На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального  образования
«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра регионоведения
                                                Допустить к защите
                                                __________________ 2010г.
                                                Научный руководитель,
                                                канд. геогр. наук, доцент.
                                                А.А. Фил
                                                _________________________ 

             КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПРИРОДА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Работу  выполнила___________________________________А.Н. Кузина 

              Факультет             географический 

              Специальность Регионоведение
 
 
 
              Краснодар 2010 
         

             СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение……………………………………………………………….......2
1.Виды и типы этнических конфликтов
    1.1Классификация  этнических конфликтов……………………….….5
    1.2Способы  и формы регулирования этнических  конфликтов…………………………………………………………………....9
    Общая характеристика Северного Кавказа
    2.1Экономико-географическое положение Северного Кавказа…....17
    2.2 Геополитическое положение Северного  Кавказ………………...23
    3.Состояние и динамика изменений конфликтологической ситуации
    на  Северном Кавказе……………………..…………....……………....27
Заключение…………………………………………………………….….....38
Список  литературы…………………………………………………….........40
Приложение………………………………………………………………….43 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ
       В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту.
Они могут  быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, языковыми, межконфессиональными и др.
Конфликты могут различаться по степени  зрелости, характеру и остроте  своего разрешения. В зависимости  от конкретной исторической ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, к разрешению в результате субъективного фактора, либо к обострению конфликтной ситуации, к эскалации.
Этнополитические  конфликты нашедшие свое выражение  в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события,  происходящие в России, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих  новыми конфликтами. Поэтому проблемы изучения их истории, механизмов их предупреждения и урегулирования как никогда актуальны. Таким образом, актуальной является и тема курсовой работы.
Цель  курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие причины межэтнических конфликтов и их специфику на Северном Кавказе .
Объектом исследования является этнические конфликты на Северном Кавказе.
Предмет исследования – понятие и формы этнических конфликтов на Северном Кавказе.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, статистические данные.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается  в возможности использования  результатов работы для выбора оптимального пути урегулирования этнических конфликтов на Северном Кавказе.
   
 
 


1.Виды  и типы этнических конфликтов
1.1Классификация  этнoполитических конфликтов. 

       Существует  несколько типов классификаций  этнических конфликтов. Так, по форме  проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать [2].
Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих  сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты, проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами - бунтами, конфликтами-погромами.
Другие  конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. 

Если  все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию (чувство безысходности) в этнических группах, их переселения, то насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями[6].
Другой  тип классификации конфликтов — по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором — движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, своей республики.
Такие конфликты можно привести к компромиссу  за счет изменения системы государственного устройства путем перераспределения  властных полномочий от центрального правительства к органам управления этнотерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформированном виде.
Этнотерриториальный тип этнического конфликта предполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Современные этнотерриториальные конфликты, как правило, являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Другие конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).
В эту  группу конфликтов также входят конфликты, вызванные стремлением некоторых  этносов воссоединиться с соседним «материнским» или «родственным» государством (косовские албанцы). Обычно такие конфликты самые трудные для разрешения так как компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть либо подавлен силой, либо разрешен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства.
К этой же группе относятся социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.
Эти конфликты  можно привести к компромиссному варианту  за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.
Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества или путем признания территориальной автономии этнических меньшинств.
Анализ  разного типа этнических конфликтов и форм их проявления в границах постсоветского пространства послужил некоторым ученым основанием для создания еще одной типологии межэтнических конфликтов. Э. А. Паин и А. А. Попов предложили разделять этнические конфликты на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3) конфликты действий.
Первый  тип этой классификации подразумевает  такой характер конфликта, когда  конфликтующие этнические группы еще  не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». С этого начинался армяно-азербайджанский конфликт.
Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы.
Третий  тип конфликта по этой классификации  — конфликт действий: проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.
Данная  типология, как и все другие, имеет  достаточно условный характер, поскольку любой этнический конфликт одновременно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.
Каждая  из указанных форм отличается своими действующими лицами, или основными субъектами конфликта. При институциональной форме главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти[13].
При манифестизирующей  форме конфликта субъектом выступают уже значительные массы людей, поэтому данную форму конфликта называют еще конфликтом «массовых действий. Само по себе понятие «массовые действия» относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления (Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных государств) и конфликты между этническими группами.
Свою  классификацию предложил известный  этнолог Д. Горовиц. Она основана на специфике соотношения относительных  уровней экономического развития и социальной модернизированно-сти сепаратистских регионов и этнических групп по сравнению со средним для государства в целом и для доминирующего большинства его населения в частности. С этой точки зрения возможны четыре варианта конфликтов: 1) сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны; 2) сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны; 3) сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе; 4) сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны[20]. 

