На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Риск как объективная  экономическая категория  банковской деятельности ……………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, содержание  и виды рисков………………………………………6
1.2 Способы оценки  степени риска ……………………………………………...7
2 Управление рисками ………………………………………………………….9
2.1 Понятие кредитного  риска и кредитоспособности заемщика ……………10
2.2 Способы обеспечения  возврата кредита …………………………………..18
2.3 Управление  кредитным портфелем ………………………………………..19
3 Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках ……………………………………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список  использованной литературы ……………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
     

    Банки - центральные звенья в системе  рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
    Длительное  время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику мы вынуждены в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.
    Коммерциализация  отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми  институтами влекут за собой необходимость  познания и применения на практике позитивного опыта, который накоплен банками в развитых странах.
    Банковский  сектор Казахстана прошел острую фазу проблем, связанных с кризисом. Банковская система Казахстана медленно, но верно возвращается к нормальной деятельности после тяжелейшего финансово-экономического кризиса 2009-2010 годов. Для Казахстана - это первый кризис такого масштаба. Кризисы приходят и уходят, в среднем они происходят каждые 5-6 лет. И этот кризис тоже не последний.
     Банковская система вернулась к своему стабильному состоянию, ликвидность банков находится на хорошем уровне.
     Однако  в краткосрочной перспективе способность банков к наращиванию их ссудных портфелей будет затрудняться низким спросом и недостаточностью хороших заемщиков. Первой реакцией банков на ухудшение кредитного портфеля стало ужесточение требований к заемщикам. Получается замкнутый круг: предприятия, нуждающиеся в средствах на развитие, не могут получить деньги в банках, банки же не могут найти хороших клиентов.
     Агентство считает, что спрос на банковские кредиты сейчас снизился, но существует и неудовлетворенная потребность. Чтобы она трансформировалась в качественный спрос, нужно чтобы долг населения перед банками снизился еще на 10-15%, и чтобы возникли новые компании, способные зарабатывать в этих условиях. Это произойдет не раньше чем, через 2-3 года.
     После потерь в 2008 и 2009 годах крупные банки  либо не хотят, либо не в состоянии  выдавать кредиты. Ожидания роста кредитования в первом полугодии не оправдались. Брутто-кредиты в экономике снизились на 3%. Чистые кредиты снизились почти у всех крупных банков, за исключением БЦК. Некоторые банки второго эшелона в первом полугодии увеличили свой ссудный портфель на 10-20%, но все они имеют (или, считают, что имеют) намного лучшее качество портфеля, больший запас по капиталу и более надежное фондирование, чем в среднем по системе. Их кредитный портфель до конца года еще может вырасти, но на сектор и на экономику этот рост большого влияния не окажет. В целом по сектору не ожидается существенного роста кредитования из-за недостатка заемщиков с хорошим кредитным риском, из-за недостатка капитала, без которого нельзя превратить ликвидные активы в кредиты, и частично, из-за недостатка у банков длинных дешевых денег.
     Экономика Казахстана находится в процессе восстановления, и основные ожидания роста потребительского спроса пришлись на 2010 год. Растущий спрос населения показывает готовность людей покупать товары и услуги, что, в свою очередь, является очень важным для компаний реального сектора и экономики в целом. Чем больше потребители будут приобретать товаров и услуг, тем будет больше возможностей у компаний увеличивать доходы, расширять бизнес, создавать дополнительные рабочие места и инвестировать в свое развитие. Эта цепная реакция даст новый стимул для развития экономики и увеличения возможностей как компаний, так и населения.
     В то же самое время следует заметить, что для роста экономики важно, чтобы банковский сектор начал кредитовать. Многие банки начинают активно работать в этом направлении, что очень радует. Активность банковского сектора в предоставлении кредитных ресурсов компаниям и населению является фундаментально важным для начала процесса выздоровления и роста казахстанской экономики.
    Управление  рисками является основным в банковском деле. Хотя первоначально банки только принимали депозиты, они быстро созрели, став посредниками при передаче средств, тем самым, приняв на себя другие риски, например кредитный. Кредит стал основой банковского дела и базисом, по которому судили о качестве и о работе банка. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Исследования банкротств банков всего мира свидетельствуют о том, что основной причиной явилось низкое качество активов.
    Ключевыми элементами эффективного управления являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами; и, что наиболее важно, хорошо подготовленный для работы в этой системе персонал.
    Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими.
    Цель  данной работы проанализировать теорию банковских рисков, определить виды рисков, рассмотреть кредитные риски, определить методы управления и оценки рисков. Выявить проблемы управления рисками, связанные с профессиональной банковской спецификой, выявить методы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.
    Итак, в данной работе будут рассмотрены  кредитные риски, методы управления рисками, позволяющие их максимально уменьшить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Риск как объективная экономическая категория банковской деятельности 
     

