На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Психология управления как отрасль общей психологии

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция 1
      Тема: Психология управления как отрасль  общей психологии. 

План
      1. Предмет, задачи и содержание  психологии управления.
      2. История становления психологии  управления.
      3. Методологические подходы к управлению.
      Ключевые  слова.
      Психология, управление, психика, психический мир человека, менеджер, руководитель, психологическая культура, сознание, бессознательное, психологическое пространство, психологическое время. 

      1. В словосочетании «психология управления» два понятия – «психология» и «управление».
      Психология в буквальном значении этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекция) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские (Аристотель, Платон) и медицинские (Гиппократ, Авиценна) учения.
      Психология  как самостоятельная наука утвердилась  лишь в конце ХIХ столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу.
      В середине ХХ века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли – возрастная, медицинская, социальная, космическая, труда, а также управления и др.
      Психология, развиваясь как теоретическая наука, все ближе подходит к практике. Возникает необходимость интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно важных проблем управления. Это приводит к появлению психологии управления.
      Управление – деятельность по подбору и оптимизации условий, необходимых для создания работоспособной социальной структуры и ее использования для реализации поставленных целей1.
      Несмотря  на то, что само управление старо  как мир, идея управления как научной  дисциплины, области исследования профессии, относительно нова.
      До  начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой" (1911 г.) были выделены основные принципы управленческого труда2.
      В 20-е годы известный французский  инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компанией Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки "менеджмента". Книга А. Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х гг., стала классической3.
      Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – "психология управления".
      УПРАВЛЕНИЕ  – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.
      ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ: ее синонимами являются понятия "менеджмент", "организационная  психология", "психология организаций".
      Американцы  дают такое определение сущности управления: "Делать что-то руками других".
      МЕНЕДЖМЕНТ  – это управление, руководство, дирекция, администрация.
      В основе понятия менеджмент лежит английский глагол "to manage", что в переводе на русский язык означает "управлять".
      Менеджер – это субъект, осуществляющий управленческие функции. Слово "менеджер" уже давно прочно вошло в практику зарубежного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение: "Кто управляет – не производит, кто производит – не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг)4.
      Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: "Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем".
      Известный американский ученый П. Друкер также  дает определение понятию "управление". С его точки зрения "управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу"5
            ОРГАНИЗАЦИЯ – 1. Структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения определенных значимых целей.
            2. Одна из функций управления.
      Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:
      а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы;
      б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;
      в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели.
      Приведенные требования были высказаны одним  из классиков зарубежного менеджмента  Ч. Барнардом в 30-40 гг., который первым дал определение организации.
      Отправным пунктом управления является постановка организационных целей. Применительно к организации Цель – это конкретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы.
      ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ – это часть комплексной науки управления, отрасль общей психологии.
      ЦЕЛЬ  ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.
      ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ – деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.
      СОДЕРЖАНИЕ  ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
      ИСТОЧНИКИ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ:
      а) практика управления;
      б) развитие психологической науки;
      в) развитие социологии организаций.
      В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор'' (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор – это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.
      Важность  его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.
      Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.
      Человеческий  фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции6.
      Недоучет  человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается  число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери производительности труда.
      Разумное  использование человеческого фактора, т.е. учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Примером тому может быть создание малых групп с учетом групповой сплоченности, группового единства и других важнейших социально-психологических феноменов.
      Деятельность  современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.
      Ему необходимо формировать психологическую  культуру, которая включает три компонента:
      – познание себя;
      – познание другого человека;
      – умение общаться и регулировать собственное поведение.
      Эффективность управления начинается с:
      – умения осознавать свои личные цели;
      – понимать и адекватно оценивать себя и других;
      – правильно распределять свое время;
      – вовремя и оптимально принимать решения;
      – активно действовать;
      – снимать стрессы;
      – контролировать свой вес;
      – соответственно одеваться;
      – красиво жить.
      Психологию  управления называют "междисциплинарной" отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.
      Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой  является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.
      Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления.
      Известна взаимосвязь психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией: "рабочие группы", или "малые группы". Основным субъектом управления считается руководитель, отвечающий за работу малых групп. 

      2. Что же собой представляет  психический мир человека? Как  его понять?
      В технике, в системе управления человек  рассматривается как "черный ящик", глухо закрытый на все запоры. На входе в этот ящик: информация,  инструкция, команда. На выходе: поступки; слова.
      Какие же процессы происходят внутри "черного ящика"?
      Пространство  психического мира можно представить как поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека, а динамику движения психических процессов, состояний во времени как психологическое время.
      Содержанием, которым заполнено психологическое пространство, является информация, сигналы , символика.
      Индивидуализация психического мира реализуется в процессах переживания, в отношении к себе и другому человеку, вхождение психического мира другого человека в мой мир; энергетический заряд, который активизирует мой психологический мир.
      Пространство  психического мира состоит как бы из двух плоскостей: сознательного и бессознательного.
      В бессознательном, в отличии от сознательного, воспринимаемый мир сливается с  переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным  контроль действий и оценку их результатов.