Таблица 1- Общеконфликтологические классификации конфликтов [1]. 
 

Основания классификации Типы  конфликтов
По  форме проявления и степени публичности Латентные и  актуализированные. Насильственные и  ненасильственные
По  качественным характеристикам Рациональные  и иррациональные. Интересов и  ценностей. С нулевой суммой и  с переменной суммой
По  коммуникативной направленности Горизонтальные (симметричные) и мер тикальные (ассимметричные)
По  особенностям протекания Открытые и  скрытые. Стихийные и спонтанные. Локальные и общие. Краткосрочные и затяжные
По  составу конфликтующих сторон Внутриличностные. Межличностные. Внутригупповые. Межгрупповые. Институциональные
По  возможностям регулирования Антагонистические и компромисс...... Конституционализированные и неким ституционализированные
По  функциональной значимости Конструктивные  и деструктивные
 
 
 
1.2 Способы и формы регулирования этнполитических конфликтов 

       В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.
Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний! Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.
Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять  твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон, обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.
Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического  характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказывается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные[17].
Хотя  в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.
В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти[14].
Такой вариант решения проблемы встречается  достаточно часто. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискредитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и содействием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.
Особенно  сложным в этом отношении является урегулирование и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современная политическая карта мира сформировалась в результате сложных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явлений сохраняется и в современном политическом устройстве. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости. Возможны и «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнического конфликта и перерастания его в форму насильственного противостояния сторон он проходит все стадии своего развития и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже неурегулирование конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами[12].
Обычно  этот вариант разрешения проблемы протекает  по двум возможным сценариям. Может  произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочетание обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).
Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный — путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.
Практика  нейтрализации этнических конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы. Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., большинство из них неразрешимы путем силовой победы одной стороны над другой и могут консервироваться на многий десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.
Вторым  вариантом разрешения актуализированного этнического конфликта является взаимное поражение конфликтующих  сторон. Чаше всего такой результат  конфликта возникает, когда обе  стороны истощили свои силы в борьбе и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения также имеет высокую вероятность для последующей актуализации конфликта. Третий способ разрешения конфликта может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время[11].
Согласно  данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.
В течение  латентного периода для предотвращения конфликта прежде всего следует;
- добиться  практической реализации принципа гражданского
равноправия;
- в новых  национально-государственных образованиях  следует начинать свою деятельность  с нулевого варианта гражданства;  это значит, что все люди, живущие  на территории государства, должны  иметь возможность для получения гражданства;
- проводить  политику социально-экономического  выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации;
- реализовывать  принципы федерализма равным  образом для всех этнических групп [6].
Перерастание конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо:
- создавать  этнически нейтральные подразделения  полиции и армии с определением  их четких функций и полномочий  в конфликтных действиях;
- организовать  подачу и изложение точной  и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации
- осуществлять  особый контроль за сохранностью  и движение оружия;
- максимально  строго преследовать по закону  организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнение приговоров.
В период активного течения конфликта  главной задачей является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры:
- удаление  из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов разрешения конфликта;
- предотвращение  раскола по этническому признаку  в государственных и силовых  структурах, обеспечивающих общественный  порядок;
- введение  особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации;
- создание  механизма прекращения боевых  действий и начале переговорного  процесса;
- проведение  комплекса мер по сведению  к минимуму количества человеческих  жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);
-  предотвращение  мародерства и военных преступлений. Наконец, четвертая фаза развития  конфликта предусматривает устранение  последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо:
- дать  общую оценку последствий конфликта  и объявить программу (план) воссоздания  единства гражданского общества  в условиях национального примирения;
-  придать  восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);
- начать  общественный диалог всех этнических  групп для реформирования общества;
- отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта» [4].
Кроме того, все перечисленные способы  и методы регулирования этнических конфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликтов. К такому типу методов можно отнести метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам.
Как показывает практика, эффективным методом ослабления и торможения конфликта является использование разного рода санкций ( от символических до военных) по отношению  к конфликтующим сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.
Весьма  эффективным методом ослабления этнических конфликтов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте[5].
Урегулирование  и прекращение межэтнических  конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений [20]. 

