На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема занятости населения на примере ФРГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное  агентство  по  образованию
Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования
«Российская  экономическая  академия  им. Г.В. Плеханова» 

Факультет Международных Экономических Отношений
Кафедра Мировая экономика
Кафедра Статистика 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На  тему:

«Проблема занятости населения  на примере ФРГ»

 
Выполнил
студент группы 823
очной формы  обучения
 факультета МЭО
…………………….
Научные руководители:
…………………..
…………………….. 
 

Москва – 2011
Оглавление
Список литературы……………………………………………………………....28
Приложения……………………………………………………………………...29
 


Введение

 
     Рынок труда на современном этапе развития экономики имеет огромное значение. Рынок труда существует не отдельно от остальной экономики, как рынок одного из важнейших факторов производства, он связывает многие экономические явления. Например, понижение предложения на определённый вид трудовой деятельности ведёт к тому, что производство, в котором участвуют данные работники, становится менее рентабельным. Естественно, проблемы рынка труда сказываются и на экономике страны в целом. Основной проблемой практически во всех развитых странах является безработица, этой теме и посвящена данная курсовая работа. Особенно актуальна эта проблема для Германии, крупнейшей экономики Европы. С момента объединения в ФРГ уровень безработицы весьма высок. Цель данной работы – провести анализ проблемы занятости населения на примере Германии, рассмотреть причины этого явления; выяснить, почему и как государство должно решать проблемы на рынке; насколько эффективны данные меры и какие имеются альтернативные пути решения этих проблем.
Для этого  определён круг задач – рассмотреть  методы и проблемы учёта безработного населения; проанализировать основные макроэкономические показатели страны и разобрать особенности функционирования рынка труда в Германии.
Работа  разбита на три главы:
      Первая  главе посвящена вопросу, что  такое рынок труда, безработица, как именно функционирует рынок трудовых ресурсов, т.к. знание этих терминов поможет лучше понять государственную политику в области занятости населения.
      Во  второй главе речь идёт непосредственно  о государственном регулировании, как в теории, так и на практике. Обоснована необходимость государственной политики на рынке труда, учитывая его особенности функционирования; дано описание мер уменьшения уровня безработицы, используемых в настоящее время, и рассказано, насколько данные меры эффективны.
      В третьей главе приведены статистические подтверждения ситуации на рынке труда и данные по демографии населения. Кроме того, приводится корреляционная связь между количеством занятых в экономике страны и её валовым внутренним продуктом, что поможет более ясно представить положение экономики ФРГ.
В качестве информационной базы для написания  курсовой были использованы русские  и немецкие издания, справочники  и учебники, а также интернет-источники.
 


Глава 1

1.1

     Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не может найти работу.
Безработным признаётся человек, который временно не участвует в хозяйственной  деятельности страны; ищет работу с обязательной уплатой взносов в фонд социального страхования; официально зарегистрирован в службе занятости населения в течение как минимум 4 недель, готов приступить к работе в течение 2 недель1.
Различают следующие виды безработицы:
    Фрикционная – добровольная безработица, во время которой работник переходит с одной работы на другую;
    структурная – обусловлена изменениями спроса на потребительские товары, и, следовательно, на труд, являющимся фактором производства этих товаров.
    Институциональная – безработица, обусловленная вмешательством государства в установление ставок заработной платы или пособий по безработице.
    Конъюнктурная (циклическая) – невозможность найти работу, связанная с общим экономическим спадом в стране.
    Сезонная – безработица, связанная с колебанием числа рабочих мест в зависимости от времени года.
    Технологическая - безработица, возникающая при развитии автоматизации производства, при этом часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
Сущность  безработицы состоит в том, что  предложение рабочей силы превалирует  над спросом, поэтому с понятием безработицы теснейшим образом связано понятие рынка труда.

