Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Последствия государственного долга и методы управления им

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание 

       Введение ………………………………………………………………..…3
       1 Теоретические аспекты государственного  долга ………………….…5
       1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
       1.2 Сущность государственного долга  и его влияние на развитие  экономики ……………………………………………………………………….11
       1.3 Структура государственного долга  и его виды …………………...14
       2 Последствия государственного долга  и методы управления им …..22
       2.1 Последствия государственного долга  …………………………….22
       2.2 Методы управления государственным  долгом ………………..…25
       Заключение …………………………………………………………...…32
       Список  использованных источников ………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Большое внимание в последние годы уделяется  дефициту бюджета и растущему  государственному долгу. Бюджетный  дефицит - это та сумма, на которую  в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
       Актуальность  темы курсовой работы определяется важностью  проблемы формирования государственного долга страны, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Это в равной степени относится как к периоду его формирования, так и проблематике настоящего времени. Проблема государственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России и этим заслуживает самого пристального внимания со стороны различных исследователей. Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение – не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета. 
       В связи с этим, в курсовой работе рассмотрена проблема государственного долга и его последствий в российской экономике в настоящее время.
       Объектом исследования выступает государственный долг как экономическая категория.
       Предметом исследования являются особенности государственного долга и его последствия в системе экономических отношений.
       Цель  курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
       Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
       - определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
       - изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
       - рассмотреть структуру государственного  долга, его виды и формы;
       - проанализировать последствия государственного долга;
       - охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.
       Теоретической основой работы явились труды и публикации теоретиков и практиков, работающих в области управления государственным долгом.
       Курсовая  работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Теоретические аспекты государственного долга 

       1.1 Понятие государственного долга 

       Государственный долг – результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков1. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
       Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.
       К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц2.
_____________
1 Гаген А.В. Государственный долг. Управления государственным долгом // Финансовый юрист, 2010, № 2
2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (статья 97)
       Государственный долг тесно связан  и является составляющей более широкого понятия «государственный кредит». Поэтому рассматривая категорию «государственный долг» нельзя обойти стороной понятие «государственного кредита», поскольку увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.
       Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений3. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
       Государственный кредит независимо от формы его существования  имеет, как правило, добровольный характер.
       Государственный кредит используется государством для решения различных задач4:
       - поиск финансовых ресурсов для  финансирования государственных  расходов, увязки доходов и расходов;
       - регулирование макро- и микроэкономических  процессов;
       - воздействие на социальную и  денежно-кредитную политику.
       Государственному кредиту присущи определенные принципы, характерные для любых кредитных отношений. К ним относят:
       - принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств;
       - принцип срочности означает, что  в кредитном договоре должен  устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться;
_____________
3 Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009
4 Финансы и кредит: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Волтерс Клувер, 2008
       - принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.
       Кроме того, с понятием «государственный долг» тесно связано понятием «бюджетный дефицит», так, как, во-первых, государственный заем - важный источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
       В связи с этим, современная экономическая  теория и практика уделяют большое  внимание проблемам дефицита бюджета  и государственного долга. В настоящее  время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
       Среди западных экономистов велись и ведутся  активные дискуссии об оправданности  дефицита бюджета в определенные периоды развития мировой экономики. Следует сказать, что одной из причин образования и роста государственного долга становились именно хронические бюджетные дефициты.
       Как известно, бюджетный дефицит возникает  в случае превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами. Что касается государственного долга, то его накопление до сегодняшней величины произошло за годы независимости. Основными причинами быстрого возрастания государственного долга являются следующие5:
       - дефицитность государственного  бюджета;
_____________
5 Лебеда Г. Бюджетный дефицит и государственный долг // Теория и практика управления, 2009, № 4
       - несбалансированность торгового  баланса;
       - формирование стабилизационного  фонда национальной валюты;
       - принятие государством долгов  предприятий за потребленные  энергоносители;
       - выполнение гарантийных обязательств  по экспортным кредитам.
       Следовательно, одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены.
       Не  вдаваясь в различные теории природы  бюджетного дефицита, можно обобщенно  сказать, что современными экономистами его происхождение определяется следующими основными факторами. Это долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений и государственных расходов; стадии экономического цикла, в которых находится экономика страны в данный период; текущая политика государства в области бюджетных расходов и доходов; чрезвычайные обстоятельства, вызывающие рост непредвиденных расходов государства; неэффективность финансовой системы. В зависимости от этих факторов или их совокупности в большинстве стран используются следующие способы финансирования бюджетного дефицита6:
       1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
       2) увеличение налоговых поступлений в бюджет, а также доходов от приватизации, продажи государственного имущества;
       3) долговое (кредитное) финансирование.
       Все три способа не лишены недостатков. Кредитно-денежная эмиссия, конечно, снижает дефицит бюджета, но создает сильное инфляционное
_____________
6 Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века, 2009, № 4
воздействие на экономику и приводит к различного рода сбоям, поскольку дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег. Этот способ подвергся жесткой критике еще в начале XIX в.
       Увеличение  налоговых поступлений в бюджет происходит в результате роста налоговых  ставок, что означает фактически прямое или косвенное изъятие доходов у населения и частного сектора и их перераспределение. Происходит снижение стимулов и деловой активности к инвестированию, спад производства, социальные негативные последствия. При этом если применение первых двух способов финансирования дефицита достаточно быстро приводит к нежелательным последствиям для экономики, то долговое финансирование имеет определенную длительность срока возврата долгов, который можно неоднократно продлевать, что и определяет временной промежуток от начала накопления заимствований до наступления непосредственно кризисных явлений, обусловленных неуправляемым ростом государственного долга, который ложится тяжелым бременем на экономику. Вследствие этого государство не в состоянии погашать и обслуживать свои долговые обязательств в полном объеме и в срок.
       Следует отметить, что в рамках долгового  способа финансирования бюджетного дефицита (основные принципы которого были сформулированы немецким экономистом  А. Вагнером в конце XIX в. в «законе возрастающей государственной активности», вошедшего в состав мировой экономической науки) посредством долгового финансирования достигалось оптимальное распределение во времени инвестиционной нагрузки на государственные бюджеты. С другой стороны, исключалась необходимость повышения налогов для финансового обеспечения чрезвычайных расходов. Поэтому такой подход в финансировании государственных расходов посредством долгового, или, по-другому сказать, кредитного, финансирования широко пропагандировался экономистами немецкой школы конца XIX — начала XX в. Данные принципы оказали существенное влияние на современный этап развития теории о роли государственного долга, поскольку они стали использоваться многими европейскими странами при планировании бюджетов. На различных стадиях развития экономики, будь то спады или подъемы, темпы роста доходов бюджета, определенные на основе налогового законодательства, выше или ниже темпов роста расходов бюджета, которые, как правило, имеют тенденцию к росту. Поэтому необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на кредитной основе для своих нужд вытекает из противоречий между размером потребностей и возможностью государства удовлетворить эти потребности за счет доходов бюджета.
       Активное  использование этого способа финансирования обусловлено рядом факторов, на которых следует кратко остановиться. Так, например, большинство населения до конца не понимает, что рост государственного долга сегодня связан с усилением налогового бремени в будущем. При этом политики под давлением населения скрывают значительную часть бюджетного дефицита в сфере социального, медицинского страхования или пенсионного обеспечения путем создания дополнительных бюджетных или внебюджетных фондов, проведения квазифискальных мероприятий. С другой стороны, учитывая возраст и работоспособную продолжительность жизни, население одобряет кредитное финансирование расходов, которые запланированы как дефицитные. Таким образом, с помощью кредитного финансирования государственных расходов правительство решает проблемы развития экономики, которые иначе просто недостижимы, или при попытке использования других методов финансирования дефицита бюджета несет значительные издержки7.
       Таким образом, причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и
_____________
7 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг. — Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008
внешнего  займов. В целом, рост государственного   долга   может  повлечь  за  собой  реальные  негативные экономические последствия. 