 

2.Общая характеристика Северного Кавказа 

2.1Экономико-географическое положение Северного Кавказа 

       Состав: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края; Адыгейская, Дагестанская, Карачаево-Черкесская, Чеченская (Ичкерия), Ингушская, Северо-Осетинская (Алания), Кабардино-Балкарская республики.
Территория–355,1 тыс. км2. 
Население – 17738 тыс. чел.

Таблица 2-Численность неизменного населения территорий Северного Кавказа, тыс. человек  

  1998 2000 2002 2004 2006 2008
Россия 148306,1 147137,2 146327,6 145924,9 144819,1 143954,4
Северный  Кавказ 17669,7 17580,0 17587,1 17504,7 17537,7 17520,5
Республика  Адыгея 450,4 449,5 449,3 448,9 446,5 444,9
Республика  Дагестан 2067,1 2073,2 2120,1 2148,8 2160,3 2179,5
Республика  Ингушетия 280,3 308,0 317,0 488,2 460,1 466,3
Чеченская Республика 904,3 808,8 780,5 573,9 609,5 624,6
Кабардино-Балкарская Республика 789,9 784,4 786,3 791,6 783,9 782,0
Карачаево-Черкесская Республика 435,7 433,7 433,5 434,7 430,7 428,6
Республика  Северная Осетия 658,3 663,6 662,7 673,8 677,0 678,2
Краснодарский край
5004,2 5010,5 5009,9 5067,5 4998,7 4987,6
Ставропольский  край 2650,3 2644,6 2659,9 2691,0 2654,2 2642,6
Ростовская  область 4429,2 4403,7 4367,9 4357,9 4317,4 4286,2
 