1.2

Рынок труда – это действующий в рамках определённого экономического пространства механизм взаимодействия между работодателями и наёмными работниками, выражающий экономические и правовые отношения между ними2.
Субъекты  рынка труда – это наёмные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.
Наёмные работники – это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы. Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и нанимающий на работу одного и более человек на постоянной основе.
Государство, как субъект рыночных отношений, представлено федеральными и региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:
    социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путём стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
    законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
    регулирования рынка труда косвенными методами;
    защиты прав всех субъектов рынка труда;
    ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях)3.
Одним из компонентов рынка труда, определяющим уровень безработицы, является механизм его функционирования.
Механизм  рынка труда — это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и наёмных работников, желающих работать за определённую заработную плату. Его структура включает в себя: спрос на труд, предложение труда, цену труда и конкуренцию. На рынке труда спрос — это потребность работодателей в сотрудниках для производства товаров и услуг. Предложение состоит из трудовых ресурсов наёмных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время. То есть спрос обеспечивают фирмы, а предложение – домохозяйства.
     В основе функционирования рынка труда лежат те же принципы, что и в основе рынка товаров и услуг. Но функционирование рынка труда имеет определённые особенности, связанные со спецификой рабочей силы как объекта рыночных отношений:
    неотделимость права собственности на товар — рабочую силу от его владельца.
    имеет место относительно длительное взаимодействие продавца (наёмного работника) и покупателя (нанимателя) по сравнению с рынком товаров.
    отличие обмена рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Право пользования способностью к труду наёмного работника передаётся работодателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре. Далее осуществляется обмен функционирующей рабочей силы на  заработную плату, который заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Отсюда следует, что  рынок труда связывает между собой различные рынки и что оплата труда осуществляется только в соответствии с конечными результатами, или с ценой реализованных благ, созданной трудом данного работника. Это означает, что спрос на трудовые ресурсы зависит в свою очередь от спроса на товары или услуги. Такой спрос называется производным.
    для работника играют важную роль не только денежные аспекты сделки, но, кроме того, и условия труда, гарантии сохранения его рабочего места (допустим, во время декретного отпуска), перспективы карьерного роста и так далее4.

Глава 2

2.1

Особенности формирования рынка  труда в Германии.
В Германии преобладает так называемая немецкая, или континентальная модель социально-ориентированной экономики, которая и является определяющим фактором развития рынка труда. Помимо Германии, данная модель распространена в Австрии, Швейцарии и, отчасти, Франции.
Отличительные особенности континентальной модели:
    значительная доля государственной собственности в общей экономике страны;
    сильное государственное воздействие на экономику, проявляющееся  преимущественно при решении различных социальных проблем, в том числе и безработицы;                                                                               
    незначительное различие в уровне заработной платы;
    многие банки являются акционерами крупных промышленных компаний, играя при этом решающую роль в экономике; центральному банку предоставлена практически полная автономия  (так называемый рейнский капитализм);
    создание благоприятных условий для конкуренции (путем антимонопольного законодательства).
    Главнейшей задачей считается обеспечение социальной защищённости, социального прогресса и социальной справедливости (хорошо развита система социальной помощи, выплаты дотаций, субсидий, пособий по безработице и т.д.).
Непосредственно рынок труда имеет следующие  особенности:
    Высокая квалификация работников. Для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации, промышленность занимает достаточно большую долю в совокупном ВВП страны. Большая часть произведённой продукции идёт на экспорт, в основном автомобили, станки, вычислительная техника, точные электроприборы, что и является причиной для высоких требований к работникам.
    В то же самое время Германия больше, чем остальная Европа страдает от постоянного притока мигрантов, в основном из стран Ближнего Востока. На данный момент в Германии проживает около 7,4 млн. иммигрантов, что составляет 9% от общего населения страны. Заинтересованность в притоке рабочей силы наблюдается в тех сферах экономической деятельности, которые непривлекательны для немцев. Тем не менее, мигранты увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведёт к росту социальной напряжённости. Многие иммигранты предпочитают получать пособие по безработице, официально числясь безработными. Некоторые мигранты пополняют криминальный контингент, что также нежелательно для нормального развития общества.
    В силу исторических причин восточная и западная часть Германии развивается неравномерно. Например, на момент объединения в 1989 году основной капитал в восточной части был устаревшим, а производительность труда была на 70% ниже, чем в западной части.  Проблема интеграции и модернизации экономики восточных земель сохранилась и сегодня; ежегодно федеральное правительство вкладывает в данные области около 100 млрд. долларов. Остановки предприятий в 90-е годы стали причиной для массовых увольнений работников, и до сегодняшнего дня процент безработных на востоке выше, чем на западе5.

2.2

Учёт  количества безработных
В настоящий  момент учёт безработных в Германии производится в основном путём обследования и опросов населения, а также  на основании данных о работниках, зарегистрированных в службе занятости. В мае 2011 года была произведена всеобщая перепись населения (впервые с 1987 г.), что дополнительно позволит оценить ситуацию на рынке труда.
Несмотря  на недавние изменения в «Закон о  содействии трудоустройству» (SGB III), правовой статус безработного не до конца определён. Тем не менее, с мая 2009 года безработным больше не являются6:
    обратившиеся в частные кадровые агентства, даже если они всё ещё не имеют работы;
    люди, вынужденные проходить курс лечения;
    проходящие процесс обучения, переаттестации или занимающиеся на языковых курсах;
    имеющие любую, даже очень низкооплачиваемую работу (подработка).
    люди старше 58 лет также не учитываются официальной статистикой безработных7.
Следует отметить также и основную проблему учёта безработных – из-за достаточно высоких пособий по безработице  некоторые граждане могут работать, и в то же самое время получать пособие (в основном это актуально для приезжих и работников с низким уровнем дохода).

