Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по банковскому делу

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА
1. Кредитная  система: сущность и устройство 

  Кредитное  дело представляет собой особую  сферу предпринимательской деятельности, направленной на привлечение  и аккумуляцию временно свободных  денежных средств и их распределение  между отдельными хозяйственными звеньями на условиях срочности, платности и возвратности. 

Кредитная система  характеризуется совокупностью  банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами и подходами  к осуществлению кредитных операций.  

Выделяют 2 основные подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских и небанковских («околобанковских», «квазибанковских») институтов. 

            Соответственно образуются 2 звена  кредитной системы: 

1)      банковская система; 

2)      парабанковская система. 

Первая представлена банками и иными учреждениями банковского типа (учетные дома), вторая – специализированными кредитно-финансовыми  и почтово-сберегательными институтами. 

Банковская система  – ключевое звено кредитной системы, концентрирующее основную массу кредитных и финансовых операций.  

Выполнение отдельных  банковских функций осуществлялось в глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция, Римская империя). Первые предшественники банков возникли во Флоренции и Венеции (1587г.) на основе меняльного дела. «Банк» в переводе с итальянского («банко») означает «скамья менялы». Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты.  

Классические  банковские операции – привлечение  средств на расчетные (текущие) счета  и в срочные вклады; предоставление кредитов; осуществление расчетов. 

Специализированные  кредитно-финансовые институты (СКФИ), или парабанковские учреждения, отличает ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо осуществление  определенных видов услуг. 

Особой разновидностью СКФИ являются почтово-сберегательные учреждения, формирующие почтово-сберегательную систему. Одним из старейших элементов  этой системы являются почтово-сберегательные банки, которые возникли как государственные  учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. 

Почтово-сберегательные учреждения через почтовые отделения  аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств.  

В зависимости  от того, насколько строго регламентируется и лицензируется банковская деятельность, выделяются 2 типа организации кредитного дела: 

·        специализированное кредитное дело, когда существует жесткая грань  между операциями банков и парабанков, вводятся запреты и лимиты для  банков по осуществлению квазибанковских  операций и не разрешается осуществление «классических» банковских функций СКФИ; 

·        универсальное кредитное дело, дающее возможность практически всем видам  кредитных институтов осуществлять различные виды кредитно-финансовых услуг. 

В зависимости  от соподчиненности кредитных институтов согласно банковскому законодательству иерархической структуре выделяют 2 типа построения банковской системы: 

q              одноуровневую (преобладание горизонтальных  связей между банками, универсализация  их операций и функций); 

q              двухуровневую (основана на построении  взаимоотношений между банками  в 2-х плоскостях – горизонтальной  и вертикальной.  По вертикали  – отношения подчинения между  ЦБ и другими банками, по  горизонтали – отношения равноправного  партнерства). 

Кредитная система РФ состоит из 2-х звеньев:  

1) Центральный  банк.  ЦБ выполняет функции  управления процессами организации  кредитно-расчетного и финансового  обслуживания хозяйства. 

2) банки и  другие кредитно-финансовые институты. 

Тема 1. КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА
2. Функции ЦБ 

Центральный банк – это эмиссионный банк, т.е. банк, наделенный правом эмиссии денежных знаков в обращение. В отдельных  странах эмиссионные банки называют народными, национальными, резервными. 

Главная задача эмиссионных банков – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления. 

Эмиссионный банк располагает крупными средствами, так  как его пассивы – это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку другим банкам и руководить их деятельностью. 

ЦБ становится центром по организации банковского  дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и кредитно-финансовые институты. 

ФУНКЦИИ ЦБ: 

-   эмиссионная; 

-   контроль  денежного обращения; 

-   аккумуляция  и хранение кассовых резервов  коммерческих банков; 

-   кредитование  КБ, ЦБ является кредитором последней  инстанции; 

-   проведение  денежно-кредитной политики; 

-   регулирование  кредитной системы, надзор за  деятельностью кредитных организаций; 

-   управление  государственным долгом; 

-   установление  правил проведения расчетов в  РФ; 

-   установление  правил проведения банковских  операций, бухучета и отчетности банков; 

-   регистрация  проспекта эмиссии ценных бумаг  кредитными организациями; 

-   государственная  регистрация кредитных организаций,  выдача лицензий им и организациям, занимающихся их аудитом; 

-   валютное  регулирование и валютный контроль. 

Важнейшим источником ресурсов ЦБ является эмиссия денежных знаков. Среди пассивных операций важное место занимают остатки средств на резервных корреспондентских счетах банков, счетах правительственных структур и организаций, а также капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы. 