 
       Северо-Кавказский экономический район (СКЭР) расположен на юге европейской части Российской Федерации. Его территория простирается от Нижнего Дона да Большого Кавказского хребта. Занимая значительную часть Русской платформы и Кавказский перешеек, район имеет выход к Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, открывающим широкие возможности для морских перевозок грузов, как в СНГ, так и за его пределы. На побережье Чёрного моря находится Новороссийск – главный нефтеналивной порт России. Река Дон – важная водная артерия юга страны, позволяющая через Волго-Донской канал доставлять грузы речным транспортом по Волге и её притокам в старопромышленные районы Центральной России. Близость к топливным и ресурсным базам Украины, к развитым индустриальным районам Центра Российской Федерации, Поволжья и Закавказья благотворно сказывается на экономическом развитии Северо-Кавказского региона. Его территория лежит на пересечении транспортных путей из Центральной России в Закавказье, Турцию и Иран, из Донбасса в Урало-Поволжье, из восточных районов – к портам Чёрного моря.
Выгодное  транспортно-географическое положение создаёт необходимые предпосылки для развития хозяйственного комплекса района, роста торговли и экономических связей. Северо-Кавказский район граничит на юго-западе с Грузией, на юго-востоке – с Азербайджаном. Россия заинтересована в расширении экономического сотрудничества с этими странами. Однако переход к рынку наложил свой отпечаток на характер экономических взаимоотношений новых суверенных государств, а нестабильность на южных границах стала дополнительным фактором дестабилизации социально-экономического положения России. В переходный период на Северном Кавказе продолжается процесс образования новых политико-административных единиц: возникли Карачаево-Черкесская, Адыгейская и Ингушская республики. Чечня до сих пор не подписала договор о вхождении в состав РФ и выражает намерение стать членом СНГ на равноправной основе [21].
В общероссийском территориальном разделении труда  Северный Кавказ специализируется на крупномасштабном производстве продукции  различных отраслей агропромышленного  комплекса, а также на добыче угля, нефти и природного газа, выплавке цветных и чёрных металлов, на развитии энергетического, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. В 1995 г на долю Северо-Кавказского района приходилось 4,6% валовой продукции промышленности России. Здесь добывалось 1% нефти, 7,4% угля, производилось 5,2% электроэнергии, более 7% минеральных удобрений, почти 100% магистральных электровозов и 73% зерноуборочных комбайнов Российской Федерации[19].
Северный  Кавказ – район высокоразвитого сельского хозяйства. Его удельный вес в производстве валовой сельскохозяйственной продукции России составляет 11,6% [1].
Северный  Кавказ – основной рекреационный  район России. Здесь находятся  известные курорты: Туапсе, Сочи и  Кавказские минеральные воды, сосредотачивающие значительную часть лечебных и оздоровительных учреждений, пансионатов и кемпингов России. Важным объектом туризма служат Кавказские горы. В недавнем прошлом на Северном Кавказе ежегодно отдыхало 15 млн. чел.[8].
Народнохозяйственный  комплекс Северного Кавказа развивается под воздействием совокупности взаимодействующих факторов, определяющих локальные особенности его производительных сил. К ним относятся природные условия, наличие и структура минеральных и трудовых ресурсов.
Природные ландшафты Северного Кавказа многообразны. На территории региона можно выделить три зоны: равнинная (степная), предгорная и горная. Зона степей простирается северных границ района до рек Кубани и Терека. Южнее расположена предгорная область, постепенно переходящая в систему горных хребтов, образующих Черноморский, Кубанский, Терский и Дагестанский Кавказ.
Важную  роль в формировании климата Северо-Кавказского  района играют его южное положение, близость к трем морям, рельеф и высота над уровнем моря. Для климата  характерна широтная и вертикальная зональность, отражающая изменения температур и распределение осадков на территории региона. Лето повсюду, за исключением высокогорий, жаркое. Обилие тепла и света обеспечивает развитие растительности в зоне степей в течение семи месяцев, предгорий – восьми, а на Черноморском побережье – до одиннадцати. Это позволяет при соответствующем подборе сельскохозяйственных культур собирать до двух урожаев в год. Зима в разных зонах Северного Кавказа неодинакова. Зимние температуры изменяются от +2 – 5 С на Черноморском побережье до –4 – 8 С в центральных частях района. Решающее влияние на распределение осадков оказывают сухие среднеазиатские ветры, проникающие через каспийское море, и влажные черноморские. Ставропольское плато служит не только водоразделом, но и барьером, ограничивающим влияние черноморских ветров на востоке района. Поэтому юго-западные районы Северного Кавказа достаточно увлажненные (в Сочи выпадает 1410 мм осадков в год), восточные – засушливые (Кизляр – 340 мм), северные районы характеризуются непостоянством увлажнения (Ростов-на-Дону – 470 мм).
