На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие социальной политики и её роль. Социальная политика Российского государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.
Кафедра «Экономической теории» 
 
 

Курсовая  работа по экономической теории на тему:
 «Понятие социальной политики и её роль.
Социальная  политика Российского государства» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка
Группы  ФМ-807
Факультета  ЭСУ
Запека  Марина Геннадьевна 
 
 

Проверил ассистент
Соколов Павел Александрович 
 
 

Санкт-Петербург 2009
Оглавление
Введение 3 4
10
12
16
21
23
24
1. Понятие социальной политики
2. Роль  социальной политики
3. Социальная  политика Российского государства
4. Проблемы  социальной политики
5. Социальная  политика в условиях экономического  кризиса
Заключение
Список  литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: “ Свобода без ответственности не существует. Она дает шансы нести совместную ответственность (путем социального выравнивания) по отношению к тем гражданам, которые слабы или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учетом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп, степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе. Таким образом, с одной стороны, экономическая политика должна быть ориентирована на сознание правовых и институциональных условий для самореализации групповых интересов, с другой, - сочетать их в рамках общего курса.
При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.
Социальные  реформы последнего времени в  большинстве стран идут по пути перераспределения  социальных обязательств от государства  к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в России такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения.
В настоящее  время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален… 
 
 
 
 

1. Понятие социальной  политики
Политология изучает не только политическую систему  общества, ее важнейшие институты, политический режим, политическую культуру, положение  и роль субъектов политических отношений, но и политику, понимаемую как деятельность политико-управленческих структур в различных сферах жизни общества. Это деятельность осуществляется прежде всего как принятие и последующая реализация политико-властных решений. Она направлена на разрешение проблем внутренней жизни общества (внутренняя политика) и проблем, возникающих во взаимоотношениях с другими обществами и государствами (внешняя политика). Оба вида политики находятся в состоянии тесной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния. В свою очередь внутренняя политика подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
В определение  “социальная политика” нужно  включать ту групп проблем, которая  позволяет выяснить следующее: связь  социальной политики и общей политики; ее специфику как направление  политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.
Социальная  политика включает в себя систему  практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. 1
В более  широкой трактовке понятие “социальная  политика” используется давно и  охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.
В узком  смысле понятие “социальная политика”  рассматривается как разновидность  общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия. Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.
Разумеется, политические институты оказывают  неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого  воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.
С анализом сущности социальной политики тесно  связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.  


Рис.1, Основные направления социальной политики 2 
 

Функции социальной политики
    это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. В связи с развитием производственных сил, переходом от экстенсивного характера развития производства к интенсивному предъявляются более высокие требования к качеству рабочей силы. Поэтому объективно в развитых странах социальной сфере уделяется огромное внимание.
    функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. Мировая практика знает несколько видов мотиваций: традиционный (образец, ритуал), этический (долг), административный (поощрение, наказание, иерархия), корпоративный (солидарность, участие), экономический (расчет, вознаграждение, экономический интерес). Практика показывает, что в современном обществе существуют все виды мотиваций, однако основную мотивационную роль играют в разном соотношении вознаграждение и участие.
    к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов.
 
Задачи  социальной политики
    социальная защита человека и его основных социально-экономических прав
    обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом
    поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношения между ними, формирование оптимальной структуры общества, чтобы средний класс составлял 60-70% -менее
    развитие социальной инфраструктуры (ЖКХ, здравоохранение, транспорт, связь)
    формирование экономических стимулов для участия в производстве
    создание условий для всестороннего развития личности в свободном труде
 
