На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
     «Белорусский  торгово-экономический  университет
     потребительской кооперации» 
 
 

     Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на  тему: «Государственный бюджет: источники  формирования, состояние, основные проблемы» 
 

                                                          
                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
                                                                
     СОДЕРЖАНИЕ  

Введение ….………………………………………………………..……….……..  

    Государственный бюджет: понятие, структура и значение в                     современных условиях …..……………………………………………..………
 
    Проблема  дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….
 
 
    Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………
 
Заключение ………………………………………………………………………... 

Список  литературы ………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. 
           С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. При правильном подходе бюджет объективно является не просто средством государственного экономического регулирования, а также реально влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Таким образом, ни одно государство не может существовать без бюджета. Именно по этому изучение государственного бюджета является важной и актуальной темой.
     Цель  исследования: раскрыть тему курсовой работы.
     Задачи  курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
      дать понятие государственному бюджету;
      изучить структуру государственного бюджета;
      показать значение государственного бюджета в современных условиях;
      выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
      описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.
          Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, представляющий собой централизованный фонд денежных ресурсов,  который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.
         Методы, использованные в курсовой работе, такие как метод анализа и синтеза, метод сравнения, социологическая экспертиза экономических преобразований и др.
        Курсовая работа базируется на теоретических исследованиях, периодических изданиях, статистических сборниках, в которых затронут объект исследования. В работе используются данные Закона РБ «О республиканском бюджете на 2010 год» и Закона  РБ «О республиканском бюджете на 2011 год».
        Следует отметить, что данная тема широко и полно описана в экономической литературе. Существует большое количество источников затрагивающих понятие государственного бюджета, структуру, состояние и основные проблемы.
         Курсовая работа включает: титульный лист, содержание, введение, три главы, заключение, список использованной  литературы. Выполнена курсовая работа на 4 листах компьютерного текста.  

      Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях
 
       История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период.
     В переводе с английского бюджет означает мешок. Когда плата общин в  Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ.  С конца 17 вв. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства            [1, с. 111].
     В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. В экономической литературе государственный бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов.  Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан [9, с. 88].
     Будучи  экономической формой  существования реальных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей  общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории [1, с. 112]
     Государственный бюджет – это форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансирования деятельности органов государственной власти.
         Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов государства и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвазанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов [4, с. 148].
     Как финансовый план, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что  и другие финансовые планы. Однако бюджет имеет ряд особенностей, он отличается:
    огромными масштабами, исчисляемыми десятками триллионов рублей. Ни один финансовый план, составляемый в стране, не имеет таких масштабов;
    исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью. Мобильность бюджета достигается: соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные назначения [9, с. 94].
     В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства. Основными считаются две формы государственного управления: унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада и т.п.) – три звена: федеральный; членов федерации (штатов, кантонов, республик); местные. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные (областные, городские, районные, сельские и поселковые) бюджеты.
     Важнейшими  принципами построения бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности.
       Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов. Государство должно иметь лишь один бюджет. Организационно единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации, статистической отчетности. Единство основано и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образования целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.
     Требование  единства дополняется принципом  полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.
     Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В этой связи необходимо определить все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.
     Бюджет  должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами. Учитывать результаты глубокого анализа исполнения бюджетов, финансовых планов ведомств за прошедший период, прогнозные оценки. Мировая практика использует моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год, более длительные периоды, а также их корректировку в течение бюджетного года в связи с изменением конкретных обстоятельств.
     Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета (прежде всего через налоги, сборы), как и направление бюджетных ресурсов, затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источниках его формирования, порядке изъятия налоговых платежей, а также направлении бюджетных ассигнований. Бюджет и отчет о его исполнении за предшествующий период публикуется в печати, и таким образом становятся гласными объем доходов и расходов, основные источники поступлений, направления расходов на текущий год.
     Состояние и исполнение бюджета предполагает соблюдение определенных правил. Прежде всего, устанавливается бюджетный год – период, в течение которого существует данный бюджет. Он равняется 12 месяцам, но начинается в разное время: в Великобритании, Японии, Канаде – с 1 апреля; в Швеции и Норвегии – с 1 июля; в США – с 1 октября; в Беларуси, как и в ряде других стран - совпадает с началом календарного года [20, с. 133)].
     Бюджет, как экономическая категория, выполняет  следующие функции:
    распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.);
    контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств);
    регулирующую (охватывает государственное регулирование и стимулирует развитие экономики);
    социальную (финансовое обеспечение социальной политики государства) [5, с. 5].
     Распределительная функция бюджета проявляется через распределение и перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества.
     Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного производства (хозяйствующие субъекты, бюджетные учреждения и др.).
     Вовлечение  в бюджетное перераспределение  элементов национального богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопления страховых резервов и др. сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.). В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры страны.
     Контрольная функция бюджета проявляется в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных расходов и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит [9, с. 90].
     Регулирующая  функция бюджета проявляется в бюджетном регулировании, которое представляет собой процесс распределения доходов и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней с целью социальных, экономических и других программ, а также покрытия бюджетного дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий. Регулирующее воздействие на областной и районный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.п. [9, с. 93].
     Социальная  функция бюджета заключается в финансовом обеспечении социальной политики государства. Проводимая государством социальная политика направлена на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.  Расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальное страхование позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения    [3, с. 21].
     Функции государственного бюджета объективны, как и объективна и сама эта  категория. Но проявление присущих бюджету  свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.
     Бюджетный  механизм определяет методы мобилизации  доходов, виды доходов бюджета, порядок  их исчисления и взимания, формы  бюджетных расходов, принципы и порядок  предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств [9, с.89].
     Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в  интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
     Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.  Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны.
     Бюджетный фонд страны имеет сложную организационную структуру.  Конкретная величина бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в учреждениях, организациях; масштабов намечаемых структурных сдвигов в пропорциях народного хозяйства и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах [1, с. 113].
       В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности.  Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов [18, c. 262].
     Основными составляющими  структуры бюджета являются доходы и расходы.
     Доходы  бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление определенных форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования. Используя те или иные формы мобилизации финансовых ресурсов (налоги, неналоговые платежи и др.), государство тем самым оказывает влияние на совокупное потребление, перераспределение денежных ресурсов между отдельными отраслями, регионами, социальными группами.
     Кроме этого, путем взимания доходов государство  может оказывать воздействие  на хозяйственную активность конкретных предприятий, на объем выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на привлечение внутренних и внешних инвестиций.
     Формирование  доходов бюджета осуществляется главным образом в виде налогов  и обязательных платежей. Субъекты хозяйствования, в том числе и индивидуальные предприниматели, а также некоторые организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет в строгом соответствии с установленным законодательством [9, с. 91].
     Принято классифицировать доходы бюджета всех уровней по трем признакам:
    социально-экономическому;
    порядку и условиям зачисления;
    юридическим формам.
     По  социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются:
    доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;
    доходы от граждан;
    доходы от внешнеэкономической деятельности;
    пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.
     По  порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются следующим образом:
    закрепленные (доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности с учетом территориального признака поступления средств);
    регулирующие (доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами);
    собственные;
    заемные (процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы).
        По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на:
    налоговые (поступления в виде налогов, установленных законами):
            - прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;
            - налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
            - внутренние налоги на товары и услуги;
            - налоги на собственность (налоги на имущество);
    неналоговые (имеют различную структуру, но в основном возникают как плата за оказанные государством услуги по продаже государственной собственности):
           - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
           -  доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
          -  доходы от реализации государственных  запасов;
          -  доходы от продажи земли и нематериальных активов;
          - поступления капитальных трансфертов  из негосударственных источников;
          -  административные платежи и  сборы;
          -  штрафные санкции, возмещение  ущерба;
          -  доходы от внешнеэкономической деятельности [5, с. 30].
     Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.
     Прежде  всего, государство использует расходы  бюджета:
    на ускоренное развитие отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.;
    развитие непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта и физической культуры, управления и др.);
    финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые денежные средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны;
    на прямые и косвенные военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны;
    финансирование мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономических связей с другими странами и регионами и другие направления [9, с.92].
     Доходы  бюджета, его расходы и объем  национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объем национального продукта и национального дохода, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономики: внешнеэкономические связи, объем валового национального продукта и т.д  [20, с.141].
     Роль  бюджета заключается в том, что  он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономии. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, что в конечном счете позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.
     Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в бюджет денежными средствами. Они позволяют целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
     Важную  роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и искусства.
     По  мере развития рыночных отношений и  осуществления экономически обоснованной финансовой политики в странах роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено, прежде всего, объективной необходимостью улучшения качества жизни населения    [9, с. 94].
        Таким образом,  государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона,  состоящий из двух взаимосвазанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.
     Благодаря бюджету любая страна может воздействовать на развитие экономики, финансировать отрасли материального производства, научных учреждений, мероприятий связанных с развитием внешнеэкономических связей с другими странами и регионами, осуществлять социальные преобразования и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Проблема  дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт
 
         Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита государственного бюджета. Дефицит бюджета является важнейшим показателем состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.
         Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами [5, с. 37].
       Баланс государственного бюджета (сопоставление доходной и расходной частей)  может иметь положительное сальдо (профицит), когда доходы превышают расходы правительства, а также отрицательное сальдо  (дефицит), когда расходы превышают доходы [15, с. 77].   
       В экономической литературе различают несколько видов бюджетного дефицита. В частности, выделяют дефицит первичный и общий (итоговый).
       Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга) над величиной его доходов.
     Общий дефицит определяется на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов [9, с. 110].
        Различают также циклический  и структурный дефицит. 
        В результате циклических колебаний  совокупного дохода бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. 
     Встроенный  стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частным изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе пособие по безработице) и система участия в прибылях. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.
       Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.  

     
                                    
               Рис. 1. Циклический бюджетный дефицит 

     В фазе циклического подъема объем  выпуска Y2 > Y0, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате бюджетный излишек возрастает и инфляционный бум сдерживается (рис. 1.). В фазе циклического спада объем выпуска Y1 < Y2, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.
     Величины  циклических дефицитов и излишков определяются степенью «крутизны» графиков налоговой и бюджетных функций. Угол наклона налоговой функции  Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G – величиной y, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.
     Даже  в том случае, когда все получаемые государственные расходы G представлены упрощенно, как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок  t и чем, соответственно круче линия T. В положении T* величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении T, поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное влияние на рост или снижение совокупного спроса.
     Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
     Циклический дефицит нередко оценивается  как разность между фактической  величиной бюджетного дефицита  и структурным дефицитом.
     Сложности определения уровня полной занятости  ресурсов, естественного уровня безработицы  и потенциального объема выпуска  затрудняют расчеты структурных  дефицитов госбюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики (система мер государственного воздействия на экономические процессы, проводимых налогово-бюджетными (фискальными) рычагами) в долгосрочной перспективе.
     Оценки  структурного дефицита используются, в основном, в промышленно развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства [20, с. 142].
     Различают также активный и пассивный бюджетный  дефицит.
     Активный  бюджетный дефицит возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики.
     Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства.
     В зависимости от продолжительности  существования бюджетного дефицита различают краткосрочный и долгосрочный дефицит.
     Краткосрочный дефицит имеет место в тех случаях, когда несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.
     Долгосрочный  дефицит бюджета (хронический дефицит) связан с наличием разрыва между расходами и доходами бюджета на протяжении ряда лет [9, с. 110].
            Основными  причинами бюджетного  дефицита являются:
    Низкий уровень доходов в стране. Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то при относительно постоянной величине государственных расходов (государственных закупок и национальных выплат) и уменьшении налоговых поступлений, вследствие более низких доходов, бюджетный дефицит будет расти. Следовательно, спады деловой активности будут вызывать увеличение дефицита госбюджета          [20, с. 141].
    Наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда становится невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах.
    Кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий и др.), неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
    Необходимость осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное состояние экономики, а стремление правительства страны обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства   [9, с. 111].
    Рост теневого сектора экономики. Наличие данной причины приводит к уменьшению налоговой базы. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят   [18, с. 263].
               Мировая практика экономического развития свидетельствует о том, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен  для экономики страны.   В современном мире нет государства, которое в те или иные  периоды  своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой  рыночной  экономикой так же хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения  бюджетные  дефициты  не  рассматриваются  как катастрофически  отрицательные  экономические   показатели.   Известный английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946) в целях ''взбадривания'' экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал  проводить  политику дефицитного финансирования. И в  этом,  безусловно,  есть  рациональное звено [6, c. 238].
     Очень важно, чтобы весь бюджет, или по крайней мере большая его часть, приходилась на бюджет развития. Инвестиции государства в экономическое развитие страны не обязательно должны быть полностью обеспечены собственными доходами государства в текущем финансовом году, они вполне могут покрываться за счет заемных средств (кредитов ЦБ, облигационных займов, иностранных кредитов), ибо эти инвестиции предполагают дополнительную отдачу от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Если причиной превышения темпов роста расходов над темпами роста доходов является инвестирование централизованных финансовых ресурсов в производственную сферу, то происходит одновременно их накопление и последующая капитализация. Таким образом, дефицит бюджета развития в целом не нарушает нормального хода экономических процессов, если существует реально действующий механизм выявления зависимости между планированием бюджетного дефицита и крупными капитальными вложениями в развитие экономики [1, с. 122].