Среди активных операций выделяются операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности, кассовая наличность, ссудные  и переучетные операции. 

Исторически эмиссионные  банки возникали как частные  или государственные банки, выпускавшие банкноты и имевшие свою клиентуру. Впоследствии эмиссионное право стало исключительной монополией государства, эмиссионные банки сокращали масштабы операций с обычной клиентурой, превращаясь в центральные банки и становясь «банками банков». 

На практике это означает, что все кассовые резервы концентрируются в ЦБ и их поступление в хозяйственный  оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через  учреждения ЦБ. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство ЦБ, а в случае необходимости – получают кредиты ЦБ. В итоге и наличный, и безналичный обороты денежных средств концентрируются в ЦБ и его учреждениях. 

Тема 1. КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА
3. Методы регулирования  банковской деятельности 

Инструментами проведения денежно-кредитной политики Центрального банка являются: 

1. Учетная ставка  ЦБ (ставка рефинансирования) – ставка, по которой ЦБ учитывает векселя,  предоставляет кредиты другим  банкам. Предоставление кредитов  возможно на срок до года  под обеспечение (ценные бумаги, валюта, золото, поручительства). 

2. Операции на  открытом рынке – операции  ЦБ по купле-продаже ценных  бумаг (в основном государственных). 

3. Нормативное  регулирование обязательных резервов  – это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Эти резервы используются для выплаты кредиторам банка при его банкротстве. 

4. Экономические  нормативы для кредитных организаций. 

5. Регулирующие  кредиты ЦБ – кредиты, размещаемые  в банках с целью поддержания  ликвидности. ЦБ проводит аукцион, на который допускаются банки, действующие на финансовом рынке более года, регулярно представляющие отчетность в ЦБР, соблюдающие экономические нормативы, выполняющие резервные требования. 

6. Организация  налично-денежного обращения. 

7. Количественное  и качественное стимулирование  или сдерживание в развитии  определенных отраслей и территорий. ЦБ варьирует суммами кредитов, процентной ставкой и сроками  предоставления. Инвестиционные кредиты  предоставляются под разработанную  и утвержденную правительством программу развития отрасли или территории. 

8. Нормативный  контроль над деятельностью кредитных  учреждений. Осуществляется на основе  отчетности. 

Тема 1. КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА
4. Виды банковских  операций 

Банк – это  кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 

1)      привлечение во вклады денежных  средств юридических и физических  лиц (до востребования и на  определенный срок); 

2)      размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности (кредит); 

3)      открытие и ведение банковских  счетов клиентов. 

Кроме перечисленных  к банковским операциям относятся: 

4) осуществление  расчетов по поручению физических  и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 

5) инкассация  денежных средств, векселей, платежных  и расчетных документов и кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц; 

6) купля-продажа  иностранной валюты в наличной  и безналичной формах; 

7) привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов; 

8) выдача банковских  гарантий. 

9) осуществление  переводов денежных средств по  поручению физических лиц без  открытия банковских счетов (за  исключением почтовых переводов). 

Все банковские операции делятся на 2 вида: 

?      активные (операции по размещению средств: кредитные, валютные, фондовые); 

?      пассивные (операции по привлечению  средств: депозитные, межбанковское  кредитование, выпуск ценных бумаг). 

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки: 

1) выдачу поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной  форме; 

2) приобретение  права требования от третьих  лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг); 

3) доверительное  управление денежными средствами  и иным имуществом по договору  с физическими и юридическими  лицами (трастовые операции); 

4) осуществление  операций с драгоценными металлами  и драгоценными камнями в соответствии с законодательством; 

5) предоставление  в аренду физическим и юридическим  лицам специальных помещений  или находящихся в них сейфов  для хранения документов и  ценностей; 

6) лизинговые  операции; 

7) оказание консультационных  и информационных услуг. 

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте.  

Кредитной организации  запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (за исключением страхования валютных и кредитных рисков). 

Тема 1. КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА
5. Универсальные  и специализированные банки 

Коммерческие  банки делятся на 2 вида:
универсальные;
специализированные. 

Универсальные КБ занимаются практически всеми  видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности клиентов.  

Специализированные  банки. Выделяют несколько критериев  специализации: 

1.      Функциональная специализация (инновационные,  инвестиционные, учетные, судо-сберегательные, ипотечные, депозитные, клиринговые). 

2.      Отраслевая специализация (строительные, энергетические, внешнеторговые, социального  развития, промышленные). 