2.3

     Регулирование рынка труда – это чрезвычайно  важная задача, имеющая много аспектов, так как именно развитие рынка  труда является основой становления всей рыночной экономики. Государственное регулирование опирается на определённые принципы, непосредственно вытекающие из закономерностей его развития.
Важнейшими  принципами регулирования являются:
    Эффективное сочетание государственного регулирования с рыночным саморегулированием;
    Системность;
    Гибкость регулирования.
Методы  регулирования делятся на прямые и косвенные.
К прямым методам относятся изменение продолжительности рабочего дня; стимулирование создания рабочих мест; стимулирование гибких форм занятости; организация общественных и сезонных работ и так далее. То есть это воздействие, носящее регулирующий и корректирующий характер. В основном прямое регулирование оказывает влияние на предложение труда8.
Косвенные методы, наоборот, влияют на спрос, а их воздействие заключается в изменении хозяйствования (в сторону торможения или стимулирования в экономических процессах). Такие методы представлены увеличением государственных заказов, закупок; стимулированием научных исследований; изменениями в налоговой политике; регулирование демографической ситуации; поощрение субсидированием ряда отраслей.
К сожалению, государственное регулирование  является неэффективным по следующим  причинам:
    Безработица в ФРГ носит преимущественно структурный характер, что свидетельствует о недостаточно гибком рынке труда. Причинами этого являются так называемые «союзы интересов» (т.е. профсоюзы и союзы работодателей). Поведение “союзов интересов” на рынке труда носит картельный характер, следовательно, там не действует механизм конкуренции. Такие картели заключают соглашения, учитывающие интересы членов профсоюзов и крупных фирм, но часто в ущерб третьим лицам (безработным, мелким предприятиям). Правительство активно поддерживает производственных гигантов (считая, что на них держится экономика страны), в то время как содействие малому и среднему бизнесу, где трудится около 80% занятых, недостаточно, хотя, как показали исследования, оно обеспечило бы создание большего числа рабочих мест при значительно меньших затратах9. И чем сильнее эти «союзы интересов», тем менее они заинтересованы в реформах, опасаясь снижения степени своего влияния. В результате на рынке труда поддерживается такой порядок, который в определённой степени отвечает интересам членам союзов, в большей степени интересам их функционеров, но не содействует эффективной занятости. Стоит отметить, что такое совпадение интересов работодателей, профсоюзов и политиков может быть потенциально опасным, поскольку это чревато разрушительными для экономики последствиями (в качестве примера можно привести нерациональное субсидирование в 90-е годы (8-10 млрд. марок в год) угледобывающей отрасли в Германии).
    Активная политика на рынке труда далеко не всегда содействует росту занятости. Эффективность осуществляемых в ее рамках мер часто невысока. Так, много денег тратится на организацию общественных работ для безработных, однако, как показывает практика, после их завершения шансы участников на получение нормального рабочего места не только не повышаются, но скорее снижаются. Вместе с тем статистика безработицы выглядит более благополучной именно благодаря государственным мерам по предоставлению временной работы.
    Бюрократия и в целом неэффективная работа государственного аппарата также не способствуют экономическому развитию Германии. По различным оценкам, из-за избыточного бюрократического давления (только на федеральном уровне экономическую жизнь страны регулируют 2100 законов и около 100 тыс. подзаконных актов) ежегодно экономика страны теряет от 46 до 80 млрд. евро10.
    Ввиду высоких издержек на труд крупные компании постоянно выводят рабочие места за границу, например крупнейший европейский производитель электронного и электротехнического оборудования «Siemens» за последние 3 года сократил 20 тыс. рабочих мест, перенося их в Китай и Корею. Чистый отток капитала стал хроническим, а инвестиционная активность в стране низкая11.
 