    1.1 Сущность, содержание  и виды рисков 
     

    Под риском понимается возможная потеря прибыли или капитала участника рынка в будущем по каким-то причинам, зависящим или независящим от него самого.
    Риск- это историческая и экономическая категория.
    Риск  как историческая категория возник на низшей ступени цивилизации с  появлением чувства страха перед  смертью.
    По  мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.
    Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может  произойти или не произойти. В  случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.
    Банковский  риск – это риск, присущий банку как участнику рынка.
    Условно банковский риск может быть поделен  на две группы:
    - общерыночные риски – это риски,  которым подвержены все участники  рынка, включая и банк;
    - специфические банковские риски  – это риски, которым в наибольшей  степени подвержен банк. Это риски, которые связаны с деятельностью банка как организатора кредитного рынка.
    К общерыночным рискам принято относить три группы рисков: рыночный риск, или  риск изменения цены, валютного курса  и процентной ставки; кредитный риск, или риск невыполнения обязательств должника перед кредитором по каким-либо обязательствам; и операционный риск, или риск, связанный с технической стороной рыночных операций (ошибки, технические сбои, необученность персонала и др.).
    Специфические банковские риски по своему виду есть те же самые общерыночные риски, но только в той мере, в какой они влияют на результаты работы банка.
    Общерыночные  риски применительно к банковской деятельности трансформируются в специфические  банковские риски, к наиболее важным из которых относятся (Рисунок 1):
- кредитный  риск – это риск невозврата  выданного банком кредита (в  более широком понимании сюда  относятся любые риски банка,  связанные с неисполнением другими  участниками рынка своих обязательств  перед банком). Например, если кредит не вернули в банк, это означает, что временно (до момента возврата) или полностью (если кредит не будет возвращен никогда) он лишился части своих активов, а это значит, в случае необходимости не сможет возвратить часть депозитов их владельцам;
- риск  ликвидности – это риск, связанный с невозможностью превращения банковских активов в платежные средства в течение короткого времени без потерь для банка. Такая потребность возникает у банка, если владельцы его депозитов вдруг решат их забрать из банка в размерах, превышающих имеющиеся у него свободные денежные средства; 

    
 

 

 

 
 

Рисунок 1. Основные виды банковских рисков 

- риск  изменения процентной ставки  – это возможные потери банка  от изменения рыночных процентных ставок по депозитам, кредитам и ценным бумагам. Например, рост процентов по депозитам при данном уровне процентных ставок по банковским кредитам прямо ведет к потерям банковских доходов. Или банк купил ценные бумаги по рыночной цене, которая упала в связи с ростом рыночной процентной ставки. Если банку придется продавать ценные бумаги по новой, более низкой цене, он понесет убыток;
- валютный  риск – это возможные потери  банка от обесценения имеющейся  у него иностранной валюты  в результате падения валютных курсов. Например, банк покупал доллары по курсу 120 тенге за доллар. Через какое-то время курс доллара снизился на 2 тенге. В результате, если банку прдется продавать имеющуюся у него валюту по более низкому курсу, он получит убыток (потерю) на величину разницы в курсах валют.
    Масштабы  банковского капитала таковы, что  в случае успеха одной рисковой операции прибыль от нее может быть столь  значительной, что надолго перекрывает  размеры потерь от других небольших  рисковых операций. 
 

