На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление дисциплиной в коллективе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  Уральский государственный  университет путей  сообщения 
 

  Кафедра: управление персоналом и социологии 
 
 
 

  Курсовая  работа по дисциплине
             «Управление социальным  развитием организации»
  На  тему:
  «Управление дисциплиной в  коллективе» 
 
 
 

  Выполнил: Проверил:
  ст.гр. УП-417 преподаватель
  Кушкова О.Н. Александрова Н.А. 
 
 
 
 
 
 

                                            Екатеринбург 2011
                                             Содержание 

 Введение
1. Трудовые коллективы  организации
1.1. Определение  и особенности трудового коллектива
1.2. Формальные  и неформальные группы в трудовом  коллективе
1.3. Характеристики  неформальных групп
2. Управление  трудовым коллективом организации
2.1. Специфика  управления трудовым коллективом  в организации
2.2. Управление  трудовым коллективом в структуре  организации
3. Процесс управления  дисциплиной в трудовом коллективе
3.1. Понятие и  значение трудовой дисциплины
3.2. Методы управления  дисциплиной в трудовом коллективе
3.3. Роль руководства  организации в обеспечении трудовой  дисциплины
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Введение
     Экономические реформы в России существенно  изменили статус предприятия. Кроме  организаций, базирующихся на государственной  собственности, появились организации  с частной, смешанной и коллективной собственностью.
     Рынок ставит коммерческие предприятия в  принципиально новые отношения  с государственными организациями, с производственными и иными  партнерами, а также с трудовым коллективом. Устанавливаются новые  экономические и правовые регуляторы. Социальная направленность экономических  реформ способствовала повышенному  вниманию руководства организаций  к персоналу. В связи с этим меняются способы и механизмы  управления трудовым коллективом внутри организации.
     В настоящее время, вопрос управления дисциплиной в трудовом коллективе организации встает особенно остро, поскольку руководители всех организаций  стремятся максимально повысить производительность труда персонала  и эффективность его трудовой деятельности. Поэтому формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе становится первоочередной задачей в управлении персоналом и всей организацией в  целом.
     Целью данной работы является раскрытие и  характеристика управленческих методов, посредством которых руководители предприятия воздействуют на дисциплину в трудовом коллективе организации  и предприятия.
     Задачи:
-дать определение трудовым коллективам и рассмотреть особенности
-изучить подробности  специфики управления трудовым  коллективом
-рассмотреть процесс управления дисциплиной в коллективе 
 
 
 