Глава 3

Теоретические рассуждения могут быть подтверждены статистическими данными. В качестве основных критериев анализа взяты показатели демографии, безработицы, а также показатели связи и корреляции.
Для проведения анализа в первую очередь следует  осветить вопросы численности и  структуры населения.
Таблица 1
Динамика  численности населения Германии
Год Население Родившиеся Умершие Сальдо Прибывшие Выбывшие Сальдо
2000 82 260 000 690 000 830 000 -140 000 841158 674 038 167120
2001 82 440 000 690 000 840 000 -150 000 879217 606 494 272723
2002 82 537 000 680 000 830 000 -150 000 842543 622 955 219588
2003 82 532 000 680 000 820 000 -140 000 768975 626 330 142645
2004 82 501 000 690 000 830 000 -140 000 780175 697 633 82542
2005 82 438 000 680 000 830 000 -150 000 788209 702 075 86134
2006 82 315 000 680 000 830 000 -150 000 798722 709 390 89332
2007 82 218 000 670 000 830 000 -160 000 821593 726 472 95121
2008 82 002 000 670 000 840 000 -170 000 829010 738 828 90182
2009 81 802 000 670 000 840 000 -170 000 841376 738 406 102970
2010 81 758 000 660 000 840 000 -180 000 860112 746 832 113280
По данным таблицы можно рассчитать:
Общий коэффициент рождаемости, представляющий собой отношение количества родившихся в течение года к среднегодовой численности населения, и который считается по формуле ;
Общий коэффициент смертности, представляющий собой отношение числа умерших к среднегодовой численности населения ;
Коэффициент естественного прироста, который высчитывается как разность между коэффициентами рождаемости и смертности.
Таблица 2
Динамика  коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения Германии
  Коэффициенты
Год Рождаемости Смертности Естественного прироста
2000 8,388037929 10,08995867 -1,701920739
2001 8,369723435 10,18922853 -1,819505095
2002 8,238729297 10,05609605 -1,817366757
2003 8,23922842 9,935540154 -1,696311734
2004 8,363534987 10,06048412 -1,696949128
2005 8,248623208 10,06817244 -1,819549237
2006 8,260948794 10,08321691 -1,822268116
2007 8,149067114 10,09511299 -1,946045878
2008 8,170532426 10,24365259 -2,073120168
2009 8,19050879 10,26869759 -2,078188797
2010 8,072604516 10,27422393 -2,201619413
Можно отметить, что общий коэффициент  рождаемости снижается, в то время  как коэффициент смертности растёт, и, как следствие, растёт и показатель естественной убыли населения. В 2000 году на каждую тысячу человек родилось в среднем 8,39 человека, а в 2010 году этот показатель снизился до 8,07. Можно сделать вывод, что население Германии ввиду изменения рождаемости неуклонно и стабильно снижается.  
 
 
 

Таблица 3
Динамика  изменения возрастной структуры  населения Германии
Период Доля  основных возрастных групп (%)
0-14 15-44 45-64 65+
2004 14,7 40,3 24,8 20,2
2005 14,6 40,4 24,7 20,3
2006 14,8 40,3 24,4 20,5
2007 14,9 40,3 24 20,8
2008 14,8 40,4 23,8 21
2009 14,7 40,5 23,3 21,5
2010 14,4 40,5 23,3 21,8
В абсолютном выражении:
Таблица 4
Динамика  изменения возрастной структуры  населения Германии
Период Доля  основных возрастных групп (чел.)
0-14 15-44 45-64 65+
2004 12 127 647 33 247 903 20 460 248 16 665 202
2005 12 035 948 33 304 952 20 362 186 16 734 914
2006 12 182 620 33 172 945 20 084 860 16 874 575
2007 12 250 482 33 133 854 19 732 320 17 101 344
2008 12 136 296 33 128 808 19 516 476 17 220 420
2009 12 024 894 33 129 810 19 059 866 17 587 430
2010 11 773 152 33 111 990 19 049 614 17 823 244
По данным таблицы можно рассчитать показатели потенциальной, пенсионной и общей  нагрузки.
Коэффициент потенциальной нагрузки – это отношение части населения моложе трудоспособного возраста (в данном случае моложе 14 лет) к населению в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет). .
Коэффициент пенсионной нагрузки, представляющий собой соотношение части населения в пенсионном возрасте (старше 65 лет) и населения в трудоспособном возрасте.

Коэффициент общей нагрузки, который высчитывается как сумма показателей потенциальной и пенсионной нагрузки.

Таблица 5
Динамика  коэффициентов нагрузки населения  Германии
  Коэффициенты  нагрузки:
Период Потенциальной Пенсионной Общей
2004 0,225806 0,310292 0,536098
2005 0,224270 0,311828 0,536098
2006 0,228748 0,316847 0,545595
2007 0,231726 0,323484 0,555210
2008 0,230530 0,327103 0,557632
2009 0,230408 0,336991 0,567398
2010 0,225705 0,341693 0,567398
В 2004 году на 1000 человек приходилось 536 людей нетрудоспособного возраста, а в 2010году этот показатель вырос до 567 человек соответственно.
Можно сделать вывод, что доля нетрудоспособного  населения в Германии стабильно  возрастает, в основном за счёт постоянного  увеличения числа людей пенсионного возраста.
Таблица 6
Динамика  количества мигрантов в Германии
  Прибывшие Выбывшие Сальдо
2000 841 158 674 038 167 120
2001 879 217 606 494 272 723
2002 842 543 622 955 219 588
2003 768 975 626 330 142 645
2004 780 175 697 633
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.