Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    АКАДЕМИЯ  МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
     

                Допущена к защите
                начальник кафедры
                экономической безопасности
                полковник милиции
                А.А. Вишневский
                «___»___________ 2011 
                 
                 
                 
                 
                 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
    «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ» 

    Тема  № 4 «Проблема эффективности  на рынке монополистической  конкуренции» 
     
     
     
     
     
     
     

                                         Автор работы:
  Курсант 2 курса  факультета милиции Васильев В.Э. Руководитель:
Старший преподаватель  кафедры экономической безопасности
Коховец А.Я.
 
 
 
 
    Минск
    2011
Содержание
     Введение……………………………………………………………………..3
    Конкуренция в системе международных экономических связей
      Понятие, сущность, функции и условия появления конкуренции….4
      Виды конкуренции. Их характерные черты…………………………..6
    Сущность монополистической конкуренции и её роль в международных торговых отношениях
      Понятие и сущность монополитической конкуренции и ее роль…..12
    2.2 Эффективность монополистической конкуренции…………………18
     Заключение…………………………………………………………..…20
     Список  использованных источников…………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение
     Одним из важнейших составляющих мировых  торговых отношений является конкуренция. Именно поэтому изучение данной тематики является важным для нас. Изучение конкуренции, условий ее возникновения, различных  ее видов и факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, является необходимым для постижения экономики как науки.
           Целью данной работы является подробное изучение конкуренции, ее видов, условий возникновения, значения конкуренции. Какую же роль играет конкуренция в системе международных экономических отношений. Каким образом конкуренция способствует развитию предприятий и торговых отношений в общем.
           Интерес подробного изучения данной тематики обуславливается  тем, что конкуренция является одним из факторов, способствующих быстрому развитию торговых отношений, качества товаров  и услуг.
           Степень разработанности  этой темы остаётся на высоком уровне. Хотя некоторые аспекты конкуренции как экономического явления требуют более детальной обработки и изучения.
           Методологической  основой работы является принцип  объективности. Он основывается на анализе  большого количества источников и других документальных материалов. Полученные данные сопоставляются с выводами исследований в данной области, которые перепроверялись  и уточнялись. 
 
 
 

         1. Конкуренция в системе международных экономических связей
     1.1 Понятие, сущность, функции и условия появления конкуренции
           Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики  и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие  на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить  на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный  рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию  называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.
     Поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других.
     Роль  конкуренции состоит в том, что  благодаря ей на рынке возникает  и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке  свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания  участников рынка.
     Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что  конкуренция иногда приводит к диспропорциям  между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а  следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности.
     Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она  не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное  воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке  и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке.
     Таким образом, конкуренция играет огромную роль, так как является немаловажным элементом рыночной экономики. Именно благодаря ей развиваются как  предприятия так и государство  в целом. Эта борьба между судьектами торговых отношений обусловлена  тем, что каждый использует все больше средств, например для снижения стоимости  товара, что в итоге приведет в  снижению цены на данную продукцию.  
 
 
 
 
 

         1.2 Виды конкуренции. Их характерные черты
     Развитие  конкуренции идет вместе с развитием  товарно-денежных отношений.
     В современной экономике выделяют четыре модели рынка, а соответственно и видов конкурентной борьбы:
     - совершенную (чистую) конкуренцию;
     - монополистическую конкуренцию;
     - олигополию;
     - чистую монополию.
     Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - "несовершенная  конкуренция".
     Совершенная конкуренция.
     Когда говорят о совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которая  в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополии.
     Совершенной называют такую конкуренцию, участники  которой, во-первых, заняты производством  и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам  не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать  любое количество товара и не вызвать  этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену.
     Совершенная конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет  весомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой  следует использовать понятия "доход" и "издержки". Совершенная конкуренция  является ясным и значительным отправным  пунктом для любой дискуссии  об определении цены и объема производства.
     Характерные черты совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция имеет характерные черты:  
• очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют;

• стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта;
• практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из двух предыдущих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта;  
• свободное вступление в отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках; 

• равный доступ к информации. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В сою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении.
     Несовершенная конкуренция
     С принципиально иным положением мы встречаемся  на рынке несовершенной конкуренции, где доминирующую роль играют монополии  или олигополии. Располагая значительным объемом производства, они могут  договориться и назначить цену более  высокую, чем та, которая определяется средними или предельными издержками. Однако в связи с этим, очевидно, спрос на товары должен уменьшиться. Такая искусственно высокая цена будет разорять мелких и даже средних  производителей, которые не могут  конкурировать с монополиями  и олигополиями.
     Таким образом, несовершенная конкуренция  господствует на тех рынках, где  производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее.
     Обратимся теперь к рассмотрению конкретных форм монополистических объединений, которые  создают на рынке несовершенную  конкуренцию. Редким случаем является наличие на рынке единственного  продавца монополиста. Для того чтобы  стать таким монополистом, количество товара фирма или корпорация должна быть единственным производителем в своей отрасли, а также не должно существовать в других отраслях иных производителей, которые бы выпускали продукцию, заменяющую товар монополиста. Как правило, безраздельное господство на рынке монополий встречается редко. Чаще всего они возникают в коммунальном хозяйстве, монополизируя в своих руках снабжение газом, электричеством, обеспечение телефонной связью и т.д. Их деятельность контролируется государством и органами самоуправления.
     Принято различать три типа монополий  в зависимости от способов, какими фирма или корпорация добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке.
     Естественная  монополия возникает в тех  отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда  она владеет единственными источниками  полезных ископаемых или сырья. Средние  издержки такой монополии минимальны в силу масштаба производства. Поэтому  разделение рынка с другими фирмами  привело бы к неэффективности  производства.
     Открытая  монополия не защищена от конкуренции  и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время. Обычно, такими монополиями являются фирмы  которые выходят на рынок с  принципиально новой продукций. Но со временем другие фирмы могут  предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.
     Поскольку целью монополии является получение  максимальной прибыли, то она может  получить ее, когда будет производить  продукцию в таком объеме, при  котором предельные издержки равны  предельному доходу.
     В краткосрочном временном интервале  цена будет определяться ординатой (высотой) кривой спроса в той точке  выпуска продукции, которая соответствует  максимуму прибыли. В долгосрочном временном интервале монополия, не встречающая конкурентов, максимизирует  свою прибыль, производя такой объем  продукции, при которой долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному  предельному доходу. Поскольку в  таком временном интервале спрос  постепенно растет, то в этом случае цена, максимилизирующая прибыль, может  быть ниже, чем в краткосрочном  интервале. Поэтому открытая монополия  может защититься от проникновения конкурирующих фирм на рынок путем установления цены, меньшей той, которая обеспечивает возможность получения краткосрочной максимальной прибыли. Подобная политика лимитизирующего ценообразования может задержать вступление на рынок конкурентов. Таким образом, монополия может стать причиной возникновения негативных явлений в рыночной экономике. Препятствуя конкуренции, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов общества. Когда цены устанавливаются выше предельных или средних издержек, тогда выпуск продукции будет меньше того объема, при котором предельные издержки равны установленной цене. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования. Особую опасность в этом отношении представляют закрытые монополии, которые защищены от конкуренции юридически. Тем не менее, конкуренция происходит и на монопольном рынке. Новые фирмы могут конкурировать с монополией путем продажи товаров-субститутов, или заменителей, или же качественно новых товаров.
     Достижение  высокой прибыли на рынке, где  конкурирует несколько мощных компаний, зависит не только от таких объективных  причин, как рост потребительского спроса, величина издержек производства, предельный доход и др., но также  от реакции других фирм. Такой учет действия конкурирующих фирм при  установлении цены и объема выпуска  продукции на рынке характеризуют  обычно как олигополистическую взаимосвязь. 