       1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики 

       В экономической литературе не прекращается активное обсуждение вопроса о сущности государственного долга и его  влиянии на развитие экономики.
       Экономическая наука дает многостороннее представление о государственном долге. Взаимосвязь долга и экономики сложна и неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия долга на экономику не существует. Взгляды макроэкономистов на эту проблему совершено различны. С одной стороны, имеет место рыночный либерализм, при котором государственный долг как инструмент государственного воздействия на экономику рассматривается как негативный фактор. В этом случае предпочтение отдается полному отказу от финансирования расходов государства (бюджета) за счет государственного долга. Например, представители монетаризма (М. Фридмен, И. Фишер, А. Мелцер) выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных краткосрочных и долгосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственный долг. Представители так называемой стокгольмской школы макроэкономистов (Г. Мюрдаль, Э. Линдаль и др.) предложили теорию «циклического балансирования бюджета», то есть приспособления его доходов и расходов к экономическому циклу. С их точки зрения, дефицит бюджета, образовавшийся во время кризиса и депрессии, должен покрываться соответствующим бюджетным избытком во время следующего за депрессией периодом подъема8. Однако, 
_____________
8 Федулова С.Ф. Финансы. — М.: Кнорус, 2008
они недостаточно учитывают временной фактор цикличности  экономики, когда возникает хронический  характер дефицита бюджета на протяжении длительного периода, что создает  предпосылки к необходимости заимствований.
       С другой стороны, преобладает теория о необходимости сильного государственного регулирования экономики, допускающая  использование государственных  заимствований. В результате проведения государством активной долговой политики многие экономисты видят в росте государ-ственного долга две главные опасности. Одна из них – это вероятность
вероятность наступления банкротства государства, вторая — опасность переложения  долгового бремени на будущие  поколения. Например, немецкие экономисты Штейн, Дитцель, Небениус считали, что, если государство слишком редко пользуется государственным кредитом, значит, оно вынуждено увеличивать ставки налогов и слишком много средств забирает у своих современников, тем самым недостаточно заботится об интересах населения. Американские же ученые К.Р. Макконел и С.Л. Брю полагали, что правительство практически всегда сможет выполнить свои обязательства по внутреннему долгу, так как для этого оно может воспользоваться рефинансированием долга, эмиссией денег или увеличением налоговых доходов9. К. Маркс в своих трудах отмечал, что государственные займы являются своего рода «двигателем» для первоначального накопления капитала: «государственный долг создал акционерные общества, торговлю всевозможными ценными бумагами, биржевую игру и современную банкократию»10.
       Основные  тезисы, выработанные в мировой практике в отношении регулирования зависимости  роста долга от роста экономики, говорят о том, что чем выше темпы экономического роста и  ниже реальные процентные ставки, тем беспроблемней использование государством заемных средств для
_____________
9 Федулова С.Ф. Финансы. — М.: Кнорус, 2008
10 Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века, 2009, № 4
финансирования  своих расходов; в случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении долгом11. Эти положения впервые были сформулированы представителем неокейнсианского направления в экономике Е. Домаром в 1944 г. на основе разработанной им модели, которая увязывает размер государственного долга с размером ВВП, а прирост государственной задолженности — с ростом экономики. С помощью этой модели он сделал несколько выводов.
       Во-первых, постоянно растущий государственный  долг не обязательно ухудшает будущую налогово-бюджетную ситуацию вследствие повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием долга. Определяющей величиной в случае финансированных ставок процента (доходности государственных облигаций) и доли задолженности в ВВП является темп экономического роста. Во-вторых, при положительных темпах роста ВВП обслуживание государственного долга осуществляется безболезненно. Экономический рост создает предпосылки для увеличения государственного долга. Если доходность государственных облигаций равна темпу роста ВВП, то предельное значение процентных платежей в ВВП будет соответствовать уровню вновь образующейся задолженности в ВВП. В-третьих, если уровень процентных ставок выше темпов роста ВВП или если ВВП снижается, то расходы по обслуживанию долга превышают объем новых правительственных займов. Государство в этом случае будет вынужденно использовать для обслуживания своего долга дополнительные средства из бюджета.
       Обобщая проведенные экономистами исследования вопросов государственного долга, следует сказать, что они легли в основу нескольких подходов к его функциям и классификации. Так, главная функция государст-
_____________
11 Козикова Е.Н. Государственный внешний долг: функционирование в экономике страны-заемщика. — М.: МАКС Пресс, 2009 
венного кредита — перераспределение  денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики и целесообразностью поддержки социально-экономической сферы. Эта функция обеспечивает формирование денежных фондов на уровнях бюджетной системы государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности. Регулирующая функция проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала, на производство и занятость. Используя государственный кредит в качестве регулирования экономики, государство проводит финансовую политику. 
       Проблема  взаимозаменяемости налогов и государственного долга в период экономического спада проявляется, когда имеет место и увеличивается разрыв между налоговыми доходами и государственными расходами. В это время происходит наращивание объемов заимствований с целью финансирования дефицита бюджета. Таким образом, государственным долгом выполняется заместительная функция. По мнению исследователей, перечисленные функции государственного долга скорее характерны для государственного бюджета, то есть функции центрального уровня государственного управления. Наконец, практическое значение контрольной функции заключается в обеспечении полноты и своевременности погашения долговых обязательств и эффективного использования заемных средств.  

       1.3 Структура государственного долга и его виды 

       Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.
       Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде обязательств по12:
_____________
12 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (пункт 2, статья 98)
       1) кредитам, привлеченным от имени  Российской Федерации как заемщика  от кредитных организаций, иностранных  государств, в том числе по  целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
       2) государственным ценным бумагам,  выпущенным от имени Российской  Федерации;
       3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
       4) государственным гарантиям Российской  Федерации;
       5) иным долговым обязательствам, ранее  отнесенным в соответствии с  законодательством Российской Федерации  на государственный долг Российской  Федерации.
       Долговые  обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
       К государственному долгу, а точнее сказать, к государственным заимствованиям различными исследователями-экономистами применяется классификация по ряду признаков.
       В зависимости от слагаемых элементов, государственный долг подразделяется на капитальный, текущий и основной.
       Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
       Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
       Основной  долг – это номинальная стоимость  всех долговых обязательств государства  и гарантированных им заимствований.
       В соответствии с уровнями власти (классификация по типу заемщика) публичный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг.
       Большинство государственных долгов различаются  по степени старшинства – очередности удовлетворения претензий в случае невыполнения обязательств по долгам. В данном случае различают:
       - старшие долги (обязательства  исполняются в первую очередь:  МВФ, Мировой банк);
       - субординированные долги;
       - младшие долги (глубоко субординированные) – исполняются в последнюю очередь (долги национальным предприятиям и т.д.).
       С точки зрения рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
       Классификация государственного долга в соответствии с данными критериями представлена на рис.113.
       Внутренний  долг – это долг правительства  перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых  для покрытия дефицита бюджета, выраженный в национальной валюте.
       В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.