Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика ЦБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
       высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский  государственный университет экономики  и финансов"
       Кафедра денег и ценных бумаг 
 

       Дисциплина "Деньги. Кредит. Банки" 
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА
    На  тему: Денежно-кредитная политика центрального банка: цели и инструменты. 
     
     

                                 Выполнил: Ф.
                                 Факультет: ФК
                                 Группа:
                                 Дневная форма обучения
                                 Проверил: к.э.н  

       г. Санкт-Петербург
       2011 год
 


Оглавление
Введение . 3
Глава 1.Сущность и цели денежно-кредитной политики ЦБ 4
1.1 Сущность денежно  кредитной политики. 4
1.2 Цели денежно-кредитной  политики. 4
1.3 Объекты и субъекты  денежно-кредитной  политики. 4
1.4 Методы денежно-кредитной  политики. 4
1.5 Теоретические подходы  к денежно –  кредитной политике. 4
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной  политики Центрального Банка. 4
2.1. Сущность и функции  Центрального Банка  РФ. 4
2.2. Направления денежно-кредитной  политики Банка  России. 4
2.3 Основные инструменты  денежно-кредитной  политики ЦБР. 4
2.4. Банковский надзор. 4
Глава 3. Состояние денежно-кредитной  системы в России на 2010 год. 4
3.1  Реализация Кредитно  денежной политики. 4
3.2.Применение  инструментов Денежно-кредитной  политики. 4
Заключение. 4
Список  литературы 4 
 
 

 


Введение .

  Совокупность  государственных мероприятий в  области денежного обращения  и кредита, направленных на обеспечение  устойчивого экономического роста  путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы получила название денежно-кредитной  политики. Кредитно - денежная политика представляет собой одну из важнейших подсистем экономической политики государства ,особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Также стоит отметить, что общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно - кредитной сферы. Достаточно заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25 - 10% банкноты центрального банка. Нельзя отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно - кредитной сферы в течение длительного времени неоднократно менялись. Увеличивалось количество и качество мероприятий государства, регулирующих денежное обращение. Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструменты регулирования денежно - кредитной сферы, которые необходимо использовать для достижения главной цели денежно - кредитной политики.Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные - только опосредованно. ЦБ - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики. Центральный банк в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. Во многих странах Центральные банки являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, Центральный банк действует в рамках правительственных инструкций.
Для Центрального банка характерен высокий уровень  независимости от прочих государственных  структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или  образованной парламентом специальной  комиссии. Руководителя Центральным  банком назначает глава государства  или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому  законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора  кандидатуры на этот высокий пост. Денежно-кредитная политика - очень  действенный инструмент воздействия  на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов  системы бизнеса. Хотя при этом и  происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого  вообще невозможно какое-либо регулирование  хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими  субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
  Цель  работы - проанализировать денежную и  кредитную политику, инструменты  и методы денежной кредитной политики.
  В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
  1. рассмотреть общие концепции  денежно-кредитной политики в  России, в частности основную  роль Центрального Банка Российской  Федерации;
  2.проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;
 


Глава 1.Сущность и цели денежно-кредитной политики ЦБ

1.1 Сущность денежно  кредитной политики.

  Денежно – кредитная политика в экономической  литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно  – кредитная политика, определяется, как основная часть единой государственной  экономической политики, проявляющаяся  в воздействии на количество денег  в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально  возможной занятости населения, а также роста реального объёма производства. Более точную трактовку  данной категории проводит Симановский  А. Ю.. Монетарная политика определяется им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа  экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую  определённым экономическим целям»1. В отличие от первого определения, второе подчёркивает возможность влияния денежно – кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
  В зарубежной литературе денежно –  кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменения уровня учётной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно  воздействующую на объём денежной массы  в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
  _____________
  1Симановский А. Ю. Банковский надзор:на пути к конфедерализму?,2008
  Реализация  мер денежно – кредитной политики преследует цели, к которым большинство  авторов, относя низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический  рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая  формулировка целей денежно –  кредитной политики приводится Макконелом К. Р. И Брю Л. С.. По их мнению, основополагающей целью денежно – кредитной  политики является «помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции»2. Другие авторы к конечным целям денежно – кредитной политики относят устойчивый платёжный баланс.
  Таким образом, можно прийти к выводу, что  обеспечение экономического роста  при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежно – кредитной  политики. Текущая же денежно –  кредитная политика направлена на более  доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путём каждодневных операций на открытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные  и тактические цели образуют иерархическую  структуру, где на каждом определённом уровне происходит корректировка соответствующей  цели для обеспечения выполнения важной задачи. Конечные цели реализуются  денежно – кредитной политикой  как одним из направлений экономической  политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической

___________

2 Макконел К., Брю С. Экономикс. - М.: Дело, 2005.

1.2 Цели денежно-кредитной  политики.

