Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        СОДЕРЖАНИЕ 

        Введение
    
        2
        Глава 1. Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности
        1.1. Значение изобразительной деятельности  для сенсорного развития ребенка
    
        5
        1.2. Задачи и содержание сенсорного  воспитания для детей разных  возрастных групп в процессе изобразительной деятельности
    
        8
        1.3. Педагогические условия сенсорного  развития дошкольников посредством  изобразительной деятельности
    
        14
        Заключение
    
        21
        Литература
    
        23
 
     
     
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        Введение 
     

          Сенсорное воспитание, направленное  на формирование полноценного  восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является  чувственный опыт. Успешность умственного,  физического, эстетического воспитания  в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития  детей, то есть от того, насколько  совершенно ребенок слышит, видит,  осязает окружающее.
          Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
        Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет  самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка  в детском саду, в школе, и для  многих видов труда. [1, с.3]
        Изобразительная деятельность дошкольников заключает  в себе большие потенциальные  возможности сенсорного развития ребенка. Однако эти возможности могут  быть реализованы лишь тогда, когда  дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с  возрастными особенностями. А если они будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к рисованию, лепке, и тогда их влияние на сенсорное  развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи  с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния  на сенсорное воспитание ребенка, развитие его способностей и творческого  потенциала.[4,с.4]
          Дошкольный возраст-период первоначального  ознакомления с окружающей действительностью, и именно изобразительная деятельность является одним из средств сенсорного развития ребенка-дошкольника и предоставляет широкие возможности для решения задач сенсорного развития и воспитания дошкольников.
          Цель исследования: Изучить проблему  сенсорного воспитания дошкольников  в процессе изобразительной деятельности, обосновать ее значение для  сенсорного развития дошкольников.
        Задачи  исследования:
        - изучить психолого-педагогическую  и учебно-методическую литературу  по теме исследования;
        - выявить связь проявления сенсорного развития и изобразительной деятельностью дошкольников;
        - выявить проявление сенсорной  культуры дошкольников в процессе  изобразительной деятельности;
        - выявить уровень изобразительных  навыков и умений дошкольников, его зависимость от уровня  сенсорного развития детей;
        - составить методические рекомендации  по использованию изобразительной  деятельности для сенсорного  развития и воспитания дошкольников  в данной возрастной группе.
        Объект  исследования: - изобразительная деятельность дошкольников.
        Предмет исследования: - проявление сенсорной  культуры в процессе изобразительной  деятельности дошкольников.
        Гипотеза: В процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при  условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития ребенка-дошкольника, значительно  влияет на формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста.
        Методы  исследования:
        - анализ психолого-педагогической  и учебно-методической литературы;
        - наблюдения;
        - анализ продуктов деятельности;
        - педагогический эксперимент.
        Таким образом, в процессе изобразительной  деятельности  создаются благоприятные  условия для сенсорного развития дошкольника.  
     
     
     
     
     
     

        Глава 1
        Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной  деятельности 
     