3.      Клиентская специализация (биржевые, потребительского кредита, коммунальные). 

4.     Территориальная специализация (региональные, межрегиональные, международные). 

Наиболее ярко выражена функциональная специализация.  

Инвестиционные  и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств  на длительные сроки, в т.ч. посредством выпуска облигационных займов. Среди активных операций выделяются долгосрочные кредиты.  

Учетные и депозитные банки специализируются на осуществлении  краткосрочных кредитных операций (3-6 месяцев) по привлечению и размещению средств. В общей сумме активных операций большой удельный вес занимают кредитные и учетные операции с краткосрочными коммерческими векселями. 

Сберегательные  банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов  на определенный срок. Среди активных операций доминируют вложения в ипотеки под залог жилых строений и иные ценные бумаги, а также кредитование населения. 

Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств  на долгосрочной основе под залог  недвижимого имущества. Привлекают средства путем выпуска ипотечных облигаций. 

Тема 1. КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА
6. Учреждения  парабанковской системы 

Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого  имущества, включая драгоценные  металлы и камни. Ссуды являются краткосрочными (до 3 месяцев), выдаются в размере 50-80% стоимости закладываемого имущества. Практикуются также операции по хранению ценностей клиентов, а также продажа заложенного имущества на комиссионных началах.  

Особенность организации  кредитных операций – отсутствие кредитного договора с клиентом и залогового обязательства. Клиент получает залоговый билет, как правило, на предъявителя и имеющий регистрационный номер. В журнале регистрации указываются реквизиты заемщика и основные условия сделки. По большинству сделок предусматривается срок, только по истечении которого заложенное имущество может быть продано. 

Кредитные союзы  – это кредитные кооперативы, организуемые группами физических лиц  или мелких кредитных учреждений. Капитал КС формируется путем оплаты паев, периодических взносов их членов, выпуска займов. 

Основными операциями их являются: привлечение вкладов  и выпуск займов, предоставление ссуд своим членам, торгово-посреднические и комиссионные операции, консультационные и аудиторские услуги для своих членов. 

Общества взаимного  кредита – вид кредитных учреждений, обслуживающих мелкий и средний  бизнес. Имели распространение в  дореволюционной России.  

Участниками ОВК  могут быть физические и юридические  лица, формирующие за счет вступительных взносов капитал общества. Приемный комитет должен оценить кредитоспособность вступающего члена, проанализировать предоставленные гарантии или поручительства; получить и оценить закладываемое в качестве обеспечения имущество, а затем определить максимальный размер открываемого ему кредита. 

При вступлении каждый из членов вносит определенный процент (10-30) открытого ему кредита  в качестве оплаты своего паевого  взноса. При выбытии члены должны погасить сумму основного долга  с процентами, после этого им вернут вступительный взнос и заложенное имущество. 

Лизинговые фирмы  – предоставление по договору лизинга  имущества в пользование. Факторинговые  фирмы – приобретение дебиторской  задолженности клиента с оплатой  до 80% от суммы долга. Затем при  получении денег от должника фирма-фактор оплачивает оставшуюся часть. Страховые общества – осуществляют страхование имущества, ответственности, здоровья и жизни клиентов. Пенсионные фонды – привлекают средства физических лиц, предоставляя их затем для кредитования инвестиционных программ, приобретения ценных бумаг. Расчетные (клиринговые) центры – проведение расчетов между их членами путем взаимозачета требований. 

Тема 2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ  РАСЧЕТЫ
1. Организация  безналичных расчетов 

В рыночной экономике  большая часть денежных расчетов осуществляется в безналичной форме. Это позволяет достигнуть значительной экономии на издержках обращения.  

Безналичные расчеты  – это денежные расчеты путем  записей по счетам в банках, в  результате которых деньги списываются  со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.   

Принципы организации  безналичных расчетов: 

1.      Осуществление расчетов по банковским  счетам, которые открываются клиентам. 

2.      Платежи со счетов должны осуществляться  банками по распоряжению их  владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. 

3.      Свобода выбора субъектами рынка  форм безналичных расчетов. 

4.      Срочность платежа. 

5.      Обеспеченность платежа. Этот  принцип предполагает для соблюдения  срочности платежа наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств). Перспективная обеспеченность предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей. 

Операции по безналичным расчетам открываются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками. Каждое предприятие может иметь несколько расчетных (текущих) счетов в разных банках.  

Расчетные счета  открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, имеющим статус юридического лица. Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. 