     
    Рисунок 1: характерный признак несовершенной конкуренции — отрицательный наклон кривой спроса 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2. Сущность монополистической  конкуренции и её роль в международных торговых отношениях.
     2.1 Понятие и сущность  монополитической  конкуренции
     Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция  включает в себя очень значительный объем конкуренции, смешанной с  небольшой дозой монопольной  власти.
     Монополия - это такой тип рыночной структуры, где:
     1) Весь отраслевой выпуск поставляет  одна фирма, частица каждого  потребителя, (которых на рынке  очень много) в общем объеме  рыночная продукция незначительна; 
     2) продукция однородная и не  имеет близких заменителей; 
     3) вхождения на рынок новых фирм  блокировано; 
     4) потребители не взаимодействуют  между собою; 
     5) существует полная осведомленность  относительно рыночных цен, объемов  и спроса покупателей.
     Условия возникновения
     Монополистическая конкуренция возникает там, где  хозяйствуют десятки фирм. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
     Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя  для сбыта своей продукции. Монополистическая  конкуренция широко представлена в  отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы пальто, меховые изделия, кафе, театры, эстрада  и т. д. Дифференциация продуктов  может основываться не только на различиях  в качестве товара, но и на тех  услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.
     В условиях дифференциации экономических  благ трудно найти две фирмы, которые  производили бы один и тот же продукт  или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так  как наблюдается нечто вроде  континуума продуктов и услуг.
     Важное  значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки  товара в рассрочку, наличие или  отсутствие гарантийного ремонта и  др.
     В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет  большого значения, а капитал, требующийся  для начала дела, как правило, невелик.
     Легкое  вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения  для вступления в отрасль. Ими  могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного  характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
     Характерные черты
     1) Относительно большое число фирм. Монополистическая конкуренция  подразумевает такую рыночную  ситуацию, при которой относительно  большое число небольших производителей  предлагает похожую, но не идентичную  продукцию. Различия между монополистической  и чистой конкуренцией весьма  значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа 25, 35, 60 или 70.
     Из  наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической  конкуренции. Во-первых, каждая фирма  обладает относительно небольшой долей  всего рынка, поэтому она имеет  очень ограниченный контроль над  рыночной ценой. Кроме того, наличие  сравнительно большого числа фирм к  тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью  ограничения объема производства и  искусственного повышения цен, почти  невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма  определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны  конкурирующих с ней фирм. Реакцию  конкурентов можно не учитывать, так как влияние действия одной  фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у  этих конкурентов не будет причины  реагировать на действия фирмы.
     2) Дифференциация продукта. В противоположность  чистой конкуренции одним из  основных признаков монополистической  конкуренции является также дифференциация  продукта. Фирмы в условиях чистой  конкуренции производят стандартизированную  продукцию; производители в условиях  монополистической конкуренции  выпускают разновидности данного  продукта. При этом дифференциация  продукта может принимать ряд  различных форм.
     3) Неценовая конкуренция. Как явствует  из вышеприведенного обсуждения, в условиях монополистической  конкуренции экономическое соперничество  сосредоточивается не только  на цене, но также и на таких  неценовых факторах, как качество  продукта, реклама и условия, связанные  с продажей продукта. Так как  продукты дифференцированы, можно  предположить, что со временем  они могут быть изменены и  что черты различия продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.
     4) Легкое вступление в отрасль.  Вступить в отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко.  То, что производители в условиях  монополистической конкуренции  являются типично небольшими  по размеру фирмами как в  абсолютном, так и в относительном  выражении, предполагает, что эффект  масштаба и требующийся капитал  невелики. С другой стороны, по  сравнению с чистой конкуренцией  могут быть некоторые дополнительные  финансовые барьеры, порожденные  потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов,  и обязательством рекламировать  этот продукт. Существующие фирмы  могут владеть патентами на  свою продукцию и авторскими  правами на свои фабричные  клейма и торговые знаки, что  увеличивает трудности и издержки  их успешного копирования. 