                  
                    1. Трудовые коллективы организации
            1.1. Определение и особенности трудового коллектива
     Трудовой  коллектив является важнейшим звеном в работе всей организации, поскольку  человек играет определяющую роль и  является главным фактором в деятельности любого предприятия. Поэтому необходимо раскрыть понятие и особенности  трудового коллектива, как главнейшего  структурного компонента предприятия.
     Под трудовым коллективом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация, и которые  совместными усилиями выполняют  поставленные перед ней цели. Это  руководители и штатные сотрудники организации, а также партнеры, которые  привлекаются к реализации некоторых  проектов, эксперты, которые могут  быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
     Именно  организация эффективной деятельности трудового коллектива и является основной заботой руководства организации. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе все особенности  трудового коллектива внутри организации:
     · особенности индивидуального поведения;
     · особенности группового поведения;
     · особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.
     Особенности индивидуального поведения детерминируются  многими параметрами, среди которых:
     · индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность  к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
     · специфика мотивации - специфика  потребностей человека, представление  о целях профессиональной деятельности;
     · индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления  о мире;
     · демографические - половые и возрастные особенности;
     · национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила  и нормы поведения, которые детерминируют  конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
     Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых  основные:
     · особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные  для конкретного трудового коллектива;
     · феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
     Особенности поведения руководителей и членов управленческой команды являются одной  из самых комплексных проблем, поскольку  самих руководителей можно рассматривать  и как:
     · субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
     · членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
     · функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.
     Таким образом, трудовой коллектив является важнейшим структурным звеном в организации и от его эффективного функционирования во многом зависит успешное достижение поставленных перед организацией и предприятием целей. Для этого необходимо понимать все индивидуальные и групповые особенности внутри трудового коллектива, а также особенности поведения самих руководителей и управляющих. В результате данных особенностей внутри трудовых коллективов образуются формальные и неформальные группы.
      1.2 Формальные и неформальные группы в трудовом коллективе
     В зарубежной теории управления трудовые коллективы, их части, подразделения  носят название групп. Любое предприятие, организация состоит из нескольких групп, Группа - это два или более  лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под  влиянием других. Группы бывают двух видов - формальные и неформальные.
     Формальные  группы создает руководство, когда  производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления), для организации производственного  или торгового процесса. Их главной  функцией является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.
     Существует  три основных типа формальных групп. Группа руководителя (командная) состоит  из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная командная группа - это  президент компании и вице-президенты. Такую же группу образуют директор магазина и заведующие его отделами. Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над общим  заданием.
     Третий  тип группы - это комитет (комиссия, совет) внутри организации, которому делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Его отличительной особенностью является групповое принятие решений и осуществление действий. Имеется 2 основных типа комитетов: специальный и постоянный. Первый представляет собой временную группу, сформированную для выполнения определенной цели. Второй - это постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Их зачастую используют для предоставления организациям консультаций по важным вопросам. Это советы директоров (правления фирм), ревизионные комиссии, группы планирования, комиссии по пересмотру зарплаты.
     Эффективность деятельности формальных групп зависит  от размера и состава формальных групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса  и функциональных ролей членов групп. Эффективная группа - это группа, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с похожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
     В каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп. Неформальная группа - это спонтанно  образовавшаяся группа людей, которые  вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных нефункциональных целей. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования  неформальных организаций. Причем, в  крупной организации существует не одна, а несколько неформальных организаций. Большинство из них  свободно объединены в своего рода сети.
     В неформальных группах также имеются  правила или нормы поведения, но неписаные. Они подкрепляются  системой поощрений и санкций. Различие в том, что формальная группа, ее структура и тип строятся руководством сознательно по заранее продуманному плану. Неформальная же группа скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворительные индивидуальные потребности, ее структура и тип возникают в результате социального взаимодействия.
     Причины вступления людей в неформальные группы состоят в следующем. Первая - это удовлетворение потребности  людей в чувстве принадлежности к данной группе. Вторая причина - это  помощь, которую получают работники  от неформальных групп, не ощущая ее от непосредственных руководителей - менеджеров.
     Третья  причина - взаимозащита работников от ряда факторов, в том числе вредных условий труда. Причем, защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда начальству не доверяют. Четвертая причина - потребность людей в общении. Люди хотят знать, что вокруг их происходит. Однако во многих формальных группах плохо поставлена информация. Более того, руководители подчас намеренно скрывают ее от работающих.
     Пятая причина - это взаимные симпатии людей. Они часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе  к тем, кому симпатизируют. Таким  образом, люди вступают в группы, чтобы  обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.
     Таким образом, в трудовых коллективах  наряду с рабочими функциональными  группами существуют и неформальные группы, которые образуются по принципу общности личных интересов рядовых  сотрудников, а также руководителей. Данные группы могут являться причиной замедления производительности труда, нарушения трудовой дисциплины, и  даже межличностных конфликтов внутри трудовых коллективов. Поэтому необходимо охарактеризовать неформальные группы, для предотвращения негативных для  организации результатов трудовой деятельности.
                       1.3 Характеристики неформальных групп 

     Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у данных групп свойств, которые делают их одновременно похожими и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.
     Социальный  контроль. Неформальные группы устанавливают  и укрепляют нормы - групповые  эталоны приемлемого и неприемлемого  поведения. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять  довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это - сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной группы в удовлетворении своих социальных потребностей.
     Социальный  контроль, осуществляемый неформальной группой, может оказать влияние  и направить к достижению целей  формальной группы. Он также может  повлиять на мнение о руководителе и справедливости их решений.
     Сопротивление переменам. Люди могут использовать неформальную группу для предполагающихся или фактических перемен в  их отделе или организации. В неформальных группах наблюдается тенденция  к сопротивлению перемен, которые  могут нести в дальнейшем угрозу существования неформальной группы, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Иногда такие изменения могут  дать возможность конкретным группам  добиться положения и власти.
     Сопротивление будет возникать всякий раз, когда  члены группы будут усматривать  в переменах угрозу дальнейшему  существованию своей группы как  таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам  или положительным эмоциям. Руководство  может ослабить сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать  в принятии решений.
     Неформальные  группы создают ряд проблем: снижение эффективности деятельности предприятия, распространение ложных слухов и  сопротивление прогрессивным переменам. В то же время, если групповые нормы  превосходят официально установленные, неформальные организации несут  некоторые потенциальные выгоды, а именно: большую преданность  предприятию, высокий дух коллективизма  и более высокую производительность труда.
     Для того чтобы справляться с потенциальными проблемами и овладевать выгодами неформальной группы, руководство должно признать эту организацию и работать с  ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать  эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем  оперативного предоставления официальной  информации.
     В результате неформальные группы могут  не только приносить убытки и повышенные издержки для организации, но также  могут привести к повышению работоспособности  трудового коллектива, росту производительности труд и общей эффективности работы организации. Необходимо только направлять неформальные группы в нужное русло, что является важной и сложной  задачей для руководителей в  управлении трудовыми коллективами. В итоге, управлении трудовыми коллективами организации становится важнейшей  функцией для руководства организации, а в особенности для отдела по управлению персоналом и отдела кадров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   2. Управление трудовым коллективом организации
          2.1 Специфика управления трудовым коллективом в организации
     До  недавнего времени само понятие  «управление трудовым коллективом  организации» в отечественной управленческой практике отсутствовало. Правда, система  управления каждой организации имела  функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием  коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли  линейные руководители подразделений.
     Основу  концепции управления персоналом организации  в настоящее время составляют возрастающая роль личности каждого  работника трудового коллектива, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
     Сложившаяся в России ситуация, изменившая экономическую  и политическую систему, одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для  каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого  человека.
     Управление  трудовым коллективом в такой  ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать  целый спектр вопросов адаптации  индивида к внешним условиям, учета  личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Можно выделить три фактора, оказывающих  воздействие на работников трудового  коллектива в организации.
     Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью  принуждения, контроля над распределением материальных благ.
     Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки  поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
     Третий - рынок, т.е. сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции  и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и  покупателя.
     Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются  в отдельности. От того, какому из них  отдается приоритет, зависит облик  экономической ситуации в организации.
     В результате специфика управлении трудовым коллективом в организации в  условиях рыночной экономики во многом зависит от личностного фактора  внутри организации, на что влияет иерархическая  структура организации, культура и  рынок. Отсюда важное значение имеет управление трудовым коллективом в организационной структуре предприятия.
        2.2 Управление трудовым коллективом в структуре организации 