        1.1.Значение изобразительной деятельности для сенсорного развития ребенка
          Рисование, лепка и аппликация  – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой  – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность –  одна из самых интересных для  детей дошкольного возраста. Ведь  не случайно ребенок, как писала  Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться, самым разнообразным образом  выразить полученные им впечатления:  движением, словом, мимикой. Надо  дать возможность ему, отмечала  она, расширить область выражения  складывающихся у него образов.  Надо дать ему материал: глину  для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим  материалом. Материальное выражение  сложившихся образов служит прекрасным  средством проверки и обогащения  их. Надо всячески поощрять детское  творчество, в какой форме оно  не выразилось.[5, с.71]
          Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность  передавать то, что им нравится, что вызывает у них интерес,  выражают свои чувства с помощью  цвета и композиции работы. А  это в свою очередь, создает  условия для сенсорного воспитания  и развития детей.
          Непосредственное, чувственное знакомство  с предметами и явлениями, с  их свойствами и качествами  составляет область сенсорного  воспитания. Формирование представлений  о предметах требует усвоение  знаний об их свойствах и  качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети  определяют и называют эти  свойства, сравнивают предметы, находят  сходство и различие, то есть  производят умственные действия. Таким образом, изобразительная  деятельность содействует сенсорному  воспитанию, развитию наглядно-образного  мышления.
          Ребенок в жизни сталкивается  с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи воспитателя. Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.
          В процессе общественно-исторического  развития человечество систематизировало  все многообразие свойств и качеств предметов. Были выделены основные формы предметов, основные цвета и так далее. Овладение этими основными формами, цветами и так далее и их словесными обозначениями облегчают ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это как овал», «Это похоже на кубик» и так далее. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить затем в рисунках. Так дети усваивают составную часть сенсорного воспитания – эталоны. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ее в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание изобразительной деятельности дошкольников. И именно на занятиях по изобразительной деятельности дети через практическую деятельность осваивают сенсорные эталоны, сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия. А затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. [1, с.5]
           В массе своей младшие дошкольники,  как правило, не стремятся к  разнообразному цветовому решению  изображения и могут выполнить  весь рисунок одним цветом. Даже  напоминание педагога о том,  что в распоряжении ребенка  есть карандаши (краски) разного  цвета, не вызывает у детей  желания применять их. Такое явление  можно объяснить тем, что в  условиях целенаправленного обучения  внимание детей чаще обращается  на форму предметов, без активного  освоения которой изображение  получается неузнаваемым, цвет же  для них не выступает как  обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать  у детей восприятие цвета, чувство  цвета. Обогащение сенсорного  опыта позволяет сформировать  представление о цвете предметов  как их необходимом, а вместе  с тем в ряде случаев меняющемся  свойстве.  
          В детском саду ребенок обучается  рисованию, лепке, аппликации, конструированию.  Овладение знаниями и умениями  в этих областях требует постоянного  внимания к внешним свойствам  предметов, их учета и использования.  Так, для того чтобы получить  в рисунке сходство с изображаемым  предметом, ребенок должен достаточно  точно уловить особенности его  формы, цвета. Конструирование  требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет  взаимоотношения частей в пространстве  и соотносит свойства образца  со свойствами имеющегося материала. 
          Задача изобразить тот или  иной предмет, явление, поставленная  перед ребенком им самим или  педагогом, активизирует его представление,  заставляет по-новому их осмыслять.  Рисование способствует обогащению  восприятия, представлений, памяти  детей новыми образами, которые  при изображении уточняются, обогащаются.  Сформировавшиеся представления  в процессе их воссоздания  дополняются новыми чертами. Увеличивается  в целом запас знаний об  окружающей жизни.
          Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией,  дети узнают различные материалы  (бумагу, краски, глину, мелки и  др. ), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают  навыки работы с этими материалами,  узнают орудия человеческой деятельности  -карандаш, кисть, ножницы - и усваивают способы действия с ними, а следовательно, обобщенный в них общественно-исторический опыт человечества. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется.[4, с.17]
          Обучение изобразительной деятельности  в настоящее время невозможно  без формирования таких мыслительных  операций, как анализ, синтез, сравнение,  обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и  их частей перед изображением  детей учат выделять форму  предметов и их частей, величину  и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме  предметов требует их сопоставления  и установления различий. Вместе  с тем дети учатся сравнивать  предметы, явления и выделять  в них общее, объединять предметы  по сходству.
          Так по форме предметы окружающего  мира можно объединять в несколько  групп (предметы округлой формы,  прямоугольной и так далее.) На  основе сходства предметов по  форме возникает общность способов  изображения в рисунке, лепке.  Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму  или части круглой формы), нужно  раскатывать комочки глины кругообразными  движениями.
        Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать  предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого.
          Познание предметов и их свойств,  приобретаемое действенным путем,  закрепляется в сознании. Качества  той или иной формы, величины, цвет становятся не только  признаками отдельных, определенных  предметов, но и обобщаются  в понимании детей как присущие  многим предметам. Они узнают  и назовут их в любых предметах.
          При проведении занятий по  изобразительной деятельности создаются  благоприятные условия для формирования  таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность  и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами  и явлениями, их свойствами  и качествами составляет область  сенсорного воспитания. Успешное  овладение изобразительной деятельностью  требует осуществления сенсорного  воспитания и само содействует  этому воспитанию.
          Впервые нарисовать – большое  счастье для трехлетнего малыша. Радостная улыбка появляется  на лице старших дошкольников, когда им удается вырезать  красивый хоровод. В процессе  лепки, рисунка, аппликации ребенок  вспоминает те явления и события,  которые хочет выразить, вновь  испытывает те чувства, которые  были им вызваны. Часто ребенок  дает определение, характеристику  тому предмету, который лепит  или рисует, выражая свою оценку, свое отношение.
          Таким образом, изобразительная  деятельность оказывает огромное  значение на сенсорное развитие  ребенка- дошкольника. 
     

