На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  «Магнитогорский государственный  университет»
Кафедра логопедии и медико-биологических  дисциплин 
 
 
 

Контрольная работа
  Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи
 в  группе ОНР. 
 
 
 
 
 

                                                                   Выполнила: студентка 404 гр. 
                                             Шеметова Ю. Е.
                                                                    Проверила: Семихатская С. В.                                                                          
 
 
 

  

Магнитогорск , 2010
Содержание 

Введение                                                                                                                      3
    Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада.                                                                                                   5
    Взаимодействие логопеда и воспитателя  по развитию речи в группе ОНР.                                                                                                                   9
        3.  Заключение                                                                                                    20
      4.  Список литературы                                                                                      21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
          К концу ХХ века в России  произошли глубокие социально-
экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие 
 к  резкому  увеличению разного  рода  патологий  у детей и взрослых, в том
 числе и  речевых. Статистические данные  последних десятилетий показывают,
что число детей  с речевой патологией выросло  до 40-50%  от  общего числа 
детей  дошкольного  и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е. А .
Соболева, Т.Б. Филичева и др.),тогда как наконец 50-х  годов ХХ в.  данное
число детей  не превышало 17% ( Б.М. Гриншпун, М. Е.Хватцев  и др.). 
       Научными исследованиями в области  дефектологии доказано исключительно  важное значение раннего распознавания  речевого недоразвития и его  более ранней коррекции, что  позволяет предупреждать затруднения  детей при обучении в школе  (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная  работа с детьми дошкольного  возраста при выраженных нарушениях  речи приводит к значительной  их компенсации. 
     Следует признать достаточно актуальной проблему коррекции речевых нарушений  у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с  нарушениями речи, становление которой  в России началось с конца 60-х  годов ХХ века.
     Дошкольное  образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями  речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему  общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и  коррекционным группам детских  садов общеразвивающего типа принадлежит  ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них  речевого недоразвития и вторичных  психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Организация логопедической  работы с детьми  ОНР. 
   Целенаправленное  формирование связной речи имеет  важнейшее значение
в общей  системе логопедической работы с  детьми с ОНР. Это определяется
прежде  всего ведущей ролью связной  речи в обучении детей как старшего
дошкольного, так и в особенности школьного  возраста. Формирование
связной речи детей с ОНР в коррекционном  детском саду осуществляется как  в 
процессе  разнообразной практической деятельности при проведении игр,
режимных  моментов, наблюдений за окружающим и  др., так и на специальных
коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи
дошкольников  с ОНР освещена в ряде научных  и научно-методических трудов
 по  логопедии.
        Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на
логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств
языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с
детьми  (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры,
прогулки  и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи
осуществляется  прежде всего на логопедических занятиях по формированию
связной речи.
       При обучении  детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание
уделяется формированию  связной монологической  (описательной и
повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике
обучение  детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств
формирования  связной речи, развития речевой активности и творческой
инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на
формирование  психических процессов и познавательных способностей детей.
Подчеркивается  важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.
        К  основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению. В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое  рассказывание.
        При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:
    Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
    Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
    Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
    Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
        Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие :
    Опора на развитие речи в онтогенезе, с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
    Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
    Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи: грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.
    Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности). 
        Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

    Коррекционное формирование и включение в <речевой арсенал> детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
    Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
    Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
   Основной  формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малыми группами (5-6 чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю  по 20 - 30 мин. в утренние часы.
   Человек формируется в деятельности, чем  она разнообразнее, тем разнообразнее  его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.         
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

        
 
 
 
 
 

