На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
     БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
     Биологический факультет 
 
 
 
 
 

    Реферат по теме: «Проблема  национального воспитания в современной  школе: содержание и  методика» 
 
 

                                                                      

                                                  
                        
                                                                      
                          Выполнила:                   
                                                    студентка 4 курса, 8 группы
                                                                  Иванчик  Александра Николаевна. 
 

                                                      
 
 
 

Минск, 2011
     Содержание
                                                                                                        стр.
     Введение………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
         Глубокий, духовно верный и здоровый национализм должен воспитываться с колыбели. Он обязан стать духовной крепью и чистой силой человека на всю жизнь. Вера и молитва, воспитание на героическом прошлом Отечества, осознания своего долга и чести, привитие нравственной чистоты, семейной крепи и почитание своего рода и подвигов предков. Воспитание любви к героической истории Отчизны, к культуре и традиционному наследию, к святыням. Это должно прививаться национальным духовным прошлым, укреплять волю и молодые сердца[].
       Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, но постоянно питали новые подрастающие поколения[].
     Национальное  воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. В  ее решение внесли вклад представители  различных наук. Так, многие вопросы  теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего  поколения нашли рассмотрение в  трудах Я. Гогебашвили, М.Е. Евсевьева, Я.А. Каменского, К. Насыри, К.Д. Ушинского. В социально-философском и историческом плане проблема национального воспитания, ее место и роль в теории и практике национальных отношений, получила методологическо-теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, Р.К.Грдзелидзе, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижева, И.И.Серовой, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения, по совершенствованию методов и форм. Психологические труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах[].
     Важнейшая задача современной педагогики —  умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес  к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и  мировой культурам[].
     В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое  собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов  делает человека более обогащенным  и духовно, и эмоционально[].
     Педагогов и психологов интересует: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе[].
     Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной  школы должен стать принцип диалектического  единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной  самоизоляции, равно как и идея национального превосходства, неизбежно  ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям[].  
     Актуальность темы можно обосновывать социальными и собственно педагогическими факторами. К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи[].   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Национальное  самосознание — одно из свойств  нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации  из числапрочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территоррии проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. 
     Народная  культура воспитания представляет собой  основу всякой культуры. Начальная  школа непременно должна быть последовательно  национальной, это - школа родного  языка, естественное продолжение  «школы материнской». Национальное воспитание лежит в основе такой науки  как этнопедагогика.  Этнопедагогика — это наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части. Она выступает ведущим фактором воспитательного процесса, оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия — важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии. В связи с этим, при рассмотрении этой многогранной проблемы следует исходить из того, что обновление общества по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации способствует возрождению национального самосознания, культуры, коренного обновления школьной политики, самой школы, в основе которой лежит постоянное развитие образования, превращение его в механизм формирования личности и, в конечном счете, — действенный механизм развития общества. Решение этой задачи требует широкого вовлечения в процесс воспитания подрастающего поколения всех конструктивных национально-духовных традиций, религиозной культуры. И на этой основе —   разработку научно-педагогических рекомендаций по их эффективному применению в воспитательной практике. Однако  традиции сами по себе не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более что проблема воздействия народных традиций и этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, что может гипертрофировать национальное самосознание, способное приводить к негативному отношению к обычаям и нравственным нормам других народов. Отсюда исключительно важно — найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры. При