Цед. за счет Сед. за счет ОР за счет Цед., Сед., ОР
Зерновые  и  зернобобовые
-324,375 -515,54 -96,015 -534,576 191,165 -419,525 438,561 -210,201
в том числе  
пшеница -347,922 -457,074 -101,572 -321,332 109,152 -355,502 219,76 -26,59
ячмень -23,968 -26,536 -9,523 -78,498 2,568 -17,013 68,975 -54,53
Подсолнечник -221,076 -346,932 -1454,796 -620,221 125,856 1107,864 -834,575 -399,145
Овощи закрытого грунта 5393,286 4860,939 7959,024 15082,656 532,347 -3098,09 -7123,63 9689,37
Плоды семечковые и косточковые -1264,048 -636,8 -807,144 -1624,428 -627,248 170,344 817,284 -360,38
 
 
      С помощью факторного анализа прибыли  от продаж растениеводства ЗАО «Радуга» выявлено, что все факторы такие как: цена, себестоимость и объем реализации, отрицательно влияют на прибыль от продажи продукции растениеводства. Предприятие получает прибыль лишь от продажи овощей. Прибыль предприятия возросла на 532,347 тыс. руб. за счет фактора «среднереализационная цена», однако себестоимость и объём реализации отрицательно повлияли на неё, снизив на 3098,09 и 7123,63 тыс. руб. соответственно. В динамике наблюдается рост прибыли за счет трёх факторов на 9689,37 тыс. руб. 

      Анализ  эффективности деятельности предприятия
    Экономический эффект – это прирост одного из результирующих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, полученный в результате более рационального использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, а также за счет их дополнительного привлечения.
      Оценочные показатели эффективности:
      - валовая прибыль  (убыток):
       ,                                                      (10)
      В – выручка от продаж продукции, товаров, работ, услуг;
       - себестоимость товаров продукции,  работ, услуг; 

      - прибыль (убыток) от продаж продукции,  товаров, работ,  услуг;
               (11)
      КР – коммерческие расходы;
      УР – управленческие расходы;
      Сполная  - полная себестоимость продаж товаров, продукции, работ, услуг: ; 

      - рентабельность основной  деятельности:
                                                                           (12) 

      Таблица 3.5 – Динамика эффективности основной деятельности предприятия 

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение  отчетного от базисного года
Абсолют. Относит., %
Выручка от продаж продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. 37073 51253 68668 31595 85,2
Себестоимость  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 35022 40850 56899 21877 62,5
Валовая прибыль, тыс. руб. 2051 10403 11769 9718 473,8
Коммерческие  расходы, тыс. руб. - - - - -
Управленческие  расходы, тыс. руб. - - - - -
Полная  себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 35022 40850 56899 21877 62,5
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение  отчетного от базисного года
Абсолют. Относит., %
Прибыль (убыток) от продаж продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. 2051 10403 11769 11769 473,8
Рентабельность  основной деятельности, % 5,9 25,5 20,7 14,8 250,8
 
      В динамике наблюдается положительная  тенденция: выручка от продажи товаров, работ и услуг выросла на 85,2 %, вследствие увеличения объемов производства продукции растениеводства в 2009 г.; себестоимость товаров также возросла на 62,5 %, по той же причине. Так как выручка превышает себестоимость продукции, это соответственно, ведет к росту валовой прибыли в 4,7 раза или на 9718 тыс. руб. Прибыль от продаж выросла с 2051 тыс. руб. в 2007 г. до 11769 тыс. руб. в 2009г., изменение составило 11769 тыс. руб. или 473,8 %. Рентабельность основной деятельности возросла в 2,5 раза в 2007 г. по сравнению с 2009 г. 