2. Взаимодействие логопеда  и воспитателя  по развитию речи 
в группе ОНР.
          Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует  первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель  закрепляет сформированные речевые  навыки.
          Исходя из этих задач, следует разделить функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Функции логопеда:
    Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
    Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
    Работа по коррекции звукопроизношения.
    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
    Работа по коррекции слоговой структуры слова.
    Формирование послогового чтения.
    Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
    Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
    Предупреждение нарушений письма и чтения.
    Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
    Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
    Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
    Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
    Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
    Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
    Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
    Закрепление навыков чтения и письма.
    Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
    Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Примерное разделение функций  воспитателя и  логопеда на примере  темы “Овощи”
Коррекционные задачи недели Содержание  работы воспитателя Содержание  работы логопеда
Фонематическое  восприятие: |а| от прочих звуков. Формирование  слухового внимания: д/и “Найди овощ”  (с колокольчиком); “Да – нет”; “Что слышишь?”. Понятия “речевые и неречевые звуки”; знакомство со звуком и буквой А (игра “Поймай звук |а|).
Звукобуквенный  анализ и синтез: выделение ударного гласного в начале слова; 
анализ звукоряда из 2 звуков.
Работа по заданию  логопеда на закрепление усвоенных  навыков (2 половина дня). Учить выделять ударный гласный в начале слова; учить проводить анализ звукоряда  из 2 звуков.
Лексика: овощи. Расширение, активизация  и закрепление словарного запаса по теме на всех проводимых занятиях и  в процессе всех режимных моментов. Введение усвоенных  слов в связную речь ребенка.
Словоизменение: единственное и множественное число существительных. Формирование  у детей представления о единичности  и множественности предметов (на занятиях по математике, лепке, рисованию, на прогулке).Закрепление новой лексико-грамматической категории в играх в течение дня (“один-много”, “собери овощи в корзины” и т.д.) Знакомство  с новой лексико-грамматической категорией.
Синтаксический  уровень: одушевленные и неодушевленные предметы. Закрепление понятий  в играх по заданию логопеда (прогулка, режимные моменты, коррекционный час). Знакомство  с понятиями “одушевленный –  неодушевленный предмет”.
Развитие  связной речи: составление предложений по следам выполняемых действий. Побуждение  детей к проговариванию выполняемых  ими действий в течение всех режимных моментов. Учить детей  отвечать на вопросы полным предложением в игре “Живые картинки” и оречевлять выполняемые ими действия.
Звукопроизношение: выработка воздушной струи. Упражнения  на силу выдоха “подуй на укроп” (вар-т: повесить в дверях комнаты гигиены  картинку) Выработка направленной воздушной струи для постановки конкретных звуков.
Артикуляция. Отработка общего комплекса динамических и статических  артикуляционных упражнений по заданию  логопеда (утро, вечер). Отработка специального комплекса артикуляционных упражнений для постановки конкретных звуков.
Речь  – движение. Разучивание и  проигрывание в течение дня д/и. “Овощи”. Использование д/игр в качестве физминуток.
Мелкая  моторика. Разучивание упражнений пальчиковой гимнастики “Хозяйка однажды с базара пришла” (во время подготовки к завтраку, обеду); мозаика, шнуровки, волчки и т.д. (2 половина дня). 
Работа с детьми по заданию логопеда (2 половина дня).
Работа по подгруппам с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики.
        Цель создания листа рабочих контактов логопеда и воспитателя – оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка: 
Лист  рабочих контактов  логопеда и воспитателей.
Условные  обозначения:
+ – справился;
з – закреплять.
          Воспитатель должен четко представлять себе динамику развития фонематической стороны речи каждого ребенка. Логопедический экран, составляемый логопедом, отражает динамику работы по коррекции звукопроизношения и помогает воспитателю проводить системный контроль над поставленными звуками. Экран сделан из материала, позволяющего использовать магнитные или клеящиеся цветные символы звуков. Размещается экран в рабочей зоне воспитателя.
     Вся работа воспитателя в группе с  ОНР находится в прямой зависимости  от планирования работы логопеда. Все  темы, которые логопед проходит с  детьми необходимо проработать воспитателю  в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – этого  недостаточно. Коррекционное обучение проводится на общеобразовательных занятиях и в ходе ряда режимных моментов. Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться воспитателем в течение всего дня: в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке – и это главное. В  вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.
     Примерное планирование работы воспитателя логопедической группы по теме «ОВОЩИ» в течение  дня  (закрепление речевого материала логопедических занятий).
          День в детском саду у детей начинается с зарядки, в которую воспитатель обязательно включает логопедические упражнения на заданную тему.
     Хозяйка однажды с базара пришла,          (дети маршируют)
     Хозяйка с базара домой принесла
     Картошку,                                          (поднимают руки в стороны)       
       Капусту,                                                 (руки вверх)                       
       Морковку,                              (руки в стороны)
     Горох,                                                             (руки вниз)          
       Петрушку и свеклу.                            (руки в стороны, вверх)                                           
       Ох!                       (хлопок над головой)
     Вот овощи спор завели на столе -            Далее движения в каждом      куплете повторяются.                       
     Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
     Картошка?        
       Капуста?                     
       Морковка?       
     Горох?          