Северный  Кавказ относится к районам с  низкой водообеспеченностью и высокой  концентрацией водопотребителей. Дефицит  воды во многом обусловлен интенсивным  загрязнением промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. В бассейны Северского Донца и Дона ежесуточно выбрасывается 160 тыс. м3 неочищенных и около 300 тыс. м3 недостаточно очищенных сточных вод. Следствием безвозвратного изъятия части стока Дона и Кубани (9,5 –10 км3), а также выноса промышленных и сельскохозяйственных загрязнений стало резкое снижение биологической продуктивности Азовского моря: его солёность составляет 13%, что на 2,5% выше оптимальной при естественном режиме стока. Это привело к сокращению ареалов обитания проходных и полупроходных рыб более чем в 3,5 раза [3,16].
На долю Северного Кавказа приходится около 5% потенциальных ресурсов подземных  вод РФ. Большой интерес представляют глубинные рассолы Ставропольского  края, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других районов Предкавказья, содержащие ряд ценных микроэлементов: калий, йод, бром, радий и др. Общее содержание солей в этих водах превышает 10 – 80 г/л, а в отдельных районах – 110 – 350 г/л. Учитывая уникальный физико-химический состав и большие ресурсы минеральных вод Северного Кавказа, необходимо обеспечить строительство новых и расширение действующих бальнеологических курортов[8,9].
Северный  Кавказ – густонаселённый район  РФ. На его территории, составляющей всего 2% площади страны, проживает 11,9% населения России. По числу жителей (17,7 млн. чел.) Северный Кавказ уступает только Центральному и Уральскому экономическим районам. По темпам роста численности населения в переходный период он опережает среднереспубликанские показатели.
Нестабильность  межнациональной обстановки и война  в Чечне отразились на естественном движении населения, которое характеризовалось следующими показателями: на 1000 чел. рождаемость составляла 12,0, смертность – 13,6, естественный прирост –1,6. Неблагоприятная демографическая ситуация отмечалась в Краснодарском крае (естественный прирост –5,3 на 1000 чел. населения), в Ставропольском крае (-2,8), в Ростовской области (-6,6), Республике Адыгея (-3,7). Однако для большинства национальных республик Северного Кавказа по-прежнему свойственны высокие показатели рождаемости и естественного прироста населения. Так, естественный прирост населения составлял на 1000 чел. в Ингушетии – 17,4, Дагестане – 14,3, Северной Осетии – 6,3.
Важной  особенностью Северо-Кавказского района являются высокий удельный вес сельского населения (44,4%) и его высокая плотность, составляющая почти 50 чел./км2. В некоторых районах интенсивного земледелия она превышает 80 чел./км2. В отличие от Российской Федерации в целом процесс урбанизации на Северном Кавказе идёт значительно медленнее, что свидетельствует о высоком уровне развития сельского хозяйства. За 2003 – 2007 гг. сельское население на Северном Кавказе увеличилось на 648 тыс. чел., вследствие чего удельный вес городского населения снизился с 57,7% до 55,6%. В зависимости от характера освоения территории и соотношения промышленного и сельскохозяйственного производства доля городского населения на Северном Кавказе колеблется от 67,9% в Ростовской области до 41,7% в Дагестане.
Население по территории района размещено неравномерно. Густо заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./км2, в Краснодарском крае – 61,2 чел./км2. Значительно меньше плотность населения в Дагестане – 35,6 чел./км2 и Ставропольском крае – 35,4 чел./км2.
В последние  годы углубились диспропорции в половом  составе населения, связанные с  преобладанием женского населения. Мужчины составляют 46,9%, женщины  – 53,1%. Возрастная структура населения  Северного Кавказа характеризуется повышенной в сравнении с Россией в целом долей детей и подростков (24,9%) и более низкой долей лиц трудоспособного возраста (55,0%). В 1995 г. численность экономически активного населения в Северо-Кавказском районе составляла 207,9 тыс. чел., в том числе занятых в народном хозяйстве – 187,3 тыс. чел. С переходом на новые условия хозяйствования на Северном Кавказе обострились проблемы занятости. Общая численность безработных по отношению к экономически активному населению достигла 9,9%, в том числе в Дагестане – 22,3%, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии – 24,0%. Удельный вес женщин в общей численности безработных ниже, чем в среднем по России (37,5%). Средний возраст безработных на Северном Кавказе – 32 года. Усиление напряжённости в сфере занятости населения, его криминализация в значительной мере являются следствием недостаточного развития социальной инфраструктуры, подготовки кадров, низких темпов индустриализации национальных республик.
Северный  Кавказ относится к многонациональным  районам Российской Федерации. Только в Дагестане насчитывается свыше 30 различных народностей: аварцы, лезгины, даргинцы, кумыки и др. На степных равнинах Предкавказья и Нижнего Дона живут русские, на Кубани – преимущественно украинцы. Русское население составляет большинство во всех промышленных центрах района. Важнейшее условие экономического и культурного процветания всех народов, населяющих Северный Кавказ, – укрепление дружбы, хозяйственных связей и сотрудничества между ними. Именно этот фактор обеспечит экономическую стабильность и качественное преобразование хозяйственного комплекса региона[15]. 