     Основными признаками монополистической  конкуренции являются:
     1) Относительно небольшая доля  всего рынка, приходящаяся на  одну фирму, а, следовательно,  ограниченный контроль над ценой;
     2) Сравнительно большое число фирм  гарантирует, что тайный уговор  с целью ограничения объема  выпуска и искусственного повышения  (понижения) цены практически  невозможен;
     3) Фирмы самостоятельны в выборе  производственных решений и не  учитывают возможную реакцию  со стороны конкурентов;
     4) дифференциация продукта в различных  фирмах:
     - по качеству - долговечность, дизайн, мощность и т.п.;
     - по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта - сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.;
     - по размещению и доступности продукта - супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами;
     - по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу.
     5) экономическое соперничество сосредоточивается  не только на цене, но и на  неценовых факторах;
     6) относительно легкое вступление  в отрасль, так как необходимый  для этого капитал невелик.  Возможные финансовые барьеры  связаны с необходимостью производства  продукта, который отличается от  продукта конкурента и рекламой.
     В Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций  – монополистов, в том числе 185 - республиканского и 535 - местного уровней.
     По  данным Минэкономики, в Брестской  области 59 монополистов, в Витебской - 103, в Гомельской - 70, в Гродненской - 94, в Минске - 33, в Минской области - 88, в Могилевской - 106.
     В частности, государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, включает 532 предприятия. Из них 56 хозяйствующих субъектов  занимают доминирующее положение на республиканских товарных рынках, и 376 - на местных.
     В течение 2010 года Министерством экономики  проведен мониторинг 23 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего  положения на этих рынках, по результатом  которого в государственный реестр включены 6 предприятий, исключены - 2 хозяйствующих субъекта.
     Этот  факт указывает на сокращение количества монополистов в стране и рост конкуренции  среди субъектов хозяйствования. Департамент ценовой политики Минэкономики изучил товарные рынки республики. На основании этого департамент  исключил из госреестра предприятия, которые утратили доминирующее положение на товарных рынках.
     Таким образом, в 2011 году из госреестра исключены ОАО "Могилевский текстиль" по товарной позиции "ткани шелковые", РУПП "Гроднотекстиль" и ОАО "Сукно" (Минск) по товарной позиции "ткани тонкосуконные", ОАО "Минский подшипниковый завод" и ОАО "Гомельский подшипниковый завод" по товарной позиции "подшипники качения, включая велосипедные", ОАО "Могилевхимволокно" по товарной позиции "нити полиэфирные текстильные (товарные)", ОАО "ГТФ "Неман" по товарной позиции "папиросы".
     Государственный реестр субъектов естественных монополий  по состоянию на 1 января 2011 года включает 206 хозяйствующих субъектов, в том числе 29 субъектов естественных монополий республиканского уровня и 177 – местного уровня.
     Факт  доминирования хозяйствующего субъекта определяется, исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих  конкурентам долей, возможности  доступа на этот рынок конкурентов. Учитываются и иные характеризующие  его критерии.
     В Беларуси на начало 2011 года в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, входило более 500 субъектов, занимающих доминирующее положение  на республиканских и местных  товарных рынках. По сравнению с 2000 годом на начало 2011 года количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных  республиканских товарных рынках Беларуси, уменьшилось на 50 процентов.
      
 
 
 
 
 
 

     2.2 Эффективность монополистической  конкуренции
     Оценка  монополистической конкуренции:
     1) В долгосрочном периоде равновесие  при монополистической конкуренции  достигается в точке, находящейся  на участке убывания кривой  средних общих издержек. Свободный  вход и выход на конкурентных  рынках приводит к тому, что  фирмы находятся в точке минимума  средних совокупных издержек. Следовательно,  в долгосрочном периоде при  совершенной конкуренции производство  фирм находится на уровне эффективного, в то время как объем выпуска  монопольно конкурентных фирм  ниже этого уровня;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.