Социальная  политика как регулятор разнообразных  интересов социальных групп, эффективна лишь при условии, когда она вбирает  в себя не только многообразие интересов, но и учитывает их иерархию, в соответствии с численностью и местом в системе общественного производства той или иной социальной группы. Только при этих условиях социальная политика будет способствовать стабильности общества. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его социальных групп, слоев. Она постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интересов, каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить непосредственных и более удаленных последствий принимаемых решений.
Социальная  политика призвана дополнять принцип  индивидуальной ответственности гражданина принципом солидарности и объединять их. В частности федеральные и  региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Такие группы могут включать профессиональные структуры, местные общины, кооперативы, региональные организации, общественные объединения и другие, созданные для этой цели институты.
Социальная  политика реализуется через государственные “одномоментные” решения – социальные мероприятия и через социальные программы. Социальные программы представляют собой систему социальных мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. В социальной программе определяются: квалификация ситуации, решение, этапы решения задач, конкретные меры и способы реализации каждого этапа. Нередко при реализации социальной программы применяется так называемое “дерево целей”, позволяющее системно представить движение от этапа к этапу, реализацию программы, учесть необходимое количество задач, требующих решение на пути к ее достижению.
Свободное выражение суждений представителей всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики призвано стать важным средством “обратной связи” органов управления с массами, надежным защитным механизмом от разного рода проявлений волюнтаризма и субъективизма в социальной политике. Всеобъемлющий народный контроль над социальной политикой должен стать орудием против коррумпирования должностных лиц, установления социально неоправданных законов, неуплаты или занижения налогов и т.д. 

Модели  социальной политики
Выделяются  две основные модели развития социальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.
Патерналистская модель социального развития была заимствована из практики регулирования социальной сферы Советского Союза. Для нее  характерно жесткое определение  государством поведения человека в  социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.
Для модели адресной социальной политики характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении  различных слоёв населения, перераспределение  социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.
К основным целевым характеристика модели адресной социальной политики необходимо отнести  следующее:
    дифференциацию социальной политики государства в отношении различных слоев населения
    корректное выделение категорий получателей социальной помощи
    использование принципа адресности, как средства перераспределения социальной помощи для наиболее нуждающихся групп населения
    «муниципализация» социальной политики за счет передачи значительной части полномочий по определению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный и муниципальный уровень
    перевод системы социального страхования на принципы добровольного страхования на принципы добровольного страхования социального риска
    четкое разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы
 
Сущность  социальной политики
Основными принципами проведения социальной политики являются:
    защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
    обеспечение помощи самым бедным семьям;
    выдача помощи на случай безработицы;
    обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
    развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
    проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации. 
    Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

 
Важным  элементом адресной социальной системы  должно быть формирование единых баз  данных о получателях социальных услуг, осуществление персонифицированного учета получателей социальных пособий, льгот и выплат. Без этого невозможно повысить эффективность социальной помощи, избежать дублирования затрат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Роль социальной  политики
Характер  и содержание социальной политики зависят  от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (естественно, с известной степенью условности) является американская модель. Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и ее типичным представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Социальная  роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздо разнообразнее  любой типологии.. Все европейские  государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.
    Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
    Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства — это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развития человеческого потенциала).
    Общество всегда стоит перед выбором — рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
    Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу — степени вмешательства государства в социальную сферу — претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменение акцентов в политике, затрагивающей его интересы.
 
Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Социальная политика  России
Политика  выступает  концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, а также социальная политика представляет собой  специфическую  концентрацию  всех  видов
политики, направленной на  управление  существованием,  функционированием  и
развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три  важнейших
составляющих.   Во-первых,   это   социальная   структура    общества    как
дифференциация  людей по  общественным  и  социальным  группам  и  отношениям
между  ними.  Во-вторых,  это  социальная  инфраструктура  как  совокупность
отраслей,  обслуживающих  человека,   способствующих   воспроизводству   его
непосредственной  жизни. В-третьих, это возможности (для  каждого  конкретного
человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и  услугам;  гарантий  и
прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья;  возможности
определения профессий  и места жительства, участия в  управлении,  социального
и профессионального  продвижения и перемещения.
Именно концентрация на указанных  направлениях  должна  стать  основой
социальной политики государства.
Ориентацию социальной политики государства можно  конкретизировать  по
двум линиям:
    учет и эффективная реализация  основных  направлений  социальной  работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное  страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.
    направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся  в  социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.
 
