На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Бакунин и Кропоткин

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………….………..3
    Социологическая мысль в России в начале ХХ века………….…………4
    Социалистические идеи анархизма……………………………………7
             М.А Бакунина и П.А. Кропоткина.
          2.1 Ранний классический анархизм  М. А. Бакунина…………………….7
          2.2 Поздний классический анархизм  П.A. Кропоткина……………….12
     3. Критика классического анархизма……………………………..………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список  использованной литературы…………………………………..……….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические  доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
     Тема  данной контрольной работы социалистические идеи анархизма Бакунина и Кропоткина.
     Актуальность  темы определяется и современной  злободневностью проблем, традиционно  составлявших объект теории анархизма, и по которым с ним велись острые дискуссии (проблемы свободы личности, отчуждения от власти и собственности, критика бюрократизма, соотношение права и закона, политического и неполитического управления, вопросы федерализма, самоуправления, автономии, сфер и границ общественного и государственного регулирования социальных отношений, прогнозирование перспектив эволюции политической системы и права, формы государственных образований в масштабах Европы и планеты и т.д.).
     Основная  цель - исследования теории анархизма Бакунина и Кропоткина, как исторически определенного и эволюционирующего типа политического сознания в России.
     Задачи  контрольной работы исследовать  следующие вопросы: 1- Социологическая  мысль в России в начале ХХ века. 2- Ранний классический анархизм М.А.Бакунина. 3- Поздний классический анархизм П.А. Кропоткина. 4- Критика классического анархизма. 
 

3
Социологическая мысль в России в начале ХХ века.
     Социология  есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин “социология” (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
     Характерно, что социология, выступая как часть  тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.
Однако, с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались психология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика, и ряд других. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука. [2. Ст 198]
     Предметом внимания и изучения социологии все  более становились фундаментальные  основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в 19 веке появился ряд общечеловеческих концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем.
     4
Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.
     Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный  спектр существующих в то время общественно-политических течений.
     Весьма  содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей 19-20 веков, в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган - Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина. [2. Ст 205]
     Каждый  из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического  процесса. Их концепции общественного  развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.
     На  протяжении XIX века происходило постепенно размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни  общества и социальными науками, основанными на теоретическом осмыслении его закономерностей, структур и процессов. Важнейшим достижением этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как науки, изучающей общество как объективную взаимосвязанную целостную систему отношений, процессов и институтов. Наряду с ростом описательных и гуманитарных исследований происходило
     5 

постепенное совершенствование социологического познания социальных и культурных явлений. [2, ст 245]
     Социология  с самого начала обнаружила тенденцию  к изучению реального общества, данные о котором могут быть почерпнуты не из умозрительных общих концепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут быть почерпнуты не из умозрительных общих концепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые существенные стороны жизни общества, но отнюдь их не исчерпывая и не перекрывая значения обыденных ориентаций различных слоев и групп населения. На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение. Крупным мыслителям -–социологам второй половины 19 – начала 20 века пришлось провести основательную работу по признанию первичности и специфичности социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах своей деятельности. Уже в период становления социологии важным предметом анализа стали те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду. [2. Ст 249] 
 
 
 
 

6
Социалистические  идеи анархизма М. А. Бакунина  и  П.A. Кропоткина.
Ранний  классический анархизм М. А. Бакунина.
Бакунин Михаил Александрович (18 (30) мая 1814, село Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии — 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария), русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Михаил Бакунин происходил из старинного дворянского рода, родился в семье помещика. С 1829 года он учился в Петербургском артиллерийском училище, но в 1834 году был отчислен за дерзость начальнику училища. Затем он служил офицером в артиллерийских частях. В 1835 году Бакунин самовольно оставил службу, но избежал наказания за дезертирство. [3. Ст 221]
     В 1842 году в журнале А. Руге «Немецкий  ежегодник по вопросам науки и  искусства» он опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой признал  необходимость «полного уничтожения  существующего политического и  социального строя» и утверждал, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Эта статья встретила одобрение Герцена и Белинского. В Цюрихе Бакунин познакомился с утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. С 1844 года Бакунин жил в Париже, где сблизился с П.Ж. Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии». Деятельность Бакунина за границей обратила на себя внимание царских властей. [3. Ст 222]
     В феврале 1844 года русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен Сенатом, в 