        1.2. Задачи и содержание сенсорного воспитания для детей разных возрастных групп в процессе изобразительной деятельности. 
          Для каждого возраста включаются  определенные задачи и содержание  по сенсорному воспитанию детей. Они определены программой «Пралеска».
    Задачи  и содержание сенсорного воспитания для детей 2-3 года жизни
          Сенсорное воспитание детей 2-3 лет на занятиях рисованием  и лепкой целесообразно начинать  с ощущения движений руки с  карандашом, действия с глиной  и переходить к организации  зрительного восприятия смятого  руками ребенка комка глины  и начерченных на бумаге штрихов.  Приковывают взор ребенка и  нанесенные им на бумагу красочные  пятна, поэтому детям данного  возраста следует дать для  рисования не только карандаши,  но и краски.
          Предметно-изобразительный смысл  детские рисунки и лепка приобретают  благодаря оживлению имеющихся  у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает. Некоторые дети выражают в слове свои желания что-либо вылепить или нарисовать, но не в силах реализовать эти желания.
          Существенный перелом в деятельности  наступает тогда, когда дети  овладевают произвольностью формообразующих  движений. Выделению формы как  основного признака содействует  аппликация из готовых форм  или выкладывания из них. Вместо  неровного и неоформленного комка  глины и мотков штрихов в  рисунке дети получают правильные  геометрические формы, которые  надо соотнести с предметами. Сам по себе кружок для ребенка  – предмет, тем более что  он легко представляет его  себе как шарик, мячик. Чистая  геометрическая форма, лишенная  частных признаков конкретных  предметов, с самого начала  играет роль меры для всех  предметов круглой формы, имеющихся  в опыте ребенка. Однако дети  не воспринимают ее как абстрактную,  а лишь как наиболее простое  и ясное выражение формы того  или иного конкретного предмета. Когда круглая форма выделена, и дети ее узнают, можно учить  их освоению движений, образующих  круглую форму в лепке и  в рисунке.
          Детей этой группы нужно научить  изображению несложных предметов  окружающего. Для этого необходимо, чтобы сформировались ясные представления  о тех предметах, которые детям  предлагается изображать, а также,  чтобы они овладели некоторыми  формообразующими движениями и  свободно применяли их при  решении изобразительной задачи.
          Программа по изобразительной  деятельности предусматривает обучение  детей изображению предметов  круглой формы, предметов, представляющих  различные сочетания прямых линий,  а также предметов, состоящих  из сочетания округлых форм  и прямых линий. Наконец надо  научить детей изображению предметов  прямоугольной формы, предметов,  состоящих из частей, включающих  прямоугольную и круглую форму  и сочетания прямых линий.
          В соответствии с программными  задачами должно быть подобрано  предметное содержание занятий.  Оно  должно быть близким  и понятным детям, интересным  для них. Лучше всего для  этой цели подходят игрушки  и предметы, окружающие детей  в их повседневной жизни.
          Задача изображения различий  по величине может быть поставлена  только тогда, когда дети овладеют  формообразующим движением. С  этой целью можно предлагать  им изображение больших и маленьких  предметов круглой формы, например вылепить ягодки и яблочки, мячи большие и маленькие или нарисовать большие и маленькие снежные комочки, елочные шарики и др. Овладение детьми умением передавать различие по величине дает им возможность изображать предметы, состоящие из 2-3 частей одинаковой формы, но различной величины.
          Согласно программе дети учатся  различать и правильно называть 6 цветов: красный, желтый, синий,  зеленый, белый, черный. Дети усваивают  эти цвета постепенно, но для  рисования в большинстве случаев  воспитатель дает 2-3 краски на  выбор, а карандаши сразу шести  цветов. Лишь в некоторых случаях  цвет материала, который готовится  воспитателем, соответствует цвету  реального предмета: зеленый для  елочки, белый для снега, желтый  для цыпленка и т.д. В других  случаях дети выбирают цвет  по своему желанию.
          Обследование предмета перед  началом изображения в этой  группе очень важно, так как  у детей еще очень мал жизненный  опыт, нет запаса представлений  о предметах, дети не умеют  выделять их свойства. Надо учить  детей восприятию предмета в  целом, а затем выделению тех  свойств, передача которых даст  возможность изобразить предмет  (форма, величина, цвет, а позднее  и строение предмета). На основе  восприятия у детей образуются  представления, которые и направляют  процесс изображения.
          Так как вначале перед детьми  ставится задача – передать  в изображении форму предмета  и в некоторых случаях цвет, то при обследовании надо учить  детей, прежде всего, выделять  форму. Маленьким детям это  дает не так просто. Воспитатель  при обследовании постоянно фиксирует  их внимание на форме. И спрашивает  он не просто: “Какой шарик?”,  а “Какой формы шарик?”
        Чтобы представления детей о предметах  были более отчетливыми и ясными, важно так организовать обследование, чтобы каждый ребенок подержал предмет  в руках.