Для открытия расчетного счета в банк предоставляются  следующие документы: 

?      заявление об открытии счета; 

?      свидетельство о государственной  регистрации предприятия; 

?      копия устава, заверенная нотариально; 

?      копия учредительного договора, заверенная нотариально (если он есть); 

?      свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика; 

?      документ о подтверждении полномочий директора (протокол собрания учредителей, контракт); 

?      документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера; 

?      2 карточки с образцами подписей должностных лиц предприятия, имеющих  право распоряжаться счетом, с  оттиском печати, заверенные нотариально; 

?      регистрационная карточка статистических органов. 

После экспертизы документов банк открывает предприятию  расчетный счет с присвоением  номера, а также заключает с  клиентом договор о расчетно-кассовом обслуживании (договор банковского  счета). 

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В договоре предусматривается плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету, за кассовое обслуживание клиентов. 

Банк может  использовать имеющиеся на счете  денежные средства, гарантируя право  клиента беспрепятственно распоряжаться  этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие ограничения его права распоряжаться денежными средствами. 

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента  денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. 

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или  перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом или договором. 

При наличии  на счете денежных средств, сумма  которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к  счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность). 

При недостаточности  денежных средств на счете для  удовлетворения всех предъявленных  к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: 

в первую очередь  – по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни  и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; 

во вторую очередь  – по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторскому договору; 

в третью очередь  – по платежным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  для расчетов по оплате труда с  лицами, работающими по трудовому  договору (контракту), а также по отчислениям в фонды (ПФ, ФСС, ФОМС); 

в четвертую  очередь – по платежным документам, предусматривающим платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в  третьей очереди; 

в пятую очередь  – по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных требований; 

в шестую очередь  – по другим платежным документам в порядке календарной очередности. 

Списание средств  со счета по требованиям, относящимся  к одной очереди, производится в  порядке календарной очередности  поступления документов. 

Положением ЦБР  от 03.10.2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» установлены следующие  формы расчетов: 

1)      расчеты платежными поручениями; 

2)      расчеты по аккредитивам; 

3)      расчеты чеками; 

4)      расчеты инкассовыми поручениями; 

    расчеты платежными требованиями.
 
 
 
Тема 2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ  РАСЧЕТЫ
2. Расчеты платежными  поручениями 

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.  

Платежное поручение  исполняется банком в срок, предусмотренный  законодательством, или в более  короткий срок, установленный договором  банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. 

Платежными поручениями  могут производиться: 

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; 

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; 

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним; 

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством  или договором. 

Также они могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. 

Платежные поручения  принимаются банком независимо от наличия  денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. 

Допускается частичная  оплата платежных поручений из картотеки. 

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. 

Тема 2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ  РАСЧЕТЫ
3. Расчеты по  аккредитивам 

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. 

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов: 

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); 

- отзывные и  безотзывные (могут быть подтвержденными). 

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.  

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.  

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен  или отменен банком-эмитентом  на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.  

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.  

Допускаются частичные  платежи по аккредитиву. 

Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке установленной формы, в котором, кроме обязательных реквизитов, плательщик обязан указать: 

- вид аккредитива  (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным); 

- условие оплаты  аккредитива (с акцептом или  без акцепта); 

- номер счета,  открытый исполняющим банком  для депонирования средств при  покрытом (депонированном) аккредитиве; 

- срок действия  аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия; 

- полное и  точное наименование документов, против которых производится  платеж по аккредитиву; 

- наименование  товаров (работ, услуг) для оплаты  которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров). 

При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива. 

В случае отзыва (полного или частичного) или изменения условий аккредитива, плательщиком представляется в банк-эмитент соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме в 3-х экземплярах. На каждом экземпляре распоряжения ответственный исполнитель банка проставляет дату, штамп и подпись. Один экземпляр распоряжения помещается к соответствующему внебалансовому счету, на котором учитываются аккредитивы в банке-эмитенте. Два экземпляра распоряжения не позже рабочего дня, следующего за днем его получения, пересылаются в исполняющий банк. Один экземпляр распоряжения передается исполняющим банком получателю средств, другой служит основанием для возврата денежных средств либо изменения условий аккредитива. 

При установлении несоответствия документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка по покрытому аккредитиву возмещения сумм, выплаченных получателю средств, а по непокрытому аккредитиву – восстановления сумм, списанных с его корреспондентского счета. 

Для получения  денежных средств по аккредитиву  получатель средств представляет в  исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов, отгрузочные и  другие предусмотренные условиями  аккредитива документы. Они должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива. 

Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, документам, предусмотренным аккредитивом, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств образцам, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати. 

При установлении нарушений в части представления  документов, предусмотренных аккредитивом, а также правильности оформления реестров счетов платеж по аккредитиву не производится, документы возвращаются получателю средств. Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия. 

Закрытие аккредитива  в исполняющем банке производится: 

- по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка); 

- на основании  заявления получателя средств  об отказе от дальнейшего использования  аккредитива до истечения срока  его действия, если возможность  такого отказа предусмотрена  условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка); 

- по распоряжению  плательщика о полном или частичном  отзыве аккредитива, если такой  отзыв возможен по условиям  аккредитива (в сумме аккредитива  или в сумме его остатка). 
 

Тема 2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ  РАСЧЕТЫ
4. Расчеты чеками 

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы  чекодержателю.  

Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. 

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств  чекодателя. 

Чеки могут  быть: 

а) покрытыми. Средства по ним предварительно депонированы чекодателем на отдельном счете; 

б) непокрытые. По ним платежи гарантируются банком. 

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается  предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека.  

Бланки чеков  являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом  счете "Бланки строгой отчетности". 

С точки зрения способа легитимации чекодержателя, различают следующие виды чеков: 

1) чек на предъявителя. Передается путем простого вручения; 

2) ордерный чек  – чек, передача которого возможна  при помощи индоссамента (передаточная  надпись на обороте чека). Ордерный  чек содержит в тексте наименование первого приобретателя; 

3) именной чек  (не может передаваться по индоссаменту  другим лицам, содержит имя  чекодержателя). 

С точки зрения инкассации (получения денег) различают: 

o       кассовые чеки (оплата по ним  наличными); 

    расчетные чеки (оплата безналичным путем).
 
 
 
Тема 2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ  РАСЧЕТЫ
5. Расчеты по  инкассо 

Расчеты по инкассо  представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента  на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.  

Для осуществления  расчетов по инкассо банк-эмитент  вправе привлекать другой банк (исполняющий  банк). 

Расчеты по инкассо  осуществляются на основании платежных  требований, оплата которых может  производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). 

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются  получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя). 

Взыскатель представляет в банк указанные расчетные документы  при реестре переданных на инкассо  расчетных документов составляемом в 2-х экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. 

При отсутствии или недостаточности денежных средств  на счете плательщика акцептованные  плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку. 

Исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о  помещении расчетных документов в картотеку.  Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента. 

Оплата расчетных  документов производится по мере поступления  денежных средств на счет плательщика  в очередности, установленной законодательством. 

Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке.  

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. 

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные  услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. 

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. 

Без акцепта  плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях: 

1) установленных  законодательством; 

2) предусмотренных  сторонами по основному договору  при условии предоставления обслуживающему банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. 

В платежном  требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты»  получатель средств проставляет  «с акцептом». Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (срок для акцепта должен быть не менее 5 рабочих дней). 

Последний экземпляр  платежного требования используется для  извещения плательщика о поступлении  платежного требования. Указанный экземпляр  расчетного документа передается плательщику для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк платежного требования.  

Платежные требования помещаются исполняющим банком в  картотеку расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, до получения акцепта плательщика, отказа от акцепта (полного или частичного) либо истечения срока акцепта. 

Плательщик в  течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платежного требования либо отказе полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в договоре. 

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта. 

При акцепте  платежных требований заявление  составляется в 2-х экземплярах, первый из которых оформляется подписями  должностных лиц, имеющих право  подписи расчетных документов, и  оттиском печати плательщика. 

При полном или  частичном отказе от акцепта заявление  составляется в 3-х экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются  подписями должностных лиц, имеющих  право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. 

Акцептованное платежное требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, оплачивается со счета плательщика.  

При полном отказе от акцепта платежное требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, подлежит возврату в банк-эмитент вместе с экземпляром заявления для возврата получателю средств. 

При неполучении  в установленный срок заявления  об акцепте, отказе от акцепта, платежное  требование на следующий рабочий  день после истечения срока акцепта  возвращается в банк-эмитент с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт». 

В платежном  требовании на безакцептное списание на основании законодательства получатель средств указывает «без акцепта», а также делает ссылку на закон (номер, дата принятия и статья), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы либо производится запись о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов. 

В платежном  требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер  основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий такое право списания. 