     7
случае  возвращения в Россию, к ссылке в Сибирь на каторгу. С середины 1840-х годов Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. 17(29) ноября 1847 года в Париже на собрании в память Польского восстания (1830-1831) Бакунин произнес речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства он был выслан из Франции. В 1848 году Бакунин написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. Бакунин принимал участие в Революции 1848-1849 годов, особый интерес проявлял к движениям славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), он стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12-17 июня 1848). В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления Бакунин был арестован в Хемнице, в апреле 1850 года приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В том же году Бакунин был передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 года военным судом в Ольмюце был вновь приговорен к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением.
В 1851 году австрийские власти выдали Бакунина царскому правительству, он был доставлен  в Петербург и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По требованию императора Николая I Павловича Бакунин написал «Исповедь» (опубликована в 1921), в которой, не
[3. Ст 240] 

8
компрометируя никого, рассказал о революционных  событиях в Европе и своем участии  в них. По форме она носила характер покаяния, что можно объяснить стремлением Бакунина вырваться из тюрьмы, однако, по мнению председателя Государственного совета А.И. Чернышева, не имела «ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного». Бакунин шесть лет провел в Шлиссельбургской крепости. После воцарения Александра II Николаевича в 1857 году его отправили в ссылку в Восточную Сибирь, где он жил в Томске и Иркутске. В 1861 году Бакунин получил разрешение на поездку по торговым делам вниз по Амуру. Добравшись до морского побережья, Михаил Александрович пересел на американское судно, направляющееся в Японию, затем через США прибыл в Великобританию. В Лондоне в 1862-1863 годах он сотрудничал в «Колоколе» с Герценом и Огаревым, с которым вскоре разошелся в политических взглядах — Герцен осуждал бакунинский авантюризм. Бакунин был связан с первой организацией «Земля и воля», в начале 1863 года принял участие в Польском восстании (1863-1864). [4. Ст 318]
В 1864 году он обосновался в Италии, где создал первую анархистскую организацию «Интернациональное братство». В конце 1864 года Бакунин вступил в Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал). К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Бакунина, получивших распространение в ряде стран Запада и в России. В 1867 году он переехал в Швейцарию, неустанно создавал сеть тайных революционных обществ в Европе.
Анархистская  доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871),
9
 «Государственность и анархия» (1873). Он отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта. История, по Бакунину представляет собой эволюционный процесс, переход человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество должно представлять собой строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Анархистская теория Бакунина во многом соприкасается с учением М. Штирнера. [5.ст 155]
Усматривая  в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Бакунин высказывался против всякой государственности; выступал против использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов. Бакунин возлагал главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 1860-1870-х годах к материалистам и атеистам, Бакунин в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта.
Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки
10
теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании России.
     В 1868-1870 годах активизировались связи  Бакунина с русским революционным  движением. Под его редакцией  в 1868 году в Женеве вышел первый номер  журнала «Народное дело». В 1869 году Бакунин сблизился с С.Г. Нечаевым, принимал участие в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал «Народная расправа». Через Нечаева вождь анархизма рассчитывал распространить на Россию влияние своей тайной анархистской международной организации. Однако после разоблачения Г.А. Лопатиным сущности Нечаева разошелся с последним. [3. Ст 295]
     К 1869-1870 годам относится ряд печатных обращений Бакунина к русской  демократической молодежи. Его книга  «Государственность и анархия» (1873) оказала идейное влияние на народническое  революционное движение. Бакунин  называл русского крестьянина прирожденным социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодежи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс.  
 
 

