На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы предпринимательского права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема  № 3. Принципы предпринимательского права.
     Введение.
Глава 1. Понятие принципов предпринимательского права
Глава 2. Общая характеристика принципов предпринимательского права
2.1 Конституционные принципы предпринимательского права
2.2 Отраслевые  принципы предпринимательского
       Заключение.
Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Всестороннее  правовое регулирование предпринимательской  деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ.
     Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     Принципиальные  изменения в экономической, политической и государственно-правовой системах обусловили появление новых для  нас институтов и структур общества и государства. Одновременно с этим трансформации подвергается и право, которое наполняется новым содержанием, и в этой связи его исследование приобретает особое актуальное значение. В этих условиях большую роль играет изучение нового сущностного понимания принципов права. Последние положены в основу большинства действующих государственных институтов, нормативно-правовых актов. Слово «принцип» в переводе с латинского означает начало, основа, отправное положение. Это понятие также используется в смысле основного исходного положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Соответственно принципы права — основополагающие идеи, начало, выражающее его сущность, назначение в обществе, на базе которых оно возникает, развивается и функционирует.
     Принципы  права — объективные свойства права, которые коренятся в его  содержании. Они отражают закономерности общественного развития, потребности  общества в правовом регулировании. Принципы, являясь научной абстракцией  более высокой степени, оказывают не только самостоятельное воздействие на общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, но и опосредственные, когда определяют применение конкретных норм, дополняя содержание их гипотез1. В этой связи принципы права не следует рассматривать в качестве субъективного усмотрения законодателей или ученых. Как видно, наука выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует принципы. По верному замечанию О.И. Цыбулевской, «наука не придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование2.
     Актуальность  данной работы заключается в том, что принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Появившаяся правовая идея нередко формируется в виде правового принципа, влияющего на развитие права. В дальнейшем, поскольку принцип именно правовой, он претворяется в нормы права и соответствующие им отношения.
     Цель  исследования: на основе анализа литературных источников выявить содержание принципов  предпринимательского права.
     Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть общую характеристику  принципов предпринимательского  права;
     - раскрыть понятие и содержание  принципов предпринимательского  права;
     - классифицировать принципы предпринимательского  права;
     - сделать соответствующие выводы  по теме.
     Объект  исследования: определение понятия  и принципов предпринимательского права.
     Предмет исследования: характеристика принципов  предпринимательского права. 
 
 

     1. Понятие принципов предпринимательского права.
     Само  понятие «принцип», как уже указывалось, происходит от латинского «первоначало», «основа». Современная правовая наука  под принципами подразумевает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие  начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.
     Принципы  — это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, пронизывают  собой практически все или  почти все правовые нормы3.
     Сущность  принципов права как юридических  явлений раскрывается не только через  их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит  из трех компонентов:
     — в сфере правосознания, в том  числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;
     — эти представления должны найти  закрепление в соответствующих  положениях действующего законодательства;
     — законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений.
     Принципы  как основные нормативные положения  определяют структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.
     Трудно переоценить значение четко разработанной системы принципов предпринимательского права на современном этапе его развития4.
     Дело  в том, что действующее законодательство о предпринимательской деятельности не до конца сформировано, имеет  ряд противоречий и пробелов. В случае их выявления тот или иной вопрос подлежит разрешению путем применения аналогии закона или права. Оба указанных приема преодоления пробелов в праве могут быть успешно применены судом лишь на базе принципов предпринимательского права.
     Принципы предпринимательского права — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Следовательно, принципы предпринимательского права имеют важное значение в процессе правоприменения, с их помощью осуществляется толкование всех норм предпринимательского законодательства, познается действительный смысл этих норм, что позволяет правильно их применять.
     Система принципов предпринимательского права  представляет собой взаимосвязанное  единство. Она носит объективный  характер, поскольку вид и содержание каждого конкретного принципа определяются сущностью общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права.
     Теперь  обратимся к принципам предпринимательского права. По мнению акад. В.В. Лаптева, основными  принципами предпринимательского права являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности5. Иначе говоря, здесь не названы все основные принципы, а потому их перечень остается открытым.
     Проф. В.С. Мартемьянов исходит из более  узкого круга правовых принципов. В  учебнике по хозяйственному праву он называет следующие принципы: экономическая  свобода; защита экономических интересов  хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность6.
     Вторят  ему и проф. В.С. Анохин, и проф. О.М. Олейник. Причем делают это настолько механически, что практически дословно (включая и терминологические нюансы) воспроизводят позицию В.С. Мартемьянова7. Однако не надо забывать, что учебник по хозяйственному праву (т. 1) был издан в 1994 г., что не могло не отразиться и на используемой в нем терминологии. Образно говоря, «дух» предпринимательства и соответственно предпринимательского права уже витал над Россией.
     В этой связи представляется целесообразным сказать о видении этой проблемы. Большинство правовых принципов, которые могут с большим успехом применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ. На это обратили внимание и представители концепции хозяйственного (предпринимательского) права, и сторонники других теоретических взглядов. Весьма убедительно на этом фоне звучат утверждения проф. Г.А. Гаджиева - судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Он прав, утверждая, что гражданско-правовые принципы равенства участников отношений, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и др. выводятся из ряда норм Конституции РФ8. То же самое можно сказать и о предпринимательском праве как комплексной отрасли права. 
 