Первичные цели конкретизируют стратегическую установку  государства в долгосрочном периоде, тактические цели - способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные - основные показатели, которыми руководствуется  центральный банк в своей повседневной деятельности.
Следует отличать:
Первичные цели.
Первичные цели сводятся к достижению ориентиров :
стабилизация  уровня цен (процент инфляции);достижение полной занятости (процент безработицы);равновесный  и стабильный экономический рост (прирост ВВП);внешнеэкономическая  стабильность (равновесный платежный  баланс).
Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует  подчеркнуть, что от того, насколько  четко сформулирована первичная  цель денежно-кредитной политики, в  большой степени зависит особенность  экономического развития страны.
Тактические цели.
Если цель развития национальной экономики заключается  в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении  стабильности цен, эффективной занятости  населения и росте реального  объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью  мероприятий в рамках денежно-кредитной  политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и  не являются быстрой реакцией на изменение  рыночной конъюнктуры.
Промежуточные цели.
Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это  экономическая переменная, которую  центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.
Промежуточная цель должна удовлетворять следующим  условиям:
Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь  основных целей денежно-кредитной  политики.
Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной  цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно  измерить.
Своевременность. Достоверная информация о промежуточной  цели должна поступать в центральный  банк своевременно.
Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность  влиять на величину переменной, выбранной  в качестве промежуточной цели.

1.3 Объекты и субъекты  денежно-кредитной  политики.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают прежде всего  центральный банк в соответствии с присущими ему функциями  проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
Выбор промежуточных целей денежно-кредитной  политики может повлиять на состояние  денежного рынка посредством  формирования как предложения, так  и спроса на деньги.
Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране:
Если  целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения  инфляции.
Целью денежно-кредитной политики государства  может быть и поддержание фиксированной  ставки процента. Такая денежно-кредитная  политика носит название гибкой. Целевым  ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.
Денежно-кредитная  политика допускает колебания и  денежной массы в обращении и  ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная  политика ставит своей целью поддержание  достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся  экономики.

1.4 Методы денежно-кредитной  политики.

В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.
Прямые  методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен  на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих  субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток  финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  политики сферы воздействуют на поведение  хозяйствующих субъектов при  помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования  косвенных методов тесно связано  с уровнем развития денежного  рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные  инструменты с постепенным вытеснением  первых вторыми.
Помимо  прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики центральных  банков.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние не денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер. Их применение связано с  решением частных задач, таких, как  ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные  методы, центральный банк сохраняет  за собой функции централизованного  перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку  они искажают рыночные цены и распределение  ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных  методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для  экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия  резкого нарушения пропорций  воспроизводства.

1.5 Теоретические подходы  к денежно –  кредитной политике.

  С помощью названных методов ЦБ реализует цели денежно – кредитной политики: поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
  Выбор вариантов денежно – кредитной  политики зависит от причин изменения  спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными  процессами, уместной будет жёсткая  политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных  изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с  инвестиционной.
  Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и  процентную ставку. Например, для поддержания  относительной устойчивой ставки при  увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, чтобы сбить давление вверх  на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.
  Денежно – кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев  зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена  передаточного механизма денежно  – кредитной политики:
  1. изменение величины реального  предложения денег в результате  пересмотра ЦБ соответствующей  политики;
  2. изменение процентной ставки  на денежном рынке;
  3. реакция совокупных расходов (особенно  инвестиционных) на динамику процентной  ставки;
  4. изменение объёма выпуска в  ответ на изменение совокупного  спроса (совокупных расходов).
  Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы  станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег  приведёт к существенному падению  ставки.
  Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению или даже отсутствию, каких – либо результатов денежно  – кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного  спроса на динамику ставки разрывают  связь между колебаниями денежной массы и объёмом выпуска. Эти  нарушения в работе передаточного  механизма денежно – кредитной  политики особенно сильно проявляются  в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана  не столько с процентной ставкой  на денежном рынке, сколько с общей  экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
  В целом денежно – кредитная  политика сталкивается с рядом ограничений  и проблем:
  1. избыточные резервы, проявляющиеся  в результате политики «дешёвых  денег», могут не использоваться  банками для расширения предложения  денежных ресурсов;
  2. вызванное денежно – кредитной  политикой изменение денежного  предложения может быть частично  компенсировано изменением скорости  обращения денег.
  В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно – кредитной  политики: они могут стабилизировать  процентные ставки или предложение  денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой  войны направление денежно –  кредитной политики переместилось  со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а  затем денежно – кредитная  политика стала более прагматической.
  Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора  является стабилизация экономики, для  этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремится к этому, проводя фискальную и денежно  – кредитную политику. Целью денежно  – кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем  ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного  предложения в стране.
  Центральным звеном денежной политики государства является ЦБ. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно – кредитной политики ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также ЦБ разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
 


Глава 2. Инструменты денежно-кредитной  политики Центрального Банка.