     Отсюда  ясно, что в условиях динамично  развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный  дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Правда, при этом  количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е.  сумма,  полученных  государством в долг финансовых  ресурсов,  не  должна  ложиться  тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться  сокращением социальных программ [8, с. 127].
     Совершенно  иная картина складывается, если большая  часть дефицита государственного бюджета  приходится на бюджет текущих расходов, либо дефицит отражает кризисные явления в экономике, ее  развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это означает рост необеспеченной государственной задолженности, и он чреват самыми серьезными социальными последствиями, а так же бюджетный дефицит  является чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятие не только  срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики,  финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.),  но  и соответствующих политических решений [1, с. 123].
     По  установленным международным стандартам, положение считается контролируемым когда бюджетный дефицит не превышает 3 % от суммы валового внутреннего  продукта (ВВП), а внутренний государственный   долг – 60 % от ВВП, иначе, согласно критериям Маастрихтского пакта о стабильности, экономика страны считается неустойчивой [13, с.109].
        Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат:
    кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
    увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
    выпуск займов;
     В случае монетизации дефицита нередко  возникает сеньораж - доход государства  от печатания денег. Сеньораж возникает  на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального  ВНП, что приводит к повышению  среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
     В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танци - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик, дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
     Правительства особенно часто прибегают к этому  средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит [8, с. 102].
     В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.
     Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
     Если  отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
     Проблема  увеличения налоговых поступлений  в государственный бюджет выходит  за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается  в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.
     Если  дефицит госбюджета финансируется  с помощью выпуска государственных  займов, то увеличивается средняя  рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
     Долговое  финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.
     В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.
     Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.
     Во-первых, в определенных ситуациях правительство  прибегает к принудительному  размещению государственных ценных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
     Во-вторых, если правительство даже и создает  достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя  свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.
     Государственные займы на рынке ссудных капиталов  способствуют удорожанию кредита - росту учетной ставки.
     Ни  один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным [2, с.164].
     В мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая  форма, как привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений  (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.
     Понимая выгодность политики привлечения в  страну иностранного капитала, все  страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров.
     Основная  задача политики в области финансирования дефицитов бюджетов – продолжение курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема заимствований.
     В России долгие годы сталкивались с проблемой бюджетного дефицита. Основными причинами этого были следующие:
    снижение эффективности общественного производства, усугубляемое низкой результативностью внешнеэкономических связей;
    несовершенство финансовой системы страны;
    консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой, не позволяющие оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях;
    нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала изменений финансового механизма, реформирования всех его структур;
    неэффективность структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы и т.п. [11, с.127].
     С 1990 г. и до 1995 для покрытия бюджетного дефицита  в основном использовалась эмиссия денег, что послужило  мощным инфляционным фактором; только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн. руб. В конце 1991 и начале 1992 г. ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежного спроса. С 1995 г. по 1998 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги – ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроком погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внутреннего государственного облигационного займа; облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ); государственные сберегательные займы; золотые сертификаты.
     В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расходов, суть которого заключалась в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10 %, снижение доходов.
     Перечень  защищенных статей, не подлежащих секвестированию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где проводится отдельной статьей. Это заработная плата, стипендии, пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению, питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, расходы на образование, содействие развитию научно-технического прогресса, погашение внутреннего долга, а также расходы бюджета развития и др.
     В 1997 г. секвестированию подлежали  и часть защищенных статей, например зарплата, расходы бюджета развития. Однако это не привело к сбалансированию бюджета РФ [1, с. 123].