Безакцептное  списание со счета в случаях, предусмотренных  основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского  счета условия о безакцептном списании денежных средств.  Плательщик обязан предоставить в банк сведения о кредиторе, который имеет право выставлять платежные требования на списание средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания). 

Инкассовое поручение  является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. 

Инкассовые поручения  применяются: 

1) в случаях,  когда бесспорный порядок взыскания  денежных средств установлен  законодательством, в том числе  для взыскания денежных средств  органами, выполняющими контрольные  функции (ФНС, ГТК, ЦБ); 

2) для взыскания по исполнительным документам; 

3) в случаях,  предусмотренных сторонами по  основному договору, при условии  предоставления банку плательщика,  права на списание денежных  средств со счета без его  распоряжения. 

При взыскании  денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи). 

При взыскании  денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение.  

Инкассовые поручения  на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. 

Тема 2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ  РАСЧЕТЫ
6. Межбанковские  расчеты 

Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков. 

Существуют два  варианта организации межбанковских  расчетов с помощью корреспондентских  счетов: 

1)        централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР; 

2)        децентрализованный – основан  на корреспондентских отношениях  банков друг с другом. 

Проведение расчетов через систему РКЦ.  

В России преобладают  централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ). 

Для проведения расчетных операций каждая кредитная  организация открывает по месту  своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет. 

Отношения между  ЦБ и обслуживаемой им кредитной  организацией (филиалом) при осуществлении  расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета). 

Договор счета  заключается на согласованный сторонами  срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности  КБ и ЦБ при совершении расчетных  операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. 

Прием расчетных  документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт). 

Кредитная организация  определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции. 

Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов. 

Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа.  

 КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в  РКЦ, с целью их однозначной  идентификации при проведении  расчетных операций присваиваются  БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов. 

Деятельность  РКЦ неразрывно связана с работой  вычислительных центров (ВЦ). 

Проведение расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях. 

КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета. 

Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО». 

Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения  ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу  банка-респондента и по балансу банка-корреспондента. 

 Отражение  расчетных операций в балансах  банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной  датой (число, месяц, год) –  датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом  срока прохождения расчетного документа (документопробега). 

 В соответствии  с порядком осуществления операций  по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО»  между банком-респондентом и банком-корреспондентом  должна быть достигнута договоренность: 

1) о порядке  установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документопробега; 

2) о правилах  обмена документами (на бумажном  носителе, в виде электронного  документа) и форме реестра  предстоящих платежей с перечислением  необходимых реквизитов для совершения  расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа); 

3) об обязательствах  банка-исполнителя направлять банку-отправителю  подтверждение о совершении расчетной  операции для ее отражения  по корсчету в банке-респонденте  и банке-корреспонденте одной датой; 

4) о порядке  действий банков при поступлении  расчетного документа позже установленной  ДПП, несвоевременном получении  или неполучении подтверждений  о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением  форс-мажорных обстоятельств; 

5) об обязательствах  банка-респондента по пополнению  корсчета для оплаты расчетных  документов, предъявленных к этому  счету; 

6) о кредитовании  счета банком-корреспондентом; 

7) об условиях  расторжения договора, включая случай  неисполнения банком-респондентом обязательств по пополнению своего счета. 

Операции по списанию денежных средств с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом  по платежному поручению банка-респондента  при условии достаточности средств  на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета. 

Проведение расчетов  по счетам межфилиальных расчетов между  подразделениями одной кредитной  организации. 

Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов. 

Внутрибанковские  правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать: 

1) порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение  остатка пассивного счета) счетов  межфилиальных расчетов; 

2) процедуру  идентификации каждого участника  расчетов в системе межфилиальных  расчетов КБ (системе технических,  телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.); 

3) описание документооборота, порядок передачи и обработки  расчетных документов при проведении  операций по счетам межфилиальных  расчетов, а также последовательность  прохождения документов между подразделениями КБ; 

4) порядок экспедирования  расчетных документов; 

5) порядок установления  ДПП при проведении расчетных  операций исходя из документооборота  между подразделениями; 

6) порядок проведения  расчетных операций подразделениями  при перераспределении денежных средств; 

7) порядок ежедневной  выверки расчетов между подразделениями  по счетам межфилиальных расчетов  и по перераспределению денежных  средств; 

8) порядок действий  подразделений при поступлении  расчетного документа для осуществления  платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств. 

Клиринг. 

Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. В банковской системе создаются клиринговые центры, через которые осуществляются расчеты. Также на базе крупных банков организуется сеть расчетов по клирингу. 

