На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Арт-терапия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и

творческим  самовыражением………………………………………..5

1.1 История возникновения арттерапии………………………………………....5

1.2 Цели, подходы и  принципы арттерапии ……………………………………8
1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.……………………15
1.4 Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер…………….……..20
ГЛАВА 2 Групповые техники АРТТЕРАПИИ………………………...26
      Коллаж………………………………………………………………………..26
      Техника «Дорисуй рисунок» (или «Рисунок по кругу»)………………….28
      Групповая картина. «Работа с границами»………………………………...29
      Техника «Сотворение глиняного мира»……………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список  использованных источников…………………………………………...33

     Введение

          Арттерапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арттерапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.
     Арттерапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
     В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку, арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности. Продолжительность сессии 50 минут.
     Несмотря  на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма  психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
    неврозы
    повышенная тревожность, страхи
    низкая самооценка
    трудности взаимоотношений с окружающими
    депрессии
    стрессовые ситуации (в т.ч. семейные)
     Таким образом, достигаются цели:
     - выражение эмоций и чувств, связанных  с переживаниями  своих проблем, самого себя;
     - активный поиск новых форм  взаимодействия с миром;
     - подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
     - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
       Различают два основных типа арттерапии: пассивная (когда для лечения используется уже существующее произведение искусства и пациент его анализирует и интерпретирует) и активная (когда творит сам пациент – в этом случае как основной лечебный фактор рассматривается сам акт творчества). Зачастую оба типа арттерапии применяют в комплексе.
     Актуальность  изучения и исследования Арттерапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей.
     Цель  данного исследования, заключается в определении арттерапии, проанализировать возможности арттерапии и арттеропевтической техни-
     ки.
     В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
     1. Рассмотреть теоретические основы арттеропии;
     2. Произвести анализ арттерапии при проведении групповых занятий;
     3. Представить и провести одну из групповых техник арттеапии

     ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и творческим самовыражением

     1.1 История возникновения арттерапии

     Арттерапия имеет древнее происхождение. Согласно Биниек, искусство и терапия имеют общие корни. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.
     Термин  «арттерапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком.
     Термин  арттерапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арттерапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арттерапевтическом процессе – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
     Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда  она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арттерапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арттерапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.
     Исключение  составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арттерапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в 50 - 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арттерапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арттерапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.
     В последние два-три десятилетия арттерапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арттерапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арттерапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:
     - психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития  разных видов игровой активности;
     - психология измененных состояний  сознания, трактующая арт-терапевтическую  активность в состоянии творческого  вдохновения как прогрессивный  адаптационный механизм, один из  множества компонентов целостной  реакции организма, направленной  на достижение динамического равновесия;
     - современные представления общей  теории систем, касающиеся психической  деятельности, в частности, концепция  множественности ответов психики  на состояния стресса, болезни  и духовного кризиса. 
     - трансперсональная методология, рассматривающая арттерапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности.
          Артерапия в настоящее время используется как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии.
     1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии
     Привлекательность метода арттерапии состоит в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.
     Наиболее  часто к методу арттерапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:
     - выражение эмоций и чувств, связанных  с переживаниями своих проблем,  самого себя;
     - активный поиск новых форм  взаимодействия с миром;
     - подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
     - и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно  меняющемся мире (гибкости).
     Эти цели арттерапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арттерапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.
     Многие  психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арттерапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.
     В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
     Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и  сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арттерапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
     Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арттерапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.
     В арттерапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое.
     Как это ни удивительно, но современная научная арттерапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.
     Существует  два основных подхода в арттерапии:
     1. Искусство обладает целительным  действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арттерапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм - сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.
     2. На первом месте - терапевтические  цели, творческие цели вторичны, арттерапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер.
     Основные  цели арттерапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арттерапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
     Важным  понятием арттерапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.
     Преимущества  метода арттерапии в том, что он:
     1. Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
     2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
     3. Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
     4. Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
     5. Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
     6. Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
     7. Развивает и усиливает внимание к чувствам;
     8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
     Факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):
     1) фактор художественной экспрессии - воплощение чувств, потребностей  и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными  художественными материалами и  художественным образом;
     2) фактор психотерапевтических отношений  - динамика взаимоотношений клиента-терапевта-группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;
     3) фактор интерпретаций и вербальной  обратной связи - трансформация,  перевод материала (процесса и  результата творчества) с эмоционального  уровня на уровень понимания, формирование смыслов.
     Руководитель  группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и  проявляет максимум гибкости для  стимулирования художественного творчества Помещение должно обеспечивать место  для движений и шумных игр. Роль руководителя - способствовать творчеству. Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.
     В структуре арттерапевтического занятия выделяются две основные части:
     1. Невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).
     2. Вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).
     Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:
     - как человек себя выражает;
     - что он выражает;
     - в какой форме;
     - как это воздействует на человека  или группу.
     В контексте арттерапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.
     Карл  Юнг считал, что воображение и  творчество являются движущими силами человеческого существования. Он использовал  термин "активное воображение" для  обозначения такого творческого процесса, когда человек просто наблюдает за развитием своей фантазии и не пытается воздействовать на нее.
     К сферам применения арттарапии относятся:
     1) индивидуальная, групповая и семейная арттерапия;
     2) арттерапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;
     3) в общеобразовательных школах, детских  садах, в специализированных школах, в домах-интернатах, в центрах  детского творчества - работа с детьми с ограниченными способностями к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами или живущих в тяжелых социальных условиях, с педагогически и психологически запущенными детьми, с детьми, имеющими нарушения в поведении, личностные нарушения или акцентуации характера, с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;
     4) с престарелыми людьми (в домах  престарелых, в специализированных  центрах);
     5) с лицами, страдающими различного  рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.),
     6) в медицинских учреждениях общесоматического  и психиатрического назначения. 
 
 
 
 
 

     1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.
     Для арттерапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.
     Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности клиента, а также с динамикой арттерапевтического процесса. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы клиенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости.
     На  последующих этапах арттерапевтического процесса клиенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний и различных аспектов опыта клиента. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.
     Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.
     Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.
     Среди современных средств и направлений в арттерапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление - оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания.
     Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.
     Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арттерапии, во время которой ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
     Этот  метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как  один из этапов в работе с подростками  и взрослыми), со следующим спектром проблем:
     - различные формы нарушений поведения 
     - сложности во взаимоотношениях  со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
     - психосоматические заболевания 
     - повышенная тревожность, страхи 
     - сложности, связанные с изменениями  в семейной (развод, появление младшего  ребенка, и т.д.) и в социальной  ситуациях (детский сад, школа) 
     - неврозы.
     Многие  арттерапевты используют работу с эффектами. Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации, актуализация сильных переживаний, чувств, фантазий и страхов. В этом направлении нет чёткой тематической обусловленности. Приемы пименимы на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и экзистенциальной арттерапии. Среди техник этого направления можно выделить следующие: создание объёмной композиции или скульптуры из бумаги, рисунок на мятой или на мокрой бумаге, эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, свободные каракули, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисунок угольными мелками и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.