         С 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему проблема дефицита бюджета постепенно исчезает.
     Ростом  своих экономических показателей  Россия обязана благоприятной для  нее конъюнктуре на мировом рынке  нефти, а такие показатели, как "бегство  капитала" (перевод капитала из развивающихся  стран в развитые страны с целью  избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.
     Кризис  способствовал переходу правительства  к более ответственной финансово-бюджетной  политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным  профицитом 2% ВВП, фактически первичный  профицит в первом полугодии составил 1,9% ВВП, а дефицит сократился до 2,5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2,5 млрд. долл. в месяц [12, с. 137].
      2000 г. был завершен также с профицитом бюджета в сумме 89 млрд. руб. Эти средства от превышения доходов над расходами по результатам исполнения федерального бюджета за 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2000 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 г.» в связи с получением дополнительных доходов» были направлены на замещение поступлений из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и на погашение государственного долга.
     На  покрытие дефицита бюджета на 2000 г. в Федеральном законе предусматривалось направить доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января    2000 г.
     Федеральный бюджет на 2001 г. был утвержден без  дефицита, а на 2002-2006 гг. – с профицитом соответственно в 178,3; 72,2; 83,4; 278,1 и 776,0 млрд. руб. [6, с. 237].
     В 2007 – 2009 гг. также федеральный бюджет РФ утвержден с профицитом  998,7; 74,1; 14,2 [19, с.46].
     Бюджетный дефицит в США является одной из проблем внутренней политики страны.  В 1984 финансовом году предполагалось сбалансировать федеральный бюджет. Он мог быть сбалансирован трояко: либо федеральные расходы замораживались на показатели их доли в ВНП на уровне начала 80-х годов, а через 4 года к нему должен быть подтянут показатель налоговых поступлений; либо брался среднеарифметический показатель между уровнями расходов и доходов, и через соответствующий период времени расходы уменьшались бы, а налоги увеличивались бы примерно на 50%  по отношению к этому уровню (как доля в ВВП); и наконец, за контрольный мог быть взят показатель доходов, и вся тяжесть процедуры сбалансирования бюджета легла бы исключительно на расходные статьи.
     Бюджет  намечалось сбалансировать на уровне 19,3% ВВП. Главной задачей такого сбалансирования считалось сокращение федеральных расходов на социальные нужды. Но, однако, демократы, сохранившие контроль над палатой представителей, в прямом смысле этого слова легли костьми, защищая социальные программы – главный фактор их массовой политической базы в стране. Политической войны удалось избежать только потому, что произошло новое резкое увеличение бюджетного дефицита, когда конгресс дал зеленый свет и налоговой реформе, и наращиванию военных расходов; при этом демократам удалось сохранить темпы роста социальных расходов примерно на уровень предыдущего десятилетия.
     В феврале 1994г., администрация Клинтона представила конгрессу бюджетную  стратегию и свою систему бюджетных  приоритетов, просчитанных вплоть до 1999 фин.г. Администрация не рассчитывала на полное устранение дефицита федерального бюджета, но считала для себя выполнимым иметь во второй половине 90-х годов дефициты меньше 200 млрд. долл. ежегодно (в среднем 180 млрд. долл.). 
     1997 фин. г., принес также снижение  дефицита федерального бюджета, который составил – 193 млрд. долл. Однако, в начале 1997 года Бюджетное бюро конгресса опубликовало свой вариант прогноза дефицитов федерального бюджета на вторую половину 90-х годов. Согласно его данным, даже при благоприятной экономической конъюнктуре вплоть до 2000 года дефициты федерального бюджета будут составлять не менее 200-300 млрд. долл. ежегодно.
       По имеющимся оценкам, в 2003 и 2004 гг. дефицит увеличился до 300 и 480 млрд. долл., т.е. превысил 4% ВВП. По мнению экспертов это должно стимулировать развитие американской экономики [6, с. 238].
     Итак, бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.          
     Регулирование дефицита государственного бюджета является одной из основных задач бюджетной политики государства. По объемам дефицита бюджета можно судить о состоянии экономики любой страны.
     Анализ  причин бюджетного дефицита свидетельствует, что в условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями  бюджетный дефицит в количественно допустимых границах не страшен. Проблема является острой если большая часть дефицита бюджета приходится на бюджет текущих расходов, либо дефицит отражает кризисные явления в экономике, ее  развал, неэффективность финансово–кредитных связей. Это означает рост необеспеченной государственной задолженности, и он чреват самыми серьезными социальными последствиями, а также в данном случае бюджетный дефицит  является  чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятие  срочных и действенных  экономических мер и соответствующих политических решений.
        Исходя из вышесказанного, следует еще раз указать на ключевую роль дефицита бюджета в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, выполняющий роль регулятора с отрицательной обратной связью, играет ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.
 

    3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь 

     Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития страны.
     Бюджет  Республики Беларусь – многоплановый  инструмент, отражающий компромисс необходимости  реформирования и развития экономики  и социальной поддержки всех слоев населения [14, с. 172].
     Республика  Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенций между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами каждая из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В силу вышесказанных обстоятельств бюджетная система заключает в себе бюджеты двух уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые, в свою очередь, содержат в себе самостоятельные звенья: областные, городские, районные бюджеты, бюджеты сельских и поселковых Советов депутатов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.