2.1. Сущность и функции  Центрального Банка  РФ.

Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и  валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска  денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную  величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет  им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области  эмиссии, кредита, денежного обращения.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации  и деятельности Банка России как  публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О  Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка  России является защита и обеспечение  устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности  и курса рубля по отношению  к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы  России; обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования системы  расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Принцип независимости  – ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации –  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России не входит в структуру  федеральных органов государственной  власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает  как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также  назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и  аудиторское заключение.
Функции Банка России:
    · во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
    · является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    · устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    · устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    · осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
    · осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
    · регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    · осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
    · осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
    · определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
    · организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    · принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
    · проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
    · публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Для реализации возложенных на него функций Центральный  Банк РФ участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации  информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.
 


2.2. Направления денежно-кредитной  политики Банка  России.

Денежно-кредитная  политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как  правило, по двум направлениям:
проведение экспансионистской  или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В  зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для  коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике  наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты  дешевыми и доступными. Параллельно  происходит увеличение предложения  денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать  рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального  Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке  обостряется конкуренция и предложение  денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения  заемщиков. Это особенно четко проявляется  в условиях депрессивного состояния  экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в  средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские  товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки  для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.
Проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.
Главной задачей  денежно-кредитной политики на среднесрочную  перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении  роста ВВП с одновременным  созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.
 


2.3 Основные инструменты  денежно-кредитной  политики ЦБР.

  Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых  центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие  жесткий административный характер.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
процентные ставки по операциям Банка России; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютные интервенции; а так же установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения , эмиссия облигаций от своего имени.
Обязательные  резервы. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.
  В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.
  Минимальные резервы выполняют две основные функции.
  Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.
  Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в центральном банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций".
Также резервирование заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.
Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной  денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной  денежной массы. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.
 Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
  Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
  Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В  последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам  депозитов.
  Понижение нормы денежных резервов приведет к  увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем  той денежной массы, которую может  поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному  уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность  своих резервов. Он срочно продаст  часть своих ценных бумаг и  потребует возвращения ссуд.
Банки могут  хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура  носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента  через мультипликатор значительна.
  Этот  инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько  лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
  Статья 38 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) гласит: Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной  организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования  обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.
  Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной  организации и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
  После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке  России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного  управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка  России. При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.
  Процентные  ставки по операциям  Банка России. Статья 37 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки». Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Процентные  ставки по операциям  Банка России 
(% годовых) 
Назначение Вид инструмента Инструмент Срок с 28.02.11 с 03.05.11 с 31.05.11 с 15.09.11
Предоставление  ликвидности Операции  постоянного действия (по фиксированным  процентным ставкам) Кредиты "овернайт" 1 день 8,00 8,25 8,25 8,25
Сделки "валютный своп" (рублевая часть) 1 день 8,00 8,25 8,25 8,25
Ломбардные  кредиты, прямое РЕПО 1, 7 дней1 6,75 6,75 6,75 6,50
Ломбардные  кредиты 30 дней2 6,75 6,75 6,75 6,50
Прямое  РЕПО 12 месяцев2 7,75 8,00 8,00 7,75
Кредиты, обеспеченные золотом До 90 дней 6,75
От 91 до 180 дней 7,253
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами До 90 дней 7,00 7,25 7,25 7,00
От 91 до 180 дней4 7,50 7,75 7,75 7,50
От 181 до 365 дней2 8,00 8,25 8,25 8,25
Операции  на открытом рынке (минимальные процентные ставки) Аукционы  прямого РЕПО 1 день 5,25 5,50 5,50 5,25
Ломбардные  аукционы, аукционы прямого РЕПО 7 дней 5,25 5,50 5,50 5,25
3 месяца 6,75 7,00 7,00 6,75
6 месяцев2 7,25 7,50 7,50 7,25
12 месяцев2 7,75 8,00 8,00 7,75
Абсорбирование  ликвидности Операции  на открытом рынке (максимальные процентные ставки) Депозитные  аукционы 1 месяц 5,00 5,25 5,50 5,50
3 месяца2 6,00 6,25 6,50 6,50
Операции  постоянного действия (по фиксированным  процентным ставкам) Депозитные  операции 1, 7 дней, до востребования 3,00 3,25 3,50 3,75
Справочно:
Ставка  рефинансирования 8,00 8,25 8,25 8,25
 
1 Проведение операций прямого РЕПО по фиксированной ставке на 7 дней приостановлено.
2 Проведение операций приостановлено.
3 Процентная ставка установлена с 01.11.2011.
4 Проведение операций приостановлено с 10.02.2011, возобновлено с 01.11.2011.
 
Рефинансирование  банков. Статья 40 Федерального закона № 86-ФЗ гласит «Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций» Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.