этом учителю следует учитывать, что тесная взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном процессе народных традиций, духовной, этнопедагогической (в т. ч. религиозной) и современной культуры различных этносов — оптимальный путь общественного развития, динамичного развития человечества, основы развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни нации и народов. По  своей природе народные традиции, этнопедагогическая культура гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы  потребности в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — совесть, достоинство, чувство милосердия, терпимость, добротворчество и взаимопонимание, забота о сохранении окружающей природы, общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. Отход от соблюдения норм народных традиций осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития людей. Основными принципами этнопедагогики являются: глубокая индивидуализация обучения и воспитания: развитие самостоятельности: формирование "Я — концепции" растущей личности.Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного фунционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор). Нравственное  развитие ребенка происходит путем  присвоения им общественно-исторического  опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают  как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует  по принципу непосредственно действующей  потребности, определяя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца. Наиболее  активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения  социальных норм происходит в младшем  школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. А в старшем школьном возрасте происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося национального самосознания и поведения растущего человека. В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом скадываются и определяются требованиями, основанными  на религиозных канонах. Религия, как  часть общественного сознания, теснейшим  образом взаимосвязанная с народными  традициями, оказывает влияние на отношения во многих семьях и обществе. Религиозные убеждения содержат принципы, регулирующие не только морально-этические нормы поведения в семье и обществе, но и его личную, хозяйственную и общественную жизнь, определяют образ жизни человека и социума. Приобщение подрастающего поколения к религиозной культуре позволяет  сделать предположение, что религиозная  культура, аккумулирующая в себя  многовековой опыт народа, связи  с этнопедагогикой, позволит достойно  решить многие задачи, связанные с развитием человека, его морально-этическим отношением  к  себе,   своей   семье,   ближайшему  окружению, товарищам, сверстникам, людям разных наций, вероисповеданий и сословий. Отправная точка и морального, и религиозного сознания — отдельная человеческая личность и ее взаимоотношение с обществом, миром в т. ч. божественным. В нравственной жизни огромную роль играет вера в торжество добра, справедливости. Без такой веры нравственная жизнь человека почти невозможна. Народная педагогика ориентирует человека на веру. Следует отметить, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчиво сохранились и народные традиции. Соответственно этому, воздействие традиций значительно отражается и на детской среде.Передача  подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества — музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, дастаны, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, байты (дастаны, байты—формы этических произведений у восточных народов) и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями — во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них — мировой культуры, интериоризацию общечеловеческих ценностей, следование велению совести, а не внешним императивам, воспитанию личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям.Знание  традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой  формирования социально-этических  норм поведения с высокой культурой  межличностного общения и межнациональных отношений.Анализ  воспитательной работы в школах показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные  идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторванно  от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добротворческая, совместная со взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта.Жестко  централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами  и программами, не позволяет изучать  в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание урока, внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы: 
—  интернационализм как идейной основы конструирования отношений      
— ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;
—  терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным  верованиям, к социокультурной среде  ее развития; 
—  учета специфики широких социальных движений в своей стране,и мире и использования их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности. 
Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения  и духовностью культуры приобретает  в настоящеее время особую актуальность. Оно определяется   возрастающей   ролью   человека   в   создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и конкурентоспособной личности. Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением.  
  