2.2 Геополитическое положение Северного Кавказа
       До  распада СССР его кавказские территории включали как союзные закавказские республики: Грузию, Армению и Азербайджан, так и собственно российские автономные северо-кавказские республики, края и области. Распад Союза привел к образованию новых независимых государств, которые ориентировались в своей внешней и внутренней политике не только и не столько на Россию, правопреемницу бывшего СССР, ища нового партнерства с соседними государствами - региональными лидерами, такими, в частности, как Турция, Иран, Саудовская Аравия и другие.
Однако  необходимо принимать во внимание, что реализация национальных интересов  России в настоящий момент может осуществляться только при учете того факта, что вся территория бывшего СССР является сферой ее жизненно важных интересов, которые обусловлены высокой интегрированностью всех бывших союзных республик, действовавших в предшествующий период как единый экономический и военно-стратегический комплекс, имеющих до сих пор 'прозрачные' границы и большое количество населения, проживающего за пределами своих национально-государственных образований.
За реализацию этих национальных интересов Россия, как ни одно государство в мире, платила и по сегодняшний день продолжает платить колоссальную цену[11].
Как верно  было отмечено бывшим министром иностранных  дел России А.В.Козыревым, 'и сегодня, спустя годы после распада Советского Союза, все республики в большей  или меньшей степени своим экономическим выживанием обязаны помощи или субсидиям Российской Федерации. Ни у кого из истеричных защитников сверхсуверенитета - ни в самих бывших советских республиках, ни за рубежом - нет ответа на вопрос о том, какая еще страна или группа стран в мире готова была бы так же, как это делает сейчас Россия, поставлять государствам СНГ нефть и другие источники энергии, минеральное сырье да и многое другое, по существу, по заниженным ценам, в долг, который, как всем понятно, едва ли скоро будет возвращен. Если многие западные государства частенько говорят о том, что не готовы давать нам кредиты ввиду испытываемых ими финансово-экономических затруднений, то что же говорить о Российской Федерации. Такова правда о 'российском империализме', которую нам приходится разъяснять, когда речь заходит об усилиях России по восстановлению хозяйственных связей или налаживанию интеграционных процессов со странами СНГ [1, 36].
Продолжая характеристику геополитической ситуации в постсоветском пространстве, следует отметить, что наиболее сложным (в аспекте безопасности), нестабильным и конфликтным во всем бывшем СССР оказался Кавказ, на территории которого разразились и продолжаются до сих пор кровопролитный нагорно-карабахский конфликт, грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты, которые оказывают дестабилизирующее влияние на все соседние регионы. При этом кризис целого ряда процессов на Кавказе во многом обусловлен его геополитическим положением [7].
Итак, стратегическая значимость Кавказа для бывшего СССР и для России заключалась и заключается в том, что Кавказ является своеобразным связующим звеном между Европой и Центральной Азией, что он имеет выход к системе трех морей: Черного, Азовского и Каспийского.
В то же время другой особенностью Кавказа является своеобразная изолированность новых кавказских независимых государств и российских республик, что обусловлено отсутствием международных контактных узлов, где сходились бы границы нескольких государств, затрудненностью связи данных политических субъектов с внешним миром и между собой, сильной экономической, а теперь политической и военно-стратегической зависимостью от транзита через территории соседних стран.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.