     Основным  структурным подразделением по управлению трудовым коллективом в организации  является отдел кадров, на который  возложены функции по приему и  увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения  квалификации и переподготовки. Для  выполнения последних функций нередко  создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
     Отделы  кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром  кадровой работы. Они структурно разобщены  с отделами организации труда  и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими  подразделениями, которые выполняют  функции управления кадрами. Для  решения социальных проблем в  организациях создаются службы социального  исследования и обслуживания. Схема  сложившейся организационной структуры  системы управления персоналом организации  приведена на рисунке 1 (Приложение).
     Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики и  координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций  и от чисто кадровых вопросов переходят  к разработке систем стимулирования трудовой деятельности и дисциплины, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.
     Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется характером и  размерами организаций, особенностями  выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции  по управлению трудовым коллективом  выполняют преимущественно линейные руководители. На крупных предприятиях формируются самостоятельные структурные  подразделения по реализации функций  управления персоналом.
     Службы  управления персоналом выполняют целый  ряд задач по управлению трудовым коллективом и обеспечению нормальных условий его работы. В их числе такие важнейшие, как: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией и дисциплиной; регулирование правовых вопросов трудовых отношений; соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.
     Если  раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались  как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.
     При переходе к рынку происходит также  медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому  необходима разработка принципиально  новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники  трудового коллектива, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к бездумному исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.
     Учитывая  высокое значение личностного фактора  в управлении трудовым коллективом  организации в условиях рыночной экономики, необходимо сконцентрировать внимание отдела по управлению персоналом на каждого работника, на его возможные  проблемы, а также на соблюдение положительного психологического климата  внутри трудового коллектива, что  достигается во многом через управление трудовой дисциплиной в организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              3. Процесс управления дисциплиной в трудовом коллективе
                      3.1 Понятие и значение трудовой дисциплины
     Дисциплина  труда представляет собой совокупность моральных норм и юридических  правил, установленных для персонала  в ходе производственной деятельности предприятия и организации, с  целью должного соблюдения поставленных целей. К таким правилам относятся: правила внутреннего трудового  распорядка, положения и уставы о  дисциплине.
     Следует различать объективные и субъективные аспекты понятия трудовой дисциплины. Объективные аспекты дисциплины труда находят выражение в установленных в организациях правилах внутреннего трудового распорядка, закрепляющих трудовые обязанности работников и работодателя, режимы их исполнения. Субъективные аспекты понятия дисциплины труда представляют собой добросовестное выполнение работниками и работодателем обязанностей установленных локальными нормативными актами.
     Дисциплина  труда является средством и функцией обеспечения наиболее эффективного достижения политических, социальных, экономических, технических и иных целей производственного процесса. Дисциплина труда является неотъемлемой частью экономических и правовых отношений в организации.
     Значимость  трудовой дисциплины определяется необходимостью:
     1) поддержание правопорядка в трудовых  коллективах;
     2) воспитание у трудящихся самодисциплины, естественной потребности в добросовестном  творческом выполнении трудовых  обязанностей;
     3) создание на предприятии таких  условий трудовой деятельности, при которых требования трудовой  дисциплины ставились бы выше  собственных интересов;
     4) мобилизация трудового коллектива  на борьбу с появлением бесхозяйственности, бюрократизма и пренебрежения  к интересам общества и государства;
     5) создание в трудовом коллективе  и во взаимоотношениях работодателя  и работника нормального морально-психологического  климата, основанного на уважении  человеческого труда, его чести  и достоинства.
     Понятие трудовая дисциплина и дисциплина труда  используются как синонимы. Трудовая дисциплина невозможна без целого ряда факторов. Таковыми факторами являются:
     а) условия труда;
     б) уровень организации производственного  процесса;
     в) материально-техническое обеспечение  работников трудового коллектива;
     г) размер оплаты труда;
     д) своевременность оплаты труда и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.