2. Общая характеристика принципов предпринимательского
     права.
2.1 Конституционные принципы предпринимательского права
            Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.
     Основными принципами предпринимательского права являются:
     — свобода предпринимательской деятельности;
     — юридическое равенство различных  форм собственности, используемых в  предпринимательской деятельности;
     — свобода конкуренции и ограничение  монополистической деятельности;
     — получение прибыли как цель предпринимательской  деятельности;
     — законность в предпринимательской  деятельности;
     — сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском  праве;
     — единство экономического и правового  пространства;
     — государственное регулирование предпринимательской деятельности9.
     1.Свобода предпринимательской деятельности. Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей основы конституционного строя. В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.
     Более конкретно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.
     Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности. Эта система получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью10.
     2.Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
     На  первом месте здесь названа частная  собственность, что объясняется  ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность  может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.
     Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности действуют государственные предприятия.
     Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют свое имущество в целях развития соответствующей территории.
     В ст. 8 Конституции РФ говорится также о возможности существования иных форм собственности. Это означает, что предусматриваемый в Конституции РФ перечень допустимых форм собственности не является исчерпывающим. Какие именно формы собственности относятся к «иным», должно быть уточнено в законодательстве. По нашему мнению, к ним, во всяком случае, относятся смешанные формы, в которых имущество принадлежит как государству, так и муниципальным образованиям, частным лицам и организациям. В действовавшем ранее Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР»11 в качестве особой формы собственности выделялась также собственность общественных организаций.
     Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого  правового режима имущества предприятий  различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества12. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.
     3. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом создавались, как правило, крупные предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.
     На  необходимость поддержки конкуренции  указывается в ст. 8 Конституции  РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
     Важную  роль в осуществлении рассматриваемого принципа играет антимонопольное законодательство. В настоящее время основное значение в регулировании антимонопольных  отношений имеет Федеральный  закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»13 (далее — Закон о защите конкуренции). В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.
     Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие  субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.
     Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 33114. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.
     Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»15. Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
     В связи с важным значением цен  и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий  в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 33216, эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
     Согласно  ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)17 споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.
     4.Единство экономического и правового пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
     Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.
     Единое  экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о  едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности18. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ. 

     2.2 Отраслевые принципы  предпринимательского  права. 

     Получение прибыли как цель предпринимательской  деятельности. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.
     В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях  может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства19. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.
     4.Законность в предпринимательской деятельности. Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.
     Принцип законности обязателен не только для  предпринимателей, но и для государственных  и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности. Еще Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)»20 было предусмотрено, что при нарушении прав предприятий актом государственного органа предприятие имеет право потребовать признания такого акта недействительным полностью или частично и возмещения ущерба, причиненного его выполнением. Это положение с различными модификациями воспроизводилось позднее в других нормативных актах как СССР, так и России. В настоящее время данный вопрос регулируется ст. 13 ГК РФ.
     До  начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.
     Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, осуществляющими контроль за их деятельностью. Некоторые меры, направленные на предотвращение таких нарушений, предусматриваются  в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»21.
     Принцип законности должен соблюдаться и  при издании нормативных актов. В прошлом права предприятий  нередко нарушались путем издания  ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам и постановлениям правительства. Во избежание этого в настоящее время введен порядок контроля за законностью ведомственных нормативных актов со стороны Минюста России. Этот порядок определяется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 100922. Каждый ведомственный нормативный акт, имеющий общее значение, до его издания должен представляться в Минюст России для контроля и регистрации, которая осуществляется лишь в случае его соответствия законам, президентским указам и правительственным постановлениям. Только после регистрации и официального опубликования ведомственные нормативные акты вступают в силу.
     Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в правовом регулировании  предпринимательской деятельности. Предприниматели ведут свой бизнес в собственных интересах, их права  защищаются законодательством. Однако было бы неверно исходить из того, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности состоят лишь в защите прав предпринимателей. При осуществлении предпринимательской деятельности должны учитываться и интересы государства, всего общества. Таким образом, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и публичных интересов, частноправовых и публично-правовых начал.
     Это обстоятельство не учитывается теми, кто утверждает, что правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется лишь нормами гражданского права. Гражданское право — это частное право, гражданское законодательство используется для регулирования предпринимательской деятельности в целях охраны интересов предпринимателей и их контрагентов. Но это лишь одна сторона вопроса, другая состоит в том, что помимо частноправовых норм имеются публично-правовые нормы, ограждающие интересы общества от недобросовестных действий предпринимателей, направляющие их деятельность на обеспечение общественных интересов23. Такой подход прямо вытекает из предусмотренного в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством.
     Публично-правовые нормы, регулирующие предпринимательство, не вошли в ГК РФ за редкими исключениями, к которым относятся, например, нормы о государственной регистрации юридических лиц. ГК РФ конструируется в основном как частноправовой закон, в соответствии с п. 3 ст. 2 этого кодекса гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.