          Чтобы представления детей о  предметах были более отчетливыми  и ясными, важно так организовать  обследование, чтобы каждый ребенок  подержал предмет в руках. Особое  значение имеет это в лепке,  где дети создают изображение,  воздействуя на материал непосредственно  руками. Если нет возможности  сделать это на занятии, нужно  внести предмет до занятия  или накануне и проследить, чтобы  каждый ребенок познакомился  с ним.
          Важную роль в процессе обследования  играет движение руки по предмету. При показе предмета движущаяся  по предмету рука воспитателя  ведет за собой взор ребенка  и учит его прослеживать форму  предмета, обегать ее по контуру.  Кроме того, в этом возрасте  дети только начинают овладевать  способами изображения предметов,  поэтому очень важна связь  движений, включенных в восприятие  предмета, с движениями при выполнении  рисунка, лепки. Важно, чтобы  дети не только видели движение  руки воспитателя, но и сами  производили это движение. Рекомендуется  вызвать кого-нибудь, чтобы он обвел рукой предмет, называя его форму. Воспитатель следит за тем, как ребенок это делает, и, если есть необходимость, берет руку ребенка в свою и производит правильное движение.
           После этого целесообразно предложить  всем детям показать пальчиком  в воздухе ( если это рисование ), какой например, круглый шарик, а затем сделать рукой или кистью в воздухе нужное движение, а перед лепкой показать, что дети будут делать руками, чтобы скатать шарик. Этим приемом можно пользоваться тогда, когда дети уже изображали предмет сходной формы. Если же предмет такой формы дети изображают впервые, необходимо при показе способа действия подчеркнуть: «Чтобы нарисовать шарик нужно так вести рукой». Или: Чтобы вылепить яблочко, нужно катать комок глины вот так». Постепенно дети будут овладевать не только восприятием предметов, но и способами их изображения.
          Детей нужно учить и действиям  с глиной, прежде всего формообразующим  движениям при лепке предметов  цилиндрической и округлой формы.  В лепке очень важна сила  давления на материал при движении  рук. Сначала дети или вовсе  не надавливают ладошками на  глину, или делают это очень  слабо, а иногда неравномерно: то вдруг сильно сожмут комок,  то ослабят давление. В первом  случае движение не приводит  к образованию формы, во втором  форма искажается. Регулированию  давления на глину детей нужно  учить.
          Овладение формообразующими движениями  в младшей группе является  той основой, на которой строится  формирование техники рисования,  лепки в последующих группах.
          Отсутствие дифференцированного  подхода при обучении первоначальным  изобразительным движениям приводят  в дальнейшем к резкому отставанию  некоторых детей, в то время  как индивидуальный подход в  обучении технике изображения  уже на первых этапах способствует  успешному формированию технических  навыков и умений у всех  детей группы.
          Большое значение для овладения  изображением и формообразующими  движениями имеет такая методика  занятий, при которой детям  предлагают слепить не одно  яблочко, а несколько, нарисовать  не одну баранку, а много,  не одного цыпленка, а двух-трех. Изображение на одном листе  нескольких предметов позволяет  в то же время подвести детей  к передачи простого сюжета. [9, с.22-30]
        Задачи  сенсорного воспитания детей 2-3 года жизни:
        - знакомить детей с основными  цветами (красный, желтый, зеленый,  синий) и с цветами спектра;  помочь в освоении основных  цветов (называть и использовать применительно к цвету изображения: зеленая елочка, желтый цыпленок); содействовать проявлению эмоциональных реакций на яркие цвета красок;
        - помогать детям усваивать простейшие  элементы рисунка: мазок, линия  (прямая, замкнутая, ломаная), округлые  формы, основные формы, простая  композиция (в зависимости от  темы – середина листа бумаги  или весь лист);
        - содействовать обогащению представлений  детей о цвете, форме, величине  в процессе конструктивной деятельности.
        Задачи  и содержание сенсорного воспитания для детей 4-5 года жизни
          В группе «Почемучки», по сравнению с предшествующей, изобразительные задачи усложняются.
          В связи с этим усложняется  и сенсорное содержание деятельности. Дети должны научиться различать,  называть и изображать предметы  не только круглой и прямоугольной  форм – эти умения закрепляются  в средней группе, но и овальной, и треугольной. Зрительный контроль  над движением рук в процессе  изображения усиливается. 
          По программе количество цветов, которые должны знать и использовать  дети в этой группе, остается  почти неизменным. В изобразительной  деятельности детей цвет уже  не только выступает как свойство  того или иного предмета, но  и используется как компонент  декоративного творчества. В декоративном  рисовании, которое впервые вводится  в этой группе, и в аппликации  дети учатся чередовать цвета,  красиво сочетать их в узоре.  Такое использование цвета повышает  эстетическую значимость изобразительной  деятельности детей. 
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.