       Петрушка иль свекла?                                            
       Ох!
     Хозяйка тем временем ножик взяла
     И ножиком этим крошить начала
     Картошку,              
       Капусту,                     
              Морковку,
     Горох,         
       Петрушку и свеклу.                                        
       Ох!
     Накрытые  крышкой, в душном горшке
     Кипели, кипели в крутом кипятке
     Картошка,                
       Капуста,                             
       Морковка,
     Горох,           
       Петрушка и свекла.                                          
       Ох!
     И суп овощной оказался неплох!      
     Далее коррекционная работа продолжается на занятии по математике (фронтальная  форма работы). На теме «Порядковые  числительные» (с использованием наглядности  – овощей) воспитатель с детьми отрабатывает и закрепляет навыки, полученные на занятиях с логопедом, используя приемы: 
        различные типы вопросов;
        специально подобранный счетный материал – овощи;
        вопросы к детям, предполагающие использование ими при ответах словосочетаний с предлогами.
         Воспитатель – На каком месте морковь?
         Ребенок         – Морковь на втором месте.
     Использование возможных заданий:
        последовательное выполнение ряда действий;
        составление группы предметов по заданному числу (возьми столько свекл, какая цифра на доске);
        выбор предметов, сходных по форме (в одну корзину положи все круглые овощи: картошка, свекла, капуста, тыква; в другую –  овальные  кабачок, огурец, баклажан);
        понятие начало – конец (линейный ряд):
         Какой овощ стоит первым? Какой вторым? Какой последним?  
     Воспитатель  формирует понятие «начало», «конец»  ряда (какой по        счету?).
     Это пригодится логопеду для лексико-синтаксического  анализа предложения.
     Во  время занятия проводится физкультминутка, в которой так же отражена тема «Овощи».
     Мы  капусту режем-режем (ладошки превращаются в ножи) – имитационные движения руками в согнутых локтях вперед-назад.
           Мы капусту жмем-жмем – сжимаем и разжимаем кулачки (пальчиковая гимнастика).  
     Мы  капусту солим-солим – перебираем пальцами (пальчиковая гимнастика).
     Мы  морковку трем-трем – ладошки трем друг о друга. 
     После занятия воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Магазин», где  среди фруктов и овощей дети должны купить только овощи – воспитатель  следит за речью «продавца» и «покупателя» - помогает им правильно формировать  вопросы и ответы, следит за окончаниями.  
     На  прогулке воспитатель использует подгрупповую форму работы: одна подгруппа рисует мелками овощи на асфальте; другая – играет в игру с функцией замещения  «Встань по порядку» - дети каждый представляется овощем, которым он захочет быть. Воспитатель предлагает на 1-е место  встать помидору, на 2-е – свекле, на 3-е – луку и т.д. Дети находят  правильно свое место. Затем подгруппы  меняются. Можно провести на прогулке подвижную игру со всей группой с  мячом «Поймай только овощ».  Игра направлена также на  развитие произвольного слухового внимания и закрепление словарного запаса по изучаемой теме. Дети встают по кругу и воспитатель, бросая мяч, называет продукты питания, дети ловят мяч только когда услышат название какого-либо овоща. Также на прогулке проводится игра «Перейди через ручеек», в которой воспитатель закрепляет на теме «Овощи» использование глаголов в связной речи. Воспитатель рисует на асфальте  «камушки». Дети перескакивают с «камушка на камушек» только назвав действие, которое можно делать с овощами: выкапывать, выдергивать, срезать, мыть, жарить, варить, чистить…
     После прогулки – индивидуальная форма  работы – оречевление детьми производимых ими действий при выполнении заданий  педагога. Воспитатель дает задание: «Поставь в один ряд овощи и  назови, что на 1-ом месте, на 2-ом, на 3-ем ? Ребенок, используя словосочетания с предлогами отвечает правильно  – на 1-ом месте морковь, - на 2-ом –  месте лук и т.д. 
     Во  второй половине дня – занятия  по аппликации «Овощи» - вырезаем овощи по выбору детей: огурец – зеленый, помидор – красный. На этом занятии мы продолжаем формировать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников , срезая углы способом закругления; развиваем координацию движения обеих рук; закрепляем умение детей выделять «овощи» из ряда; упражняем детей в употреблении конструкций, включающих объект и определение, характеризующее объект по цвету и выраженное прилагательным.
     В начале занятия педагог просит детей  отгадать загадку Веселой Кисточки: «Какие овощи бывают такого же цвета, как краски, которыми рисовала Веселая  Кисточка?». Планируемые ответы детей: «Помидор и морковка - красного цвета», «Огурец и капуста – зеленого цвета» и т.д. Затем педагог предлагает: «Вырежьте из бумаги овощи и «посадите» (наклейте) на грядку. На занятии используются наглядные образцы, рисунки, показ педагога. Главное – мы закрепляем на занятии словарь по теме. Воспитатель следит за тем, чтобы дети четко проговаривали окончания (какой помидор? – красный); используем приставочные глаголы (что делаешь? – вырезаю помидор, - отрезаем уголки и т.д.)
     В течение всего дня воспитатель  обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают:
      употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки.
      выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умываться (лицо) и т.д.;
      заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки.
       Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа.           
 

       
 
 
 

     Заключение
     Таким образом, взаимосвязь между логопедом  и воспитателем осуществляется в  процессе всей речевой работы при  четком разграничении их функций.  Решая общие задачи ни тот, ни другой не подменяет друг друга, не дублирует  выполнение работы, коррекционные задачи тесно связаны, но имеют четкое разграничение  направлений.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы
1. Научно - методический  журнал «Логопед» №2, 2008.
2. «Логопед в  детском саду» № 1, 2004.
3. Ларионова  Н.Я. «Осуществление взаимосвязи  в работе логопеда и воспитателя» (Обучение и воспитание дошкольников  с нарушениями речи). – М,1987.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
          К концу ХХ века в России  произошли глубокие социально-
экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие 
 к  резкому  увеличению разного  рода  патологий  у детей и взрослых, в том
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.