Клиринговый центр  открывает банкам корсчета, через которые осуществляется зачет взаимных требований. 
 

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ КБ
1. Виды банковских  пассивов 

Финансовые ресурсы  банка формируются за счет собственных  и привлеченных средств.  

Собственный капитал  банка делится на: 

§         собственный капитал-брутто; 

§         собственный капитал-нетто (средства брутто минус сумма иммобилизации). 

Средства брутто содержат: 

1.    Фонды  – уставный, резервный, специальный,  основных средств, амортизации,  экономического стимулирования, страховые резервы коммерческого риска. 

2.    Собственные  средства для финансирования  инвестиций. 

3.    Прибыль. 

4.    Собственные  средства в расчетах. 

5.    Сумма  иммобилизации – капитализированные  собственные средства, отвлеченные  средства за счет прибыли; собственные средства, вложенные в ценные бумаги; собственные средства, отвлеченные в расчеты; дебиторская задолженность. 

Привлеченные  средства включают следующие статьи: 

1. Срочные депозиты  и депозиты до востребования.  Депозит (вклад) – это денежные средства, которые их собственник (вкладчик) передает на хранение в банк. Банк начисляет проценты по депозиту. По вкладам до востребования начисляются низкие проценты. Депозиты до востребования предназначены для осуществления текущих расчетов владельца счета в разных формах – наличными деньгами, чеками, переводом. 

Срочные вклады помещаются в банк на определенный срок (не менее одного месяца), по ним  начисляются более высокие проценты.  

Наиболее распространенной формой срочных вкладов среди физических лиц являются сберегательные вклады. Вкладчику выдается сберегательная книжка. 

2. Выпуск срочных  ценных бумаг – облигаций,  векселей, сертификатов. Облигация  – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца  на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации могут быть предъявительскими, именными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения. 

Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя. 

Депозитный сертификат – это документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных  в нем депозитов и начисленных по ним процентов. Выдается, как правило, юридическим лицам. Право требования по депозиту может быть передано его владельцем другому лицу. 

Сберегательный  сертификат - это документ, являющийся обязательством банка по выплате  размещенных в нем сберегательных вкладов и начисленных по ним процентов. Выдается физическим лицам. 

3. Кредит ЦБ. Централизованный кредит предоставляется  на какие-то цели, например, инвестиции. Размер платы за такие кредитные  ресурсы определяется учетной  ставкой ЦБ. 

4. Межбанковские кредиты. В основном банки получают заемные ресурсы от других коммерческих банков. Обычно это кредиты краткосрочные. 

5. Средства в  расчетах – расчеты банка с  др. организациями, привлеченные  средства по факторинговым операциям,  межфилиальные обороты, средства  на корреспондентских счетах. 

По всем привлеченным средствам банк несет расходы, так  как начисляет проценты. 

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ КБ
2. Виды банковских  активов 

Активы коммерческого  банка можно разделить на четыре основные категории: 

а) наличные деньги и приравниваемые к ним средства; 

б) инвестиции в  ценные бумаги; 

в) ссуды; 

г) здания и оборудование. 

Кассовая наличность необходима для размена денег, возврата вкладов, удовлетворения спроса на ссуды  и покрытия операционных расходов (оплату материалов и услуг, заработную плату  и прочее). Эта статья включает средства на счетах в ЦБ и в других КБ, наличность в хранилище (банкноты и монеты), платежные документы в процессе инкассирования. Обычно банк стремится удерживать эту статью на менее высоком уровне, так как запас наличных денег почти или вовсе не приносит дохода. Эта статья  для КБ наиболее ликвидная, но наименее прибыльная.  

Для удовлетворения спроса на наличность и быстрой мобилизации  средств нужны капиталовложения в ликвидные ценные бумаги: инвестиции в краткосрочные ценные бумаги (федеральные  и муниципальные), ценные бумаги денежного  рынка, включая процентные срочные депозиты в других банках и коммерческие ценные бумаги. Эта статья обеспечивает определенный доход, вложенные в нее средства можно легко с кратковременным уведомлением конвертировать в наличность. Эта статья также включает и ценные бумаги, приносящие доход (облигации и векселя).  

Крупнейшим активом  банка являются ссуды, выдаваемые организациям.  На них обычно приходится от 1/2 до 3/4 суммарной стоимости всех активов. Уровень ликвидности зависит  от сроков и целей, на которые предоставлены ссуды, и от их заемщиков. Наиболее ликвидными являются ссуды, выданные другим КБ, и краткосрочные ссуды первоклассным заемщикам. Помещая средства в различные кредитные операции, для руководства банка главной задачей является получение высокого дохода при одновременном удовлетворении потребностей клиентов в кредите, поэтому степень ликвидности конкретной сделки не имеет первоочередного значения. 