11
Поздний классический анархизм  П.A. Кропоткина.
Петр  Алексеевич Кропоткин (1842-1921) широко известен как ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог  анархизма конца XIX – начала XX вв.[1. ст. 312]
     Кропоткин с полным основанием может быть отнесен  к ученым-энциклопедистам. Как географ  и геолог, изучавший Сибирь, Финляндию  и Швецию, он внес весомый вклад  в разработку теории ледникового  периода. В годы эмиграции Кропоткин участвовал в подготовке монументального 19-томного труда Элизе Реклю по географии планеты, был постоянным автором географических статей о России в трех изданиях Британской энциклопедии (1882-1911 гг.), избирался членом Британской научной ассоциации (1893 г.). С именем Кропоткина связано одно из направлений развития эволюционной теории в биологии после Ч. Дарвина. Эти проблемы рассматриваются им в труде "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса". Вопросам истории русской литературы посвящена книга Кропоткина "Идеалы и действительность в русской литературе". Широко известен он как историк Великой Французской революции. Большой научный интерес представляет и его двухтомное исследование по истории и теории этики
     Как политический мыслитель Кропоткин занимает видное место в истории политико-правовой мысли конца XIX – начала XX вв. В его политико-правовом учении содержатся прогрессивные и консервативные идеи, черты крайнего анархического радикализма порой переплетаются с либерализмом, ставятся не только узкоклассовые, но и общечеловеческие проблемы. Продолжая традиции анархизма, Кропоткин создал самостоятельную теорию, во многом отличную от учения его ближайшего предшественника – М. А. Бакунина. [1. Ст312]
12
Личный  опыт работы в государственном аппарате, участие в подготовке и проведении буржуазных реформ в Сибири, понимание их ограниченности, знакомство с бюрократической системой царского правительства, подавление царизмом восстаний
[ 1. СT.177]
     Теория  анархизма Кропоткина – связующее  звено классического анархизма XIX в. и постклассического анархизма XX в. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, -Бакунина) невозможно представить полно сильные и слабые стороны анархизма, его критической и позитивной проблематики.
     Анархизм  Кропоткина имел свои отличительные  особенности. Как ученый Кропоткин  стремился по-своему соединить науку  и анархизм; в его революционной  теории особое место занимают идеи взаимопомощи, творческой созидательной  деятельности масс в мирное время. Кропоткин критически анализировал идеи некоторых теоретиков анархизма. В своем учении он отразил и опыт развития анархизма, и пытался осмыслить новые исторические явления конца XIX – начала XX вв.
     Несмотря  на заметный след учения Кропоткина в  истории мысли, его политические и правовые идеи изучены пока недостаточно.
Как и  Бакунин, Кропоткин рассматривал государство  как учреждение неразрывно связанное  с эксплуатацией. Государство, согласно теории анархизма, не может быть неэксплуататорским, неугнетающим. Государство, по Кропоткину, есть "олицетворение несправедливости, угнетения и монополии".
[1. Ст.184]
     13
     Кропоткин, вслед за Бакуниным, характеризовал государство как отрицание свободы, как "бесконечно длинный ряд преступлений", как "мертвый механизм, подчиненный воле чиновников". В отличие от Бакунина, Кропоткин различал понятия государства и правительства. По Кропоткину, правительство есть понятие, фиксирующее "существование власти над обществом", государство же не сводится лишь к этому. Оно представляет собой особую форму связи мест с этой властью, а также своеобразную форму подключения к власти определенных социальных слоев. Государство подразумевает, писал он, – "сосредоточение управления местною жизнью в одном центре, т. е. территориальную концентрацию, а также сосредоточение многих отправлений общественной жизни в руках немногих. Оно предполагает возникновение совершенно новых отношений между различными членами общества". [5. Ст 264]
     Взгляды Кропоткина на государство отличаются от бакунизма и более глубоким пониманием государства как явления, прорастающего в различные сферы общественной жизни. "Государство представляет нечто целое, – принцип, который проникает в жизнь общества, систему, гораздо более сложную, чем это обыкновенно думают". Кропоткин Признавал, что государство – не просто сумма учреждений, но и система определенных общественных отношений, определенная социально-психологическая атмосфера, сопутствующая этому учреждению и отношениям. Он делал вывод о вредности самой идеи государства, отмечая, что под этим понимается "совокупность учреждений, форм общественной жизни, взаимоотношений между людьми". В контексте анархической теории более широкий взгляд на государство преследовал цель подчеркнуть отрицательную роль государства в обществе, настоятельную необходимость отказа от него.
     14
     Идея  классовости государства в теории Кропоткина, заключая в себе определенный критический потенциал, имела некоторую  теоретическую специфику. Она непосредственно  не связывалась с сущностью государства. Порой Кропоткин, в духе позитивизма, вообще отрицал научное значение категории "сущность". Но это отрицание в его работах было непоследовательным. К сущности государства Кропоткин относил его структурно-функциональную определенность: централизацию власти, насильственное и эксплуататорское назначение государства. Сущность государства, по Кропоткину, – "правительственная централизация", или "пирамидальная организация". Классовость признавалась изменчивой, а поэтому не существенной характеристикой, или, вернее, чертой государства, лишь косвенно связанной с его сущностью. В целом, по сравнению с предшествующими анархическими теориями происхождения государства, Кропоткин делал определенный шаг вперед. Это связано с его стремлением опереться на данные исторической науки своего времени, в частности, работы Л. Г. Моргана, M. M. Ковалевского и др. Кропоткин критикует теорию насилия, завоевания и высказывает оригинальные соображения для объяснения происхождения Древнерусского государства. [5. Ст 265]
     Кропоткин обращал внимание на наличие определенной упорядоченности естественных отношений, существующих между членами сообщества животных. Он отмечал некоторые общие принципы, на которых строится жизнь любой большой группы животных: борьба за поддержание существования целого, подчинение индивидуальных интересов общим интересам, равенство и взаимопомощь и др. Однако, в любом естественном сообществе Кропоткин отрицал наличие явлений, сходных с государством в человеческом обществе. При этом ой анархически интерпретировал различие между обществом и государством. 