  
  
 
 

     Оптимальным является такое самосознание ребенка  и подростка, при котором он осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, гражданином своей страны, и членом мирового сообщества, «гражданином мира».Содержание образования (включая сюда и воспитание) должно быть ориентировано на выращивание  у школьников нормального типа этнической идентичности. В сущности, именно этот тезис отстаивал еще в 1926 г. Л.С.Выготский, который писал: «Национальные формы развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психологическим условием в наше школьное дело... Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину и отгораживает его от всех внешних влияний. Сталкивание различных культур часто давало прекрасные результаты в смысле развития новых форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей индивидуальности и есть единственный нормальный и нефальшивый путь поведения»[].  В этих замечательных  словах Выготского указан и один из путей к достижению поставленной цели. Это «сталкивание различных культур», или, как сейчас обычно говорят, «диалог культур». Однако условием такого диалога является осознание школьником того факта, что он живет в  стране,где присутствуют разные нации, культуры, языки, где каждый народ и язык, каждая национальная культура самоценны и вносят свой вклад в культуру соей страны и мировую культуру. Интересно, что первым идею диалога культур в школьном образовании высказал Л.Н.Толстой: «После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной постановке дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, более отдаленных, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев». И в другом месте: «...является еще наука-языки, опять соответствующая критерию братства людей».Малоисследованными  являются пока особенности психики различных народов, которые необходимо учитывать в плане этнической вариативности содержания и методов  образования.  Необходимо учитывать в методике, дидактике и системе воспитания особенности этнопедагогической традиции у различных народов страны. Следует  остановиться на синтезе национальной и мировой культуры и истории в преподавании соответствующих учебных предметов. Особенно благоприятные возможности для выращивания «нормальной этничности» предоставляют предметы художественного цикла, в том числе литература. Синтез в едином курсе изучения произведений, написанных авторами своей страны, зарубежных литератур (особенно если они входят в реальный круг чтения школьников) дает возможность выработать отношение к другим языкам, другим литературам, другим культурам как языкам, литературам, культурам равноправным, привить и сделать органическим понимание того, что любой другой язык, культура, народ - это прежде всего и только другой, т.е. чем-то отличный, непохожий. Но другой не значит априори чужой, враждебный, недостойный. С другим языком, народом, другой культурой можно и нужно вступать в отношения диалога. Но конечной целью здесь является не «мирное сосуществование» различных национальных культур в одном сознании, а интеграция и интериоризация этих культур. Не то важно, что Шекспир англичанин и тем отличается от Толстого, но тоже великий писатель и достойный человек, что он мне близок и понятен, что он часть моего духовного мира. Когда наш  школьник естественно и свободно скажет «мой Шекспир», как он говорит «мой Пушкин», можно считать, что наша цель достигнута.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Воспитание национального  самосознания младших  школьников через  приобщение к народной  культуре        
Младший школьный возраст - важнейший этап в  развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…”. Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям ,например, занятия кружка ”Народная культура”.       Начиная занятия по этому курсу, необходимо стремиться на основе изучения народной культуры раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка, воспитать у него чувство единства человека с природой, Родиной, народом, живущим рядом с ним, дать ему познать самого себя. Включить ребенка в культурную национальную среду.Н.Лосский, крупный отечественный философ, совершенно справедливо говорит  о необходимости “Эмоционально  – волевого вживания в конкретную жизнь - как основном педагогическом принципе в системе национального воспитания и освоения культуры”.И еще одна обширная цитата Н.Лосского, очень хорошо раскрывает основные цели и задачи преподавания кружка “ Народная культура”.“Как  бы ни был могуч национальный характер, бывают и в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования”. К сожалению, современная педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. Обдумывая вопрос о такой системе, необходимо отдавать себе отчет в том, что сущность национального характера и национальной культуры, как и все индивидуальное, не выразима в отвлеченных понятиях. Нация есть конкретное живое бытие. По поводу этого бытия можно высказать тысячи отвлеченных идей. Но сколько бы таких идей не формулировали, каждая из них и все они в целом окажутся бледными, тощими принципиально и несоизмеримыми с живой полнотою национальной индивидуальности. Поэтому задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях. Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории, в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным вживанием в культуру других народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям  народов, не зря говорят: “Народ не знающий своего прошлого, не имеет  будущего”. Уроки народной культуры - это пусть маленький, но очень важный шаг, цивилизованное будущее страны. Во всем мире уже пришли к пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А. Печин говорит: «Люди начинают все больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем лицо, как показывает сегодняшний опыт, не слишком уж привлекательное, и что это движение к обезличивающей однородности происходит сейчас» [6]. Сейчас просто жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие, должен послужить детям дверью, которая откроет им путь в будущее страны.Занятия кружка «Народная культура» должно способствовать формированию национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы, человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию, полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Культура  каждого народа как форма его  исторической памяти и самосознания есть органическая часть мировой  культуры.       
Следовательно, осваивая культуру своего народа, постигается  и общее. Любя свое, “особенное”, учим почувствовать уважение к иной, “особенной” культуре. Никогда не было абстрактной мировой культуры, всегда органическое целое разных культур, связанных между собой. Начинать изучение культуры, нужно осваивая в первую очередь собственную, чтобы не потерять себя, не потерять свое место и свой голос в ”концерте народов”, чтобы “совместно творить гармоническое единство жизни, сверкающей богатыми красками различных культур”. А это, в свою очередь, “можно лишь в том случае, если мы будем сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их как свою собственную и таким образом воспитывать в себе способность восполнять друг друга своим творчеством”[1]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.