      В бессознательном прошлое, настоящее  и будущее причудливо переплетаются (сновидения).
      К сфере бес сознательного относятся:
      – надсознательное – вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение;
      – несознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;
      – регуляция автоматизированных и непроизвольных действий, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);
      – психические явления, находящиеся на подпороговом уровне.
      Сознательное  и бессознательное в психическом  пространстве причудливо переплетаются. Это находит отражение в разделении психического пространства личности на три взаимосвязанных области, или  как писал З. Фрейд, "на три царства": "Сверх Я", "Я" и "Оно".
      "Сверх Я" – своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются: нормы, табу (запреты), принятые личностью. Это ее совесть. В "Сверх Я" также сочетаются бессознательное и сознательное.
      "Оно" – бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. "Оно" управляет принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.
      "Я" – сознательная система, регулирующая взаимодействие с внешним миром. Часть "Я" уходит в глубь бессознательного, благодаря которому осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.
      З. Фрейд писал: "Я" в душевной жизни представляет здоровый смысл и благоразумие".
      "Оно" – неукротимые страсти.
      Между "Я" и "Оно" устанавливаются отношения постоянной напряженности.
      З. Фрейд сравнивает эти отношения с отношениями наездника и лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом и определяет цель и направление движения сильного животного.
      Для "Я" тремя тиранами являются внешний мир, "Сверх Я" и "Оно".
      Напряженность между "Я" и "Оно" – как состояние беспокойства и тревоги.
      Если  "Сверх Я" устанавливает, что "Я" нарушает требования общества, человек испытывает чувство вины. Поэтому психической жизни человека сопутствуют конфликтные состояния. Именно "Я" должно смягчить и разрешить эти конфликты.
      Регуляция происходит на основе так называемых "механизмов психологической защиты". Защитные механизмы – это способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни. Это:
      Регрессия – психический синтез травмирующих впечатлений на основе глубинных детских переживаний.
      Изоляция  – уход от общества.
      Проекция  – перенос на другого человека своих эмоциональных состояний.
      Идентификация – отождествление себя с другим человеком.
      Сублимация  – перевод грубых плотских влечений в сферу чувств и возвышенных интересов.
      Рационализация  – поиск разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам.
      Отказ – бессознательное игнорирование событий во внешнем и внутреннем мире (начальник и подчиненный).
      Все что происходит в психическом  пространстве имеет определенную протяженность, то есть характеризуется показателями времени.
      Время в психологии понятие многоплановое:
      – оценка последовательности и скорости протекания различных событий жизни;
      – переживание скорости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;
      – принадлежность событий жизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;
      – осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.
      Понятие "возраст" многоплановое. Выделяют четыре его вида:
      – хронологический (паспортный);
      – биологический (функциональный);
      – социальный (гражданский);
      – психологический.
      Возрастные  кризисы – это как бы "поворотные пункты", психологические переломы на жизненном пути человека.
      В каком же хронологическом возрасте возможны эти переломы?
      В детстве – в 7 лет;
      У подростков – 12-14 лет;
      У юношей – 18-19, 25-26 лет.
      А далее переломы наступают каждые десять лет: 30, 40, 50 и так до 70 лет, а затем через каждые 5 лет.
      На  протяжении своей жизни человек  переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость.
      В творческой профессиональной деятельности выделяется несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.
      Как отмечают исследователи, существуют два  профессиональных пика. Первый (30-35 лет) наступает когда "умы свежи". Человек делает открытия, изобретения, предлагает новации. Второй пик (50-60 лет) связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт. Такой человек способен на обобщение, создание своей школы, может быть мудрым руководителем и организатором.
      2. 20 – 30-е годы XX века считаются авангардными в развитии теории управления (менеджмента).
      А. Файоль был первым, кто отметил, что  менеджмент насквозь пропитан психологией, и выделил психологические факторы  повышения производительности труда, например такие, как власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим, инициатива, корпоративный дух предприятия и др. Всего он выделил четырнадцать принципов повышения производительности труда.
      Анализируя  подробно вопросы управления предприятием, А. Файоль говорил: "Не невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частным. И это питает вечную борьбу".
      Эти слова А Файоль написал в 20-е годы ХХ века, но они живут и сейчас и относятся не только к сфере управления каким-либо одним предприятием. Они стали универсальными там, где сталкиваются интересы людей, например в экономике, в политике.
      А. Файоль был убежден, что дисциплина является в числе других принципов очень важной частью управления. На этот счет он высказался таким образом: ''Дисциплина составляет главную силу армий. Я, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопровождался таким пояснением: "Дисциплина – это то, во что ее превращают начальники". Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть ответственность начальников, что уже было бы плохо".
      Большое значение А. Файоль придавал также такому принципу, как единство руководства: "Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это – необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, – чудовище. Ему тяжело жить".
      Благодаря А. Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла новая отрасль науки – "психология управления".
      В этот период времени соединились  вместе типологический и психологический  подходы в управлении. Это означало, что на смену деперсонифицированным  отношениям в управлении пришли: учет личностных, мотивационных и других психологических составляющих деятельности организаций.