К последней  статье активов относятся основные фонды банка: здания, сооружения, ВТ, оборудование, транспортные средства и так далее. Эти активы принято относить к низколиквидным, так как они не приносят дохода и используются для внутренних нужд банка. Если их величина более 10% всех активов банка, то это говорит о нерациональном использовании привлеченных средств.  

Разные активы приносят банку неодинаковую прибыль  и имеют различную степень  риска. Банки проводят классификацию  своих активов в зависимости  от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. 
 

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ КБ
3. Управление  банковскими активами и пассивами 

Получение максимальных доходов КБ может быть достигнуто за счет  наиболее эффективного использования  мобилизованных им денежных ресурсов. Так  как  вся деятельность банков нацелена на получение прибыли в  условиях постоянной  конкуренции, то главной задачей становится поиск возможности получения дополнительного дохода без того, чтобы  не  подвергать банк неоправданному риску. 

КБ должен обеспечивать способность удовлетворять требованиям  вкладчиков, то есть обеспечивать ликвидность. Обязательно наличие средств, достаточных для обеспечения потребностей в кредите, так как предоставление кредита – основной вид деятельности банка. Его неспособность удовлетворять запросы клиентов в кредитах приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли. 

Конфликт между  ликвидностью и прибыльностью банка  можно считать центральной проблемой, которую он решает при размещении средств. С одной стороны, он ощущает  давление держателей акций, заинтересованных в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков. Но с другой стороны, руководство банка хорошо представляет, что такие действия снижают ликвидность банка. 

Для большинства  КБ спрос на ликвидные средства (S) возникает по 2 причинам: из-за снятия клиентами денег со своих счетов и в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов. Еще одной из причин является погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков. Для удовлетворения спроса банк может привлечь: поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и вклады на существующих счетах. Различные источники предложения ликвидных средств (P) и спроса определяют нетто-ликвидную позицию (N) банка:                

N = P - S           

 Когда S>P, ожидается дефицит ликвидных средств, в противном случае – их излишек.  

Спрос на ликвидные  средства банка редко бывает равен  их предложению в какой-либо момент времени. Банк должен постоянно иметь  дело либо с дефицитом ликвидных  средств, либо с их излишком. 

Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть – для достижения желаемой прибыльности банка. 

Большинство банков имеют несоответствие между сроками погашения по активам и по основным обязательствам. Другая проблема –  чувствительность банков к изменениям % ставок. При их росте некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей или, взяв ссуду, приостанавливают подачу заявок на новые кредиты. Изменение % ставок влияет и на рыночную стоимость активов, продажа которых может понадобиться. Требование ликвидности является приоритетным, его невыполнение может подорвать доверие к банку. 

Общие подходы  к решению проблем ликвидности банков: 

1) обеспечение  ликвидности за счет активов,  то есть трансформация активов  (управление ликвидностью через  управление активами); 

2) использование  главным образом заемных ликвидных  средств для удовлетворения спроса  на денежные средства (управление пассивами); 

3) сбалансированное  управление ликвидностью (активами  и пассивами). 

1-й подход  считается наиболее старым в  обеспечении потребностей банка.  В чистом виде эта стратегия  требует накопления ликвидных  средств в виде ликвидных активов  и когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства.  

Под управлением  активами понимают пути и порядок  размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода и обеспечения ликвидности КБ. 

Ликвидные активы должны обладать следующими свойствами: иметь свой рынок (для их быстрого превращения в деньги), достаточно стабильные цены и быть обратимы. Стратегия  трансформации активов достаточно дорогой способ, так как в первую очередь продажа активов означает, что банк теряет свои будущие доходы, которые мог получить за счет них, во вторых, это ведет к ухудшению баланса.  

Стратегия управления пассивами – это заем быстрореализуемых  средств в количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок. 

Управление пассивными операциями представляет деятельность банка, связанную с привлечением финансовых средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств, необходимой для соблюдения ликвидности. 

КБ разрабатывают  и развивают новые формы и  методы привлечения сбережений частных  вкладчиков. Банки развивают рынок «коротких денег», на котором представлены срочные депозиты (от 14 дней до 2 месяцев). Практикуются фьючерсные вклады, по которым внесенные в рублях средства пересчитываются в свободно конвертируемую валюту.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.