    1.2 Способы оценки степени риска 
     

    Многие  финансовые операции связаны с довольно существенным риском. Они требуют  оценить степень риска и определить его величину.
    Степень риска- это вероятность наступления  случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
    Риск  предпринимателя количественно  характеризуется субъективной оценкой  вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального  вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.
    Риск  представляет собой действие в надежде  на счастливый исход по принципу “повезет - не повезет”. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает, прежде всего, неопределенность хозяйственной ситуации, т.е. неизвестность условий политической и экономической обстановки, окружающей ту или иную деятельность, и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска.
    Неопределенность  хозяйственной ситуации обусловливается следующими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием, политической нестабильностью, отсутствием четкого законодательства.
    Отсутствие  полной информации о хозяйственной  ситуации и перспективе ее изменения заставляет предпринимателя искать возможность приобрести недостающую дополнительную информацию, а при отсутствии такой возможности начать действовать наугад, опираясь на свой опыт и интуицию.
    Неопределенность  хозяйственной ситуации во многом определяется фактором случайности.
    Случайность- это то, что в сходных условиях происходит неодинаково, и поэтому  ее заранее нельзя предвидеть и запрогнозировать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Управление рисками 
     

    Основной  задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.
    Эффективное управление уровнем риска должно решать целый ряд проблем - от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки.
    Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место  на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.
    Каждый  банк должен думать о минимизации  своих рисков. Это нужно для  его выживания и для здорового развития банковской системы страны. Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая УПРАВЛЕНИЕМ РИСКАМИ. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.
    Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы  своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.
    Цели  и задачи стратегии управления рисками  в большой степени определяются постоянно изменяющейся внешней  экономической средой, в которой приходится работать банку.
    Банк  должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить  и которыми способен эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять  им, отслеживать его. Это требует владения навыками качественной оценки соответствующих процессов.
    В основу банковского управления рисками  должны быть положены следующие принципы:
    прогнозирование возможных источников убытков или  ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
    финансирование  рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
    ответственность и обязанность руководителей  и сотрудников, четкость политики и  механизмов управления рисками;
    координируемый  контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.
    Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ.  
 

    2.1 Понятие кредитного риска и кредитоспособность заемщика 
     

    С точки зрения любого участника рынка риск – это возможность потери в будущем всего или части ожидаемого дохода и/или имеющегося капитала.
    Как и любому участнику рынка, банку  свойственны в той или иной степени все имеющиеся на рынке  риски, то есть риски, связанные с  потерями от неблагоприятного изменения  цен на рынке, от нарушения каких-то обязательств со стороны партнера по соглашению, от ошибок персонала компании, от сбоев работы техники и оборудования и возможные потери.
    По  своей сути банк – это кредитная  организация, а потому наибольшее значение для него имеет такой вид специфического риска, как кредитный риск банка.
    Кредитный риск банка – это возможность получения банком потерь от нарушения заемщиком условий банковского кредитования, вытекающих из кредитного договора.
 
 

      

      

      

      
 
 