     15
Критика классического анархизма
     Критика классического анархизма в общей  форме проявилась уже в период возникновения первых форм нового анархизма. "Я считаю, – писал теоретик "ассоциационного анархизма" П. Д. Турчанинов П. А. Кропоткину в письме 12 декабря 1910 г., – что анархизм в настоящее время находится в утопической стадии своего развития: анархизм не имеет ни исторического обоснования, ни выяснен даже в своей сущности – моя цель поставить анархизм на научную почву". Основоположник "мистического анархизма" Г. И. Чулков отмечал "утопический характер" системы идей М. Штирнера.
     Критикуя  анархизм-индивидуализм Штирнера, анархисты  признавали неразрешенность у немецкого  мыслителя и после него проблемы абсолютно свободной и самобытной личности. Позднее А. Л. и В. Л. Гордины называли индивидуалистический анархизм Штирнера возвратом "к первобытному дообществу". Как возврат "к четверенькам культуры и морали" трактовался ими и анархизм Л.Н. Толстого. Учение Штирнера новые теоретики анархизма рассматривали как исторически конкретную,
оставшуюся  в прошлом теорию, весьма отдаленно  напоминающую позднейшие формы анархизма (как социализм и коммунизм  XX в. напоминают учение Сен-Симона). [5. Ст 256]
     Учение  П. Ж. Прудона не пользовалось большой  популярностью среди анархистов в России в начале XX в. Основные недостатки его учения – настороженное отношение к революции и непоследовательный отказ от частной собственности, по мнению анархистов, были преодолены в учении революционного анархизма М. А Бакунина и П. А. Кропоткина. Учение  

     16
Прудона характеризовалось как "путанное" и "чрезвычайно далекое от учения современного анархизма". Встречаются суждения о Прудоне как лишь предвестнике, а не теоретике анархизма". Весьма критичным, хотя и неоднозначным было отношение новых течений анархизма и к учениям М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Более критичны были представители неклассического анархизма. Так, Г. Чулков писал, что выдвинутая Бакуниным и Кропоткиным "проблема свободы теперь является для нас в ином свете". Мистический анархизм, по Чулкову, вместо свободы "в социальном плане" выдвигает "синтетический взгляд на свободу". Более ортодоксальные представители анархизма из числа анархо-синдикалистов упрекали радикальных критиков в том, что они уклонились в сторону от доктрины Бакунина и Кропоткина. При этом и более ортодоксальные представители неоклассического анархизма готовы были пересмотреть некоторые положения прежнего анархизма, но в меньшей степени и более осторожно. [5. Ст 257]
     Пожалуй, первым среди анархистов начал систематическую серьезную критику учения Кропоткина А. А. Боровой, опубликовав в 1913 г. в журнале "Голос Минувшего" рецензию на французское издание книги Кропоткина "Современная наука и анархия". Выделив положительные черты работы, он отметил и ряд недостатков. "... Даже разделяя основы социально-политического мировоззрения автора, мы наталкиваемся на ряд недоумений"13, – писал Боровой. Он обращал внимание на чисто этический подход Кропоткина к осуждению государства и считал, что это историческое явление следует рассматривать с различных точек зрения, что лучше позволяет увидеть историческую необходимость государства, более глубокие причины его появления.  

     17
     Заключение.
     Проведенное исследование подтверждает высокую  степень актуальности темы и необходимость ее углубленной разработки как затрагивающей целый ряд существенно важных проблем теоретического осмысления государства и права общественным сознанием в раличные исторические периоды. В целом можно сделать вывод о начале нового цикла развития анархического сознания и происходящем в конце 1980-х – начале 1990-х гг. процессе формирования новой системы идей позднего постклассического анархизма. Ранняя стадия развития современного анархизма характеризуется пристальным вниманием к классическому анархизму и стремлением его переосмыслить (особенно учение М.А. Бакунина и отчасти П.А. Кропоткина), односторонним, крайне фрагментарным представлением о постклассическом анархизме первой трети XX в. с тенденцией определенной регенерации идей этого раннего постклассического анархизма, интеграцией в теорию анархизма идей общественных и естественных наук второй половины XX века и формированием ряда новых анархистских течений и концепций. Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений одни из которых пропагандировали  М.А Бакунин и П.А. Кропоткин. 
 
 
 

     18
Список  используемой литературы.
    Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. 400с.
    Аскаров Г. Вопросы анархизма-универсализма //Универсал. Политика. Философия. Экономика. М.:Искусство. 1991, № 1/2. 315с.
    Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А.Бакунина. М.: Наука, 1990. 390с.
    Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность. Пг.; М.: Голос Труда, 1921. 310с
    Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 303с
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     19


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.