      Анализ  прочих доходов и  расходов на эффективность деятельности предприятия
    В процессе производственной деятельности предприятия несут прочие расходы  и получают прочие доходы, которые  не связаны с основной деятельностью. Прочие доходы и расходы не включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг, но они оказывают значительное влияние на финансовый результат работы предприятия.
      В состав прочих доходов отчета по форме  № 2 включают: поступления средств, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов; поступления  процентов по ценным бумагам; поступления, связанные с продажей основных средств и материалов.
    В состав прочих расходов отчета по форме  №2 входят: расходы, связанные с получением за плату во временное пользование активов, например, арендная плата арендодателю; остаточная стоимость списываемых активов организации, по которым начисляется амортизация; остаточная стоимость активов, которые продаются другим организациям; проценты, уплачиваемые организацией за предоставленные ей кредиты и  займы; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
    С учетом прочих доходов и расходов в качестве оценочного показателя финансового  результата используют прибыль (убыток) от обычной деятельности (прибыль до налогообложения в отчете по форме № 2):
                                   (13)
    ПП – проценты к получению;
    ПУ – проценты к уплате;
    ПД – прочие доходы;
    ПР - прочие расходы. 

      Расходы по обычным видам деятельности равны:
                                                                            (14) 

      Рентабельность  обычной деятельности:
                                                                      (15) 

      Эффективность деятельности предприятия в целом  характеризует показатель «Рентабельность предприятия». Он рассчитывается по формуле: 

                                                                          (16) 

      Таблица 3.6 – Анализ влияния прочих доходов и расходов на эффективность работы предприятия 

Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 от 2008 года
Абсолют. Относит., %
Полная  себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 40850 56899 16049 39,3
Прибыль (убыток) от продаж продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. 10403 11769 1366 13,3
Рентабельность  основной деятельности, % 25,5 20,7 -4,8 -18,8
Проценты  к получению, тыс. руб. 287 - -287 -100
Проценты  к уплате, тыс. руб. 1066 1618 552 51,8
Доходы  от участия в других организациях, тыс. руб. - - - -
Прочие  доходы, тыс. руб. 1227 1204 -23 -1,8
Прочие  расходы, тыс. руб. 1750 276 -1474 -84,2
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 8814 11366 2552 28,9
Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 от 2008 года
Абсолют. Относит., %
Расходы по основным и прочим видам деятельности, тыс. руб. 43666 58793 15127 34,6
Рентабельность  обычной деятельности, % 20,2 19,3 -0,9 -4,5
Иные  платежи из прибыли, тыс. руб. - - - -
Расходы по всем видам деятельности, тыс. руб. 43666 58793 15127 34,6
Чистая  прибыль, тыс. руб. 8814 11366 2552 28,9
Рентабельность предприятия, % 20,2 19,3 -0,9 -4,5
 
В 2009 г. отмечается рост прибыли до налогообложения на 2552 тыс. руб. или на 28,9%, хотя и наблюдается рост полной себестоимости на 39,3%, отрицательное влияние оказало увеличение величины процентов к уплате на 552 тыс. руб. или 51,8%. Прочие доходы в 2009 г. выше прочих расходов, что положительно повлияло на прибыль; тем не менее, в 2009 г. в сравнении с 2008 г. выявлено сокращение прочих расходов на 84,2%, а сокращении прочих доходов на 1,8%.
      Расходы по всем видам деятельности также как и расходы по основным и прочим видам деятельности увеличились на 15127 тыс. руб. или на 34,6%. Чистая прибыль хозяйства выросла на 28,9% или на 2552 тыс. руб. 

      Анализ  эффективности основных видов деятельности предприятия.
      К основным видам деятельности сельскохозяйственных предприятий относят производство продукции растениеводства, животноводства и промышленного производства, а так же выполнение работ и оказание услуг сторонним организациям.
      Прибыль от продаж продукции, работ, услуг – это разница между выручкой от продаж и полной коммерческой себестоимостью.
      Рентабельность  производства (рентабельность затрат) – это отношение прибыли от продаж к полной себестоимости.
      Источники информации для заполнения таблицы  «Отчет о прибылях и убытках» по форме № 2, отчет «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства» по форме № 9-АПК и отчет «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства» по форме № 13-АПК 

     Таблица 3.7 – Динамика показателей финансовых результатов по основным видам деятельности предприятия 

 
Показатели
 
2007 г.
 