Учитывая структурные  элементы  социальной  сферы  необходимо  особое
внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства,  которые
связаны  с  функционированием   социальной   структуры   общества.   Реально
существующая   ныне   в   России   социальная   дифференциация   далеко   не
соответствует   формальному   делению   людей    на    рабочих,    крестьян,
интеллигенцию,  предпринимателей   и   т.д.   Объясняется   это   нарушением
нормального функционирования  экономических  отношений,  реализацией  закона
разделения труда  с  учетом  его  качества  и  количества,  квалификацией  и
профессиональной  подготовки работников. Это возможно в  кризисных  условиях,
на переходных этапах, что особенно характерно  в  переходные  периоды  жизни
общества,  коренных  изменений   существующих   общественно-политических   и
социально-экономических  отношений  или  их  замены  на  противоположные  по
своему характеру  и содержанию. Именно  такой  период  переживает  ныне  наша
страна.
Нынешняя социальная  структура  России  несовершенна,  в  определенном
смысле  "бесструктурна",  противоречива.  Для  нее  характерно  преобладание
значительных  маргинальных  слоев   (безработных,   беженцев,   нищих),   не
связанных  собственно  с  производством.  Преобладают   крайние   группы   в
материальном  отношении: свехбогатые и  сверхбедные, причем в соотношении  по
уровню доходов  примерно  1:20-50  и  более  по  данным  разных  источников.
Сверхбедные  включают  в  себя  представителей   классических   общественных
классов, слоев  и групп, сельское и городское  население,  людей  умственного
(особенно) и   физического  труда,  значительные  массы  социально-этнических
групп,  прежде  всего  в   районах   боевых,   военных   действий,   включая
русскоязычное население в бывших союзных республиках, где  формально  боевых
действий и  не наблюдается.
Представляется, что в современных условиях России социальная политика
как раз и  должна быть направлена на создание "среднего класса", в том  числе
с цель создания социальной  базы  управленческих  государственных  структур,
как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и  общество в целом,  и
значительные  слои  населения.  Чем  мощнее  "средний  класс",  тем   меньше
маргинальных  слоев. Этот  фактор  также  в  значительной  мере  способствует
решению проблемы социальной защиты, уже не говоря  о  повышенной  социальной
стабильности  в обществе. А в условиях  стабильности  легче  решать  проблемы
социального обеспечения, социальной защиты людей.
Социальная политика  государства  может  иметь  различные  измерения:
экономическое,    организационное,    правовое,    собственно    социальное,
культурологическое,    экологическое,    личностное.    Поэтому     возможна
количественная  и  качественная   характеристика   проводимой   государством
социальной  политики.  Среди  этих   характеристик   объективных   критериев
наиболее  важное  значение   имеют:   практическая   реализация   социальной
справедливости  в обществе;  учет  социальных  интересов  различных  групп  и
слоев  населения  с   точки   зрения   действительного   удовлетворения   их
рациональных  потребностей; и, конечно же, социальная защищенность,  как  уже
отмечалось малоимущих  слоев,  детей,  пенсионеров,  безработных,  беженцев,
тяжело больных  и т.д.
В условиях кризисного состояния российского общества ни  теоретически,
ни тем более  практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства.  Речь
должна идти о предотвращении его  крайностей,  т.е.  недопущений  глобальной
поляризации социальных групп, слоев и классов с целью  избежать  социального
взрыва и обеспечить стабильность в обществе.
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно
организовать  адресную  помощь  наиболее   нуждающимся   группам   населения
(престарелым,  инвалидам, одиноким,  многодетным   семьям).  В  связи  с  этим
необходимо разработать  базовый  показатель  уровня  бедности.  Сегодня  эта
проблема, как  известно, решается в угоду  идеологической  привязанности  тех
или иных групп  разработчиков.
Пристальное внимание  необходимо  обратить  на возможные последствия
массовой  безработицы,  чреватые  социальным  взрывом,  особенно  опасным  в
России сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и  в
стенах государственных  структур наиболее дальновидные специалисты.
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность,  направленную
на оказание помощи, поддержки и т.д. социально  уязвимым  группам  населения.
Однако социальную работу можно и нужно рассматривать  и как  деятельность  по
предупреждению  негативных  последствий  в  поведении,  в жизнедеятельности
отдельных личностей, групп,  слоев,   т.е.  профилактическая  работа  должна
занять в социальной работе  в  целом  значительно  большее  место,  чем  это
наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена  социальная  политика.  Надо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.