Рисунок 2. Составные части кредитного риска банка 

    Кредитный риск банка можно разбить на две составляющие, вытекающие из сущности кредита (Рисунок 2):
- основной  риск – это риск потерь, связанных  с суммой («номиналом») кредита.  Данный кредит может быть не  возвращен – это потери, связанные  с возможностью полного или  частичного невозврата кредита банку, или просрочен – это возможные потери банка, вытекающие из нарушения заемщиком сроков возврата кредита;
-риск  дохода – это риск потерь, связанных  с суммой процентного дохода  по выданному кредиту. Здесь  также возможны риск неуплаты  процентного дохода по кредиту – это возможные потери от полной или частичной неуплаты и риск просрочки (несвоевременной уплаты процентов) – это возможные потери от нарушения сроков уплаты процентных платежей заемщиком.
    Источники, или причины возникновения кредитного риска банка могут быть разделены на две группы (Рисунок 3):
- внутренние  – это причины возникновения  кредитного риска, связанные с  деятельностью самого банка;
- внешние –  это причины возникновения кредитного  риска, находящиеся вне банка. 
       Они подразделяются на:
- кредиторские  – это причины возникновения  кредитного риска, которые зависят  от заемщика, то есть получателя банковского кредита. К ним относятся положение заемщика на рынке, уровень его прибыльности, масштабы деятельности, величина располагаемого и собственного капитала.
- рыночные  – это причины возникновения  кредитного риска, которые определяются  конъюктурой всего рынка. К  ним относятся факторы, определяющие  общерыночную конъюктуру: изменения  рыночных цен, валютных курсов, процентных ставок, состава участников рынка;
- внерыночные  – это причины возникновения  кредитного рынка, которые находятся  вне рынка. К таким причинам  относятся политические действия  государства, изменения в законодательстве, природные события (землетрясения,  наводнения и др.)
 

      

      

      

      
      

      
    
      

      

Рисунок 3. Источники кредитного риска банка 

    Внутренние  причины возникновения кредитного риска многогранны. В целом к  ним можно отнести такие причины:
- ошибки в  управлении, например ошибочную  кредиторскую политику банка, ошибки в принятии решений о кредитовании конкретных клиентов банка, ошибки в документации и др.;
- неготовность  к проведению кредитных операций, например необученность соответствующего  персонала банка, нехватку нужного  оборудования, неготовность нормативной документации и т.п.
    Управление  кредитным риском. Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.
    Банки предоставляют кредиты различным  юридическим и физическим лицам  из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска ценных долговых бумаг и т.д.
    Управление  кредитными рисками является основным в банковском деле. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами  являются хорошо развитые кредитная  политика и процедуры, хорошее управление портфелем, эффективный контроль за кредитами.
    Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Она определяет объективные стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.
    Разработка  кредитной политики представляется особенно важной, когда банку предстоит  адаптироваться к сложным и постоянно  меняющимся условиям экономики и  когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не получавшая должного внимания.
    Кредитный риск - непогашение заемщиком основного  долга и процентов по кредиту, риск процентных ставок и т.д. Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление кредитов.
    Управление кредитным риском - это и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются “целевыми рынками”. Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.
    Перед банками стоят серьезные трудности в деле управления кредитным риском. Контроль со стороны правительства, давление внутренних и внешних обстоятельств политического характера, трудности производства, финансовые ограничения, сбои рынка, срывы производственных графиков и планов и частые ситуации нестабильности в сфере бизнеса и производства подрывают финансовое положение заемщиков. Более того, финансовая информация часто является ненадежной, правовая структура часто не способствует выполнению обязательств по погашению долга.
    Банки зачастую не располагают надежно  разработанным процессом управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков  можно отметить следующие:
- отсутствие письменно зафиксированного в виде документа изложения политики;
- отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля;
- излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;
- плохой анализ кредитуемой отрасли;
- поверхностный финансовый анализ заемщиков;
- завышенная стоимость залога;
- недостаточно частые контакты с клиентом;
- недостаточные проверки и отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;
- отсутствие контроля над займами;
- неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;
- плохой контроль за документированием займов;
- чрезмерное использование заемных средств;
- неполная кредитная документация;
- отсутствие классификации активов и стандартов при формировании резервов на - покрытие убытков по кредитам;
- неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.
    Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмерную концентрацию кредитов, предоставляемых в одной  отрасли или секторе хозяйства, большие портфели неработающих кредитов, убытки по кредитам, неплатежеспособность и не ликвидность.
    Не вызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится действовать в таких экономических условиях, которые характеризуются наличием объективных трудностей для качественного управления кредитами, что лишний раз свидетельствует о важности усиления такого управления.
    Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Разработанная  и письменно зафиксированная  кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет объективные стандарты  и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими. Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц, принимающих стратегические решения, а также предоставляет возможность внешним и внутренним аудиторам оценить степень и качество управления кредитами в банке. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.