2009 г.
Отклонение  отчетного от базисного года
Абсолют. Относит, %
Выручка от продаж продукции растениеводства, тыс. руб. 34065 64203 30138 88,5
Полная  себестоимость продукции растениеводства, тыс. руб. 30468 51855 21387 70,2
Прибыль от продаж продукции растениеводства, тыс. руб. 3597 12348 8751 243,3
Рентабельность  производства (рентабельность затрат) продукции растениеводства, % 11,8 23,8 12 102
Выручка от продаж продукции животноводства, тыс. руб. 2467 3918 1451 58,8
Полная  себестоимость продукции животноводства, тыс. руб. 3989 4620 631 15,8
Прибыль от продаж продукции животноводства, тыс. руб. -1522 -702 820 -53,9
Рентабельность  производства (рентабельность затрат) продукции животноводства, % -38,2 -15,2 23 -60,2
Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 37073 68668 31595 85,2
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 35022 56899 21877 62,5
Прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 2051 11769 9718 473,8
Рентабельность  основной деятельности, % 5,9 20,7 14,8 250,8
 
     В динамике с 2007 г. по 2009 г. наблюдается рост выручки от продаж продукции растениеводства на 30138 тыс. руб. или на 88,5%, а также и рост себестоимости продукции на 70,2% (на 21387 тыс. руб.). Вследствие роста выручки прибыль от продаж продукции растениеводства выросла на 8751 тыс. руб. или в 2,4 раза. Рост прибыли положительно повлиял на рентабельность продукции растениеводства, этот показатель вырос на 102 %
     Хуже дело обстоит в отрасли животноводства: выручка от продаж увеличилась на 58,8%, а себестоимость на 15,8%. Прибыль снижается в связи с высокими издержками производства на 53,9%. Хотя в 2009 г. в сравнении с 2007 г. она увеличилась на 807 тыс. руб.  Показатель рентабельности снизился на 60,2%.
     Растениеводство оказало решающее влияние на общую  прибыльность хозяйства, создав финансовый потенциал для дальнейшего развития. Животноводство несколько ухудшило общий эффект деятельности хозяйства, однако, в целом  наблюдается рост прибыли на 9718 тыс. руб. (473,8%) и рентабельности на 250,8%.
 

     
3.2 Анализ и диагностика показателей рентабельности 

    Все показатели рентабельности имеют однородную экономическую сущность. Они показывают сколько прибыли на различных этапах ее формирования приходится: или на один рубль затрат, или на один рубль выручки, или на один рубль активов, или на один рубль капитала:
                                                       (17)
    Основное  преимущество показателей рентабельности в сравнении с абсолютными  показателями прибыли заключается  в том, что они позволяют выполнитять  сравнительный анализ эффективности  деятельности различных по объемам  производства предприятий. 

      Анализ  рентабельности производства продукции растениеводства (рентабельности затрат)
      Рентабельность  производства (рентабельность затрат):
                                                      Прибыль от продаж
Рентабельность  затрат = ------------------------------------------------------         (18)
                                     Себестоимость проданной  продукции 

      Показатель  характеризует, сколько прибыли (убытка) от продаж продукции получено на один рубль коммерческой себестоимости. Рост рентабельности в динамике оценивается как положительная тенденция и отражает повышение эффективности производства.  

      Таблица 3.8 – Динамика рентабельности производства продукции растениеводства 

Продукция Годы Базисный  индекс
2007 2008 2009
Зерновые  и  зернобобовые
-0,41 0,06 -0,26 0,63
в том числе        
пшеница -0,41 0,07 -0,27 0,65
ячмень -0,43 -0,33 -0,24 0,57
Подсолнечник -0,21 -0,56 -0,68 3,19
Продукция Годы Базисный  индекс
2007 2008 2009
Овощи закрытого грунта 0,20 0,38 0,33 1,67
Плоды семечковые и косточковые -0,80 -0,46 -0,46
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.