      Выделение мотивационных факторов в процессе труда привело к тому, что человек перестал считаться придатком машины. Взаимоотношение человека и машины приобрело личностный оттенок, приведший к пониманию того, что человек – это не машина, а управление машинами – это далеко не то, что управление людьми. Это был большой прогресс в осознании места и сущности человеческой деятельности в управлении.
      В 30-е годы теоретики менеджмента активно обращаются к мотивационным факторам трудовой деятельности человека. Большим достижением управленческой мысли было то, что на смену "экономическому человеку" пришел "социальный человек" благодаря развитию "школы человеческих отношений", автором которой считается Элтон Мэйо – австралийско-американский ученый (1880-1949 гг.), известный оппонент Ф. Тейлора.
      С позиций этой школы промышленная организация стала рассматриваться как определенный социальный организм, а люди, работающие в ней, – как члены этой социальной системы, носители мотивационных, личностных, индивидуально-психологических качеств.
      Развитие  концепции "человеческих отношений" Э. Мэйо привело к тому, что, по свидетельству исследователя проблем менеджмента Д. Рена, было внесено много поправок в практику менеджмента. Можно выделить некоторые из них:
    увеличение внимания к социальным потребностям человека;
    отказ от сверхспециализации труда;
    отказ от необходимости иерархичности власти внутри организации;
    признание роли неформальных отношений между людьми внутри предприятий;
    развитие методов изучения формальных и неформальных групп внутри организаций.
      В 1938 г. два известных ученых США  Э. Мэйо и Ч. Барнард совместно  выдвинули концепцию "социального человека" вместо концепции "экономического человека", описанного авторами "школы научного управления". Однако, в отличие от Э. Мэйо, Ч. Барнадр использовал опыт активной личной работы на посту руководителя фирмы "Нью Джерси Бэлл телефон".
      Ч. Барнард стал теоретиком менеджмента. Традиционное понимание организации его не устраивало. Большое внимание он уделил анализу взаимодействия, формальной и неформальной структур внутри самой организации. Он говорил, что поодиночке они не могут функционировать.
      С позиций Ч. Барнарда, благодаря существованию  неформальных групп в организациях формируются внутри формальной системы определенные установки, нормы и правила группового поведения. Ч. Барнард был одним из первых теоретиков деятельности организаций. Он считал мотивацию одним из главных факторов производства. Он также отметил, что сущность взаимоотношений человека и организации заключена в сотрудничестве.
      Ч. Барнард сформулировал несколько  принципов действия коммуникации внутри организации. Они, в основном, касались формальных отношений. С его точки зрения, "каналы коммуникации должны быть четко заданы самой организационной структурой". Подобные принципы не затрагивали психологии людей.
      Положительным в работе Ч. Барнарда было то, что  он отнес человека к стратегическому фактору организации. Говоря о кооперативных системах в организации, Ч. Барнард отводил особую роль управляющим, к функциям которых он относил:
      – искусство принятия решений;
      – постановку целей на основе предвидения будущего;
      – четкое представление системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала;
      – роль управляющего в созидании организационной морали.
      Особую  роль он отводил лидерству, считая его необходимой социальной сущностью, придающей значимость общей цели. По оценке Ч. Барнарда, именно цель создает стимул, делающий эффективными другие стимулы, вселяющий в субъективный аспект "бессмысленных решений" упорство в изменчивой среде, воодушевляя личное убеждение и создающее жизненное сплочение, без которого невозможна кооперация.
      Эти ученые внесли большой вклад в  развитие и уточнение основных принципов школы "человеческих отношений". Их часто называли группой "человеческих ресурсов", доказывавших, что от улучшения взаимоотношений в организации выигрывают все: и управляющие и работники.
      В 1960 г. Д. МакГрегор опубликовал книгу "Человеческая сторона предприятия". Он доказывал, что формирование менеджеров – это не следствие формальных усилий менеджмента в его саморазвитии, а в большей степени – это осознание менеджментом своих задач, своей политики и практики. Он говорил: "Успех менеджмента – не наверняка, но в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение".
      С точки зрения Д. МакГрегора на протяжении истории можно выделить два главных поворота, касающихся средств контроля за поведением людей в организации:
      1. переход от физического насилия к опоре на формальную власть;
      2. переход от формальной власти к лидерству.
      С его позиций, промышленность – это "экономический орган" общества, а его конечная цель – это служение общему блату. В ней отсутствует сверхъестественный источник власти, как нет и основы для жертвенности личных целей индивида нуждам организации.
      Лидерством  Д. МакГрегор называл определенное социальное отношение, имеющее несколько переменных: а) характеристика лидера, б) позиции и потребности его последователей, в) характеристики организации (такие, как цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению), г) социальная, экономическая и политическая среда.
      По  поводу лидерства Д. МакГрегор говорил: "Лидерство не является, качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных".
      Основное  содержание концепции управления человеческими  ресурсами не сводится только к увеличению степени личной удовлетворенности, как это было свойственно концепции "человеческих отношений". С точки зрения представителей группы "человеческих ресурсов", цель управления состоит в процессе совершенствования процесса принятия решений и эффективности контроля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.